Т. П. Кац

Античные авторы о населении Сардинии

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 5. Саратов, 1983. С. 26—32.

с.26 В послед­ние деся­ти­ле­тия сре­ди исто­ри­ков древ­не­го мира замет­но уси­лил­ся инте­рес к вар­вар­ско­му миру Запад­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья. Одной из само­быт­ней­ших куль­тур это­го рай­о­на, при­влек­ших вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей, явля­ет­ся ост­ров­ная куль­ту­ра древ­них сар­дов1. К сожа­ле­нию, они не оста­ви­ли ника­ких пись­мен­ных свиде­тельств, что чрез­вы­чай­но затруд­ня­ет изу­че­ние вопро­сов об их про­ис­хож­де­нии, этни­че­ской и язы­ко­вой при­над­леж­но­сти. В италь­ян­ской лите­ра­ту­ре они обыч­но назы­ва­ют­ся нура­ги­ка­ми, то есть созда­те­ля­ми и оби­та­те­ля­ми нура­гов, зна­ме­ни­тых башен Сар­ди­нии, кото­рые стро­и­лись на ост­ро­ве в тече­ние цело­го тыся­че­ле­тия с.27 (с середи­ны II — до середи­ны I тыс. до н. э.). Кар­фа­ге­няне, гре­ки и рим­ляне встре­ти­лись на Сар­ди­нии с «нура­ги­ка­ми» или их потом­ка­ми, поэто­му пред­став­ля­ет извест­ный инте­рес рас­смот­ре­ние дан­ных антич­ной тра­ди­ции о пле­ме­нах ост­ро­ва. Исполь­зо­вать эти сведе­ния сле­ду­ет очень осто­рож­но, так как они при­над­ле­жат про­тив­ни­кам древ­них сар­дов: либо рим­ля­нам — заво­е­ва­те­лям ост­ро­ва, либо гре­кам, кото­рые, сопер­ни­чая с кар­фа­ге­ня­на­ми, вся­че­ски стре­ми­лись пока­зать, что они (гре­ки) еще со вре­мен Герак­ла обос­но­ва­лись в рав­нин­ных рай­о­нах ост­ро­ва и циви­ли­зо­ва­ли их. Нель­зя не учи­ты­вать и того обсто­я­тель­ства, что, когда антич­ные авто­ры писа­ли о Сар­ди­нии, ост­ров не имел сколь­ко-то одно­род­но­го насе­ле­ния. При­бреж­ные рай­о­ны были засе­ле­ны фини­кий­ско-пуни­че­ским насе­ле­ни­ем, с кото­рым в зна­чи­тель­ной мере асси­ми­ли­ро­ва­ли мест­ные жите­ли этих рай­о­нов (сар­до-пуний­цы). Во внут­рен­ней же части ост­ро­ва сохра­ни­лись мест­ные эле­мен­ты в чистом виде. Отсюда в антич­ной тра­ди­ции чет­ко про­сле­жи­ва­ет­ся мотив про­ти­во­по­став­ле­ния при­бреж­ных рай­о­нов с город­ским насе­ле­ни­ем — внут­рен­ним, насе­лен­ным гор­ца­ми2. Сведе­ния о гор­цах внут­рен­ней части Сар­ди­нии для нас пред­став­ля­ют глав­ный инте­рес.

Самы­ми древни­ми антич­ная тра­ди­ция назы­ва­ет те пле­ме­на ост­ро­ва, кото­рые у гре­че­ских авто­ров обыч­но упо­ми­на­ют­ся как иолаи3, а у латин­ских все­гда как или­он­цы (Ilien­ses)4. Уже в древ­но­сти было неяс­но про­ис­хож­де­ние этих наро­дов, и сведе­ния о них часто пере­пле­та­ют­ся с леген­да­ми. Гре­че­ские авто­ры по созву­чию ведут их про­ис­хож­де­ние от Иолая, латин­ская фор­ма назва­ния порож­да­ет эти­мо­ло­ги­че­скую ассо­ци­а­цию с Или­о­ном. Отсюда воз­ник­ла леген­да, что эти пле­ме­на были потом­ка­ми Энея и его спут­ни­ков, бежав­ших после паде­ния Трои и при­став­ших к бере­гам Сар­ди­нии5. с.28 И все-таки уже сам факт мно­го­чис­лен­ных упо­ми­на­ний древни­ми исто­ри­ка­ми и гео­гра­фа­ми иола­ев и или­он­цев не остав­ля­ет сомне­ний в том, что дей­ст­ви­тель­но суще­ст­во­вал на ост­ро­ве народ, имя кото­ро­го, может быть, дефор­ми­ро­ван­ное, они нам сохра­ни­ли.

Наи­бо­лее пол­ное опи­са­ние пле­мен, насе­ля­ю­щих Сар­ди­нию, содер­жит­ся в «Гео­гра­фии» Стра­бо­на. Сведе­ния гео­гра­фа об ост­ро­ве пред­став­ля­ют осо­бен­ный инте­рес, так как носят не леген­дар­ный, а исто­ри­че­ский харак­тер. У Стра­бо­на отчет­ли­во про­сле­жи­ва­ет­ся кри­ти­че­ское отно­ше­ние к источ­ни­кам, кото­ры­ми он поль­зо­вал­ся6. Едва упо­мя­нув о леген­дар­ном Иолае, он далее при­во­дит крат­кие, но весь­ма цен­ные сведе­ния об оби­та­те­лях ост­ро­ва и их обра­зе жиз­ни; ему при­над­ле­жат очень важ­ные сооб­ще­ния о заво­е­ва­нии Сар­ди­нии Римом. Соглас­но Стра­бо­ну, гор­ные жите­ли ост­ро­ва «состав­ля­ют четы­ре пле­ме­ни: пара­ты, сос­си­на­ты, бала­ры и ако­ни­ты, живу­щие в пеще­рах»7. Ко вре­ме­ни, когда жил гео­граф, все эти пле­ме­на были извест­ны как диа­ге­сбы, а «преж­де, — заме­ча­ет Стра­бон, — они назы­ва­лись иола­я­ми»8. Они жили бед­но, уда­лив­шись в горы, откуда выхо­ди­ли толь­ко для того, чтобы совер­шать набе­ги на пло­до­род­ные рав­ни­ны ост­ро­ва9. Таким обра­зом, и Стра­бон про­во­дит харак­тер­ный с.29 для боль­шин­ства антич­ных авто­ров мотив рез­ко­го про­ти­во­по­став­ле­ния оби­та­те­лей рав­нин­ной и при­бреж­ной зоны пле­ме­нам, засе­ля­ю­щим внут­рен­ние гор­ные обла­сти и зани­маю­щим­ся ското­вод­ст­вом и раз­бо­ем. Эти пле­ме­на рим­ляне так и не смог­ли поко­рить. Стра­бон, хотя и пишет, что после пора­же­ния фини­кий­цев все жите­ли ост­ро­ва под­чи­ни­лись рим­ля­нам, отно­си­тель­но гор­цев дела­ет ого­вор­ку. «Борь­ба с гор­ны­ми пле­ме­на­ми диа­ге­с­бов (иола­ев) пред­став­ля­ла для рим­лян и их вое­на­чаль­ни­ков боль­шие труд­но­сти и вынуж­да­ла при­бе­гать к воен­ным хит­ро­стям. Посы­лае­мые на ост­ров рим­ские пре­то­ры ино­гда ока­зы­ва­ют гор­цам сопро­тив­ле­ние, но иной раз отка­зы­ва­ют­ся от него, когда невы­год­но посто­ян­но содер­жать вой­ско в нездо­ро­вой мест­но­сти. Тогда они при­ме­ня­ют неко­то­рые воен­ные хит­ро­сти. Так, напри­мер, заме­тив извест­ный обы­чай вар­ва­ров, кото­рые справ­ля­ют празд­ник в тече­ние несколь­ких дней после уго­на добы­чи, рим­ляне напа­да­ют на них в это вре­мя и захва­ты­ва­ют мно­го плен­ных»10.

В рас­ска­зах Дио­до­ра о засе­ле­нии Сар­ди­нии пере­пле­та­ют­ся свиде­тель­ства леген­дар­но­го и исто­ри­че­ско­го харак­те­ра. Он сооб­ща­ет, что в его вре­мя ост­ров был засе­лен вар­ва­ра­ми, име­ну­е­мы­ми иола­я­ми11. Пыта­ясь объ­яс­нить про­ис­хож­де­ние иола­ев, он ведет их от Иолая и фес­пий­цев, неко­гда при­шед­ших в Сар­ди­нию. Кар­фа­ге­няне, когда они достиг­ли могу­ще­ства на море, не смог­ли поко­рить иола­ев, укрыв­ших­ся в горах; не уда­лось это сде­лать и рим­ля­нам12. Таким обра­зом, свиде­тель­ства Дио­до­ра, нося­щие исто­ри­че­ский харак­тер, сов­па­да­ют с дан­ны­ми Стра­бо­на: оба авто­ра засе­ля­ют внут­рен­ние гор­ные рай­о­ны ост­ро­ва непо­кор­ны­ми иола­я­ми.

Упо­ми­на­ния об иола­ях (или­он­цах) име­ют­ся и у дру­гих антич­ных авто­ров. Пли­ний в чис­ле самых извест­ных наро­дов Сар­ди­нии назы­ва­ет бала­ров и кор­сов13. Пом­по­ний Мела пишет, что древ­ней­ши­ми наро­да­ми Сар­ди­нии были или­он­цы14. Пав­са­ний, рас­ска­зы­вая о засе­ле­нии ост­ро­ва, при­во­дит сюда и ливий­цев, и выход­цев из Элла­ды с.30 и Трои, и ибе­ров. Всех этих эми­гран­тов воз­глав­ля­ли мифи­че­ские пред­во­ди­те­ли (Сард, Иолай, Норакс, Ари­стей)15. Ливий­цы вое­ва­ли про­тив элли­нов, эллин­ское насе­ле­ние было почти пол­но­стью истреб­ле­но. Тро­ян­цы же бежа­ли в горы, укре­пи­лись там, заняв непри­ступ­ные высоты. «Еще и в мое вре­мя они назы­ва­лись или­он­ца­ми», пишет Пав­са­ний, а мифо­ло­ги­че­ские ком­би­на­ции ему пона­до­би­лись, чтобы объ­яс­нить назва­ния божеств мест­ных пле­мен.

На край­нем севе­ре Сар­ди­нии антич­ные авто­ры поме­ща­ли кор­сов. Зна­чи­тель­ная часть жите­лей Кор­си­ки из-за внут­рен­них смут пере­се­ли­лась в Сар­ди­нию и, «овла­дев частью гор­ной обла­сти, посе­ли­лась тут. Жите­ли Сар­ди­нии назы­ва­ют их по их про­ис­хож­де­нию име­нем кор­сов»16. Кор­сы отли­ча­лись воин­ст­вен­но­стью и сво­бо­до­лю­би­ем, кар­фа­ге­няне поко­ри­ли «всех жите­лей Сар­ди­нии, кро­ме кор­сов и или­он­цев: их непри­ступ­ные горы помог­ли им не быть обра­щен­ны­ми в раб­ство»17.

Кро­ме иола­ев, бала­ров и кор­сов, антич­ные гео­гра­фы и писа­те­ли упо­ми­на­ют и дру­гие пле­ме­на, лока­ли­зо­вать кото­рые очень труд­но. Длин­ный пере­чень сард­ских пле­мен, прав­да, не делая раз­ли­чий меж­ду жите­ля­ми при­бреж­ных рав­нин­ных и гор­ных рай­о­нов, при­во­дит Пто­ле­мей (III. 2). В юго-восточ­ном углу он поме­ща­ет сике­лов, в кото­рых Э. Бушье, напри­мер, видел ветвь южно-ита­лий­ских пле­мен18. М. Пал­ло­ти­но, ана­ли­зи­руя пто­ле­ме­ев­ский спи­сок, отме­ча­ет, что неко­то­рые назва­ния (нори­та­ны, тибу­ла­ты, суль­ци­та­ны), воз­мож­но, отра­жа­ют какие-то сло­жив­ши­е­ся на ост­ро­ве деле­ния и ука­зы­ва­ют на объ­еди­не­ние несколь­ких селе­ний вокруг опре­де­лен­но­го цен­тра. Их сле­ду­ет отне­сти к при­бреж­ным рай­о­нам и свя­зать с фини­кий­ско-пуни­че­ским насе­ле­ни­ем. Дру­гие назва­ния пле­мен пто­ле­ме­ев­ско­го пере­ч­ня (Κο­ρακην­σιοι, Κα­ρην­σιοι, Κου­νουσι­νατοι, или Κουν­κι­τανοι, Λοικουιδω­νην­σιοι, Αισα­ρωνη­σιοι, Κελ­σι­τανοι), по мне­нию М. Пал­ло­ти­но, носят «тузем­ный отпе­ча­ток»19.

с.31 В раз­но­об­ра­зии назва­ний пле­мен, кото­рые пере­да­ют антич­ные авто­ры, по всей веро­ят­но­сти, отра­зи­лось суще­ст­во­ва­ние в Сар­ди­нии несколь­ких пле­мен­ных сою­зов, самым зна­чи­тель­ным из кото­рых был союз иола­ев. В этой свя­зи инте­рес­но выяс­нить, согла­су­ют­ся ли свиде­тель­ства антич­ной тра­ди­ции с дан­ны­ми архео­ло­гии. Ока­зы­ва­ет­ся, самая боль­шая плот­ность рас­про­стра­не­ния нура­гов на ост­ро­ве наблюда­ет­ся в его севе­ро-запад­ных и цен­траль­ных рай­о­нах20, то есть как раз там, где антич­ные авто­ры поме­ща­ют наи­бо­лее воин­ст­вен­ные пле­ме­на иола­ев, кор­сов и бала­ров, а совре­мен­ное назва­ние Бар­ба­джии, веро­ят­но, вос­хо­дит к тем вре­ме­нам, когда рим­ляне рас­смат­ри­ва­ли этот рай­он как Bar­ba­ria (ср. совре­мен­ное Bar­ba­gia), а его насе­ле­ние как вар­ва­ров. Внут­ри ост­ро­ва на плос­ко­го­рье Трек­сен­та и Сар­чида­но, то есть опять-таки в тех местах, где соглас­но антич­ным авто­рам жили иолаи, суще­ст­во­ва­ло одно из самых круп­ных нура­ги­че­ских объ­еди­не­ний. Памят­ни­ки его очень инте­рес­ны. Сохра­нил­ся храм, рядом с ним обще­ст­вен­ные соору­же­ния непо­нят­но­го пока назна­че­ния. Вдоль круг­лых стен рас­по­ло­же­ны сиде­нья, отде­лен­ные одно от дру­го­го низ­кой пере­го­род­кой. «Не ина­че как антич­ный пар­ла­мент», — гово­рит Кар­та Рас­пи21. Конеч­но, подоб­ная тер­ми­но­ло­гия непри­ем­ле­ма, одна­ко нет сомне­ния в том, что соору­же­ние пред­на­зна­че­но для каких-то круп­ных сбо­рищ. Его боль­шие раз­ме­ры рож­да­ют ассо­ци­а­цию с изве­сти­я­ми Стра­бо­на о том, что иолаи (диа­ге­сбы) дели­лись на четы­ре пле­ме­ни. Может быть, это был центр круп­но­го пле­мен­но­го объ­еди­не­ния, где для реше­ния общих вопро­сов соби­ра­лись пред­ста­ви­те­ли пле­мен. Мы не можем знать, какие вопро­сы там реша­лись, одна­ко, ясно, что нема­ло­важ­ное место в жиз­ни нура­ги­че­ских сар­дов име­ли воен­ные дела. Толь­ко этим мож­но объ­яс­нить ярко выра­жен­ный обо­ро­ни­тель­ный харак­тер нура­ги­че­ских соору­же­ний и тот факт, что сре­ди сард­ских брон­зет­ти самая мно­го­чис­лен­ная груп­па пред­став­ля­ет вои­нов22.

О том, что иолаи были потом­ка­ми нура­ги­че­ско­го насе­ле­ния, у антич­ных авто­ров есть, хотя и кос­вен­ные, но бес­спор­ные свиде­тель­ства. Мно­гие антич­ные авто­ры зна­ют о суще­ст­во­ва­нии с.32 в Сар­ди­нии огром­ных башен­ных соору­же­ний, но нико­гда в сохра­нив­ших­ся до нас текстах не назы­ва­ют их нура­га­ми23. У Дио­до­ра они упо­ми­на­ют­ся как δαι­δάλεια24, у Псев­до-Ари­сто­те­ля как θό­λοι25. Оба авто­ра свя­зы­ва­ют их с име­нем Деда­ла, что очень про­сто объ­яс­нить: толо­со­вид­ная фор­ма соору­же­ний вызы­ва­ла в памя­ти гре­ков связь с соору­же­ни­я­ми эгей­ско­го типа. Дио­дор при­пи­сы­ва­ет стро­и­тель­ство башен на ост­ро­ве ини­ци­а­ти­ве Иолая, кото­рый при­звал на ост­ров Деда­ла и от кото­ро­го ведут свое про­ис­хож­де­ние пле­ме­на иола­ев26. Эти­мо­ло­ги­че­ская направ­лен­ность этих дан­ных оче­вид­на, но оче­вид­но и то, что в пред­став­ле­нии антич­ных авто­ров иолаи явля­ют­ся древ­ней­шим насе­ле­ни­ем ост­ро­ва и стро­и­те­ля­ми нура­гов. Одно с дру­гим пре­крас­но согла­су­ет­ся и вне сомне­ния соот­вет­ст­ву­ет исто­ри­че­ской дей­ст­ви­тель­но­сти, осо­бен­но если учесть, что после фини­кий­цев и кар­фа­ге­нян, кото­рые встре­ти­лись с нура­ги­че­ским насе­ле­ни­ем и оттес­ни­ли его во внут­рен­ние рай­о­ны, Сар­ди­ния до рим­ско­го заво­е­ва­ния не зна­ла ника­ких втор­же­ний. Сле­до­ва­тель­но, мы впра­ве счи­тать иола­ев (или­он­цев), с кото­ры­ми встре­ти­лись рим­ляне27 и о кото­рых писа­ли гре­че­ские и рим­ские авто­ры, потом­ка­ми нура­ги­че­ско­го насе­ле­ния, неко­гда засе­ляв­ше­го почти все рай­о­ны ост­ро­ва.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Lil­liu G. I Nu­rag­hi. Tor­ri pre­his­to­ri­che di Sar­deg­na. Cag­lia­ri, 1962; Id. La ci­vil­tà dei sar­di dal neo­li­ti­co all’età nu­ra­gi­ca. To­ri­no, 1963; Sta­cul G. Ar­te del­la Sar­deg­na nu­ra­gi­ca. Mi­la­no, 1975; Крас­нов­ская Н. А. Зага­доч­ные баш­ни Сар­ди­нии // СЭ. 1978. № 4.
  • 2Ино­гда под вли­я­ни­ем антич­ной тра­ди­ции ока­зы­ва­ют­ся авто­ры ново­го вре­ме­ни, назы­вая гор­цев Сар­ди­нии «полу­ди­ки­ми», «неис­пра­ви­мы­ми раз­бой­ни­ка­ми», не заслу­жи­ваю­щи­ми вни­ма­ния (см.: Per­ret J. Les ori­gi­nes de la lé­gen­de troyen­ne de Ro­me. Pa­ris, 1942).
  • 3Это назва­ние встре­ча­ет­ся в раз­лич­ных вари­ан­тах: Ἰόλαιοι, Ἰόλαοι, Ἰολάειοι (Diod. IV. 30; V. 15); Ἰολαεῖς (Stra­bo. V. 225); Ἰλιεῖς (Paus. X. 17. 7). Пав­са­ний зна­ет так­же о Сар­ди­нии (χω­ρία Ἰολαία).
  • 4Liv. XL. 19. 34; XLI. 6. 12; Sil. Ital. XII. 344; Plin. III. 85; Me­la. II. 123; So­lin. IV. 2.
  • 5Paus. X. 17. 6—7.
  • 6Это отно­сит­ся не толь­ко к сведе­ни­ям леген­дар­но­го харак­те­ра. Так, убедив­шись во вре­мя сво­его путе­ше­ст­вия в том, что из Попу­ло­ния едва вид­на Сар­ди­ния, он не согла­ша­ет­ся с Эра­то­сфе­ном и Арте­ми­до­ром, кото­рые утвер­жда­ли, что невоз­мож­но раз­ли­чить Сар­ди­нию с кон­ти­нен­та, так как она уда­ле­на от него на 1200 ста­ди­ев (V. 11. 6).
  • 7Stra­bo. V. 11. 7.
  • 8Ibi­dem.
  • 9Стра­бон, рас­ска­зы­вая о раз­бо­ях гор­цев Сар­ди­нии, сооб­ща­ет, что они гра­бят поля зем­ледель­цев, не толь­ко тех, что «живут на ост­ро­ве, но и поля на мате­ри­ке, в осо­бен­но­сти же писа­тов, к кото­рым они пере­прав­ля­ют­ся морем» (V. 11. 7). К. Зер­вос счи­та­ет, что во вре­мя сво­его путе­ше­ст­вия к бере­гам Этру­рии Стра­бон мог собрать мно­гие сведе­ния о мор­ских раз­бо­ях сард­ских пира­тов, осо­бен­но око­ло Пизы, и о тиррен­ском про­ис­хож­де­нии сар­дов. Стра­бон, когда упо­ми­на­ет об Иолае, при­быв­шем в Сар­ди­нию с сыно­вья­ми Герак­ла, заме­ча­ет, что при­шель­цы посе­ли­лись «вме­сте с вар­ва­ра­ми, вла­дев­ши­ми ост­ро­вом, это были тиррен­цы» (V. 11. 7). Воз­мож­но, пред­по­ла­га­ет К. Зер­вос, в сведе­ни­ях, кото­рые пере­да­ет Стра­бон, сохра­ни­лись отго­лос­ки древ­них этрус­ских коло­ний на запад­ных бере­гах ост­ро­ва (см.: Zer­vos Chr. La ci­vi­li­sa­tion de la Sar­daig­ne du dé­but de l’énéo­li­ti­que à la fin de la pé­rio­de nou­ra­gi­que. Pa­ris, 1954. P. 31).

    Доста­точ­но надеж­ных дан­ных для выво­да о суще­ст­во­ва­нии этрус­ских коло­ний в Сар­ди­нии пока нет, но архео­ло­ги­че­ские мате­ри­а­лы совер­шен­но опре­де­лен­но ука­зы­ва­ют на нали­чие сар­до-этрус­ских свя­зей (см.: Lil­liu G. La ci­vil­tà… P. 192).

  • 10Stra­bo. V. 11. 7.
  • 11Diod. V. 15.
  • 12Ibi­dem.
  • 13Plin. III. 85.
  • 14Me­la. II. 123.
  • 15Paus. X. 17.
  • 16Ibid. X. 17. 7, 8.
  • 17Ibi­dem.
  • 18Bou­chier E. S. Sar­di­nia in an­cient ti­mes. Ox­ford, 1917. P. 39.
  • 19Pal­lo­ti­no M. Sar­deg­na nu­ra­gi­ca. Ro­ma, 1950. P. 15.
  • 20Lil­liu G. I Nu­rag­hi. P. 13.
  • 21Car­ta Ras­pi. Bre­via sto­ria del­la Sar­deg­na. Cag­lia­ri, 1950. P. 28.
  • 22Zer­vos Chr. La ci­vi­li­sa­tion… P. 324.
  • 23Сре­ди изве­стий леген­дар­но­го харак­те­ра, сооб­щае­мых антич­ны­ми авто­ра­ми о засе­ле­нии Сар­ди­нии, встре­ча­ют­ся упо­ми­на­ния о при­хо­де сюда ибе­ров, пред­во­ди­те­лем кото­рых был Норакс, он же был осно­ва­те­лем горо­да Норы (Paus. X. 17. 5). Дж. Лил­лью счи­та­ет, что в этом име­ни мог­ло отра­зить­ся зна­ком­ство антич­ных авто­ров (воз­мож­но, Тимея) с мест­ным назва­ни­ем сард­ских обо­ро­ни­тель­ных соору­же­ний (No­ra­ke = Nu­ra­ke) (см.: Lil­liu G. Il nu­rag­he di Ba­ru­mi­ni e la stra­tig­ra­fia nu­ra­gi­ca // SS. 1952—1954. Vol. XII—XIII. Par­te 1. P. 91).
  • 24Diod. IV. 29.
  • 25Ps.-Arist. De mir. ausc. 100.
  • 26Diod. IV. 29.
  • 27Тит Ливий, сооб­щая о борь­бе рим­лян с гор­ца­ми Сар­ди­нии, пишет, что послед­ние укры­ва­лись в укреп­лен­ных местах — castra (XII. 6. 12). Ино­гда антич­ные авто­ры упо­ми­на­ют о «под­зем­ных соору­же­ни­ях» — spe­lun­ca (Diod. IV. 30; V. 15; Stra­bo. V. 11. 7; Paus. X. 17). О castra и spe­lun­ca упо­ми­на­ет­ся для того, чтобы пока­зать труд­но­сти, с кото­ры­ми рим­ские вой­ска встре­ти­лись в Сар­ди­нии. Кажет­ся, назва­ния castra и spe­lun­ca ука­зы­ва­ют на воен­ное назна­че­ние нура­гов и заслу­жи­ва­ют дове­рия, так как зна­ния авто­ров рим­ской эпо­хи мог­ли быть осно­ва­ны на пря­мом зна­ком­стве с эти­ми памят­ни­ка­ми или на сведе­ни­ях, кото­рые при­но­си­ло вой­ско. Поче­му ино­гда упо­ми­на­ют­ся «под­зем­ные соору­же­ния» — spe­lun­ca, а не баш­ни, воз­вы­шаю­щи­е­ся над зем­лей? Сле­ду­ет иметь в виду, что, когда рим­ляне появи­лись в Сар­ди­нии, мно­гие нура­ги лежа­ли в раз­ва­ли­нах, раз­ру­шен­ные кар­фа­ге­ня­на­ми. Кро­ме того, рим­ские авто­ры мог­ли писать о позд­них нура­гах внут­рен­ней части ост­ро­ва, кото­рые, види­мо, пре­тер­пе­ли суще­ст­вен­ные изме­не­ния по срав­не­нию с клас­си­че­ским типом баш­ни раз­ви­то­го нура­ги­че­ско­го пери­о­да.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1303312492 1335108366 1351000385 1351000641 1351094786