«Свои» и «чужие» жреческие коллегии в раннем Риме
с.42 Одной из наиболее важных проблем истории древнего мира, без сомнения, является проблема соотношения «своего» и «чужого» в античной и, в частности, в римской культуре. Действительно, взаимодействие древнего Рима с окружающим его миром более чем активно проявлялось в бесчисленном множестве самых различных аспектов — от традиций градостроительства до одежды. При этом, не осталась в стороне и область сакрального, в которой вышеупомянутое взаимодействие нашло вполне отчетливое и яркое выражение.
Как известно, религиозная сфера древнего Рима уже в царскую и раннереспубликанскую эпоху прошла весьма длительный путь в своем развитии — от достаточно примитивных верований сельско-общинного характера до вполне развитой и разветвленной системы культов с антропоморфными божествами, храмами, специально учрежденными жреческими коллегиями и тщательно выверенными церемониями. Несомненно, одной из основных линий в подобном «совершенствовании» римской религии был перманентный процесс заимствования божеств и сакральной практики других племен и народов. Сначала он выражался в слиянии и упорядочении культов составивших Рим общин, а затем — в активном «импорте чужих богов», основанном на динамическом представлении римлян о своем пространстве и сопутствовавшем их постоянной военной экспансии1.
Наиболее ярко подобное втягивание иноземных (прежде всего этрусских и греческих) божеств в римскую сакральную сферу проявлялось в практике evocatio,
По нашему мнению, складывание римской религиозной сферы в интересующем нас аспекте проходило в два основных этапа. На первом, охватывающем практически весь царский период, была в основном сформирована определенная с.43 совокупность так называемых dii indigentes («старожилов») и служивших им жрецов. Это формирование в свою очередь проходило двумя различными путями. Во-первых, в процессе объединения ряда латинских и италийских поселений в римскую civitas одновременно протекало и слияние их разнородных культов, а также постепенное формирование синкретической общеримской религии путем придания отдельным общинным и племенным богам общегородского статуса2. Подобным образом возникли культы Марса, Квирина, Януса, Весты,
Культы Марса и Квирина, божеств-хранителей латинской общины Палатина и сабинской общины Квиринала, изначально, по всей видимости, обслуживались коллективными жречествами, основанными на кровном родстве и в первую очередь осуществлявшими функцию защиты общинной территории от враждебного воздействия внешних сил. К этим древнейшим сообществам священнослужителей, безусловно, относятся fratres Arvales («арвальские братья»), по преданию, возникшие еще при Ромуле, а также salii Palatini (палатинские салии или салии Марса), официально учрежденные Нумой Помпилием (Liv. I. 20. 4; Dion. Hal. II. 70; Plut. Numa. 13) и salii Collini («салии холмов» или салии Квирина), получившие государственный статус в эпоху правления Тулла Гостилия (Dion. Hal. III. 32. 4). Возможно, к этой же группе жречеств можно причислить и луперков, отдельные ритуалы которых, такие, как бег вокруг Палатина, принесение в жертву собаки и
Конечно, все перечисленные выше божества, культы и жречества находят весьма широкие параллели у множества народов древности — от греков до скифов5. Однако, по нашему мнению, на основе этого нельзя делать вывод о том, что они были заимствованы. Судя по всему, подобное сходство могло быть обусловлено лишь сходным уровнем развития раннеримского и прочих архаических обществ, в первую очередь, индоевропейских.
Во-вторых, уже при первых царях Рим вступил в тесный контакт со своими непосредственными соседями — италиками, этрусками и латинами, изначально не входившими в состав римской городской общины. Одним из самых значительных с.44 результатов этого взаимодействия стало пополнение римского пантеона за счет божеств италийских, латинских и этрусских городов. В частности, по предположению У. Фоулера6, культ Юпитера, постепенно вышедший на первое место в сакральной сфере Рима, был заимствован из Альба Лонги, издавна связанной с городом Ромула и покоренной Туллом Гостилием с использованием формулы deditio. Согласно этой формуле, побежденные передавали римскому царю «все божеское и человеческое», в том числе своих богов и их святилища7. По всей видимости, первоначально, еще до покорения альбанцев, функции жреца Юпитера исполнял сам рекс, а затем, в результате так называемой «реформы Нумы» эта священная обязанность перешла к специальному фламину Юпитера — flamen Dialis (Liv. I. 20. 1—
Судя по всему, контакты с италийскими народами привели также к заимствованию у них фециального права: согласно римской традиции, Анк Марций заимствовал его у эквиколов (Liv. I. 32. 5). С этим же процессом было непосредственно связано и учреждение коллегии фециалов, ведавших сакральной стороной международных отношений. Еще более важные последствия для римской сакральной сферы имело взаимодействие с этрусками — народом, несомненно, более цивилизованным, чем первые римляне, в том числе и в области культовой практики. Именно у этрусков, по всей видимости, была заимствована система специализированных жреческих коллегий и приемов гадания, а также строгая регламентация культа8. Как известно, заимствованные приемы угадывания воли богов (divinatio) делились на две основные группы — по небесным знамениям (в том числе и по полету птиц) и по внутренностям жертвенных животных. Первая из этих гадательных систем стала достоянием представителей одного из древнейших жреческих институтов — авгуров, изначально совершавших ритуалы, связанные с плодородием (augurium)9, а при Нуме организованных в специальную коллегию (Cic. De rep. II. 26; Liv. IV. 4. 2). Второй же способ гадания вплоть до своего запрета в
Все божества, вошедшие в римский пантеон на рассмотренном этапе, получили у римлян название dii indigentes. Жрецы же, обслуживавшие их культы (фламины, весталки) находились в подчинении сначала у царя, а затем у коллегии понтификов. Так, например, в функции верховного понтифика (pontifex maximus) входило наказание весталок в случае нарушения ими своей сакральной чистоты (Liv. XXVIII. 11. 6; Dion. Hal. II. 67; Val. Max. I. 1. 6), участие в посвящении фламинов (Cic. Phil. II. 43; Brut. 1; Suet. Cal. 12; Val. Max. VI. 9. 3), а также их назначение (Liv. XXVII. 8. 4—
Второй этап рассматриваемого нами процесса можно условно начать с приобретения последним римским царем Тарквинием Гордым Сивиллиных книг из храма Аполлона в Кумах (Dion. Hal. IV. 62. 5). Здесь вновь проявилась открытость римской сакральной сферы для религиозной практики других народов, на этот раз — греков. Начиная с конца
Известно, что первоначально данная сакральная организация включала всего двух жрецов (duumviri sacris faciundis), занималась лишь толкованием оракулов и была подчинена царю (Dion. Hal. IV. 62). Однако в эпоху Республики она была дважды (в 367 и 81 гг. до н. э.) расширена (до 10 и 15 человек соответственно), приобрела достаточную самостоятельность и значительно увеличила свои функции: из простых предсказателей жрецы по священным делам превратились в подлинных проводников иноземных культов для римского общества. Так, именно их стараниями учреждались пиры, игры, службы в честь Аполлона, Геркулеса, Дианы, Меркурия, Нептуна и т. д., а также сооружались их храмы и изваяния (Liv. V. 13. 6; XXV. 12. 12; XXXVIII. 35. 4 и
Кроме того, согласно консультациям с «сакральной коллегией» в религиозную практику Рима были внедрены и новые формы поклонения богам — supplicatio (торжественная процессия в греческих одеяниях) и lectisternia (пиры в честь богов), очень быстро ставшие весьма популярными. Часто данные церемонии возглавлялись самими жрецами по священным делам (Liv. V. 13. 5; XXV. 12. 13; XXVII. 37. 13).
Таким образом сложилась вторая важная группа римских богов — dii novensides («новоседы»), находившаяся в ведении специальной «сакральной с.46 коллегии», а не традиционных понтификов, однако при этом игравшая весьма значительную роль в религиозной жизни Рима. Кроме того, с 217 г. до н. э. лектистернии стали проводиться и для римских богов, которые постепенно стали отождествляться и ассимилироваться с греческими12, что еще более усилило авторитет жрецов по священным делам.
В то же время, начиная с рубежа III—
Проведенный же обзор показывает, что процесс превращения «чужих» культов и жрецов в «своих» на разных этапах истории Рима протекал в различных формах. Изначально это было принятие итало-этрусских божеств и культовой практики в результате тесных контактов, включавших, помимо всего прочего, обряды evocatio и deditio. Позднее же на первый план вышло заимствование греческих культов, проводившееся, прежде всего, коллегией толкователей Сивиллиных книг. Несмотря на разницу в чертах заимствовавшихся божеств и обрядов, и итало-этрусские, и греческие божества постепенно составили единый синкретический пантеон, а служившие им жреческие коллегии стали функционировать в рамках официальной религиозной системы. Именно данная система к эпохе развитой Республики стала рассматриваться как основа «mos maiorum», противостоящая уже более чужеродным для Рима восточным культам.
Таким образом, даже в религиозной сфере Древнего Рима практически с самого начала ее функционирования очень ярко проявилась одна из самых существенных черт культуры этого государства — «усвоение духовного и практического опыта других народов»13. Через определенное время заимствованные элементы начинали рассматриваться даже как «исконные» и послужили краеугольным камнем в фундаменте римской цивилизации.
ПРИМЕЧАНИЯ