Язычники в осажденном Риме (408—410 гг.)
с.253 После гибели Стилихона (22 августа 408 г.), фактического правителя Западной Римской империи при императоре Гонории, для Рима наступила наиболее трагическая пора за все время его существования. В течение двух последующих лет Городу пришлось пережить три осады Алариха, сопровождавшиеся страшным голодом и массовыми беспорядками, и, наконец, взятие и разграбление. Тяжелое положение, в котором оказались римляне, горе и страдания, выпавшие на их долю, обострили внутренние противоречия, в частности, непрекращающуюся борьбу между язычеством и христианством и заставили вновь обратиться за помощью и поддержкой к древним богам. То, что произошло в Риме в 408—
Хотя решающая битва была проиграна приверженцами древней религии в 394 г. на р. Фригид, когда войска Евгения потерпели поражение от Феодосия и главный лидер языческой оппозиции Никомах Флавиан-старший покончил жизнь самоубийством, однако язычество продолжало существовать еще не одно десятилетие и втайне надеяться на лучшие времена. Об этом свидетельствуют как многочисленные, часто повторяющиеся законы, направленные против сторонников древних богов1, так и необходимость создания новых произведений христианских апологетов для защиты господствующей религии от нападок приверженцев традиционных верований.
Когда Аларих осадил Рим в конце 408 г., префектом города был номинальный христианин Никомах Флавиан-младший, назначенный, по-видимому, уже после смерти Стилихона2. Воспользовавшись всеобщей паникой, язычники попытались усилить свое влияние и свести старые счеты. Сенат выдвинул обвинение в государственной измене и в сговоре с варварами против вдовы Стилихона Серены, полагая, что она, желая отомстить за убийство мужа, призвала с этой целью готов. Сенат приговорил Серену к смерти, видя в ней виновницу обрушившихся на Рим бедствий (Zos. V. 38. 1—
Этот эпизод в храме Magna Mater описан Зосимом в связи с посещением Рима Феодосием в 394 г. после его победы над Евгением. Хотя некоторые исследователи ставят под сомнение факт визита императора в Рим4, это не означает, что все вышесказанное о Серене является выдумкой древнего историка. Если даже предположить, что Зосим слегка ошибся с датировкой этого события и приукрасил его некоторыми подробностями, в основе его сообщения, безусловно, лежит реальное событие5.
Но, вопреки ожиданиям римлян, смерть Серены не заставила Алариха снять осаду. Напротив, он продолжал блокаду города, препятствуя ввозу продовольствия. Поначалу жители каждый день ожидали получить помощь из Равенны, резиденции императора, но время шло, а помощи все не было и, отчаявшись, они уменьшили свой зерновой паек наполовину, а впоследствии на
Находясь в отчаянном положении, новый префект Рима Габиний Барбар Помпеян, вступивший в должность в декабре 408 г., попытался спасти город с помощью публичного совершения жертвоприношений6. с.255 На это неожиданное предприятие его вдохновили этруски (вероятно, жрецы) из города Нарнии, обещавшие ему помощь в проведении церемоний, необходимых, чтобы вызвать гром и молнии, которые отпугнут визиготов7. Они утверждали, что таким образом спасли свой собственный город, который Алариху действительно не удалось взять из-за сильной грозы.
Не желая вступать в конфликт с официальной религией и помня о том, что для проведения любого мероприятия религиозного характера требовалось получить разрешение епископа8, Помпеян решил посоветоваться с епископом Рима Иннокентием, который в столь критической обстановке предпочел спасение города личным религиозным убеждениям и дал неофициальное разрешение на тайное проведение необходимых церемоний (Zos. V. 41. 2)9.
Поначалу префект пытался самостоятельно совершить некие обряды, согласно книгам древних жрецов. Однако этруски заявили, что для достижения желаемой цели церемонии должны быть проведены публично. Требовалось даже, чтобы при этом сенат, следуя традиции, поднялся на Капитолий, отправился в другие храмы и на площади Города (Soz. IX. 6), принося жертвы богам. Языческие сенаторы, как утверждает Созомен (IX. 6), поддерживали инициативу префекта, но они были в меньшинстве, а их коллеги-христиане отказались участвовать в жертвоприношениях. Церемонии не состоялись по загадочной с.256 причине, о которой источники умалчивают. Возможно, в назначенное время никто не рискнул подняться на Капитолий для совершения жертвоприношений, опасаясь сурового антиязыческого законодательства, налагавшего крупный штраф за принесение жертв древним богам. Таким образом, не было выполнено главное условие этрусских жрецов, гарантировавшее успех: участие в церемониях всего сената. Можно предположить, что либо языческие сенаторы, оставшись в меньшинстве, в последний момент не посмели нарушить закон, либо, даже если какая-то часть сенаторов и изъявила готовность принять участие в жертвоприношениях, этруски могли отказаться от выполнения своего обещания, сочтя все мероприятие бесполезным из-за «отсутствия кворума»10.
Несмотря на то, что затея Помпеяна не удалась, в данном случае важен сам факт попытки официального восстановления древних языческих обрядов одним из высших должностных лиц Западной империи — префектом Города, да еще и с согласия наместника Бога на земле. И все это происходит в уже христианской империи, где даже частные жертвоприношения были запрещены еще законом от 8 ноября 392 г. (CTh. XVI. 10. 11)11! Если христианский епископ, папа, дал разрешение на проведение языческих церемоний (пусть даже тайно), следовательно, он допускал существование древних богов и их способность вмешаться в ход событий и спасти Рим от варваров.
Ни Зосим, ни Созомен не говорят о трагическом конце префектуры Помпеяна. Источником информации об этих кровавых событиях служит «Житие св. Мелании», которое умалчивает о попытке префекта восстановить официальные жертвоприношения, лишь вскользь упоминает о его языческих симпатиях (ἐλληνικώτατος ἀφόδρα τυγχάνων — Vita Mel. 19), но дает нам представление о дальнейших событиях.
В начале 409 г. к Алариху было отправлено второе посольство. После долгой дискуссии было, наконец, достигнуто соглашение, что город предоставит готам в качестве выкупа 5 тыс. фунтов золота, 3 тыс. — серебра, 4 тыс. шелковых одежд, 3 тыс. кусков алого сукна и 3 тыс. фунтов перца. Для сбора выкупа уполномоченным был назначен Палладий. Он облагал налогом каждого в зависимости от размеров собственности, но оказался неспособен собрать необходимую сумму, с.257 поскольку многие скрывали свое имущество12. Помпеян, как сообщает Vita Melaniae, внес в сенате предложение реквизировать предназначенную для благотворительных целей собственность Мелании, чтобы собрать требуемый Аларихом выкуп13. После этого он подвергся нападению разбушевавшейся толпы и был растерзан во время голодного бунта (вероятно, в феврале 409 г.)14.
Поскольку не удалось собрать всей суммы, требуемой Аларихом, было решено снять украшения со статуй языческих богов, а также расплавить некоторые из них, сделанные из золота и серебра. Среди уничтоженных оказалась и старинная статуя Virtus, олицетворение римской доблести (Zos. V. 41. 6 sq.). Таким образом, деньги и ценности были собраны, и Аларих позволил римлянам выходить из города и закупать продовольствие в Остии. Но не было выполнено другое условие — готский вождь требовал обмена заложниками между готами и римлянами. Чтобы добиться этого и ускорить ратификацию мирного договора, из Рима в Равенну было отправлено посольство, состоявшее из Аттала, Цецилиана и Максимиана, но оно не добилось успеха. Вслед за первым было отправлено второе посольство, включавшее римского епископа Иннокентия (Zos. V. 45. 5), который предпочел остаться в Равенне и все еще пребывал там во время захвата Рима готами в 410 г. (Oros. VII. 39. 2). Однако заключение мира было отсрочено Гонорием, находившимся под влиянием антиварварски настроенного Олимпия, занимавшего должность magister officiorum15.
После очередного провала переговоров с императором Аларих направил сенату послание с призывом поддержать его в планируемой им кампании против Равенны и, получив отказ, начал вторую осаду Рима (осень 409 г.). Захватив зернохранилища, где находились городские запасы на зиму, Аларих угрожал раздать их своему войску, если его условия не будут приняты. Тогда сенат был вынужден пойти на уступки и избрать, согласно воле готского вождя, нового императора, с.258 которым стал Приск Аттал, который с марта 409 г., после трагической гибели Помпеяна, был префектом Города16. Новоиспеченный правитель далеко не во всем подчинялся Алариху. Вопреки ожиданиям гота, он пытался проводить самостоятельную политику. Впоследствии это стало причиной разногласий между ними и сыграло в судьбе Аттала роковую роль.
Режим Аттала и Алариха был основан на вынужденном союзе «сенаторских» и «варварских» интересов17. Если ключевые военные посты оказались в руках готов18, то главные гражданские должности получила римская языческая аристократия. Аттал был известным приверженцем древней религии19. Его крещение при получении императорских инсигний (явно по настоянию Алариха) арианским епископом Сигесарием (Sozom. IX. 9. 1) было простой формальностью и едва ли могло изменить его личные религиозные убеждения. Произведенные им назначения подтверждают эту мысль.
Префектом Рима был назначен сенатор Марциан20, отец Таррутения Максимиана (или Максимилиана), коллеги Аттала во время его миссии в Равенну. Преторианская префектура досталась Постумию Лампадию, бывшему префекту Города и сенатору, тоже язычнику21. Наконец, консулом 410 г. стал убежденный сторонник древней религии Тертулл (Oros. VII. 42. 8; Zos. VI. 7. 4). Как сообщают источники, этому назначению римляне были особенно рады. По словам Орозия, Тертулл заявил в своей речи в сенате, что он в дополнение к уже занятой им должности консула лелеет надежду стать понтификом22. Его слова демонстрируют, насколько раскованно почувствовали себя язычники при Аттале, хотя языческие храмы были давно закрыты, а жрецы разогнаны. Созомен (IX. 9) прямо пишет о надеждах язычников на то, что новый правитель «будет открыто поддерживать их суеверия и восстановит старые храмы, празднества и алтари». Но, с другой стороны, ариане также рассчитывали на покровительство нового императора и на возврат церквей, которые принадлежали им в правление Констанция II и Валента.
Хотя юридически положение язычества при Аттале особенно не изменилось, но языческая группировка вновь обрела влияние среди сенаторов, поскольку ее политику сотрудничества с Аларихом с.259 поддерживали многие христиане и даже папа Иннокентий I. По мнению А. Шастаньоля, разобщенная христианская партия уже не имела перевеса в сенате23, лишь небольшая группа, возглавляемая Анициями (одна из первых аристократических семей, принявших христианство), осталась верной Гонорию или как минимум отказалась от какого-либо союза с язычниками (Zos. VI. 7. 4).
Став императором, Аттал произнес в сенате яркую, полную оптимизма речь, в которой обещал восстановить прежние полномочия сената, установить господство Италии над Египтом и другими восточными провинциями и вновь сделать Рим столицей империи24. Аттал чеканил медальоны, изображающие Рому на троне с шаром и Викторией, держащей корону, с легендой Invicta Roma Aeterna. По замечанию Штефана Элберна, это был последний император, который подчеркивал величие Рима25.
Чтобы обеспечить снабжение римлян и их готских союзников продовольствием, Аттал послал небольшое римское войско в Африку против поддерживающего Гонория комита Гераклиана. По этому поводу у него возникли разногласия с Аларихом, предлагавшим отправить туда крупное варварское войско, способное наверняка обеспечить победу. Но Аттал, получив предсказание, что он покорит Африку без боя, наотрез отказался доверить это предприятие варварам (Zos. VI. 7. 5; Sozom. IX. 8. 3). Тот факт, что он консультировался с оракулом насчет такого важного дела, служит еще одним важным доказательством приверженности нового императора язычеству.
Тем временем Аттал и Аларих двинулись на Равенну, чтобы вынудить к отречению Гонория, который был так испуган, что отправил к узурпатору посольство во главе с Иовием26, предложив совместно управлять империей, и уже начал чеканить монеты с именем Аттала27. Но тот отказался делить власть с Гонорием и требовал его отречения, а взамен обещал обеспечить ему достойное содержание на одном из островов близ Италии по его выбору. Перешедший на сторону Аттала Иовий, передавая Гонорию ответ узурпатора, добавил от себя, что лишенному власти императору, перед тем как отправить его в ссылку, с.260 нанесут увечье28. Напуганный Гонорий собрался бежать на Восток к Феодосию II, но тут прибывшее в Равенну из Константинополя подкрепление нарушило планы Алариха и позволило легитимному императору защитить город.
В это же время стало известно, что малочисленное войско, посланное Атталом в Африку, было с легкостью разбито Гераклианом, который немедленно прекратил поставки продовольствия в Рим, что стало причиной сильного голода, резко подскочивших цен на хлеб и спекуляции. Так как Аттал вновь отказался послать готские войска для покорения Африки, справедливо опасаясь, что они поселятся там навсегда, Аларих, подстрекаемый Иовием, низложил своего строптивого ставленника в июле 410 г.29 и возобновил переговоры с Гонорием, которые, впрочем, как и все предыдущие, закончились неудачно30. Это привело к третьей осаде Рима, его взятию (24 августа 410 г.) и разорению31.
Так закончилось недолгое правление Приска Аттала (он находился у власти с декабря 409 г. по июль 410 г.), а вместе с ним рухнули и так едва теплившиеся надежды язычников на отмену запрета традиционной религии. Было бы наивно видеть в правлении Аттала намерение возродить языческую религию. Сам император, крещенный готским арианским епископом, едва ли мог оказать ей открытую поддержку. Правда, как показал пример Евгения, в таких делах можно было идти двумя путями сразу: Аттал вполне мог проявить религиозный либерализм по отношению как к язычникам, так и арианам и прочим христианам.
Конечно же, кардинальные перемены в положении язычества в Римской империи были невозможны. Христианство уже окрепло, набрало силу, так что в то время император-язычник был попросту с.261 немыслим32. Не случайно и сам Аттал был вынужден креститься, получив власть из рук Алариха. Но, если нельзя было восстановить традиционную религию в качестве государственной, то Аттал вполне мог обеспечить свободу проведения языческих церемоний (хотя бы частными лицами), открыть храмы и прекратить преследование приверженцев древних богов. Ведь многие в то время принимали христианство не по личным убеждениям, а лишь для того, чтобы сделать карьеру. Язычнику сделать ее было гораздо труднее, особенно на военном поприще33.
Однако следует признать, что, даже если бы правление Аттала продлилось подольше и он проводил бы политику толерантности по отношению к язычеству, это могло лишь отсрочить гибель древней религии34. К тому же длительное мирное сосуществование с христианством едва ли было реально, поскольку эта религия нетерпимости не выносила никакого инакомыслия.
Natalia V. Parfeunova (Saratov).
Les Païens à Rome assiégé (408—410)
Le temps après la mort de Stilicon fut le plus tragique que Rome ait connu. Pendant les deux années suivantes la Ville Éternelle supporta les trois sièges d’Alaric accompagnés de famines, de désordres et enfin la prise et le sac par les goths. C’est la situation grave, les souffrances differentes échues aux Romains qui firent le préfet de la Ville G. Barbarus Pompeianus avec le soutien d’une partie de l’aristocratie sénatoriale païenne de se tourner vers les dieux anciens. Pour délivrer Rome du péril Pompeianus essaya de rétablire les sacrifices publics, mais ses efforts furent infructeux. Les espoirs des païens se réveillèrent sous l’usurpation d’Attale en 410, mais ils furent à nouveau déçus. Il ne faut pas envisager les événements de 408—
ПРИМЕЧАНИЯ
О событиях префектуры Помпеяна сообщают главным образом Зосим и Созомен, основным источником которых был, по-видимому, Олимпиодор (Matthews