И. Е. Суриков

Ксенические связи в дипломатии Алкивиада*

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 11. Саратов, 2002. С. 4—13.

с.4 Вряд ли кто-нибудь станет спо­рить с тем, что Алки­ви­ад был, пожа­луй, наи­бо­лее яркой лич­но­стью в Афи­нах, да и во всей Гре­ции кон­ца V в. до н. э., вре­ме­ни Пело­пон­нес­ской вой­ны. Судь­ба это­го ори­ги­наль­но­го, может быть, даже уни­каль­но­го порож­де­ния эпо­хи «софи­сти­че­ско­го про­све­ще­ния», эпо­хи, харак­те­ри­зо­вав­шей­ся нарас­таю­щей неста­биль­но­стью во всех сфе­рах жиз­ни, выли­вав­шей­ся, в част­но­сти, в интен­сив­ное интел­лек­ту­аль­ное бро­же­ние, была столь же непо­вто­ри­мой, как и он сам. Карье­ра Алки­ви­а­да ока­за­лась мол­ние­нос­но корот­кой и осле­пи­тель­ной; подоб­но метео­ру про­нес­ся он по поли­ти­че­ско­му небо­сво­ду Элла­ды, оста­вив у совре­мен­ни­ков впе­чат­ле­ние чего-то небы­ва­ло­го. О нем гово­ри­ли, что он пре­взо­шел всех в гре­че­ском мире как доб­ле­стя­ми, так и поро­ка­ми; гово­ри­ли, что двух Алки­ви­а­дов Гре­ция бы не вынес­ла… Им вос­хи­ща­лись и его нена­виде­ли, при­чем порой одни и те же люди.

Даже его ран­няя гибель не остуди­ла стра­стей: у Алки­ви­а­да оста­ва­лись вра­ги и после смер­ти. И это несмот­ря на то, что гре­ки, почти все­гда крайне при­страст­ные к тому или ино­му веду­ще­му дея­те­лю при его жиз­ни, как пра­ви­ло, ощу­ща­ли рас­ка­я­ние поз­же, когда ниче­го испра­вить уже было нель­зя1. С Алки­ви­а­дом полу­чи­лось не так. Еще в нача­ле IV в. до н. э., когда вся поли­ти­че­ская с.5 обста­нов­ка в корне изме­ни­лась2 и, каза­лось бы, мно­го­чис­лен­ные неод­но­знач­ные пери­пе­тии его бур­ной дея­тель­но­сти долж­ны были мир­но отой­ти в небы­тие, вид­ней­шие атти­че­ские ора­то­ры — Лисий (речи XIV, XV) и Андо­кид (речь IV)3 — состав­ля­ют насто­я­щие гнев­ные филип­пи­ки по адре­су это­го уже покой­но­го афин­ско­го лиде­ра, а, кста­ти заме­тим, дру­гой выдаю­щий­ся мастер крас­но­ре­чия — Исо­крат (речь XVI) — его актив­но защи­ща­ет. Посмерт­ная хула, повто­рим, очень нечастая вещь в гре­че­ской исто­рии, гораздо более ред­кая, неже­ли посмерт­ная сла­ва. В этом отно­ше­нии с Алки­ви­а­дом мож­но сопо­ста­вить раз­ве что его фило­соф­ско­го al­ter ego — Сокра­та, дру­го­го «ово­да», воз­му­щав­ше­го в то же самое вре­мя спо­кой­ст­вие афи­нян. Сократ, как и Алки­ви­ад, в тече­ние доволь­но зна­чи­тель­но­го вре­ме­ни после сво­ей тра­ги­че­ской кон­чи­ны оста­вал­ся фигу­рой спор­ной. Еще для Эсхи­на (I. 173) он — софист, каз­нен­ный по заслу­гам (и это в годы, когда уже были напи­са­ны пла­то­нов­ские диа­ло­ги, став­шие, по сути, раз­вер­ну­той агио­грам­мой Сокра­та).

Тот аспект дея­тель­но­сти Алки­ви­а­да, о кото­ром пой­дет речь в дан­ной ста­тье, отнюдь не явля­ет­ся в доста­точ­ной мере осве­щен­ным в иссле­до­ва­тель­ской лите­ра­ту­ре, хотя в целом об Алки­виа­де напи­са­но не столь уж и мало4. Авто­ры всех пере­чис­лен­ных работ кон­цен­три­ру­ют­ся в основ­ном на несколь­ких момен­тах его био­гра­фии. Преж­де все­го, это, конеч­но, его пол­ко­вод­че­ская дея­тель­ность — и такой акцент, вне сомне­ния, оправ­дан, посколь­ку в сфе­ре воен­но­го искус­ства рав­ных Алки­ви­а­ду в его дале­ко не обде­лен­ную талант­ли­вы­ми вое­на­чаль­ни­ка­ми эпо­ху прак­ти­че­ски не было5. Далее, при­вле­ка­ла вни­ма­ние анти­ко­ве­дов поли­ти­че­ская роль Алки­ви­а­да внут­ри афин­ско­го поли­са, в част­но­сти, в кон­тек­сте под­готов­ки фено­ме­на млад­шей тира­нии, как одно­го из ее наи­бо­лее с.6 зна­чи­тель­ных пред­теч6. Нако­нец, не мог­ли ускольз­нуть от вни­ма­ния био­гра­фов мно­го­чис­лен­ные скан­даль­ные эпи­зо­ды его жиз­ни. Наше же вни­ма­ние обра­ще­но на дру­гое, а имен­но на дипло­ма­ти­че­скую дея­тель­ность Алки­ви­а­да. При­зна­вая его заслу­ги в иных обла­стях, обыч­но упус­ка­ют из виду факт, кажу­щий­ся нам неоспо­ри­мым: Алки­ви­а­да по досто­ин­ству мож­но назвать круп­ней­шим дипло­ма­том Гре­ции кон­ца V в. до н. э. На этом попри­ще он в тече­ние всей сво­ей созна­тель­ной жиз­ни осу­ществлял чрез­вы­чай­но интен­сив­ную дея­тель­ность.

Преж­де чем перей­ти к ана­ли­зу кон­крет­ных фак­тов этой дея­тель­но­сти, мы долж­ны ого­во­рить одно нема­ло­важ­ное обсто­я­тель­ство. Извест­но, что в Гре­ции клас­си­че­ской эпо­хи дипло­ма­ти­че­ские свя­зи еще прак­ти­че­ски не были инсти­ту­ци­а­ли­зо­ва­ны. Такая инсти­ту­ци­а­ли­за­ция в какой-то сте­пе­ни нача­лась, пожа­луй, не ранее эпо­хи элли­низ­ма. Что же каса­ет­ся доэл­ли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни, то наи­бо­лее дале­ко про­дви­ну­лась по это­му пути Спар­та, где дипло­ма­ти­че­ский пер­со­нал, как пока­зы­ва­ют послед­ние работы М. Э. Кури­ло­ва7, был в доволь­но зна­чи­тель­ной мере фор­ма­ли­зо­ван и диф­фе­рен­ци­ро­ван, что, без­услов­но, сле­ду­ет отно­сить на счет бес­пре­цедент­но­го для гре­че­ской антич­но­сти эта­тиз­ма спар­тан­ской полис­ной государ­ст­вен­но­сти. В про­чих же поли­сах дипло­ма­тия еще почти все­це­ло зижди­лась на лич­ных и фамиль­ных свя­зях ксе­ни­че­ско­го и прок­се­ни­че­ско­го харак­те­ра меж­ду ари­сто­кра­та­ми8. Дипло­ма­ти­че­ская актив­ность того или ино­го лица пред­по­ла­га­ла нали­чие таких свя­зей.

Уже про­ис­хож­де­ние Алки­ви­а­да дава­ло ему ряд серь­ез­ных задат­ков для успеш­но­го нала­жи­ва­ния подоб­но­го рода внеш­них кон­так­тов. Он при­над­ле­жал к выс­ше­му кру­гу афин­ской ари­сто­кра­тии, пред­ста­ви­те­ли кото­рой и после кли­сфе­нов­ских реформ, в тече­ние прак­ти­че­ски все­го V в. до н. э., почти без­раздель­но игра­ли веду­щую роль в поли­ти­че­ской жиз­ни Афин и лишь в кон­це сто­ле­тия, в пери­од Пело­пон­нес­ской вой­ны, усту­пи­ли ее «новым поли­ти­кам»9. Кста­ти, Алки­ви­ад был как раз одним из послед­них знат­ных ари­сто­кра­тов, играв­ших реаль­ную роль в клас­си­че­ском афин­ском поли­се.

с.7 Родо­слов­ная Алки­ви­а­да — как по муж­ской, так и по жен­ской линии — в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни была объ­ек­том ост­рых дис­кус­сий10, в ходе кото­рых его гене­а­ло­ги­че­ское дре­во уда­лось, кажет­ся, вос­ста­но­вить с боль­шой пол­нотой и точ­но­стью. Извест­но, что род отца Алки­ви­а­да воз­во­дил свое про­ис­хож­де­ние к зна­ме­ни­то­му гоме­ров­ско­му герою Аяк­су Тела­мо­ниду, то есть, имел сала­мин­ские кор­ни; одна­ко назва­ние это­го рода из нарра­тив­ной тра­ди­ции с уве­рен­но­стью не вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся. В лите­ра­ту­ре ново­го вре­ме­ни пред­ла­га­лись раз­лич­ные вари­ан­ты (Евпат­риды, Еври­са­киды и др.); уже не столь дав­но, опи­ра­ясь на эпи­гра­фи­че­ские дан­ные, уда­лось с доста­точ­но боль­шой долей уве­рен­но­сти уста­но­вить, что инте­ре­су­ю­щий нас род назы­вал­ся Сала­ми­ни­я­ми11.

Семья Алки­ви­а­да по отцу еще с кон­ца VI в. до н. э. была одной из наи­бо­лее вли­я­тель­ных в Афи­нах. Для нас, в част­но­сти, наи­бо­лее инте­рес­но то, что она была свя­за­на со Спар­той уза­ми ксе­нии или прок­се­нии (см. ниже). Этот союз, веро­ят­нее все­го, был уста­нов­лен в крат­кий пери­од ста­би­ли­за­ции афи­но-спар­тан­ских отно­ше­ний ок. 510 г. до н. э. (вре­мя изгна­ния афин­ско­го тира­на Гип­пия спар­тан­ским царем Клео­ме­ном I). В пери­од ново­го ухуд­ше­ния отно­ше­ний со Спар­той, в 460-х гг., эта прок­се­ния, впро­чем, была разо­рва­на дедом Алки­ви­а­да — Алки­ви­а­дом Стар­шим. По жен­ской же линии, по сво­ей мате­ри Дино­ма­хе Алки­ви­ад про­ис­хо­дил из зна­ме­ни­то­го афин­ско­го рода Алк­мео­нидов (заме­тим в скоб­ках, что он был род­ным пле­мян­ни­ком пер­вой жены Перик­ла и двою­род­ным пле­мян­ни­ком само­го вели­ко­го стра­те­га; оче­вид­но, имен­но по этой при­чине после гибе­ли в 447 г. до н. э. Кли­ния, отца Алки­ви­а­да, опе­ку­ном послед­не­го, остав­ше­го­ся сиротой в трех­лет­нем воз­расте, стал имен­но Перикл12). Что же каса­ет­ся внеш­них свя­зей Алк­мео­нидов, то они еще с арха­и­че­ской эпо­хи были чрез­вы­чай­но интен­сив­ны­ми и раз­ветв­лен­ны­ми — навер­ное, более раз­ветв­лен­ны­ми, неже­ли у како­го-либо дру­го­го атти­че­ско­го рода. Алк­мео­ниды под­дер­жи­ва­ли кон­так­ты с целым рядом гре­че­ских поли­сов — Дель­фа­ми13, Сики­о­ном14, Эре­три­ей15 (мы упо­ми­на­ем здесь толь­ко те поли­сы, о свя­зях с.8 кото­рых с Алк­мео­нида­ми мож­но гово­рить с без­услов­ной уве­рен­но­стью). Эти их кон­так­ты рас­про­стра­ня­лись и за пре­де­лы эллин­ско­го мира, преж­де все­го на Восток (Лидий­ское цар­ство)16. О внеш­них свя­зях Алк­мео­нидов име­ет­ся доста­точ­но обиль­ная инфор­ма­ция; они мог­ли бы стать темой отдель­ной работы. Для нас же в дан­ном слу­чае важ­но рас­смот­реть, каким обра­зом и в какой сте­пе­ни исполь­зо­вал Алки­ви­ад столь полез­ное «наследие», стал ли он достой­ным пре­ем­ни­ком дипло­ма­тии Алк­мео­нидов17.

Алки­ви­ад под­дер­жи­вал свя­зи на лич­ном уровне (и, есте­ствен­но, исполь­зо­вал их в сво­ей поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти) с рядом горо­дов Пело­пон­не­са. Сле­ду­ет назвать, в част­но­сти, Аргос. Как извест­но, этот полис зани­мал осо­бое место в пла­нах Алки­ви­а­да в нача­ле 410-х гг. до н. э., в про­ме­жут­ке меж­ду Ники­е­вым миром и Сици­лий­ской экс­пе­ди­ци­ей. Афи­но-аргос­ский союз, кото­рый не жалея сил созда­вал Алки­ви­ад (по его ини­ци­а­ти­ве Аргос, нахо­див­ший­ся доволь­но дале­ко от моря, даже при­сту­пил к построй­ке соб­ст­вен­ных «длин­ных стен»), дол­жен был стать мощ­ным про­ти­во­ве­сом Пело­пон­нес­ско­му сою­зу в самом Пело­пон­не­се. Опи­ра­ясь на силу вновь создан­ной коа­ли­ции, афи­няне реши­лись — един­ст­вен­ный раз за все вре­мя Пело­пон­нес­ской вой­ны! — бро­сить откры­тый вызов спар­тан­цам в сухо­пут­ном сра­же­нии. Эта бит­ва (при Ман­ти­нее, 418 г. до н. э.) закон­чи­лась, конеч­но, победой Спар­ты, но победой дале­ко не раз­гром­ной; сра­же­ние шло почти на рав­ных. К тому же пора­же­ние почти никак не ухуд­ши­ло общих пози­ций Афин, посколь­ку, зару­чив­шись под­держ­кой Аргоса, они мог­ли чув­ст­во­вать себя вне непо­сред­ст­вен­ной опас­но­сти18.

Все эти крайне важ­ные для Афин отно­ше­ния с Арго­сом под­дер­жи­вал лич­но Алки­ви­ад, опи­ра­ясь на свои ксе­ни­че­ские свя­зи в этом пело­пон­нес­ском горо­де. Фукидид (VI. 61. 3) гово­рит о «дру­зьях Алки­ви­а­да в Арго­се» (οἵ τε ξέ­νοι τοῦ Ἀλκι­βιάδου οἱ ἐν Ἄργει). По неко­то­рым сведе­ни­ям (Isocr. XVI. 9; Plut. Alc. 23), имен­но в Арго­се, у сво­их госте­при­им­цев, Алки­ви­ад скры­вал­ся пер­вое вре­мя после сво­его заоч­но­го осуж­де­ния на смерть в Афи­нах, и лишь потом, когда афин­ские послы потре­бо­ва­ли у арги­вян выдать его, вынуж­ден был бежать в Спар­ту. Впро­чем, не исклю­че­но, что в дан­ном слу­чае про­изо­шло нало­же­ние друг на дру­га исто­рий Алки­ви­а­да и Феми­сток­ла, кото­ро­го полу­ве­ком ранее афи­няне подоб­ным обра­зом пыта­лись вытре­бо­вать из Аргоса19. Во вся­ком слу­чае, более надеж­ный источ­ник — Фукидид (VI. 88. 9) — ниче­го не гово­рит с.9 о пре­бы­ва­нии Алки­ви­а­да в Арго­се в этот пери­од. Соглас­но его изло­же­нию, Алки­ви­ад, бежав из Вели­кой Гре­ции в Пело­пон­нес, сра­зу через элид­скую Кил­ле­ну при­был в Спар­ту.

Были у Алки­ви­а­да свя­зи и в дру­гом важ­ном пело­пон­нес­ском поли­се, рас­по­ло­жен­ном еще бли­же к Лако­ни­ке, — в аркад­ской Ман­ти­нее. Опи­ра­ясь опять же на лич­ные (вне сомне­ния, ксе­ни­че­ские) кон­так­ты, Алки­ви­ад убедил ман­ти­ней­цев, ранее вхо­див­ших в состав Пело­пон­нес­ско­го сою­за, при­мкнуть к афи­но-аргос­ской коа­ли­ции и участ­во­вать в воен­ных дей­ст­ви­ях про­тив Спар­ты. А затем, уже в 415 г. до н. э. ряд граж­дан Ман­ти­неи (τῶν Μαν­τι­νέων τι­νές), как и арги­вяне, при­ня­ли уча­стие в Сици­лий­ской экс­пе­ди­ции афи­нян. Про­изо­шло это так­же по побуж­де­нию Алки­ви­а­да (Thuc. VI. 29. 3; 61. 5).

Инфор­ма­ция ста­но­вит­ся осо­бен­но обиль­ной, как толь­ко мы пере­ме­ща­ем­ся из Пело­пон­не­са на восточ­ное побе­ре­жье Эгей­ско­го моря. В таком зна­чи­тель­ном ионий­ском горо­де, как Милет, Алки­ви­ад, вне сомне­ния, имел сво­их при­вер­жен­цев. Фукидид (VIII. 17. 2) сооб­ща­ет, что он был бли­зок к милет­ским поли­ти­че­ским лиде­рам (ἐπι­τή­δειος τοῖς προ­εσ­τῶ­σι τῶν Μι­λησίων). Опи­ра­ясь на эти свя­зи, в 412 г. до н. э. Алки­ви­ад смог, при­быв со спар­тан­ским фло­том к бере­гам Ионии, скло­нить Милет к вос­ста­нию и отпа­де­нию от Афин­ской архэ.

В дру­гом важ­ней­шем ионий­ском поли­се — Эфе­се — у Алки­ви­а­да тоже были дру­зья-госте­при­им­цы, гото­вые в слу­чае надоб­но­сти ока­зать ему всю воз­мож­ную помощь. Так, в 416 г. до н. э. в Олим­пии, где Алки­ви­ад пора­зил вооб­ра­же­ние всех при­сут­ст­ву­ю­щих, един­ст­вен­ный раз в исто­рии Олим­пий­ских игр взяв пер­вый, вто­рой и тре­тий при­зы в наи­бо­лее пре­стиж­ном состя­за­нии колес­ниц-чет­ве­рок20, он выде­лял­ся сре­ди про­чих участ­ни­ков и зри­те­лей еще и небы­ва­лой пыш­но­стью сво­его оби­хо­да. В част­но­сти, как раз эфе­сяне при­вез­ли ему огром­ный пер­сид­ский шатер (An­doc. IV. 30; At­hen. XII. 543d). Алки­ви­а­ду слу­ча­лось и бывать в Эфе­се по каким-то сво­им делам, о кото­рых бли­же ниче­го не извест­но (Plut. Alc. 8).

На тех же Олим­пий­ских играх 416 г. до н. э. свое почте­ние к Алки­ви­а­ду поспе­ши­ли про­явить и пред­ста­ви­те­ли двух круп­ней­ших восточ­ноэгей­ских ост­ро­вов — Лес­боса и Хиоса. Лес­бос­цы взя­ли на себя постав­ку вина для Алки­ви­а­да и ряд дру­гих рас­хо­дов, а хиос­цы — жерт­вен­ных живот­ных и про­ви­ант для лоша­дей (An­doc. loc. cit.). Уже в 412 г. Алки­ви­ад, опи­ра­ясь на сво­их при­вер­жен­цев на Хио­се, убедил ост­ров (оста­вав­ший­ся послед­ним и един­ст­вен­ным при­ви­ле­ги­ро­ван­ным союз­ни­ком Афин) вос­стать и вый­ти из Архэ, что поло­жи­ло нача­ло мас­со­во­му отпа­де­нию дру­гих союз­ных поли­сов.

Доволь­но занят­ным обра­зом судь­ба Алки­ви­а­да ока­за­лась свя­за­на с еще одним важ­ней­шим ост­ро­вом это­го реги­о­на — Само­сом. О его ксе­ни­че­ских свя­зях с самос­ской зна­тью в источ­ни­ках экс­пли­цит­но не сооб­ща­ет­ся, но они долж­ны были иметь место, коль ско­ро Алки­ви­ад в 411 г. чув­ст­во­вал себя на Само­се в бук­валь­ном смыс­ле сло­ва «как дома». Он даже ухит­рил­ся при­жить там детей, при­чем отнюдь не с гете­ра­ми. Впо­след­ст­вии несколь­ко самос­цев (заме­тим, с.10 ари­сто­кра­ти­че­ско­го ста­ту­са) воз­во­ди­ли свое про­ис­хож­де­ние к Алки­ви­а­ду. Сре­ди них, в част­но­сти, был Дурид — тиран ост­ро­ва и вид­ный исто­рик ран­не­эл­ли­ни­сти­че­ской эпо­хи (Du­ris. FGrHist. 76. F70)21. В горо­де Селим­брия, на фра­кий­ском бере­гу Про­пон­ти­ды (таким обра­зом, мы пере­ме­ща­ем­ся уже в рай­он Север­ной Эге­иды), Алки­ви­ад так­же имел ксе­на — неко­е­го Апол­ло­до­ра22. Сле­до­ва­тель­но, наш герой не пре­не­бре­гал при­об­ре­те­ни­ем дру­зей-госте­при­им­цев даже в отно­си­тель­но неболь­ших и мало­зна­чи­тель­ных гре­че­ских поли­сах.

Но ксе­ни­че­ские свя­зи Алки­ви­а­да, как мы увидим, про­сти­ра­лись и за пре­де­лы гре­че­ско­го мира. Они, напри­мер, дости­га­ли Фра­кии. При этом Алки­ви­ад имел в чис­ле сво­их дру­зей (φί­λοι) таких высо­ко­по­став­лен­ных фра­кий­цев, как одрис­ские цари Севт и Медок23. По сведе­ни­ям, сооб­щае­мым Дио­до­ром (XIII. 105. 3), перед роко­вой для афи­нян бит­вой при Эгос­пота­мах (405 г. до н. э.) Алки­ви­ад, нахо­див­ший­ся в опа­ле и про­жи­вав­ший в каче­стве част­но­го лица в каком-то укреп­ле­нии на Хер­со­не­се Фра­кий­ском, «при­шел к афи­ня­нам и ска­зал им, что фра­кий­ские цари Медок и Севт, состоя с ним в дру­же­ст­вен­ных отно­ше­ни­ях (εἰ­σιν αὐτῷ φί­λοι), обе­ща­ли пре­до­ста­вить в его рас­по­ря­же­ние боль­шое вой­ско, если он захо­чет вое­вать с лакеде­мо­ня­на­ми» (пере­вод С. Я. Лурье). Афин­ские стра­те­ги, одна­ко, пред­по­чли не допу­стить опаль­но­го Алки­ви­а­да к ново­му уча­стию в бое­вых дей­ст­ви­ях, опа­са­ясь, что это помо­жет ему вос­ста­но­вить свою попу­ляр­ность.

В пери­од Пело­пон­нес­ской вой­ны намест­ни­ка­ми двух бли­жай­ших к Элла­де сатра­пий Ахе­ме­нид­ской дер­жа­вы были две доволь­но яркие в исто­рии гре­ко-пер­сид­ских отно­ше­ний фигу­ры — Тис­са­ферн (сатрап Лидии) и Фар­на­баз (управ­ляв­ший Дас­ки­лей­ской сатра­пи­ей)24. В то вре­мя их карье­ра толь­ко начи­на­лась; насколь­ко мож­но судить, оба они были амби­ци­оз­ны­ми моло­ды­ми вель­мо­жа­ми, отнюдь не чуж­ды­ми при­двор­ной интри­ге. И с тем и с дру­гим у Алки­ви­а­да были доволь­но ожив­лен­ные отно­ше­ния, заслу­жи­ваю­щие того, чтобы оста­но­вить­ся на них чуть подроб­нее.

Исто­рию свое­об­раз­ной «друж­бы» Алки­ви­а­да и Тис­са­фер­на пере­да­ет целый ряд антич­ных авто­ров, наи­бо­лее подроб­но — Фукидид (VIII. 45 sqq.) и Плу­тарх (Alc. 24 sqq.). Нахо­дясь в 412 г. до н. э. в спар­тан­ском фло­те у бере­гов Ионии и опа­са­ясь про­ис­ков лакеде­мон­ских вла­стей, Алки­ви­ад бежал ко дво­ру Тис­са­фер­на в Сар­ды. Там ему за очень корот­кий срок уда­лось бук­валь­но оча­ро­вать суро­во­го пер­са. Тис­са­ферн сле­до­вал боль­шин­ству сове­тов Алки­ви­а­да, назы­вал его сво­им дру­гом и даже пере­име­но­вал в его честь луч­ший из сво­их садов. Есте­ствен­но, эти узы друж­бы с Тис­са­фер­ном Алки­ви­ад актив­ней­шим обра­зом исполь­зо­вал при сво­их тай­ных пере­го­во­рах с афи­ня­на­ми, имев­ших целью его воз­вра­ще­ние на роди­ну.

с.11 Уже поз­же, когда Алки­ви­ад был при­зван афин­ским фло­том и избран стра­те­гом (411 г. до н. э.), после пер­вых же бле­стя­щих побед над спар­тан­ца­ми в Гел­лес­пон­те он не отка­зал себе в удо­воль­ст­вии похва­стать­ся успе­ха­ми перед сво­им высо­ко­по­став­лен­ным пер­сид­ским дру­гом (Xen. Hell. I. 1. 9; Plut. Alc. 27) и отпра­вил­ся к нему на един­ст­вен­ной три­е­ре, везя с собой дары госте­при­им­ства (ξέ­νια καὶ δῶ­ρα — еще одно ука­за­ние на то, что с фор­маль­ной сто­ро­ны отно­ше­ния Алки­ви­а­да и Тис­са­фер­на пред­став­ля­ли собой ксе­нию). Но на этот раз Тис­са­ферн встре­тил Алки­ви­а­да более чем холод­но и даже зато­чил его в тем­ни­цу в Сар­дах, из кото­рой, впро­чем, месяц спу­стя Алки­ви­а­ду уда­лось бежать, вер­нув­шись на театр воен­ных дей­ст­вий. После опи­сан­ных собы­тий их кон­так­ты, насколь­ко мож­но судить, обо­рва­лись. По про­ше­ст­вии неко­то­ро­го вре­ме­ни, после новых успеш­ных сра­же­ний про­тив лакеде­мон­ско­го флота в Гел­лес­пон­те, в ходе кото­рых спар­тан­цев под­дер­жи­вал дас­ки­лей­ский сатрап Фар­на­баз, Алки­ви­ад, заклю­чив пере­ми­рие, уста­но­вил дру­же­ст­вен­ные отно­ше­ния и с этим послед­ним. «Друж­ба» с Фар­на­ба­зом (по всей види­мо­сти, опять же союз госте­при­им­ства) ока­за­лась полез­ной для Алки­ви­а­да после пора­же­ния афи­нян при Эгос­пота­мах, когда опаль­ный пол­ко­во­дец отдал­ся под покро­ви­тель­ство это­го сатра­па, был им при­нят с поче­том и полу­чил от него кре­пость Гри­ний в Гел­лес­понт­ской Фри­гии (Nep. Alc. 9). Впро­чем, в конеч­ном сче­те, и эта ксе­ния не при­нес­ла Алки­ви­а­ду бла­га: в 404 г. до н. э. Фар­на­баз, не желая пор­тить отно­ше­ний с все­силь­ным спар­тан­ским навар­хом Лисанд­ром, выпол­нил его прось­бу и подо­слал к Алки­ви­а­ду убийц. Стро­го гово­ря, неиз­вест­но, как Тис­са­ферн и Фар­на­баз рас­смат­ри­ва­ли ста­тус Алки­ви­а­да по отно­ше­нию к ним. Может быть (и даже весь­ма веро­ят­но), что они не счи­та­ли его рав­ным себе гостем-ксе­ном, дру­гом, а ско­рее вас­са­лом. Но сам Алки­ви­ад, о чем гово­рит отме­чен­ный выше эпи­зод с «дара­ми госте­при­им­ства», пони­мал эти свя­зи имен­но как ксе­ни­че­ские.

Мы созна­тель­но оста­ви­ли для отдель­но­го рас­смот­ре­ния в послед­нюю оче­редь (last but not least) свя­зи госте­при­им­ства, имев­ши­е­ся у Алки­ви­а­да в Спар­те. В тече­ние всей поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти Алки­ви­а­да Афи­ны и Спар­та, как извест­но, вели Пело­пон­нес­скую вой­ну. И, тем не менее, это не меша­ло Алки­ви­а­ду под­дер­жи­вать со спар­тан­ской зна­тью ксе­ни­че­ские отно­ше­ния, про­яв­лять бли­зость к ее пред­ста­ви­те­лям, и отнюдь не толь­ко тогда, когда он ока­зал­ся в поло­же­нии пере­беж­чи­ка.

Фукидид (V. 43. 2; VI. 89. 2) гово­рит о «ста­рин­ной прок­се­нии» (ἡ πα­λαιὰ προ­ξε­νία), кото­рую спар­тан­цы име­ли с семьей Алки­ви­а­да и от кото­рой отрек­ся его дед, а Алки­ви­ад в кон­це 420-х гг., в пери­од Ники­е­ва мира, то есть на самой заре сво­ей поли­ти­че­ской карье­ры, упор­но и тщет­но пытал­ся воз­об­но­вить. Ниче­го не извест­но о дета­лях этой прок­се­нии, о том, поче­му она была разо­рва­на и была ли она все же впо­след­ст­вии вос­ста­нов­ле­на. Невоз­мож­но даже ска­зать с твер­дой уве­рен­но­стью, была ли это дей­ст­ви­тель­но прок­се­ния в том ее точ­ном пони­ма­нии, кото­рое пре­крас­но извест­но по памят­ни­кам элли­ни­сти­че­ской эпо­хи (некое подо­бие совре­мен­но­го кон­суль­ства). Во вся­ком слу­чае, несо­мнен­но одно: поми­мо прок­се­ни­че­ских отно­ше­ний, мож­но гово­рить и об отно­ше­ни­ях соб­ст­вен­но ксе­ни­че­ских Алки­ви­а­да с отдель­ны­ми спар­тан­ца­ми. Самым извест­ным из спар­тан­ских ксе­нов Алки­ви­а­да был Эндий, сын Алки­ви­а­да (отме­тим с.12 харак­тер­ный патро­ни­мик), один из вид­ней­ших поли­ти­че­ских дея­те­лей Спар­ты в кон­це V в. до н. э. Эндий был эфо­ром в 412 г. и, веро­ят­но, еще раз в 404 г. до н. э.; в этот же пери­од он несколь­ко раз высту­пал в каче­стве спар­тан­ско­го посла в Афи­нах25. Отно­ше­ния семей Алки­ви­а­да и Эндия — типич­ней­ший слу­чай пол­ной ксе­нии, про­явив­шей­ся, кста­ти, и в оно­ма­сти­ке (доста­точ­но упо­мя­нуть хотя бы само имя Алки­ви­а­да, кото­рое Фукидид пря­мо назы­ва­ет «лакон­ским»). В пору сво­его пре­бы­ва­ния в Спар­те26 Алки­ви­ад актив­но поль­зо­вал­ся сво­ей ксе­ни­че­ской свя­зью с Энди­ем, дабы вну­шать через него спар­тан­ской вер­хуш­ке те пла­ны даль­ней­ших дей­ст­вий, кото­рые каза­лись ему пред­по­чти­тель­ны­ми. Кро­ме Эндия, Алки­ви­ад нахо­дил­ся в близ­ких отно­ше­ни­ях и еще с одним знат­ным спар­тан­цем — Хал­киде­ем (Thuc. VIII. 17. 2).

Мы не зада­ва­лись целью собрать весь име­ю­щий­ся в источ­ни­ках мате­ри­ал, отно­ся­щий­ся к внеш­ним свя­зям Алки­ви­а­да и их роли в его дипло­ма­ти­че­ской дея­тель­но­сти. Нам хоте­лось избе­жать сухо­го пере­ч­ня фак­тов и при­ве­сти лишь наи­бо­лее яркие и пока­за­тель­ные сведе­ния. Но уже из них, на наш взгляд, мож­но с боль­шой долей уве­рен­но­сти сде­лать сле­дую­щий вывод. В ходе сво­ей небы­ва­ло интен­сив­ной дипло­ма­ти­че­ской дея­тель­но­сти Алки­ви­ад бук­валь­но покрыл гре­че­ские поли­сы и сопре­дель­ные государ­ства гран­ди­оз­ной сетью сою­зов, при­чем, под­черк­нем, сою­зов исклю­чи­тель­но лич­но­го харак­те­ра, замы­кав­ших­ся непо­сред­ст­вен­но на его пер­соне. Все эти сою­зы слу­жи­ли не толь­ко и, веро­ят­но, даже не столь­ко афин­ско­му поли­су, сколь­ко само­му Алки­ви­а­ду, какую бы пози­цию он в тот или иной кон­крет­ный момент ни зани­мал, где бы ни нахо­дил­ся, на чьей бы сто­роне ни сто­ял. И сою­зы эти были зача­стую доста­точ­но проч­ны­ми, коль ско­ро, напри­мер, опи­ра­ясь на них, Алки­ви­ад смог в крат­чай­шие сро­ки добить­ся отпа­де­ния от Афин­ской архэ цело­го ряда важ­ней­ших ионий­ских поли­сов.

Мате­ри­ал, отно­ся­щий­ся к дипло­ма­тии Алки­ви­а­да, поз­во­ля­ет вне­сти новые штри­хи в общую оцен­ку лич­но­сти и дея­тель­но­сти это­го поли­ти­ка. Отно­си­тель­но этой общей оцен­ки в исто­рио­гра­фии суще­ст­ву­ют крайне про­ти­во­ре­чи­вые суж­де­ния. В Алки­виа­де видят то «тип элли­на клас­си­че­ской эпо­хи со все­ми его досто­ин­ства­ми и недо­стат­ка­ми»27, то «гени­аль­но­го вождя в слиш­ком малень­ком мире», пред­те­чу элли­ни­сти­че­ских сверх­че­ло­ве­ков28, то талант­ли­во­го неудач­ни­ка, ока­зав­ше­го­ся злым гени­ем роди­ны29, то после­до­ва­те­ля афин­ских поли­ти­ков в тра­ди­ци­ях Феми­сток­ла и Перик­ла30.

с.13 На наш взгляд, Алки­ви­ад был послед­ним (и даже ана­хро­ни­сти­че­ским) ари­сто­кра­ти­че­ским лиде­ром в духе допе­ри­к­лов­ско­го и даже док­ли­сфе­нов­ско­го вре­ме­ни. В кар­ди­наль­но изме­нив­шей­ся обста­нов­ке, в усло­ви­ях демо­кра­ти­че­ско­го поли­са он пытал­ся «играть по ста­рым пра­ви­лам», исполь­зо­вать тра­ди­ци­он­ные меха­низ­мы вли­я­ния, харак­тер­ные для афин­ской зна­ти арха­и­че­ской эпо­хи, VII—VI вв. до н. э. Так, он стре­мил­ся добить­ся вла­сти посред­ст­вом богат­ства и его демон­стра­тив­ных трат, через меж­ро­до­вые свя­зи, путем гро­мад­но­го уве­ли­че­ния сво­его пре­сти­жа (это­му слу­жи­ло мно­гое — неод­но­крат­но испол­няв­ши­е­ся им литур­гии, чрез­вы­чай­но актив­ное уча­стие в панэл­лин­ских играх, да и весь стиль жиз­ни Алки­ви­а­да, пыш­ный до экс­тра­ва­гант­но­сти).

Имен­но в тра­ди­ци­ях арха­и­че­ской ари­сто­кра­тии сто­я­ла и внеш­не­по­ли­ти­че­ская, дипло­ма­ти­че­ская дея­тель­ность Алки­ви­а­да. Бле­стя­щие ари­сто­кра­ты вре­ме­ни арха­и­ки (Алк­ме­он, Мегакл, Писи­страт, Миль­ти­ад Стар­ший и др.) во мно­гом осно­вы­ва­ли свое вли­я­ние и внут­ри поли­са, и за его пре­де­ла­ми на раз­ветв­лен­ной сети внеш­них (ксе­ни­че­ских и мат­ри­мо­ни­аль­ных) свя­зей. Имен­но это делал и Алки­ви­ад, хотя он, как и в дру­гих обла­стях, пре­взо­шел здесь всех сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков мас­шта­ба­ми и раз­ма­хом сво­их пред­при­я­тий.

Одна­ко эпо­ха была уже совсем дру­гой. Не свя­зан ли крах всех начи­на­ний Алки­ви­а­да (порой дей­ст­ви­тель­но гени­аль­ных) с тем обсто­я­тель­ст­вом, что он был свое­об­раз­ным живым ана­хро­низ­мом, что он жил как бы в ином исто­ри­че­ском вре­ме­ни, неже­ли вся окру­жав­шая его обста­нов­ка? Но это мог­ло бы стать пред­ме­том отдель­но­го иссле­до­ва­ния.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • * Ста­тья под­готов­ле­на при под­держ­ке Рос­сий­ско­го гума­ни­тар­но­го науч­но­го фон­да в рам­ках кол­лек­тив­но­го про­ек­та «Власть и пра­во в гре­че­ском мире: от арха­и­ки до элли­низ­ма» (код про­ек­та 00-01-00208а).
  • 1Об отно­ше­нии гре­ков, в част­но­сти, афи­нян, к сво­им поли­ти­че­ским лиде­рам см.: Knox R. A. «So Mi­schie­vous a Beas­te»? The At­he­nian De­mos and its Treat­ment of its Po­li­ti­cians // G&R. 1985. Vol. 32. № 2. P. 132—161.
  • 2Об изме­не­нии «поли­ти­че­ско­го кли­ма­та» в Афи­нах после Пело­пон­нес­ской вой­ны см.: Stra­uss B. S. At­hens af­ter the Pe­lo­pon­ne­sian War: Class, Fac­tion and Po­li­cy, 403—386 B. C. Croom Helm, 1986. Pas­sim; Mos­sé C. De l’ostra­cis­me aux pro­cès po­li­ti­ques: le fonction­ne­ment de la vie po­li­ti­que à At­hè­nes // AION (ar­cheol). 1985. Vol. 7. P. 9—18; eadem. La clas­se po­li­ti­que à At­hè­nes au IVè­me sièc­le // Die at­he­ni­sche De­mok­ra­tie im 4. Jahrhun­dert v. Chr. Stuttgart, 1995. S. 67—77.
  • 3По про­бле­ме атри­бу­ции чет­вер­той речи Андо­кидо­ва кор­пу­са см: Fe­ra­bo­li S. An­co­ra sul­la IV ora­zio­ne del Cor­pus an­do­ci­deum // Ma­ia. 1974. Vol. 26. Fasc. 3. P. 245—246; Siewert P. Pseu­do-An­do­ki­des or. 4 (ge­gen Al­ki­bia­des) als his­to­ri­sche Quel­le // In­ne­re und äus­se­re In­teg­ra­tion der Al­ter­tumswis­sen­schaf­ten. Hal­le, 1989. S. 226—232; Fur­ley W. D. An­do­ki­des IV («Against Al­ki­bia­des»): Fact of Fic­tion? // Her­mes. 1989. Bd. 117. H. 2. S. 138—156; Heftne H. Ps.-An­do­ki­des’ Re­de ge­gen Al­ki­bia­des ([And.]4) und die po­li­ti­sche Dis­kus­sion nach dem Sturz der «Dreis­sig» in At­hen // Klio. 1995. Bd. 77. S. 75—104. Автор дан­ной ста­тьи при­дер­жи­ва­ет­ся мне­ния, соглас­но кото­ро­му авто­ром дан­ной речи, состав­лен­ной в нача­ле IV в. до н. э., вполне мог дей­ст­ви­тель­но быть Андо­кид.
  • 4Из важ­ней­ших общих работ об Алки­виа­де см.: Ba­be­lon J. Al­ci­bia­de, 450—404 avant J.-C. P., 1935; Hatzfeld J. Al­ci­bia­de. Étu­de sur l’his­toi­re d’At­hè­nes à la fin du Ve sièc­le. P., 1940; Tae­ge F. Al­ki­bia­des. Mün­chen, 1943; Auren­che O. Les grou­pes d’Al­ci­bia­de, de Lèo­go­ras et de Teuc­ros: Re­mar­ques sur la vie po­li­ti­que at­hé­nien­ne en 415 avant J.-C. P., 1974; El­lis W. M. Al­ci­bia­des. L.; N. Y., 1989.
  • 5Не забудем о том, что впо­след­ст­вии рим­ляне — а уж они-то пони­ма­ли толк в воен­ном деле — по пове­ле­нию ора­ку­ла воз­двиг­нуть на фору­ме ста­тую само­го доб­лест­но­го из гре­ков уста­но­ви­ли имен­но изо­бра­же­ние Алки­ви­а­да (Plut. Num. 8).
  • 6Такой под­ход харак­те­рен для иссле­до­ва­ний: Ber­ve H. Die Ty­ran­nis bei den Grie­chen. Mün­chen, 1968; Фро­лов Э. Д. Гре­че­ские тира­ны (IV в. до н. э.). Л., 1972.
  • 7Кури­лов М. Э. О неко­то­рых функ­цио­наль­ных осо­бен­но­стях инсти­ту­та спар­тан­ских гла­ша­та­ев // ВДИ. 1996. № 4. С. 133—140; он же. Спар­тан­ские пифии // Антич­ность, сред­ние века и Новое вре­мя. Ниж. Нов­го­род, 1997. С. 35—42; он же. Спар­тан­ская дипло­ма­ти­че­ская прак­ти­ка в VI—IV вв. до н. э.: Авто­реф. дис… канд. ист. наук. Сара­тов, 1999.
  • 8О роли ари­сто­кра­тов во внеш­ней поли­ти­ке гре­че­ских поли­сов см.: Кур­ба­тов А. А. Соци­аль­ный аспект внеш­них свя­зей арха­и­че­ских поли­сов Гре­ции // Соци­аль­но-поли­ти­че­ские, идео­ло­ги­че­ские про­бле­мы исто­рии антич­ной граж­дан­ской общи­ны. М., 1992. С. 3—30.
  • 9Hatzfeld J. Op. cit. P. 2; Mac­Kendrick P. The At­he­nian Aris­toc­ra­cy, 399 to 31 B. C. Cambrid­ge (Mass.), 1969. P. 3; Con­nor W. R. The New Po­li­ti­cians of Fifth-Cen­tu­ry At­hens. Prin­ce­ton, 1971. Pas­sim; Bick­nel P. J. Stu­dies in At­he­nian Po­li­tics and Ge­nea­lo­gy. Wies­ba­den, 1972. P. IX; Fin­ley M. I. Po­li­tics in the An­cient World. Cambrid­ge, 1983. P. 64—65; Фро­лов Э. Д. Поли­ти­че­ские лиде­ры афин­ской демо­кра­тии (опыт типо­ло­ги­че­ской харак­те­ри­сти­ки) // Поли­ти­че­ские дея­те­ли антич­но­сти, сред­не­ве­ко­вья и Ново­го вре­ме­ни. Л., 1983. С. 21; Сури­ков И. Е. Демо­кра­тия и гете­рии: неко­то­рые аспек­ты поли­ти­че­ской жиз­ни Афин V в. до н. э. // Власть, чело­век, обще­ство в антич­ном мире. М., 1997. С. 93.
  • 10Dit­ten­ber­ger W. Die Fa­mi­lie des Al­ki­bia­des // Her­mes. 1902. Bd. 37. H. 1. S. 1—13; Hatzfeld J. Op. cit. P. 5; Tae­ger F. Op. cit. S. 12; Van­der­pool E. The Ostra­cism of the El­der Al­ki­bia­des // Hes­pe­ria. 1952. Vol. 21. № 1. P. 1—8; Rau­bitschek A. E. Zur at­ti­schen Ge­nea­lo­gie // Rhei­ni­sches Mu­seum für Phi­lo­lo­gie. 1955. Bd. 98. H. 3. S. 258—262; Thompson W. E. The Kinship of Pe­ric­les and Al­ki­bia­des // GRBS. 1970. Vol. 11. № 1. P. 27—33; idem. At­tic Kinship Ter­mi­no­lo­gy // JHS. 1971. Vol. 71. P. 110—113; Bick­nell P. J. Op. cit. P. 96—100; Ka­gan D. The Pea­ce of Ni­cias and the Si­ci­lian Ex­pe­di­tion. It­ha­ca, 1981. P. 63; Stan­ley P. V. The Fa­mi­ly Con­nec­tion of Al­ci­bia­des and Axio­chus // GRBS. 1986. Vol. 27. № 2. P. 173—181; El­lis W. M. Op. cit. P. 1—9.
  • 11Fer­gu­son W. S. The Sa­la­mi­nioi of Hep­ta­phy­lai and Sou­nion // Hes­pe­ria. 1938. Vol. 7. № 1. P. 1—74.
  • 12См.: Сури­ков И. Е. Перикл и Алк­мео­ниды // ВДИ. 1997. № 4. С. 24—25.
  • 13Из обшир­ной лите­ра­ту­ры об алк­мео­нидо-дель­фий­ских свя­зях см., напр.: La Cos­te-Mes­se­liu­re P. de. Les Alcméo­ni­des a Del­phes // BCH. 1946. Vol. 70. P. 271—288; Pron­te­ra P. Gli Alcmeo­ni­di a Del­fi: un’ ipo­te­si su Ero­do­to I. 51. 3—4 // RA. 1981. Fasc. 2. P. 253—258; Camp J. M. Be­fo­re De­moc­ra­cy: Alkmaio­ni­dai and Pei­sistra­ti­dai // The Ar­chaeo­lo­gy of At­hens and At­ti­ca un­der the De­moc­ra­cy. Ox­ford, 1994. P. 7—12.
  • 14For­rest W. G. The First Sac­red War // BCH. 1956. Vol. 80. P. 33—52; Ale­xan­der J. W. The Mar­ria­ge of Me­gac­les // CJ. 1959. Vol. 55. № 3. P. 129—134.
  • 15Сури­ков И. Е. Афи­ня­нин Мегакл и Эре­трия (к интер­пре­та­ции одно­го ост­ра­ко­на) // VI чте­ния памя­ти про­фес­со­ра В. Д. Бла­ват­ско­го. М., 1999. С. 111—112.
  • 16Da­vies J. K. At­he­nian Pro­per­tied Fa­mi­lies, 600—300 B. C. Ox­ford, 1971. P. 384; Сури­ков И. Е. Госте­при­им­ство Кре­за и афи­няне // Закон и обы­чай госте­при­им­ства в антич­ном мире. М., 1999. С. 76—78.
  • 17Крат­кую свод­ку инфор­ма­ции о ксе­ни­че­ских кон­так­тах Алки­ви­а­да мож­но най­ти в работах: Lup­pi­no E. La lai­ciz­za­zio­ne del­la pros­se­nia. Il ca­so di Al­ci­bia­de // Contri­bu­ti dell’Is­ti­tu­to di sto­ria an­ti­ca (Mi­la­no). 1981. Vol. 7. P. 73—79; Her­man G. Ri­tua­li­zed Friendship and the Greek Ci­ty. Cambrid­ge, 1987 (см. по индек­су).
  • 18Об аргос­ской поли­ти­ке Афин в эти годы и о бит­ве при Ман­ти­нее подроб­но см.: Ka­gan D. Op. cit. P. 17—155.
  • 19For­rest W. G. The­mis­tok­les and Ar­gos // CQ. 1960. Vol. 10. № 2. P. 221—241.
  • 20Об этом собы­тии см.: Bowra C. M. Euri­pi­des’ Epi­ni­cian for Al­ci­bia­des // His­to­ria. 1960. Bd. 9. H. 1. S. 68—79.
  • 21См.: Ship­ley G. A His­to­ry of Sa­mos, 800—188 B. C. Ox­ford, 1987. P. 124.
  • 22Her­man G. Op. cit. P. 124.
  • 23Об этих царях см.: Вино­гра­дов Ю. Г. Запад­ное и Север­ное При­чер­но­мо­рье в клас­си­че­скую эпо­ху // Исто­рия Евро­пы. Т. 1. М., 1988. С. 382—383.
  • 24О гре­ко-пер­сид­ских отно­ше­ни­ях этих лет и о роли в них Тис­са­фер­на и Фар­на­ба­за см.: Рунг Э. В. Гре­ко-пер­сид­ские отно­ше­ния в кон­це V — нача­ле IV вв. до н. э.: Авто­реф. дис… канд. ист. наук. Казань, 1997.
  • 25Об Эндии и его свя­зях с Алки­ви­а­дом см.: Keb­ric R. B. Impli­ca­tions of Al­ci­bia­des’ Re­la­tionship with the Ep­hor En­dius // His­to­ria. 1976. Bd. 25. H. 2. S. 249—252; Кури­лов М. Э. Спар­тан­ская дипло­ма­ти­че­ская прак­ти­ка… С. 16.
  • 26По пово­ду пре­бы­ва­ния Алки­ви­а­да в Спар­те см. недав­нюю инте­рес­ную работу: Vi­ckers M. Al­ci­bia­des at Spar­ta // CQ. 1995. Vol. 45. № 2. P. 339 ff.
  • 27Ba­be­lon J. Op. cit. P. 7.
  • 28Tae­ger F. Op. cit. S. 235—236; ср.: idem. Cha­ris­ma: Stu­dien zur Ge­schich­te des an­ti­ken Herrscher­kul­tes. Bd. 1. Stuttgart, 1957. S. 162.
  • 29Hatzfeld J. Op. cit. P. 355; ср.: Bloe­dow E. Al­ci­bia­des ‘bril­liant’ or ‘in­tel­li­gent’? // His­to­ria. 1992. Bd. 41. H. 2. P. 139—157.
  • 30El­lis W. M. Op. cit. P. XIX.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1341658575 1294427783 1351615296 1351616695 1351617345