с.4 Вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что Алкивиад был, пожалуй, наиболее яркой личностью в Афинах, да и во всей Греции конца
Даже его ранняя гибель не остудила страстей: у Алкивиада оставались враги и после смерти. И это несмотря на то, что греки, почти всегда крайне пристрастные к тому или иному ведущему деятелю при его жизни, как правило, ощущали раскаяние позже, когда ничего исправить уже было нельзя1. С Алкивиадом получилось не так. Еще в начале
Тот аспект деятельности Алкивиада, о котором пойдет речь в данной статье, отнюдь не является в достаточной мере освещенным в исследовательской литературе, хотя в целом об Алкивиаде написано не столь уж и мало4. Авторы всех перечисленных работ концентрируются в основном на нескольких моментах его биографии. Прежде всего, это, конечно, его полководческая деятельность — и такой акцент, вне сомнения, оправдан, поскольку в сфере военного искусства равных Алкивиаду в его далеко не обделенную талантливыми военачальниками эпоху практически не было5. Далее, привлекала внимание антиковедов политическая роль Алкивиада внутри афинского полиса, в частности, в контексте подготовки феномена младшей тирании, как одного из ее наиболее с.6 значительных предтеч6. Наконец, не могли ускользнуть от внимания биографов многочисленные скандальные эпизоды его жизни. Наше же внимание обращено на другое, а именно на дипломатическую деятельность Алкивиада. Признавая его заслуги в иных областях, обычно упускают из виду факт, кажущийся нам неоспоримым: Алкивиада по достоинству можно назвать крупнейшим дипломатом Греции конца
Прежде чем перейти к анализу конкретных фактов этой деятельности, мы должны оговорить одно немаловажное обстоятельство. Известно, что в Греции классической эпохи дипломатические связи еще практически не были институциализованы. Такая институциализация в какой-то степени началась, пожалуй, не ранее эпохи эллинизма. Что же касается доэллинистического времени, то наиболее далеко продвинулась по этому пути Спарта, где дипломатический персонал, как показывают последние работы
Уже происхождение Алкивиада давало ему ряд серьезных задатков для успешного налаживания подобного рода внешних контактов. Он принадлежал к высшему кругу афинской аристократии, представители которой и после клисфеновских реформ, в течение практически всего
с.7 Родословная Алкивиада — как по мужской, так и по женской линии — в течение долгого времени была объектом острых дискуссий10, в ходе которых его генеалогическое древо удалось, кажется, восстановить с большой полнотой и точностью. Известно, что род отца Алкивиада возводил свое происхождение к знаменитому гомеровскому герою Аяксу Теламониду, то есть, имел саламинские корни; однако название этого рода из нарративной традиции с уверенностью не восстанавливается. В литературе нового времени предлагались различные варианты (Евпатриды, Еврисакиды и др.); уже не столь давно, опираясь на эпиграфические данные, удалось с достаточно большой долей уверенности установить, что интересующий нас род назывался Саламиниями11.
Семья Алкивиада по отцу еще с конца
Алкивиад поддерживал связи на личном уровне (и, естественно, использовал их в своей политической деятельности) с рядом городов Пелопоннеса. Следует назвать, в частности, Аргос. Как известно, этот полис занимал особое место в планах Алкивиада в начале
Все эти крайне важные для Афин отношения с Аргосом поддерживал лично Алкивиад, опираясь на свои ксенические связи в этом пелопоннесском городе. Фукидид (VI. 61. 3) говорит о «друзьях Алкивиада в Аргосе» (οἵ τε ξένοι τοῦ Ἀλκιβιάδου οἱ ἐν Ἄργει). По некоторым сведениям (Isocr. XVI. 9; Plut. Alc. 23), именно в Аргосе, у своих гостеприимцев, Алкивиад скрывался первое время после своего заочного осуждения на смерть в Афинах, и лишь потом, когда афинские послы потребовали у аргивян выдать его, вынужден был бежать в Спарту. Впрочем, не исключено, что в данном случае произошло наложение друг на друга историй Алкивиада и Фемистокла, которого полувеком ранее афиняне подобным образом пытались вытребовать из Аргоса19. Во всяком случае, более надежный источник — Фукидид (VI. 88. 9) — ничего не говорит с.9 о пребывании Алкивиада в Аргосе в этот период. Согласно его изложению, Алкивиад, бежав из Великой Греции в Пелопоннес, сразу через элидскую Киллену прибыл в Спарту.
Были у Алкивиада связи и в другом важном пелопоннесском полисе, расположенном еще ближе к Лаконике, — в аркадской Мантинее. Опираясь опять же на личные (вне сомнения, ксенические) контакты, Алкивиад убедил мантинейцев, ранее входивших в состав Пелопоннесского союза, примкнуть к афино-аргосской коалиции и участвовать в военных действиях против Спарты. А затем, уже в 415 г. до н. э. ряд граждан Мантинеи (τῶν Μαντινέων τινές), как и аргивяне, приняли участие в Сицилийской экспедиции афинян. Произошло это также по побуждению Алкивиада (Thuc. VI. 29. 3; 61. 5).
Информация становится особенно обильной, как только мы перемещаемся из Пелопоннеса на восточное побережье Эгейского моря. В таком значительном ионийском городе, как Милет, Алкивиад, вне сомнения, имел своих приверженцев. Фукидид (VIII. 17. 2) сообщает, что он был близок к милетским политическим лидерам (ἐπιτήδειος τοῖς προεστῶσι τῶν Μιλησίων). Опираясь на эти связи, в 412 г. до н. э. Алкивиад смог, прибыв со спартанским флотом к берегам Ионии, склонить Милет к восстанию и отпадению от Афинской архэ.
В другом важнейшем ионийском полисе — Эфесе — у Алкивиада тоже были друзья-гостеприимцы, готовые в случае надобности оказать ему всю возможную помощь. Так, в 416 г. до н. э. в Олимпии, где Алкивиад поразил воображение всех присутствующих, единственный раз в истории Олимпийских игр взяв первый, второй и третий призы в наиболее престижном состязании колесниц-четверок20, он выделялся среди прочих участников и зрителей еще и небывалой пышностью своего обихода. В частности, как раз эфесяне привезли ему огромный персидский шатер (Andoc. IV. 30; Athen. XII. 543d). Алкивиаду случалось и бывать в Эфесе по каким-то своим делам, о которых ближе ничего не известно (Plut. Alc. 8).
На тех же Олимпийских играх 416 г. до н. э. свое почтение к Алкивиаду поспешили проявить и представители двух крупнейших восточноэгейских островов — Лесбоса и Хиоса. Лесбосцы взяли на себя поставку вина для Алкивиада и ряд других расходов, а хиосцы — жертвенных животных и провиант для лошадей (Andoc. loc. cit.). Уже в 412 г. Алкивиад, опираясь на своих приверженцев на Хиосе, убедил остров (остававшийся последним и единственным привилегированным союзником Афин) восстать и выйти из Архэ, что положило начало массовому отпадению других союзных полисов.
Довольно занятным образом судьба Алкивиада оказалась связана с еще одним важнейшим островом этого региона — Самосом. О его ксенических связях с самосской знатью в источниках эксплицитно не сообщается, но они должны были иметь место, коль скоро Алкивиад в 411 г. чувствовал себя на Самосе в буквальном смысле слова «как дома». Он даже ухитрился прижить там детей, причем отнюдь не с гетерами. Впоследствии несколько самосцев (заметим, с.10 аристократического статуса) возводили свое происхождение к Алкивиаду. Среди них, в частности, был Дурид — тиран острова и видный историк раннеэллинистической эпохи (Duris. FGrHist. 76. F70)21. В городе Селимбрия, на фракийском берегу Пропонтиды (таким образом, мы перемещаемся уже в район Северной Эгеиды), Алкивиад также имел ксена — некоего Аполлодора22. Следовательно, наш герой не пренебрегал приобретением друзей-гостеприимцев даже в относительно небольших и малозначительных греческих полисах.
Но ксенические связи Алкивиада, как мы увидим, простирались и за пределы греческого мира. Они, например, достигали Фракии. При этом Алкивиад имел в числе своих друзей (φίλοι) таких высокопоставленных фракийцев, как одрисские цари Севт и Медок23. По сведениям, сообщаемым Диодором (XIII. 105. 3), перед роковой для афинян битвой при Эгоспотамах (405 г. до н. э.) Алкивиад, находившийся в опале и проживавший в качестве частного лица в каком-то укреплении на Херсонесе Фракийском, «пришел к афинянам и сказал им, что фракийские цари Медок и Севт, состоя с ним в дружественных отношениях (εἰσιν αὐτῷ φίλοι), обещали предоставить в его распоряжение большое войско, если он захочет воевать с лакедемонянами» (перевод
В период Пелопоннесской войны наместниками двух ближайших к Элладе сатрапий Ахеменидской державы были две довольно яркие в истории греко-персидских отношений фигуры — Тиссаферн (сатрап Лидии) и Фарнабаз (управлявший Даскилейской сатрапией)24. В то время их карьера только начиналась; насколько можно судить, оба они были амбициозными молодыми вельможами, отнюдь не чуждыми придворной интриге. И с тем и с другим у Алкивиада были довольно оживленные отношения, заслуживающие того, чтобы остановиться на них чуть подробнее.
Историю своеобразной «дружбы» Алкивиада и Тиссаферна передает целый ряд античных авторов, наиболее подробно — Фукидид (VIII. 45 sqq.) и Плутарх (Alc. 24 sqq.). Находясь в 412 г. до н. э. в спартанском флоте у берегов Ионии и опасаясь происков лакедемонских властей, Алкивиад бежал ко двору Тиссаферна в Сарды. Там ему за очень короткий срок удалось буквально очаровать сурового перса. Тиссаферн следовал большинству советов Алкивиада, называл его своим другом и даже переименовал в его честь лучший из своих садов. Естественно, эти узы дружбы с Тиссаферном Алкивиад активнейшим образом использовал при своих тайных переговорах с афинянами, имевших целью его возвращение на родину.
с.11 Уже позже, когда Алкивиад был призван афинским флотом и избран стратегом (411 г. до н. э.), после первых же блестящих побед над спартанцами в Геллеспонте он не отказал себе в удовольствии похвастаться успехами перед своим высокопоставленным персидским другом (Xen. Hell. I. 1. 9; Plut. Alc. 27) и отправился к нему на единственной триере, везя с собой дары гостеприимства (ξένια καὶ δῶρα — еще одно указание на то, что с формальной стороны отношения Алкивиада и Тиссаферна представляли собой ксению). Но на этот раз Тиссаферн встретил Алкивиада более чем холодно и даже заточил его в темницу в Сардах, из которой, впрочем, месяц спустя Алкивиаду удалось бежать, вернувшись на театр военных действий. После описанных событий их контакты, насколько можно судить, оборвались. По прошествии некоторого времени, после новых успешных сражений против лакедемонского флота в Геллеспонте, в ходе которых спартанцев поддерживал даскилейский сатрап Фарнабаз, Алкивиад, заключив перемирие, установил дружественные отношения и с этим последним. «Дружба» с Фарнабазом (по всей видимости, опять же союз гостеприимства) оказалась полезной для Алкивиада после поражения афинян при Эгоспотамах, когда опальный полководец отдался под покровительство этого сатрапа, был им принят с почетом и получил от него крепость Гриний в Геллеспонтской Фригии (Nep. Alc. 9). Впрочем, в конечном счете, и эта ксения не принесла Алкивиаду блага: в 404 г. до н. э. Фарнабаз, не желая портить отношений с всесильным спартанским навархом Лисандром, выполнил его просьбу и подослал к Алкивиаду убийц. Строго говоря, неизвестно, как Тиссаферн и Фарнабаз рассматривали статус Алкивиада по отношению к ним. Может быть (и даже весьма вероятно), что они не считали его равным себе гостем-ксеном, другом, а скорее вассалом. Но сам Алкивиад, о чем говорит отмеченный выше эпизод с «дарами гостеприимства», понимал эти связи именно как ксенические.
Мы сознательно оставили для отдельного рассмотрения в последнюю очередь (last but not least) связи гостеприимства, имевшиеся у Алкивиада в Спарте. В течение всей политической деятельности Алкивиада Афины и Спарта, как известно, вели Пелопоннесскую войну. И, тем не менее, это не мешало Алкивиаду поддерживать со спартанской знатью ксенические отношения, проявлять близость к ее представителям, и отнюдь не только тогда, когда он оказался в положении перебежчика.
Фукидид (V. 43. 2; VI. 89. 2) говорит о «старинной проксении» (ἡ παλαιὰ προξενία), которую спартанцы имели с семьей Алкивиада и от которой отрекся его дед, а Алкивиад в конце
Мы не задавались целью собрать весь имеющийся в источниках материал, относящийся к внешним связям Алкивиада и их роли в его дипломатической деятельности. Нам хотелось избежать сухого перечня фактов и привести лишь наиболее яркие и показательные сведения. Но уже из них, на наш взгляд, можно с большой долей уверенности сделать следующий вывод. В ходе своей небывало интенсивной дипломатической деятельности Алкивиад буквально покрыл греческие полисы и сопредельные государства грандиозной сетью союзов, причем, подчеркнем, союзов исключительно личного характера, замыкавшихся непосредственно на его персоне. Все эти союзы служили не только и, вероятно, даже не столько афинскому полису, сколько самому Алкивиаду, какую бы позицию он в тот или иной конкретный момент ни занимал, где бы ни находился, на чьей бы стороне ни стоял. И союзы эти были зачастую достаточно прочными, коль скоро, например, опираясь на них, Алкивиад смог в кратчайшие сроки добиться отпадения от Афинской архэ целого ряда важнейших ионийских полисов.
Материал, относящийся к дипломатии Алкивиада, позволяет внести новые штрихи в общую оценку личности и деятельности этого политика. Относительно этой общей оценки в историографии существуют крайне противоречивые суждения. В Алкивиаде видят то «тип эллина классической эпохи со всеми его достоинствами и недостатками»27, то «гениального вождя в слишком маленьком мире», предтечу эллинистических сверхчеловеков28, то талантливого неудачника, оказавшегося злым гением родины29, то последователя афинских политиков в традициях Фемистокла и Перикла30.
с.13 На наш взгляд, Алкивиад был последним (и даже анахронистическим) аристократическим лидером в духе доперикловского и даже доклисфеновского времени. В кардинально изменившейся обстановке, в условиях демократического полиса он пытался «играть по старым правилам», использовать традиционные механизмы влияния, характерные для афинской знати архаической эпохи, VII—
Именно в традициях архаической аристократии стояла и внешнеполитическая, дипломатическая деятельность Алкивиада. Блестящие аристократы времени архаики (Алкмеон, Мегакл, Писистрат, Мильтиад Старший и др.) во многом основывали свое влияние и внутри полиса, и за его пределами на разветвленной сети внешних (ксенических и матримониальных) связей. Именно это делал и Алкивиад, хотя он, как и в других областях, превзошел здесь всех своих предшественников масштабами и размахом своих предприятий.
Однако эпоха была уже совсем другой. Не связан ли крах всех начинаний Алкивиада (порой действительно гениальных) с тем обстоятельством, что он был своеобразным живым анахронизмом, что он жил как бы в ином историческом времени, нежели вся окружавшая его обстановка? Но это могло бы стать предметом отдельного исследования.
ПРИМЕЧАНИЯ