с.23 Победоносные войны и успешная дипломатия Рима в конце III — первой половине II вв. до н. э. в течение нескольких десятилетий радикально изменили характер международных отношений во всем Средиземноморье и существенно повлияли на исторические судьбы многих народов и государств древнего мира. Будучи свидетелем этих перемен, Полибий попытался понять и объяснить сложные взаимосвязи различных государств, правителей и народов и создал принципиально новое по типу историческое произведение — «Всеобщую историю». Сегодня для исследователя античной истории сочинение Полибия является основополагающим источником, как и сто лет назад.
Важность «Всеобщей истории» заключается в том, что, отвечая на вопрос «как это произошло?», историк подробно, обстоятельно описывает события этого периода, предварительно изучив документы и свидетельства очевидцев, лично посетив многие из тех мест, где происходили рассматриваемые им исторические события, использовав при этом собственный опыт государственного деятеля и просто свой жизненный опыт. История Полибия, которую по степени достоверности изложенных в ней фактов, по ее значимости как исторического источника и как памятника исторической мысли можно поставить в один ряд с сочинением Фукидида, важна еще и тем, что всякого своего читателя она учит извлекать уроки из прошлого, а каждому историку говорит о фундаментальных принципах профессионального мастерства.
Современный исследователь творчества Полибия располагает немногими сведениями о жизни и деятельности греческого историка. Однако особенность любого значительного литературного (впрочем, как и научного) произведения, каковым, без сомнения, является «Всеобщая история», заключается в том, что оно дает нам возможность понять самого его создателя, ибо автор произведения, коль скоро оно создано, «как раз и возник в пространстве произведения»1, перевоплотился в него, стал в нем тем, что он представляет собой на самом деле. И действительно, текст «Всеобщей истории», пусть и дошедший до наших дней в очень неполном и фрагментарном виде2, все же проясняет как с.24 мировоззрение Полибия, вообще, так и его взгляды на исследовательские методы в историографии, в частности.
Наш автор был убежден в том, что историку, как и художнику, для достижения мастерства нужна практическая деятельность: с одной стороны, активное исследование предмета, а с другой — политический опыт (см.: Polyb. XII. 25e. 7)3. Критикуя одного из своих предшественников — историка Тимея за то, что тот в ремесле историописания ограничивался знаниями, полученными лишь из исторических сочинений, небрежно относился к «устным расспросам» и совсем отказывался от знаний, которые «дает зрение» (Polyb. XII. 27. 2—
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который, Странствуя долго [со дня, как святой Илион им разрушен,] Многих людей города посетил и обычаи видел, Много и сердцем скорбел на морях, [о спасенье заботясь Жизни своей и возврате в отчизну сопутников…]4. |
Hom. Od. I. 1— |
И далее историк приводит слова Одиссея из VIII-й песни этой же поэмы:
Видел немало я браней и долго среди бедоносных Странствовал вод… |
Hom. Od. VIII. 183— |
По мнению Полибия, «украшением истории (τὸ τῆς ἱστορίας πρόσχημα) является стремление мужа (т. е. писателя, историка. — В. К.) к тому же самому» (Polyb. XII. 28. 1). Ссылка на величайшего из греческих поэтов здесь далеко не случайна. Одиссей — символ активной, постоянно «бодрствующей», деятельной личности. Такими были многие греки5, таков сам Полибий, таким должен быть всякий историк. В этом — смысл и пафос его прагматической истории.
Действительно, жизненный и политический опыт нашего историка был богат и разнообразен. Полибий родился в Мегалополе около 200 г. до н. э. (или, может быть, годом или двумя раньше)6 в семье известного политического с.25 деятеля Ахейского союза Ликорта. Получив хорошее образование7, будущий историк уже в молодые годы был вовлечен в государственную политику: около 180 г. до н. э. в составе ахейского посольства он должен был отправиться в Александрию к Птолемею V, однако миссия не состоялась. Многочисленными узами будущий историк был связан с людьми, определявшими политику союза. В 170/169 г. до н. э. Полибий был избран гиппархом Ахейского союза, а после окончания III-й Македонской войны в числе других своих соотечественников в качестве заложника прибыл в Рим. Он был в дружеских отношениях со Сципионом Эмилианом, за семнадцать лет жизни в Риме познакомился со многими влиятельными людьми того времени: царями, династами, политическими деятелями греческого мира. В это же время Полибий много путешествовал: судя по тексту «Всеобщей истории», он побывал в Малой Азии, Северной Африке, Испании, Галлии, Северном Причерноморье, на Сицилии, переходил Альпы, совершил плавание вдоль западного побережья Африки8. Несомненно, он имел практический опыт ведения военных действий; не исключено, что в 182 г. до н. э. вместе со своим отцом Ликортом он участвовал в мессенском походе. Иными словами, Полибий был готов для создания прагматической истории.
Термин πραγματικὴ ἱστορία, означающий «прагматическая история» (или, точнее говоря, «прагматическое историописание»), встречается впервые именно у Полибия (Polyb. I. 35. 9; III. 47. 8; VI. 5. 2; XII. 25e. 1; 25e. 49; см. также: I. 2. 8; XXXVI. 17. 1, где использовано выражение ὁ τῆς πραγματικῆς ἱστορίας… τρόπος)10.
с.26 Многозначность русского слова «история» может ввести здесь в заблуждение; в данном случае πραγματικὴ ἱστορία более точно передается немецким термином die pragmatische Geschichtsschreibung («прагматическая историография» или, точнее говоря, «прагматическое историописание»; ср. английское выражение «historical writing»). Еще сложнее обстоит дело с современным словом «прагматический». У Полибия πραγματικός означает, прежде всего: «имеющий отношение к политическим и военным делам», «сведущий в государственных делах», «основанный на достоверных фактах», — а субстантивированное прилагательное ὁ πραγματικός, соответственно, имеет значение: «опытный государственный деятель», «искусный политик»11. У Полибия в качестве синонимов «прагматической истории» употребляются также выражения: πραγματικὸς τρόπος (Polyb. IX. 2. 4) и πραγματικὴ ὑπόθεσις (Polyb. III. 57. 4).
С методической точки зрения πραγματικὴ ἱστορία состоит из трех частей (трех способов изучения):
- тщательное исследование и сопоставление письменных источников (ἐν τοῖς ὑπομνήμασι)12;
- осмотр (или собственноличное посещение) — τοῦ περὶ τὴν θέαν — географических мест и достопримечательностей;
- собственная политическая деятельность (τοῦ περὶ τὰς πράξεις τὰς πολιτικάς) или, иначе говоря, политический опыт историка (Polyb. XII. 25e. 1)13.
Наглядность изображения политических событий (ἡ… ἔμφασις τῶν πραγμάτων) приобретается только посредством собственного опыта (ἐκ τῆς αὐτοπαθείας) историков (Polyb. XII. 25h. 4). По мысли Платона, на которого ссылается наш автор, дела человеческие пойдут хорошо только тогда, когда либо философы будут царями, либо цари — философами — ἢ οἱ φιλόσοφοι βασιλεύσωσιν ἢ οἱ βασιλεῖς φιλοσοφήσωσι (Polyb. XII. 28. 2)14. По словам же с.27 Полибия, дела историописания тогда будут хороши (τὰ τῆς ἱστορίας ἕξει… καλῶς), когда государственные деятели будут браться за написание истории — οἱ πραγματικοὶ τῶν ἀνδρῶν γράφειν ἐπιχειρήσωσι τὰς ἱστορίας (Polyb. XII. 28. 3) и будут трудиться, считая это необходимейшим и прекраснейшим занятием для себя (Polyb. XII. 28. 4), или же когда те, кто стремится писать историю, посчитают для себя необходимым овладение политическим опытом (Polyb. XII. 28. 5). Это не просто слова. Своей жизнью и творчеством, своим трудом Полибий доказал убежденность в правомерности этой мысли: мало кому известный за пределами Ахейского союза, государственный деятель из Мегалополя по имени Полибий, сын стратега Ликорта, впоследствии стал историком, поведавшим миру о том, как Рим пришел к «мировому» господству.
Добросовестно и обстоятельно описывая политические и военные события, создавая прагматическую историю, греческий автор ставит своей задачей, кроме того, понять, почему и откуда (διὰ τί καὶ πόθεν) возникают эти события, так же, как это должен понимать всякий государственный муж (Polyb. III. 7. 5). Действующими лицами политической истории являются люди, поэтому во всем окончательное суждение определяется не действиями (οὐκ ἐν τοῖς τελουμένοις), а причинами и личными намерениями действующих людей (ἐν ταῖς αἰτίαις καὶ προαιρέσεσι τῶν πραττόντων) и их различиями (Polyb. II. 56. 16). Согласно Полибию, историки и их читатели должны обращать внимание не столько на изложение самих политических событий, сколько на обстоятельства, предшествующие им, одновременные с ними и следующие за ними (Polyb. III. 31. 11). Но, придавая большое значение выяснению причинности в истории, наш автор понимал, что есть случаи, когда человеку вообще невозможно или трудно познать причину, и ее следует относить к Богу (ἐπὶ τὸν θεὸν τὴν ἀναφορὰν ποιοῖτο) и к судьбе — καὶ τὴν τύχην (Polyb. XXXVI. 17. 2; см. также: XXXI. 30. 3)15. Вчитываясь в текст «Всеобщей истории» Полибия, следуя движению его мысли, мы сами должны стремиться к постижению того, что незримо стоит за ходом видимых событий, определяя их и проявляясь в них, того, что философы называют бытием, того, что вечно и неизменно, что всегда было, есть и будет и понимание чего, собственно говоря, и делает нас людьми. Это еще один урок, который греческий историк преподносит своим читателям.
Понятие прагматической истории связывалось Полибием, прежде всего, с военной и политической историей. Читатели, на которых он ориентировался, должны были быть хорошо образованы и специально подготовлены; очевидно, это были люди, равные историку, то есть ближе всего стоящие к политике и войне — греческие государственные деятели и полководцы16.
с.28 В пассаже IX. 1. 1— Свой труд наш историк относит к последнему роду сочинений. Историописание у Полибия — не самоцель, оно служит задачам воспитания достойного гражданина, как им служили творения великих греческих поэтов-трагиков и философов. Многие из тех, кто писали исторические труды, правильно полагали, что почерпнутое из истории знание (τὴν ἐκ τῆς ἱστορίας μάθησιν) — наивернейшее воспитательное средство (ἀληθινωτάτην… εἶναι παιδείαν) и тренировка в политической деятельности (γυμνασίαν πρὸς τὰς πολιτικὰς πράξεις), что напоминание о внезапных переменах, происшедших у других людей, является самым очевидным и единственным наставником (ἐναργεστάτην… καὶ μόνην διδάσκαλον), который подсказывает нам средство, помогающее мужественно переносить переменчивость судьбы — τοῦ δύνασθαι τὰς τῆς τύχης μεταβολὰς γενναίως (Polyb. I. 1. 2). Наш автор с этим полностью согласен (Polyb. I. 1. 3). Он считает, что лучшим воспитанием для подлинной жизни (καλλίστην παιδείαν… πρὸς ἀληθινὸν βίον) является извлекаемый из политической истории опыт — τὴν ἐκ τῆς πραγματικῆς ἱστορίας περιγιγομένην ἐμπειρίαν (Polyb. I. 35. 9)19. Важно, что Полибий часто не проводит различия между политическими и нравственными результатами человеческих поступков в истории20. По его мысли, людям следует рассматривать с.29 долг (τὸ καθῆκον) как нечто первостепенно значимое21. И история этому учит, надо только учиться извлекать из нее уроки. В XII-й книге «Всеобщей истории» Полибий резко критикует сочинения своего предшественника Тимея22, в частности, за то, что тот, согласно собственному признанию, на протяжении пятидесяти лет безвыездно жил в Афинах и довольствовался изучением трудов других историков, а потому, полагает Полибий, он и остался несведущим в военном деле и не осматривал самолично никаких местностей; по этой причине, если Тимей в своей истории и касается вопросов военного дела или описывает местности, то обнаруживает незнание предмета и делает множество ошибок (Polyb. XII. 25h. 1). Не все писатели — современники Полибия разделяли его критическое отношение к эллинистической риторике. Однако были и сторонники прагматического метода. Своего предшественника Антисфена (FGrHist. Nr. 508) и современника Зенона (FGrHist. Nr. 523) историк, по существу, считает представителями прагматической историографии (Polyb. XVI. 14. 3), хотя и подвергает критике отдельные недостатки их трудов (Polyb. XVI. 14. 9; 16. 2— И все же Полибий занимает выдающееся место в истории античной исторической мысли: он в совершенстве владел канонами эллинистической историографии и ее литературными достижениями. В написании всеобщей истории он шел по стопам Эфора, но в то же время создал труд, который по своему предмету и методу представляет собой органическое целое — οἱονεὶ σωματοειδῆ (Polyb. I. 3. 4; cf.: XIV. 12. 5). Полибий восстановил в историографии тот метод и стиль, которые были присущи произведению великого Фукидида. с.30 Доказывая необходимость написания «Всеобщей истории», которая одна только способна дать представление о целом — об установлении римской гегемонии в Средиземноморье как величайшем свершении судьбы (Polyb. I. 4. 1—
ПРИМЕЧАНИЯ