с.134 В так называемой «Археологии» «Заговора Катилины» (гл. 6—
Когда у римлян «умножилось число граждан, улучшились нравы, появились новые земли» и государство их приобрело облик процветающего (6. 3: res eorum… satis prospera satisque pollens videbatur), они вызвали к себе зависть, а та повлекла войны со стороны соседей (при этом не упомянуто, откуда у римлян появились новые земли). Победы в этих войнах римляне одерживали благодаря virtus, защищая не только себя, но и друзей и союзников (6. 5: sociis atque amicis). Отсюда один шаг до чеканной формулы Цицерона: «Наш народ, защищая своих союзников… покорил весь мир» (noster autem populus sociis defendendis terrarum… omnium potitus est) (De rep. III. 35; см.: Heldmann 1993. S. 103). Однако Саллюстий, известный своими красноречивыми умолчаниями, ни о чем подобном не говорит, тем более что формально он прав — пока римляне мир не покорили. И он переходит к восхвалению римских порядков того времени, основанных на законах (imperium legitimum) — до этого, заметим, говорилось лишь о том, что законов не было у аборигенов, но ничего не сказано о том, что они появились у римлян — очевидно, первостепенного значения им Саллюстий и не придавал, ибо государство прежде всего создали concordia и virtus (см., например: McGushin 1977. P. 73), выразившиеся в объединении с аборигенами и успешных войнах с врагами, законы же без этого бессильны (вообще с.135 о роли законов в римской политике Саллюстий говорит в своих сочинениях на удивление мало). Зато он подробно останавливается на деталях государственного устройства: «Образ правления назывался царским. Избранные мужи, с годами ослабевшие телом, но благодаря своей мудрости сильные умом, заботились о благополучии государства. Их ввиду их возраста или сходства обязанностей именовали отцами» (6. 6). «Это неожиданно подробное описание компетенции сената в “царском” контексте вновь может быть обусловлено по преимуществу точкой зрения Саллюстия, согласно которой virtus граждан — главное условие величия» государства (McGushin 1977. P. 73). Царская же власть, по мнению писателя, как ни странно, служила, помимо решения задач расширения государства, охране свободы (conservandae libertatis), но затем превратилась в надменный произвол (superbiam dominationemque) и была заменена властью выборной (=республикой, хотя обозначающее ее слово libertas не произнесено) (6. 7).
Это способствует росту могущества Рима: «Трудно поверить, в сколь краткий срок гражданская община (civitas) усилилась, достигнув свободы, и сколь великая жажда славы овладела людьми» (9. 3). Налицо совпадение со знаменитым пассажем из Геродота (V. 78) о том, как государство афинян достигло могущества после обретения ими свободы (Heldmann 1993. S. 100; Anm. 218 со ссылкой на К. Вретска). «Вначале юношество… обучалось в трудах военному делу в лагерях, и к прекрасному оружию и боевым коням его влекло больше, чем к распутству и пирушкам… Доблесть [предков] превозмогала всё (virtus omnia domuerat). Но между собой они рьяно соперничали из-за славы; каждый спешил поразить врага, взойти на городскую стену, совершить такой подвиг на глазах у других; это считали они богатством, добрым именем и великой знатностью» (Cat. 7. 3—
Кроме того, прочности государства способствовала мягкость римлян, которые правили «не столько страхом, сколько милостями (beneficiis magis quam metu), и, испытав обиду, предпочитали прощать, а не преследовать за нее (iniuria ignoscere quam persequi malebant)» (9. 5). Эта мысль найдет развитие в речи Цезаря (51. 4—
Но вот, достигнув вершины могущества благодаря победам над различными царями и народами, труду и справедливости (labore atque iustitia), государство после падения Карфагена вступило в полосу гражданских смут (10. 1), ибо исчез сплачивавший квиритов metus hostilis (Iug. 41. 2—
Стоит отметить, что в изложении Саллюстия не выделен такой популярный в античной и средневековой исторической мысли фактор, как роль выдающихся личностей, хотя оба произведения писателя — галерея ярких персонажей. В «Заговоре Катилины» рассказ о прошлом откровенно деперсонифицирован: по имени назван в гл. 6—
Рассуждая о развитии римского государства на ранних его этапах, Саллюстий ни словом не упоминает о борьбе патрициев и плебеев: «И во времена мира, и во времена войны добрые нравы (boni mores) почитались, согласие было величайшим (concordia maxuma), алчность — наименьшей (minuma avaritia). Право и справедливость (ius bonumque) зиждились на велении природы в такой же мере, в какой и на законах. Ссоры, раздоры, неприязнь (iurgia, discordias, simultates) — это было у врагов» (Cat. 9. 1—
Но есть у Саллюстия и другие суждения о факторах политогенеза Рима, принадлежащие его смертельному врагу Митридату VI Евпатору. Обращаясь к Арсаку, Митридат восклицает: римляне, «некогда пришлецы без родины, без родителей (convenas olim sine patria parentibus), были созданы на погибель всему миру. Ведь им ни человеческие, ни божеские законы не запрещают ни предавать, ни истреблять союзников, друзей, людей, живущих вдали и вблизи, ни считать враждебным всё, ими не порабощенное… Они держат наготове оружие против всех и больше всего ожесточены против тех, победа над кем сулит им огромную военную добычу; дерзая, обманывая и переходя от одной войны к другой, они и стали великими» (Hist. IV. 69. 17 и 20). Здесь всё описано по контрасту с картиной, данной Саллюстием: римляне — не потомки троянцев, а пришлецы без роду-племени, они не люди высоких моральных качеств, а разбойники и беззаконники, и войны их — не борьба с захватчиками и помощь союзникам, а сплошная агрессия ради удовлетворения алчности. Естественно, Саллюстий этих взглядов не разделял и преподнес их в карикатурном виде (Короленков 2009. С. 109—
Подведём итог. У Саллюстия налицо два главных фактора успешного развития государства: 1) моральное состояние общества, с.138 позволяющее успешно вести войны, и 2) сами войны, победы в которых становятся внешним воплощением мощи государства. Следует отметить, что о нравах речь заходит только после того, как государство у римлян уже возникло — это вполне соответствует тому, что именно во времена уже исторические, а не мифические, вопреки популярным в ту эпоху воззрениям, он помещает и «золотой век» (Heldmann 1993. S. 30— Короленков Grethlein J. Nam quid ea memoriam: the Dialectical Relation of res gestae and memoria rerum gestarum in Sallust’s Bellum Jugurthinum // The Classical Quarterly. Vol. 56. 1. 2006. P. 135— Heldmann K. Sallust über die römische Weltherrschaft. Eine Geschichtsmodell in Catilina und seine Tradition in der hellenistischen Historiographie. Stuttgart, 1993. Leven McGushin Ramsey Литература