Договор Филиппа V и Антиоха III в интерпретации античных и современных авторов
с.44 Предполагаемый договор Филиппа V и Антиоха III исследователи обычно тесно связывают с причинами II Македонской войны, поэтому решение вопроса о его существовании важно для выяснения как причин, так и характера этой войны. О важности проблемы свидетельствует и то, что некоторые антиковеды (М. Олло, Г. Скаллард и др.) кладут факт существования договора в основу концепции оборонительного «римского империализма».
Договор упоминается в нескольких источниках: Полибий, Ливий, Трог/Юстин, Аппиан, Порфирий, Иоанн Антиохийский1. Весьма полным является собрание отрывков о договоре в работе Х. Шмитта2. Именно этот источниковый материал используется в нашем исследовании. Свидетельства о договоре Филиппа и Антиоха разнохарактерны, а порой и противоречивы, неслучайно поэтому в литературе имеется несколько точек зрения на проблему договора.
Таким образом, представляется интересным на основе анализа некоторых работ зарубежных исследователей, а также имеющегося источникового материала выявить основные точки зрения по вопросу о договоре в античной и современной историографии и определить наиболее верную из них.
Первоначально обратимся к свидетельствам о союзном договоре двух царей, которые содержатся у античных писателей.
В античной традиции существуют две независимые и отличные одна от другой версии сущности и истории договора3. Одну из них наиболее полно представляет Полибий, другую — Аппиан.
В первом отрывке (III. 2. 8) Полибий обещает читателям рассказать о том, как после смерти царя Птолемея Антиох и Филипп согласились ἐπὶ διαιρέσει τῆς τοῦ καταλελειμμένου παιδὸς ἀρχῆς ἤρξαντο κακοπραγμονεῖν, где подразумевается с.45 юный Птолемей V Эпифан, и как после заключения договора Филипп и Антиох стали нападать на египетские владения4.
В другом, довольно пространном отрывке (XV. 20. 1—
Третий пассаж Полибия (XVI. 1. 8—
Ливий сообщает о том, что Филиппу придавал храбрость foedus ictum cum Antiocho, причем они уже (iam) разделили политическую власть Египта (Aegypti opes), которой оба стали добиваться, услышав о смерти царя Птолемея (XXXI. 14. 5). Эти сведения были почерпнуты Ливием у Полибия7, по всей вероятности. И в самом деле, это сообщение не дает с.46 о договоре Филиппа и Антиоха ничего нового по сравнению с тем, что мы находим у Полибия.
Несколько иную версию договора дают представители другого направления традиции: Помпей Трог, Юстин и Аппиан. В «Периохах» Помпей Трог сообщает только то, что против Птолемея Эпифана Антиох вместе с Филиппом составили заговор (consensit — XXX). Однако в Юстиновой эпитоме сочинения Помпея Трога приводятся некоторые любопытные подробности: александрийские послы сообщили римлянам о том, что Филипп и Антиох уже разделили согласно договору между собой Египетское царство (XXX. 2. 8).
Аппиан сведения о договоре передает как явный слух (λόγος τε ἦν, ὅτι…), он описывает те обязательства, которые дали друг другу Филипп и Антиох, допуская при этом грубую ошибку и упоминая Птолемея IV Филопатора вместо Птолемея V Эпифана (Mac. 4. 1), а затем прямо говорит, что об этом слухе (καὶ τήνδε τὴν δόξαν), который взволновал всех, родосцы сообщили римлянам (4. 2).
Таким образом, не только Помпей Трог/Юстин, но и Аппиан сообщают о том, что римляне узнали о разделе египетских владений двумя царями согласно договору. Правда, у Аппиана этот слух приносят родосцы, а у Юстина это связывается с египетскими послами. Другие, более поздние источники, упоминая договор Филиппа и Антиоха, не добавляют ничего нового к известной информации. Следовательно, уже сам источниковый материал, разнохарактерный и противоречивый, дает возможность для различных трактовок событий, связанных с рассматриваемым договором.
Многие современные историки верят в историчность договора двух царей.
Выдающийся историк Т. Моммзен причиной столкновений Македонии и Сирии, с одной стороны, и Египта — с другой, считает особенности развития эллинистических государств и, прежде всего, характерные черты политики правителей этих держав: честолюбивые устремления (Македония, Сирия) и разумную оценку возможностей (Египет)8. Отсюда «Македония и Азия, несмотря на свое взаимное соперничество, видели в Египте общего врага и поэтому действовали или, по крайней мере, должны были действовать против него общими силами»9. Из этого рассуждения Т. Моммзена логично с.47 вытекает договор двух царей о разделе Египта, находящий подтверждение в источниках.
Французский историк Морис Олло придавал большое значение договору. Он считал, что страх римлян перед Антиохом побудил Сенат к войне с Филиппом в 200 г., а этот страх усилился именно под воздействием сообщения в Риме об антиегипетском договоре двух царей. Поэтому у Олло договор стал решающим моментом, заставившим Сенат принять просьбу греческих государств о помощи в 201 году10. Причем, вступая в войну, «сенат надеялся, что Филиппа можно было бы значительно ущемить, в то время как с Антиохом могли быть сохранены дружественные отношения»11.
Концепции обоих историков (Т. Моммзена и М. Олло) оказали влияние на англо-американское антиковедение в вопросе о договоре двух царей.
Профессор из Кембриджа Фрэнк Уолбанк считает заключение «воровского» договора двух царей важным событием в истории III и II вв. до н. э. Именно этот договор навсегда снял назревшее столкновение между Филиппом и Антиохом и втянул македонского царя в трагическое столкновение с Римом, «вовлек Македонию во вторую, на этот раз решающую, борьбу с римскими легионами». Правда, договор — это скорее не причина, а предлог для вовлечения Македонии в войну с греческими государствами, которые, устав от нападений Филиппа, восприняли договор как антиримскую меру12. Важно отметить, что А. Макдональд и Ф. Уолбанк критически подходят к сообщению Полибия о договоре, считая, что древний историк «неправильно представил македонскую политику в отношении к Египту» и «преувеличил цели договора». Но они ограничились недоверием к Полибию и не исследовали действительные причины его неверного представления13.
Профессор Колумбийского университета Э. Бикерман признает реальность существования договора между Филиппом и Антиохом, но считает, что он является обманом, поскольку кроме договора с Антиохом македонский царь «заключил также секретный договор с Египтом». Именно этим объясняется то странное обстоятельство, что Филипп не совершил с.48 захвата каких-либо египетских владений, хотя у него были на то хорошие возможности14. Такое предположение американского исследователя вряд ли может быть принято, поскольку оно не основывается на каких-либо прочных фактах источника.
Английский историк Дж. Бэльсдон считает, что договор между Филиппом и Антиохом о разделе Египта существовал. С самого начала оба правителя перехитрили друг друга: македонский царь был дипломатически связан с Птолемеем, а селевкидский сатрап Зевксид не выполнил условий договора о помощи. Это был секретный договор, а поэтому его условия не были провозглашены во всеуслышание. Но произошла «утечка» секретной информации, и именно она склонила Аттала и родосцев обратиться к Риму. Аппиан соединил известие о договоре, принесенное в Рим родосцами, с жалобами афинян и этолийцев. И то, и другое, по мнению Бэльсдона, явилось причиной дипломатического демарша римлян на Востоке в 200 году15.
В противоположность М. Олло, критически подходившему к анналистической традиции, английский историк выступает за доверительное отношение к анналистам. Он считает, что в 205—
Дэвид Мэйджи оказался первым, кто поставил под вопрос существование договора. Метод, которым английский историк пытается доказать его неисторичность, состоит в сопоставлении сведений источников о договоре с реальными действиями Филиппа и Антиоха в 203— Историк не отрицает того, что после смерти Птолемея IV и Филипп, и Антиох составили планы о расширении подвластных им территорий (один — в Эгейском море, другой — в Южной Сирии), но оба они не нуждались в совместных действиях, скрепленных тайным договором23. И Д. Мэйджи делает вывод о том, что «в действительности не существовало секретного договора между двумя царями» и что «вера в его существование возникла либо благодаря необоснованному слуху, либо преднамеренному извращению событий с политической целью»24. Причиной войны Рима с Македонией, по мнению исследователя, был страх, а страх этот явился результатом обмана со стороны Пергама и Родоса. Римляне против своей воли, обманным путем были вовлечены в войну. Д. Мэйджи недостаточно полно использовал сведения из 8 и 9 фрагментов Преподаватель Королевского университета в Белфасте Р. М. Эррингтон последним из английских антиковедов предпринял попытку доказать неисторичность договора между Филиппом и Антиохом. Проведя сложный историко-филологический анализ важнейших свидетельств о договоре, он приходит к выводу, что в настоящее время «имеется по крайней мере две независимые и отличные одна от другой версии в античной традиции о сущности и истории договора: версия Полибия и версия Аппиана»26. Р. Эррингтон считает: поскольку свидетельство о том, что родосцы сообщили в Риме о договоре, имеется только у Аппиана, и поскольку Аппиан в этом месте не следует полибиевой традиции или анналистической традиции, известной Ливию, это свидетельство не может считаться доказательством того, что римский сенат когда-либо знал о договоре. Еще меньше оно доказывает, что сенат принимал договор во внимание, когда обсуждал действия против македонского правителя в 201— Таким образом, английский историк считает, что договора двух царей не только не существовало, но и что вообще римский сенат не знал ничего о договоре. Почему же Полибий так твердо верил в существование союзного пакта между Филиппом и Антиохом? По мнению Эррингтона, вера Полибия в договор двух царей основывалась на ошибочном истолковании местного договора между Филиппом и Зевксидом28. В самом деле, исследование свидетельств самого Полибия показывает, что этот последний договор по времени совпадал с нападениями македонского и сирийского правителей с.51 на некоторые владения Египта, хотя он никоим образом не был связан с этими нападениями и имел местное значение29. Кроме того, сопоставление свидетельств Полибия и Аппиана о договоре двух царей (Polyb. III. 2; XV. 20; XVI. 1 и Appian. Mac. 4), наводит на мысль о том, что Аппиан обрисовал общие сведения о договоре (как это сделал и Полибий), но сам, не обладая никакой дополнительной информацией, «расширил» общие сведения путем произвольного географического раздела сфер интересов двух царей. В этом смысле можно сказать, что версия Аппиана возникла на основе полибиевой30. Заслуживает внимания также утверждение английского историка, что Аппиан приписал родосцам то, что они принесли в Рим известие о договоре31. Признавая некоторую умозрительность отдельных своих утверждений, Р. Эррингтон считает, что его реконструкция имеет несколько прочных положений:
Выявление трех этих положений Р. Эррингтоном, безусловно, является значительным научным вкладом в разработку проблем, связанных со II Македонской войной. Р. Эррингтон исследует проблему комплексно: проводит историко-филологический анализ источников, критически использует практически все достижения антиковедов по данному вопросу. Он применяет различные методы: в частности, сравнительно-сопоставительный, метод аналогии, метод выборки источников. Наиболее удачным и продуктивным в исследовании антиковеда оказался метод генетического анализа источника, который по сути дела лежит в основе изучения договора между Филиппом и Антиохом. Таким образом, выявленный факт — неисторичность договора двух царей — Р. Эррингтон вставляет в свою концепцию «расширяющихся римских интересов» — оригинальную научную трактовку внешней политики Рима33. с.52 Суммируя анализ историографического материала, можно выделить в современном антиковедении четыре точки зрения на проблему договора Филиппа и Антиоха:
Разнообразие точек зрения по вопросу о договоре объясняется противоречивостью свидетельств источников, но еще больше — различием конкретных исследовательских методов, используемых историками при изучении проблемы. Анализ источников, а также проверка исследовательской методики и аргументации некоторых современных историков убеждают в том, что при нынешнем состоянии источниковой базы проблема договора Филиппа V и Антиоха III не может быть решена однозначно. Более убедительными представляются трактовки тех авторов, которые, хотя и с оговорками, но все же допускают существование тайного договора двух царей (Х. Шмитт, Э. Вилль, Э. Грюн).
с.49
ПРИМЕЧАНИЯ