Неофициальная дипломатия Персии по отношению к грекам и роль персидского золота в греко-персидских межгосударственных отношениях*
с.66 В современной историографии можно выделить несколько теоретических подходов к рассмотрению греко-персидских межгосударственных отношений, которые, в свою очередь, зависят от того, с какой перспективы, персидской или же греческой, авторы высказывают свои суждения по вопросу. Однако, как антиковеды, так и востоковеды сходятся в признании факта, что греко-персидские взаимоотношения наглядно характеризуют в действии политику «равновесия сил» в античном мире (хотя часто признается отсутствие у греков международной политической теории). Неслучайно основное внимание персидскому фактору в межполисных отношениях отводит в своем докладе Пьеро Тревес на XIII конгрессе исторических наук в Москве1.
Однако, даже в случае исследований, проводимых востоковедами, основные источники по политическим взаимоотношениям греков и персов, как известно, греческие. Поэтому, получается парадоксальная ситуация: мы знаем о том, как персы воспринимали греков со слов самих же греков2.
Наконец, существуют работы, стремящиеся объединить два этих подхода и рассматривать греко-персидские отношения, комбинируя сведения грекоязычных авторов с данными документов восточного происхождения. Такой подход может быть оправдан при исследовании социокультурного взаимодействия греческого мира и Ахеменидской империи, но при обращении к межгосударственным отношениям он хотя и интересен, но малорезультативен3.
Неофициальные дипломатические миссии, в частности, организованные персидской стороной, были специально рассмотрены лишь единожды — в небольшой работе Д. Льюиса «Персидское золото в греческих международных отношениях», однако задача, поставленная этим исследователем, отличалась от нашей. Она состояла в том, чтобы, во-первых, проанализировать персидское отношение к дарам и с.67 различные подходы греков к явлению подкупа; во-вторых, рассмотреть отдельные случаи, при которых использовалась персидская финансовая поддержка, чтобы содержать войска греков или подкупать греческих политиков; в-третьих, определить возможное воздействие золота Персии на денежный оборот греков4.
В рамках небольшой статьи, конечно, нам не удастся затронуть все аспекты темы. Тем не менее, говоря о роли неофициальной дипломатии в греко-персидских отношениях, следует заметить, что в большинстве рассматриваемых случаев именно Персии (за редким исключением) принадлежит инициатива в налаживании неофициальных дипломатических контактов с греками, будь то путем частных контактов с участниками греческих посольств или путем направления собственных дипломатических миссий в Грецию; греки же часто только оказывались перед выбором: принять или отклонить персидские предложения. Сущность персидской политики в отношении греков американский востоковед А. Олмстэд, перефразируя известное латинское крылатое выражение, охарактеризовал как divide and conquer, а его соотечественник Дж. Балсер говорил о стремлении Персии контролировать Грецию дипломатическими средствами, и они выражали общее мнение, неоднократно высказываемое в историографии5. Однако, чтобы сделать вывод о том, что уже античные авторы вполне осознавали политическую роль Персии в делах греков, достаточно сослаться на Фукидида и Ксенофонта. Так, например, Фукидид в VIII книге рассказывает, что Алкивиад убедил персидского сатрапа Тиссаферна уравновесить (ἔχειν δ᾿ ἀμφοτέρους ἐᾶν δίχα τὴν ἀρχήν и ἐπανισοῦν τοὺς Ἕλληνας πρὸς ἀλλήλους — соответственно: VIII. 46. 1 и VIII. 57. 2) и истощать (τρίβειν… πρῶτον ἀμφοτέρους и τρίβειν αμφοτέρους — VIII. 46. 4 и VIII. 56. 2) греков во время их междоусобной борьбы. Подобным образом политику Персии оценивает Ксенофонт, сообщая о совете по поводу ведения войны, который Тиссаферн дал Киру Младшему: «Следить за тем, чтобы никто из греков не был сильным, но все были слабыми, и находились в распрях друг с другом» (σκοπεῖν ὅπως τῶν ῾Ελλήνων μηδὲ οἵτινες ἰσχυροὶ ὦσιν, ἀλλὰ πάντες ἀσθενεῖς, αὐτοὶ ἐν αὑτοῖς στασιάζοντες — Hell. I. 5. 9). Подобные же соображения о роли Персии в делах Эллады (правда, уже без прямой отсылки к Алкивиаду) можно найти у Исократа (IV. 134, 138—
В определении сущности неофициальной дипломатии Персии в отношении греков мы должны учитывать несколько моментов: во-первых, следует констатировать, что в какой-то момент именно неофициальной дипломатии принадлежала ведущая роль во взаимоотношениях с греками — это произошло после Греко-персидских войн; во-вторых, мы не знаем, было ли это типичным явлением для персидской дипломатии вообще или только отражало специфику взаимоотношений с греками, впрочем, как не знаем и организацию дипломатической службы Персии. Тем не менее, мы знаем о миссиях, которые можно с полным основанием отнести к неофициальным, но если рассматривать их с позиции греков. Конечно, не всегда возможно провести четкую градацию между официальными и неофициальными миссиями Персии, тем не менее, существуют несколько критериев, которые делают более легким такое разграничение.
Первый критерий связан с вопросами терминологии: это неупотребления терминов «послы» или «глашатаи» применительно к таким посланцам. Так, следует заметить, что в отношении миссии Александра I, царя Македонии, Геродот не употребляет обычного для него слова ἄγγελος, применяемого к официальным послам, но использует причастный оборот ἀποπεμφθεὶς ὑπὸ Μαρδονίου (VIII. 140). Точно также фразой о том, что находящийся в Афинах Мардоний πέμπει ἐς Σαλαμῖνα Μουρυχίδην ἄνδρα ῾Ελλησπόντιον, начинает свой рассказ Геродот о миссии Мурихида на Саламин, имевшей целью склонить афинян к союзу с Персией (IX. 4). Фукидид, как и Геродот, употребляет подобную же конструкцию применительно к миссии Мегабаза в Спарту: βασιλεύς πέμπει ἐς Λακεδαίμονα Μεγάβαζον ἄνδρα Πέρσην (I. 109). Однако для Фукидида неиспользование по отношению к Мегабазу технического термина πρεσβευτής может быть достаточно показательным. Дело в том, что этот термин и его производные (πρέσβεις, πρεσβεία), аористное причастие πρεσβευσάμενοι в различных формах, столь же часты у Фукидида, как, например термин ἄγγελος и его дериваты у Геродота. По TLG термин πρέσβεις в разных грамматических конструкциях встречается у Фукидида 98 раз, πρεσβευτής — 8 раз, πρεσβεία — 14 раз; πρεσβευσάμενοι — 2 раза.
То, что Фукидид определенно делал различие между официальными и неофициальными дипломатическими миссиями даже применительно к Персии, показывает следующий характерный пример. Историк, рассказывая о переговорах в Спарте зимой 412 г. до н. э. об условиях будущего спартано-персидского союза, называет представителя Тиссаферна термином πρεσβευτής (один из немногих случаев с.69 употребления этого термина применительно к персидскому представителю), тогда как в отношении посланцев Фарнабаза Каллигита и Тимагора он не употребляет такого определения (его выражение здесь — πέμψαντος Φαρναβάζου — VIII. 6. 1). Это может предполагать, что речь идет об официальном персидском посольстве, направленном в Спарту Тиссаферном и наводит на заключение, что посольство от Фарнабаза не было официальным. Еще более убеждает в этом выводе то обстоятельство, что Каллигит и Тимагор названы греческими изгнанниками из Мегар и Кизика, находившимися при дворе сатрапа, посол же Тиссаферна не упомянут по имени, а это может говорить в пользу того, что таковым, скорее всего, являлся перс. Таким образом, Тиссаферн мог выступать на переговорах от имени царя, а Фарнабаз от своего имени. Подобные же словоупотребления мы встречаем и у греческих историков IV в. до н. э. В отношении миссии Тимократа Родосского мы читаем у Ксенофонта (Hell. III. 5. 1) о том, что Тифравст πέμπει Τιμοκράτην τὸν ῾Ρόδιον εἰς ῾Ελλάδα, а у Оксиринхского историка: ὁ παρὰ τοῦ βαρβάρου πεμφθεὶς (Hell. Oxy. XXI. 1).
И второй критерий — участники неофициальных дипломатических миссий не вели переговоры с официальными властями греческих полисов и тем самым не подлежали процедуре приема греками чужеземных послов, а имели дело, главным образом, с частными лицами, и почти во всех случаях — подчеркивается в источниках роль персидского золота. Среди таких лиц — ведущие политики в греческих полисах, лидеры политических группировок. Большинство известных нам неофициальных дипломатических миссий Персии принадлежат именно этому случаю. Однако, если речь идет о персидских послах, направленных царем Персии или сатрапами с поручением довести позицию царя до официальных властных структур греческого полиса, или же о представителях восточных династов, то — независимо от степени подчиненности последних центральной администрации Персии — посланцы вполне могли считаться официальными и наделялись почестями как чужеземные послы.
Первые неофициальные дипломатические миссии Персии восходят еще к периоду Греко-персидских войн и, как можно судить по источникам, имели своей целью распад антиперсидской коалиции, которая, как известно, базировалась на союзе Афин и Спарты. Решающее значение позиции двух этих полисов во время конфликта с Персией несомненно, и это находит выражение у Геродота (VII. 139). Именно Геродот отмечает, что после Саламинского сражения в окружении персидского главнокомандующего Мардония все чаще стали раздаваться голоса об изменении стратегии и тактики ведения войны в Греции, отказа от непосредственных военных действий в пользу дипломатии с особым акцентом на роль финансовых средств в отношениях с греками. Как следует из сообщения Геродота (IX. 2), впервые эту идею высказали Мардонию некоторые фиванцы, занимавшие проперсидскую ориентацию в период Греко-персидских войн: «Пошли денежные подарки наиболее влиятельным людям в отдельных городах и этим ты внесешь раздор в Элладу. А затем с помощью своих новых с.70 приверженцев без труда одолеешь врагов». Эту же мысль Геродот (IX. 41) вкладывает в уста персидского военачальника Артабаза на военном совете накануне сражения при Платеях: «У персов ведь много золота в монете и нечеканного, а также серебра и драгоценных сосудов для питья. Все эти сокровища, ничего не жалея, нужно разослать эллинам, именно наиболее влиятельным людям в городах. Тогда эллины тотчас же предадут свою свободу, и персам вовсе не нужно будет вступать в опасную битву». Но, как считает Геродот, Мардоний не принял предложенный ему план действий, о чем, по мнению «отца истории», может говорить его намерение сражаться с греками. Но отказ Мардония, очевидно, не был столь категоричным, и персидский военачальник был готов к тому, чтобы использовать, где это было возможно, «дипломатию золота». К указанному периоду принадлежат три известные персидские неофициальные миссии.
Прежде всего, следует назвать дипломатическую миссию македонского царя Александра I Филэллина (Hdt. VIII. 140—
с.71 В сообщениях различных античных авторов присутствует рассказ об осуждении афинянами зелеита Арфмия, который доставил персидское золото в Пелопоннес (τὸν χρυσὸν τὸν ἐκ Μήδων εἰς Πελοπόννησον ἤγαγεν — Demosth. Philip. III. 42). Рассказ этот, несомненно, отражает реально имевшие место события и находит свое отражение у афинских ораторов IV в. до н. э., которые уверенно свидетельствуют о существовании стелы с псефизмой против Арфмия, провозглашавшая его атимию (Dem. IX. 41; XIX. 272; Din. II. 24—
Несомненно, все эти неофициальные дипломатические миссии Персии еще периода открытого военного конфликта были направлены на поиск политических сторонников Персии в греческих городах — участниках Панэллинского союза. Ведь мы должны учитывать, что в период Греко-персидских войн в Греции ширилось движение мидизма и показательными в этом отношении являются не только примеры Эгины, Фессалии, Фив или Аргоса9. Достаточно упомянуть о том, что существовала традиция об участии в битве при Платеях в 479 г. до н. э. на стороне персов до 50 тыс. греков (50 тыс: Plut. Arist. 18. 7; 40 тыс.: Aristodem. FGr
Как и следовало ожидать, после побед греков над персами и полного изгнания персов из Греции должна была значительно возрасти активность неофициальной дипломатии Персии. Произошло изменение и в целях такой дипломатической деятельности. Однако, сведений о подобных персидских миссиях в период пентеконтаэтии немного, да и их результат также не всегда можно достоверно определить. Так, очевидно, такие персидские посланцы содействовали переписке Павсания с царем Ксерксом, после первого оправдания спартанского царя, когда он поселился в троадском городе Колонах. Единственный показательный пример — миссия в Спарту перса Мегабаза во время первой Пелопоннесской войны и экспедиции афинян в Египет (в большинстве исследовательских работ она датируется в диапазоне 458—
В период Пелопоннесской войны укрепляется влияние Персии на политическую ситуацию в Греции, что объясняется острой необходимостью противоборствующих греческих полисов в персидской поддержке как финансовой, так и военной. В этот период, как и в с.73 последующие годы Коринфской войны вплоть до Анталкидова мира, мы осведомлены, по крайней мере, о ряде неофициальных дипломатических миссий, организованных Персией. Так, в 425 г. до н. э. персидский царь Артаксеркс I направил перса Артаферна с поручением доставить какие-то письма в Спарту. Артаферн был перехвачен афинянами (стратегом Аристиппом, сыном Архиппа), а затем сопровождал уже афинское посольство в Персию (последнее, однако, вынуждено было возвратиться назад, услышав новости о смерти царя — Thuc. IV. 50. 1—
К весне 395 г. до н. э. относится поездка Тимократа Родосского в Грецию. В результате исследования этого эпизода мы пришли к выводу, что его миссия была организована совместными усилиями персидских сатрапов Тифравста и Фарнабаза, а также при содействии афинянина Конона12. Совершая свой вояж в Грецию, Тимократ должен был доставить персидское золото в размере 50 талантов серебра (10 тысяч дариков) и распределить его среди ведущих политиков в Афинах, Фивах, Аргосе и Коринфе (Xen. Hell. III. 5. 1; Hell. Oxy. X. 2, 5; Paus. III. 9. 8; Plut. Ages. 15; Artax. 20. 3; Lys. 27; Moral. 211b)13. Однако политической целью миссии Тимократа было сплотить и активизировать в Греции антиспартанские политические группировки, чтобы они побудили сограждан начать войну со Спартой и тем самым бы воспрепятствовали развертыванию наступления Агесилая в Малой Азии. Очевидно, что в данной ситуации мы видим реализацию той самой с.74 программы действий, которую безуспешно пытался выполнить Мегабаз полвека ранее. Таким образом, миссия Тимократа стоит в одном ряду с миссией Мегабаза, но успех первой объясняется изменившимися ориентирами в политике греков по отношению к Персии, да и в целом, в понимании роли Персии в греческом мире. Хотя, конечно, следует заметить, что этот успех был довольно относительным, и вполне закономерно замечание Оксиринхского историка, что не деньги, розданные Тимократом, а враждебная спартанцам позиция лидеров политических группировок в ведущих полисах в конечном итоге привела греческий мир к войне со Спартой в 395—
После заключения Анталкидова мира в 386 г. до н. э. дипломатическая активность Персии продолжала оставаться на довольно высоком уровне. И хотя мы, разумеется, не осведомлены обо всех попытках Персии влиять на политическую ситуацию в Греции дипломатическими средствами, тем не менее в отношении персидских неофициальных дипломатических миссий этого периода известно гораздо больше, чем о предшествующих, и это показательно. Так, прежде всего, указанные миссии по-прежнему были нацелены на поиск наиболее влиятельных политических деятелей в греческих полисах, которые могли выступать в защиту персидских интересов в Греции и побуждать своих сограждан к принятию решений в пользу Персии.
Так, в
Десятилетие спустя, в
Справедливости ради следует заметить, что неофициальная дипломатия Персии не может быть сведена только к дипломатическим миссиям. Во многих случаях неофициальные контакты персов с греками осуществлялись и в ходе обычных официальных греческих посольств в Персию. О богатстве царя Персии ходили легенды в греческом мире (ср.: Dem. XIV. 27), и здесь уместно вспомнить широко известную шутку одного из афинских послов в Персию Эпикрата, однажды заявившего в народном собрании, что демосу лучше вместо девяти архонтов ежегодно выбирать девять послов к царю из самых простых и бедных граждан, чтобы они разбогатели благодаря его щедротам (Heges. ap. Athen. VI. 58. P. 251a—
Мы знаем о том, что греческие послы в Персию не только получали значимые денежные подарки от персидского царя, но и выполняли некие царские поручения, и в последнем случае обвинения в подкупе послов могли быть вполне обоснованны. Наиболее показателен пример с дипломатическими миссиями греков в Сузы 367 г. до н. э. Дары, которые царь предоставил афинскому послу Тимагору, превосходили поистине все границы, определенно не соответствовали нормам дароприношения, существовавшим при персидском царском дворе по отношению к иностранным послам и вполне могли рассматриваться греками как взятки15. Что касается «обычных даров», то, как представляется, их получил фиванский посол Пелопид, отказавшись от всех прочих царских подношений (Plut. Pel. 30). Перечень этих «обычных даров» дошел до нас благодаря единственному в своем роде сообщению Элиана (VH. I. 22), который в числе таковых называет серебряный вавилонский талант в чеканной монете, два серебряных сосуда (φιάλαι) по таланту ценой, браслеты, короткий персидский меч (μάχαιρα), нагрудную цепь достоинством в тысячу дариков и особую мидийскую одежду, называемую дарственной.
с.76 Что же получил Тимагор? Источники единодушно утверждают, что Тимагор получил у царя не только золото и серебро в размере 10000 дариков, но и драгоценное ложе, и рабов, чтобы застилать это ложе, и даже 80 коров с пастухами — под тем предлогом, что, страдая болезнью, он постоянно нуждается в коровьем молоке, а также 4 таланта в качестве платы его носильщикам (Plut. Artax. 22. 5—
Приведенных примеров достаточно, чтобы поместить неофициальную дипломатию среди основных средств внешней политики Персии в отношении греков; по крайней мере, сообщений в источниках о случаях неофициальной дипломатии не меньше (а возможно, даже и больше!), чем известий об официальных посольствах, направленных персами в Грецию, впрочем, последние должны быть рассмотрены в специальной работе. Особого рассмотрения требует как официальная, так и неофициальная дипломатия греков в отношениях с Персией. На основании же рассмотренного материала можно сделать вывод, что, несмотря на все затраченные усилия, персидский опыт проведения неофициальной дипломатии показывает, что она все же не была в должной мере эффективной. Мы видим, что особо обреченными на неудачу были попытки подкупа персами некоторых ведущих политических деятелей греческих городов и даже принявшие персидские деньги, очевидно, не спешили проводить в жизнь персидские интересы, если они не совпадали с интересами их государства, собственными или интересами их политической группировки. Наконец, те из греков, которые в действительности были готовы уповать на персидскую поддержку, зачастую не имели достаточного влияния в своем собственном государстве для осуществления своих намерений (в этом смысле показательна судьба проперсидских группировок периода Греко-персидских войн). «Пятая колонна», несмотря на все старания, так и не была создана персами в Греции, и случаи неофициальной дипломатии предстают лишь как отдельные эпизоды внешней политики Персии по отношению к греческому миру. И здесь уместно подчеркнуть то обстоятельство, что препятствие для плодотворного с.77 использования «дипломатии золота» могло быть в большей степени обусловлено значительными различиями в системах нравственных ценностей персов и греков, создававших трудности при достижении взаимопонимания между ними (не говоря уже о различиях социокультурного и лингвистического характера)16.
Eduard V. Rung (Kazan). The informal Persian diplomacy toward the Greeks and the importance of Persian gold in the Greco-Persian foreign relations
The article is devoted to the Persian informal diplomatic missions and the impact of the Persian gold upon the Greek interstate relations. The beginning of Persian informal diplomacy may be dated to the last period of Xerxes’ invasion when the Greek naval victory of Salamis in 480
ПРИМЕЧАНИЯ