Катувеллауны и римляне:
развитие Веруламия в I—II вв. н. э.
с.190 Веруламий (совр. Сент-Олбанс, графство Хартфордшир), столица племени катувеллаунов, является уникальным городом Римской Британии1. Это единственный муниципий в провинции. Особый статус города известен из рассказа Тацита о восстании Боудикки. Историк писал, что бритты наряду с колонией в Камулодуне и Лондинием уничтожили «муниципий Веруламий» (Ann. XIV. 33)2.
Недвусмысленное, как кажется на первый взгляд, высказывание Тацита по-разному интерпретируется исследователями. Основной вопрос заключался в том, когда именно Веруламий получил статус муниципия. Р. Коллингвуд полагал, что это произошло уже в 43 г.3 Дж. Уочер и Дж. Крайтон приняли сообщение Тацита как вполне достоверное свидетельство о положении Веруламия в начале
В 1955 г. на северо-восточной границе форума были обнаружены пять фрагментов некогда масштабной надписи, установленной во время строительства форумо-базиликального комплекса (RIB. III. 3123). Сохранившиеся части текста позволяют датировать его (и, следовательно, обустройство центра города) временем наместничества Гн. Юлия Агриколы, а точнее — 79—
Вопрос о времени превращения столицы катувеллаунов в муниципий ярко иллюстрирует особенности корпуса доступных ныне источников и, соответственно, современных представлений о Веруламии I—
В данной работе мы попытаемся рассмотреть, как развивался город в I—
Впервые название «Веруламий» (в сокращённой форме VER/VERL) появилось в конце
Судя по отсутствию следов разрушений и молчанию традиции, во время вторжения Клавдия Веруламий без всякого сопротивления подчинился Риму. Более того, пока нет никаких подтверждений того, что римский гарнизон размещался в поселении катувеллаунов16.
В 1992 г. на северном берегу р. Вер, в районе Фолли Лэйн, было обнаружено богатое погребение, анализ которого позволяет подробнее рассмотреть судьбу бриттского Верламиона в годы римского завоевания17.
Погребение в Фолли Лэйн, согласно подробной реконструкции Р. Ниблетт, представляло собой огороженную прямоугольную площадь (170 на 117 м), в центре которой находилась квадратная погребальная камера, сложенная из дерева. Вокруг камеры шли дорожки, покрытые гравием. Это позволяет предположить, что тело покойника какое-то время было доступно для всеобщего обозрения и, возможно, осуществления каких-то докремационных ритуалов. Помимо тела, в камере находились вотивные предметы (украшения, сосуды и др.). Позже тело вместе с подношениями сожгли в углублении внутри деревянной камеры, сама камера была разрушена. Углубление с кремированными останками засыпали дёрном, на месте кремации установили деревянный столб. Чуть позже здесь построили небольшой храм римско-бриттского типа18. Благодаря фрагментам керамики и фибулам удаётся восстановить примерную дату кремации — конец 40 — начало
с.195 Богатый погребальный инвентарь, включавший, помимо ювелирных изделий и континентальной керамики (terra nigra, terra rubra, terra sigillata) элементы военного снаряжения, указывает, что умерший человек принадлежал к элите племени катувеллаунов. Возможно, это был правитель Верламиона, родственник Кунобелина и Каратака. Преобладание в погребении предметов из западных провинций империи позволяет предположить близкую связь умершего с Римом. В зависимости от точного времени жизни и смерти, он мог быть правителем-клиентом наподобие Прасутага и Когидубна, или аристократом, выступившим на стороне Клавдия в 43 г., или перенявшим, пусть и частично, римский образ жизни ещё до вторжения20.
Очень важной представляется дальнейшая судьба места погребения. После кремации оно не было заброшено и забыто, наоборот, как показывали археологические исследования, приобрело важный сакральный статус. В конце
Находившийся на возвышенности храм соединялся с городом и сооруженным при Агриколе форумом широкой дорогой, с.196 пересекавшей болотистую долину р. Вер с северо-востока на юго-запад. В 90 г. к западу от форума-базилики был возведен ещё один храм и деревянный театр, перестроенный в камне сорок лет спустя23. Входы в храм и театр, сцена были расположены так, чтобы сохранить визуальную связь с погребением и храмом в Фолли Лэйн. В середине
Судьба погребения в Фолли Лэйн демонстрирует несомненную преемственность в сакральной жизни доримского Верламиона и римского города. При этом сохранение традиции не означало её консервации, и культ общины катувеллаунов тесно переплетался с имперскими обычаями и привычками, становясь основой для общественной жизни римско-бриттского Веруламия.
Развитие городской архитектуры в I—
Во
На территории инсулы XIII в I—
Инвентарь, найденный в комнатах, показывает, что их функции различались. Контекст комнат 3 и 4, а также прилегающей к ним улицы содержит 38 костяных игл и заколок и 381 необработанную кость33. Помимо этого, в комнате 3 найдены свидетельства с.198 металлообработки — кусок свинца, более 200 бронзовых заклёпок и пр. Эта комната, очевидно, была мастерской, в которой трудились ремесленники, изготавливавшие украшения и аксессуары из металла и кости34. Примыкавшая к ней комната 4 выходила на улицу и могла быть торговой лавкой, где реализовывали произведённый товар.
Комнаты 7 и 10 предназначались для хранения продуктов питания, прежде всего зерна. Среди остатков зерновых преобладают ячмень и полба35. В комнате 5 располагалась печь, в комнате 1 — большая деревянная бочка, предназначавшаяся для пищевых отходов. Анализ фрагментов керамики показал, что среди сосудов преобладали бутыли, круглые кубки и небольшие чаши. Всё это позволяет согласиться с выводом Р. Ниблетт о том, что комнаты 1, 5, 7, 10 и 11 были частями таверны36. Логично будет предположить, что на втором этаже должны были находиться комнаты для временного ночлега и постоянного проживания. К сожалению, сохранность источников не позволяет сказать большего.
Жизнь таверны в инсуле XIII несложно представить — днём здесь кипела работа, мастера вытачивали из кости и делали из металла столовую посуду, аксессуары для одежды и косметические принадлежности, варилось пиво, готовилось жаркое. Горожане, привлечённые ароматами и криками зазывал, сворачивали с дороги к форуму и театру, трапезничали и торговались. Гости города, устав от путешествия, останавливались на ночлег. Такая таверна-мастерская не была уникальной для Веруламия — подобного рода заведения обнаружены в инсулах I и II.
Кто был хозяином таверны? Кто трудился в её комнатах? Кто посещал её? Однозначные ответы на эти вопросы дать, конечно, невозможно, но имеющиеся в нашем распоряжении источники позволяют сделать несколько наблюдений.
с.199 Во-первых, продукция мастеров инсулы XIII была достаточно проста и типична. Женские броши, костяные заколки, палочки для чистки ногтей, костяные ложки, металлические ключи, заклёпки и пр.37 — все эти предметы предназначались для удовлетворения повседневных нужд. Отсутствие среди них по-особому декорированных изделий указывает на относительную дешевизну и позволяет нам предположить, что их изготавливали местные мастера, а основными покупателями выступали горожане и жители ближайшей сельской округи.
Во-вторых, имеет значение то, что основным (и, судя по фрагментам керамики, единственным) напитком в таверне было пиво (cervisia). Пиво, варившееся в самых разных регионах империи38, считается некоторыми исследователями неотъемлемой частью солдатского рациона, редко употреблявшейся гражданским населением39. Но военные не могли быть основными посетителями таверны — присутствие в Веруламии хоть сколько-нибудь значительного гарнизона не подтверждается ни вещественными, ни эпиграфическими источниками. Следовательно, завсегдатаями таверны были бритты, прежде всего, местные жители, сохранившие привычку пить пиво с доримских времён. Подобное вкусовое предпочтение резко контрастирует с данными из колоний и Лондиния, население которых с удовольствием покупало вина с континента40.
В-третьих, есть свидетельства, связывающие таверну с континентом. Так, были найдены фрагменты большого сосуда (возможно, мортарии) с клеймом AT[…]/KAN[…]. Полная версия этого клейма, хорошо известного благодаря мортариям из Германии, гласит, чтос.200 «сосуд сделан Аттиком в канабах Бонны»41. Уникальность источника, с одной стороны, не позволяет делать каких-либо обобщающих выводов, с другой, указывает на то, что этот сосуд вряд ли был предметом импорта. Возможно, его привёз вместе с собой мигрировавший из Германии ремесленник, пивовар или торговец.
Многоэтажные строения, совмещающие в себе функции торговых лавок, таверн, мастерских и жилых домов, были признаком городской жизни в империи42, пришедшим в Верламион вместе с римской властью. Но следует отметить, что даже после появления форума и базилики, сооружения театра и многофункциональных домов с несколькими этажами Веруламий сохранил одну черту каттувеллаунского oppidum. Речь идёт о непосредственной связи поселения с сельским хозяйством. И при Клавдии, и при Флавиях, и при Антонинах в черте города (северо-западный угол инсулы IV, инсула V) и рядом с его границами возделывались земельные участки. Более того, территория инсулы XIX, с северо-восточной стороны примыкающая к форуму, во время очередной перестройки города в
Таким образом, материальные свидетельства об экономическом развитии Веруламия указывают на преобладание в его развитии бриттского начала. Мы полагаем, что по составу населения римский Веруламий мало отличался от катувеллаунского Верламиона.
Косвенные подтверждения этой мысли можно найти и в немногочисленных эпиграфических памятниках. Надписи на керамических сосудах содержат 31 имя, из которых большая часть (24) — типичные имена для жителей империи (
Кроме того, само отсутствие надгробных надписей также является аргументом в пользу преобладания бриттов среди населения Веруламия. По-видимому, обычай сооружать погребальные памятники с эпитафиями, понятный и естественный для многих социальных групп в империи (особенно для военных и торговцев), в обществе катувеллаунов не прижился.
Итак, на наш взгляд, римский Веруламий органически вырос из Верламиона. Имперские элементы в архитектуре, в хозяйстве, в сакральной сфере, в повседневной жизни словно «нанизывались» на исходный бриттский «каркас», постепенно переплетаясь и «сживаясь» с ним. При этом нельзя сказать, что Веруламий был исключительно катувеллаунским городом. Здесь могли жить и работать выходцы из других регионов империи (как грек Орей или безвестный владелец мортарии Аттика), но их влияние и место в городской общине вряд ли были значительными. В этом смысле Веруламий существенно отличается от других городов с особым статусом в Британии — колоний и Лондиния.
В заключение хотелось бы ещё раз вернуться к вопросу о том, как и когда Веруламий получил статус муниципия. Своеобразное и непрерывное развитие города, преемственность сакральной традиции и власти, демонстрируемая погребением в Фолли Лэйн, отсутствие римских гарнизонов — всё это указывает на то, что во время римского вторжения община Верламиона заняла однозначно проримскую позицию. Попытаемся кратко реконструировать ход событий.
Когда началось римское вторжение, погребённый в Фолли Лэйн вождь, приходившийся, вероятно, родственником Каратаку, не с.202 поддержал его в борьбе с Клавдием47. Такой поступок почти наверняка предопределил исход противостояния, поскольку Каратак остался без поддержки значительной части катувеллаунов, собственного племени, и был вынужден бежать на запад острова, к силурам. В награду за лояльность Клавдий даровал общине Верламиона почётный статус муниципия. Несоответствие внешнего вида города и его статуса справедливо смущает исследователей, но стоит отметить, что по итогам Британской кампании Клавдий принял необычное решение — даровал Авлу Плавтию, руководившему войсками, овацию48 (Suet. Claud. 24. 3). Учитывая это решение императора, можно допустить, что права муниципия были дарованы Верламиону в исключительном порядке за особую помощь в покорении Британии. Впрочем, на данный момент это лишь гипотетическая реконструкция, которая требует дальнейшей проверки источниками.
ПРИМЕЧАНИЯ