«Стела Омпсалака» и фиасы Фанагории
в первые века н. э.*
с.334
Общая характеристика памятника
В августе 2004 г. при раскопках на восточном некрополе Фанагории была обнаружена надгробная плита из серо-желтого известняка. Она перекрывала вход в склеп № 23, в котором находилось три погребения. Стела частично повреждена и обломана снизу. Небольшие сколы имеются также на левом верхнем углу стелы и на верхней грани справа, ближе к краю. Размеры камня — 0.63×0.5×0.1 м. На лицевой стороне находятся надпись и рельеф всадника. Задняя сторона камня обработана грубо, левый край его скруглен. Надпись из четырех строк перекрывает треугольную деталь в виде фронтона, расположенную сверху от рамки рельефа. Она выполнена на разлинованном поле размером 0.42×0.15 м; разлиновка нижних двух строк, оставшихся пустыми, заходит на рамку рельефа. Текст эпитафии начинается непосредственно от скола в левом верхнем углу камня, что указывает на повреждение плиты в этом месте уже в древности, т. е. до выполнения надписи. Сохранность текста удовлетворительная, буквы выполнены по разлинованной поверхности довольно аккуратно, хотя и неглубоко, и почти все читаются, а те, которые повреждены, могут быть без особого труда восстановлены. Небольшие выщерблины в средней части второй и третьей строк, также, видимо, уже существовавшие к моменту исполнения надписи, резчик миновал для обеспечения лучшего качества букв (возможно, впрочем, что эти повреждения образовались в ходе работы из-за низкого качества камня; так, во второй строке слева от выщерблины, находящейся после альфы, явственно видна вертикальная гаста, от которой и пошел скол; см. об этом далее). Расположение строк несимметрично, вторая и третья строки выступают на две и, соответственно, четыре буквы вперед по сравнению с первой. По центру помещена последняя строка, содержащая одно слово. Высота букв — 0.01 м. Ближайшие аналогии шрифт публикуемой надписи обнаруживает в двух эпитафиях конца I — первой половины II в. н. э. из Пантикапея (КБН. 80, КБН. 84)1. Соответственно, наша надпись может
с.335 быть датирована приблизительно этим же временем, что соответствует в целом и археологическому контексту.
Под надписью помещено довольно грубо выполненное изображение обращенного вправо всадника на стоящем коне. Размер сохранившейся части изображения — 0.34×0.3 м. Рельеф вырезан относительно глубоко. Фигуры коня и всадника (особенно верхняя часть, а также круп и хвост коня) значительно повреждены, однако не сколоты, а целенаправленно стесаны в направлении справа налево инструментом типа резца, следы чего отчетливо видны на камне. Можно предположить, что стела предназначалась для вторичного использования, но подготовка ее к этому осталась незавершенной2. Видимо, изначально на стеле не было никакой надписи: еще два подобных анэпиграфных памятника с изображением всадника (лучшего качества и, судя по характеру изображения, несколько более поздних) хранятся в настоящее время в Таманском музее. Возможно, повторное выполнение рельефа взамен предназначенного к уничтожению оказалось проблематичным с технической стороны, так как толщина поля, оставшегося бы после стесывания прежнего изображения для выполнения нового, была бы слишком малой.
Изображение всадника на рельефе
Рельеф на публикуемой стеле имеет некоторые иконографические особенности, поэтому интересно его рассмотреть отдельно. Всадник на рельефе изображен сидящим на коне, передняя левая нога которого высоко поднята, т. е. конь показан двигающимся вправо3. Такая иконография преобладает в I в. н. э.4 Рельеф передает стройную фигуру коня — высокого, поджарого, с точеными ногами, небольшой породистой головой, с изогнутой тонкой шеей; круп мало скошен и образует со спиной почти прямую линию. Такие лошади, по мнению гиппологов, имеют склад, типичный для среднеазиатской породы коня, прямым потомком которого являются лошади современной ахалтекинской породы5. Подобные быстроаллюрные лошади в Северном Причерноморье с.336 отсутствовали. Согласно Страбону, такие скакуны, по всей видимости, появились здесь вместе с сарматскими племенами, которые в первые века нашей эры контролировали торговый путь в Среднюю Азию, а иногда совершали набеги в Мидию — одну из основных областей разведения лошадей этой породы (Strabo. XI. 5. 8; XI. 13. 7). На рельефе всадник изображен сидящим на неоседланном жеребце, что подтверждает подстриженная грива (у кобыл ее не подстригали) и перевязанный у репицы хвост (Plin. Nat. hist. VIII. 164).
Голова всадника непокрыта, из предметов костюма угадываются, видимо, штаны и пояс. Правая рука всадника покоится на крупе коня. На поясе, с левой стороны, висит оружие — кинжал или короткий меч.
В изображении всадника и коня заметны статичность композиции, условность и схематизация в передаче сюжета. Мастер, изготовивший рельеф, не владел ни глубокими анатомическими познаниями, ни приемами художественной трактовки, свойственными античному искусству. Правая рука всадника изображена схематично, правая нога также анатомически не промоделирована. В одежде всадника отсутствуют бытовые детали. Терракотовые статуэтки такого рода массово зарегистрированы на рубеже I в. до н. э. — I в. н. э., во время активного проникновения сарматов на Боспор6. Несмотря на то, что мастера на некоторых изображениях всадников на галопирующих или на спокойно идущих конях передают отдельные бытовые детали одежды всадника и сбруи лошади, почерпнутые ими из реальной жизни, подобные рельефы и терракоты нельзя отнести к категории жанровых7, а скорее следует рассматривать как единый иконографический и культовый образ, как изображение божества8. Следует заметить, что изображение умерших боспорцев в образе всадников считается одним из ярких сюжетов в боспорском надгробном рельефе. Такая популярность объясняется формой выражения героизации умершего мужчины в виде героя-всадника. Стелы со всадниками на Боспоре всегда посвящались конкретному лицу, имя которого в большинстве случаев и стоит в надписи9, если только стела не была вторично использована. Самым простым и распространенным является изображение всадника без сопровождающих лиц. Тем не менее, сопоставление надписи и изображения всадника на публикуемом памятнике создают впечатление, что они не составляют единого целого: текст был вырезан позже рельефа и даже частично поверх него (разлиновка).
с.337
Эпитафия Омпсалака
Текст: | Перевод: |
Ἡ θίασος περὶ ἡρείαν Νο- μήνιον ἐνά[ι]στησαν Ὀμ- ψαλ[άκ]ου [μν]ήμης χάρειν. |
Фиас (во главе со) жрецом Но- мением установил [изображение?] Ом- псалака памяти ради. |
Комментарий к тексту
1—
Жрец (περὶ ἡρείαν), как показывают документы частных ассоциаций боспорских городов, за несколькими исключениями практически всегда упоминается как глава сообщества11. Данное обстоятельство позволяет заключить, что фиас, членом которого был Омпсалак при жизни, был, скорее всего, религиозным товариществом почитателей какого-то божества12. В написании распространенного личного имени жреца Νουμήνιος13 обращает на себя внимание то, что вместо дифтонга ου в первом слоге имени стоит омикрон. В первые века н. э. на Боспоре наблюдается колебание между ο и ου в собственных именах и словах14, но данный пример представляет собой hapax legomenon. Кроме того, с.338 имя жреца вырезано без отчества, что вызывает вопрос о социальном статусе главы фиаса и всех его членов.
2 стк. Можно было бы допустить, что вместо предлагаемого ἐνάστησαν следует читать аористную форму глагола ἵστημι-στήσαν, а -ενα считать последней частью патронимика Нумения с окончанием генитива -α, образованного от какого-то короткого имени на -ας (тем более что перед эпсилоном находится выбоина). Однако подобное чтение вызывает затруднение, поскольку лакуна во
2—
3—
В столь краткой эпитафии обращают на себя внимание многочисленные отступления от норм греческого койне. Многие из выявленных отличий были широко распространены на Боспоре в первые века нашей эры, что позволило А. Коцевалову22 и
с.340
Фиасы Фанагории в первые века н. э.
Надпись представляет собой известный помимо Фанагории, главным образом, только в Пантикапее первых веков н. э. тип надгробий, поставленных членами частного объединения — фиаса — своему усопшему товарищу28. «Стела Омпсалака» стоит в одном ряду с немногими надписями фиасов (КБН. 77, 137, 1016, 1134, 1136) по сравнению с многочисленной когортой синодов29. Пожалуй, наиболее примечательной особенностью рассматриваемого надгробия может быть названо отсутствие патронимика как при имени жреца, возглавлявшего культовое сообщество, так и при имени погребенного. Аналогия этому факту обнаруживается в эпитафии фиаса из Фанагории КБН. 987. Видимо, фиас, в состав которого входил Омпсалак, имел крайне упрощенную внутреннюю структуру (текст эпитафии — одна из наиболее кратких надписей из числа близких по содержанию) и его члены могли быть неполноправными или бесправными лицами, может быть, вольноотпущенниками или рабами30 (на что косвенно указывают особенности языка эпитафии). Неслучайно, что они намеревались использовать при погребении своего сотоварища стелу, уже содержащую рельеф, а также поврежденную в некоторых местах: более дорогой памятник, видимо, был им недоступен. Это лишний раз свидетельствует против того, чтобы отождествлять Омпсалака надписи с изображенным под ней вооруженным всадником. Именно по этой причине слова «стела Омпсалака» в заголовке статьи взяты в кавычки.
Помимо «стелы Омпсалака», из Фанагории происходит еще три надгробия фиасотов — КБН. 987, 988 и недавно опубликованное
Наиболее интересно, пожалуй, надгробие КБН. 987, датирующееся по характеру письма I в. н. э. Структура эпитафии этой стелы не имеет прямых аналогий среди памятников этого круга с территории Боспора32, хотя, как уже отмечалось, формуляр эпитафии Омпсалака построен по структуре отчасти схожей с надписью КБН. 987 (упоминание жреца как единственного руководителя фиаса, отсутствие патронимиков при всех упомянутых в надписи именах). Из погребальной надписи КБН. 987 вытекает, что фиасоты во главе со жрецом Агафом с.341 поставили общее надгробие четырем членам сообщества — Басилиску, Пофу, Ортику и Дионисию. Примечательно, что это пока единственная в боспорской эпиграфике эпитафия, сообщающая о коллективном погребении четырех человек.
Изображение всадника на рельефе, скорее всего, не следует принимать во внимание, поскольку ниже него сохранились остатки второго рельефа — две головы, мужская и женская, т. е. стела была двухъярусная. Семантика такого рода стел никак не может соотноситься с содержанием эпитафии КБН. 98733. Сказанное подводит к версии о вторичном использовании данной стелы частным сообществом.
Т. В. Блаватская высказала предположение, что упоминаемый в надписи 179 г. (КБН. 1000) Агафус сын Сакла идентичен жрецу Агафусу настоящей надписи, а Ортик, упомянутый здесь в числе погребенных, является дедом Агафуса, названного в надгробии КБН. 100034. Однако против этого, как справедливо отмечали
Из должностных лиц в КБН. 987 упомянут только жрец, что прямо указывает на культовый характер данного объединения. Отсутствие патронимиков у всех упомянутых фиасотов, вероятно, следует рассматривать как свидетельство их неполноправного статуса по отношению к коллективу полиса. Кем они были? В надписях чаще всего не упоминались отчества у представителей низших категорий античного общества — рабов и отпущенников. Примечательно, однако, что погребенные именуются в эпитафии ἄνδρες ἀγαθοί — «доблестные мужи» (издатели КБН весьма удачно подобрали перевод этого словосочетания). Такого рода характеристику вряд ли можно относить к рабам, даже если рассматривать это словосочетание как свидетельство о моральных и этических качествах погребенных (LSJ. s. v. ἀγαθός). Один из возможных ответов обнаруживается в эпиграфике Фасоса. Здесь воины, героические сражавшиеся и погибшие на войне, именуются οἱ ἀγαθοί36. Интересно, что отсутствие отчеств иногда встречается в среде греческого наемничества в эллинистическую эпоху37, а также имеются примеры организации наемниками религиозных сообществ38. Все это подводит нас к предположению, что в эпитафии КБН. 987 конца I в. могут упоминаться фанагорийские наемники, бывшие членами с.342 религиозного фиаса почитателей какого-то божества39. Не исключено, что наемники могли принимать участие в каких-то войнах Боспора с варварами: о военных действиях в
В. П. Яйленко опубликовал надгробие фиасота Пала, сына Николаса, которое датируется по характеру письма кон. II — нач. III в. н. э. По мнению исследователя, это надгробие поставил синод, поскольку, согласно его наблюдению, должность секретаря (грамматевса) встречается только в актах боспорских сообществ лишь при обозначении их словом σύνοδος41. Список членов правления представлен жрецом, гиеромастором, филагатом, секретарем. Должность гиеромастора известна только в надписях из Фанагории, ее окрестностей и Гермонассы (КБН. 988, 1016, 1054). Список правления этого сообщества свидетельствует в пользу того, что оно стоит ближе всего к группе религиозных ассоциаций. Примечательно, что после жреца, вместо должности синагога, упоминается звание гиеромастора. Гиеромастор, по мнению
Синод надписи КБН. 988 во главе со жрецом Зопиром и гиеромастором Гермесом поставил стелу своему сочлену, но имя погребенного фиасота не сохранилось. По характеру письма надпись датируется IV в. Сама эпитафия вырезана очень грубо по неровным линейкам на антропоморфном надгробии. Упоминание жреца указывает на религиозный характер сообщества надписи КБН. 988. Дешевый вид стелы, небрежно сделанная надпись и отсутствие отчеств у жреца и гиеромастора синода наводят на предположение, что в это частное сообщество входили лица низкого социального статуса (рабы?).
Итак, четыре надгробия членов частных сообществ свидетельствуют, что в Фанагории — второй столице Боспорского государства — существовали в I—
Обращает на себя внимание, что документы религиозных сообществ неполноправных жителей Боспорского государства встречаются, главным образом, в боспорских столицах — Пантикапее и Фанагории44, причем в Фанагории отмечена пока деятельность только религиозных ассоциаций. В Танаисе, Гермонассе, Феодосии и Горгиппии такого рода объединения до сих пор неизвестны. Можно полагать, что в боспорских столицах с многотысячным населением происходили приблизительно такие же социальные процессы, как и в большинстве крупных греческих городов в римских провинциях. Именно происходившее в силу различных причин размывание гражданского коллектива и поступательный процесс отчуждения человека от его традиционного окружения и активной гражданской жизни вынуждали представителей низов боспорских полисов искать общества духовно и социально близких им людей в религиозных объединениях типа фиасов или синодов45.
Илл. 1. «Стела Омпсалака»: эпитафия (фото |
с.344
Илл. 2. Прорисовка надписи. |
Oleg Gabelko (Kazan), Natalia Zavoikina (Moscow), Tatiana Shavyrina (Moscow).
«Ompsalakos’ stele» and the thiases of Phanagoreia in the first centuries A. D.
This work contains the publication of the inscription on the tombstone discovered at the necropolis of Phanagoreia in 2004 and the historical commentary on it. The epitaph on the stele was written by the members of religious «club», thiasos, in memory of their friend, Ompsalakos. The analysis of the inscription and the relief with a figure of a horseman allows for the conclusion that this monument could be meant for secondary employment. It is likely that the private association mentioned in the text was established by the persons of a low social rank, perhaps, slaves or freedmen, which was a common thing for the Bosporan kingdom and, particularly, for Phanagoreia in the first centuries
Илл. 3. «Стела Омпсалака»: общий вид (фото |
ПРИМЕЧАНИЯ