Илюшечкина Е. В.

К вопросу об источниках периэгезы Дионисия Александрийского: Посидоний Родосский

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 12. Саратов, 2006. С. 429—435.

с.429 В про­ло­ге к гео­гра­фи­че­ской поэ­ме «Опи­са­ние ойку­ме­ны» Дио­ни­сий Алек­сан­дрий­ский по про­зви­щу Периэ­гет (II в. н. э.) пишет, что «вся зем­ля напо­до­бие огром­но­го ост­ро­ва» окру­же­на Оке­а­ном и «подоб­на пра­ще» (σφεν­δό­νη εἰοικυῖα) (ст. 3—7). Прак­ти­че­ски все иссле­до­ва­те­ли, касав­ши­е­ся вопро­са об источ­ни­ках Дио­ни­сия, при­хо­дят к еди­но­душ­но­му мне­нию, что в дан­ном слу­чае источ­ни­ком поэ­мы послу­жи­ло одно из про­из­веде­ний Посидо­ния1. В каче­стве под­твер­жде­ния ими при­во­дит­ся сле­дую­щий фраг­мент Посидо­ния в пере­да­че Ага­фе­ме­ра:

Πο­σειδώ­νιος δέ ὁ Στωϊκὸς [συ­νεῖδεν τὴν γῆν] σφεν­δο­νοειδῆ καὶ με­σόπ­λα­τον ἀπὸ νό­του εἰς βορ­ρᾶν, στη­νῆν [δέ] πρός ἓω καὶ δύ­σιν, τὰ πρὸς εὖρον δ᾿ ὅμως πλα­τύτε­ρα[ν τά] πρὸς τὴν Ἰνδι­κήν («Сто­ик Посидо­ний [сооб­ща­ет, что видом зем­ля] напо­ми­на­ет пра­щу, рас­ши­ря­ю­щу­ю­ся посредине с юга на север, [а по направ­ле­нию] к восто­ку и запа­ду — узкую, [при­чем] та [сто­ро­на], что к восто­ку — к Индии, шире») (Po­sid. Fr. 200a Edelstein-Kidd = Aga­them. I. 2).

То, что Дио­ни­сий пере­нял от Посидо­ния сведе­ния о фор­ме ойку­ме­ны, может под­твер­дить и дру­гое свиде­тель­ство в пере­да­че Евста­фия Солун­ско­го, кото­рый, по мне­нию изда­те­лей фраг­мен­тов Посидо­ния, опи­ра­ет­ся на текст Ага­фе­ме­ра2: τὴν δὲ οἰκου­μένην γῆν Πο­σειδῶ­νιος μὲν ὁ Στωϊκὸς καὶ Διονύ­σιος σφεν­δο­νοειδῆ φα­σι («Сто­ик Посидо­ний и Дио­ни­сий гово­рят, что оби­тае­мая зем­ля подоб­на пра­ще») (Po­sid. Fr. 200b Edelstein-Kidd = Eust. Ad Il. VII. 446). В ком­мен­та­рии к периэ­ге­зе Дио­ни­сия Евста­фий так­же отме­ча­ет сход­ство фор­мы ойку­ме­ны в виде пра­щи у Периэ­ге­та и Посидо­ния: τοιαύτη γὰρ τὸ σχῆ­μα ἡ οἰκου­μένη γῆ, κα­θὰ καὶ Πο­σειδω­νίῳ δο­κεῖ (Eust. Ad Dion. Per. P. 217, 33—34 Mül­ler).

Мож­но пред­по­ло­жить, что исполь­зо­ван­ное Дио­ни­си­ем в ст. 7 выра­же­ние σφεν­δό­νη εἰοικυῖα пере­фра­зи­ру­ет опре­де­ле­ние Посидо­ния σφεν­δο­νοειδῆς3. Для поэ­ти­че­ской мане­ры Дио­ни­сия свой­ст­вен­ны подоб­но­го рода пери­фра­зы (ср., напри­мер, ἀλιγ­κίη εἴδει ῥομ­βου­ «по виду она напо­ми­на­ет фигу­ру ром­ба» — Dion. Per. 1131 вме­сто ῥομ­βοειδής с.430 «ром­бо­вид­ная» — Era­tosth. Fr. IIIB. 5—6 Ber­ger = Stra­bo. II. 1. 22; XV. 1. 11). Как пред­став­ля­ет­ся, ана­ло­гич­ным обра­зом Дио­ни­сий, гово­ря о кони­че­ской фор­ме одной из частей ойку­ме­ны, пере­фра­зи­ру­ет опре­де­ле­ние Посидо­ния με­σόπ­λα­τον («рас­ши­ря­ю­ща­я­ся посредине») (Po­sid. Fr. 200a. 10 Edelstein-Kidd = Aga­them. I. 2), когда в ст. 278 пишет πλατὺ δ᾿ ἀτο­λίην ὑπὸ μήσ­σην «с осно­ва­ни­ем на восто­ке [про­хо­дя­щим] посреди [ойку­ме­ны]».

Началь­ные бук­вы ст. 307—311 Дио­ни­сия, вклю­чаю­щих пере­чис­ле­ние наро­дов, насе­ля­ю­щих зем­ли к севе­ру от Ист­ра, обра­зу­ют акро­стих ΣΤΕΝΗ, повто­ря­ю­щий сло­во στει­νόν («узкий») в нача­ле ст. 3074. Бла­го­да­ря фраг­мен­ту Посидо­ния (Po­sid. Fr. 200a. 11 Edelstein-Kidd = Aga­them. I. 2), кото­рый свя­зы­ва­ет поня­тие στε­νή со σφεν­δό­νη («пра­ща»), мож­но сде­лать пред­ва­ри­тель­ный вывод о зна­че­нии акро­сти­ха Дио­ни­сия, свя­зан­но­го, воз­мож­но, с содер­жа­ни­ем пас­са­жа. Исполь­зу­е­мый Дио­ни­си­ем акро­стих ΣΤΕΝΗ, повто­ря­ю­щий сло­во­употреб­ле­ние Посидо­ния, поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что одним из источ­ни­ков сведе­ний о наро­дах к севе­ру от Ист­ра, пере­чис­ля­е­мых Дио­ни­си­ем в ст. 302—310, мог быть Посидо­ний (ср.: Po­sid. Fr. 277a. 25—33 Edelstein-Kidd = Stra­bo. VII. 3. 2—7, где упо­ми­на­ют­ся мисий­цы, гип­пе­мол­ги, галак­то­фа­ги и абии) или его позд­нее пере­ло­же­ние5. Исхо­дя из зна­че­ния сло­ва (ἡ στε­νή — «узкая поло­са [зем­ли]», см., напри­мер, Thuc. II. 99), мож­но усмот­реть, что Дио­ни­сий раз­ме­ща­ет окра­ин­ные пле­ме­на ага­вов, мелан­х­ле­нов, гип­пе­мол­гов, нев­ров, гип­по­по­дов, гело­нов и ага­фир­сов в сужаю­щем­ся месте на краю ойку­ме­ны, напо­ми­наю­щей по фор­ме пра­щу6.

По мне­нию ряда иссле­до­ва­те­лей, сведе­ния Дио­ни­сия об ост­ро­вах Сре­ди­зем­но­мо­рья и Оке­а­на так­же вос­хо­дят к свиде­тель­ствам Посидо­ния7. В одном из фраг­мен­тов Посидо­ния (Po­sid. Fr. 239. 27—31 Edelstein-Kidd = Stra­bo. III. 2. 9) гово­рит­ся о руд­ном место­рож­де­нии на Кас­си­те­рид­ских ост­ро­вах, кото­рые антич­ные источ­ни­ки отож­дествля­ют с леген­дар­ны­ми Элек­трида­ми (Янтар­ны­ми ост­ро­ва­ми) (ср.: Hdt. III. 115) или с Бри­тан­ски­ми ост­ро­ва­ми (Diod. V. 38. 4—5; Plin. Nat. hist. XXXIV. 156 sq.). Сло­во­со­че­та­ние Посидо­ния κατ­τί­τερον (…) γεν­νᾶσ­θαι «оло­во родит­ся» лек­си­че­ски чрез­вы­чай­но напо­ми­на­ет сти­хи Дио­ни­сия νῆ­σους Ἑσπε­ρίδας, τό­θι κασ­σι­τέροιο γε­νέθ­λη, / (…) ναίου­σιν ἀγαυῶν παῖδες Ἰβή­ρων («потом­ки слав­ных ибе­ров засе­ля­ют ост­ро­ва Гес­пе­риды — место добы­чи с.431 оло­ва») (563—564). В нача­ле отрыв­ка Посидо­ний сооб­ща­ет, что лишь отча­сти дове­ря­ет свиде­тель­ству мифо­ло­ги­че­ской тра­ди­ции (τῷ μύ­θῳ)8, а из сооб­ще­ния Дио­ни­сия ста­но­вит­ся ясно, что он лока­ли­зу­ет ост­ро­ва Гес­пе­риды к севе­ро-запа­ду от Пире­ней­ско­го полу­ост­ро­ва (ср.: Stra­bo. III. 5. 11). Употреб­ле­ние близ­ких по смыс­лу лек­сем γεν­νᾶσ­θαι и γε­νέθ­λη ука­зы­ва­ет на воз­мож­ное исполь­зо­ва­ние Дио­ни­си­ем сведе­ний Посидо­ния9. Вме­сте с тем, заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния наблюде­ние иссле­до­ва­те­лей о том, что при употреб­ле­нии выра­же­ния γε­νέθ­λη Дио­ни­сий ори­ен­ти­ро­вал­ся на гоме­ров­ское сло­во­со­че­та­ние ἀργύ­ρου ἐστὶ γε­νέθ­λη («(место)рож­де­ние сереб­ра») (Il. II. 857)10.

Корот­ко упо­мя­нув Бри­тан­ские ост­ро­ва, лежа­щие напро­тив устья Рей­на, Дио­ни­сий пишет, что непо­да­ле­ку от них «[рас­по­ло­же­на] гряда неболь­ших ост­ро­вов, там соби­ра­ют­ся жены знат­ных амнит­ских мужей, соглас­но обы­чаю они совер­ша­ют жерт­во­при­но­ше­ния [в честь] Вак­ха, по ночам увен­чи­вая [себя] вет­вя­ми тем­но­лист­но­го плю­ща; из все­об­ще­го кри­ка выде­ля­ет­ся один прон­зи­тель­ный воз­глас; подоб­но этим жен­щи­нам, издаю­щим вак­хи­че­ские воз­гла­сы по все­му их краю, буй­но­го “Заши­то­го” (sc. Вак­ха) не при­зы­ва­ют ни бисто­ниды на бере­гах фра­кий­ско­го Апсин­фа, ни инды со сво­и­ми детьми на бере­гах тем­но­пу­чин­но­го Ган­га, устра­и­ваю­щие тор­же­ст­вен­ное шест­вие во имя гро­мо­по­доб­но­го Дио­ни­са» (Dion. Per. 570—579). Дошед­шее до нас в пере­да­че Стра­бо­на свиде­тель­ство Посидо­ния о куль­то­вом обряде почи­та­ния Вак­ха-Дио­ни­са, совер­шае­мом сам­нит­ски­ми (в отли­чие от сооб­ще­ния Дио­ни­сия)11 жен­щи­на­ми на рас­по­ло­жен­ном в устье реки Лигер (совр. Луа­ра) ост­ро­ве (Po­sid. Fr. 276 Edelstein-Kidd = Stra­bo. IV. 4. 6), по мне­нию А. Гете, послу­жи­ло источ­ни­ком для выше­при­веден­ных сти­хов Дио­ни­сия12. Тем не менее, нель­зя не заме­тить, что, если в сооб­ще­нии с.432 Посидо­ния зага­доч­ный ост­ров рас­по­ло­жен в устье Лиге­ра (Луа­ры), то, по сло­вам Дио­ни­сия, ост­ров нахо­дит­ся в север­ной части Оке­а­на меж­ду ост­ро­ва­ми Бри­та­ния и Фуле. Заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния заме­ча­ние изда­те­лей фраг­мен­тов Посидо­ния, счи­таю­щих, что в дан­ном слу­чае (как и во фр. 273) Посидо­ний дал рацио­наль­ное объ­яс­не­ние свиде­тель­ству мифо­ло­ги­че­ской тра­ди­ции; по мне­нию Эдель­ш­тей­на-Кид­да, лежа­щее в осно­ве сооб­ще­ния Посидо­ния мифи­че­ское пре­да­ние нашло отра­же­ние и в сти­хах Дио­ни­сия13. Таким обра­зом, эти сти­хи Дио­ни­сия мож­но рас­смат­ри­вать в кон­тек­сте антич­ной пара­док­со­гра­фи­че­ской тра­ди­ции, акцен­ти­ру­ю­щей вни­ма­ние чита­те­ля на всем «необыч­ном» и «уди­ви­тель­ном».

В свое вре­мя Г. Кна­ак выдви­нул пред­по­ло­же­ние, поз­же под­дер­жан­ное У. Бер­най­сом, о том, что в каче­стве «посред­ни­ка» меж­ду Посидо­ни­ем и Дио­ни­си­ем Периэ­ге­том мог высту­пать Алек­сандр Эфес­ский (II—I вв. до н. э.) — автор гео­гра­фи­че­ской поэ­мы в сти­хах, от кото­рой дошли до нас несколь­ко отрыв­ков14. В свя­зи с этим рас­смот­рим два отрыв­ка Алек­сандра Эфес­ско­го, посвя­щен­ных опи­са­нию ост­ро­вов Тапро­ба­на и Оги­рис, кото­рые в плане содер­жа­ния и лек­си­ки чрез­вы­чай­но напо­ми­на­ют сти­хи Дио­ни­сия15:


νῆ­σος τετ­ράπλευ­ρος ἁλισ­τέ­φανος Ταπ­ρο­βάνη
θη­ρονό­μος πέπ­λη­θεν ἐϋρ­ρί­νων ἐλε­φάν­των.

«Тапро­ба­на — четы­рех­сто­рон­ний ост­ров в море,
цар­ство живот­ных, пол­ный сло­нов с ост­рым обо­ня­ни­ем».
Fr. 36 = Steph. Byz. s. v. Ταπ­ρο­βάνη.

По мне­нию А. Мей­не­ке, этот фраг­мент Алек­сандра Эфес­ско­го послу­жил источ­ни­ком для сле­дую­ще­го сти­ха Дио­ни­сия Периэ­ге­та16:


μη­τέρα Ταπ­ρο­βάνην Ἀσιη­γενέων ἐλε­φάν­των.
«Тапро­ба­на — мать рож­ден­ных в Азии сло­нов».
Dion. Per. 593.

Этот же отры­вок Алек­сандра Эфес­ско­го пере­фра­зи­ру­ет в сво­ем ком­мен­та­рии к поэ­ме Дио­ни­сия Евста­фий Солун­ский (Eust. Ad Dion. Per. 591). И тем не менее, упо­ми­на­ния о сло­нах на ост­ро­ве Тапро­ба­на явно недо­ста­точ­но, чтобы всерь­ез гово­рить о зави­си­мо­сти сти­хов Дио­ни­сия от отрыв­ка Алек­сандра Эфес­ско­го: ана­ло­гич­ные свиде­тель­ства встре­ча­ют­ся и у дру­гих антич­ных авто­ров, напри­мер, у Стра­бо­на, с.433 кото­рый пишет о сло­нах на Тапро­бане, ссы­ла­ясь при этом на Эра­то­сфе­на Кирен­ско­го (Stra­bo. XV. 1. 14).

В дру­гом фраг­мен­те Алек­сандра Эфес­ско­го гово­рит­ся об ост­ро­ве Оги­рис, рас­по­ло­жен­ном в Эритрей­ском море непо­да­ле­ку от устья Евфра­та.


μεσ­σο­βαθὴς δ᾿ ἄρα νῆ­σος ἁλὸς κα­τὰ βέν­θος Ἐρυθ­ρῆς
Ὤγυ­ρις, ἔνθα τε τύμ­βος ἁλὸς με­δέον­τος Ἐρύθ­ρα
κέκ­λη­ται.

«Посреди глу­би­ны Эритрей­ско­го моря — ост­ров
Оги­рис, там могиль­ный кур­ган [царя] Эритра
Дал имя морю».
Fr. 33 = Eust. Ad Dion. Per. 606.

Эти сти­хи Алек­сандра Эфес­ско­го почти бук­валь­но повто­ря­ет в сво­ей поэ­ме Дио­ни­сий:


ἔστι δέ τοι προ­τέ­ρω Καρ­μα­νίδος ἔκτο­θεν ἄκρης

Ὤγυ­ρις ἔνθα τε τύμ­βος Ἐρυθ­ραίου βα­σιλῆος.

«Далее, за гора­ми Кар­ма­нии, нахо­дит­ся
Оги­рис, где [рас­по­ло­жен] могиль­ный кур­ган царя Эритрея».
Dion. Per. 606—607.

Как видим, отры­вок Алек­сандра Эфес­ско­го объ­яс­ня­ет про­ис­хож­де­ние назва­ния Эритрей­ско­го моря, а в сти­хах Дио­ни­сия этио­ло­ги­че­ский мотив отсут­ст­ву­ет. При­со­еди­ня­ясь к мне­нию иссле­до­ва­те­лей, кото­рые счи­та­ют эти сти­хи Дио­ни­сия вто­рич­ны­ми, Бер­найс все же пола­га­ет, что они ско­рее вос­хо­дят к Эра­то­сфе­ну, а не к Алек­сан­дру Эфес­ско­му — Посидо­нию17.

Труд­но утвер­ждать с опре­де­лен­но­стью, в какой сте­пе­ни Дио­ни­сий зави­сел от Алек­сандра Эфес­ско­го как источ­ни­ка для сво­ей поэ­мы: судя по тому, что Евста­фий Солун­ский, кото­рый в Ком­мен­та­рии к поэ­ме Дио­ни­сия Периэ­ге­та, как пра­ви­ло, ссы­ла­ет­ся на исполь­зо­ван­ных Периэ­ге­том авто­ров и почти не назы­ва­ет Алек­сандра Эфес­ско­го, мож­но допу­стить, что Дио­ни­сий крайне ред­ко при­бе­гал к поэ­ме Алек­сандра как сво­е­му источ­ни­ку. С дру­гой сто­ро­ны, надо при­знать, что мы не рас­по­ла­га­ем убеди­тель­ны­ми свиде­тель­ства­ми того, что ко вре­ме­ни жиз­ни Евста­фия Солун­ско­го (XII в.) гео­гра­фи­че­ское сочи­не­ние Алек­сандра Эфес­ско­го дошло в пол­ной сохран­но­сти и пер­во­на­чаль­ном виде. Совсем не исклю­че­но, что Евста­фий Солун­ский мог озна­ко­мить­ся не с самой поэ­мой Алек­сандра Эфес­ско­го, а с ее более позд­ним пере­ло­же­ни­ем.

Есть осно­ва­ния еще один отры­вок Посидо­ния (fr. 246 Edelstein-Kidd = Stra­bo. III. 5. 5. C 170) рас­смат­ри­вать в каче­стве источ­ни­ка с.434 периэ­ге­зы Дио­ни­сия: «где на краю (sc. у Гес­пе­рий­ско­го Оке­а­на) вста­ли Герак­ло­вы Стол­пы — вели­кое чудо — близ дале­кой Гади­ры [с одной сто­ро­ны], под высо­ким уте­сом широ­ко рас­ки­нув­ших­ся отро­гов Атла­са [с дру­гой], и где устрем­ля­ет­ся к небу огром­ная мед­ная колон­на, скры­тая плот­ны­ми обла­ка­ми» (Dion. Per. 64—68). Стра­бон, в пере­да­че кото­ро­го сохра­ни­лись фраг­мен­ты Посидо­ния, сооб­ща­ет о трех экс­пе­ди­ци­ях фини­кий­ских коло­ни­стов; в ходе послед­ней из них в запад­ной части ост­ро­ва вбли­зи побе­ре­жья Испа­нии была осно­ва­на Гади­ра, а в восточ­ной части соору­же­но свя­ти­ли­ще Герак­ла, отож­дествля­е­мо­го с фини­кий­ским боже­ст­вом Мель­кар­том. По сло­вам Стра­бо­на, Посидо­ний счи­тал свиде­тель­ство о Стол­пах, пред­став­ля­ю­щих собой брон­зо­вые колон­ны в свя­ти­ли­ще Герак­ла, «наи­бо­лее досто­вер­ным» (πι­θανώ­τατον)18. Как видим, отры­вок Посидо­ния весь­ма напо­ми­на­ет при­веден­ные сти­хи Дио­ни­сия, кото­рый, по-види­мо­му, ском­би­ни­ро­вал при­пи­сы­вае­мые Посидо­нию сведе­ния с древ­ней­ши­ми свиде­тель­ства­ми поэ­ти­ко-мифо­ло­ги­че­ской тра­ди­ции19. Для антич­ной гео­гра­фи­че­ской тра­ди­ции, на ран­ней ста­дии свя­зан­ной с мифо­ло­ги­че­ски­ми пред­став­ле­ни­я­ми, харак­тер­но было видеть в Стол­пах (στῆ­λαι) при­род­ные объ­ек­ты (горы, ска­лы, ост­ро­ва), заклю­чаю­щие есте­ствен­ные пре­де­лы ойку­ме­ны (Hdt. II. 33, IV. 8 — о Герак­ло­вых Стол­пах и быках Гери­о­на; Di­caearch. Fr. 112 Wehrli; Era­tosth. Fr. III. B 58 Ber­ger; Po­lyb. XXXIV. 9. 4 = Stra­bo. III. 5. 5. C 170)20. В свя­зи с этим при­ме­ча­тель­но упо­ми­на­ние Периэ­ге­том Стол­пов Дио­ни­са на восточ­ной гра­ни­це ойку­ме­ны (ст. 621—623: «где у край­не­го пото­ка Оке­а­на, в самых отда­лен­ных горах индов сто­ят Стол­пы рож­ден­но­го в Фивах Дио­ни­са», ср. 1164: «там на краю зем­ли он [sc. Дио­нис-Вакх] поста­вил два Стол­па»)21.

В дру­гом фраг­мен­те Посидо­ния речь идет о пере­шей­ке меж­ду Мео­ти­дой и Оке­а­ном, про­тя­жен­ность кото­ро­го, по мне­нию Посидо­ния, немно­гим отли­ча­ет­ся от пере­шей­ка меж­ду г. Пелу­си­ем и Крас­ным морем (fr. 206 Edelstein-Kidd = Stra­bo. XI. 1. 6. C 492). Из сооб­ще­ния Стра­бо­на, сохра­нив­ше­го свиде­тель­ство Посидо­ния, ясно, что одни гео­гра­фы (к ним при­мы­ка­ет и сам Стра­бон) про­во­дят гра­ни­цы мате­ри­ков по рекам, дру­гие же — к их чис­лу Стра­бон отно­сит Кли­тар­ха Алек­сан­дрий­ско­го (III в. до н. э.) и Посидо­ния — делят мате­ри­ки по гор­ным цепям и с.435 пере­шей­кам (ср. так­же: στε­νότα­τος ἰσθμός: Ps.-Arist. De mun­do. 393b. 25)22. Так, кав­каз­ский пере­ше­ек Посидо­ния отде­ля­ет Евро­пу от Север­ной Азии, а пере­ше­ек в Егип­те слу­жит гра­ни­цей меж­ду Ливи­ей и Южной Ази­ей. Не исклю­че­но, что содер­жа­ние имен­но это­го отрыв­ка Посидо­ния вос­про­из­во­дит в сво­их сти­хах Дио­ни­сий, раз­ли­чая в про­ло­ге при­вер­жен­цев тео­рий деле­ния мате­ри­ков по рекам и по горам: «дру­гие [авто­ры] делят мате­ри­ки по суше. [Так,] на краю ази­ат­ской зем­ли протя­нул­ся высо­кий пере­ше­ек меж­ду Кас­пий­ским и Евк­син­ским моря­ми: его-то и ста­ли счи­тать гра­ни­цей меж­ду Евро­пой и Ази­ей; дру­гой [пере­ше­ек] длин­ной широ­кой поло­сой тянет­ся на юге меж­ду Ара­вий­ским зали­вом и Егип­том — он отде­ля­ет Ливию от Ази­ат­ской зем­ли» (ст. 19—25). Веро­ят­но, сле­дуя Посидо­нию, Дио­ни­сий счи­та­ет Гир­кан­ское (Кас­пий­ское) море зали­вом Оке­а­на23: «а в Азии — огром­ный Оке­ан: он бушу­ет, охва­ты­вая три бур­ля­щих зали­ва, кото­рые вда­ют­ся в сушу — Пер­сид­ский, Ара­вий­ский (= Крас­ное море) и глу­бо­ко­вод­ный Гир­кан­ский (= Кас­пий), два [из них] — южные, и один — север­ный; тот, что течет на север, сосед­ст­ву­ет с Евк­син­ским Пон­том (…) Меж­ду ними (sc. Кас­пи­ем и Евк­си­ном) лежит гра­ни­цей огром­ный пере­ше­ек» (ст. 630—637). В каче­стве рабо­чей гипо­те­зы выдви­ну пред­по­ло­же­ние, что посидо­ни­ев пере­ше­ек меж­ду Мео­ти­дой и Оке­а­ном мож­но отож­де­ст­вить с кав­каз­ским пере­шей­ком, лока­ли­зу­е­мым в поэ­ме Дио­ни­сия меж­ду Чер­ным и Кас­пий­ским моря­ми.

Eka­te­ri­na V. Ilus­hech­ki­na (Mos­cow).
On­ce mo­re about the sour­ces of Dio­ny­sios Pe­rie­get: Po­si­do­nios of Ro­dos

Cer­tain pas­sa­ges from Dio­ny­sios Pe­rie­ge­tes’ poem and ex­cerpts from Po­si­do­nios’ works sug­gest that Dio­ny­sios must ha­ve used and rein­terpre­ted the in­for­ma­tion he had found in the works of Po­si­do­nios or so­me ot­her me­dia­tor.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Geo­gra­phi Grae­ci Mi­no­res (GGM) / C. Mül­ler. Vol. 2. S. XXIII; Gö­the A. De fon­ti­bus Dio­ny­sii Pe­rie­ge­tae. Diss. Goet­tin­gen, 1875. S. 8; Ber­nays U. Stu­dien zu Dio­ny­sius Pe­rie­ge­tes. Diss. Hei­del­berg, 1905. S. 47—48; Ber­ger H. Die geo­gra­phi­schen Frag­men­te des Era­tos­the­nes. Leip­zig, 1880. S. 16; Po­si­do­nius / Ed. by L. Edelstein and I. G. Kidd. Vol. 2. 2. Cambr., 1988. P. 716—717; ΔΙΟΝΥΣΙΟΥ ΑΛΕΞΑΝΔΡΕΩΣ ΟΙΚΟΥΜΕΝΗΣ ΠΕΡΙΗΓΗΣΙΣ. Κρι­τική ἔκδο­ση / Ed. Is. O. Tsa­va­ri. Ioan­ni­na, 1990. P. 35; Пьян­ков И. В. Сред­няя Азия в антич­ной гео­гра­фи­че­ской тра­ди­ции. Источ­ни­ко­вед­че­ский ана­лиз. М., 1997. С. 104—105.
  • 2Po­sei­do­nios. Die Frag­men­te / Hrsg. v. W. Thei­ler. Bd. 2. Er­läu­te­run­gen. B., 1982. S. 71; Po­si­do­nius / Edelstein-Kidd. Vol. 2. 2. P. 719.
  • 3Сло­во­употреб­ле­ние σφεν­δό­νη, обо­зна­чав­шее в позд­ней­шем гре­че­ском «пра­щу», зафик­си­ро­ва­но уже в гоме­ров­ском эпо­се (Il. XIII. 600; 716); ср. так­же: Ae­sch. Agam. 1010; Eurip. Phoen. 1142; Aris­toph. Nub. 1125; Thuc. IV. 32; Pla­to. Leg. VIII. 834A.
  • 4Воз­мож­но, в дан­ном слу­чае поэт под­ра­жа­ет Ара­ту из Сол (III в. до н. э.), кото­рый в сво­ей дидак­ти­че­ской поэ­ме «Явле­ния» исполь­зо­вал акро­стих ΛΕΠΤΗ (ст. 783—787), повто­ря­ю­щий сло­во λεπ­τή в ст. 783. Не исклю­че­но так­же под­ра­жа­ние слу­чай­но­му акро­сти­ху ΛΕΥΚΗ в гоме­ров­ской «Илиа­де» (XXIV. 1—5). Подроб­нее см.: Cou­nil­lon P. Un aut­re ac­ros­ti­che dans la Pé­rié­gè­se de De­nys // REG. 1981. 94. P. 514—522. См. так­же: Bro­der­sen K. Ein­füh­rung // Dio­ny­sios von Ale­xandria. Das Lied von der Welt. Zweispra­chi­ge Aus­ga­be von K. Bro­der­sen. Hil­des­heim etc., 1994.
  • 5Каса­ясь источ­ни­ко­вед­че­ских аспек­тов про­из­веде­ния Дио­ни­сия, Бер­найс пола­га­ет, что, пере­чис­ляя про­жи­ваю­щие вдоль Ист­ра наро­ды, Дио­ни­сий Периэ­гет опи­рал­ся на свиде­тель­ства Посидо­ния (Ber­nays U. Stu­dien. S. 54—55).
  • 6См. так­же: Илю­шеч­ки­на Е. В. Диа­те­за пле­мен Север­но­го При­чер­но­мо­рья // Col­lo­quia clas­si­ca et in­do­ger­ma­ni­ca — III. Клас­си­че­ская фило­ло­гия и индо­ев­ро­пей­ское язы­ко­зна­ние / Под ред. Н. Н. Казан­ско­го. СПб., 2002. С. 379—402, здесь: с. 401—402.
  • 7Gö­the A. De fon­ti­bus. P. 11—14; Ber­ger H. Die geo­gra­phi­schen Frag­men­te. S. 16.
  • 8Ср. ана­ло­гич­ные сведе­ния, сохра­нен­ные антич­ной тра­ди­ци­ей: Ps.-Arist. Mir. 87; Lucr. V. 1252—1257; Sen. Ep. XC. 12. Подроб­нее см.: Po­si­do­nius / Edelstein-Kidd. Vol. 2. 2. P. 832—833.
  • 9Род­ст­вен­ный γε­νέθ­λη гла­гол γεν­νᾶσ­θαι неред­ко употреб­ля­ет­ся антич­ны­ми авто­ра­ми для обо­зна­че­ния про­цес­сов, свя­зан­ных с добы­чей руды или дра­го­цен­ных кам­ней (см., напри­мер: Stra­bo. III. 2. 3 — о добы­че мед­ной руды и золота; ps.-Plut. De flu­viis. I. 2. 1 — о ред­ком камне лих­нид: «на бере­гах Гидас­па родит­ся (γεν­νᾶ­ται) камень, назы­вае­мый лих­нид», пер. Д. О. Тор­ши­ло­ва, или VII. 6. 1: «на этой горе родит­ся камень, похо­жий на пем­зу», пер. Д. О. Тор­ши­ло­ва; Pe­ripl. ma­ris Eryth­raei. 5 — о добы­че обсиди­а­на).
  • 10Schnei­der M. De Dio­ny­sii Pe­rie­ge­tae ar­te met­ri­ca et gram­ma­ti­ca ca­pi­ta se­lec­ta. Leip­zig, 1882. P. 35; ΔΙΟΝΥΣΙΟΥ ΑΛΕΞΑΝΔΡΕΩΣ / Tsa­va­ri. P. 76.
  • 11Руко­пи­си Стра­бо­на дают как чте­ние Σαμ­νι­τῶν, так и Ναμ­νί­ται (Stra­bo. IV. 2. 1); ср.: Caes. B. G. III. 9 и Plin. Nat. hist. IV. 107: nam­ni­tes (так­же К. Мюл­лер пред­ла­га­ет читать у Дио­ни­сия Периэ­ге­та ναμ­νι­τάων, «намнит­ские» (жены) вме­сто ἀμνι­τῶν, «амнит­ские» (жены) — Mül­ler C. Pro­le­go­me­na // GGM. II. P. XXV). Пто­ле­мей, при­во­дя раз­ные назва­ния — Ptol. Geogr. II. 8. 6: Σαμ­νί­ται, Ptol. Geogr. II. 8. 8: Ναμ­νί­ται — воз­мож­но, име­ет в виду одно и то же пле­мя. Как счи­та­ют изда­те­ли фраг­мен­тов Посидо­ния, пута­ни­ца в обо­зна­че­нии это­го пле­ме­ни воз­ник­ла доволь­но рано и, по-види­мо­му, прав Цезарь, назы­вая пле­мя «намни­та­ми», посколь­ку имя сам­ни­тов по-гре­че­ски долж­но было бы зву­чать как Σαυ­νῖται (Po­si­do­nius / Edelstein-Kidd. Vol. 2. 2. P. 939). Ср. пере­вод дио­ни­си­е­вой периэ­ге­зы Прис­ци­а­на: Am­ni­tum (Pri­se. 586).
  • 12Gö­the A. De fon­ti­bus. S. 13; Ber­nays U. Stu­dien. S. 61; ΔΙΟΝΥΣΙΟΥ ΑΛΕΞΑΝΔΡΕΩΣ / Tsa­va­ri. P. 76.
  • 13Po­si­do­nius / Edelstein-Kidd. Vol. 2. 2. P. 940.
  • 14Knaack G. Dio­ny­sius (94), der Pe­rie­get // RE. Bd. 9. Halbbd. 1903. Sp. 917; Ber­nays U. Stu­dien. S. 56.
  • 15Фраг­мен­ты поэ­мы Алек­сандра Эфес­ско­го цити­ру­ют­ся по изда­нию: Supple­men­tum Hel­le­nis­ti­cum / Edd. H. Lloyd-Jones, P. Par­sons. B., 1983.
  • 16Mei­ne­ke A. Ana­lec­ta Ale­xandri­na. B., 1843. S. 375; ср.: ΔΙΟΝΥΣΙΟΥ ΑΛΕΞΑΝΔΡΕΩΣ / Tsa­va­ri. P. 78.
  • 17Ber­nays U. Stu­dien. S. 56; ср.: Ber­ger H. Die geo­gra­phi­schen Frag­men­te. S. 272 ff. (Erat. Frag. III. B 43).
  • 18Подроб­нее см.: Блас­кес-Мар­ти­нес Х. М. Ori­gi­nes фини­кий­ской циви­ли­за­ции в Запад­ном Сре­ди­зем­но­мо­рье и Тар­тес­сий­ское цар­ство. Состо­я­ние про­бле­мы // ВДИ. 2004. № 4. С. 60—84.
  • 19Ср.: Pind. Pyth. I. 19, где Пин­дар назы­ва­ет гору Этну «небес­ным стол­пом» (κίων οὐρα­νία); Hdt. IV. 184, где Геро­дот упо­ми­на­ет гору Атлант, кото­рую мест­ные жите­ли назы­ва­ют стол­пом неба (τοῦ­τον κίονα τοῦ οὐρα­νοῦ λέ­γοσι οἱ ἐπι­χώ­ριοι εἶναι), и от име­ни кото­рой они полу­чи­ли свое назва­ние — атлан­ты.
  • 20Po­si­do­nius / Edelstein-Kidd. Vol. 2. 2. P. 847, 849: ком­мен­та­то­ры фраг­мен­тов Посидо­ния ука­зы­ва­ют так­же на пись­мен­ную тра­ди­цию, поме­щав­шую Планк­ты и Сим­плега­ды соот­вет­ст­вен­но на запад­ных и восточ­ных гра­ни­цах ойку­ме­ны.
  • 21Ср.: «В Индии, как гово­рят, не вид­но Стол­пов Герак­ла или Дио­ни­са, но все же, когда македо­ня­нам назы­ва­ли или пока­зы­ва­ли извест­ные места, они при­ни­ма­ли за Стол­пы толь­ко те места, где нахо­ди­ли извест­ный знак, наме­каю­щий на собы­тия из исто­рии о Дио­ни­се или Герак­ле» (Stra­bo. III. 5. 6. C 171, пер. Г. А. Стра­та­нов­ско­го).
  • 22Po­si­do­nius / Edelstein-Kidd. Vol. 2. 2. P. 738—740.
  • 23По мне­нию И. В. Пьян­ко­ва, пред­став­ле­ние о Кас­пий­ском море как зали­ве Оке­а­на вос­хо­дит к Эра­то­сфе­ну, неко­то­рые воз­зре­ния кото­ро­го были вос­при­ня­ты Посидо­ни­ем (Пьян­ков И. В. Указ. соч. С. 171).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1341658575 1303322046 1353425981 1353426718 1353427794