А. П. Медведев

Гелон Геродота: к проблеме соотношения античного нарратива и историко-археологических реалий

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 11. Саратов, 2002. С. 131—140.

с.131 Уже почти три сто­ле­тия для ски­фо­ло­гов важ­ней­шим источ­ни­ком явля­ет­ся «Исто­рия» Геро­до­та. Несмот­ря на впе­чат­ля­ю­щие, а ино­гда про­сто сен­са­ци­он­ные откры­тия архео­ло­гов в скиф­ских кур­га­нах и на горо­ди­щах, нуж­но при­знать, что все же имен­но к Геро­до­ту вос­хо­дит ядро наших зна­ний о ски­фах и их соседях. И это дале­ко не слу­чай­но. Как ни один антич­ный автор Геро­дот при­дал опре­де­лен­ную окрас­ку исто­рии и куль­ту­ре Ски­фии, «создав» яркие лите­ра­тур­ные обра­зы ски­фов и дру­гих наро­дов Юга Восточ­ной Евро­пы1. Имен­но бла­го­да­ря это­му источ­ни­ку ски­фы и их соседи при­об­ре­ли чер­ты этно­гра­фи­че­ской и исто­ри­че­ской реаль­но­сти. Во вся­ком слу­чае, не будь «Скиф­ско­го логоса», наши пред­став­ле­ния об этно­сах Север­но­го При­чер­но­мо­рья, рекон­стру­и­ру­е­мые толь­ко сред­ства­ми архео­ло­гии, навер­ня­ка выгляде­ли бы ина­че и уж, несо­мнен­но, гораздо бед­нее, чем их виде­ли совре­мен­ни­ки-гре­ки.

Разу­ме­ет­ся, при­зна­ние этой заслу­ги не озна­ча­ет, что вся­кое сооб­ще­ние «отца исто­рии» все­гда объ­ек­тив­но, зер­каль­но отра­жа­ло реа­лии скиф­ской жиз­ни. Любое из них может стать науч­ным фак­том лишь после того, как иссле­до­ва­те­ли про­ве­ли его тща­тель­ную исто­ри­че­скую кри­ти­ку. К кон­цу XX в. ста­но­вит­ся все более оче­вид­ной жан­ро­вая спе­ци­фи­ка «Исто­рии» Геро­до­та, поро­див­шая уже в древ­но­сти оцен­ки и спо­ры, не ути­хаю­щие и по сей день2. Она при­об­ре­та­ет осо­бую акту­аль­ность при исполь­зо­ва­нии его труда в каче­стве исто­ри­че­ско­го источ­ни­ка, когда тре­бу­ет­ся мак­си­маль­но учесть сте­пень ее вли­я­ния на харак­тер и каче­ство содер­жа­щей­ся в «Скиф­ском лого­се» исто­ри­ко-этно­гра­фи­че­ской инфор­ма­ции3. Ни у кого из иссле­до­ва­те­лей сей­час не вызы­ва­ет сомне­ний с.132 то обсто­я­тель­ство, что не толь­ко постро­е­ние и содер­жа­ние пер­во­го исто­ри­че­ско­го труда, но и сам прин­цип отбо­ра фак­ти­че­ско­го мате­ри­а­ла у Геро­до­та во мно­гом были обу­слов­ле­ны ины­ми моти­ва­ми (рели­ги­оз­ны­ми, эти­че­ски­ми, эсте­ти­че­ски­ми), неже­ли у совре­мен­ных исто­ри­ков или этно­гра­фов4. Без их уче­та в целом и в каж­дом кон­крет­ном слу­чае в отдель­но­сти вряд ли когда-либо удаст­ся досто­вер­но рекон­струи­ро­вать скиф­скую исто­рию. Мне пред­став­ля­ет­ся, не при­под­няв этой геро­до­то­вой и шире эллин­ской «вуа­ли» с обра­за Ски­фии, мы рис­ку­ем так и не увидеть ее истин­но­го лица. И здесь свое весо­мое сло­во долж­ны ска­зать архео­ло­ги, кото­рые откры­ва­ют и изу­ча­ют совер­шен­но неза­ви­си­мый от антич­ной тра­ди­ции источ­ник — остат­ки реаль­ной мате­ри­аль­ной куль­ту­ры Ски­фии. Одна­ко, как пока­зы­ва­ет опыт оте­че­ст­вен­ной ски­фо­ло­гии, сама про­цеду­ра сопо­став­ле­ния геро­до­то­вых опи­са­ний и мате­ри­аль­ных остат­ков часто реша­ет­ся архео­ло­га­ми доволь­но поверх­ност­но, зача­стую без все­сто­рон­не­го глу­бо­ко­го ана­ли­за и внут­рен­ней кри­ти­ки при­вле­кае­мых источ­ни­ков. Яркий при­мер тому — про­бле­ма лока­ли­за­ции геро­до­то­ва Гело­на и этно­куль­тур­ной при­над­леж­но­сти его оби­та­те­лей.

При опи­са­нии «стра­ны буди­нов» Геро­дот упо­ми­на­ет един­ст­вен­ный в Ски­фии город: «Буди­ны — пле­мя боль­шое и мно­го­чис­лен­ное; все они свет­ло­гла­зые и рыжие. В их обла­сти выстро­ен дере­вян­ный город; назва­ние это­го горо­да Гелон. Дли­на сте­ны с каж­дой сто­ро­ны — 30 ста­ди­ев; она высо­кая и цели­ком из дере­ва; и дома у них дере­вян­ные и хра­мы. Там есть хра­мы эллин­ских богов, укра­шен­ные по-эллин­ски дере­вян­ны­ми ста­ту­я­ми, алта­ря­ми и наоса­ми. И каж­дые три года они устра­и­ва­ют празд­не­ства в честь Дио­ни­са и впа­да­ют в вак­хи­че­ское исступ­ле­ние. Ведь гело­ны в древ­но­сти — это элли­ны, кото­рые поки­ну­ли гава­ни и посе­ли­лись у буди­нов. И гово­рят они на язы­ке отча­сти скиф­ском, отча­сти эллин­ском» (IV. 108)5. Осо­бое вни­ма­ние «отца исто­рии» к это­му горо­ду, види­мо, было обу­слов­ле­но не толь­ко его уни­каль­но­стью, но и совер­шен­но необыч­ным для Ски­фии обра­зом жиз­ни гело­нов, в первую оче­редь — жиз­ни рели­ги­оз­ной. Хоро­шо извест­но, что имен­но рас­сказ об «уди­ви­тель­ном» (θωυμασ­τά) был глав­ной целью его труда (I. 1). Поэто­му, види­мо, с Геро­до­та сле­ду­ет начи­нать жанр антич­ной «тау­ма­тур­гии» — опи­са­ния уди­ви­тель­ных явле­ний, кото­рый пыш­но рас­цве­тет в эпо­ху элли­низ­ма.

Автор исхо­дит из того, что пас­саж Геро­до­та о горо­де Гелоне и его оби­та­те­лях явля­ет­ся орга­ни­че­ской частью не толь­ко «Скиф­ско­го логоса», но и всей его «Исто­рии». Поэто­му он, так или ина­че, дол­жен под­чи­нять­ся общим прин­ци­пам геро­до­то­ва дис­кур­са, харак­тер­ным для все­го его труда, и ана­ли­зи­ро­вать­ся в кон­тек­сте миро­воз­зре­ния и науч­ных инте­ре­сов «отца исто­рии» — обра­зо­ван­но­го и любо­зна­тель­но­го элли­на эпо­хи наи­выс­ше­го взле­та гре­че­ской циви­ли­за­ции. На мой взгляд, такой под­ход поз­во­ля­ет более объ­ек­тив­но и адек­ват­но учесть с.133 реаль­ный гно­сео­ло­ги­че­ский потен­ци­ал ран­них исто­ри­че­ских и этно­гео­гра­фи­че­ских опи­са­ний, к кото­рым в пол­ной мере сле­ду­ет отне­сти и труд Геро­до­та.

Дав­но уста­нов­ле­но, что сте­пень досто­вер­но­сти его рас­ска­зов в первую оче­редь зави­се­ла от харак­те­ра исполь­зо­ван­ных им источ­ни­ков. Их выяв­ле­ние и оцен­ка — один из наи­бо­лее слож­ных, но и пло­до­твор­ных путей к позна­нию еще неиз­ведан­ных смыс­ло­вых глу­бин сочи­не­ния Гали­кар­насца6. Как сей­час надеж­но уста­нов­ле­но, поми­мо очень немно­го­чис­лен­ных сочи­не­ний сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков-лого­гра­фов он исполь­зо­вал три основ­ных источ­ни­ка инфор­ма­ции: ὄψις — лич­ные наблюде­ния, соб­ст­вен­ные впе­чат­ле­ния, то, что он видел соб­ст­вен­ны­ми гла­за­ми; ἀκοῆ — слу­хи, то, что он слы­шал со слов дру­гих; ἱστο­ρίη и γνώ­μη — соб­ст­вен­ные рас­сле­до­ва­ния (рас­спро­сы мест­ных жите­лей) и автор­ские умо­за­клю­че­ния7. Рас­сказ Геро­до­та о горо­де Гелоне, ско­рее все­го, вос­хо­дит к ἀκοῆ или ἱστο­ρίη, но никак не к ὄψις. Во вся­ком слу­чае, он не содер­жит ни пря­мых, ни кос­вен­ных при­зна­ков непо­сред­ст­вен­ной автоп­сии.

Извест­но, что там, где Геро­дот не мог высту­пить в каче­стве оче­вид­ца, он искал тех, кто сам посе­тил эту стра­ну8. Впро­чем, в дру­гом месте Геро­дот сам ука­зал сво­их инфор­ма­то­ров о стране буди­нов и гело­нов, всту­пив с ними в поле­ми­ку: «Элли­ны, одна­ко, и буди­нов назы­ва­ют гело­на­ми, назы­ва­ют непра­виль­но» (IV. 109). В свое вре­мя Я. Хар­мат­та пред­по­ло­жил, что здесь «отец исто­рии» поле­ми­зи­ру­ет с Гека­те­ем Милет­ским, а С. А. Жебелев — с Дио­ни­си­ем Милет­ским9. Одна­ко мне пред­став­ля­ет­ся, что здесь речь идет не о лого­гра­фах, а ско­рее о совре­мен­ни­ках Геро­до­та — воз­мож­но, о тех самых эллин­ских куп­цах, кото­рые совер­ша­ли дале­кие путе­ше­ст­вия из «гава­ни бори­сфе­ни­тов» и дру­гих пон­тий­ских гава­ней в сто­ро­ну При­ура­лья к аргип­пе­ям и иссе­до­нам (IV. 24). Имен­но у них «отец исто­рии» мог раз­уз­нать о досто­при­ме­ча­тель­но­стях дале­ко­го заскиф­ско­го Севе­ро-Восто­ка10. Извест­но, что во вре­ме­на Геро­до­та уст­ная этно­гра­фия была чрез­вы­чай­но раз­ви­та. Да и чисто эллин­ская куль­то­вая тер­ми­но­ло­гия в опи­са­нии свя­тынь Гело­на так­же ука­зы­ва­ет на то, что о них путе­ше­ст­вен­ни­ку, ско­рее все­го, рас­ска­за­ли не ски­фы, а гре­ки, бывав­шие в этом горо­де по тор­го­вым делам.

Из свиде­тель­ства Геро­до­та о Гелоне явст­ву­ет, что город был окру­жен высо­кой дере­вян­ной сте­ной, дли­на кото­рой с каж­дой сто­ро­ны состав­ля­ла 30 ста­ди­ев, то есть поряд­ка 6 км. Иссле­до­ва­те­ли дав­но уже обра­ти­ли вни­ма­ние на исклю­чи­тель­но боль­шие раз­ме­ры это­го горо­да, пери­метр укреп­ле­ний кото­ро­го опре­де­лял­ся в пре­де­лах 22—26 км. До сих пор это сооб­ще­ние явля­лось клю­че­вым в поис­ках с.134 уче­ны­ми архео­ло­ги­че­ско­го экви­ва­лен­та геро­до­то­ву Гело­ну — горо­ди­ща с укреп­ле­ни­я­ми таких раз­ме­ров, кото­рые бы более или менее сов­па­да­ли с ука­зан­ны­ми «отцом исто­рии»11. В конеч­ном ито­ге, имен­но оно сыг­ра­ло опре­де­ля­ю­щую роль в отож­дест­вле­нии геро­до­то­ва Гело­на с Бель­ским горо­ди­щем на Вор­ск­ле12. Дей­ст­ви­тель­но, общая про­тя­жен­ность его внеш­них укреп­ле­ний (25.995 км) ока­за­лась весь­ма близ­ка длине дере­вян­ных стен Гело­на13. К насто­я­ще­му вре­ме­ни, после широ­ко­мас­штаб­ных рас­ко­пок Б. А. Шрам­ко, лока­ли­за­ция Гело­на на Бель­ском горо­ди­ще при­об­ре­ла в нашей нау­ке по суще­ству фор­му акси­о­мы, хотя вре­мя от вре­ме­ни разда­ва­лись вполне обос­но­ван­ные воз­ра­же­ния про­тив нее14. Одна­ко, насколь­ко мне извест­но, никто из иссле­до­ва­те­лей до сих пор не задал­ся целью про­ана­ли­зи­ро­вать сте­пень досто­вер­но­сти само­го геро­до­то­ва свиде­тель­ства, преж­де все­го, в кон­тек­сте его опи­са­ний дру­гих древ­них горо­дов, гораздо луч­ше извест­ных Гали­кар­на­сцу, неже­ли дале­кий заскиф­ский Гелон.

Ана­лиз всей сово­куп­но­сти пря­мых и кос­вен­ных геро­до­то­вых свиде­тельств о раз­ме­рах антич­ных и древ­не­во­сточ­ных горо­дов, содер­жа­щих­ся в «Исто­рии», убеж­да­ет в том, что в ней ни в одном слу­чае не уда­ет­ся най­ти сколь-нибудь близ­ко­го соот­вет­ст­вия при­веден­ных коли­че­ст­вен­ных харак­те­ри­стик с неза­ви­си­мы­ми дан­ны­ми дру­гих источ­ни­ков, преж­де все­го архео­ло­ги­че­ских15. В этом отно­ше­нии весь­ма поучи­тель­но подроб­ное опи­са­ние «отцом исто­рии» само­го зна­ме­ни­то­го и могу­ще­ст­вен­но­го горо­да Азии — Вави­ло­на, недав­но деталь­но про­ана­ли­зи­ро­ван­ное Р. Рол­лин­ге­ром16. «Постро­ен Вави­лон вот как. Лежит он на обшир­ной рав­нине, обра­зуя четы­рех­уголь­ник, каж­дая сто­ро­на кото­ро­го 120 ста­дий дли­ны. Окруж­ность всех четы­рех стен горо­да состав­ля­ет 480 ста­дий…» (I. 178).

Остав­ляя в сто­роне мно­гие досто­вер­ные реа­лии «Вави­лон­ско­го логоса», обра­тим вни­ма­ние на сооб­ще­ние Геро­до­та о раз­ме­рах его укреп­ле­ний. По сло­вам «отца исто­рии», дли­на окруж­но­сти четы­рех стен Вели­ко­го горо­да состав­ля­ла 480 ста­ди­ев, то есть в атти­че­ских ста­ди­ях око­ло 85 км, а в «цар­ских» ста­ди­ях — не менее 95 км!17 Срав­ним эти дан­ные с дли­ной укреп­ле­ний позд­не­го Вави­ло­на в аутен­тич­ных кли­но­пис­ных текстах. Асси­рий­ский царь Ассар­хадон, при­сту­пая к вос­ста­нов­ле­нию с.135 Вави­ло­на в 680 г. до н. э., опи­сы­вал его как квад­рат, окру­жен­ный сте­на­ми, со сто­ро­ной в 30 ашлу (3600 лок­тей). Сле­до­ва­тель­но, пери­метр город­ских стен состав­лял тогда 14400 лок­тей, то есть 7.2 км. Те же раз­ме­ры назы­ва­ет послед­ний вави­лон­ский царь Набо­нид18. По дан­ным архео­ло­гии, в част­но­сти по Р. Коль­де­вею, дли­на стен Вави­ло­на не пре­вы­ша­ла 8.15 км19, а по рас­че­там О. Е. Рав­на — мак­си­мум 12—15 км20. Сопо­став­ле­ние пока­зы­ва­ет, что Геро­дот не менее чем в 8—10 раз пре­уве­ли­чил реаль­ные раз­ме­ры Вави­ло­на!21 Попу­т­но заме­чу, что не менее чем в два раза «отец исто­рии» завы­сил и раз­ме­ры зна­ме­ни­той Вави­лон­ской баш­ни22, вме­сто вось­ми ворот, откры­тых архео­ло­га­ми, назвал сто и т. п. В послед­нем слу­чае Геро­дот, види­мо, сле­до­вал дав­ней поэ­ти­че­ской тра­ди­ции опи­са­ния вели­ких горо­дов, в част­но­сти, «сто­врат­ных Фив» у Гоме­ра (Il. IX. 381—384)23.

На пер­вый взгляд столь гру­бые ошиб­ки кажут­ся уди­ви­тель­ны­ми и непо­нят­ны­ми, ибо досто­вер­но извест­но, что в отли­чие от дале­ко­го и труд­но­до­ступ­но­го для элли­нов Гело­на Геро­дот не толь­ко посе­тил Вави­лон, но даже какое-то вре­мя там про­жи­вал. На это ука­зы­ва­ют мно­го­чис­лен­ные свиде­тель­ства его автоп­сии, кото­рые не вызы­ва­ют сомне­ний у боль­шин­ства совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей24, в том чис­ле, точ­ное опи­са­ние свое­об­раз­ной клад­ки вави­лон­ских стен из сыр­цо­вых кир­пи­чей, скреп­лен­ных биту­мом. Но не сле­ду­ет забы­вать, что Геро­дот (как и любой из его инфор­ма­то­ров) был сыном сво­его вре­ме­ни, носи­те­лем еще «дона­уч­но­го» миро­воз­зре­ния, кото­рое во мно­гом обу­слав­ли­ва­ло иное отно­ше­ние к исто­ри­че­ским памят­ни­ка­ми, исто­ри­че­ским источ­ни­кам и, осо­бен­но, к циф­ро­во­му мате­ри­а­лу, неже­ли у совре­мен­ных уче­ных25. Зача­стую сама по себе точ­ность этих мате­ри­а­лов его мало инте­ре­со­ва­ла. В послед­нее вре­мя это с.136 еще раз дока­за­ли М. В. Скр­жин­ская и Д. С. Раев­ский по мате­ри­а­лам «Скиф­ско­го логоса»26. Разу­ме­ет­ся, сам путе­ше­ст­вен­ник в Вави­лоне каких-либо архи­тек­тур­ных обме­ров не про­из­во­дил, а брал на веру сооб­ще­ния его инфор­ма­то­ров, часто иска­жен­ные при пере­во­де на гре­че­ский язык. Извест­но, напри­мер, что те же жите­ли Вави­ло­на снаб­жа­ли Геро­до­та дале­ко не все­гда досто­вер­ны­ми сведе­ни­я­ми, на что еще раз недав­но обра­тил вни­ма­ние М. А. Дан­да­ма­ев27.

Все это наво­дит на мысль, что дан­ные Геро­до­та о длине стен Гело­на вряд ли могут быть исполь­зо­ва­ны как надеж­ный диа­гно­сти­че­ский при­знак при его иден­ти­фи­ка­ции с тем или иным архео­ло­ги­че­ским памят­ни­ком28. Если же мы при­мем за дока­зан­ное актив­но исполь­зу­е­мое боль­шин­ст­вом иссле­до­ва­те­лей отож­дест­вле­ние Бель­ско­го горо­ди­ща с горо­дом Гело­ном, то тогда это будет, пожа­луй, един­ст­вен­ный слу­чай точ­но­го сов­па­де­ния сведе­ний «отца исто­рии» и дан­ных архео­ло­гии о древ­них горо­дах, что пред­став­ля­ет­ся весь­ма мало­ве­ро­ят­ным.

Здесь умест­но напом­нить, что отож­дест­вле­нию с Гело­ном про­ти­вят­ся и дру­гие при­зна­ки Бель­ско­го горо­ди­ща: его гео­гра­фи­че­ское рас­по­ло­же­ние в Лево­бе­ре­жье Бори­сфе­на-Дне­пра, а не в Лево­бе­ре­жье Танаи­са-Дона, к севе­ру или к севе­ро-восто­ку от «зем­ли сав­ро­ма­тов», если стро­го сле­до­вать тек­сту Геро­до­та29; его непра­виль­но тре­уголь­ная (но не четы­рех­уголь­ная, как в рас­че­тах дли­ны стен Гело­на у Б. А. Гра­ко­ва и Б. А. Шрам­ко) фор­ма; при­над­леж­ность оби­та­те­лей Запад­но­го Бель­ско­го горо­ди­ща к пра­во­бе­реж­ной куль­тур­ной тра­ди­ции, кото­рую совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли могут свя­зы­вать либо со ски­фа­ми-паха­ря­ми, либо с нев­ра­ми, но никак не с гело­на­ми30; нако­нец, ясно опи­сан­ные Геро­до­том хра­мы, ста­туи, алта­ри и даже культ Дио­ни­са, свиде­тель­ст­вом кото­ро­го вряд ли могут быть при­ми­тив­ные гли­ня­ные антро­по­морф­ные фигур­ки, най­ден­ные на этом, как впро­чем, и на мно­гих дру­гих лесо­степ­ных горо­ди­щах31. На мой взгляд, видеть в подоб­ных наход­ках следы куль­та, близ­ко­го дио­ни­сий­ско­му — это тре­бо­вать от источ­ни­ка гораздо боль­ше инфор­ма­ции, чем в нем на самом деле содер­жит­ся.

В то же вре­мя, спе­ци­аль­ный экс­курс об эллин­ских свя­ты­нях и куль­тах в гра­де Гелоне, несо­мнен­но, свиде­тель­ст­ву­ет о том, что «отец исто­рии» при­да­вал им осо­бое зна­че­ние в рас­ска­зе о наро­де гело­нов. Недав­но Ф. Арто обра­тил вни­ма­ние на то, что у Геро­до­та хра­мы, ста­туи, алта­ри и осо­бен­но культ Дио­ни­са слу­жат сво­его рода важ­ней­шим этно­гра­фи­че­ским кри­те­ри­ем гре­ков (gré­ci­té), с.137 отли­чаю­щим их и от егип­тян, от кото­рых элли­ны заим­ст­во­ва­ли свой пан­те­он и куль­ты, и от вар­ва­ров (He­rod. II. 4)32. Дей­ст­ви­тель­но, этой куль­то­вой три­а­ды нет у ски­фов. «У них не при­ня­то воз­дви­гать ни изо­бра­же­ний (ἀγάλ­μα­τα), ни алта­рей (βω­μούς), ни хра­мов (νηούς) нико­му из богов, кро­ме Аре­са» (IV. 59). При­чем, после­дую­щее деталь­ное опи­са­ние Геро­до­том жерт­во­при­но­ше­ния в честь скиф­ско­го бога вой­ны нагляд­но убеж­да­ет чита­те­ля в его прин­ци­пи­аль­ном отли­чии от гре­че­ских свя­ти­лищ (IV. 62). Еще более рази­тель­но раз­ли­ча­лись эти этно­сы по отно­ше­нию к куль­ту Дио­ни­са: если гело­ны ему покло­ня­лись, то ски­фы уби­ли сво­его царя-отступ­ни­ка Ски­ла, совер­шив­ше­го обряд посвя­ще­ния это­му боже­ству (IV. 78—80). В дру­гом месте исто­рик заме­ча­ет, что и у пер­сов не в обы­чае воз­дви­гать хра­мы, ста­туи, алта­ри (I. 131). На этом фоне нали­чие эллин­ской куль­то­вой три­а­ды в Гелоне, не гово­ря уж о регу­ляр­ных вак­хи­че­ских обрядах, может быть поня­то одно­знач­но — с точ­ки зре­ния Геро­до­та, в этом сакраль­ном цен­тре про­жи­ва­ли потом­ки элли­нов33. Поэто­му, может быть, не слу­чай­но для обо­зна­че­ния Гело­на он исполь­зу­ет типич­ный для гре­че­ской поли­ти­че­ской лек­си­ки тер­мин πό­λις, хотя само его опи­са­ние дано в урба­ни­сти­че­ском, а не в поли­ти­че­ском смыс­ле34.

Одно­знач­но отве­тить на вопрос, что скры­ва­ет­ся за пере­чис­лен­ны­ми Геро­до­том эллин­ски­ми эле­мен­та­ми куль­ту­ры Гело­на, сей­час, дума­ет­ся, невоз­мож­но. Может быть, речь идет о еще неиз­вест­ном арха­и­че­ском гре­че­ском эмпо­рии, воз­ник­шем внут­ри вар­вар­ско­го посе­ле­ния, как это поз­же слу­чи­лось с Ели­за­ве­тов­ским горо­ди­щем на Ниж­нем Дону35. Одна­ко не исклю­че­но, что геро­до­тов рас­сказ о горо­де Гелоне и его оби­та­те­лях в конеч­ном ито­ге был пло­дом наив­ной гре­че­ской эти­мо­ло­гии по прин­ци­пу созву­чия этно­ни­мов Ἕλ­λη­νες и Γε­λωνοί, на что уже дав­но обра­ща­лось вни­ма­ние36. Для Геро­до­та, как, впро­чем, и для дру­гих антич­ных авто­ров (или их инфор­ма­то­ров), извле­че­ние инфор­ма­ции из этно­ни­ма — дело обыч­ное. Для того, чтобы убедить­ся в этом, доста­точ­но вспом­нить его харак­те­ри­сти­ки анд­ро­фа­гов (IV. 106) и мелан­х­ле­нов (IV. 107). По суще­ству они не содер­жат с.138 ниче­го из того, чего не было бы уже a prio­ri в этих псев­до­эт­но­ни­мах37. Ско­рее все­го, и геро­до­то­ва харак­те­ри­сти­ка буди­нов как коче­во­го наро­да так­же была обу­слов­ле­на созву­чи­ем это­го этно­ни­ма с гре­че­ски­ми сло­ва­ми βοῦς — «бык» и δι­νεύειν — «кру­жить­ся», «ски­тать­ся», на что поз­же обра­тил вни­ма­ние живой носи­тель эллин­ской речи лек­си­ко­граф Сте­фан Визан­тий­ский. В его «Этни­ке» отме­ча­ет­ся, что буди­ны — скиф­ское пле­мя, назы­вае­мое так пото­му, что кочу­ют на теле­гах, вле­ко­мых быка­ми (Steph. Byz. Eth­nic. s. v. βου­δῖ­νοι). Не так дав­но В. И. Аба­ев, воз­мож­но, выявил еще один яркий образ­чик адап­та­ции Геро­до­том (или его инфор­ма­то­ра­ми) мест­но­го иран­ско­го этни­ко­на gauwar­ga в гре­че­ских γεωρ­γοί38. Подоб­ным путем и тузем­ные гело­ны вполне мог­ли пре­вра­тить­ся в потом­ков элли­нов со все­ми при­су­щи­ми им этно­куль­тур­ны­ми атри­бу­та­ми. Без­услов­но, их отож­дест­вле­нию спо­соб­ст­во­ва­ла широ­кая попу­ляр­ность име­ни «Гелон» сре­ди гре­ков: Гелон — эпо­ним сици­лий­ско­го горо­да Гелы; Гелон — сын Дей­но­ме­на, тиран Гелы; Гелон — спар­та­нец, победи­тель на 44-х Олим­пий­ских играх; Гелон — леон­ти­нец, посла­нец в Афи­ны в 433/432 гг. до н. э.; Гелон — сын сира­куз­ско­го тира­на Гиеро­на II; Гелон — эпи­риот, сопер­ник царя Пир­ра и др39.

При таком под­хо­де к источ­ни­ку ста­но­вят­ся во мно­гом понят­ны­ми и дру­гие куль­тур­но-быто­вые харак­те­ри­сти­ки гело­нов, в том чис­ле их заня­тия не толь­ко зем­леде­ли­ем, но и садо­вод­ст­вом, и даже совсем уж необыч­ный для Ски­фии урба­низм. Напом­ню, что с точ­ки зре­ния элли­нов, все это — непре­мен­ные при­зна­ки нор­маль­но­го, «циви­ли­зо­ван­но­го» обра­за жиз­ни. Поэто­му искать им пря­мые архео­ло­ги­че­ские соот­вет­ст­вия в ски­фо­ид­ных лесо­степ­ных куль­ту­рах — дело увле­ка­тель­ное, но, как кажет­ся, мало­пер­спек­тив­ное. Если мы обра­тим­ся к весь­ма немно­го­чис­лен­ной, осо­бен­но по отно­ше­нию к вскры­той пло­ща­ди (более 50 тыс. кв. м.), груп­пе бель­ских нахо­док гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния, то убедим­ся, что все они, вклю­чая и слу­чай­но най­ден­ные перст­ни, не выхо­дят за рам­ки обыч­но­го антич­но­го импор­та40. Во вся­ком слу­чае, здесь до сих пор не най­де­но бес­спор­ных свиде­тельств про­жи­ва­ния на Бель­ском горо­ди­ще насе­ле­ния с при­зна­ка­ми эллин­ской куль­тур­ной тра­ди­ции. Сре­ди немно­го­чис­лен­ной серии бель­ских граф­фи­ти нет ни одной читае­мой гре­че­ской над­пи­си. Поэто­му и эта кате­го­рия нахо­док вряд ли пока может свиде­тель­ст­во­вать, что жите­ли Бель­ско­го горо­ди­ща не толь­ко гово­ри­ли по-эллин­ски, но и уме­ли читать и писать41.

В целом, сопо­став­ле­ние обра­за геро­до­то­ва Гело­на с куль­тур­ным обли­ком хоро­шо изу­чен­но­го к насто­я­ще­му вре­ме­ни Бель­ско­го горо­ди­ща свиде­тель­ст­ву­ет о том, что меж­ду ними гораздо боль­ше раз­ли­чий, чем сход­ства. В то же вре­мя, вряд ли кто из совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей смо­жет ука­зать какое-либо иное с.139 горо­ди­ще к севе­ру от Степ­ной Ски­фии, где были бы откры­ты свиде­тель­ства, соот­вет­ст­ву­ю­щие геро­до­то­ву Гело­ну. Я ни в коей мере не хочу утвер­ждать, что послед­ний цели­ком явля­ет­ся пло­дом лите­ра­тур­ной фан­та­зии Геро­до­та или его инфор­ма­то­ров. Но, види­мо, рас­сказ о нем дошел до «отца исто­рии» в столь иска­жен­ном виде, что опо­знать в нем какие-либо реа­лии сей­час не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, прав­да, если речь не идет о еще неиз­вест­ном нау­ке арха­и­че­ском гре­че­ском эмпо­рии в глу­бине Ски­фии42. Так что, может быть, Гелон еще ждет сво­его откры­тия.

К инфор­ма­ции, полу­чен­ной путем ἱστο­ρίη и γνώ­μη, ско­рее все­го, отно­сит­ся и геро­до­то­во заклю­че­ние о язы­ке гело­нов: «И гово­рят они на язы­ке отча­сти скиф­ском, отча­сти эллин­ском» (IV. 108). Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что здесь «отец исто­рии» про­сто попы­тал­ся рацио­наль­но согла­со­вать две раз­лич­ные вер­сии про­ис­хож­де­ния гело­нов:

  1. Рас­смот­рен­ный выше рас­сказ о гело­нах как потом­ках элли­нов (IV. 108);
  2. «Пон­тий­скую» леген­ду о про­ис­хож­де­нии ски­фов и их соседей (IV. 8—10). Из послед­ней явст­ву­ет, что гело­ны явля­лись потом­ка­ми мифи­че­ско­го пра­ро­ди­те­ля Гело­на — одно­го из стар­ших бра­тьев Ски­фа (эпо­ни­ма ски­фов). Не вда­ва­ясь сей­час в слож­ный вопрос о при­над­леж­но­сти этой леген­ды ски­фам43, гре­кам44 или гело­нам45, обра­тим вни­ма­ние на глав­ное — эта леген­да, вопре­ки сооб­ще­нию Геро­до­та (IV. 108), пря­мо утвер­жда­ла кров­ное род­ство гело­нов со ски­фа­ми. Может быть, здесь и сле­ду­ет искать исто­ки Геро­до­то­ва заклю­че­ния о дву­язы­чии гело­нов. Весь­ма при­ме­ча­тель­но, что вто­рая вер­сия полу­чи­ла даль­ней­шее раз­ви­тие в антич­ной тра­ди­ции начи­ная с Ари­сто­те­ля, кото­рый сооб­ща­ет сле­дую­щее: «У ски­фов, назы­вае­мых гело­на­ми, водит­ся ред­кое живот­ное, кото­рое назы­ва­ет­ся таран­дром» (Arist. De mir. ausc. 30). Во вся­ком слу­чае, на зна­ме­ни­том сереб­ря­ном сосуде из Частых кур­га­нов, где, ско­рее все­го, запе­чат­ле­на пон­тий­ская леген­да о про­ис­хож­де­нии ски­фов, не толь­ко пра­ро­ди­тель послед­них, но и его стар­шие бра­тья — герои-эпо­ни­мы гело­нов и ага­фир­сов, оде­ты как типич­ные вар­ва­ры-ски­фы46.

Под­ведем основ­ные ито­ги наше­го ана­ли­за:

  1. сопо­став­ле­ние геро­до­то­ва «обра­за Гело­на» и совре­мен­ных архео­ло­ги­че­ских дан­ных о Бель­ском горо­ди­ще ско­рее застав­ля­ет усо­мнить­ся в их тож­де­стве, чем при­знать послед­нее;

    с.140

  2. опи­са­ние «отцом исто­рии» куль­то­вых соору­же­ний и рели­ги­оз­ных обрядов гело­нов свиде­тель­ст­ву­ет о том, что с его точ­ки зре­ния послед­ние были потом­ка­ми элли­нов;
  3. сооб­ще­ние Геро­до­та о дву­язы­чии гело­нов, может быть, явля­ет­ся еще одним свиде­тель­ст­вом его «редак­тор­ской» работы с раз­лич­ны­ми по про­ис­хож­де­нию источ­ни­ка­ми.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Скр­жин­ская М. В. Ски­фия гла­за­ми элли­нов. СПб., 1998. С. 5. К сожа­ле­нию, в этой пре­крас­ной кни­ге по неяс­ной при­чине опу­щен геро­до­тов пас­саж о Гелоне и его раз­ме­рах.
  • 2Неми­ров­ский А. И. У исто­ков исто­ри­че­ской мыс­ли. Воро­неж, 1979. С. 36.
  • 3Леле­ков Л. А., Раев­ский Д. С. Скиф­ский рас­сказ Геро­до­та: фольк­лор­ные эле­мен­ты и исто­ри­че­ская инфор­ма­тив­ность // НАА. 1979. № 6. С. 68—69.
  • 4Barth H. Bewer­tung und Auswahl des Stof­fes durch He­ro­dot // Klio. 1968. 3(50). S. 95—110.
  • 5Здесь текст «Исто­рии» при­во­дит­ся в луч­шем оте­че­ст­вен­ном пере­во­де И. А. Шишо­вой по изда­нию: Дова­тур А. И., Кал­ли­стов Д. П., Шишо­ва И. А. Наро­ды нашей стра­ны в «Исто­рии» Геро­до­та. М., 1982.
  • 6Скр­жин­ская М. В. Древ­не­гре­че­ский фольк­лор и лите­ра­ту­ра о Север­ном При­чер­но­мо­рье. Киев, 1991. С. 83.
  • 7Jako­by F. He­ro­do­tos // PW RE. Suppl. II. Coll. 431—434; Лурье С. Я. Геро­дот. Л., 1947. С. 118—120; Жебелев С. А. Скиф­ский рас­сказ Геро­до­та // Север­ное При­чер­но­мо­рье. М.; Л., 1953. С. 311—314, 327; Бору­хо­вич В. Г. Науч­ное и лите­ра­тур­ное зна­че­ние труда Геро­до­та // Геро­дот. Исто­рия в девя­ти кни­гах. Л., 1972. С. 483; Дова­тур А. И. и др. Указ. соч. С. 9.
  • 8Дова­тур А. И. и др. Указ. соч. С. 222.
  • 9Har­mat­ta J. Quel­lenstu­dien zu der Sky­thi­ka des He­ro­dot. Bu­da­pest, 1941. S. 39; Жебелев С. А. Указ. соч. С. 345.
  • 10Мед­ведев А. П. Оль­вий­ские тор­го­вые пути и сте­пень досто­вер­но­сти этно­гео­гра­фи­че­ской инфор­ма­ции Геро­до­та // Архео­логія. 1997. № 4. С. 24—29.
  • 11Sčer­ba­kivskiy V. La si­tua­tion géog­ra­phi­que de la vil­le de Gè­lo­ne d’Hé­ro­do­te // Bib­lio­te­ka Pre­his­to­ryczna. Poz­nan, 1930. T. 1. P. 265—286; Арта­мо­нов М. И. Этно­гео­гра­фия Ски­фии // Учен. зап. ЛГУ. 1949. № 85. Сер. истор. наук. Вып. 13. С. 162; Фаб­риціус І. В. До питан­ня про топо­графізацію пле­мен Скіфіі // Архео­логія. 1951. Віп. 5. С. 50—80.
  • 12Гра­ков Б. Н. Ски­фы. М., 1971. С. 163; Шрам­ко Б. А. Кре­пость скиф­ской эпо­хи у с. Бельск — город Гелон // Скиф­ский мир. Киев, 1975. С. 94—132; его же. Бель­ское горо­ди­ще скиф­ской эпо­хи (город Гелон). Киев, 1987. С. 10; Рыба­ков Б. А. Геро­до­то­ва Ски­фия. М., 1979. С. 153—154; Мурзін В., Рол­ле Р., Супру­нен­ко О. Більске горо­ди­ще. Київ; Пол­та­ва, 1999. С. 70—77.
  • 13Шрам­ко Б. А. Бель­ское горо­ди­ще. С. 32.
  • 14Либе­ров П. Д. Про­бле­ма буди­нов и гело­нов в све­те новых архео­ло­ги­че­ских дан­ных // МИА. 1969. № 151. С. 22—26; Ильин­ская В. А. Мог­ло ли Бель­ское горо­ди­ще быть геро­до­то­вым Гело­ном // Ски­фы и сар­ма­ты. Киев, 1977. С. 73—95; Ней­хард А. А. Скиф­ский рас­сказ Геро­до­та в оте­че­ст­вен­ной исто­рио­гра­фии. Л., 1982. С. 126—131.
  • 15Мед­ведев А. П. О сте­пе­ни досто­вер­но­сти геро­до­то­вых опи­са­ний древ­них горо­дов // Антич­ная циви­ли­за­ция и вар­вар­ский мир. Ново­чер­касск, 1994. С. 4—5.
  • 16Rol­lin­ger R. He­ro­dots Ba­by­lo­ni­scher Lo­gos. Innsbruck, 1993.
  • 17Ravn O. E. He­ro­dots beskri­vel­se af Ba­by­lon. Køben­ha­ven, 1939. S. 97.
  • 18Беляв­ский В. А. Вави­лон леген­дар­ный и Вави­лон исто­ри­че­ский. М., 1971. С. 156—157.
  • 19Kol­dewey R. Das wie­de­rerste­hen­de Ba­by­lon. Leip­zig, 1925; Wet­zel F. Die Stadtmauern von Ba­by­lon // WVDOG. 48. Leip­zig, 1930.
  • 20Ravn O. E. Op. cit. P. 97.
  • 21Почти так­же силь­но пре­уве­ли­чи­ва­ли раз­ме­ры Вави­ло­на и дру­гие антич­ные авто­ры: у Кте­сия дли­на его стен опре­де­ле­на в 360 ста­дий, у Кли­тар­ха — в 365 (Diod. I. I. 7); по Кур­цию Руфу (V. 4) и Стра­бо­ну (XVI. 5. 1) — соот­вет­ст­вен­но в 365 и 385 ста­дий. Даже вели­кий Ари­сто­тель при­во­дит анек­до­ти­че­ский рас­сказ о пора­зи­тель­ных раз­ме­рах Вави­ло­на: «уже три дня про­шло, как Вави­лон был взят [Киром], а часть жите­лей горо­да ниче­го об этом не зна­ла» (Po­lit. III. 1. 12 (1276a)).
  • 22Ллойд С. Архео­ло­гия Месо­пота­мии. М., 1984. С. 84—87; Клен­гель-Брандт Э. Вави­лон­ская баш­ня. М., 1991. С. 234—239.
  • 23Bur­kert W. Das hun­dertto­ri­ge The­ben und die Da­tie­rung des Ilias // WS. 1976. № 89. S. 1—21.
  • 24Sche­pens G. L. L’autop­sie dans la mé­to­de des his­to­riens grecs du V-e sièc­le avant J. C. Brus­se­les, 1980. P. 56—62; Лурье С. Я. Геро­дот. М.; Л., 1947. С. 15. Иное мне­ние недав­но выска­зал Р. Рол­лин­гер, кото­рый счи­та­ет, что сам Геро­дот Вави­ло­на не видел, а пере­дал лишь ходя­чие пред­став­ле­ния элли­нов о необыч­но боль­ших раз­ме­рах и пра­виль­ной гео­мет­ри­че­ской пла­ни­ров­ке вели­ких горо­дов Восто­ка. См.: Rol­lin­ger R. Op. cit. S. 183 u. folg.
  • 25Barth H. Op. cit. S. 95—110; Strass­bur­ger H. He­ro­dots Zeit­rech­nung // He­ro­dot. Eine Auswahl aus der neue­ren Forschun­gen. Hrgb. von W. Marg. Darmstadt, 1982. S. 688—736; Feh­ling D. Die Qul­le­nan­ga­ben bei He­ro­dot. Stu­dien zur Er­zählkunst He­ro­dots. Ber­lin; New-York, 1971. S. 154—167; Har­tog F. Le mi­roir d’Hé­ro­do­te. Pa­ris, 1980; Скр­жин­ская М. В. Ски­фия гла­за­ми элли­нов. С. 83—86.
  • 26Скр­жин­ская М. В. О сте­пе­ни досто­вер­но­сти чис­ло­вых дан­ных в скиф­ском рас­ска­зе Геро­до­та // ВДИ. 1989. № 4. С. 79—91; Раев­ский Д. С. К тол­ко­ва­нию чис­ло­вых дан­ных в древ­них исто­ри­че­ских свиде­тель­ствах // ЖС. 1997. № 3. С. 18—20.
  • 27Дан­да­ма­ев М. А. Импер­ская идео­ло­гия и част­ная жизнь в Ахе­ме­нид­ской дер­жа­ве // ВДИ. 1998. № 4. С. 51.
  • 28Неко­то­рые совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли весь­ма насто­ро­жен­но отно­сят­ся к часто­му употреб­ле­нию «отцом исто­рии» круг­лых чисел, в част­но­сти чис­ла 30, вклю­чая его в кате­го­рию «Mär­chen­zahl» (см.: Feh­ling D. Op. cit. S. 158).
  • 29Мед­ведев А. П. Указ. соч. С. 24—29.
  • 30Ильин­ская В. А. Указ. соч. С. 77.
  • 31Шрам­ко Б. А. Куль­то­вые скульп­ту­ры Гело­на // Архео­ло­ги­че­ские памят­ник Юго-Восто­ка Евро­пы. Курск, 1985. С. 10—13; его же. Ком­плекс гли­ня­ных скульп­тур Бель­ско­го горо­ди­ща // Більсь­ке горо­ди­ще в кон­тексті вив­чен­ня пам’яток ран­ньо­го залізно­го віку Євро­пи. Пол­та­ва, 1996. С. 67, 87.
  • 32Har­tog F. Op. cit. P. 97, 189. Имен­но на эти отли­чия элли­нов обра­ти­ли вни­ма­ние афи­няне в отве­те послан­ни­ку Ксерк­са, македон­ско­му царю Алек­сан­дру — поми­мо кров­но­го и язы­ко­во­го род­ства элли­нам свой­ст­вен­ны общие свя­ти­ли­ща богов и жерт­во­при­но­ше­ния на празд­не­ствах (VII. 144). Ср.: Bur­kert W. He­ro­dot als His­to­ri­ker frem­der Re­li­gio­nen // Hé­ro­do­te et les peup­les non grecs. Ge­nè­ve, 1990. S. 20—21.
  • 33Rei­chardt C. Lan­des­kun­de von Sky­thien nach He­ro­dot. Diss. Hal­le, 1889; Бла­ват­ская Т. В. Изве­стия Геро­до­та о будин­ском гра­де Гелоне и его оби­та­те­лях // СА. 1986. № 4. С. 24; Руся­е­ва А. С. Пон­тий­ская леген­да о Герак­ле: вымы­сел и реаль­ность // Духов­ная куль­ту­ра древ­них обществ на терри­то­рии Укра­и­ны. Киев, 1991. С. 112.
  • 34Powell J. E. A Le­xi­kon to He­ro­do­tus. Hil­des­heim, 1966. P. 312; Han­sen M. N. ΠΟΜΑΧΩΣ ΠΟΛΙΣ ΛΕΓΕΤΑΙ (Arist. Pol. 1276a. 23) // Intro­duc­tion to an In­ven­to­ry of Po­leis. Acts of the Co­pen­ha­gen Po­lis Centre. Co­pen­ha­gen, 1996. Vol. 3. P. 7—72.
  • 35Мар­чен­ко К. К. Бос­пор­ские посе­ле­ния на терри­то­рии Ели­за­ве­тов­ско­го горо­ди­ща на Дону // ВДИ. 1990. № 1.
  • 36Шафа­рик П. И. Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 1848. Т. I, 1. С. 318; Маронь­ский С. Гело­ны Геро­до­та — не прус­ско-литов­ский народ // Семен­ко­вич В. Н. Гело­ны и морд­ва. М., 1913. С. 158; Minns E. N. Scy­thians and Greeks. Cambrid­ge, 1913. P. 105.
  • 37Жебелев С. А. Указ. соч. С. 342; Стри­жак О. С. Етнонімія Геро­до­то­вої Скіфії. Київ, 1989. С. 45.
  • 38Аба­ев В. И. Геро­до­тов­ские sku­thai geor­goi // ВЯ. 1981. № 2. С. 75—76. Подроб­нее об этом спо­со­бе полу­че­ния этно­гра­фи­че­ской инфор­ма­ции у Геро­до­та см.: Мед­ведев А. П. Ран­ний желез­ный век лесо­степ­но­го Подо­нья. М., 1999. С. 140—141.
  • 39PW RE. Bd. 7. Stuttgart, 1912. Coll. 1006—1017; Leg­rand Ph.-E. He­ro­do­te. In­dex ana­lithi­que. Pa­ris, 1954. P. 22.
  • 40Шрам­ко Б. А. Указ. соч. С. 122—126, 161—162. Рис. 60; 74.
  • 41Шрам­ко Б. А. Указ. соч. С. 126. Рис. 61.
  • 42Ско­рее все­го Геро­дот не запи­сы­вал рас­ска­зов сво­их инфор­ма­то­ров подоб­но совре­мен­ным этно­гра­фам, а усва­и­вал их, слу­шая раз­лич­ные рас­ска­зы гре­ков, искал све­ду­щих людей, когда ему было что-то неяс­но, и созда­вал, как вся­кий рас­сказ­чик, свой соб­ст­вен­ный вари­ант новел­лы.
  • 43См.: Скр­жин­ская М. В. Древ­не­гре­че­ский фольк­лор… С. 72.
  • 44Aly W. Volksmär­chen. Sa­ge und No­vel­le bei He­ro­dot und sei­nen Zeit­ge­nos­sen. Göt­tin­gen, 1921. S. 93—94; Раев­ский Д. С. Очер­ки идео­ло­гии ски­фо-сак­ских пле­мен. М., 1977. С. 32—36.
  • 45Скр­жин­ская М. В. Указ. соч. С. 20; Руся­е­ва А. С. Указ. соч. С. 98—110; Бла­ват­ская Т. В. Указ. соч. С. 23.
  • 46Раев­ский Д. С. Указ. соч. С. 30—33.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1341658575 1303222561 1351691605 1351692079 1351787866