Легенда о египетской царевне Нитетис (Hdt. III. 1—2; Athen. XIII. 560d—f) в политико-историческом контексте VI в. до н. э.
с.33 Сведения античных авторов о персидском завоевании Египта 525 г. до н. э. можно разделить на две группы, резко противоположные по своей тенденции. Первая из них, по сути дела, непосредственно примыкает к магистральной для античных авторов благожелательной традиции о фараоне Амасисе (Яхмосе II), который представлен в ней как человек незнатного происхождения, собственными усилиями и хитроумием достигший наивысшего в Египте положения и даже на его высоте сохранивший склонность к простым развлечениям и грубоватому юмору (Hdt. II. 162—
В отличие от этих свидетельств, вторая группа сведений о завоевании персами Египта, которую можно назвать «проперсидской», несмотря на свою нетривиальность, привлекала значительно меньше внимания. К ней можно отнести в том числе и сообщение Геродота о собственной вине Псамменита, замыслившего мятеж против оказавших ему почести персов, в своей смерти (III. 15); однако центральное место в ней, без сомнения, занимает легенда о царевне Нитетис (Νίτητις — вероятно, от егип.
Эта легенда известна в двух версиях. Согласно одной из них, Камбис обратился к фараону Амасису с просьбой выдать за него свою дочь. Не желая делать собственную дочь, без сомнения, не главной женой, а наложницей перса, Амасис прислал ему дочь Априя, единственную уцелевшую из его семьи. Спустя некоторое время обман открылся, и Камбис воспылал желанием покарать обманщика, что стало причиной его похода на Египет. Геродот (III. 1) четко привязывает этот с.35 рассказ к персидским источникам, и такое его происхождение подтверждается наличием аналогичного сообщения в труде долгое время находившегося при персидском дворе Ктесия Книдского (FGrH. 688. F. 13a = Athen. XIII. 560d—
Вторая версия отличается от первой только тем, что Нитетис оказывается в ней женой Кира II, но при этом матерью Камбиса, который берет на себя отмщение за нее и за ее родичей (III. 2—
Среди исследователей, уделивших некоторое (очень незначительное) внимание данной легенде, не сложилось единого мнения о ее первоисточнике. В целом они склонялись ко взгляду, что эта легенда сложилась в Азии, однако в качестве ее «авторов» называли разные народы — от персов до обитателей Малой Азии6. Между тем определить первоисточник легенды о Нитетис с весьма высокой точностью, на наш взгляд, позволяют следующие наблюдения и умозаключения в связи с ее содержанием.
Во-первых, достаточно очевидно, что идеологическая задача легенды о Нитетис состояла в легитимации власти персидского царя над Египтом. Между тем трудно допустить, чтобы потребность в этом испытывалась самими персами. Хотя временно (до царствования Ксеркса) и по сути дела чисто формально они и придали наиболее древним из покоренных ими государств — Вавилонии и Египту — особый статус «царств личной унии» в составе державы Ахеменидов (достаточно престижный и для самих представителей этого дома)7, но решающим обоснованием для всех завоеваний персов в их собственных понятиях была их военно-политическая целесообразность, а не идеологические конструкты8.
с.36 В то же время легенда о Нитетис имеет четкий, совершенно сходный по своей структуре и, судя по всему, по задачам аналог в собственно египетской (хотя и зафиксированной в грекоязычном «Романе об Александре») традиции — фикцию рождения Александра Великого от близости Олимпиады и последнего фараона XXX династии Нектанеба II (PsCall. A. I. 1—
Равным образом, известно и нежелание правителей Египта допускать браки царевен за его пределами, очевидно, по тем же династическим соображениям. Помимо сопротивления египетской элиты матримониальным планам Анхесенпаамон, здесь нужно упомянуть и известное письмо царя касситской Вавилонии Кадашман-Эллиля I Аменхотепу III (EA 4). В ответ на отказ фараона выдать за него свою дочь касситский царь просил прислать ему хотя бы простую египтянку, которую он мог бы объявить царевной, но и в этом получил в итоге отказ12. Таким образом, нежелание Амасиса исполнять требование персидского царя имеет мотивацию, глубоко укорененную именно в египетской династической практике.
Само изложение поступка Амасиса в известных версиях легенды о Нитетис представляется измененным по сравнению с его наиболее вероятным исходным вариантом. В нем, скорее всего, было четко оговорено, что Амасис вознамерился формально исполнить желание персидского царя получить в жены египетскую царевну и послать ему действительно царскую дочь, только не свою и, стало быть, по его мысли, с.37 не передающую ее мужу никаких прав на египетский престол13. Поэтому данный замысел выглядит как типичный для традиции об Амасисе (как мы видели, египетской в своей основе) случай проявления им своего хитроумия. В то же время, в отличие от магистральной традиции об Амасисе, рассказ об этом эпизоде начисто лишен симпатии к нему, которая всецело обращается на Нитетис, и проникнут явным — и немалым — злорадством по поводу провала этой хитрости. Наконец, совершенно понятно, что легитимация Камбиса как правителя Египта при помощи фикции его брака с Нитетис либо происхождения от нее была возможна только с точки зрения той части египетской элиты, которая была готова приветствовать персидское завоевание, исходя из одной его направленности против Амасиса. Из легенды о Нитетис легко заключить, что ее вдохновители не просто относились к Амасису крайне враждебно, но и видели в нем узурпатора, а последнего законного царя Верхнего и Нижнего Египта — в отце Нитетис Априи, который был Амасисом низложен. Таким образом, совокупность собранных нами наблюдений приводит к мысли о несомненно египетском происхождении легенды о Нитетис и, более того, четко привязывает его к партии сторонников Априя, как видно, сохранившей определенные позиции в Египте вплоть до персидского завоевания.
с.38 Последнее заключение подкрепляется еще двумя моментами, уже не имеющими отношения к античной традиции. Во-первых, признание Априя последним до персидского завоевания легитимным царем Верхнего и Нижнего Египта может предполагаться некоторыми датировками по годам правления Камбиса в качестве такового, которые отсчитывались от 530 г. до н. э., т. е. от времени его воцарения в Персии еще до захвата Египта (в частности, датировкой
Вместе с тем, наши наблюдения и построения не дали пока ответа на весьма существенный вопрос: была ли легенда о Нитетис рассчитана на то, чтобы стать серьезным идеологическим конструктом и занять место в официальном обосновании власти Камбиса над Египтом? На наш взгляд, ответ на подобный вопрос в связи с данной легендой, как и с более поздней фикцией рождения Александра Великого от Нектанеба II, может быть только отрицательным. Ни при Камбисе, ни при Александре Великом мы не видим ни единого прямого свидетельства этих легенд в египетских памятниках их времени; более того, в них мы как раз обнаруживаем несовместимое с такими легендами признание сакральной легитимности соответственно Амасиса и Псамметиха III (см. прим. 14 и опять же биографию Уджахорреснета, стк. 9—
Наконец, последний момент, на котором стоит остановиться, — это различие между египетской версией легенды о Нитетис и ее персидским «изводом», состоящее в признании египетской царевны матерью либо супругой Камбиса. Оно легко объяснимо, если принять во внимание некоторые моменты, которые не могли быть обойдены в ходе усвоения данной фикции соответственно в египетской и персидской среде. Для египтян было естественно отнести пресловутый персидский брак Нитетис к тому времени, когда, согласно их исторической памяти и по логике вещей, он мог бы иметь место в действительности. Прежде всего, в расчет здесь должен был быть принят возможный возраст Нитетис как «невесты на выданье», привлекательной для персидского царя не только своим династическим статусом, исходя из того, что ее отец правил с 589 по 570 г. до н. э., а его борьба с Амасисом продолжалась до 567 г.; соответственно, Амасис мог отослать Нитетис в Персию лишь после своей победы над Априем, а ближайшим к этому времени персидским государем — создателем мировой державы был, разумеется, не Камбис, а его отец Кир II. Следовательно, он и был введен в легенду как претендент на руку Нитетис, которая в таком случае должна была оказаться матерью его сына Камбиса; характерным образом, и поход на Египет в этой версии становится для Камбиса отмщением Амасису за гибель родичей Нитетис и ее унижения при персидском дворе. В то же время существенной для персов неувязкой было противоречие этой легенды двум общеизвестным фактам: рождению Камбиса от брака Кира с его соплеменницей Кассанданой, а не египтянкой (на что обращал внимание при изложении сюжета о Нитетис и Геродот: III. 2) и тому, что около сер. VI в. до н. э., при Кире, отношения с.41 с Египтом еще не успели стать злобой дня персидской внешней политики. Соответственно, в персидском восприятии Нитетис могла занять место только супруги Камбиса, но никоим образом не его матери; поход же против Амасиса, опять же, вполне понятно для персов, приобретает смысл наказания обманщика, сделавшего ничтожным предложенный им Камбисом династический союз (см. данное различие между двумя версиями прежде всего в изложении Геродота). То, что, воспринимая таким образом данную династическую фикцию, персы не придали какого-либо значения анахронизмам, возникающим при ее соотнесении с внутриполитической историей Египта24, вряд ли должно вызвать удивление.
Ivan A. Ladynin (Moscow).
The legend about the Egyptian princess Nitetis (Hdt. III. 1—2; Athen. XIII. 560d—f) in the political and historical context of the VI B. C. E.
The Classical traditional interpretation of the conquest of Egypt by Cambyses (525
ПРИМЕЧАНИЯ