О. Л. Габелко

О злокозненности Лукиана, или несколько реплик о колесницах азиатских кельтов.

Текст приводится по изданию: «Studia historica». Volume III. Москва, 2003. С. 74—82.

с.74 Вопрос о при­ме­не­нии бое­вых колес­ниц, и в том чис­ле сер­по­нос­ных, ази­ат­ски­ми кель­та­ми дол­жен рас­смат­ри­вать­ся как состав­ная часть изу­че­ния воен­но­го дела гала­тов. К нему недав­но обра­тил­ся в сво­ем капи­таль­ном иссле­до­ва­нии А. К. Нефёд­кин1, ана­ли­зи­ру­ю­щий его в обще­кельт­ской пер­спек­ти­ве, т. е. на фоне про­веде­ния широ­ких ана­ло­гий с осо­бен­но­стя­ми исполь­зо­ва­ния колес­ниц гал­ла­ми Евро­пы. Одна­ко, на мой взгляд, под­ход иссле­до­ва­те­ля в этом вопро­се харак­те­ри­зу­ет­ся замет­ной про­ти­во­ре­чи­во­стью2, а пото­му неко­то­рые аспек­ты про­бле­мы долж­ны быть уточ­не­ны.

Преж­де все­го, сле­ду­ет отме­тить, что А. К. Нефёд­кин при рас­смот­ре­нии дан­но­го сюже­та поль­зу­ет­ся не вполне стро­гой логи­кой и мето­ди­кой, отме­чая, что, коль ско­ро «спо­соб веде­ния вой­ны у евро­пей­ских гал­лов и мало­азий­ских гала­тов был оди­на­ков», то и «для вери­фи­ка­ции сведе­ний… (о сер­по­нос­ных колес­ни­цах гала­тов. — О. Г.) воз­мож­но обра­тить­ся к кель­там Евро­пы»3. Такие рас­суж­де­ния в зна­чи­тель­ной мере услов­ны. Несо­мнен­но, при нали­чии крайне огра­ни­чен­но­го кру­га пись­мен­ных и веще­ст­вен­ных источ­ни­ков по исто­рии Гала­тии обра­ще­ние к евро­пей­ским мате­ри­а­лам выглядит необ­хо­ди­мым и неиз­беж­ным, но в этом нуж­но стро­го сле­до­вать чув­ству меры, ина­че спе­ци­фи­ка обще­ст­вен­ных инсти­ту­тов, поли­ти­че­ской орга­ни­за­ции, повсе­днев­ной жиз­ни и быта гала­тов ока­жет­ся без­воз­врат­но уте­рян­ной. Веро­ят­но, сам автор ино­гда «под­со­зна­тель­но» чув­ст­ву­ет неадек­ват­ность подоб­но­го под­хо­да (при­ме­ни­тель­но к ино­му мате­ри­а­лу — евро­пей­ско­му), о чём свиде­тель­ст­ву­ет выска­зан­ное им чуть ниже преды­ду­щей с.75 цита­ты заме­ча­ние: «Конеч­но, бел­ги были роди­ча­ми бри­тан­цев4… но антич­ных дан­ных о том, что и бел­ги употреб­ля­ли колес­ни­цу с сер­па­ми, у нас нет»5. Доба­вим, что бел­ги, веро­ят­но, нахо­ди­лись и в гораздо более близ­ком род­стве, и в более тес­ных кон­так­тах с жите­ля­ми Бри­та­нии, неже­ли гала­ты, так что к послед­ним сомне­ния в исполь­зо­ва­нии ими сер­по­нос­ных колес­ниц при­ме­ни­мы с не мень­ши­ми осно­ва­ни­я­ми, неже­ли к бел­гам. В мате­ри­аль­ной куль­ту­ре кельт­ских пле­мён, осев­ших на Бал­кан­ском п-ове в ходе той же мигра­ци­он­ной вол­ны, кото­рая занес­ла гала­тов в Ана­то­лию, ника­ких сле­дов колес­ниц не про­сле­жи­ва­ет­ся6, что опять-таки застав­ля­ет воз­дер­жать­ся от обя­зы­ваю­щих выво­дов. Нако­нец, при под­веде­нии ито­гов мас­штаб­ных архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, осу­ществляв­ших­ся в цен­траль­ной Малой Азии в тече­ние послед­них деся­ти­ле­тий7, так­же не было обна­ру­же­но каких-либо мате­ри­аль­ных остат­ков колес­ниц. Но это — все­го лишь ar­gu­men­ta e si­len­tio; их, как понят­но, по опре­де­ле­нию недо­ста­точ­но.

Пере­хо­дя к ана­ли­зу кон­крет­но­го источ­ни­ко­во­го мате­ри­а­ла, нач­нём с наи­бо­лее объ­ек­тив­ных и досто­вер­ных сведе­ний. В поль­зу нали­чия у гала­тов колес­ниц обыч­но при­вле­ка­ют­ся изо­бра­же­ния отдель­ных дета­лей этих бое­вых пово­зок на релье­фах хра­ма Афи­ны в Пер­га­ме8. К сожа­ле­нию, по ним невоз­мож­но опре­де­лить ника­ких кон­струк­тив­ных осо­бен­но­стей галат­ских колес­ниц; во вся­ком слу­чае, не вид­но, чтобы это были дре­па­но­фо­ры. Более того, сомне­нию сле­ду­ет под­верг­нуть и то, что эти изо­бра­же­ния сле­ду­ет свя­зы­вать имен­но с гала­та­ми: отнюдь не все ору­жие, пред­став­лен­ное на этих релье­фах, долж­но счи­тать­ся тро­фе­я­ми, захва­чен­ны­ми Эвме­ном II у гала­тов. В дан­ном слу­чае име­ют­ся все осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­гам­ский монарх уве­ко­ве­чил в этих изо­бра­же­ни­ях свое уча­стие на сто­роне рим­лян в зна­ме­ни­той бит­ве про­тив Антио­ха III при Маг­не­сии у Сипи­ла (189 г. до н. э.): сооб­ще­ния источ­ни­ков не остав­ля­ют сомне­ния в том, что имен­но его отряды удач­но дей­ст­во­ва­ли про­тив селев­кид­ских сер­по­нос­ных колес­ниц (Liv. XXXVII. 41. 9; App. Syr. 33—34)9.

с.76 В пись­мен­ных же источ­ни­ках име­ет­ся лишь два сооб­ще­ния о колес­ни­цах ази­ат­ских кель­тов. Одно из них, содер­жа­ще­е­ся у Плу­тар­ха (Mu­lier. virt. 258c), как ни жаль, не дает осно­ва­ний для надеж­ных выво­дов: в нем лишь крат­ко упо­ми­на­ет­ся кельт­ская ὄχη­μα — не вполне ясно даже, бое­вая ли это колес­ни­ца или про­сто повоз­ка (хотя пер­вое кажет­ся более веро­ят­ным, посколь­ку поль­зу­ет­ся ею лицо высо­ко­го обще­ст­вен­но­го ста­ту­са — галат­ский тет­рарх Сино­риг).

Вто­рое свиде­тель­ство тако­го рода тре­бу­ет тща­тель­ней­ше­го изу­че­ния. Оно долж­но счи­тать­ся клю­че­вым для отве­та на вопрос об исполь­зо­ва­нии гала­та­ми колес­ниц и в осо­бен­но­сти дре­па­но­фор; более того, дан­ное свиде­тель­ство сле­ду­ет рас­це­ни­вать как вооб­ще пер­вое по вре­ме­ни упо­ми­на­ние о при­ме­не­нии кель­та­ми колес­ниц, снаб­жён­ных сер­па­ми. Речь идёт об изло­же­нии хода зна­ме­ни­то­го сра­же­ния Антио­ха I (кото­рый полу­чил после бит­вы почёт­ное про­зви­ще Сотер — App. Syr. 65) про­тив гала­тов, закон­чив­ше­го­ся победой сирий­ско­го царя (ок. 275 г. до н. э.) и частич­но тем самым огра­ни­чив­ше­го галат­скую экс­пан­сию во вто­рой поло­вине 270-х гг. до н. э.10 Оно при­над­ле­жит писа­те­лю II в. н. э. Луки­а­ну (Luc. Zeu­xis. 8—11), а аллю­зии на это же собы­тие, воз­мож­но, содер­жат­ся и в дру­гих его про­из­веде­ни­ях11.

Исхо­дя из общих сооб­ра­же­ний, несо­мнен­но, что Луки­ан per se как досто­вер­ный источ­ник вос­при­нят быть не может — хотя бы пото­му, что он был не исто­ри­ком, а лите­ра­то­ром и жил спу­стя более чем 400 лет после опи­сы­вае­мых собы­тий. Но сле­ду­ет оста­но­вить­ся на вопро­се: откуда он мог почерп­нуть опи­са­ние сра­же­ния? Быть может, он исполь­зо­вал доста­точ­но надеж­ные сведе­ния? с.77 Оче­вид­но, имен­но из тако­го пред­по­ло­же­ния исхо­дят те авто­ры, кто видит в «Зевк­си­се» более или менее адек­ват­ное отра­же­ние исто­ри­че­ской реаль­но­сти. Часто пола­га­ют, что писа­тель опи­рал­ся на источ­ник элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни, како­вым счи­та­ют сочи­не­ние поэта Симо­нида из Маг­не­сии-у-Сипи­ла, опи­сав­ше­го победу Антио­ха над гала­та­ми (Su­da. s. v. Σι­μω­νίδης)12, но здесь необ­хо­ди­мы неко­то­рые уточ­не­ния. Дело в том, что тон рас­ска­за Луки­а­на, доста­точ­но скеп­ти­че­ски настро­ен­но­го по отно­ше­нию к «Сло­но­вой победе» Антио­ха и под­чёр­ки­ваю­ще­го чуть ли не слу­чай­ный харак­тер послед­ней, кате­го­ри­че­ски не вяжет­ся с тем, как дол­жен был бы опи­сать эту бит­ву Симо­нид: его поэ­ма навер­ня­ка пред­став­ля­ла собой пане­ги­рик Селев­киду13. Вме­сте с тем Симо­нид, жив­ший все­го лишь сто­ле­ти­ем поз­же втор­же­ния гала­тов и, воз­мож­но, создав­ший свою поэ­му по зака­зу Антио­ха Вели­ко­го14, едва ли мог опи­сать собы­тия (несо­мнен­но, ещё хоро­шо извест­ные его совре­мен­ни­кам) с чрез­мер­ным иска­же­ни­ем дета­лей к вящей сла­ве Антио­ха Соте­ра15. Не будем исклю­чать и того, что поэт вооб­ще мог быть совре­мен­ни­ком этой победы (см. прим. 11). Кро­ме того, и ход бое­вых дей­ст­вий Луки­а­ном, кажет­ся, изло­жен свое­об­раз­но: если Симо­нид опи­сал, как Антиох «сло­на­ми уни­что­жил их (гала­тов. — О. Г.) кон­ни­цу16», то Луки­ан упо­ми­на­ет о дез­ор­га­ни­за­ции кельт­ской кон­ни­цы лишь вскользь (Zeu­xis. 10), и в его рас­ска­зе цен­траль­ное место зани­ма­ет имен­но опи­са­ние воздей­ст­вия, кото­рое ока­зал ввод с.78 в бой сло­нов на галат­ские колес­ни­цы. Таким обра­зом, писа­тель из Само­са­ты либо имел в сво­ем рас­по­ря­же­нии какие-то сочи­не­ния о «Сло­но­вой бит­ве», поми­мо или вме­сто поэ­мы Симо­нида17, либо дол­жен был ради­каль­но пере­к­ро­ить ткань повест­во­ва­ния послед­ней сооб­раз­но сво­им вку­сам и твор­че­ским замыс­лам18. А они весь­ма оче­вид­ны: Луки­ан ничуть не стре­мил­ся к исто­ри­че­ской досто­вер­но­сти и, будучи авто­ром сочи­не­ния «Как сле­ду­ет писать исто­рию», в «Зевк­си­се» (точ­нее, в его «исто­ри­че­ской» части) абсо­лют­но не сле­до­вал соб­ст­вен­ным разум­ным настав­ле­ни­ям.

При­ме­ры тому весь­ма мно­го­чис­лен­ны, а не заме­тить их про­сто невоз­мож­но — и крайне стран­но, что в нау­ке до сих суще­ст­ву­ют оцен­ки рас­ска­за Луки­а­на как вполне досто­вер­но­го19. Писа­тель, в част­но­сти, дает подроб­ное опи­са­ние постро­е­ния гала­тов. Он сооб­ща­ет, что вар­ва­ры были постро­е­ны в плот­но сомкну­тую фалан­гу (τὴν φά­λαγ­γα καρ­τε­ρῶς συ­ναρα­ρυῖαν); на фрон­те сто­я­ли при­кры­тые щита­ми (προασ­πί­ζον­τας) вои­ны в брон­зо­вых пан­ци­рях; далее рас­по­ла­га­лись постро­ен­ные в 24 ряда гопли­ты, а на флан­гах нахо­ди­лось по 20 тысяч кон­ни­цы; были в их вой­ске и колес­ни­цы20. При всей веро­ят­ной неком­пе­тент­но­сти Луки­а­на в воен­ных делах21 его рас­сказ изоби­лу­ет столь стран­ны­ми дета­ля­ми, что его труд­но вос­при­ни­мать всерь­ёз22.

Нач­нём с опи­са­ния постро­е­ния гала­тов: писа­тель име­ну­ет его фалан­гой. Евро­пей­ские кель­ты, дей­ст­ви­тель­но, мог­ли сра­жать­ся плот­но сомкну­тым с.79 стро­ем, кото­рый фигу­ри­ру­ет у Цеза­ря имен­но как фалан­га (BG. I, 24—25)23. Одна­ко у нас нет ника­ких свиде­тельств того, что подоб­ное постро­е­ние исполь­зо­ва­лось гала­та­ми; даже если допу­стить, что тако­го рода дан­ные мог­ли до нас не дой­ти, глу­би­на строя фалан­ги в 24 шерен­ги выглядит совер­шен­но неправ­до­по­доб­ной. Непо­нят­но так­же, в чём состо­ит отли­чие меж­ду галат­ски­ми χαλ­κο­θώρα­κες24 и упо­ми­нае­мы­ми наряду с ними гопли­та­ми. Пони­мать ли это так, что вои­ны в брон­зо­вых пан­ци­рях в про­ти­во­по­лож­ность гопли­там не явля­ют­ся тяже­ло­во­ору­жён­ны­ми? Или, быть может, галат­ские гопли­ты, в отли­чие от вои­нов в пан­ци­рях, «при­кры­тых щита­ми25», щитов не име­ли?! Всё это — оче­вид­ные неле­по­сти, осо­бен­но если учесть, что и у евро­пей­ских, и у ази­ат­ских кель­тов защит­ные доспе­хи име­ли по боль­шей части пред­ста­ви­те­ли зна­ти, но никак не все бой­цы26, а щит, напро­тив, являл­ся непре­мен­ным атри­бу­том каж­до­го кельт­ско­го вои­на. Так что «тер­ми­но­ло­гию элли­ни­сти­че­ско­го воен­но­го искус­ства» (по выра­же­нию К. Штро­бе­ля) Луки­ан при­ме­ня­ет, мяг­ко гово­ря, весь­ма воль­но.

Излишне гово­рить о том, что явно завы­шен­ной кажет­ся чис­лен­ность галат­ско­го вой­ска: если в нём было 40 тыс. кон­ни­цы27, то сколь­ко же насчи­ты­ва­лось пехоты? И это при том, что, по сооб­ще­нию Ливия, в Азию пере­пра­ви­лось все­го 20 тыс. кель­тов, сре­ди кото­рых насчи­ты­ва­лось лишь 10 тыс. вои­нов (XXXVIII. с.80 16. 10)28. Делая скид­ку на обык­но­ве­ние антич­ных исто­ри­ков пре­уве­ли­чи­вать коли­че­ство вра­же­ских войск (осо­бен­но если это были вар­ва­ры), отме­тим, что если всё же кель­ты в этом сра­же­нии дей­ст­ви­тель­но име­ли зна­чи­тель­ный чис­лен­ный пере­вес над про­тив­ни­ком, то им, веро­ят­но, не было нуж­ды при­бе­гать к «пра­виль­но­му» сра­же­нию, плот­но сдви­гать строй, но было бы доста­точ­но при­ме­нить более при­выч­ную так­ти­ку, в кото­рой непре­мен­но про­явил­ся бы их пре­сло­ву­тый θυ­μός. Доволь­но стран­но выглядит и опи­са­ние вой­ска Антио­ха: более чем дву­крат­ное чис­лен­ное пре­вос­ход­ство лег­кой пехоты над осталь­ны­ми рода­ми войск (Luc. Zeux. 8) явля­ет­ся совер­шен­но нети­пич­ным для элли­ни­сти­че­ских армий, даже если объ­яс­нять его, как это дела­ет Луки­ан, чрез­вы­чай­ны­ми усло­ви­я­ми29.

Про­ведён­ное рас­смот­ре­ние рас­ска­за рим­ско­го писа­те­ля застав­ля­ет при­знать, что он суще­ст­вен­но иска­жа­ет основ­ные момен­ты сра­же­ния Антио­ха про­тив гала­тов и, стре­мясь мак­си­маль­но дра­ма­ти­зи­ро­вать повест­во­ва­ние, прак­ти­че­ски лиша­ет его реаль­но­го исто­ри­че­ско­го содер­жа­ния (кото­рое, веро­ят­но, в том или ином виде при­сут­ст­во­ва­ло в исполь­зо­ван­ном им сочи­не­нии элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни). То же самое (если даже не в боль­шей сте­пе­ни!) допу­сти­мо отне­сти и к упо­ми­на­нию писа­те­лем кельт­ских колес­ниц. В опи­са­нии их дей­ст­вий в сра­же­нии про­тив Антио­ха невоз­мож­но не заме­тить явных несо­об­раз­но­стей. Луки­ан сооб­ща­ет, что и 80 дре­па­но­фор, и 160 биг гала­тов30 долж­ны были всту­пить в сра­же­ние, вырвав­шись «из середи­ны (строя)» (ἐκ… τοῦ μέ­σου) гала­тов (Zeu­xis. 8). Оче­вид­но, это под­ра­зу­ме­ва­ет, что колес­ни­цы нахо­ди­лись за стро­ем кельт­ской пехоты, Более неле­пое постро­е­ние труд­но пред­ста­вить, и ана­ло­гов ему во всей древ­ней исто­рии мы не обна­ру­жи­ва­ем. Каким обра­зом фалан­га (напом­ним — име­ю­щая в глу­би­ну 24 вои­на и вдо­ба­вок «плот­но сомкну­тая»!) мог­ла рас­сту­пить­ся и про­пу­стить столь зна­чи­тель­ное коли­че­ство колес­ниц для ата­ки на вра­га (ἀνοίξαν­τες τὴν φά­λαγ­γα καὶ διασ­τή­σαν­τες ἐπα­φῶσι)?! Ведь здесь рас­сказ ведёт­ся не о выму­штро­ван­ной фалан­ге македо­нян, а о вар­вар­ском вой­ске, едва ли обла­дав­шем необ­хо­ди­мой выуч­кой. Об эффек­те неожи­дан­но­сти речь в дан­ном слу­чае так­же не идёт, посколь­ку, по сло­вам Луки­а­на, Антио­ху и его коман­ди­рам было пре­крас­но извест­но о суще­ст­во­ва­нии этих колес­ниц, что и поз­во­ли­ло им по сове­ту родос­ца Фео­до­та избрать опти­маль­ную так­ти­ку, осно­ван­ную на неожи­дан­ном введе­нии в бой сло­нов. А. К. Нефёд­кин, игно­ри­ру­ю­щий послед­нее обсто­я­тель­ство и счи­таю­щий Луки­а­но­во опи­са­ние аутен­тич­ным, нахо­дит ему парал­лель в рас­ска­зе о бит­ве при Сен­тине в 295 г. до н. э., где яко­бы с.81 так­же име­ла место «неожи­дан­ная (sic! — О. Г.) ата­ка кельт­ских колес­ниц, скры­тых от вра­га за стро­ем сво­ей пехоты31», одна­ко при­во­ди­мое им в ссыл­ке сооб­ще­ние Ливия (X. 28—29) рису­ет совер­шен­но иную кар­ти­ну. Рим­ский исто­рик не пояс­ня­ет, откуда напа­ли на ата­ко­вав­шую кава­ле­рию про­тив­ни­ка рим­скую кон­ни­цу галль­ские колес­ни­цы и повоз­ки (X. 28. 8—9), и оста­ёт­ся неяс­ным, была ли их ата­ка рим­ско­го строя фрон­таль­ной32 (что мог­ло бы про­изой­ти в слу­чае, если допу­стить, буд­то колес­ни­цы ата­ко­ва­ли вра­га через рас­сту­пив­ший­ся строй сво­их вои­нов — но об этом Ливий ниче­го не гово­рит). Что же каса­ет­ся опи­са­ния Поли­би­ем (II. 27—29) бит­вы при Тела­моне, на кото­рое так­же ссы­ла­ет­ся А. К. Нефёд­кин, то гре­че­ский исто­рик недву­смыс­лен­но заяв­ля­ет, что «повоз­ки и колес­ни­цы они (кель­ты. — О. Г.) поста­ви­ли сна­ру­жи у обо­их флан­гов» (τὰς δ᾿ ἁμά­ξας καὶ συ­νωρί­δας ἐκτὸς ἑκα­τέρου τοῦ κέ­ρα­τος πα­ρέσ­τη­σαν)33, а об уча­стии колес­ниц в ходе само­го боя вооб­ще ниче­го не сооб­ща­ет. Всё это застав­ля­ет кон­ста­ти­ро­вать, что опи­са­ние дей­ст­вий галат­ских колес­ниц Луки­а­ном име­ет мало обще­го с дей­ст­ви­тель­но­стью — как, впро­чем, и изло­же­ние хода бит­вы в целом. Ско­рее все­го, упо­ми­на­ние колес­ниц долж­но быть отне­се­но имен­но на счёт фан­та­зии Луки­а­на, а отнюдь не инфор­ма­ции его источ­ни­ка34.

Таким обра­зом, основ­ной источ­ник, на кото­ром стро­ят­ся мне­ния о нали­чии в вой­ске кель­тов в 270-х гг. до н. э. мно­го­чис­лен­ных колес­ниц и в том чис­ле дре­па­но­фор, «Зевк­сис» Луки­а­на, не может дать ров­ным сче­том ника­кой инфор­ма­ции о галат­ском втор­же­нии в Малую Азию, воору­же­нии и так­ти­ке кель­тов в это вре­мя — за исклю­че­ни­ем того, что в про­изо­шед­шей бит­ве с гала­та­ми Антиох I одер­жал победу бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию сло­нов по сове­ту родос­ца Фео­до­та35. Но в этом отно­ше­нии рас­сказ рим­ско­го сати­ри­ка ничуть не пре­вос­хо­дит дан­ных Суды о поэ­ме Симо­нида и даже, пожа­луй, усту­па­ет им за счет нагро­мож­де­ния с.82 псев­до­и­сто­ри­че­ских дета­лей, спо­соб­ных запу­тать иссле­до­ва­те­ля. При­чем речь здесь идет не о каких-то коли­че­ст­вен­ных иска­же­ни­ях — Луки­а­ну нель­зя дове­рять прак­ти­че­ски ни в чем.

Поми­мо сооб­ще­ния Луки­а­на, А. К. Нефёд­кин при­вле­ка­ет ещё один источ­ник для иллю­ст­ра­ции сво­его пред­по­ло­же­ния об исполь­зо­ва­нии гала­та­ми бое­вых колес­ниц, выска­зы­вая мне­ние о воз­мож­ном галат­ском про­ис­хож­де­нии дре­па­но­фор, исполь­зу­е­мых Фар­на­ком II про­тив Цеза­ря в бит­ве при Зеле в 47 г. до н. э.36 Имен­но об этом эпи­зо­де, по его мне­нию, может гово­рить Фрон­тин, сооб­щаю­щий, что «Г. Цезарь… устро­ив часто­кол, пере­хва­тил и задер­жал сер­по­нос­ные квадри­ги гал­лов» (Strat. II. 3. 18)37. Дан­ную гипо­те­зу тоже слож­но при­нять. Конеч­но, в вой­ске Фар­на­ка, как пред­по­ла­га­ет А. К. Нефёд­кин, «мог­ли быть и кель­ты», одна­ко саму Гала­тию он не захва­тил38. Кро­ме того, кажет­ся стран­ным выде­ле­ние Фрон­ти­ном имен­но гал­лов из всей мас­сы Фар­на­ко­ва вой­ска (как счи­та­ет иссле­до­ва­тель) — ни в каких иных источ­ни­ках этни­че­ская при­над­леж­ность всей этой армии или какой-то ее части никак не обо­зна­ча­ет­ся, а доволь­но подроб­ное опи­са­ние хода сра­же­ния (Bell. Alex. 73—76), начав­ше­го­ся совер­шен­но неожи­дан­но для Цеза­ря и рим­лян, кажет­ся, не остав­ля­ет воз­мож­но­сти счи­тать, что леги­о­не­ры успе­ли бы воз­двиг­нуть часто­кол и эффек­тив­но исполь­зо­вать его про­тив колес­ниц вра­га39.

В заклю­че­ние мож­но ска­зать сле­дую­щее. Гово­ря о нали­чии у гала­тов бое­вых колес­ниц, сле­ду­ет отме­тить, что ази­ат­ские кель­ты, похо­же, исполь­зо­ва­ли их в куда мень­ших мас­шта­бах, неже­ли их евро­пей­ские, осо­бен­но бри­тан­ские собра­тья. На вопрос же о суще­ст­во­ва­нии у гала­тов дре­па­но­фор сле­ду­ет дать отри­ца­тель­ный ответ: упо­ми­на­ние об этом почти навер­ня­ка явля­ет­ся лите­ра­тур­ной фик­ци­ей.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Нефёд­кин А. К. Бое­вые колес­ни­цы и колес­ни­чие древ­них гре­ков. СПб., 2001. С. 362—374.
  • 2Рас­смат­ри­вая ана­ли­зи­ру­е­мый ниже пас­саж Луки­а­на — глав­ный пред­мет иссле­до­ва­ния в дан­ной ста­тье, иссле­до­ва­тель пола­га­ет, что опи­са­ние сра­же­ния рим­ским писа­те­лем «явно вос­хо­дит к ком­пе­тент­но­му источ­ни­ку» (там же, с. 363), чему он в даль­ней­шем пыта­ет­ся при­не­сти неко­то­рые под­твер­жде­ния. Вме­сте с тем в при­ме­не­нии гала­та­ми дре­па­но­фор он сомне­ва­ет­ся (с. 364), а так­же при­хо­дит к выво­ду о нена­деж­но­сти упо­ми­на­ний нали­чия снаб­жён­ных сер­па­ми колес­ниц у кель­тов вооб­ще (с. 373—374). Одна­ко в рас­про­стра­нён­ном исполь­зо­ва­нии колес­ниц гала­та­ми А. К. Нефёд­кин, судя по все­му, не выра­жа­ет ника­ких сомне­ний. Любо­пыт­но, что в дру­гой рабо­те иссле­до­ва­тель при­ни­ма­ет на веру (лишь с неко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми) и сооб­ще­ние Луки­а­на о бое­вом постро­е­нии фра­кий­цев (Luc. Dia­lo­gi me­retr. 9. 5) (Нефёд­кин А. К. Бое­вой порядок три­бал­лов, или к вопро­су о фра­кий­ской так­ти­ке // Μνῆ­μα. Сбор­ник науч­ных трудов, посвя­щён­ный памя­ти про­фес­со­ра Вла­ди­ми­ра Дани­ло­ви­ча Жигу­ни­на. Казань, 2002. С. 504—505), хотя кон­текст рас­ска­за рим­ско­го сати­ри­ка не остав­ля­ет сомне­ний в том, что это — все­го лишь лите­ра­тур­ная деталь.
  • 3Нефёд­кин А. К. Бое­вые колес­ни­цы… С. 364.
  • 4Отме­тим, что это отнюдь не сле­ду­ет из при­во­ди­мой авто­ром ссыл­ки на Таци­та, где гово­рит­ся лишь о род­стве части насе­ле­ния Бри­та­нии, рас­по­ло­жен­ной бли­же все­го к Гал­лии, с гал­ла­ми (Tac. Agr. 11).
  • 5Нефёд­кин А. К. Бое­вые колес­ни­цы… С. 368.
  • 6О мате­ри­аль­ной куль­ту­ре бал­кан­ских кель­тов см. Дома­рад­ски М. Кел­ти­те на Бал­кан­ския полу­ост­ров. София, 1984. В гла­ве о мате­ри­аль­ной куль­ту­ре бал­кан­ских кель­тов (с. 98—106) ни о каких колес­ни­цах речи не идёт. На с. 45, прав­да, упо­ми­на­ет­ся об исполь­зо­ва­нии в бою колес­ниц кельт­ски­ми ари­сто­кра­та­ми (но не бал­кан­ски­ми, а вооб­ще) со стан­дарт­ны­ми ссыл­ка­ми на Поли­бия, Ливия, Плу­тар­ха, Фло­ра.
  • 7Dar­bys­hi­re G., Mit­chell S., Le­vent V. The Ga­la­tian Settle­ment in Asia Mi­nor // Ana­to­lian Stu­dies. 2000. Vol. 50. P. 83—84.
  • 8См. Al­ter­tü­mer von Per­ga­mon. Bd. II. B., 1885. Taf. XLIII.
  • 9П. Йек­кель гово­рит об элли­ни­сти­че­ском про­ис­хож­де­нии кон­ско­го доспе­ха, кото­рый мог так­же быть свя­зан­ным с колес­ни­ца­ми; он отме­ча­ет, кро­ме того, что было бы стран­ным счи­тать, буд­то на релье­фах хра­ма изо­бра­жа­лась такая «невы­ра­зи­тель­ная» часть галат­ских колес­ниц, как коле­со (Jae­ckel P. Per­ga­me­ni­sche Waf­fen­re­liefs // Waf­fen- und Kos­tümskun­de. Zeitschrift der Ge­sell­schaft für his­to­ri­sche Waf­fen- und Kos­tümskun­de. 1965. Ht. 2. S. 114—116); А. К. Нефёд­кин же в одном месте сво­ей работы в целом сле­ду­ет это­му мне­нию (с. 357—358), одна­ко далее без каких-либо ого­во­рок при­со­еди­ня­ет­ся к тем иссле­до­ва­те­лям, кото­рые наста­и­ва­ют на кельт­ском про­ис­хож­де­нии дан­ных пово­зок (с. 363—364).
  • 10Наи­бо­лее подроб­ное рас­смот­ре­ние это­го собы­тия (с пре­иму­ще­ст­вен­ным вни­ма­ни­ем к его обще­ис­то­ри­че­ско­му кон­тек­сту): Stro­bel K. Die Ga­la­ter. Ge­schich­te und Eige­nart der kel­ti­schen Staa­ten­bil­dung auf dem Bo­den des hel­le­nis­ti­schen Klei­na­sien. Bd. 1. B., 1996. S. 257—264. Кро­ме того, заслу­жи­ва­ет само­го вни­ма­тель­но­го отно­ше­ния ста­тья изра­иль­ско­го исто­ри­ка Б. Бар-Кох­вы (Bar-Koch­va B. On the Sour­ces and Chro­no­lo­gy of An­tio­chus I’s Battle Against the Ga­la­tians // PCPhS. 1973. № 199 (NS. № 19). P. 1—8), на кото­рую, к сожа­ле­нию, чаще все­го встре­ча­ют­ся лишь «глу­хие» ссыл­ки.
  • 11Эти сооб­ще­ния так­же не лише­ны инте­ре­са. В про­из­веде­нии «В оправ­да­ние ошиб­ки, допу­щен­ной в при­вет­ст­вии» (9) гово­рит­ся о том, что Антио­ху перед сра­же­ни­ем с гала­та­ми во сне явил­ся Алек­сандр Вели­кий; любо­пыт­но отме­тить, что победа сирий­ско­го царя в после­дую­щей бит­ве назва­на «уди­ви­тель­ной» (ταυ­μαστὴν νί­κην), что не вполне соот­вет­ст­ву­ет оцен­ке дея­ния, изло­жен­но­го в «Зевк­си­се» (см. далее). В «Диа­ло­гах гетер» (13. 1) упо­ми­на­ет­ся бит­ва, в кото­рой участ­во­ва­ли галат­ская фалан­га и кон­ни­ца (ни о каких колес­ни­цах, прав­да, речь не идет). Рас­ска­зы­ваю­щий об этом сра­же­нии Леон­тих — типич­ный mi­les glo­rio­sus, и пото­му вре­ме­нем дей­ст­вия допу­сти­мо счи­тать имен­но III в. до н. э., когда такой пер­со­наж стал неред­ким дей­ст­ву­ю­щим лицом в позд­не­ат­ти­че­ской комедии (хотя Луки­ан почти навер­ня­ка исполь­зо­вал в дан­ном слу­чае лите­ра­тур­ный штамп, став­ший к его вре­ме­ни уже обще­употре­би­тель­ным, не имея в виду ника­кой кон­крет­ной исто­ри­че­ской обста­нов­ки).
  • 12Mit­chell S. Ana­to­lia. Land, Men, and Gods in Asia Mi­nor. Vol. I. Ox­ford, 1993. P. 18; Нефёд­кин А. К. Бое­вые колес­ни­цы… С. 364 с биб­лио­гра­фи­ей. Сооб­ще­ние Суды тоже доста­точ­но про­ти­во­ре­чи­во. Так, он гово­рит о том, что Симо­нид жил при Антио­хе Вели­ком, победу кото­ро­го он и опи­сал, а это явно не соот­вет­ст­ву­ет ана­ли­зи­ру­е­мой нами ситу­а­ции: ведь этот эпи­тет обыч­но при­ла­га­ют к Антио­ху III. Б. Бар-Кохва пред­ло­жил ори­ги­наль­ное реше­ние этой про­бле­мы, ука­зав, что Антиох I и Антиох II име­ну­ют­ся в вави­лон­ских доку­мен­тах «Вели­ки­ми»; впро­чем, не исклю­че­на здесь и ошиб­ка авто­ра сло­ва­ря, либо пере­пу­тав­ше­го Антио­ха III с его пред­ком, одер­жав­шим «Сло­но­вую» победу, либо, напро­тив, при­пи­сав­ше­го Антио­ху I эпи­тет его одно­имен­но­го потом­ка (Bar-Koh­va B. Op. cit. P. 1—2). А. К. Нефёд­кин поче­му-то два­жды заяв­ля­ет о том, что про­тив­ни­ком гала­тов был имен­но Антиох III (Нефёд­кин А. К. Бое­вые колес­ни­цы… С. 363; 373), а при пере­во­де фра­зы Суды гово­рит о победе… Антио­ха Соте­ра (с. 364), хотя в тек­сте упо­ми­на­ет­ся имен­но Антиох Вели­кий.
  • 13«Эта победа сама по себе пред­став­ля­ла под­хо­дя­щий сюжет для поэ­ти­че­ско­го опи­са­ния и при­укра­ши­ва­ния» (Mit­chell S. Op. cit. P. 18).
  • 14Выра­же­ние γέ­γονεν ἐπὶ Ἀντιόχου τοῦ Με­γάλου мож­но пони­мать и как ука­за­ние на вре­мя жиз­ни Симо­нида, и как свиде­тель­ство того, что он жил при дво­ре Антио­ха.
  • 15Мас­шта­бы пре­уве­ли­че­ния дея­ний элли­ни­сти­че­ских вла­сти­те­лей в трудах при­двор­ных поэтов и писа­те­лей — вопрос дале­ко не одно­знач­ный. К при­ме­ру, Фео­крит, сыг­рав­ший нема­ло­важ­ную роль в оформ­ле­нии пред­став­ле­ний о боже­ст­вен­ной сущ­но­сти Пто­ле­ме­ев (см., напри­мер: Лады­нин И. А. Про­бле­ма гре­ко-еги­пет­ско­го син­те­за в Цар­ском куль­те при пер­вых Лагидах // Антич­ность и сред­не­ве­ко­вье Евро­пы. Вып. 3. Пермь, 1996. С. 22—31) сооб­ща­ет вполне реаль­ную инфор­ма­цию о терри­то­ри­аль­ных при­об­ре­те­ни­ях, совер­шен­ных Пто­ле­ме­ем II в Малой Азии (Idyll. XVII. 86—90).
  • 16Веро­ят­но, пото­му, что имен­но кон­ни­ца явля­лась в этом сра­же­нии глав­ной силой вар­ва­ров (Нефёд­кин А. К. Бое­вые колес­ни­цы… С. 364. Прим. 416).
  • 17См. выше, прим. 10.
  • 18С. Мит­челл оце­ни­ва­ет опи­са­ние Луки­а­на как «пре­уве­ли­чен­но фан­та­стич­ное» (Mit­chell S. Op. cit. P. 18).
  • 19Так пола­га­ет, в част­но­сти, автор ново­го и осно­ва­тель­но­го труда по исто­рии Гала­тии: Stro­bel K. Op. cit. S. 259—260 (Луки­ан дает «срав­ни­тель­но дель­ный эскиз хода бит­вы», он опи­сы­ва­ет бит­ву «в тер­ми­нах элли­ни­сти­че­ско­го воен­но­го искус­ства»); ср. Нефёд­кин А. К. Бое­вые колес­ни­цы… С. 363; Pig­gott S. The Ear­liest Whee­led Transport and the Cau­ca­sian Evi­den­ce // PPS. NS. 1969. Vol. 34. P. 233. Сомне­ния в исто­рич­но­сти рас­ска­за Луки­а­на или его отдель­ных дета­лей: Rei­nach Th. Les chars ar­més de faux chez les an­ciens Gau­lois // RC. 1899. T. 10. P. 415; Stä­he­lin F. Ge­schich­te der klei­na­sia­ti­schen Ga­la­ter. Leip­zig, 1907. S. 12—13. Anm. 2; Ri­vet A. L. F. A No­te on Scy­thed Cha­riots // An­ti­qui­ty. 1979. Vol. 53. № 208. P. 130. Мне­ние С. Мит­чел­ла см. выше. Б. Бар-Кохва, пожа­луй, всё же несколь­ко утри­ру­ет, когда гово­рит, что рас­сказ Луки­а­на обыч­но рас­це­ни­ва­ет­ся исто­ри­ка­ми как лишён­ный исто­ри­че­ской цен­но­сти (Bar-Koch­va B. Op. cit. P. 2).
  • 20О них см. спе­ци­аль­но далее.
  • 21См. о «книж­ном» харак­те­ре куль­ту­ры Луки­а­на: Зай­цев А. И. Луки­ан из Само­са­ты — древ­не­гре­че­ский интел­ли­гент эпо­хи упад­ка // Луки­ан. Сочи­не­ния. Т. 1. СПб., 2001. С. 13—14.
  • 22В дан­ном слу­чае я отча­сти раз­ви­ваю аргу­мен­та­цию Б. Бар-Кох­вы, кото­рый всё-таки пыта­ет­ся про­следить опре­де­лён­ную пре­ем­ст­вен­ность в сооб­ще­ни­ях Симо­нида и Луки­а­на. Я вижу зада­чу в ином — выяс­нить, что, как и поче­му иска­зил Луки­ан в сво­ём источ­ни­ке.
  • 23Прав­да, П. Кон­нол­ли отме­ча­ет, что такое постро­е­ние «в прин­ци­пе не было свой­ст­вен­но кель­там» (Кон­нол­ли П. Гре­ция и Рим. Энцик­ло­пе­дия воен­ной исто­рии. М., 2000. С. 115).
  • 24Это сло­во, несо­мнен­но, почерп­ну­то Луки­а­ном из поэ­ти­че­ско­го лек­си­ко­на; оно встре­ча­ет­ся толь­ко у Бак­хи­лида, Пин­да­ра и Софок­ла, а так­же в схо­ли­ях к этим авто­рам. Опять же сле­ду­ет под­черк­нуть, что вряд ли дан­ный тер­мин содер­жал­ся в поэ­ме Симо­нида: при его жиз­ни гала­ты про­дол­жа­ли сра­жать­ся в основ­ном обна­жён­ны­ми (см. прим. 25).
  • 25Само при­ча­стие προασ­πί­ζον­τας (асс.) и сход­ные с ним фор­мы — позд­не­го про­ис­хож­де­ния; они, по дан­ным TLG, не встре­ча­ют­ся в источ­ни­ках ранее I в. н. э. и, есте­ствен­но, это сло­во едва ли мог­ло содер­жать­ся в исполь­зо­ван­ном Луки­а­ном сочи­не­нии.
  • 26Кон­нол­ли П. Указ. соч. С. 124. Кажет­ся, в пись­мен­ных источ­ни­ках име­ет­ся лишь одно пря­мое упо­ми­на­ние о нали­чии доспе­хов у гала­тов: Гн. Ман­лий Вуль­сон гово­рит о том, что рим­ляне сни­ма­ли доспе­хи с уби­тых кель­тов, высту­пив­ших в 189 г. до н. э. на сто­роне Антио­ха III в бит­ве при Маг­не­сии (Liv. XXXVIII. 12. 8). В основ­ном кель­ты сра­жа­лись не обре­ме­нён­ны­ми одеж­дой, чему сохра­ни­лось доста­точ­ное коли­че­ство под­твер­жде­ний (напри­мер, ста­туи из Пер­га­ма). На фрон­тоне хра­ма Афи­ны пред­став­ле­но 8 целых или фраг­мен­тар­ных изо­бра­же­ний пан­ци­рей, в том чис­ле и «ана­то­ми­че­ских»; П. Йекель весь­ма аргу­мен­ти­ро­ва­но, на мой взгляд, кри­ти­ку­ет мне­ние, буд­то это — галат­ское ору­жие, и наста­и­ва­ет на его гре­ко-македон­ском про­ис­хож­де­нии. Соб­ст­вен­но же кельт­ски­ми выглядят толь­ко две коль­чу­ги, изо­бра­же­ния кото­рых так­же при­сут­ст­ву­ют на фрон­тоне (Jae­ckel P. Op. cit. S. 101—106. Taf. 28—37; ср. Wil­cox P., McBri­de A. Ro­me’s Ene­mies 2. Gal­lic and Bri­tish Celts. Men-at-Arms Se­ries. 158. P. 17; Кон­но­ли П. Указ. Соч. С. 123. Рис. 16).
  • 27А. К. Нефёд­кин по ошиб­ке гово­рит о двух тыся­чах кон­ни­цы с каж­до­го флан­га (Нефёд­кин А. К. Бое­вые колес­ни­цы… С. 363).
  • 28Совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли оце­ни­ва­ют чис­лен­ность гала­тов к момен­ту их пере­хо­да в Ана­то­лию в 30—35 тыс. чел. (Stro­bel K. Op. cit. S. 246).
  • 29Б. Бар-Кохва счи­та­ет эту деталь не вымыс­лом, но фак­том (Bar-Koch­va B. Op. cit. P. 3), хотя непро­сто пред­ста­вить, как в реаль­ной, а не «твор­че­ски скон­струи­ро­ван­ной» Луки­а­ном исто­ри­че­ской ситу­а­ции пол­ко­во­дец мог пой­ти на сра­же­ние при столь невы­год­ном — прак­ти­че­ски без­на­дёж­ном — соот­но­ше­нии не толь­ко чис­лен­но­сти, но и каче­ст­вен­но­го соста­ва войск. На сло­нов было бы упо­вать бес­по­лез­но!
  • 30Автор аргу­мен­ти­ро­ва­но кри­ти­ку­ет мне­ние тех иссле­до­ва­те­лей, кто пола­га­ет, буд­то колес­ни­цы мог­ли быть захва­че­ны кель­та­ми у их про­тив­ни­ков (С. 364; такую точ­ку зре­ния выска­зы­ва­ет, в част­но­сти, и К. Штро­бель — Stro­bel K. Op. cit. S. 260).
  • 31Там же. С. 363. В спе­ци­аль­ной ста­тье о колес­нич­ном деле кель­тов (Нефёд­кин А. К. Так­ти­ка эссед — кельт­ских бое­вых колес­ниц // Pa­ra bel­lum. Дай­джест. СПб., 2001. С. 119—125) иссле­до­ва­тель, одна­ко, не при­во­дит ника­ких подоб­ных при­ме­ров.
  • 32Per ag­men из тек­ста Ливия мож­но пере­ве­сти и как «через строй», и как «вдоль строя» (так в пере­во­де Н. В. Бра­гин­ской).
  • 33Пожа­луй, дан­ные несо­об­раз­но­сти сни­жа­ют цен­ность рас­суж­де­ний иссле­до­ва­те­ля о так­ти­ке колес­нич­но­го боя у кель­тов целом.
  • 34Мож­но пред­по­ло­жить, что упо­ми­на­ние об осна­щен­ных сер­па­ми колес­ни­цах появи­лось у Луки­а­на глав­ным обра­зом в резуль­та­те его стрем­ле­ния при­дать опи­са­нию бит­вы, как уже гово­ри­лось, боль­ший дра­ма­ти­че­ский эффект. Соро­ка тысяч кон­ни­цы (боль­шая часть кото­рой, мож­но не сомне­вать­ся, тоже плод его вооб­ра­же­ния) ему, види­мо, пока­за­лось недо­ста­точ­но для того, чтобы про­из­ве­сти на чита­те­ля долж­ное впе­чат­ле­ние! Кро­ме того, писа­тель, подоб­но исто­ри­кам совре­мен­но­сти, мог свя­зать инфор­ма­цию об исполь­зо­ва­нии колес­ниц (и сер­по­нос­ных в том чис­ле) евро­пей­ски­ми кель­та­ми, став­шую к его вре­ме­ни lo­cus com­mu­nis, с гала­та­ми. С дру­гой сто­ро­ны, было бы логич­но пред­по­ло­жить, что нали­чие у вар­ва­ров колес­ниц под­черк­нул бы и Симо­нид, тоже, без сомне­ния, заин­те­ре­со­ван­ный в воз­ве­ли­чи­ва­нии зна­че­ния Антиохо­вой победы.
  • 35Б. Бар-Кохва обос­но­ван­но пола­га­ет, что это имя вполне аутен­тич­но и содер­жа­лось в исполь­зо­ван­ном писа­те­лем источ­ни­ке (Bar-Koch­va B. Op. cit. P. 3).
  • 36Нефёд­кин А. К. Бое­вые колес­ни­цы… С. 369. В дру­гом месте моно­гра­фии автор спра­вед­ли­во отме­ча­ет, что часть армии Фар­нак мог набрать после захва­та Пон­та, исполь­зуя отцов­ские арсе­на­лы (с. 310) — и колес­ни­цы с сер­па­ми в том чис­ле. Это весь­ма похо­дит на прав­ду.
  • 37В пере­во­де А. Б. Рано­ви­ча прин­ци­пи­аль­но важ­ное сло­во fal­ca­ta поче­му-то не учте­но.
  • 38В этой обла­сти сохра­нял свою власть под­чи­нив­ший­ся Цеза­рю Дейотар (Bell. Alex. 67).
  • 39Кста­ти, дру­гое сооб­ще­ние Фрон­ти­на об исполь­зо­ва­нии тако­го тех­ни­че­ско­го сред­ства, как часто­кол, про­тив сер­по­нос­ных колес­ниц (Сул­ла про­тив Архе­лая в бит­ве при Херо­нее в 86 г. до н. э.), под­вер­га­ет­ся обос­но­ван­ной кри­ти­ке (Нефёд­кин А. К. Бое­вые колес­ни­цы… С. 306—309). При этом автор отме­ча­ет харак­тер­ные для Фрон­ти­на невни­ма­тель­ность и небреж­ность по отно­ше­нию к источ­ни­кам; ср. сход­ный взгляд: Гулен­ков К. Л. «Осо­бые под­разде­ле­ния» в армии Мит­ри­да­та Евпа­то­ра // Μνῆ­μα. С. 239—241. Не вполне понят­на пози­ция А. К. Нефёд­ки­на и в оцен­ке дан­но­го пас­са­жа Фрон­ти­на: выска­зав свое мне­ние, он тут же заме­ча­ет, что «и в этой бит­ве (при Зеле — О. Г.) часто­кол не сыг­рал ника­кой роли»… и после это­го сле­ду­ет весь­ма неожи­дан­ный вывод: «Таким обра­зом (?! — О. Г.), под Gal­li Фрон­ти­на мож­но видеть сол­дат Фар­на­ка».
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1360567693 1303322046 1341515196 1361796833 1361947188 1362065100