Карпачева М. Е.

Каркассон от античности к средневековью

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 1. Саратов, 1972. С. 108—122.

с.108 Изу­че­ние горо­да эпо­хи фео­да­лиз­ма начи­на­ет­ся с поста­нов­ки вопро­са о его про­ис­хож­де­нии. Реше­ние этой про­бле­мы в любом урба­ни­сти­че­ском иссле­до­ва­нии чет­ко выде­ля­ет мето­до­ло­ги­че­ские прин­ци­пы исто­ри­че­ской работы в целом. Исход­ный прин­цип мате­ри­а­ли­сти­че­ско­го под­хо­да к дан­ной теме — марк­сист­ское пони­ма­ние сред­не­ве­ко­во­го горо­да как цен­тра само­сто­я­тель­но­го товар­но­го ремес­ла и товар­но­го обра­ще­ния. Эко­но­ми­че­ская новиз­на и спе­ци­фи­ка горо­да фео­даль­ной фор­ма­ции под­черк­ну­ты К. Марк­сом и Ф. Энгель­сом: «сред­не­ве­ко­вье не полу­чи­ло горо­дов в гото­вом виде из про­шлой исто­рии»1. Отри­ца­ние каче­ст­вен­ной опре­де­лен­но­сти горо­да в раз­ные исто­ри­че­ские эпо­хи, пред­став­ле­ние о ста­биль­ных «типах», яко­бы общих для всех фор­ма­ций, при­ве­ли ряд бур­жу­аз­ных исто­ри­ков к анти­на­уч­но­му выво­ду о непре­рыв­но­сти город­ско­го раз­ви­тия. Эта анти­на­уч­ная мето­до­ло­гия кон­ти­ну­и­те­та рас­смат­ри­ва­ет гене­зис сред­не­ве­ко­во­го горо­да как посте­пен­ный пере­ход ста­рых форм в новые через коли­че­ст­вен­ные уве­ли­че­ния исход­но­го нача­ла и сле­ду­ет с раз­лич­ны­ми вари­а­ци­я­ми основ­но­му прин­ци­пу Допша: «ника­ких пере­ры­вов».

Таким обра­зом, марк­сист­ской поста­нов­ке вопро­са о про­цес­се гра­до­об­ра­зо­ва­ния в сред­ние века про­ти­во­по­став­ля­ет­ся попыт­ка спро­еци­ро­вать с како­го-то еди­но­го образ­ца транс­фор­ма­цию антич­но­го горо­да в сред­не­ве­ко­вый.

Про­ти­во­по­лож­ность этих пози­ций осо­бен­но ярко про­яв­ля­ет­ся, когда исто­ри­ки-урба­ни­сты обра­ща­ют­ся к горо­дам с.109 Южной Фран­ции. Ведь имен­но в Лан­гедо­ке город­ская жизнь в рим­скую эпо­ху была осо­бен­но зна­чи­тель­на и интен­сив­на. Отсюда понят­ны необ­хо­ди­мость и воз­мож­ность обра­ще­ния имен­но к это­му реги­о­ну, для того чтобы про­следить исто­рию горо­дов рим­ско­го кор­ня, а так­же выяс­нить, поче­му, как и когда воз­ни­ка­ет сред­не­ве­ко­вый город.

Рису­нок 1.

Совет­ская урба­ни­сти­ка за послед­ние деся­ти­ле­тия выдви­ну­ла ряд зна­чи­тель­ных работ в этой обла­сти. Пер­вым вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей при­влек город Мон­пе­лье, один из круп­ней­ших эко­но­ми­че­ских цен­тров Южной Фран­ции. В ста­тьях и дис­сер­та­ци­ях двух исто­ри­ков — Н. Б. Реву­нен­ко­вой2 и В. И. Оси­по­ва3 — впер­вые пока­зан про­цесс воз­ник­но­ве­ния ново­го горо­да в XII веке на новом месте вне како­го-либо вли­я­ния антич­но­го наследия. Уже самый объ­ект иссле­до­ва­ния отвер­га­ет воз­мож­ность при­ме­не­ния к это­му горо­ду каких-либо кон­ти­ну­и­ти­вист­ских постро­е­ний. Но Мон­пе­лье — исклю­чи­тель­ный с.110 при­мер город­ско­го раз­ви­тия в Лан­гедо­ке. Абсо­лют­ное боль­шин­ство горо­дов сред­не­ве­ко­вья воз­ни­ка­ло здесь по сосед­ству, вокруг, или пря­мо на месте сво­их рим­ских пред­ше­ст­вен­ни­ков. Вопро­сы обще­го и част­но­го, новиз­ны и пре­ем­ст­вен­но­сти, фор­мы и содер­жа­ния в про­цес­се воз­ник­но­ве­ния и ста­нов­ле­ния горо­да для таких объ­ек­тов наи­бо­лее слож­ны и поле­мич­ны. Круп­ный вклад в иссле­до­ва­ние этих про­блем вно­сит толь­ко что вышед­шая моно­гра­фия С. М. Ста­ма, посвя­щен­ная исто­рии Тулу­зы4. Кон­крет­но-исто­ри­че­ское иссле­до­ва­ние это­го исто­ри­ка явно пере­рас­та­ет локаль­ные рам­ки. Чет­кая науч­ная мето­до­ло­гия поз­во­ли­ла авто­ру ощу­ти­мо пока­зать ту объ­ек­тив­ную грань, кото­рая отде­ля­ла ран­не­сред­не­ве­ко­вый дого­род­ской этап от эта­па соб­ст­вен­но город­ско­го раз­ви­тия. По мыс­ли авто­ра, «ран­нее сред­не­ве­ко­вье яви­лось для горо­дов с антич­ной предыс­то­ри­ей пери­о­дом глу­бо­чай­шей спяч­ки… Город как не-дерев­ня в XI—XII веках воз­ни­кал зано­во»5. Поэто­му так важен и убеди­те­лен тео­ре­ти­че­ский вывод уче­но­го: сред­не­ве­ко­вое город­ское раз­ви­тие вытек­ло не из антич­ных источ­ни­ков, но было порож­де­но могу­чи­ми импуль­са­ми, к XI веку вызрев­ши­ми в нед­рах фео­даль­но­го обще­ства6.

Таким обра­зом, совет­ские исто­ри­ки про­де­ла­ли зна­чи­тель­ную работу в обла­сти даль­ней­шей раз­ра­бот­ки обще­го под­хо­да к про­бле­ме гра­до­об­ра­зо­ва­ния в сред­ние века. Как мы видим, их уси­лия ока­за­лись направ­ле­ны на изу­че­ние исто­рии ста­нов­ле­ния наи­бо­лее круп­ных горо­дов Южной Фран­ции. Зако­но­мер­но обра­тить­ся теперь к объ­ек­там совер­шен­но не изу­чен­ным, горо­дам сред­ним, если не ска­зать зауряд­ным, таким, как Кар­кас­сон, Безье, Бокер, Аль­би и подоб­ным, а так­же к еще более мел­ким город­кам, местеч­кам и кастел­лам. По отно­ше­нию к этим горо­дам мож­но поста­вить ряд новых вопро­сов: как шел про­цесс обра­зо­ва­ния сред­них, мел­ких и мель­чай­ших город­ских цен­тров? Како­ва судь­ба рим­ских горо­дов-кре­по­стей в ран­нее сред­не­ве­ко­вье? Как были свя­за­ны эти город­ки с жиз­нью аграр­ной пери­фе­рии?

Кар­кас­сон — южный пункт запад­но­го Лан­гедо­ка, центр обшир­но­го дио­це­за — инте­ре­сен с двух точек зре­ния: как город рим­ско­го кор­ня Кар­кас­сон с само­го нача­ла был с.111 кре­по­стью, как неболь­шой город — тес­но свя­зан с аграр­ной пери­фе­ри­ей.

Обыч­но ран­ний, дого­род­ской этап почти не остав­ля­ет сколь­ко-то надеж­ных, досто­вер­ных дан­ных. В этом смыс­ле исто­рик Кар­кас­со­на, при всей скудо­сти источ­ни­ков, нахо­дит­ся в луч­шем поло­же­нии. Отдель­ные сведе­ния от ран­не­го сред­не­ве­ко­вья поз­во­ля­ют пред­ста­вить хотя бы основ­ные чер­ты дого­род­ско­го эта­па раз­ви­тия Кар­кас­со­на. Но имен­но это обсто­я­тель­ство спо­соб­ст­во­ва­ло воз­об­ла­да­нию у исто­ри­ков Кар­кас­со­на кон­ти­ну­и­ти­вист­ских пред­став­ле­ний.

Мате­ри­ал ран­ней исто­рии Кар­кас­со­на поз­во­ля­ет, во-пер­вых, прид­ти к опре­де­лен­ным выво­дам отно­си­тель­но спор­ной про­бле­мы о роли антич­но­го наследия и сте­пе­ни пре­ем­ст­вен­но­сти в ста­нов­ле­нии сред­не­ве­ко­во­го горо­да, а во-вто­рых, попы­тать­ся про­следить, что же в дей­ст­ви­тель­но­сти пред­став­лял собой Кар­кас­сон ран­не­го сред­не­ве­ко­вья.

Выяс­не­нию этих двух момен­тов и посвя­ща­ет­ся дан­ная ста­тья.

Изу­че­ние город­ской исто­рии Кар­кас­со­на нача­лось с пер­во­го исто­ри­че­ско­го обо­зре­ния судеб горо­да, кото­рое сде­лал архи­вист, уче­ный-«эрудит» XVII века Г. Бесс7. Этот несколь­ко ана­хро­ни­сти­че­ский труд дает кар­ти­ну ран­не­го раз­ви­тия Кар­кас­со­на. Частые гипо­те­ти­че­ско­го свой­ства попыт­ки вос­пол­нить про­бе­лы по вопро­су про­ис­хож­де­ния горо­да путем обра­ще­ния к леген­дам и пре­да­ни­ям, повест­во­ва­тель­ность, сколь­же­ние по поверх­но­сти фак­тов, к сожа­ле­нию, огра­ни­чи­ва­ют для нас зна­че­ние этой работы. Одна­ко рядом опи­сы­вае­мых собы­тий и при­вле­кае­мых доку­мен­тов она небезын­те­рес­на для иссле­до­ва­те­ля.

Вто­рая работа Р. П. Бужэ8, отно­ся­ща­я­ся к XVIII веку, дает цер­ков­ную и граж­дан­скую исто­рию Кар­кас­со­на в той же повест­во­ва­тель­ной мане­ре. Доку­мен­таль­ный мате­ри­ал, сосре­дото­чен­ный во вто­ром томе, пред­став­ля­ет зна­чи­тель­ную цен­ность.

Вопро­сы эко­но­ми­че­ско­го и соци­аль­но­го раз­ви­тия сред­не­ве­ко­во­го Кар­кас­со­на и в XIX и в XX веках не при­влек­ли вни­ма­ния бур­жу­аз­ных иссле­до­ва­те­лей. Един­ст­вен­ная общая работа по Кар­кас­со­ну — извест­ное сочи­не­ние Жозе­фа Пу9 — по сути дела явля­ет­ся исто­ри­ко-архи­тек­тур­ным с.112 иссле­до­ва­ни­ем. Что же каса­ет­ся про­бле­мы воз­ник­но­ве­ния горо­да Кар­кас­со­на, автор ока­зы­ва­ет­ся в пле­ну кон­ти­ну­и­ти­виз­ма, вопрос для него реша­ет­ся про­сто: кре­пость пре­вра­ща­ет­ся в город. На близ­ких пози­ци­ях эти же идеи про­дол­жа­ет Пьер Морель10, одна­ко с еще боль­шим уда­ре­ни­ем на исто­рию архи­тек­ту­ры кре­по­сти Кар­кас­со­на. Даже у тако­го круп­но­го фран­цуз­ско­го урба­ни­ста, как Фер­ди­нан Лот11, исто­рия Кар­кас­со­на с древ­ней­ших вре­мен пред­став­ля­ет­ся вопло­ще­ни­ем идеи непре­рыв­но­сти город­ско­го раз­ви­тия. Дого­род­ской и соб­ст­вен­но город­ской эта­пы не выде­ля­ют­ся, Кар­кас­сон пря­мо и почти непо­сред­ст­вен­но из антич­но­го горо­да ста­но­вит­ся горо­дом сред­не­ве­ко­вья. Тем более эти поло­же­ния про­яв­ля­ют­ся у Анд­рэ Дюпо­на12, исто­ри­ка, явно склон­но­го к кон­ти­ну­и­ти­виз­му.

Дан­ная ста­тья опи­ра­ет­ся глав­ным обра­зом на сле­дую­щие источ­ни­ки: Кар­ту­ля­рий Кар­кас­сон­ско­го дио­це­за, издан­ный М. Маю­лем в 50—80 годы XIX века13. Доку­мен­ты, опуб­ли­ко­ван­ные Кро-Мэй­р­вьей­ем в то же вре­мя14. Хро­ни­ки, гра­моты, хар­тии воль­но­сти, собран­ные во «Все­об­щей исто­рии Лан­гедо­ка»15.

Вопрос о воз­ник­но­ве­нии Кар­кас­со­на как горо­да, чья предыс­то­рия ухо­дит дале­ко в глубь веков, чрез­вы­чай­но сло­жен. Выво­ды фран­цуз­ских уче­ных XIX—XX веков по это­му пово­ду глу­бо­ко пес­си­ми­стич­ны: «Про­ис­хож­де­ние Кар­кас­со­на неиз­вест­но»16, «Тай­на отда­лен­но­го про­ис­хож­де­ния Кар­кас­со­на непро­ни­цае­ма»17, «Архео­ло­ги­че­ские дан­ные о воз­ник­но­ве­нии очень сла­бы, … даже дата “castrum” Кар­кас­со­на сомни­тель­на»18.

с.113 Если вый­ти из обла­сти легенд и пре­да­ний, пред­ло­жен­ных Г. Бес­сом19 и Р. П. Бужэ20, и обра­тить­ся к досто­вер­ным сведе­ни­ям, кру­пи­цы кото­рых мож­но почерп­нуть в трудах древ­них рим­ских и гре­че­ских исто­ри­ков и гео­гра­фов, в дан­ных архео­ло­гии и нумиз­ма­ти­ки21, мож­но на осно­ве ана­ли­за и сопо­став­ле­ния их прий­ти к сле­дую­щим выво­дам.

Город ведет свою гене­а­ло­гию с дорим­ских вре­мен.

Пер­во­на­чаль­ное посе­ле­ние воль­ков-тек­то­са­гов, пле­мен­ное горо­ди­ще, нахо­ди­лось в выгод­ном гео­гра­фи­че­ском поло­же­нии — в долине реки Оды, в месте, где она меня­ет направ­ле­ние и пово­ра­чи­ва­ет к восто­ку, на пла­то Кар­кас, огра­ни­чен­ное на севе­ре отро­га­ми горы Мон­тань Нуар, на юге — Кор­бье­ра­ми. Это посе­ле­ние мож­но отне­сти к третье­му-чет­вер­то­му веку до н. э., — ко вре­ме­ни коло­ни­за­ции воль­ка­ми-тек­то­са­га­ми с.114 (круп­ней­шим из кельт­ских пле­мен) юго-восточ­ной Гал­лии, кото­рую они отво­е­ва­ли у ибе­рий­цев и лигу­ров.

Выгод­ное гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние при­влек­ло сюда рим­ских заво­е­ва­те­лей. Рим­ляне постро­и­ли близ пер­во­на­чаль­но­го посе­ле­ния воль­ков свою кре­пость, чтобы следить за без­опас­но­стью про­хо­дя­щей через Кар­кас­сон воен­ной и тор­го­вой доро­ги и участ­ком Норуз­ско­го пере­ва­ла. Затем они осно­ва­ли здесь свою коло­нию.

Сле­ду­ет под­черк­нуть, что едва ли меж­ду посе­ле­ни­ем воль­ков и рим­ской кре­по­стью суще­ст­во­ва­ла пря­мая гене­ти­че­ская связь, как это пред­став­ля­ет­ся Кро-Мэй­р­вьейю22, так как нет ни терри­то­ри­аль­но­го23, ни функ­цио­наль­но­го сов­па­де­ния24. Так­же неудач­на попыт­ка пока­зать сход­ство топо­гра­фи­че­ско­го обли­ка антич­но­го Кар­кас­со­на со сред­не­ве­ко­вым. В стрем­ле­нии А. Дюпо­на выве­сти дву­еди­ное стро­е­ние Кар­кас­со­на XII века (ситэ и бург) из «двух эле­мен­тов антич­но­го Кар­кас­со­на (кре­по­сти и субур­бия)»25, вид­на явная тен­ден­ци­оз­ность кон­ти­ну­и­ти­ви­ста.

При рим­ля­нах стра­те­ги­че­ская воен­ная функ­ция доми­ни­ру­ет, Кар­кас­сон ста­но­вит­ся силь­ной кре­по­стью, с зам­ком и укреп­лен­ны­ми сте­на­ми, местом сто­ян­ки воен­но­го гар­ни­зо­на. Одна­ко воз­вы­ше­ние горо­да-кре­по­сти было срав­ни­тель­но крат­ковре­мен­ным. По спра­вед­ли­во­му заме­ча­нию Пье­ра Море­ля, «к кон­цу рим­ской эпо­хи город впал в полу­сон»26. В кон­це IV века Кар­кас­сон поте­рял свою авто­но­мию и в извест­ном тек­сте «No­ti­tia pro­vin­cia­rum et ci­vi­ta­tum Gal­liae» его назва­ние даже не упо­ми­на­ет­ся27.

Так завер­ши­лось раз­ви­тие антич­но­го Кар­кас­со­на, кото­рый утра­чи­ва­ет свое город­ское каче­ство в свя­зи с общим упад­ком рабо­вла­дель­че­ско­го обще­ства.

С воз­ник­но­ве­ни­ем вест­гот­ско­го королев­ства Кар­кас­сон вновь обре­та­ет стра­те­ги­че­ское зна­че­ние, при этом гораздо боль­шее, чем при рим­ля­нах. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что Кар­кас­сон был необ­хо­дим новым заво­е­ва­те­лям как воен­ный, с.115 сто­ро­же­вой пункт на Акви­тан­ской доро­ге. Во-пер­вых, он обе­ре­гал доступ к морю, во-вто­рых, при­кры­вал сто­ли­цу вест­готов, Тулу­зу, в самом опас­ном месте, близ Норуз­ско­го пере­ва­ла. Поэто­му в ран­нее сред­не­ве­ко­вье Кар­кас­сон вновь отстра­и­ва­ет­ся и укреп­ля­ет­ся преж­де все­го как воен­ная кре­пость.

За пери­од гос­под­ства вест­готов (418—715 гг.) воз­во­дит­ся новая мощ­ная город­ская сте­на с трид­ца­тью баш­ня­ми и бой­ни­ца­ми тол­щи­ной до двух мет­ров. По сло­вам А. Дюпо­на, «в середине V века они созда­ли целост­ный ансамбль укреп­ле­ний»28. Пло­щадь кре­по­сти Кар­кас­со­на в V веке была 7 га и 5 аров, пери­метр — око­ло 1000 мет­ров29. По фор­ме цита­дель напо­ми­на­ла мно­го­гран­ник30. Кар­кас­сон пре­вра­ща­ет­ся в мощ­ную кре­пость, одну из силь­ней­ших не толь­ко в Лан­гедо­ке, но и в Евро­пе. На про­тя­же­нии трех веков он выпол­нял един­ст­вен­ную функ­цию «воен­но­го аван­гард­но­го поста вест­гот­ской монар­хии»31.

Судь­бы Кар­кас­со­на VI века, в бур­ную эпо­ху франк­ско­го заво­е­ва­ния, пока­зы­ва­ют, насколь­ко креп­ка была эта твер­ды­ня готов. Вытес­нен­ные из рай­о­на Тулу­зы похо­да­ми Хло­дви­га в 507—510 гг., готы скон­цен­три­ро­ва­лись в рай­оне Кар­кас­со­на32, все­ми сила­ми удер­жи­вая эту кре­пость.

Кар­кас­сон, несмот­ря на дли­тель­ные оса­ды, не был взят в 508—509 гг. франк­ски­ми33, в 582 году — бур­гунд­ски­ми34, в 587—589 гг. тулуз­ски­ми вой­ска­ми35. Креп­кие сте­ны не раз спа­са­ли кре­пость от пол­но­го раз­ру­ше­ния и забве­ния.

Таким обра­зом, если при рим­ля­нах Кар­кас­сон начи­нал свою исто­рию как кре­пость, в кото­рой затем про­яви­лась город­ская жизнь (тор­гов­ля и обмен), то Кар­кас­сон вест­гот­ский вновь начи­на­ет свое суще­ст­во­ва­ние кре­по­стью. Выве­ло ли ран­нее сред­не­ве­ко­вье Кар­кас­сон из это­го состо­я­ния?

Пово­рот­ным решаю­щим момен­том в судь­бе Кар­кас­со­на, как пола­гал Р. П. Бужэ, было учреж­де­ние в 587 году (при Река­реде) пер­во­го като­ли­че­ско­го епи­скоп­ства36. Но, могут ли с.116 слу­жить доста­точ­ной аргу­мен­та­ци­ей рас­цве­та Кар­кас­со­на при­во­ди­мые этим авто­ром при­ме­ры — стро­и­тель­ство в VI веке церк­вей св. Наза­рия и св. Сатур­ни­на? Как выяс­ня­ет­ся, это были незна­чи­тель­ные церк­вуш­ки, и стро­и­тель­ство их велось непо­сти­жи­мо мед­лен­но. Толь­ко при Кар­ле Вели­ком, в 791 году (т. е. почти 2 века спу­стя), оно было закон­че­но37.

Не уста­нов­ле­но вооб­ще, кто был пер­вым гла­вой Кар­кас­сон­ской церк­ви, об этом до сих пор ведут­ся спо­ры38. Более того, в ран­нем Кар­кас­соне не наблюда­ет­ся актив­ной цер­ков­ной дея­тель­но­сти, а от 683 до 788 года совсем не ведут­ся спис­ки епи­ско­пов39, что гово­рит об упад­ке епи­скоп­ской вла­сти.

В это вре­мя, по-види­мо­му, насе­ле­ние кре­по­сти весь­ма незна­чи­тель­но. Пред­по­ло­жить это поз­во­ля­ет факт стро­и­тель­ства пер­во­го кафед­раль­но­го собо­ра за сте­на­ми Кар­кас­со­на40. Это мог­ло про­изой­ти из-за силь­но­го еще в Ситэ вли­я­ния ари­ан­ства, как пред­по­ла­га­ет Ж. Пу41. Но более веро­ят­ной при­чи­ной столь необыч­но­го явле­ния мог­ла быть мало­чис­лен­ность насе­ле­ния внут­ри кре­пост­ных стен. Есте­ствен­но так­же, что епи­скоп преж­де все­го желал уве­ли­че­ния сво­ей пас­т­вы, ибо вме­сте с душа­ми веру­ю­щих наде­ял­ся при­об­ре­сти для церк­ви их иму­ще­ство. Воз­ник­но­ве­ние глав­ной церк­ви, епи­скоп­ской рези­ден­ции под сте­на­ми кре­по­сти не мог­ло не повлечь какой-то хотя бы зача­точ­ной кон­цен­тра­ции насе­ле­ния рядом с Ситэ. Если же сопо­ста­вить этот факт с успе­ха­ми в отра­же­нии дли­тель­ных осад и дан­ны­ми о чрез­вы­чай­но малой пло­ща­ди Кар­кас­со­на, то мож­но пред­по­ло­жить, что с VI века начи­на­ет зарож­дать­ся близ кре­пост­ных стен при­го­род­ная зона. Явля­ясь сфе­рой дея­тель­но­сти епи­ско­па, местом его рези­ден­ции, эта при­го­род­ная зона слу­жи­ла одно­вре­мен­но про­до­воль­ст­вен­ной базой кре­по­сти. Каких-либо иных дан­ных о дру­гом, кро­ме пред­по­ла­гае­мо­го нами, зна­че­нии это­го места под сте­на­ми Кар­кас­со­на у нас нет. Поэто­му нет ника­ко­го осно­ва­ния гово­рить о каком-то каче­ст­вен­ном пере­рож­де­нии Кар­кас­со­на из-за при­об­ре­те­ния им с VI века вто­рой функ­ции — места епи­скоп­ской рези­ден­ции.

с.117 Неко­то­рые авто­ры счи­та­ют, что Кар­кас­сон в ран­нее сред­не­ве­ко­вье был зна­чи­тель­ным тор­го­во-пере­ва­лоч­ным пунк­том42. Дей­ст­ви­тель­но, через него про­хо­ди­ла глав­ная доро­га, соеди­ня­ю­щая Атлан­ти­ку и Сре­ди­зем­но­мо­рье, иду­щая меж­ду Цен­траль­ным мас­си­вом и Пире­не­ями через доли­ну Оды и доли­ну Гарон­ны. Доро­га эта извест­на уже Стра­бо­ну43. Кар­кас­сон сто­ял на пере­крест­ке трех важ­ней­ших путей: I. Уча­сток «voie d’Aqui­tai­ne» Тулу­за — Кар­кас­сон — Нар­бон­на44 — это вет­ка, отхо­дя­щая от сухо­пут­ной Доми­ци­е­вой доро­ги, древ­няя пле­мен­ная тро­па в глубь Акви­та­нии. II. Из Бор­до в Нар­бон­ну через Кар­кас­сон шла дру­гая доро­га, сна­ча­ла реч­ным путем от Тулу­зы по реке Гаронне, затем по реке Оде к Кар­кас­со­ну через реч­ную доли­ну — сухо­пут­ным путем45. III. Доро­га от Каго­ра к Сре­ди­зем­но­му морю шла через Кар­кас­сон, и из Ави­ньо­на в Тулу­зу так­же пере­се­ка­ла Кар­кас­сон46. Из это­го вид­но, что воз­мож­но­сти для тор­го­во-пере­ва­лоч­ной дея­тель­но­сти у Кар­кас­со­на были. Но насколь­ко они мог­ли реа­ли­зо­вать­ся в ран­нее сред­не­ве­ко­вье? В V—VI веках Кар­кас­сон еще упо­ми­нал­ся в путе­во­ди­те­лях47. Для VII—VIII веков мы не мог­ли обна­ру­жить подоб­ных свиде­тельств. Есть сведе­ния о том, что при коро­ле Эри­хе (464—487) в Кар­кас­соне был монет­ный двор48, что может свиде­тель­ст­во­вать о неко­то­ром денеж­ном обра­ще­нии. Но, как увидим далее, изготов­ле­ние монет в Кар­кас­соне на вре­мя пре­кра­ти­лось, и лишь спу­стя два века было вновь воз­об­нов­ле­но. Гово­рить о Кар­кас­соне как о зна­чи­тель­ном тор­го­вом пунк­те в ран­нее сред­не­ве­ко­вье нет ника­ко­го осно­ва­ния.

Непро­дол­жи­тель­ное гос­под­ство заво­е­ва­те­лей-ара­бов (715—752 гг.)49 не сыг­ра­ло зна­чи­тель­ной роли в раз­ви­тии с.118 Кар­кас­со­на. Одна­ко вол­на араб­ско­го заво­е­ва­ния при­нес­ла на терри­то­рию Кар­кас­са не толь­ко ара­бов, но и мно­го­чис­лен­ных бежен­цев из Испа­нии50, кото­рые сли­лись на род­ст­вен­ной этни­че­ской осно­ве с мест­ным вест­гот­ским насе­ле­ни­ем. От это­го вре­ме­ни не сохра­ни­лось ника­ких доку­мен­тов о Кар­кас­соне, види­мо, он не играл зна­чи­тель­ной роли, соб­ст­вен­но город­ская жизнь в нем не про­буди­лась.

В эпо­ху пер­вых Каро­лин­гов Кар­кас­сон был офи­ци­аль­но при­со­еди­нен к Фран­цуз­ско­му королев­ству51. Одна­ко подъ­ема город­ской жиз­ни не про­изо­шло, как это пыта­ет­ся пред­ста­вить А. Дюпон52. Анна­лы Ситэ в IX веке содер­жат лишь опи­са­ние незна­чи­тель­ных собы­тий и про­из­во­дят впе­чат­ле­ние захи­ре­ния и запу­сте­ния Кар­кас­со­на. Един­ст­вен­ный раз Кар­кас­сон упо­ми­на­ет­ся при опи­са­нии пере­не­се­ния тела свя­то­го Вин­сен­та из Сара­го­сы в Кастр в 863 году53. Не уди­ви­тель­но, что Ж. Пу Кар­кас­сон этой эпо­хи пред­став­ля­ет­ся в виде «застыв­ше­го насе­лен­но­го пунк­та»54.

Толь­ко в IX веке при при­со­еди­не­нии Кар­кас­со­на к Тулуз­ской мар­ке он, как Ним, Агд, Арль, начи­на­ет обо­зна­чать­ся ci­vi­tas55. В то же вре­мя начи­на­ет про­ни­кать в тек­сты хар­тий и ста­но­вит­ся тра­ди­ци­он­ным выра­же­ние «Ситэ Кар­кас­со­на»56, т. е. и в том и в дру­гом слу­чае под­чер­ки­ва­ет­ся зна­че­ние кре­по­сти. Ведь все круп­ные рим­ские ci­vi­ta­tes были кре­по­стя­ми, поэто­му в ран­нее сред­не­ве­ко­вье назва­ние любой кре­по­сти ассо­ции­ро­ва­лось преж­де все­го с этим тер­ми­ном. Фран­цуз­ский тер­мин ci­té, а так­же латин­ский ci­vi­tas в новом пони­ма­нии обо­зна­чал не круп­ный центр боль­шой обла­сти, как в антич­но­сти, а преж­де все­го кре­пость.

с.119 Поли­ти­ка франк­ских коро­лей была направ­ле­на на борь­бу с гот­ским сепа­ра­тиз­мом в Лан­гедо­ке. Они стре­ми­лись посред­ст­вом вас­саль­ных дого­во­ров, при­ви­ле­гий и даре­ний дер­жать под сво­ей вер­хов­ной вла­стью Кар­кас­сон, зна­чи­тель­ный воен­ный пункт в ино­пле­мен­ной гот­ской обла­сти, один из край­них постов на юго-восточ­ной гра­ни­це королев­ства. Обшир­ные земель­ные даре­ния коро­лей57 зало­жи­ли осно­вы эко­но­ми­че­ской мощи кар­кас­сон­ских сеньо­ров. Рост круп­но­го земле­вла­де­ния, под­держ­ка и мило­сти вер­хов­но­го сюзе­ре­на спо­соб­ст­во­ва­ли уси­ле­нию граф­ской вла­сти, пре­вра­ще­нию Кар­кас­со­на в рези­ден­цию гра­фа. Это может объ­яс­нить быст­ро­ту пре­вра­ще­ния граф­ской вла­сти в наслед­ст­вен­ную58. Нам кажет­ся оши­боч­ным опре­де­лять наслед­ст­вен­ную граф­скую линию с X века59. Ведь от Оли­бы I с 820 года власть пере­да­ет­ся сыно­вьям: Эли­га­рию (Эли­га­нию) и затем — Оли­бе II. С 877 года его дина­сти­че­ская линия под титу­лом «co­mes Car­cas­son­ne» про­дол­жа­ет­ся до 934 года60. Впе­чат­ля­ет раз­мер даре­ний, сре­ди кото­рых мно­же­ство церк­вей и обшир­ней­шие вла­де­ния королев­ско­го фис­ка в окру­ге Кар­кас­со­на, в вика­ри­та­те Аль­зо­ны и окру­ге Разес61. Даре­ние сопро­вож­да­ет­ся рядом при­ви­ле­гий, глав­ная из кото­рых — «Li­be­re in om­ni­bus po­tia­tur ar­bit­rio» (пол­ная и неза­ви­си­мая власть).

В 898 году Эд, король Фран­ции из рода Робер­ти­нов, боров­ших­ся за пре­стол с Каро­лин­га­ми, дал кар­кас­сон­ским гра­фам пра­во соб­ст­вен­ной чекан­ки монет62. Тогда же вновь созда­ет­ся монет­ная мастер­ская в Ситэ Кар­кас­со­на63. Воз­об­нов­ле­ние монет­но­го дела гово­рит о том, что чекан­ка монет при вест­готах не была устой­чи­вой и интен­сив­ной, как, впро­чем, и при Каро­лин­гах, так как толь­ко в XII веке выпус­ка­ет­ся пол­но­вес­ная кар­кас­сон­ская моне­та («Rai­mon­di­ne Ugo­nen­cia»)64.

с.120 Ситэ Кар­кас­со­на оста­ва­лось мало­на­се­лен­ным, о чем может свиде­тель­ст­во­вать тот факт, что мона­хи Лагра­са полу­ча­ют в Ситэ даре­ния и наслед­ства65, а так­же мно­го­чис­лен­ные и более позд­ние упо­ми­на­ния об алло­дах, вино­град­ни­ках на терри­то­рии Кар­кас­со­на66. Даже в 1067 году упо­ми­на­ют­ся зем­ли в Ситэ, с кото­рых Кар­кас­сон­ский граф Пьер Рай­мунд и его сын Ружер полу­ча­ют деся­ти­ны и начат­ки67. Харак­тер­но вооб­ще рас­плыв­ча­тое опре­де­ле­ние Кар­кас­со­на как терри­то­рии, а не как само­сто­я­тель­но­го город­ско­го ядра, отлич­но­го от близ­при­мы­каю­щей сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной окру­ги68. С IX века эта аграр­ная окру­га Кар­кас­со­на начи­на­ет име­но­вать­ся sub­ur­bium. Пер­вый доку­мент, в кото­ром появ­ля­ет­ся это выра­же­ние, отно­сит­ся к 849 году69. Доку­мент от 877 года содер­жит ана­ло­гич­ное опре­де­ле­ние субур­бия как дере­вен­ской окру­ги Кар­кас­со­на: «In sub­ur­bio Car­cas­sen­se… vil­la­re cui­us est vo­ca­bu­lum vil­la Fe­do­si»70. В 949 году упо­ми­на­ют­ся алло­ды «in sub­ur­bio Car­cas­sen­se in ter­mi­nio Auso­nen­se»71 (Аль­зон нахо­дил­ся в 15 км от Кар­кас­со­на). Вме­сте с тем тер­ми­ном sub­ur­ba­ni назы­ва­ют­ся жите­ли город­ско­го пред­ме­стья, рас­по­ло­жен­но­го под сте­на­ми Ситэ72.

Перед нами вста­ет вопрос: что же пони­мать под тер­ми­ном «субур­би­ум»? Запад­ные исто­ри­ки не при­шли к еди­но­му мне­нию, колеб­лясь меж­ду пони­ма­ни­ем субур­бия как обшир­но­го, при­мы­каю­ще­го к горо­ду аграр­но­го поя­са, и опре­де­ле­ни­ем субур­бия как зоны, рас­по­ло­жен­ной пря­мо под сте­на­ми ситэ73. с.121 Как пока­зы­ва­ют выше­при­веден­ные дан­ные, в Кар­кас­соне в XI веке сло­во субур­би­ум озна­ча­ло широ­кую аграр­ную пери­фе­рию, это несо­мнен­но; но с кон­ца IX века здесь, как нам кажет­ся, мож­но обна­ру­жить нечто иное. В 882 году под сте­на­ми Ситэ появ­ля­ет­ся cas­tel­la­re (малень­кая кре­пость-при­строй­ка, обне­сен­ная огра­дой) в месте выхо­да южных Разе­ских ворот74. Ее засе­ля­ют ca­sa — бед­ные люди, кре­стьяне. По наше­му мне­нию, это сло­во про­ис­хо­дит от ca­sa­les — кре­стьян­ский двор. Там нахо­дят­ся so­la­rios, т. е. ман­сы, а так­же риги, гум­на и дру­гие служ­бы и уго­дья.

Таким обра­зом, здесь пер­во­на­чаль­ный аграр­ный харак­тер при­го­ро­да несо­мне­нен. Ж. Пу счи­та­ет, что вто­рое подоб­ное посе­ле­ние начи­на­ет лепить­ся за север­ной сте­ной Ситэ, вокруг церк­ви св. Вин­сен­та75. Мест­ность эта пере­се­ка­лась сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ны­ми доро­га­ми и дро­би­лась на пар­цел­лы. Здесь были вино­град­ни­ки, пред­став­лен­ные в доволь­но боль­шом коли­че­стве76, и пше­нич­ные поля, а так­же зна­чи­тель­ные пахот­ные участ­ки77. Доку­мен­тов, свиде­тель­ст­ву­ю­щих о каких-либо иных функ­ци­ях этих зарож­даю­щих­ся при­го­ро­дов, для IX века мы не нахо­дим. Может быть, имен­но каче­ст­вен­ная харак­те­ри­сти­ка субур­бия как аграр­но-сырье­вой базы кре­по­сти даст воз­мож­ность пол­нее вос­при­нять смысл это­го тер­ми­на? Аграр­ность кар­кас­сон­ско­го субур­бия в IX—X веках слу­жит лиш­ним дока­за­тель­ст­вом дого­род­ско­го харак­те­ра само­го Ситэ Кар­кас­со­на в эту пору.

Харак­тер­но для это­го вре­ме­ни почти абсо­лют­ное мол­ча­ние источ­ни­ков о ремес­лен­ном раз­ви­тии Кар­кас­со­на, и даже о тор­гов­ле, хотя надо пола­гать, что какое-то тор­го­вое дви­же­ние, с.122 и в част­но­сти про­воз соли по Акви­тан­ской доро­ге, и в эту пору долж­но было иметь место. Прав­да, Г. Бесс утвер­жда­ет, что от Кар­ла Вели­ко­го кар­кас­сон­цы полу­чи­ли пра­во бес­по­шлин­ной широ­кой тор­гов­ли, но он не ссы­ла­ет­ся при этом ни на какой доку­мент78. Это пред­по­ло­же­ние крайне сомни­тель­но, так как извест­но, что в сред­ние века Кар­лу Вели­ко­му при­пи­сы­ва­ли мно­гие при­ви­ле­гии, даро­ван­ные дру­ги­ми коро­ля­ми зна­чи­тель­но поз­же. Веро­ят­но, мас­шта­бы тор­гов­ли ран­не­го сред­не­ве­ко­вья были скром­ны, и не тор­гов­ля опре­де­ля­ла осно­ву суще­ст­во­ва­ния Кар­кас­со­на на дого­род­ском эта­пе его раз­ви­тия. Точ­но так же мож­но допу­стить в Кар­кас­сон­ской кре­по­сти суще­ст­во­ва­ние эле­мен­тов ремес­ла, обслу­жи­ваю­щих рыцар­ский гар­ни­зон и епи­скоп­ский двор.

Под­ведем неко­то­рые ито­ги.

  1. Антич­ный этап раз­ви­тия Кар­кас­со­на как цита­де­ли, постав­лен­ной заво­е­ва­те­ля­ми-рим­ля­на­ми, имел свой подъ­ем и упа­док. Вер­ши­ной вос­хо­дя­щей линии раз­ви­тия Кар­кас­со­на в рим­скую эпо­ху яви­лось ожив­ле­ние в нем город­ской жиз­ни. Но антич­ный город был недол­го­ве­чен, Кар­кас­сон к кон­цу рим­ской импе­рии при­шел в упа­док и захи­рел.
  2. При вест­готах Кар­кас­сон начи­на­ет­ся, как и при рим­ля­нах, с воз­веде­ния мощ­ной кре­по­сти. Одна­ко повто­ре­ния подъ­ема не про­изо­шло. Ран­нее сред­не­ве­ко­вье оста­ви­ло Кар­кас­сон в той же функ­ции кре­по­сти, в какой заста­ло.
  3. Свое­об­ра­зие ран­не­сред­не­ве­ко­во­го Кар­кас­со­на в том, что он очень рано окру­жа­ет­ся аграр­ным субур­би­ем, что так­же свиде­тель­ст­ву­ет о дого­род­ском харак­те­ре раз­ви­тия Кар­кас­со­на вплоть до XI века.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1К. Маркс и Ф. Энгельс. Немец­кая идео­ло­гия. Соч., т. 3, стр. 50.
  • 2Н. В. Реву­нен­ко­ва. Мон­пе­лье XII века. Очерк эко­но­ми­че­ской и соци­аль­ной исто­рии. Дис­сер­та­ция. Л., 1966; Насе­ле­ние Мон­пе­лье в XII веке. Сред­ние века, вып. 30, 1967.
  • 3В. И. Оси­пов. Соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские отно­ше­ния в Мон­пе­лье в XII—XIV веках. Дис­сер­та­ция. Сара­тов, 1968.
  • 4С. М. Стам. Эко­но­ми­че­ское и соци­аль­ное раз­ви­тие ран­не­го горо­да (Тулу­за XI—XIII веков). Сара­тов, 1969.
  • 5С. М. Стам. Эко­но­ми­че­ское и соци­аль­ное раз­ви­тие ран­не­го горо­да, стр. 384.
  • 6Там же.
  • 7G. Bes­se. His­toi­re des com­tes de Car­cas­son­ne. Car­cas­son­ne, 1649.
  • 8R. P. Bou­ges. His­toi­re ecclé­sias­ti­que et ci­vi­le de la vil­le et dio­cè­se de Car­cas­son­ne. Pa­ris, 1741, vol. 1—2.
  • 9J. Poux. La ci­té de Car­cas­son­ne. Tou­lou­se, 1923, 1931.
  • 10P. Mo­rel. Car­cas­son­ne. La ci­té. Gre­nob­le, 1939.
  • 11F. Lot. Re­cher­ches sur la po­pu­la­tion et la su­per­fi­cie des ci­tés re­mon­tant à la pé­rio­de gal­lo-ro­mai­ne. Pa­ris, 1945, vol. 1, p. 395—406.
  • 12A. Du­pont. Les ci­tés de la Nar­bon­nai­se Pre­miè­re de­puis les in­va­sions ger­ma­ni­ques jus­qu’à l’ap­pa­ri­tion du con­su­lat. Nîmes, 1942.
  • 13Car­tu­lai­re et ar­chi­ves des com­mu­nes de l’an­cien dio­cè­se et de l’ar­ron­dis­se­ment ad­mi­nistra­ti­ve de Car­cas­son­ne. Éd. par M. Ma­hul. Pa­ris, 1857—1882, vol. 1—6 (см. далее Cart. de Car­cas­son­ne).
  • 14Mé­moi­res de la So­cié­té des arts et des scien­ces de Car­cas­son­ne. Publ. par Cros-May­re­vieil­le. Car­cas­son­ne, 1849, vol. 1—2 (см. далее Mé­moi­res).
  • 15His­toi­re gé­né­ra­le de Lan­gue­doc. Réd. par Cl. De­vic, et J. Vais­se­te. Tou­lou­se, 1872—1892, vol. 1—10. Preu­ves (см. далее HGL).
  • 16Dic­tion­nai­re geo­gra­phi­que, his­to­ri­que, in­dustriel et com­mer­cial de tou­tes les com­mu­nes de la Fran­ce, par A. Gi­rault de St. Far­gean. Pa­ris, 1851, p. 466.
  • 17J. Poux. La ci­té de Car­cas­son­ne. Tou­lou­se, 1923, p. 10.
  • 18P. A. Fév­rier. Le dé­ve­lop­pe­ment ur­bain en Pro­ven­ce de l’épo­que ro­mai­ne à la fin du XIV-e sièc­le (Ar­chéo­lo­gie et his­toi­re ur­bai­ne). Pa­ris, 1964, p. 46.
  • 19G. Bes­se. His­toi­re, p. 2—4.
  • 20R. P. Bou­ges. His­toi­re, p. 1—2.
  • 21Пер­вое упо­ми­на­ние о Кар­кас­соне (назва­ние это­го горо­да вос­про­из­во­дит­ся толь­ко в ред­ких изда­ни­ях) при­над­ле­жит Г. Цеза­рю в свя­зи с воен­ны­ми дей­ст­ви­я­ми Пуб­лия Крас­са в Акви­та­нии и отно­сит­ся к 56 г. до н. э. Кар­кас­сон как город Нар­бонн­ской про­вин­ции наряду с Тулу­зой и Нар­бон­ной пред­став­ля­ет это­му рим­ско­му пол­ко­вод­цу помощь людь­ми и про­до­воль­ст­ви­ем: «To­lo­sa, Car­ca­so­ne, Nar­bo­ne, quae sunt ci­vi­ta­tes Gal­liae pro­vin­ciae» (C. Cae­sar. Bel­lum Gal­li­cum, ed Ot­to Seel. Lip­siae, 1961, lib. III, cap. 20, p. 91). Пли­ний Стар­ший (23—79 гг.) назы­ва­ет Кар­кас­сон сре­ди дру­гих рим­ских горо­дов (коло­ний), но в чис­ле op­pi­da: «In me­di­ter­ra­neo co­lo­niae … op­pi­da la­ti­na: Car­cas­sum Vol­ca­rum Tek­to­sa­gum» (Pli­nii Se­cun­di. His­to­riae Na­tu­ra­lis. Pa­ri­siis, 1741, vol. 5, lib. III, cap. IV, p. 147). Пто­ле­мей (II век н. э.) пред­став­ля­ет очень важ­ное свиде­тель­ство: в Нар­бонн­ской про­вин­ции воль­ки-тек­то­са­ги име­ют свои само­сто­я­тель­ные горо­да, сре­ди них Тулу­за, Кар­кас­сон, Нар­бон­на и др. (Pto­le­maei Clau­dii. Geo­gra­phia. Lip­siae, 1843, v. 1, lib. II, cap. 10, § 9, p. 111 — 112).

    Дан­ные архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок 1911 года свиде­тель­ст­ву­ют, «что пер­во­на­чаль­ное посе­ле­ние очень древ­них вре­мен нахо­ди­лось на пла­то “Car­cas” на юго-запа­де на неко­то­ром рас­сто­я­нии от позд­ней­ше­го Ситэ» (J. Poux. La ci­té, 1923, p. 10).

    Co­lo­nia Julia Car­cas­so была осно­ва­на рим­ля­на­ми око­ло 27 г. до н. э., и на про­тя­же­нии четы­рех веков суще­ст­во­ва­ла под вла­стью рим­лян (F. Lot. Re­cher­che, p. 396; C. Jul­lian. His­toi­re de la Gau­le. t. 6. Pa­ris, 1920, p. 355).

    Бес­спор­ность рим­ско­го вли­я­ния дока­зы­ва­ет архео­ло­гия. Най­де­на рим­ская моза­и­ка от третье­го века (P. Mo­rel. Car­cas­son­ne, p. 13). Дан­ные нумиз­ма­ти­ки свиде­тель­ст­ву­ет о суще­ст­во­ва­нии город­ско­го цен­тра в рим­скую эпо­ху (J. Poux. La ci­té, p. 12).

    Труд­нее ска­зать, когда имен­но рим­ля­на­ми была постро­е­на цита­дель, пред­ше­ст­вен­ни­ца Ситэ Кар­кас­со­на, но «Путе­во­ди­тель из Бор­до в Иеру­са­лим» в 333 году отме­ча­ет суще­ст­во­ва­ние и поло­же­ние cas­tel­lum Кар­кас­со­на (Iti­ne­ra­ria Ro­ma­na, ed. Kon­rad Mil­ler, 1916, S. 107—108). Следы этих антич­ных соору­же­ний сохра­ни­лись до сих пор (Cart. de Car­cas­son­ne, v. 5, p. 222).

  • 22I.-P. Cros-May­re­viei­lie. Les Mo­nu­ments de Car­cas­son­ne (цит. по Cart. de Car­cas­son­ne, vol. 5, p. 222).
  • 23См. выше дан­ные архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок 1911 г. Рим­ская цита­дель была постро­е­на рядом с посе­ле­ни­ем воль­ков, но отдель­но.
  • 24См. выше свиде­тель­ства о нумиз­ма­ти­ке. Види­мо, на ожив­лен­ной тор­го­вой доро­ге раз­ви­лась в рим­скую эпо­ху город­ская жизнь.
  • 25A. Du­pont, p. 171—172.
  • 26P. Mo­rel, p. 17.
  • 27E. Desjar­dins. Géog­ra­phie his­to­ri­que et ad­mi­nistra­ti­ve de la Gau­le ro­mai­ne. Pa­ris, 1893, t. 3, p. 500.
  • 28A. Du­pont, p. 171—172.
  • 29По Лоту, пери­метр равен 995 мет­рам (F. Lot, p. 400), по Дюпо­ну — 1070 мет­рам (A. Du­pont, p. 172).
  • 30Име­ет­ся план Ситэ. См. выше, стр. 109 (Cart. de Car­cas­son­ne, v. 5, P. 222—223).
  • 31F. Lot, p. 396.
  • 32См. С. М. Стам. Раз­ви­тие ран­не­го горо­да, стр. 153—154; A. Du­pont, p. 133, 199, 428; Lot, p. 386.
  • 33HGL, vol. 1, 536.
  • 34Ibid., p. 630.
  • 35Ibid., p. 640—645.
  • 36R. P. Bou­ges, vol. 1, p. 28—30.
  • 37Cart. de Car­cas­son­ne, vol. 5, p. 730.
  • 38Авто­ры колеб­лют­ся меж­ду Ила­ри­ем (извест­ным по пре­да­нию) и Сер­ги­ем, кото­рый в 589 году при­сут­ст­во­вал на кон­кла­ве в Толе­до (HGL, vol. 1, p. 332).
  • 39A. Du­pont, p. 224.
  • 40Ibid., p. 236. Воз­во­дит­ся кафед­раль­ный собор в VI веке епи­ско­пом Сер­ги­ем.
  • 41J. Poux. La ci­té, 1923, p. 105.
  • 42A. Du­pont, p. 347.
  • 43«Из Нар­бон­ны гру­зы идут на боль­шее рас­сто­я­ние вверх по реке Атта­ку (Оде), затем более длин­ный про­ме­жу­ток сле­ду­ют воло­ком до Гарум­ны (Гарон­ны)». Стра­бон. Гео­гра­фия. Л., 1964, кн. 4, стр. 181.
  • 44HGL, v. I, p. 732; E. Baux et G. Mot. La voie ro­mai­ne de Nar­bon­ne à Tou­lou­se (Bul­le­tin de la so­cié­té d’étu­des scien­ti­fi­ques de l’Aude, v. 55, 1955, p. 49—61).
  • 45Y. Re­nouard. Les voies de com­mu­ni­ca­tion entre pays de la Me­di­ter­ra­née et pays de l’At­lan­ti­que au Moyen age (Mé­lan­ges d’his­toi­re du Moyen age, dé­dies à la mé­moi­re de Louis Hal­phen. Pa­ris, 1951, p. 590).
  • 46R. H. Bau­tier. Re­cher­ches sur les rou­tes de l’Euro­pe mé­dié­va­le (Bul­le­tin his­to­ri­que phi­lo­lo­gi­que et du Co­mi­té des tra­vaux his­to­ri­ques et scien­ti­fi­ques. Pa­ris, 1963, p. 277—278).
  • 47La gran­de en­cyc­lo­pé­die. Pa­ris, t. 9, p. 356.
  • 48J. Poux. La ci­té, 1923, p. 14—15.
  • 49Анни­ан­ские анна­лы под 720 годом сооб­ща­ют: «Am­bi­sa, rex Sar­ra­ce­no­rum… Car­cas­so­nam ex­pug­nat et ca­pit» (HGL, v. 2, Chro­ni­ques, p. 4).
  • 50Это­му спо­соб­ст­во­ва­ла хар­тия Людо­ви­ка Бла­го­че­сти­во­го, в кото­рой он обе­ща­ет испан­ским бежен­цам свое покро­ви­тель­ство и раз­лич­ные при­ви­ле­гии (Cart. de Car­cas­son­ne, v. 5, p. 226; Ca­pi­tu­la­ria re­gum fran­co­rum, S. Ba­lu­zius. Pa­ri­siis, 1677, v. I, p. 570).
  • 51Cart. de Car­cas­son­ne, v. 5, p. 224—225. В 752 году Сеп­ти­ма­ния при­со­еди­ня­ет­ся к вла­де­ни­ям франк­ских коро­лей. В 759 году кар­кас­сон­цы при­но­сят клят­ву вер­но­сти Пепи­ну, коро­лю Фран­ции.
  • 52A. Du­pont, p. 354, 347, 390, 381. На стр. 415 он пишет даже о взле­те и про­цве­та­нии при пер­вых Каро­лин­гах, о «подъ­еме горо­дов». Вме­сте с тем тот же автор вынуж­ден при­знать, что «в 9 веке ника­ко­го суще­ст­вен­но­го воз­рож­де­ния не было» (p. 405).
  • 53A. Du­pont, p. 405.
  • 54J. Poux. La ci­té, 1923, p. 19.
  • 55Тер­мин «ci­vi­tas Car­cas­so­na» упо­ми­на­ет­ся в доку­мен­те от 29 фев­ра­ля 883 г., в тяж­бе, кото­рую вел епи­скоп Виле­ран за упро­че­ние сво­ей вла­сти (HGL, v. 5, col. 72).
  • 56J. Poux. La ci­té, 1923, p. 19.
  • 57Cart. de Car­cas­son­ne, v. 5, p. 227.
  • 58Пер­вый кар­кас­сон­ский граф Дел­лон (меж­ду 778 и 812 гг.): «si­cut a Del­lo­ne co­mi­te et Gis­lajre­do fi­lio ejus ter­mi­na­tum est» (HGL, v. 2, col. 208).
  • 59R. P. Bou­ges, p. 177 (пер­вый наслед­ст­вен­ный граф Арна­уд с 1948 г.); F. Lot, p. 397.
  • 60Гене­а­ло­гию гра­фов см. HGL, v. 2, p. 312; v. 4, p. 113. Гра­фы Кар­кас­со­на заслу­жи­ва­ют осо­бо мило­сти­во­го обра­ще­ния коро­ля: «Oli­bam di­lec­tum nostrum co­mi­tem …jam­fa­tus fe­de­lis nos­ter Oli­ba» (HGL, vol. 2, XCIV, p. 361—362).
  • 61Cart. de Car­cas­son­ne, v. 5, p. 227.
  • 62Ibid., p. 230.
  • 63J. Poux. La ci­té, 1923, p. 19.
  • 64A. Mo­li­nier. Etu­de sur l’ad­mi­nistra­tion féo­da­le dans le Lan­gue­doc (900—1250 гг.). Tou­lou­se, 1871, p. 255.
  • 65J. Poux. La ci­té, 1923, p. 19.
  • 66См. акт от 936 г. (HGL, v. 5, № 64, p. 170); акт от 949 г. (HGL, v. 5. № 89, p. 207); акт от 934 г. (HGL, v. 5, № 61, p. 166); акт от 957 г. (HGL; v. 5, № 103, p. 227).
  • 67R. P. Bou­ges, v. 2, p. 529.
  • 68В текстах то и дело встре­ча­ет­ся выра­же­ние «in ter­ri­toi­re de Car­cas­son­ne», см. акт от 837 г. (Cart. de Car­cas­son­ne, v. 2, p. 212); см. так­же акт от 877 г. (HGL, v. 2, p. 390); акт от 815 г. (HGL, v. 2, p. 107—109).
  • 69Некто Жуболт усту­па­ет Рише­ми­ру, абба­ту Мон­те­лье, уча­сток зем­ли с вино­град­ни­ком, поло­ви­ну мель­ниц на терри­то­рии Аль­зо­ны в субур­бии Кар­кас­со­на (Cart. de Car­cas­son­ne, v. 1, p. 17).
  • 70Акт от 849 г. (Cart. de Car­cas­son­ne, v. 5, p. 229—230).
  • 71HGL, v. 5, № 89, p. 207.
  • 72«Nos ho­mi­nes Car­cas­so­ne… et sub­ur­ba­ni» (HGL, v. 5, col. 804).
  • 73Ф. Вер­ка­у­те­рен, рас­смат­ри­вая ран­не­сред­не­ве­ко­вую исто­рию рим­ских ci­vi­ta­tes в Бель­гии, под субур­би­умом вре­мен Меро­вин­гов пони­ма­ет широ­кий сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ный округ, а в IX веке это при­го­род, пред­ме­стье, фобур (F. Ver­cau­te­ren. Etu­des sur les ci­vi­ta­tes de la Bel­gi­que se­con­de Contri­bu­tion à l’his­toi­re ur­bai­ne du Nord de la Fran­ce de la fin du III sièc­le à la fin du XI sièc­le. Bru­xel­les, 1934, p. 391—393). Это­го же мне­ния при­дер­жи­вал­ся Ф. Лот. Ж. Дюби гово­рит о субур­би­уме воз­ле стен Ситэ (G. Du­by. Les vil­les du Sud-Ouest, de la Gau­le. La cit­tà nell’al­to me­dieo­vo. Spo­le­to, p. 244, 1959). А. Дюпон дока­зы­ва­ет, что и в Нар­бонне субур­би­ум носил харак­тер аграр­ной поло­сы и вклю­чал терри­то­рии, рас­по­ло­жен­ные в ради­у­се 25 км от ситэ. И в Безье субур­би­ум по акту 889 года вклю­чал дерев­ню Вале­ри­а­но, рас­по­ло­жен­ную весь­ма дале­ко от горо­да Агда. Автор счи­та­ет: «Субур­би­ум озна­ча­ет не толь­ко фобур вбли­зи стен горо­да, он так­же при­ме­ним для обо­зна­че­ния сель­ско­го окру­га, рас­по­ло­жен­но­го в несколь­ких кило­мет­рах от горо­да» (A. Du­pont, p. 417—418). Как видим, вни­ма­ние этим авто­ров глав­ным обра­зом сосре­дото­че­но на том, как близ­ко или дале­ко от горо­да про­сти­ра­ет­ся субур­би­ум.
  • 74A. Du­pont, p. 442.
  • 75J. Poux. La ci­té, 1931, p. 33—34.
  • 76Даже более позд­ние доку­мен­ты от 1142 года (J. Poux, 1931, p. 34), от 1172 года (Cart. de Car­cas­son­ne, v. 5, p. 312), от 1173 года (J. Poux, 1931, p. 34) гово­рят о про­да­жах, арен­де, уступ­ках зна­чи­тель­ных вино­град­ни­ков в пред­ме­стье св. Вин­сен­та.
  • 77Cart. de Car­cas­son­ne, v. 5, p. 746.
  • 78G. Bes­se, v. 2, p. 224—225.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341658575 1341515196 1341747115 1350401840 1350402056 1350402446