Спарток и первые Спартокиды на Боспоре
с.30 Согласно сообщению Диодора, около 438 года до н. э. власть на Боспоре перешла в руки некоего Спартока. Кем был этот Спарток по происхождению и каким образом оказался у власти, источники не дают прямого ответа. Сам текст заметки Диодора об этом событии («при архонте в Афинах Теодоре… в Азии, царствовавшие над Киммерийским Боспором, так называемые Археанактиды, правили 42 года. Власть принял Спарток и правил 7 лет». XII. 31. 1) позволяет с наибольшей степенью вероятности рассматривать его как политический переворот. В пользу этого свидетельствуют наследование власти Спартоком не непосредственно кому-то из Археанактидов, а всем им1, негреческое (фракийское) имя основателя новой династии2 и сведения об изгнанниках с Боспора, обосновавшихся, по-видимому, в Феодосии (Isocr. XVII. 5; Anon. Per. 77). Первые два аргумента с.31 становятся действенными только в совокупности с третьим по следующим соображениям.
Изгнанники с Боспора упоминаются впервые в Трапезитской речи Исократа в связи с якобы готовящейся попыткой государственного переворота со стороны одного из ближайших помощников тогдашнего боспорского правителя Сатира — Сопея. Этот последний «начальствовал над большой областью и имел попечение о всей власти Сатира» (Isocr. XVI. 3)3. Тем не менее, готовясь к перевороту, он через посредство своего сына, находящегося в Афинах, ищет себе союзников в лице неизвестных нам ближе изгнанников. Обращение к ним, независимо от того, было ли обвинение против Сопеида ложью или истиной, имело смысл в том случае, если эти изгнанники действительно были противниками именно Спартокидов и при этом не отказались от борьбы с ними, располагая для этого определенными силами и возможностями. В роли таковых реальнее всего могли бы выглядеть представители свергнутого рода, хотя, конечно, не только они одни.
Однако для нас важнее другое. Ни Исократ, ни его слушатели, ни даже обвиняемый в государственной измене сын Сопея ничуть не отрицали возможности заговора против Сатира в принципе! А это дает основание думать, что люди, подобные Сопею, имевшие доступ к управлению государством и располагавшие достаточными материальными и иными ресурсами, могли претендовать (и, в действительности, претендовали) в то время на пост главы государства на Боспоре. Этому могли способствовать, кстати, и их родственные связи с правящей династией. Тот же Исократ сообщает, что Сатир женил своего сына на дочери Сопея (XVII. 11). Любопытно, что и в рассказе Исократа, и в сообщении Диодора о Спартоке I претендент на власть, судя по имени, явно был эллинизированным варваром4. Вероятно, именно фактор варварского происхождения играл определенную (и, видимо, немалую) роль в борьбе за власть на Боспоре в то время.
Все отмеченные наблюдения (в сочетании с тем, что изменения в государственном устройстве в древности происходили всегда очень медленно, особенно если не было достаточно сильного внешнего воздействия), позволяют сделать вывод, что Спарток I, вероятнее всего, занимал в государстве Археанактидов пост, аналогичный посту Сопея в державе Сатира, что и позволило ему совершить государственный переворот в свою пользу. Хочется особенно подчеркнуть, что Спарток, вероятнее всего, действовал по собственной инициативе и опирался, прежде всего, на наемное войско Археанактидов, находившееся если не в полном, то, по крайней мере, в его оперативном подчинении5.
с.32 Некоторые сведения о возможном характере переворота дает прекращение чеканки монет с легендой ΑΠΟΛ6. Учитывая их датировку второй-третьей четвертями V века до н. э.7, этот факт можно воспринимать как антиархеанактидовский акт Спартока8. А связано это (как и сам переворот Спартока) могло быть и с тем, что идея амфиктионии (от имени которой чеканились эти монеты) как формы объединения городов Боспора Киммерийского вокруг Пантикапея, дающей в перспективе возможность мирного освоения близлежащей территории, так и не стала привлекательной для наиболее крупных городов региона. Традиционные для эллинов тенденции к автономии и автаркии в данном случае оказались сильнее. Достаточно весомым аргументом в пользу данного предположения может быть и строительство во второй половине V века до н. э. в Нимфее собственного храма, остатки которого недавно обнаружены при раскопках этого города9. Строительство этого храма в то время, когда Археанактиды стремились объединить в рамках амфиктионии вокруг храма Аполлона в Пантикапее все, или, по крайней мере, ближайшие полисы по побережью Боспора Киммерийского, выглядело явной демонстрацией нежелания полисов, не вошедших в состав раннебоспорского объединения, кооперироваться с Археанактидами в какой бы то ни было форме.
Неспособность или нежелание Археанактидов перестраивать свою политику в такой ситуации могло стать основанием для недовольства у населения городов уже существующей боспорской амфиктионией. За 42 года их правления население городов должно было увеличиться в количестве, достаточном для возникновения проблемы стенохории, даже за счет только естественного прироста. И появление новых сельских поселений в течение V века до н. э. по обоим берегам пролива подтверждает это, как, впрочем, и то, что в основании этих поселений могли принимать участие и вновь прибывшие на Боспор переселенцы. Главное и в том, и в другом случае, что сама проблема потребности дальнейшего расширения хоры у городов археанактидовского Боспора уже назрела, а решать ее иначе, чем через амфиктионию, Археанактиды не хотели или не могли. В такой ситуации Спарток для достижения своих личных целей вполне мог использовать и недовольство сограждан Археанактидами. Но какие слои населения его поддержали и насколько активно, решить при состоянии наших источников весьма сложно.
с.33 Предположение
Более осторожен в своей оценке сторонников Спартока
В недавно вышедшей статье
Таким образом, остается признать, что политический переворот на Боспоре в 438/7 г. до н. э. был в значительной степени делом личных амбиций одного из претендентов на власть. Косвенным образом в пользу этого свидетельствуют еще два факта.
Во-первых, форма власти — тирания. Подавляющее большинство античных авторов называет Спартокидов тиранами15. Да и остальные титулы, которыми они их величают (династ, царь), за единственным исключением Демосфена (архонт), не дают оснований сомневаться в авторитарном характере власти Спартокидов, а значит, предполагать и их личную заинтересованность в борьбе за нее.
Во-вторых, таким же косвенным аргументом в пользу нашего предположения является сообщение Диодора о времени правления Спартока I и его ближайшего преемника (XII. 36. 1). Из него мы узнаем, что Спарток правил всего 7 лет, а затем власть принял некий Селевк, правивший и того меньше — всего 4 года. Учтем, что в дальнейшем своем повествовании о Спартокидах Диодор всегда указывает на родственные отношения правителей, сменяющих друг друга. Краткость правления Селевка и отсутствие его имени среди имен последующих правителей Боспора доказывают, что он не принадлежал к династии потомков Спартока I. А значит, его появление во главе государства, вероятнее всего, также стало следствием очередного государственного переворота на Боспоре. Терминология Диодора, характеризующая смену боспорских правителей, как уже неоднократно отмечалось многими исследователями16, дает основания и для такого предположения17.
Македонское имя Селевка говорит, как будто, против его принадлежности и к Археанактидам. Что же касается его прежнего положения в государстве, то с.35 для успешного осуществления переворота он должен был занимать достаточно высокий пост при Спартоке I, может быть тот самый, который занимал сам Спарток при Археанактидах, а позднее Сопей при Сатире I. У Диодора не сохранилось упоминаний о смерти Селевка и его преемнике. Но, судя по тому, что следующим преемником был Сатир, сын Спартока, вероятно, Селевка сменил Спарток II. Имя последнего позволяет видеть в нем родственника (сына или племянника) Спартока I.
ПРИМЕЧАНИЯ