Место Tuche в трагедии Софокла «Царь Эдип» (к проблеме соотношения судьбы-случая и воли героя в греческой драме)
с.35 В словаре Софокла насчитывается около десятка различных терминов, которыми античные греки выражали понятие судьбы1. Одной из определяющих сторон этой философско-эстетической категории в мировоззрении Софокла является понятие τύχη2. В различных формах это слово встречается в сохранившихся текстах Софокла свыше пятидесяти раз3. Столь большое количество с.36 упоминаний этого термина едва ли не соответствует его многозначности, что отражает в целом особенность «природы» τύχη в мировосприятии древних греков. Имеющий долгую историю, этот термин представляется иногда чуть ли не всезначным. Он обозначает почти все человеческие отношения и события, поэтому
Принято считать, что «певцом Тюхе» среди аттических трагиков был Еврипид. Действительно, у него данная сторона судьбы представлена в большей степени, чем у других поэтов, и в значительной мере определенной5. По мнению А. Лески, Еврипид является создателем «Tychedramen»6, к которым в первую очередь относятся трагедии «Елена» и «Ион». Ряд исследователей также находит, что у Еврипида в самом зачатке уже присутствует «личная τύχη» героя (cf.: Hec. 785 sq.)7.
Мы попытаемся показать, что большинство историков античной культуры совершенно неоправданно обходят вниманием элемент τύχη в философско-эстетическом поле Софокла и что постулат о «Tychedramen» в адрес Еврипида в равной степени справедлив и в отношении нашего поэта. В рамках данной статьи мы не можем представить подробный анализ всех случаев употреблений Софоклом данного понятия для того, чтобы дать исчерпывающий ответ о его содержании и значении у нашего драматурга. Поэтому для определения места этого понятия в мировоззрении трагика правомерно воспользоваться наиболее показательной из трагедий Софокла — «Царь Эдип»8.
И еще одна посылка. Реконструируя общую «картину античной эстетики»,
В обширном историко-философском введении к изданию «Царя Эдипа»
Очевидно, что основания «власти» τύχη и источник ее «силы» и «энергии» были загадкой для самого поэта, который пытался самому себе объяснить, чем τύχη является по сути своей. Чем она отличается от иных ипостасей судьбы? И ответ, который можно дать, таков: τύχη суть случайность, случай19, неожиданность и изменчивость, а вместе с этим исход (как некая предельность чего-либо) и необходимость20,
с.39 Четвертая часть общего количества употреблений Софоклом термина τύχη приходится на трагедию «Царь Эдип». В субстантивной форме в этой драме слово τύχη и родственные ему слова встречаются22: vv. 52 (τὴν τύχην); 80 (ἐν τύχῃ)23; 102 (τύχην); 263 (ἡ τύχη); 442 (ἡ τύχη или τέχνη [Bentley]); 598 (субстантивированный глагол — τὸ τυχεῖν)24; 680 (ἡ τύχη); 773 (διὰ τύχης); 776 (τύχη); 949 (πρὸς τῆς τύχης); 977 sq. (τὰ τῆς τύχης κρατεῖ); 1036 (ἐκ τύχης); 1080 (ἐμαυτὸν παῖδα
τῆς Τύχης νέμων); 1513 (καιρός=τύχη [Зелинский]); 1526 (ταῖς τύχαις; τῆς τύχης [Blaydes] или τύχας [Wolff])25.
Для сравнения скажем, что по 1/7 общего количества употреблений Софоклом термина τύχη приходится на драмы «Филоктет» и «Аякс», а на «Антигону» —
Термин μοῖρα, характеризующий еще одну из сторон судьбы-целого28, играет в «Царе Эдипе» «роль второго плана». И дело здесь не в количественном соотношении, которое в данной трагедии, несомненно, на стороне τύχη29, но, как представляется, в концептуальном превосходстве интересующей нас стороны судьбы над понятием мойра.
В «Царе Эдипе» о непостижимости и могуществе τύχη говорит Иокаста, желая успокоить мужа, сомневающегося в правильности своих поступков: «Чего ж страшиться человеку, которым управляет судьба-случай» (Τί δ᾿ ἂν φοβοῖτ᾿ ἄνθρωπος ᾧ τὰ τῆς τύχης / κρατεῖ), «предвиденье же ничего ясного не дает?» (πρόνοια δ᾿ ἐστὶν οὐδενὸς σαφής [977—
Разрешение Эдипом загадки Сфинкса Тиресий приписывает τύχη-счастливому случаю, который дал Эдипу фиванский престол, обеспечил ему славу мудрого человека, и тот же самый случай отнимет у него все приобретенное и погубит его: Αὕτη γε μέντοι σ᾿ ἡ τύχη διώλεσεν (442). Эти слова слепого с.41 провидца также характеризуют понятие τύχη как судьбоносную случайность, дарующую счастье или несчастье, имеющую власть и силу повелевать людьми32.
Случай (τύχη) всесилен. Он побуждает Эдипа покинуть Полиба и Меропу (776)33. Герой случайно встречается со Сфинксом и разгадывает загадку последней, благодаря чему долгое время сохраняет славу счастливого человека, к которому сограждане испытывают зависть (1526: οὗ τίς οὐ ζήλῳ πολιτῶν ἦν τύχαις ἐπιβλέπων. Cf.: ibid. 1195). Эдип называет Иокасту спутницей его τύχη (773). И, приведенные выше, слова самой Иокасты о всесильном случае (977) адресованы, в первую очередь, мужу. Более того, коринфский вестник, принявший некогда Эдипа из рук пастуха Лаия (как это выясняется впоследствии), сообщает, что имя свое (Οἰδίπους) несчастный герой приобретает благодаря τύχη,
Я — сын Судьбы (Τύχη)! От матери своей (Τῆς μητρός) — Она добра ко мне была — позора Я не приму. А родичи мои — Их Месяцами вы зовете — малым Меня найдя, поставили великим (με μικρόν καὶ μέγαν διώρισαν)35. |
с.42 Эдип убежден, что месяцы, прожитые им (οἱ συγγενεῖς / μῆνές дословно: «родные, [ему] месяцы») и благодетельница-судьба сделали его таким, каков он есть. Персонификация τύχη в данном месте весьма значима, поскольку здесь Софокл говорит не о частной случайности, но о судьбоносном Случае — покровителе героя. При этом поэт употребляет не нормативный для понятия судьбы термин — μοῖρα, — а замещающий его термин τύχη. Последняя появляется в роли олицетворенной богини Судьбы. Thesaurus Анри Этьена предлагает следующий перевод данного пассажа: «Dea Fortuna dici videtur»36.
Таким образом, каждый шаг Эдипа отмечен присутствием и активным содействием τύχη. Эта сила дает ему все: жену, царство, власть, детей, славу многомудрого спасителя и прочее. Она возвеличивает его посредством совершенных им самим ужасных действий: отцеубийства и сожительства с матерью; она делает его правителем города, который искупает затем эти преступления жизнями многих граждан. Τύχη возносит Эдипа для того, чтобы после свергнуть в самую бездну страданий (cf. 442)37. Она сопровождает каждое его действие (об этом достаточно определенно говорит поэт), но приближает свою гибель сам Эдип.
Он своей рукой лишает жизни человека, оказавшегося впоследствии его отцом; в течение многих лет делит ложе с женщиной, которая откроется для него как родная мать; сам принимает решение покинуть столь сильно любивших его Полиба и Меропу (1023), чтобы услышать божье слово в Дельфах относительно его истинного происхождения. Это было первым проявлением действий τύχη и первым волевым поступком (ответом на это проявление-вызов) самого героя. Любящий своих отца и мать, которыми он считает царствующую коринфскую чету, и любимый ими, Эдип, на одной из пирушек услышав случайно оскорбительное слово (776—
с.43 Следующим личным поступком героя было решение о невозвращении в Коринф. Согласно общегреческим законам, герой не мог ослушаться оракула Аполлона, что было бы бессмысленно и могло быть наказуемо. Не получив ответа о своем происхождении, Эдип принимает решение не возвращаться к Полибу и Меропе и тем самым совершает следующий неверный шаг, в итоге оказавшийся гибельным для него, его действительных родителей и родных Фив. Мы не станем домысливать, что и этот поступок героя был «санкционирован» τύχη, поскольку сам Софокл здесь не говорит об этом. Однако картина драмы в целом изображает образ этой стороны судьбы неотступно стоящим за спиной несчастного преступника Лаида.
От Эдипа, а не от τύχη, приживает Иокаста четырех детей. Сам герой, а не τύχη, проводит расследование причин смерти Лаия, посылая Креонта к Аполлону, приглашая Тиресия и повелевая отыскать оставшегося в живых бывшего раба предыдущего властителя — пожилого пастуха. Таким образом, и гибель свою приближает герой самолично. «Се человек», — изрекает Эдип ответ на загадку Сфинкса. Решение загадки возносит странника на фиванский престол и является очередным шагом на пути ужасающих бедствий, содеянных им.
Вопрос Сфинкса о человеке не разрешается для нас ответом Эдипа. Человек — кто он есть? Или, если направить этот вопрос на себя самого — кто я? В чем суть человеческого у Софокла? В том ли, что он является актером, исполняющим роль, предначертанную ему властительницей-судьбой?40 Или в том, что человек самостоятелен, что «залог величия его» заключается в самостоятельности и независимости?
Именно τύχη ведет Эдипа, то есть указывает ему желанные для нее варианты пути. Можно сказать, что «ее устами» Сфинкс задает вопрос юному герою и слышит губительный для «певицы ужасов», но желанный для «матери-τύχη» ответ. Каждый шаг Эдипа на пути его становления отмечен содействием с.44 судьбы-случая, словно она «исполняет роль» наставницы, контролирующей действия Эдипа, который по воле Высшего Закона должен осуществить предсказания Локсия. Мы не касаемся вопроса о том, почему Эдип должен свершить злодеяния, названные ему Дельфийским богом, но вопрос о том, почему, зная о пророчествах, герой все же совершает их, требует разрешения именно сейчас, поскольку ответ на него является ответом на вопрос о личности в античной трагедии.
В отношениях τύχη — человек у Софокла налицо зависимость последнего от первой. И именно поэтому в своей заключительной песне в конце трагедии хор поет о том, что «никакого смертного, ожидающего последнего часа, нельзя назвать счастливым, покуда он не дойдет до предела своей жизни» (1528 sq.).
Сведения, полученные от Аполлона, не помогают Эдипу. Гибель героя уже живет не во внешнем для него мире, но в нем самом. И вместе с этим гибель Эдипа предначертана внешней, метафизической силой, — судьбой-случаем (τύχη). Почему, зная о возможном убийстве с его стороны, Эдип не уступает дорогу богатому незнакомцу, а расправляется с ним и его слугами? Известно, что, согласно аттическим законам, убийство путешественника вне полиса не считалось преступлением, и Эдип поступил, вроде бы, оправдано. Но он — герой мифа, уже получивший оракул и стремящийся (как он полагал) избежать своей ужасной участи. Поэтому молодой наглец должен был урезонить свою заносчивость и уступить встречному дорогу, либо он должен был смириться с неизбежностью. Чтобы стать свободным человеком, Эдипу необходимо было отказаться от схватки, при этом неважно: был ли это его отец или кто-либо другой. Почему бы Эдипу было вовсе не отказаться от вступления в брак (ведь, согласно оракулу, его бракосочетание будет преступным, и на месте его жены может оказаться его мать)? Герой имеет возможность выбора — не убивать, не жениться, не зачинать детей — и, наряду с этим, лишен такой возможности. Это есть трагедия личности Эдипа, имеющего волевое начало и постоянно избирающего противное ему, противное богам, противное тому Закону, который повелевает бессмертными и смертными.
Убивая отца и вступая в брак с матерью, Эдип делает ошибочный выбор и несет за это наказание. Зная о пророчествах, Эдип воплощает их в реальных поступках в силу своей личностной организации. И об этом словно ведает «владычица-τύχη», с завидной постоянностью контролируя поступки героя-«воспитанника». Герой не может винить в своих бедствиях τύχη, в каждом случае решение принимает он сам. Именно это показывает Софокл, персонаж драмы которого сам разоблачает себя в осуществленных им злодеяниях и избирает себе наказание.
Отречение от собственной жизни во имя некой незримой высшей нормы характеризует трагического человека. Выбор между полезным и прекрасным в пользу второго, что простому обывателю кажется глупостью, приводит героя к трагическому исходу43. Прав Ф. Эгерман, полагавший, что осуществление с.45 принципа высокой добродетели является «признаком образца греческого человека»44. «Трагичное, — постулировал Ф. Эгерман, — не является “следствием вины и самой виной” и трагический исход — это не “покаяние” за вину. И здесь не может идти речи о том, что трагический человек стоит против “всеобщих законов и норм” и своим действием оказывает влияние на “стечение обстоятельств”… Имеется в виду обратное. Трагический человек… находится в соответствии с нормами и осуществляет их. И как раз это создает трагическую ситуацию. И поэтому разрушение не является стечением обстоятельств, поскольку трагический человек отвергает жизнь ради нормы. Высокий образ мыслей (hohe Gesinnung) и храбрость в значительной степени относятся к этому трагическому поведению, которое, со своей стороны, обосновывается высоким мотивом действия (hohe Motiv des Handelns)»45. Этот «высокий мотив действия» героя выражается в его самоутверждении и активности, а также «самом живом осознании ценностей и самом правдивом, коренящемся в самой глубине его существа, стремлении к благу»46.
Остается подвести итог всему изложенному. Предпринятая попытка определения границ понятийного содержания термина τύχη на материале трагедии Софокла «Царь Эдип» представляется важной по нескольким причинам. Во-первых, этот термин имеет прямое отношение к представлению о судьбе, во-вторых, он занимает значительное место в лексиконе афинского драматурга. Наряду с этим, тема τύχη у Софокла демонстрирует определенного рода «революцию» в представлениях древних греков о судьбе.
«Царь Эдип» — это драма роковых случайностей. Герой драмы, влекомый τύχη, пытается противостоять неизбежности (μοῖρα). Мы попытались показать, что Софокл представляет τύχη выступающей на передний план и действующей от имени мойры.
с.46 Впервые в истории европейской цивилизации возникает проблема судьбы и воли человека. В «Царе Эдипе» герой трагедии вступает в схватку не с судьбой, но с самим собой. Согласно Софоклу, в этом выражается сила человека: дать отчет о самом себе. Вероятно, поэту, изобразившему главным персонажем своей генеральной драмы человека, который мог не только совершить ужасные преступления, но и осознать свою виновность, это мнение было весьма близко.
Таким образом, вряд ли можно говорить о том, что сила τύχη безрассудна, слепа. Ее действия удивляют «логичной» стройностью. Эдип должен пройти мучительные испытания, и к ним его подводит всемогущий случай. Он со-лучает49 Эдипа с самим собой: вот кто ты, человек! Трагический дуэт: человек (Эдип) — судьба (τύχη) составляет конфликт драмы. И в этом дуэте партия τύχη звучит мощно, разумно и последовательно.
ПРИМЕЧАНИЯ