О злокозненности Лукиана, или несколько реплик о колесницах азиатских кельтов.
с.74 Вопрос о применении боевых колесниц, и в том числе серпоносных, азиатскими кельтами должен рассматриваться как составная часть изучения военного дела галатов. К нему недавно обратился в своем капитальном исследовании
Прежде всего, следует отметить, что
Переходя к анализу конкретного источникового материала, начнём с наиболее объективных и достоверных сведений. В пользу наличия у галатов колесниц обычно привлекаются изображения отдельных деталей этих боевых повозок на рельефах храма Афины в Пергаме8. К сожалению, по ним невозможно определить никаких конструктивных особенностей галатских колесниц; во всяком случае, не видно, чтобы это были дрепанофоры. Более того, сомнению следует подвергнуть и то, что эти изображения следует связывать именно с галатами: отнюдь не все оружие, представленное на этих рельефах, должно считаться трофеями, захваченными Эвменом II у галатов. В данном случае имеются все основания предполагать, что пергамский монарх увековечил в этих изображениях свое участие на стороне римлян в знаменитой битве против Антиоха III при Магнесии у Сипила (189 г. до н. э.): сообщения источников не оставляют сомнения в том, что именно его отряды удачно действовали против селевкидских серпоносных колесниц (Liv. XXXVII. 41. 9; App. Syr. 33—
с.76 В письменных же источниках имеется лишь два сообщения о колесницах азиатских кельтов. Одно из них, содержащееся у Плутарха (Mulier. virt. 258c), как ни жаль, не дает оснований для надежных выводов: в нем лишь кратко упоминается кельтская ὄχημα — не вполне ясно даже, боевая ли это колесница или просто повозка (хотя первое кажется более вероятным, поскольку пользуется ею лицо высокого общественного статуса — галатский тетрарх Синориг).
Второе свидетельство такого рода требует тщательнейшего изучения. Оно должно считаться ключевым для ответа на вопрос об использовании галатами колесниц и в особенности дрепанофор; более того, данное свидетельство следует расценивать как вообще первое по времени упоминание о применении кельтами колесниц, снабжённых серпами. Речь идёт об изложении хода знаменитого сражения Антиоха I (который получил после битвы почётное прозвище Сотер — App. Syr. 65) против галатов, закончившегося победой сирийского царя (ок. 275 г. до н. э.) и частично тем самым ограничившего галатскую экспансию во второй половине
Исходя из общих соображений, несомненно, что Лукиан per se как достоверный источник воспринят быть не может — хотя бы потому, что он был не историком, а литератором и жил спустя более чем 400 лет после описываемых событий. Но следует остановиться на вопросе: откуда он мог почерпнуть описание сражения? Быть может, он использовал достаточно надежные сведения? с.77 Очевидно, именно из такого предположения исходят те авторы, кто видит в «Зевксисе» более или менее адекватное отражение исторической реальности. Часто полагают, что писатель опирался на источник эллинистического времени, каковым считают сочинение поэта Симонида из Магнесии-у-Сипила, описавшего победу Антиоха над галатами (Suda. s. v. Σιμωνίδης)12, но здесь необходимы некоторые уточнения. Дело в том, что тон рассказа Лукиана, достаточно скептически настроенного по отношению к «Слоновой победе» Антиоха и подчёркивающего чуть ли не случайный характер последней, категорически не вяжется с тем, как должен был бы описать эту битву Симонид: его поэма наверняка представляла собой панегирик Селевкиду13. Вместе с тем Симонид, живший всего лишь столетием позже вторжения галатов и, возможно, создавший свою поэму по заказу Антиоха Великого14, едва ли мог описать события (несомненно, ещё хорошо известные его современникам) с чрезмерным искажением деталей к вящей славе Антиоха Сотера15. Не будем исключать и того, что поэт вообще мог быть современником этой победы (см. прим. 11). Кроме того, и ход боевых действий Лукианом, кажется, изложен своеобразно: если Симонид описал, как Антиох «слонами уничтожил их (галатов. —
Примеры тому весьма многочисленны, а не заметить их просто невозможно — и крайне странно, что в науке до сих существуют оценки рассказа Лукиана как вполне достоверного19. Писатель, в частности, дает подробное описание построения галатов. Он сообщает, что варвары были построены в плотно сомкнутую фалангу (τὴν φάλαγγα καρτερῶς συναραρυῖαν); на фронте стояли прикрытые щитами (προασπίζοντας) воины в бронзовых панцирях; далее располагались построенные в 24 ряда гоплиты, а на флангах находилось по 20 тысяч конницы; были в их войске и колесницы20. При всей вероятной некомпетентности Лукиана в военных делах21 его рассказ изобилует столь странными деталями, что его трудно воспринимать всерьёз22.
Начнём с описания построения галатов: писатель именует его фалангой. Европейские кельты, действительно, могли сражаться плотно сомкнутым с.79 строем, который фигурирует у Цезаря именно как фаланга (BG. I, 24—
Излишне говорить о том, что явно завышенной кажется численность галатского войска: если в нём было 40 тыс. конницы27, то сколько же насчитывалось пехоты? И это при том, что, по сообщению Ливия, в Азию переправилось всего 20 тыс. кельтов, среди которых насчитывалось лишь 10 тыс. воинов (XXXVIII. с.80 16. 10)28. Делая скидку на обыкновение античных историков преувеличивать количество вражеских войск (особенно если это были варвары), отметим, что если всё же кельты в этом сражении действительно имели значительный численный перевес над противником, то им, вероятно, не было нужды прибегать к «правильному» сражению, плотно сдвигать строй, но было бы достаточно применить более привычную тактику, в которой непременно проявился бы их пресловутый θυμός. Довольно странно выглядит и описание войска Антиоха: более чем двукратное численное превосходство легкой пехоты над остальными родами войск (Luc. Zeux. 8) является совершенно нетипичным для эллинистических армий, даже если объяснять его, как это делает Лукиан, чрезвычайными условиями29.
Проведённое рассмотрение рассказа римского писателя заставляет признать, что он существенно искажает основные моменты сражения Антиоха против галатов и, стремясь максимально драматизировать повествование, практически лишает его реального исторического содержания (которое, вероятно, в том или ином виде присутствовало в использованном им сочинении эллинистического времени). То же самое (если даже не в большей степени!) допустимо отнести и к упоминанию писателем кельтских колесниц. В описании их действий в сражении против Антиоха невозможно не заметить явных несообразностей. Лукиан сообщает, что и 80 дрепанофор, и 160 биг галатов30 должны были вступить в сражение, вырвавшись «из середины (строя)» (ἐκ… τοῦ μέσου) галатов (Zeuxis. 8). Очевидно, это подразумевает, что колесницы находились за строем кельтской пехоты, Более нелепое построение трудно представить, и аналогов ему во всей древней истории мы не обнаруживаем. Каким образом фаланга (напомним — имеющая в глубину 24 воина и вдобавок «плотно сомкнутая»!) могла расступиться и пропустить столь значительное количество колесниц для атаки на врага (ἀνοίξαντες τὴν φάλαγγα καὶ διαστήσαντες ἐπαφῶσι)?! Ведь здесь рассказ ведётся не о вымуштрованной фаланге македонян, а о варварском войске, едва ли обладавшем необходимой выучкой. Об эффекте неожиданности речь в данном случае также не идёт, поскольку, по словам Лукиана, Антиоху и его командирам было прекрасно известно о существовании этих колесниц, что и позволило им по совету родосца Феодота избрать оптимальную тактику, основанную на неожиданном введении в бой слонов.
Таким образом, основной источник, на котором строятся мнения о наличии в войске кельтов в
Помимо сообщения Лукиана, А. К. Нефёдкин привлекает ещё один источник для иллюстрации своего предположения об использовании галатами боевых колесниц, высказывая мнение о возможном галатском происхождении дрепанофор, используемых Фарнаком II против Цезаря в битве при Зеле в 47 г. до н. э.36 Именно об этом эпизоде, по его мнению, может говорить Фронтин, сообщающий, что «Г. Цезарь… устроив частокол, перехватил и задержал серпоносные квадриги галлов» (Strat. II. 3. 18)37. Данную гипотезу тоже сложно принять. Конечно, в войске Фарнака, как предполагает
В заключение можно сказать следующее. Говоря о наличии у галатов боевых колесниц, следует отметить, что азиатские кельты, похоже, использовали их в куда меньших масштабах, нежели их европейские, особенно британские собратья. На вопрос же о существовании у галатов дрепанофор следует дать отрицательный ответ: упоминание об этом почти наверняка является литературной фикцией.
ПРИМЕЧАНИЯ