Эллинизм и варвары: открытие Посидония
с.37 Антиномия «грек — варвар» эволюционировала во времени, порождая определенные этнокультурные стереотипы массового сознания и историко-философской рефлексии античности. Образ варвара, нашедший свое выражение в понятиях «свой», «чужой», «отличающийся», первоначально выражал собой лишь лингвистическое различие, ибо варвар для грека был тот, кто не владеет логосом1.
В дальнейшем эта антиномия постепенно приобретала религиозные, политические и культурные смыслы, охватывая и тип питания, и манеру одеваться, и другие социально-культурные аспекты. Основу взаимного противопоставления составлял не только огромный разрыв в уровнях социального и культурного развития и психологическая несовместимость, но и высокий уровень этнического самосознания греков. Определившийся к VII—
В IV—
В эллинистическо-римское время представления о принципах межэтнических контактов существенно корректируются, вследствие расширения античной ойкумены, конвергенции языков и культур и непосредственного соприкосновения двух этнокультурных миров. В сферу интеллектуальных и духовных процессов вовлекалось огромное число неизвестных ранее фактов, этносов, объектов культуры, что изменяло представления греков об образе ойкумены и людях, ее населяющих. Развивались концепции о гармонии светил, влиянии космических явлений на земные и собственно на человека, о всеобщей взаимосвязи процессов природы (Эвдокс, Эратосфен, Гиппарх, Птолемей). Ставилась проблема закономерности всеобщей человеческой истории, ее цели и смысла; решались вопросы о границах обитаемого мира, числе ойкумен, населенных различными расами, причинах их вариативности и принципах взаимоотношений.
В современной историографии ряд работ посвящен тому, как эти вопросы решались Полибием, Страбоном, Диодором Сицилийским, Помпеем Трогом, Цицероном. Однако в наиболее систематизированной и отрефлексированной форме стереотипы в восприятии варваров перерабатывались, пожалуй, самым универсальным представителем Стои — Посидонием Апамейским. Это ясно демонстрируют три последних публикации фрагментов его трудов2. Посидоний, названный античной историографией «стоическим Аристотелем», в дальнейшем оказал влияние на обширный круг эллинистических авторов (Fr. 3, 39, 91, 100 = Kidd).
Философские взгляды Посидония (о «космополисе», «стоическом мудреце», «всеобщей симпатии»), разработка им этиологического принципа историописания (история — это не конгломерат сведений о различных странах и народах, а объяснение мира), следование принципу личного присутствия для сбора информации позволили ему реализовать научный интерес к различным странам и народам. Развивается представление о протяженности и множественности обитаемых миров. В своих этнографических описаниях Посидоний с.39 воспроизводил не только стереотипные образы варваров, но и смог выйти в некоторой степени за рамки аксиологических оценок: «варвар» — либо плохой, либо хороший друг или враг. В разрабатываемой им «теории договора», основанной на идее всеобщего равенства, варвары представали наравне с греками и римлянами субъектом истории. Это позволило Посидонию включить в реальное географическое и политическое пространство многие этносы (британцев, кельтов, мариандинов и др.). В его работах стереотипные представления о варварах постепенно уступали место нейтральным этнографическим описаниям (Fr. 105, 106, 170, 226, 244—
Эти выводы позволяют по-новому взглянуть на проблему восприятия варваров в античной историографии.
ПРИМЕЧАНИЯ