Античные традиции о колонизации Сардинии
с.93 Сардиния в силу своего географического положения и естественных богатств с древнейших времен привлекала к себе внимание различных народов. Здесь скрещивались интересы с.94 финикийцев, греков и этрусков. Проследить эти отношения, значит восстановить одну из страниц древнейшей истории острова, что, в свою очередь, прольет свет и на международную обстановку в этом районе Западного Средиземноморья.
Сардиния не оставила собственных письменных свидетельств. Дошедшие до нас данные греческих и римских авторов о колонизации острова отрывочны, носят в основном легендарный характер, что чрезвычайно затрудняет их анализ. Разумеется, фрагментарность сведений о доримской Сардинии, с которой сталкивается современный исследователь, объясняется не отсутствием интереса к ней у древних авторов, а тем, что большая часть этих сведений утеряна. По крайней мере, во времена Полибия недостатка в свидетельствах о Сардинии не было. Рассказывая о восстании карфагенских наемников, вспыхнувшем в Сардинии после первой пунической войны, Полибий сделал интересную оговорку: «Так потеряна была для карфагенян Сардиния, остров замечательный по величине, многолюдству населения и по своему плодородию. Повторять об этом острове всем известное мы находим излишним, так как писали о нем многие, притом обстоятельно»1. Однако уже ко времени Павсания положение изменилось: «Я ввел описание Сардинии в мой рассказ о Фокиде потому, что эллины в гораздо меньшей степени, чем о чем-либо другом, слыхали и знают об этом острове»2.
Согласно свидетельствам античных авторов, Сардиния заселялась иноземными народами, главным образом греками, во главе с мифологическими героями. Делать на основании этой традиции твердые выводы не представляется возможным, тем не менее игнорировать ее нельзя, так как в ней могли отразиться какие-то исторически реальные отношения. К настоящему времени значительный материал накопила археология, что позволяет до некоторой степени проверить свидетельства античных авторов.
Данные античной традиции о заселении острова, которые сохранились, настолько фрагментарны, что невозможно восстановить связную историю колонизации Сардинии. Фрагментарность источников вынуждает нас нарушить хронологический принцип при рассмотрении известий античных авторов. Наиболее полно и систематически сведения о колонизации с.95 Сардинии изложены у Павсания, который использовал более древние, не дошедшие до нас источники. Поэтому мы будем разбирать данные традиции в его последовательности, привлекая параллельные места из других античных авторов.
Согласно Павсанию, «первыми переехали на этот остров на кораблях ливийцы»3. Вождем их был Сард, по имени которого остров получил свое название. «Однако изгнать совсем местных жителей ливийскому войску не удалось, и эти пришельцы скорее под гнетом необходимости, чем по доброй воле со стороны местных жителей, были приняты и поселились здесь»4. Ту же версию о приходе в Сардинию ливийцев во главе с Сардом передают Силен5 и Солин6.
Спустя некоторое время после прихода ливийцев на остров прибыли поселенцы из Эллады во главе с Аристеем, сыном Аполлона и нимфы Кирены7. Сведения о приходе в Сардинию поселенцев во главе с Аристеем сохранились еще у Псевдо-Аристотеля, Диодора, Солина. Диодор рассказывает о том, что Аристей, насаждая растения, остров «из дикого сделал способным для жительства»8. В трактате Псевдо-Аристотеля «De mirabilibus auscultationibus» процветание Сардинии ставится в зависимость от прихода сюда Аристея, который выступает в качестве учителя агрикультуры9. Солин приписывает Аристею основание Каралеса10. Это заставляет предположить, что сведения Солина и Павсания восходят к какому-то одному источнику с той разницей, что Павсаний стремился критически воспринимать данные, которыми пользовался: «Мне кажется, что и числом и силами они (поселенцы во главе с Аристеем. —
После Аристея на остров прибыли иберы; начальником их отряда был Норакс. Иберы построили Нору, которая сохранилась в памяти живущих в Сардинии как первый построенный здесь город13.
Четвертый отряд поселенцев, прибывших в Сардинию, состоял из феспийцев и войска из Аттики во главе с Иолаем14. Феспийцы выстроили и заселили город Ольвию, афиняне же отдельно построили и заселили город Огрилу15. Павсаний считает, что в его названии афиняне сохранили название одного из своих родных демов. Не исключено, замечает он, что какой-нибудь Огрил принимал участие в походе феспийцев и афинян16. «И до моего еще времени, — пишет Павсаний, — есть в Сардинии место, которое называется Иолайей, и местные жители воздают поклонение Иолаю»17. Диодор точно так же считает, что сохранившимся до его времени названием это место обязано Иолаю, который привел в Сардинию феспийцев. Иолай покорил там местных жителей, «наипрекраснейшую часть острова, и особенно ровную местность (которая сохраняет Иолаево имя доселе); разделил жребием»18. В результате деятельности Иолая остров сделался настолько плодоносным и славным, что стал объектом соперничества. Настойчивые попытки овладеть им предпринимали карфагеняне19. Псевдо-Аристотель сообщает, что Иолаем были построены башни на острове20. Не исключено, что таким образом его источники объясняли возникновение в Сардинии нурагов21.
В числе тех, кто участвовал в заселении острова, с.97 у Павсания фигурируют и троянцы, бежавшие после взятия Илиона и спасшиеся с Энеем. Часть их была занесена ветрами в Сардинию, и они смешались с поселившимися здесь ранее эллинами. Силы тех и других были равны, поэтому ни одна из сторон не решалась перейти реку Форс, которая протекала между занятыми ими областями, и в сражение им вступить не пришлось22.
Много лет спустя на остров вновь перешли ливийцы и с большим чем некогда флотом начали войну против эллинского населения. Ливийцам удалось истребить почти всех эллинов, из которых лишь очень немногие уцелели23. Троянцы же бежали в горы, укрепились там, заняв неприступные высоты. «Еще и в мое время они назывались илионцами»24, — пишет Павсаний.
Наконец, в качестве населения Сардинии фигурируют корсы. Значительная часть жителей этого острова (Корсики. —
Таким образом, данные античной традиции о заселении острова и греческой колонизации острова представлены в основном мифами, которые носят ярко выраженный этиологический характер. Они возникли с целью объяснить названия с.98 острова, его отдельных частей, городов, местных божеств и местных племен.
Не вызывает ни малейшего сомнения панэллинский характер сведений. Ярко проступает тенденция заселить равнинные обработанные районы Сардинии греками и приписать последним цивилизующую роль. Происходящей от греков цивилизации противопоставляется низкий культурный уровень туземного населения и ливийских иммигрантов. Павсаний подчеркивает, что ни ливийцы, ни местное население не умели строить городов и жили «рассеявшись повсюду, в хижинах и пещерах»27. В источниках Павсания особенно заметен этот мотив противопоставления равнинной зоны Сардинии, населенной греками, внутренним и северным районам, где нашли убежище побежденные народы, которые пребывали в состоянии культурной отсталости.
Кроме того, античная традиция по своей форме подозрительно стройна, что, по-видимому, можно объяснить только как следствие ее сравнительно поздней обработки28 греками.
Нельзя не отметить следующего обстоятельства: оставаясь внешне греческой, традиция во многом связана с Африкой. Поселенцы во главе с Сардом прибыли из Африки; Аристей — сын нимфы Кирены, которая жила в Африке и посоветовала ему обосноваться в Сардинии.
Удивительно отсутствие в традиции какого-либо упоминания о появлении в Сардинии финикийцев. Правда, основание Каралеса и Сульчи Павсаний приписывает Карфагену, но в данном случае речь идет о времени более позднем. Между тем археологические данные свидетельствуют о пребывании финикийцев на острове по крайней мере с
Обратимся к той части традиции, которая связывает заселение Сардинии с Африкой. С целью объяснить название острова Павсаний и его источники приводят в Сардинию ливийцев во главе с Сардом. В связи с этим обращает на себя внимание расхождение в версиях относительно того, откуда прибыл Аристей. Согласно источникам Павсания — из Эллады, Диодора — из Ливии31. Однако и Диодор и Павсаний совпадают в том, что Аристей — сын нимфы Кирены. Диодор дополняет сведения легендой: Аполлон, влюбленный в прекрасную девицу Кирену, перевез ее в Ливию32. По Геродоту, Кирена была основана греками, выходцами с острова Феры33. Геродот сообщает при этом, что на Фере, ранее называвшейся Каллистой, жили потомки Мемблиарея-финикийца. В этом имени можно увидеть название финикийского божества Мелькарта, а в легенде такую черту исторической действительности, как выселение финикийцев с острова34. Фукидид прямо сообщает, что до греков на островах Киклад жили финикийцы35. Как бы то ни было, Аристей — сын нимфы Кирены, а основание Кирены традиция связывает с греками, которые соперничали с финикийцами. Легенда об основании Кирены возникла из явно этиологических соображений и является поздней мифологической комбинацией. Однако если учесть, что Кирена была основана в 631 г. до н. э., то вполне понятным представляется соперничество греков с финикийцами, отголоски которого донесли до нас античные авторы. Проникновение греков в Северную Африку должно было встретить недовольство со стороны водворившихся там финикиян. Диодор, Павсаний, Аполлодор связывают Аристея с с.100 Беотией: он был женат на дочери Кадма Автоное и причиной его переселения в Сардинию послужил гнев на Беотию и всю Элладу из-за несчастной судьбы его сына Актеона36. По данным мифологии, Кадм, основатель Фив, был сыном финикийского царя37, Кадму приписывалось введение в Греции финикийского алфавита38.
С Беотией связана и традиция о приходе в Сардинию афинян и феспийцев. Павсаний подчеркивает, что этим походом руководили «цари, бывшие другого племени, чем тот народ, который следовал за ними»39. Предводительствовал афинянами и феспийцами «фивянин Иолай, племянник Геракла»40. Этимологическая направленность мифа очевидна. Он вызван к жизни, чтобы объяснить культ Иолая, который существовал в Сардинии. Иолай выводится из Беотии, о связях которой с Финикией до нас дошли упоминания, пусть в мифологической форме. Любопытно, что Павсаний, описывая храм феспийцев в честь Геракла, приписывает его Гераклу из идейских Дактилей, храмы которого, по изысканиям нашего автора, «были и у эритрейцев в Ионии и у тирийцев»41. В этой связи следует вспомнить Полибия.
Полибий сообщает, что Ганнибал, члены карфагенского совета старейшин, при нем находившиеся, и все карфагеняне, участвовавшие в его походе, заключали договор с Ксенофаном, послом македонского царя Филиппа, «перед лицом божества карфагенян Геракла и Иолая», «перед лицом всех божеств, какие властвуют над Карфагеном»42. Этот карфагенский Иолай восходит к финикийскому Иолаю, которого исследователи отождествляют с Эшмуном, находившимся в тесной генеалогической связи с Мелькартом43. В сардском божестве проглядывают следы финикийского Иолая44.
с.101 Легендарная традиция о колонизации Сардинии обращает на себя внимание тем, что в ней довольно часто присутствует связь с Гераклом, которая возникает опять-таки либо в связи с Беотией, либо в связи с Ливией. Для Фив было типичным объединение культа Геракла и Иолая45.
Нас, пожалуй, больше интересуют свидетельства о ливийском Геракле. Сард, возглавивший ливийцев, тех самых, что первыми пришли на остров, был сыном Макерида, «которого и египтяне и ливийцы называли Гераклом»46. У Солина он сын Геракла, у Силена — сын ливийского Геракла47. Э. Пайс предполагает, что сведения Павсания являются переложением Саллюстия48, Саллюстий же пользовался пуническими книгами49. Таким образом, можно думать, что в образе ливийского Геракла переплелись восточные и греческие элементы. Сказание о Геракле и его войске, перешедшем в Африку после смерти героя в Испании, вероятно, идет от мифа о Мелькарте Тирском50. Если это так, то можно допустить, что в легендарной традиции отразились связи с Сардинией финикийцев, водворившихся в Северной Африке, как считает большинство исследователей, в конце II — начале I тысячелетия до н. э.51 Подобное предположение позволяет объяснить, каким образом ливийцы, жители пустыни, могли прибыть в Сардинию на кораблях.
Рассмотрим теперь сведения о заселении Сардинии, связанные с Иберией. Переданная Павсанием традиция о том, что основанный иберами город Нора является самым древним на острове, особенно интересна, так как может быть сопоставлена в известной степени с таким эпиграфическим документом, как финикийская надпись из Норы52, обнаруженная там в 1773 г. Стела, содержащая надпись, оббита, и потому прочтение надписи затруднительно. Исследователи памятника предлагали с.102 различные толкования текста53, однако все они гипотетичны. Если нет единства взглядов по вопросу толкования текста надписи, то большинство исследователей на основании палеографического анализа согласны датировать ее концом X — первой половиной
Светильники с одним носиком из Сульчи, найденные в древнем слое тофета, археологи датируют
Большие некрополи в Сульчи дали обильный материал, среди которого встречается красная полированная керамика, подобная самой ранней керамике из Карфагена65. В качестве примера новых открытий следует привести стелу из Сульчи, недавно опубликованную Дж. Пеш66. Она изображает стоящего человека в длинной одежде, вооруженного копьем. Иконография позволила исследователю определить стелу как ремесленное изделие времени финикийских колоний, предшествовавших господству Карфагена или, по крайней мере, появлению на острове ремесел и искусства собственно пунических67. К толкованию памятника обратилась
с.104 Материалы последних раскопок могил Фарроса датируются VIII—
В результате раскопок в Норе найдены святилище, посвященное, как считает Патрони, культу Тиннит, погребения, богатый инвентарь73. Эти находки датируются
с.105 Одним из контрагентов Тира в его западносредиземноморской торговле в конце II тысячелетия до н. э. была область, называвшаяся в Библии словом tarsis, а в греческой литературе — Ταρτησσός76. Большинство современных иоследователей склонны локализовать Тартесс в устье Гвадалквивира77. Тартесс был крупным экспортером металлов. Не случайно, по всей видимости, Диодор в уже цитированном выше отрывке процветание и богатство финикийцев ставит в зависимость от рудников Иберии.
Плавания финикиян на Запад в Тартесс диктовали необходимость в постоянных морских станциях на их пути. Географическое положение Сардинии в Средиземноморье таково, что как раз с Запада со стороны Испании она имеет удобные бухты. Таким образом, вполне логично допустить, что здесь могли возникнуть стоянки финикийских кораблей78. На антифиникийском фоне свидетельств Павсания и Солина, может быть, закономерно всплывают иберы, а в связи с ними и Тартесс: греки, исконные конкуренты финикиян в Западном Средиземноморье, поддерживали дружественные отношения с Тартессом79. Кроме того, античные авторы, смутно представляя себе местные племена Иберии, видимо, пользовались легендарной традицией о процветающем Тартессе. Не исключено, что сам факт игнорирования античной традицией финикийцев в Сардинии говорит как раз о том, что они там прочно обосновались, а это требовалось опровергнуть.
Вероятность такого предположения увеличится, если проанализировать традицию о греческой колонизации, представленную сведениями исторического характера. Обратимся к их рассмотрению.
После подчинения Ионии Киру, рассказывает Геродот, ионяне собрались в Панионий, «им дал полезнейший совет, как мне передают, житель Приены Биант; если бы они ему последовали, то были бы счастливее всех эллинов. Он предлагал собраться всем ионянам и вместе отплыть в Сардинию, основать там общеионийское государство и, таким образом избавившись от рабства, жить благополучно, занимая наибольший остров и владычествуя над остальными островами…»80.
с.106 Геродот сообщает, что во время ионийского восстания Гестиэй из Милета, бывший заложником при дворе Дария, обещает царю завоевать Сардинию, если тот отпустит его на свободу81. Немного позже, когда борьба с персами стала казаться безнадежной, зять Гестиэя Аристагор, собрав совещание своих единомышленников, предложил им на случай, если они будут изгнаны из Милета, вывести колонию в Сардинию, чтобы иметь безопасное убежище82. Несмотря на то, что ни один из проектов не был реализован83, эти свидетельства представляют несомненный интерес. Они находятся в полном соответствии с изменениями обстановки в Западном Средиземноморье к
Это время характеризовалось активизацией греков в Западном Средиземноморье в связи с движением фокейской колонизации, опорным пунктом которой была Массалия, возникшая недалеко от устья Родана приблизительно в 600 г. до н. э.84 Около 560 г. до н. э. фокейцы основали на восточном берегу Корсики Алалию85. Естественным продолжением этого процесса могло стать возникновение на севере Сардинии Ольвии, города по имени типично ионийского86.
Вопрос о существовании греческого поселения к настоящему времени с определенностью не может быть решен. Вместе с тем античная традиция о греческой колонизации слишком очевидна, чтобы ее можно было игнорировать. Однако она, как мы видели, носит почти исключительно легендарный характер и делать категорические выводы о существовании греческого поселения в Сардинии, исходя только из этой традиции, было бы делом рискованным. Археология же не дает материала, позволяющего твердо говорить о присутствии греков на острове. Э. Пайс, Э. Бушье, Г. Глотц, М. Паллоттино, Дж. Бордман допускают возможность существования здесь греческого с.107 поселения87. Ж. Берар не разделяет такого мнения88. Греческие находки в Ольвии датируются не ранее
Отсутствие следов греческого поселения в Сардинии вряд ли может дать достаточно оснований для безоговорочного использования аргумента ex silentio, поскольку наши представления могут быть изменены последующими археологическими работами. Как бы то ни было, вышеприведенные свидетельства Геродота о проектах колонизации Сардинии находятся в соответствии с обстановкой, которая сложилась в Западном Средиземноморье к
Не исключено, таким образом, что дошедшая до нас традиция о колонизации Сардинии была обработана и приобрела законченный вид в период ожесточенной конкурентной борьбы между греками и карфагенянами. Она, вне всякого с.108 сомнения, тенденциозна и отражает заинтересованность греков в укреплении своих позиций в Западном Средиземноморье в пику Карфагену, а может быть и еще раньше финикийцам. Отсюда антифиникийская направленность традиции, игнорирование финикийского элемента в Сардинии и стремление доказать законность притязаний на нее греков.
ПРИМЕЧАНИЯ