Малеваный А. М.

Этнические и исторические связи славян и иллирийцев

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 5. Саратов, 1983. С. 103—114.

с.103 Мас­со­вое дви­же­ние сла­вян из-за Дуная, как извест­но, начи­на­ет­ся в пер­вые деся­ти­ле­тия VI в. н. э.1, и уже в сле­дую­щем сто­ле­тии боль­шая часть Бал­кан­ско­го полу­ост­ро­ва ста­но­вит­ся сла­вян­ской2. Корен­ное насе­ле­ние, в част­но­сти, илли­рий­цы, асси­ми­ли­ру­ет­ся сла­вя­на­ми и пол­но­стью исче­за­ет3, по-види­мо­му, в IX в. н. э.4, хотя мы не рас­по­ла­га­ем вполне досто­вер­ны­ми сведе­ни­я­ми с.104 о мас­со­вом истреб­ле­нии или изгна­нии або­ри­ге­нов5. Это необыч­ное явле­ние — быст­рое исчез­но­ве­ние боль­шо­го наро­да, кото­рый в антич­ное вре­мя насе­лял терри­то­рии совре­мен­ных юго-восточ­ной Ита­лии, Австрии, Юго­сла­вии, Вен­грии и Алба­нии, — пред­став­ля­ет­ся необъ­яс­ни­мым при сопо­став­ле­нии со мно­ги­ми извест­ны­ми фак­та­ми, когда заво­е­ван­ный народ сохра­нял на про­тя­же­нии сто­ле­тий свою отно­си­тель­ную этни­че­скую целост­ность. Для выяс­не­ния это­го вопро­са6 мы иссле­ду­ем вза­и­моот­но­ше­ния сла­вян и илли­рий­цев в пред­ше­ст­ву­ю­щие вре­ме­на, начи­ная с появ­ле­ния на исто­ри­че­ской арене того и дру­го­го наро­да.

Этни­че­ское поня­тие «илли­рий­цы» до сих пор окон­ча­тель­но не рас­шиф­ро­ва­но. В насто­я­щее вре­мя еще нет одно­знач­но­го отве­та даже на вопрос об их появ­ле­нии на Бал­ка­нах. Суще­ст­ву­ют, по край­ней мере, две вза­и­мо­ис­клю­чаю­щие гипо­те­зы на этот счет. Соглас­но пер­вой, дав­но утвер­див­шей­ся в нау­ке, илли­рий­цы — при­шель­цы, кото­рые, про­дви­нув­шись из Цен­траль­ной или Севе­ро-Запад­ной Евро­пы, заня­ли в нача­ле брон­зо­во­го века запад­ную часть Бал­кан­ско­го полу­ост­ро­ва и адри­а­ти­че­ское побе­ре­жье7. Дру­гие авто­ры отно­сят рас­се­ле­ние илли­рий­цев, кото­рое может быть с.105 постав­ле­но в связь с эгей­ским пере­се­ле­ни­ем, к более позд­не­му вре­ме­ни — XII—XI вв. до н. э.8 По вто­рой гипо­те­зе, выдви­ну­той в 50-х годах албан­ски­ми архео­ло­га­ми, илли­рий­цы — бал­кан­ские автох­то­ны, что обос­но­вы­ва­ет­ся пре­ем­ст­вен­но­стью мате­ри­аль­ной куль­ту­ры, начи­ная с энео­ли­та. Напри­мер, типич­ные фор­мы сосудов, добы­тых во вре­мя рас­ко­пок в долине р. Дево­ли, сохра­ня­ют­ся и раз­ви­ва­ют­ся в эпо­ху брон­зы, в позд­нем пери­о­де кото­рой они явля­ют­ся уже, несо­мнен­но, илли­рий­ски­ми. Носи­те­ли энео­ли­ти­че­ской куль­ту­ры в Алба­нии про­дол­жа­ли жить и в брон­зо­вом веке (рас­коп­ки в селе­ни­ях Малик и Трен). От носи­те­лей энео­ли­ти­че­ской куль­ту­ры на юго-запа­де Бал­кан обра­зо­вал­ся поз­же илли­рий­ский этни­че­ский эле­мент. Его фор­ми­ро­ва­ние отно­сит­ся не к середине II тыс. до н. э., как счи­та­ли рань­ше, но к нача­лу это­го тыся­че­ле­тия, т. е. к нача­лу брон­зо­во­го века. Путь же, прой­ден­ный пра­ил­ли­рий­ца­ми, начи­на­ет­ся на 500 лет рань­ше, в середине III тыс. до н. э.9 Гипо­те­за албан­ских архео­ло­гов об автох­тон­но­сти илли­рий­цев пред­став­ля­ет­ся неубеди­тель­ной. Про­тив нее свиде­тель­ст­ву­ет, по наше­му мне­нию, суще­ст­во­ва­ние поко­рен­но­го илли­рий­ски­ми пле­ме­на­ми (дар­да­на­ми, либур­на­ми и арди­эями) насе­ле­ния, кото­рое оби­та­ло на Бал­ка­нах до илли­рий­цев и было постав­ле­но ими в зави­си­мое поло­же­ние10.

Илли­рий­цы, по мне­нию боль­шин­ства совре­мен­ных илли­рио­ло­гов, выде­ли­лись из груп­пи­ров­ки пле­мен лужиц­кой куль­ту­ры, кото­рая, как счи­та­ют неко­то­рые авто­ри­тет­ные сла­вя­но­веды, не была лишь сла­вян­ской, но была созда­на мощ­ной индо­ев­ро­пей­ской груп­пи­ров­кой, сыг­рав­шей зна­чи­тель­ную роль в евро­пей­ском этно­ге­не­зе11. Австрий­ский уче­ный Р. Пит­ти­о­ни утвер­жда­ет, что глав­ный корень с.106 илли­рий­ства лежит в куль­ту­ре полей погре­баль­ных урн, суще­ст­во­вав­шей и в обла­сти Il­ly­rii prop­rie dic­ti (илли­рий­цев в соб­ст­вен­ном смыс­ле сло­ва, оби­тав­ших вокруг Охрид­ско­го озе­ра). Носи­те­ли этой куль­ту­ры при­шли на Бал­ка­ны в кон­це II тыс. до н. э. с севе­ра, а выде­лив­ши­е­ся из них илли­рий­цы созда­ли здесь галь­штат­скую куль­ту­ру12. Юго­слав­ский линг­вист Р. Кати­чич на осно­ве иссле­до­ва­ний южно­сла­вян­ско­го архео­ло­ги­че­ско­го мате­ри­а­ла счи­та­ет пан­нон­ские пле­ме­на так­же носи­те­ля­ми куль­ту­ры полей погре­баль­ных урн. Более осто­рож­ные в выво­дах авто­ры при­зна­ют, одна­ко, тот факт, что архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния уста­но­ви­ли сход­ство в харак­те­ре илли­рий­ской и лужиц­кой куль­тур в эпо­ху втор­же­ния илли­рий­цев на Бал­ка­ны (XII—XI вв. до н. э.)13. Что каса­ет­ся пра­сла­вян, то, по новей­шим пред­по­ло­же­ни­ям боль­шин­ства совет­ских, поль­ских и чехо­сло­вац­ких архео­ло­гов, они выде­ли­лись из груп­пи­ров­ки ското­вод­че­ско-зем­ледель­че­ских пле­мен — носи­те­лей куль­ту­ры шну­ро­вой кера­ми­ки, пере­рос­шей в несколь­ко гене­ти­че­ски свя­зан­ных меж­ду собой архео­ло­ги­че­ских куль­тур, наи­бо­лее изу­чен­ной из кото­рых явля­ет­ся лужиц­кая куль­ту­ра (XIV—IV вв. до н. э. на терри­то­рии совре­мен­ной Поль­ши)14. Пред­став­ля­ют­ся неосно­ва­тель­ны­ми воз­ра­же­ния неко­то­рых уче­ных, отри­цаю­щих терри­то­ри­аль­ное сопри­кос­но­ве­ние илли­рий­цев с пле­ме­на­ми лужиц­кой куль­ту­ры ввиду того, что илли­рий­ская область, очер­чен­ная антич­ны­ми авто­ра­ми, лежит вне рас­про­стра­не­ния лужиц­кой куль­ту­ры15. Дело в том, что антич­ные авто­ры зна­ли илли­рий­ские пле­ме­на лишь в обла­стях, при­мы­каю­щих к Адри­а­ти­ке, но им было совер­шен­но неиз­вест­но, как дале­ко вглубь про­сти­ра­лись зем­ли, заня­тые мно­ги­ми дру­ги­ми илли­рий­ски­ми пле­ме­на­ми.

Мы разде­ля­ем мне­ние С. П. Тол­сто­ва, соглас­но кото­ро­му при­чи­ной неза­мет­но­го исчез­но­ве­ния илли­рий­цев, начи­ная с VI в. н. э., с.107 была пред­ше­ст­ву­ю­щая куль­тур­ная и этни­че­ская бли­зость меж­ду ними и сла­вя­на­ми, что содей­ст­во­ва­ло отно­си­тель­но без­бо­лез­нен­ной асси­ми­ля­ции илли­рий­цев16. Илли­рий­цы, как и сла­вяне, выде­ли­лись из груп­пи­ров­ки пле­мен лужиц­кой куль­ту­ры, одна­ко кон­так­ты меж­ду дву­мя наро­да­ми после это­го не пре­кра­ти­лись. Так, в IV—III вв. до н. э. под уда­ра­ми кельт­ско­го наше­ст­вия мно­гие илли­рий­ские пле­ме­на, по всей види­мо­сти, эми­гри­ро­ва­ли на север и восток, где они сме­ши­ва­лись с пра­сла­вян­ски­ми пле­ме­на­ми, кото­рые в это вре­мя зани­ма­ли глав­ным обра­зом бас­сей­ны Вис­лы и Оде­ра, на севе­ре дости­га­ли побе­ре­жья Бал­тий­ско­го моря, на запа­де — до верх­не­го тече­ния Эль­бы, на юге они оби­та­ли в вер­хо­вьях левых при­то­ков Дуная — Мора­вы, Вага и Гро­на, а в неко­то­рых местах дохо­ди­ли, по-види­мо­му, до Дуная17. В I—II вв. н. э. сла­вян­ские пле­ме­на дви­га­лись от Кар­пат к Дунаю и Саве, где они обра­зо­ва­ли боль­шие и малые ост­ро­ва в илли­ро-фра­кий­ской и сар­мат­ской среде18. Об этом свиде­тель­ст­ву­ет, напри­мер, упо­ми­на­ние в сла­вян­ской мифо­ло­гии импе­ра­то­ра Тра­я­на, из чего мож­но заклю­чить о суще­ст­во­ва­нии каких-то свя­зей сла­вян с его похо­да­ми в Дакию, в 101—102 и 105—106 гг.19 В этой про­вин­ции впо­след­ст­вии жили ули­чи и тивер­цы, с.108 став­шие пря­мы­ми наслед­ни­ка­ми мест­ных пре­да­ний о Тра­я­но­вых вой­нах. Что каса­ет­ся полян дне­пров­ских, то при­ду­най­ские зем­ли были их древ­ней роди­ной, с кото­рой свя­зы­ва­ют­ся их пре­да­ния и вос­по­ми­на­ния. Леон (Tac­ti­ca. XVIII. 79) отме­ча­ет, что рим­ляне вое­ва­ли со сла­вя­на­ми еще в Заду­на­вье до того, как послед­ние пере­шли Дунай. По мне­нию Л. Нидер­ле (С. 54), это может отно­сить­ся толь­ко к Дакии и, по-види­мо­му, к тому пери­о­ду, когда Дакия была поко­ре­на Римом (106—275 гг.). По мне­нию акад. Н. С. Дер­жа­ви­на, «сре­ди фра­кий­ских пле­мен, несо­мнен­но, были и такие, кото­рые по типо­ло­ги­че­ской ста­ди­аль­но­сти куль­тур­но­го раз­ви­тия мож­но было бы назвать прото­сла­вян­ски­ми пле­ме­на­ми»20. Сле­ду­ет так­же учесть, что визан­тий­ские писа­те­ли часто пута­ли назва­ния пле­мен и сла­вяне у них ино­гда высту­па­ют под дру­ги­ми име­на­ми. Фео­фи­лакт Симо­кат­та пря­мо пишет, что геты — древ­ней­шее назва­ние сла­вян21. Про­дви­же­ние сла­вян на Бал­ка­ны в пер­вые века н. э. про­ис­хо­ди­ло лишь в малых коли­че­ствах и было свя­за­но с втор­же­ни­ем каких-либо несла­вян­ских пле­мен, про­хо­див­ших через обла­сти, насе­лен­ные сла­вя­на­ми, и увле­кав­ших их с собой. Пре­бы­ва­ние отдель­ных сла­вян­ских групп в илли­рий­ских зем­лях в пер­вые века н. э. под­твер­жда­ет­ся так­же эпи­гра­фи­че­ски­ми наход­ка­ми. Так, в одной над­пи­си из Пан­но­нии упо­ми­на­ет­ся бог Dob­ra­tes22, имя кото­ро­го явно сла­вян­ское, состо­я­щее из при­ла­га­тель­но­го с.109 «добръ» и ука­за­тель­но­го пост­по­зи­тив­но­го место­име­ния «тъ» («тот»). Исхо­дя из хро­но­ло­ги­че­ско­го опре­де­ле­ния над­пи­си, мож­но утвер­ждать, что в соста­ве насе­ле­ния рим­ской про­вин­ции Пан­но­нии уже во II и, по край­ней мере, в III в. н. э. были сла­вяне. Часть их (ско­рее все­го вои­ны аук­си­ли­ар­ных рим­ских войск) под­верг­лась рома­ни­за­ции, о чем гово­рит латин­ский язык над­пи­си. Гре­че­ское имя раба (Euti­ces = Εὐτυ­χής) отнюдь не дока­зы­ва­ет его гре­че­ское про­ис­хож­де­ние, так как име­на рабам дава­ли хозя­е­ва про­из­воль­но23. Жив­шее на южном бере­гу озе­ра Pel­so (Бала­тон) пле­мя озе­ри­а­тов, по мне­нию иссле­до­ва­те­лей, несо­мнен­но сла­вян­ско­го про­ис­хож­де­ния24. О том, что хор­ват­ские сла­вяне сме­ша­лись на р. Саве с илли­рий­ским пле­ме­нем брев­ков, свиде­тель­ст­ву­ет назва­ние совре­мен­ных брай­ков, живу­щих на верх­ней Купе и гово­ря­щих на кай­кав­ском диа­лек­те25. Пре­бы­ва­ние сла­вян в илли­рий­ских зем­лях задол­го до их мас­со­во­го пере­се­ле­ния на Бал­ка­ны под­твер­жда­ет­ся так­же дан­ны­ми топо­ни­ми­ки. Напри­мер, назва­ние р. Bustri­cius (совр. Быст­ри­ца), упо­мя­ну­той Равенн­ским гео­гра­фом (IV. 19), К. Пач счи­тал сла­вян­ским26. Засвиде­тель­ст­во­ван­ное антич­ны­ми авто­ра­ми назва­ние озе­ра Pel­so (Aurel. Vict. De Caes. XL. 9) или Pei­so (Plin. III. 24) про­изо­шло, несо­мнен­но, от сла­вян­ско­го «пле­со». В совре­мен­ном Бана­те уже с нача­ла II в. н. э. зафик­си­ро­ва­но назва­ние совре­мен­ной р. Чер­ной, впа­даю­щей в Дунай с севе­ра око­ло Рша­вы. Ана­ло­гич­ное назва­ние носи­ло и посе­ле­ние в устье этой реки, что засвиде­тель­ст­во­ва­но дву­мя вотив­ны­ми над­пи­ся­ми II в. н. э. и над­пи­ся­ми на трех кир­пи­чах27. По мне­нию Л. Нидер­ле (С. 56), посе­ле­ние с.110 Tsier­na (Чер­на) было зало­же­но коло­ни­ста­ми Тра­я­на; они были сла­вяне и при­бы­ли сюда из Дакии.

В IV и V сто­ле­ти­ях про­дви­же­ние сла­вян к Дунаю зна­чи­тель­но уси­ли­лось, и север­ное Поду­на­вье было плот­но засе­ле­но ими. О зна­чи­тель­ном сла­вян­ском эле­мен­те на Бал­кан­ском полу­ост­ро­ве в пери­од до мас­со­во­го втор­же­ния сла­вян из-за Дуная свиде­тель­ст­ву­ют и такие крас­но­ре­чи­вые фак­ты: импе­ра­тор Юстин I (518—527) по про­ис­хож­де­нию был кре­стья­ни­ном-сла­вя­ни­ном. Сла­вя­на­ми из про­вин­ции Дар­да­нии (село Вед­ря­на) были Юсти­ни­ан I (527—565, пле­мян­ник пер­во­го, сын сест­ры) и Юстин II (565—578, пле­мян­ник послед­не­го). В семье Юсти­ни­ан I носил имя Управ­да, его сест­ру зва­ли Бег­ле­ни­ца28.

Вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние илли­рий­ских и сла­вян­ских пле­мен на про­тя­же­нии, по край­ней мере, тыся­че­ле­тия (с IV в. до н. э. по VI в. н. э.) содей­ст­во­ва­ло выра­бот­ке соци­аль­но­го и этни­че­ско­го род­ства меж­ду ними, а так­же куль­тур­ной общ­но­сти. От лужиц­ких пле­мен как сла­вяне, так и илли­рий­цы уна­сле­до­ва­ли обряд тру­по­со­жже­ния с после­дую­щим захо­ро­не­ни­ем пеп­ла и остат­ков костей в урнах29. О тор­го­вых свя­зях в фор­ме обме­на свиде­тель­ст­ву­ют наход­ки пред­ме­тов южно­ил­ли­рий­ско­го про­ис­хож­де­ния в зем­лях, зани­мае­мых лужиц­ки­ми пле­ме­на­ми30. Весь­ма пока­за­тель­но так­же антро­по­ло­ги­че­ское сход­ство меж­ду илли­рий­ца­ми и сла­вя­на­ми, по край­ней мере, в стро­е­нии чере­па. Еще в кон­це про­шло­го века при иссле­до­ва­нии чере­пов из кур­га­нов на плос­ко­го­рье Гла­си­нац (Бос­ния) было уста­нов­ле­но, что у илли­рий­цев пре­об­ла­да­ли длин­ные с.111 фор­мы чере­па. Доли­хо- и мезо­ке­фа­лы состав­ля­ли 2/3, а бра­хи­ке­фа­лы — лишь 1/3 обсле­до­ван­но­го коли­че­ства31. Повтор­ное изу­че­ние этих чере­пов, про­из­веден­ное в 1956 г., пока­за­ло, что невоз­мож­но уста­но­вить какие-либо суще­ст­вен­ные отли­чия в среде дорим­ско­го насе­ле­ния Бос­нии. Это свиде­тель­ст­ву­ет в поль­зу един­ства этно­ге­не­за пле­мен, насе­ляв­ших дан­ную область, т. е. речь может идти лишь об илли­рий­цах, о пре­бы­ва­нии кото­рых на этой терри­то­рии извест­но из мно­гих антич­ных источ­ни­ков32. Кра­нио­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния древ­них сла­вян пока­за­ли, что боль­шин­ству их чере­пов при­су­ща так­же доли­хо­ке­фа­лия33. Извест­ный иссле­до­ва­тель исто­рии Бал­кан В. Тома­шек счи­тал, что харак­тер­ные чер­ты внеш­но­сти (худо­ща­вость, строй­ность, высо­кий рост, пре­иму­ще­ст­вен­но чер­ные воло­сы) южные сла­вяне, в част­но­сти, дал­ма­тин­цы, гер­це­го­вин­цы и чер­но­гор­цы, при­об­ре­ли в резуль­та­те асси­ми­ля­ции илли­рий­цев34.

Илли­рий­ский язык при встре­че со сла­вян­ским потер­пел пора­же­ние, но его эле­мен­ты отло­жи­лись в послед­нем. Н. С. Дер­жа­вин при­во­дит в каче­стве при­ме­ров сла­вян­ские назва­ния неко­то­рых бал­кан­ских рек, в част­но­сти, Дра­вы и Дри­на, кор­нем кото­рых явля­ет­ся эле­мент dr, вос­хо­дя­щий к илли­рий­ской прото­ос­но­ве dar — «вода», «река». Этот эле­мент лежит в осно­ве сла­вян­ских назва­ний рек Вед­ра, Код­ра, Нод­ра и др. Сла­вян­ские сло­ва «рой­но», «рујно» (вино) име­ют илли­рий­скую осно­ву35. Илли­рий­ское сло­во с.112 «es­te», обо­зна­чаю­щее «город» (Terg-es­te, Big-es­te, Nar-es­te), соот­вет­ст­ву­ет, оче­вид­но, сла­вян­ско­му «ишче», «ешче», «ушки» (Нерез-ишче, Б-ишче, Люб-ушки)36. Гео­гра­фи­че­ское назва­ние Terg-es­te (совр. Три­ест) — илли­рий­ское по про­ис­хож­де­нию и состо­ит из сло­ва «es­te» и осно­вы «terg», кото­рая тож­де­ст­вен­на бол­гар­ско­му «търг» и рус­ско­му «торг». Илли­рий­ское назва­ние пле­ме­ни Au-ta­ria­tae («живу­щие у реки Тары») содер­жит пред­лог, ана­ло­гич­ный сла­вян­ско­му «у», кото­рый сход­ным обра­зом при­ме­ня­ет­ся, напри­мер, в назва­нии стра­ны «У-кра­и­на»37. Имя пле­ме­ни вене­тов, кото­рое до сих пор мно­гие иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют илли­рий­ским, уди­ви­тель­но сов­па­да­ет с пер­вым досто­вер­ным назва­ни­ем сла­вян. Илли­рий­ское «bal­ta» (боло­то) явля­ет­ся осно­вой древ­не­бол­гар­ско­го «бла­то» и рус­ско­го «боло­то». От илли­рий­ско­го «pa­la» (место для паст­би­ща) про­изо­шли сло­вен­ские сло­ва «po­la», «po­li­ca» (кру­той гор­ный луг для паст­би­ща) и от илли­рий­ско­го «krip­pa» — сло­вен­ское «krep» (обры­ви­стая ска­ла) и «kri­pa» (ска­ла)38. По мне­нию иссле­до­ва­те­лей, илли­рий­ское про­ис­хож­де­ние име­ют и мно­гие совре­мен­ные сла­вян­ские назва­ния ост­ро­вов восточ­ной Адри­а­ти­ки: Млет, Вис, Кор­чу­ла, Хвар, Брач, Раб, Црес, Крк и др.39 Имя илли­рий­ско­го кня­зя IV в. до н. э. Гра­ба (Gra­bos) вме­сте с назва­ни­ем пле­ме­ни Gra­baei в южной Дал­ма­ции (Plin. NH. III. 144) вос­хо­дят к осно­ве grab-, зна­че­ние кото­рой ста­но­вит­ся ясным как из гре­че­ско­го γρᾶ­βος (вид дуба), так и из рус­ско­го «граб». При­веден­ные при­ме­ры свиде­тель­ст­ву­ют о том, что свя­зи сла­вян­ских и илли­рий­ских пле­мен и, сле­до­ва­тель­но, их язы­ков были доста­точ­но тес­ны­ми на про­тя­же­нии мно­гих сто­ле­тий. Сле­ду­ет так­же отме­тить, что илли­рий­ские эле­мен­ты име­ют­ся в сла­вян­ских язы­ках лишь Бал­кан­ско­го полу­ост­ро­ва и совер­шен­но отсут­ст­ву­ют за его пре­де­ла­ми40. Круп­ней­ший зна­ток илли­рий­ско­го язы­ка Г. Краэ счи­та­ет, с.113 что этот язык имел наи­боль­шую бли­зость к сла­вян­ским и бал­тий­ским язы­кам41.

Итак, по наше­му мне­нию, илли­рий­цы выде­ли­лись из ком­плек­са пле­мен, оста­вив­ших поля погре­баль­ных урн, но обра­зо­ва­ли отдель­ную от пра­сла­вян ветвь, подоб­но тому как, напри­мер, груп­пи­ров­ка пле­мен пше­вор­ской куль­ту­ры (конец I тыс. до н. э. — нача­ло н. э.) состо­я­ла как из сла­вян (венеды), так и из гер­ман­цев42. Мно­гие авто­ри­тет­ные сла­вя­но­веды, в част­но­сти, П. И. Шафа­рик, Л. Нидер­ле, Й. Доб­ров­ский, П. Н. Третья­ков, отри­ца­ют пра­сла­вян­ский этно­ге­нез илли­рий­цев43. В послед­ние годы иссле­до­ва­ние все боль­ше под­твер­жда­ет, что груп­пи­ров­ки пле­мен опре­де­лен­ной куль­ту­ры неред­ко были поли­эт­нич­ны­ми. В 40-х годах П. Креч­мер (Glot­ta. Bd. 30. 1943) совер­шен­но пра­виль­но высту­пал про­тив отож­дест­вле­ния Г. Кос­си­ной лужиц­кой куль­ту­ры с илли­рий­ской, одна­ко оба исхо­ди­ли из невер­ной посыл­ки, буд­то одна архео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра пред­по­ла­га­ет этни­че­ское и язы­ко­вое един­ство всех пле­мен, выде­лив­ших­ся из нее.

Начи­ная с мас­со­во­го пере­се­ле­ния сла­вян на юг от Дуная в VI в., илли­рий­цы, под­верг­ши­е­ся со вре­ме­ни рим­ско­го заво­е­ва­ния рома­ни­за­ции, посте­пен­но ста­но­вят­ся одним из суще­ст­вен­ных ком­по­нен­тов южно­го сла­вян­ства. Это ред­кий вари­ант асси­ми­ля­ции (илли­рий­цев сла­вя­на­ми), кото­рой пред­ше­ст­ву­ет вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние двух наро­дов на про­тя­же­нии мно­гих веков. Рас­се­ле­ние сла­вян на запад явля­ет­ся круп­ней­шим собы­ти­ем евро­пей­ской исто­рии преж­де все­го пото­му, что сла­вян­ская кре­стьян­ская общи­на, нахо­див­ша­я­ся на ста­дии пере­хо­да от пле­мен­ной к терри­то­ри­аль­ной и состо­яв­шая из боль­ших пат­ри­ар­халь­ных семей, объ­еди­няв­ших с.114 инди­виду­аль­ные семьи44, укре­пи­ла визан­тий­скую общи­ну вне­се­ни­ем пере­жит­ков родо­во­го строя и тем самым воздей­ст­во­ва­ла на соци­аль­ный строй Восточ­но­рим­ской импе­рии. Посте­пен­но про­ис­хо­ди­ло насиль­ст­вен­ное уни­что­же­ние той фор­мы земель­ной соб­ст­вен­но­сти, кото­рая бази­ро­ва­лась на труде рабов, коло­нов и дру­гих кате­го­рий зави­си­мо­го насе­ле­ния. Посте­пен­но инсти­тут при­креп­лен­ных к зем­ле кре­стьян исчез45, и сво­бод­ная кре­стьян­ская общи­на ста­ла гос­под­ст­ву­ю­щей. Этим про­цес­сам содей­ст­во­ва­ла илли­рий­ская кре­стьян­ская общи­на, при­шед­шая в упа­док ко вре­ме­ни сла­вян­ской коло­ни­за­ции Бал­кан, но воз­ро­див­ша­я­ся в пери­од этой коло­ни­за­ции под вли­я­ни­ем обще­ст­вен­но­го строя сла­вян. Илли­рий­ская общи­на на про­тя­же­нии ряда сто­ле­тий была пре­пят­ст­ви­ем для рас­про­стра­не­ния рабо­вла­де­ния в рим­ских про­вин­ци­ях Илли­ри­ке, Дал­ма­тии и Пан­но­нии.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Во вре­мя прав­ле­ния визан­тий­ско­го импе­ра­то­ра Юсти­на (518—527), одна­ко систе­ма­ти­че­ски с нача­ла цар­ст­во­ва­ния Юсти­ни­а­на (527—565). Про­ко­пий пишет, что со вре­ме­ни воца­ре­ния это­го импе­ра­то­ра не было ни одно­го года, чтобы гун­ны (оче­вид­но, бол­га­ры), сла­вяне и анты не дела­ли набе­гов на Илли­рию, Фра­кию, Элла­ду и Хер­со­нес (Hist. arc. С. 18). Мас­со­вое пере­се­ле­ние сла­вян на зем­ли южнее Дуная в VI в. под­твер­жда­ет­ся так­же архео­ло­ги­че­ски­ми дан­ны­ми. Они были пред­став­ле­ны в докла­де П. Ваци и Г. Мит­ша-Мир­хейм на IV рабо­чем сове­ща­нии Меж­ду­на­род­но­го семи­на­ра по сла­вян­ской архео­ло­гии в Буда­пеш­те в 1963 г. (см.: Дов­же­нок В. Й. Слов’яни на Дунаi // Архео­логія. 1965. Вып. 18. С. 210).
  • 2По свиде­тель­ству Кон­стан­ти­на Пор­фи­ро­род­но­го, ко вре­ме­ни Кон­стан­ти­на Пого­на­та (668—685) отно­сит­ся пол­ная сла­вя­ни­за­ция Элла­ды (De The­ma­ti­bus. II. С. 6).
  • 3За исклю­че­ни­ем неболь­шой части, кото­рая сохра­ни­лась в гор­ной непри­ступ­ной обла­сти на севе­ре Алба­нии и яви­лась основ­ным эле­мен­том при фор­ми­ро­ва­нии север­ных албан­цев-гетов. Совре­мен­ные албан­ские уче­ные исхо­дят при этом из уста­нов­лен­но­го фак­та непре­рыв­но­сти мате­ри­аль­ной куль­ту­ры илли­рий­цев и ран­не­сред­не­ве­ко­вых албан­ских нек­ро­по­лей, пола­гая, что эта непре­рыв­ность озна­ча­ет так­же этни­че­скую пре­ем­ст­вен­ность (Ana­ma­li S., Kor­ku­ti M. Les Il­ly­riens et la ge­nè­se des Al­ba­nais à la lu­miè­re des recher­ches ar­chéo­lo­gi­ques al­ba­nai­ses // Les Il­ly­riens et la ge­nè­se des Al­ba­nais. Ti­ra­na, 1971. P. 31—36).
  • 4По мне­нию Л. Нидер­ле, это про­изо­шло в то вре­мя, когда гра­ни­цы Бол­га­рии в прав­ле­ние Симео­на (893—927) рас­ши­ри­лись до бере­гов Адри­а­ти­че­ско­го моря (Нидер­ле Л. Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 1956. С. 64).
  • 5К опи­са­ни­ям жесто­ко­стей сла­вян на Бал­ка­нах сле­ду­ет отно­сить­ся кри­ти­че­ски, так как они вышли из-под пера пред­ста­ви­те­лей визан­тий­ской свет­ской или духов­ной зна­ти (Про­ко­пий Кеса­рий­ский, Иоанн Эфес­ский, Иор­дан, Менандр Про­тиктор и др.) и, сле­до­ва­тель­но, в боль­шин­стве сво­ем вымыш­ле­ны. Но и насто­я­щие были в извест­ной сте­пе­ни контр­ме­рой про­тив рестав­ра­ции рабо­вла­дель­че­ских отно­ше­ний, кото­рую про­во­ди­ло пра­ви­тель­ство Юсти­ни­а­на, несмот­ря на то, что эти отно­ше­ния все мень­ше и мень­ше соот­вет­ст­во­ва­ли уров­ню раз­ви­тия про­из­во­ди­тель­ных сил. Кро­ме того, исто­ри­ки — совре­мен­ни­ки собы­тий — часто при­пи­сы­ва­ли сла­вя­нам жесто­ко­сти, кото­рые в дей­ст­ви­тель­но­сти совер­ша­ли ава­ры (тюр­ки), так как совре­мен­ни­ки пло­хо раз­би­ра­лись в этно­ге­не­зе вар­ва­ров.
  • 6Его изу­чал в оте­че­ст­вен­ной исто­рио­гра­фии С. П. Тол­стов («Нар­цы» и «вол­хи» на Дунае // СЭ. 1948. № 2), одна­ко за про­шед­шие 30 лет появи­лись новые дан­ные, исполь­зо­ван­ные нами.
  • 7No­vak G. Prošlost Dal­ma­cije. I. Od najsta­rijih vre­me­na do Kan­dijsko­ga ra­ta. Zag­reb, 1944. S. 21; Be­nac A. Pre­di­li­ri, pro­toi­li­ri i prei­li­ri // Sim­po­zijum o te­ri­to­rijal­nom i hro­no­loškom razgra­ničenju ili­ra u prais­to­rijsko do­ba. Sa­raje­vo, 1964. S. 59—61.
  • 8Heurtley W. A. Pre­his­to­ric Ma­ce­do­nia. Cambrid­ge, 1939. P. 125; Kra­he H. Die Spra­che der Il­ly­rier. I. Wies­ba­den, 1955. S. 8.
  • 9Is­la­mi S., Ce­ka H. Të dhë­na të reja mbi lashtë­si­në ili­re në ter­ri­to­rin e Shqi­pë­ri­së // Kon­fe­ren­ca I e stu­di­me­ve al­ba­no­logji­ke II. Ti­ra­na, 1965. C. 446; Ana­ma­li S., Kor­ku­ti M. Op. cit. P. 16—17.
  • 10Aga­tarch. ap. Athen. VI. 272D // FHG. Pa­ris, 1851. T. III. P. 194, 12; Theop. ap. Athen. X. 443 // FHG. 1849. T. I. P. 284, 41.
  • 11Lehr-Spławinski T. O pochod­ze­niu j praojczyz­nie Slowian. Poz­nan, 1946. S. 92—115.
  • 12Pit­tio­ni R. Zum Il­ly­rier-Prob­lem // Beit­rä­ge zur In­do­ger­ma­nis­tik und Kel­to­lo­gie. Innsbruck, 1967. S. 82.
  • 13Kro­nas­ser H. Il­ly­rier und Il­ly­ri­cum // Die Spra­che. 1965. Bd. II. S. 167.
  • 14Третья­ков П. Н. Сла­вяне // БСЭ. Т. 23. С. 543.
  • 15Sim­po­zijum… Sa­raje­vo, 1964. S. 291.
  • 16Тол­стов С. П. Указ. соч. С. 22.
  • 17Kostrzew­ski J. Od me­zo­li­tu do ok­re­su wedròwek ludów // Pre­his­to­ria ziem polskich. Kra­kow, 1940. S. 219, 227; Третья­ков П. Н. Восточ­но-сла­вян­ские пле­ме­на. М., 1953. С. 68, 70.
  • 18Нидер­ле Л. Указ. соч. С. 50, 54.
  • 19В «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве» Тра­ян упо­ми­на­ет­ся четы­ре­жды: 1) …рища въ тро­пу Тро­я­ню; 2) были веци Тро­я­ни; 3) всту­пил девою на зем­лю Тро­я­ню; 4) на седь­мом веце Тро­я­ни. Автор ста­тьи при­со­еди­ня­ет­ся к мне­нию тех иссле­до­ва­те­лей, кото­рые счи­та­ют, что «Тро­ян» в «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве» есть под­лин­ное исто­ри­че­ское лицо — импе­ра­тор Тра­ян (см.: Мак­си­мо­вич М. А. О зна­че­нии име­ни «Тро­ян», упо­ми­нае­мо­го в «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве» // Собр. соч. Киев, 1877. Т. 2; Дер­жа­вин Н. С. «Тро­ян» в «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве» // ВДИ. 1939. № 1. С. 169, 173). Веци Тро­я­ни — века, про­тек­шие от поко­ре­ния Дакии Тра­я­ном, кото­рое у насе­ле­ния этой стра­ны счи­та­лось досто­па­мят­ной и роко­вой эпо­хой. В выра­же­нии «рища в тро­пу через поля на горы» речь идет о Tro­pae­um Tra­iani — памят­ни­ке, воз­двиг­ну­том на полу­ост­ро­ве в обла­сти нын. Доб­руд­жи (у совр. румын­ско­го горо­да Адамк­лис­си), в бли­жай­шем сосед­стве с позд­ней­шим Пере­я­с­лав­цем, дунай­ской сто­ли­цей Свя­то­сла­ва. Памят­ник отно­сит­ся к 108—109 гг. и соору­жен в честь побед Тра­я­на над дака­ми. Назва­ние памят­ни­ка лег­ко мог­ло сохра­нить­ся по тра­ди­ции в памя­ти кня­же­ских дру­жин­ни­ков в фор­ме «тро­па Тро­я­ня», отло­жив­шись в сла­вян­ских пре­да­ни­ях.
  • 20Дер­жа­вин Н. С. Исто­рия Бол­га­рии. М.; Л., 1945. Т. 1. С. 61.
  • 21Theoph. Si­moc. I. VII. 2: τοῖς Γέ­ταις τοῦ­το γὰρ βαρ­βά­ροις (τοῖς Σκλα­βηνοῖς) τὸ πρεσ­βύ­τερον ὄνο­μα.
  • 22RA. IV sér. T. IV. 1904. P. 443. № 153: DEO DOB­RA­TI • EUTI­CES • SER(VUS) • DE(DIT).
  • 23Куд­ряв­цев О. В. Иссле­до­ва­ния по исто­рии бал­ка­но-дунай­ских обла­стей в пери­од Рим­ской импе­рии. М., 1957. С. 103, 110 сл.
  • 24Mócsy A. Pan­no­nia // RE. Suppl. 9. 1962. Col. 708.
  • 25Нидер­ле Л. Указ. соч. С. 64. Этот диа­лект рас­про­стра­нен в сев.-зап. Хор­ва­тии.
  • 26Patsch C. Bustri­cius // RE. Hbd. 5. 1897. Col. 1077.
  • 27CIL. III. 1568: sta­tio Tsier­nen[sis]; 8277, 12677: Dier­na. Это назва­ние встре­ча­ет­ся так­же у Пто­ле­мея (πό­λις Διέρ­να на Дунае под Вими­на­ци­ем) и на Пей­тин­ге­ро­вой кар­те (Tier­na).
  • 28Эти дан­ные сооб­ща­ет жиз­не­опи­са­ние Юсти­ни­а­на, состав­лен­ное его учи­те­лем Тео­фи­лом (Дри­нов М. С. Погледъ връ­ху про­из­хож­де­нье­то на бьл­гар­ския наро­дъ и нача­ло­то на бъл­гар­ска­та исто­рия // Съч. София, 1909. Т. 1. С. 19).
  • 29Бижић Р. Гро­бо­ви у Доњој Доли­ни // Glas­nik Ze­maljskog Mu­zeja u Sa­raje­vu. 1952. T. 7. S. 225 (далее — Glas­nik); Lásár J. Über die frü­he Eisen­zeit des Do­nau­rau­mes // AAASH. 1957. T. 5. S. 20, 30—31.
  • 30Третья­ков П. Н. Ран­не­сла­вян­ские пле­ме­на // Очер­ки исто­рии СССР. М., 1956. С. 371.
  • 31Weis­bach A. Prä­his­to­ris­ciie Schä­del vom Gla­si­nac // Wis­sen­schaftli­che Mit­tei­lun­gen aus Bos­nien und der Her­ze­gowina. 1897. Bd. 5. S. 574 (далее — WM).
  • 32Schwi­detzky I. Beit­rag zur Antro­po­lo­gie der vor­rö­mi­schen Be­völ­ke­rung Bos­niens // Glas­nik. 1969. Bd. 24. S. 182 f.
  • 33Тро­фи­мо­ва Т. А. Кра­нио­ло­ги­че­ские дан­ные к этно­ге­не­зу запад­ных сла­вян // СЭ. 1948. № 2. С. 39, 60.
  • 34To­ma­schek W. Die vorsla­vi­sche To­po­gra­phie der Bos­na, Her­ze­gowina, Crna-go­ra und angren­zen­den Ge­bie­te // Mit­tei­lun­gen der geo­gra­phi­schen Ge­sell­schaft in Wien. 1880. Bd. 23 (13). S. 567.
  • 35Дер­жа­вин Н. С. Алба­но­веде­ние и про­бле­ма про­ис­хож­де­ния южных сла­вян // СЭ. 1940. № 3. С. 198.
  • 36Jelić L. Das äl­tes­te kar­to­gra­phi­sche Denkmal über die rö­mi­sche Pro­vinz Dal­ma­tien // WM. 1900. Bd. 7. S. 202 f.
  • 37Kra­he H. Spra­che und Vor­zeit. Hei­del­berg, 1954. S. 112.
  • 38Kra­he H. Die Spra­che der Il­ly­rier. S. 116, 118—119.
  • 39Skok P. Do­la­zak Sla­ve­na na Me­di­te­ran. Split, 1934. S. 122.
  • 40Дер­жа­вин Н. С. Алба­но­веде­ние… С. 199.
  • 41Kra­he H. Die Spra­che und Vor­zeit. S. 121.
  • 42Третья­ков П. Н. У исто­ков древ­не­рус­ской народ­но­сти. Л., 1970. С. 24.
  • 43Шафа­рик П. И. Сла­вян­ские древ­но­сти. I. Кн. 2. М., 1847. С. 136 сл.; Нидер­ле Л. Указ. соч. С. 12, 29, 50 сл.; Ягич В. Пись­ма Доб­ров­ско­го и Копи­та­ра. СПб., 1885. С. 119; Третья­ков П. Н. Восточ­но-сла­вян­ские пле­ме­на. С. 19, 111.
  • 44Из послед­них работ о соци­аль­ной орга­ни­за­ции сла­вян­ских пле­мен, пере­се­ляв­ших­ся в Визан­тию, см.: Com­sa M. So­cio-eco­no­mic or­ga­ni­za­tion of the Da­co-Ro­ma­nic and Slav po­pu­la­tion on the Lower Da­nu­be du­ring the 6—8th cen­tu­ries // Re­la­tions between the autoch­tho­nous po­pu­la­tion and the mig­ra­to­ry po­pu­la­tions on the ter­ri­to­ry of Ro­ma­nia. Buc., 1975. P. 177.
  • 45В так назы­вае­мой Экло­ге (зако­но­да­тель­ном сбор­ни­ке VIII в.) не пред­у­смат­ри­ва­лось при­креп­ле­ние к зем­ле.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341658575 1303312492 1303322046 1351000641 1351094786 1351095090