К вопросу о трансформации политики Октавиана в сфере идеологии в 36 г. до н. э.
Любезно предоставлено автором, 2013.
с.36 История второго триумвирата уже на протяжении многих десятилетий является объектом изучения историков-античников. В ее рамках, большое внимание специалисты уделяют изучению «пропаганды» противоборствующих сторон этой эпохи: сторонников Брута и Кассия, С. Помпея, Л. Антония, М. Антония, Октавиана. Этому способствует относительно хорошая освещенность идеологических контроверз в источниках. Наиболее полно они отражены в трудах Аппиана и Диона Кассия. Некоторые ценные замечания содержат сочинения Веллея Патеркула, Светония и др. Важную роль играют нумизматические и эпиграфические данные.
По мнению подавляющего большинства исследователей, 36 г.1 является поворотным пунктом в эволюции политической пропаганды Октавиана, так как мероприятия этого года несли в себе ростки будущего принципата и его идеологии2. Однако в последнее время раздается все больше голосов в пользу того, что в новых тенденциях можно видеть стремление Октавиана использовать в своих пропагандистских демаршах элементы с.37 «республиканской идеологии» и попытку ориентации триумвира на «республиканскую» аристократию3. По нашему мнению, такая точка зрения является ошибочной и проблема требует более детального изучения.
Из-за скудости источников и их противоречивости вопрос о сближении Октавиана в первой половине
О ситуации в 36 г. источники дают противоречивую информацию. Остается неясным, простил ли Октавиан после победы над С. Помпеем его приверженцев из высших сословий. В то время как Дион Кассий (Dio Cass., с.38 XLIX, 12) сообщает, что все, за немногим исключением, были казнены; Аппиан (App.,
Обратимся теперь непосредственно к мероприятиям 36 г. Говоря о почестях, предоставленных наследнику Цезаря сенатом и плебсом, вряд ли можно согласиться с К. Кристом, который считает их умеренными13. Аппиан сообщает, что при возвращении победоносного триумвира в Рим сенаторы и народ, украшенные венками, встретили его, выйдя на далекое расстояние от города (App.,
с.39 Сенат и народное собрание заочно осыпали Октавиана различными почестями16. Кроме того, сенат дал ему право либо принять все эти почести в целом, либо выбрать то, что он пожелает сам (Dio Cass., XLIX, 15). Дион Кассий указывает, что от некоторых почестей Октавиан отказался, так как они были чрезмерными (Dio Cass., XLIX, 15). Триумвир принял только овацию, ежегодный праздник дня победы над С. Помпеем и золотую статую на Форуме17. Так триумвир отказался от передачи ему от М. Лепида звания верховного понтифика, о чем было принято решение народного собрания (App.,
Овация состоялась 13 ноября 36 г.21 Несомненно, Октавиан намеренно отказался от триумфа, чтобы подчеркнуть, что победа была одержана не в гражданской войне над С. Помпеем, а в войне с беглыми рабами (RGDA, 25). Кроме учреждения с.40 ежегодного праздника в честь одержанной победы над С. Помпеем (App.,
Кроме перечисленных почестей, Октавиану была также дарована tribunicia potestas27 (App.,
Таким образом, почести, предоставленные наследнику Цезаря сенатом и плебсом, едва ли можно считать «республиканскими». Это были почести, которые получил всесильный диктатор, а не республиканский с.42 магистрат. Также следует отметить нагромождение различных почестей, весьма характерное для эпохи раннего принципата, но никак не для эпохи республики.
Гораздо больше «республиканизма» можно было бы усмотреть в мероприятиях самого Октавиана. Дион Кассий передает, что когда Октавиан прибыл в Рим, он собрал сенаторов вне померия, согласно древней традиции, и дал им отчет того, что сделал (Dio Cass. XLIX, 15). Однако, Аппиан излагает эту историю несколько иначе, делая акцент, не на древней традиции, а на агитации младшего Цезаря. Согласно греческому историку, Октавиан выступил с речью, где излагал свои дела и «меры управления государством» с начала политической карьеры и до победы над С. Помпеем. Причем триумвир выступил не только перед сенаторами, но и перед народом. Для нас очень важно замечание Аппиана о том, что это выступление Октавиана было записано и распространялось в виде отдельной книжки (libellus) (App.,
Таким образом, за исключением обещания о восстановлении res publica (об этом см. ниже), в речи наследника Цезаря не просматривается «республиканской» риторики. Это были вполне обычные заявления в духе римского «традиционализма»32.
Октавиан не только объявил об установлении мира и прекращении гражданских войн, но и сделал к этому реальные шаги. В сущности, все мероприятия были направлены на внутреннюю стабилизацию римского общества. Так, триумвир вернул многие права в государственном управлении с.43 ежегодным должностным лицам33 (App.,
Еще одним важным шагом стало возвращение 30 тыс. рабов их хозяевам (App.,
С точки зрения ориентации Октавиана на «республиканскую идеологию» очень важным является вопрос об обещании сына диктатора «восстановить» res publica в 36 г. Единственным источником по данному вопросу является Аппиан. Греческий историк сообщает, что наследник Цезаря «обещал вполне восстановить государственный строй после возвращения М. Антония из парфянского похода, ибо он был убежден, что и тот пожелает, с прекращением гражданских войн, сложить свою власть. Восхваляя за это Цезаря, его избрали пожизненным трибуном … Он принял и эту должность и от себя написал М. Антонию все, что думал относительно верховной власти» (App.,
Это обещание Октавиана было пропагандистским заявлением40. Оно было направлено, в первую очередь, в сторону сената и аристократии. Как было отмечено выше, после заключения Мизенского соглашения из Сицилии и других мест в Италию вернулось много аристократов и лиц сенатского и всаднического достоинств.
Подводя итоги, следует отметить, что к 36 г. наследник диктатора не имел значительной поддержки среди римской аристократии, и тем более среди сторонников сенатской республики. Его поддерживала небольшая часть нобилей, видевших в Октавиане возможность для удовлетворения своих политических амбиций.
Как мы видели, младший Цезарь не использовал в своей пропаганде «республиканских» лозунгов. Его пропаганда не выходила за рамки римского «традиционализма»46. Стремление к миру было основным мотивом, которым руководствовались италийские жители в своем отношении к различным политическим деятелям и событиям во время Сицилийской войны47. И Октавиан чутко уловил эти настроения. Основной чертой его политики в сфере идеологии после битвы при Навлохе стали лозунги мира, стабильности и процветания48. Фактически, все мероприятия триумвира были, в первую очередь, направлены на стабилизацию общественных отношений. Конституционные моменты отошли в этой агитации на второй план49. Заявления о «восстановлении» res publica было для Октавиана попыткой завоевать поддержку сенаторов, в том числе и вернувшихся после Мизенского соглашения нобилей. Такие заявления были только общим местом в пропаганде различных «партий» в эпоху второго триумвирата.
Рис. 1. Денарий. Октавиан. 36 г.
|
Рис. 2. Денарий. Секст Помпей. 42—
|
Рис. 3. Денарий. Октавиан. 36—
|
ПРИМЕЧАНИЯ