Religio castrensis и воинский этос в армии императорского Рима
с.109 Современные исследователи, изучающие религиозную жизнь Древнего Рима, справедливо отмечают, что в реальности не существовало некой единой «римской религии», но правильнее говорить о «римских религиях, соответствующих различным социальным группам: городу, легиону, подразделениям легионов, коллегиям служащих или ремесленников, кварталам, семьям и т. д.»1. Среди всего огромного многообразия религиозных представлений и культовых практик римского мира особое место, несомненно, принадлежит религии военных людей, или, по более конкретному и ёмкому выражению Тертуллиана, religio castrensis (Apol. 16. 8; Ad nationes. I. 12).
Христианский апологет не без веских на то оснований усматривал ее сущность и главное содержание в поклонении военным штандартам (signa militaria). С такой точкой зрения, по существу, был солидарен и основоположник изучения религии римской армии А. фон Домашевский, который считал её ядром культ знамён и писал даже о преобладании среди армейских культов (по меньшей мере до эпохи Северов) Fahnenreligion2. Не подлежит сомнению, что именно поклонение военным значкам и штандартам, имевшим характер объектов подлинно религиозного почитания, было наиболее тесным образом связано с ценностными приоритетами римских солдат. Об этой стороне солдатской религии автору этих строк уже приходилось писать3. Поэтому в предлагаемой работе предметом нашего внимания станут другие аспекты такой важной, но всё ещё недостаточно исследованной проблемы, как соотношение религиозных практик и представлений с военно-этическим ценностями императорской армии.
При изучении данных аспектов мы считаем целесообразным использовать понятие этоса, как оно понимается, например, в известной работе М. Оссовской4. По её мнению, этос — это то, что относится к сфере практической морали, воплощённой в нравах, привычках, суждениях и оценках, стиле жизни определённой общественной группы, и охватывает такие ценности, которые часто не совпадают с теми, что являются предметом этики, т. е. официально санкционированным и публично с.110 поощряемым, нередко идеологически обоснованным поведенческим кодом, эксплицитно формулируемым в качестве нормативного идеала. На наш взгляд, воинский этос следует рассматривать как эмпирическое восприятие и практическую реализацию в солдатской среде того военно-этического кодекса, который, с одной стороны, вырабатывается непосредственно в практике военной деятельности и общения в армейской среде, а с другой, предъявляется обществом и государством вооружённым силам, официально пропагандируется и закрепляется в сакральных и правовых нормах5.
Объектом нашего анализа будут главным образом вотивные надписи, сделанные солдатами и офицерами императорской армии. Эти любопытнейшие и достаточно многочисленные памятники несут исключительно ценную, во многом уникальную информацию об иерархии и содержании ценностей, бытовавших в военной среде, и показывают их теснейшую взаимосвязь с религиозными установлениями и чувствами. Однако в таком ракурсе данные памятники, насколько я могу судить, специально ещё не изучались. Не имея возможности в рамках данной статьи охватить все известные эпиграфические материалы, несущие соответствующую информацию, мы ограничимся только наиболее интересными и показательными свидетельствами, позволяющими выявить корреляцию военно-этических представлений и религиозно-культовой практики римской армии.
Прежде чем непосредственно приступить к рассмотрению этих свидетельств, нужно сделать несколько предварительных замечаний общего плана. Во-первых, стоит отметить, что для самих римлян, чрезвычайно гордившихся своим благочестием и религиозностью6, неразрывная взаимосвязь религии с военным делом и войной представлялась очевидной и чрезвычайно важной7. Достаточно напомнить известные слова Сенеки Младшего о том, что «первые узы военной службы — это религия» (Epist. 95. 35: primum militiae vinculum est religio). Согласно же сентенции, высказанной автором «Александрийской войны», в сражениях «более всего помогает милость бессмертных богов, которые вообще принимают участие во всех превратностях войны, особенно же там, где всякие человеческие расчёты бессильны» с.111 (пер.
Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что religio castrensis в том виде, в каком она предстает в эпоху Империи, когда, по существу, о ней только и можно говорить как о специфическом феномене, связанном с превращением армии в особую корпорацию, в высшей степени неоднородна. Армейская религиозно-культовая практика отличалась большим многообразием и широким плюрализмом, как с точки зрения ее локальных вариантов, так и с точки зрения структуры и иерархии самих вооруженных сил Империи: в различных регионах дислокации, в разных родах войск, частях и подразделениях, на разных уровнях армейской иерархии обнаруживаются специфические особенности и в выборе наиболее популярных божественных покровителей, и в принятых формах их почитания. Нельзя забывать также о неизбежных диахронических изменениях, об индивидуальных вкусах и пристрастиях, о переменчивых веяниях религиозно-политической «моды», связанной с определенными предпочтениями того или иного правителя. Кроме того, характер и состояние наших источников сильно усложняют задачу полной и разносторонней реконструкции многих феноменов, относящихся к религии римской армии. Данные литературных свидетельств, эпиграфики, археологии и папирологии подчас бывает очень сложно соотнести друг с другом, т. к. они отражают разные стороны культовой практики и религиозных взглядов и чувств солдат.
Было бы, однако, ошибкой полностью отрицать определенное единство religio castrensis, которое обусловлено как устойчивыми, консервативными традициями (восходящими часто к очень ранним временам), так и сознательными, целенаправленными усилиями военных властей, использовавших религию как весьма эффективное средство морально-политического и идеологического воздействия на солдатскую массу, становившуюся с течением времени все более разнородной по своему происхождению и культурному облику. Единство — и даже известное с.112 единообразие — религиозной жизни в армии обеспечивалось, в частности, стандартным для всех воинских формирований религиозно-праздничным календарём. Его образец, относящийся к правлению Александра Севера (скорее всего к 223—
Профессионально-корпоративное сознание римских воинов в значительной мере было пронизано религиозными интенциями. Можно утверждать, что по большому счету сама военная служба в Древнем Риме изначально рассматривалась как исполнение долга не только гражданского, государственного, но и религиозного, как служение в первую очередь богам11. Прежде всего это связано с институтом военной присяги (sacramentum militiae), которая в Риме всегда была и оставалась по своей сути актом религиозным — «священным таинством Римской державы», как выражается в одном месте Геродиан (VIII. 7. 4)12. Нарушение присяги считалось с.113 преступлением против богов (nefas), а виновный в этом становился sacer, т. е. предавался проклятию13. Весьма примечательно употребление в ряде текстов выражения religio sacramenti («святость присяги»), причем встречается оно не только в сугубо риторическом контексте, как, например, у Тита Ливия (XXVI. 48. 12; XXVIII. 27. 4) или в одном из Латинских панегириков (IX. 24. Baehrens. P. 211), но и в одной из конституций Каракаллы (Cod. Iust. VI. 37. 8). Вполне вероятно, что в изложенной Вегецием формуле присяги, относящейся уже к позднеримскому времени и имеющей явное христианское содержание14, сохранился традиционный, «языческий» взгляд, согласно которому военная служба и верность тому, кому принесена присяга, являются, соответственно, службой и верностью божеству15.
Таким образом, можно констатировать, что, по римским представлениям, достойная служба отечеству и императору, воинская доблесть и честь были неотделимы от такой основополагающей римской ценности, как pietas — «благочестие», которую исследователи по праву признают и одной из отличительных черт солдатской ментальности16. Римский солдат проявлял, а иногда и прямо подчёркивал это благочестие не только тогда, когда исполнял обеты тем или иным божествам или совершал религиозные акты в честь правящих императоров17. Благочестие в некоторых с.114 случаях прямо отмечается в качестве главной отличительной черты всей прожитой солдатом жизни. В надгробной надписи (датируемой 57—
В высшей степени показательно, что благочестие, неотделимое от храбрости и верности, на официальном уровне признавалось как почетнейшее качество, которым могли обладать и целые легионы, и отдельные воины. Весьма интересна в этом отношении надпись из Майнца (Mogontiacum), датируемая 229 г., в которой сообщается о принесении военным трибуном (?) дара Pietati leg(ionis) XXII Pr(imigeniae) [Alexandr(ianae)] p(iae) f(idelis) et Honori aquilae (CIL. XIII. 6752). Благочестие конкретного легиона и Честь орла выступают здесь, таким образом, как обожествленные абстракции. Титул pia присваивался, наряду с другими почетными наименованиями, многим легионам (в частности, III Августову, VII Клавдиеву, II Вспомогательному, II Парфянскому и другим18). Даже в таких официальных документах, как сенатские постановления или военные diploma, содержатся иногда специальные формулировки, отмечающие соответствующие качества, проявленные солдатами на императорской службе. Например, в известном сенатусконсульте по делу Гн. Пизона-отца сенат восхваляет воинов, которые проявили верность и благочестие по отношению к дому Августа (quam fidem pietatemq(ue) domui Aug(ustae) praestarent)19. с.115 А в недавно найденном военном дипломе от 5 сентября 85 г. н. э. говорится о предоставлении ius conubii воинам преторианских и городских когорт, «которые отслужили храбро и благочестиво» — quibus fortiter et pie militia functis20.
Разумеется, официальные оценки и представления могут существенно расходиться с реальным поведением и ценностями простых солдат, но не подлежит сомнению, что первые служили определенными ориентирами для вторых. Чтобы обнаружить конкретное содержание солдатского благочестия, следует рассмотреть памятники, принадлежащие отдельным воинам, обратив внимание на отмечаемые во многих надписях обстоятельства и мотивировки принесения и исполнения обетов, а также на состав тех божеств, которым адресовывались солдатские vota. Рассмотрим эти моменты по порядку.
Прежде всего нельзя пройти мимо того факта, что в целом ряде надписей указывается, что обет был дан при самом вступлении на военную службу или в младших чинах, а исполнен уже при выходе в отставку или в связи с получением более высокого чина. Приведем ряд наиболее характерных примеров. Так, ветеран, бывший корникулярий трибуна М. Анниолен Фавст, выйдя в почетную отставку, сделал посвящение Юпитеру Статору, которое обещал ещё будучи рядовым воином — quod miles voverat (ILAlg. I. 1027). Также по увольнении в отставку в 194 г. исполнил обет, принятый ещё в бытность солдатом (quod miles susceperam), бенефициарий консуляра М. Монтаний Целер (AE. 1996. 1181). Эвокат Августа Секст Атузий Приск поставил алтарь Тиберину, который обещал, когда еще служил рядовым солдатом (caligatus) (ILS. 2152 = Фёдорова. 339). Вообще количество посвящений, как индивидуальных, так и коллективных, сделанных по случаю увольнения в почетную отставку (honesta missio), очень велико; и хотя далеко не во всех из них указывается на конкретные обстоятельства принесения соответствующих обетов, можно предположить, что успешное завершение долгой, зачастую многотрудной и опасной воинской службы солдаты напрямую связывали с благорасположением и помощью богов, которым и делали посвящения, не скупясь при этом на немалые расходы21. с.116 Очевидно, что во многих случаях моменты принесения и исполнения соответствующих обетов разделялись немалым временным интервалом.
Ещё более любопытны свидетельства, которые указывают на то, что римские воины напрямую связывали с божественным покровительством свои успехи в служебной карьере. Некоторые солдаты, вероятно, мечтали о них в самом начале своего боевого пути, подобно примипилу I Италийского легиона Л. Максимию Гетулику, который в 184 г. после 57 лет службы исполнил Августовой Победе Всебожественной Святейшей обет, принесённый им, когда он ещё был новобранцем при
Причиной выполнения обета, разумеется, могли быть не только повышения в чинах, но и получение других почетных званий, жреческих или магистратских. Так, во времена Элагабала М. Антоний Прокуллей из всаднических турм принёс дар Вечной Победе Августа по случаю получения почетной должности эдила — ob honorem aedilitatis (CIL. VIII. 9754). Сошлёмся также на две посвятительные надписи из Ламбеза, принадлежащие ветеранам III Августова легиона. Они совершили посвящения и принесли дары счастливой Адриановой курии ветеранов по случаю оказанной им чести в виде должности постоянного фламина — ob honorem flamonii (sic) perpetui quem in se contulerunt. Первый из них, К. Юлий Рогат, бывший разведчик (speculator) посвятил свой дар Меркурию Августу (AE. 1968. 646), а второй, М. Виррий Диадумен (отметивший, кстати, что почетная должность жреца была предоставлена ему в его отсутствие — in se absentem contulerunt), — Виктории Августе (AE. 1916. 22).
Надо сказать, что успешная карьера и почести интересовали не только рядовых и младших командиров, но и офицеров высокого ранга. В этой связи стоит обратить внимание на два памятника. Один из них принадлежит Тенею Лонгу, служившему под началом консуляра Ульпия Марцелла. Когда по приказу императоров (скорее всего, имеются в виду Марк Аврелий и Коммод) он в звании префекта конницы был украшен lato clavo (широкой пурпуровой полосой на тунике — знак сенаторского достоинства) и назначен квестором, он воздвиг алтарь местному британскому божеству Аноцитику (RIB. 1329). Ещё более примечательна вторая надпись, происходящая из Ламбеза и представляющая собой стихотворный текст, в котором от лица префекта лагеря Альфена Вара говорится, что он увидел во сне Отца Либера Биматра (= Bimater, т. е. имеющего двух матерей), рожденного Юпитером из молнии, и получил от него повеление восстановить базу статуи и храм, посвящённый Либеру и с.118 Пану. Сообщив об исполненном обете, Фортунат просит бога: «Сделай (так), чтобы увидел я Рим и был прославлен почетом и увенчан на службе государям!»25.
Военная жизнь, безусловно, предоставляла солдатам и немало различных других поводов для обращения за поддержкой богов. В частности, участвуя в боевых походах и выполняя, нередко с риском для жизни, различные миссии вдали от мест постоянной дислокации, воины приносили обеты за счастливое возвращение. Примечательна в этом плане анонимная надпись на фрагменте мраморной колонны из Преслава в Нижней Мезии, датируемая временем правления Александра Севера (AE. 1991. 1378). Она принадлежит солдату I Италийского легиона, служившему бенефициарием консуляра и корникулярием прокуратора. В ней сообщается, что по обету, принесённому, когда он в качестве новобранца отправлялся на Боспорскую войну, он поставил посвящение, чтобы освободиться от многих опасностей в стране варваров благодаря помощи божества, имя которого не сохранилось: quot (sic!) tiro proficiscens in bello Bosporano voverat et adiuvante numene (sic!) [e]ius multis periculis in barbarico liberatus sit merito votum posuit26. Три бойца из турмы Оптата воздвигли алтарь Гению своей турмы во исполнение счастливейших обетов (votis felicissimis), посвятив его Непобедимому Геркулесу и всем богам и богиням за здравие Септимия Севера и Каракаллы, а также своих начальников по случаю возвращения своего отряда — ob reditu numeri (CIL. VI. 224 = ILS. 2185; ср. ILS. 2186 — аналогичное посвящение Гению турмы pro salute, itu, reditu et victoria императора Септимия Севера).
В данном контексте стоит также обратить внимание на обычай, распространенный среди солдат-бенефициариев, которые несли службу на отдельных специальных постах. По завершении своей командировки (expleta statione) они имели обыкновение исполнять обеты различным богам, в первую очередь традиционным римским божествам, а также Гениям местности, воздвигая в их честь алтари и посвящения27.
Обеты богам за удачное возвращение из боевого похода или экспедиции могли исполняться также и командирами частей и подразделений. Военный трибун IV с.119 Македонского и XXI Хищного легионов в Германии, вернувшись оттуда в Рим, принёс дар Геркулесу Непобедимому (ILS. 2706 = Фёдорова. 182). В 199 г. посвящение Виктории Августе за здравие императоров Септимия Севера и Каракаллы по случаю возвращения в свой лагерь в Верхней Паннонии II Вспомогательного легиона ([ob re]duc(tam) leg(ionem) II Adi.) сделал легат Л. Бэбий Цецилиан (AE. 1976. 544). В большой стихотворной надписи из Бу Нджем (древний Gholaia или Golas в Триполитании), сделанной центурионом III Августова легиона Кв. Авидием Квинтианом и датируемой 202—
Надо сказать, что в солдатской эпиграфике находят отражение и другие очень важные ценностные представления. Многочисленные посвящения, совершаемые по разным случаям Гениям легионов, центурий и других подразделений, лагеря, претория, схол, коллегий и т. д., часто в сочетании с богами римского пантеона и (или) туземными божествами, безусловно, свидетельствуют о приверженности солдат и командиров своим боевым соратникам и тем воинским формированиям, в которых проходила их служба30. Особенно интересны те посвятительные тексты, в которых с.120 угадываются действительно неформальные и очень прочные чувства привязанности к своей части и сослуживцам. Так, солдаты III Августова легиона, который был распущен после событий 238 г. Гордианом III и восстановлен спустя 15 лет Валерианом31, по всей видимости, на протяжении всего этого срока сохранили привязанность к родной части и, вернувшись из Реции в Гемеллы, исполнили обет Виктории Августе (CIL. VIII. 2482 = 17976 = ILS. 531). А Саттоний Юкунд, центурион-примипил этого же легиона, поставил в 255 г. по обету статую Марсу militiae potenti («владычествующему над военной службой») и отметил в своем посвящении, что он первый после восстановления легиона возложил свой центурионский жезл возле легионного орла: primus leg(ione) renovata aput aquilam vitem posuit (CIL. VIII. 2634 = ILS. 2296).
О таких же чувствах свидетельствуют многочисленные посвящения, сделанные различным божествам непосредственно за благополучие и безопасность (pro salute et incolumitate) соратников по легиону или подразделению. Не останавливаясь подробно на надписях этой группы, обратим внимание только на одну очень существенную, на наш взгляд, деталь: в ряде посвящений обет исполняется не только по отдельности, но и одновременно за благополучие и императоров, и воинов32. Так, центурион и кампидоктор VII Сдвоенного легиона сделал в 182 г. посвящение Marti Campestri за благо Коммода Августа и конных телохранителей (CIL. II. 4083), а протектор и препозит Виталиан исполнил обет Iovi Optimo Maximo Monitori за благо и невредимость императора Галлиена и воинов вексилляций германских и британских легионов с их вспомогательными войсками (CIL. III. 3228, p. 2382, 182 = ILS. 546). В надписи же центуриона II Августова легиона М. Либурния Фронтона говорится об исполнении аналогичного обета Юпитеру Долихену и N[u]minibus Aug(ustorum) за благо Антонина Пия и легиона (RIB. 1330). Пожалуй, наиболее интересна в этом ряду надпись, в которой сообщается, что в 158 г. за благо императора Антонина Пия, сената и римского народа, а также легата, светлейшего мужа Фусцина, и III Августова легиона и его вспомогательных частей на свои деньги устроил в Ламбезе место для почитания мавретанских богов некий К. Атий (или Катий) Сацердот, не указавший своего чина, но, по всей видимости, солдат или офицер (возможно, ветеран) данного легиона: (diis) Mauris d(e) s(ua) p(ecunia) et locum с.121 instituit, quos coli… (CIL. VIII. 2637, p. 1739 = ILS. 342)33. Здесь мы видим восприятие благополучия императора, государства, народа и войск в нераздельном и органическом единстве. Данный памятник показывает, что и в середине II столетия патриотические чувства отнюдь не были чужды римскому солдату. Любопытно, что они вполне могли сочетаться с поклонением божествам тех регионов, где римские воины несли свою службу. С религиозной точки зрения примечателен также и тот факт, что поклонение Гению и numen императоров нередко сочетается в одном посвящении с гениями воинских частей и подразделений. Например, трибун I Верной конной тысячной когорты вардулов, римских граждан, Флавий Тициан на свои средства поставил алтарь Num(ini) Aug(usti) et Gen(io) coh(ortis) (RIB. 1083), а бенефициарии легата в 216 г. сделали посвящение Юпитеру, Гению императора (Каракаллы) и Гению лагеря (AE. 1963. 45). В позднейшем же из известных посвящений Гению воинской части34, в надписи на алтаре из Сингидунума в Верхней Мезии, сделанной бывшим префектом легиона, Гений IV Флавиева легиона фактически отождествлен с Гением императоров Диоклетиана и Максимина: Genio
Очевидно, однако, что многих солдат в условиях нелегкой службы одолевали и совсем другие чувства, в том числе и тоска, за избавление от которой также надлежало почтить божество. Об этом красноречиво свидетельствует вотивная надпись, сделанная всадником III Августова легиона Элием Севером. Он поставил и посвятил обещанный по обету алтарь Фортуне Августе после избавления от душевной тоски: explicitus desiderio animi sui aram quam voverat Fortunae Aug(ustae) l(ibens) a(nimo) reddidit eamque dedicavit (CIL. VIII. 2593 = 18092 = ILS. 2326).
Посвящение алтарей и других достаточно дорогостоящих вотивов не было, конечно, заурядным эпизодом в повседневной жизни солдат и знаменовало, по-видимому, только по-настоящему значимые события. Впрочем, даже при недостатке средств воины находили возможности проявить свои религиозные чувства, которые, очевидно, были не менее искренними, чем при возведении дорогих посвящений. Другое дело, что свидетельств о подобных проявлениях в нашем распоряжении сравнительно немного. В качестве показательного примера можно сослаться на бронзовую табличку, найденную в Виндониссе (Верхняя Германия), на которой солдат Валерий Терций указал, что посвятил, выполнив обет, курицу Гению XI с.122 Клавдиева Благочестивого Верного легиона (AE. 1926. 69)35. Это, кстати сказать, наиболее раннее посвящение Гению воинской части36.
Стоит отметить, что исполнение однажды данного обета представлялось настолько важным делом, что в случае невозможности исполнить его лично соответствующее предписание наследникам включалось в завещание. Так, например, посвящение Парфянской Августовой Победе было сделано по завещанию отставного центуриона времен Траяна (CIL. VIII. 2354 = ILS. 305), а один воин городской когорты в начале правления Коммода приказал в завещании поставить изображение Гения центурии на мраморном основании (CIL. VI. 217 = ILS. 2106); по завещанию центуриона XII городской когорты его сослуживцы построили храм (aedem) Гению центурии за благополучие императора Александра Севера (CIL. VI. 223).
Говоря, далее, о религиозных аспектах профессионально-корпоративного этоса римских солдат, нельзя не сказать о культе различного рода Викторий и о теме победы вообще в армейской эпиграфике. Культ Виктории возник в Риме ещё во времена Ранней республики37. В эпоху принципата он, безусловно, занимает особое место в солдатском пантеоне и в сознании солдат и офицеров38. И это не удивительно, если учесть, что разгром врага был, по существу, главным предназначением армии, о котором даже в относительно мирные времена нельзя было забывать, тем более, что победы римского оружия теперь неразрывно связывались с правящим императором как носителем высшего империя и ауспиций39. Изображения богини Виктории в виде крылатой женщины, держащей венок, не только широко практиковались с.123 в монетных выпусках40 и на разного рода коммеморативных сооружениях, в частности, на триумфальных арках41. Богиня изображалась и на солдатских патерах42, а также на военных знаменах (vexilla)43, сопутствуя, таким образом, воинам и в быту, и в походах, и во время различных торжественных церемоний. Обращение к конкретным эпиграфическим документам позволяет более детально представить себе, как римские солдаты и офицеры понимали и воспринимали это божество44.
В посвятительных надписях Победа не только предстаёт как Augusta, т. е. как божество, сочетаемое с личностью императора, не только объединяется в одном посвящении с другими римскими божествами (часто в триаде вместе с Марсом и Венерой), обожествленными понятиями, гениями и туземными богами, но и выступает как Победа или Победы одного или нескольких императоров45, причем не как победа вообще, но как вполне конкретная, недавно одержанная победа, которая и в этом случае мыслилась как богиня, имевшая собственный культ и даже жрецов46. Иногда в надписях мы находим и определённые указания на соответствующие события. Приведём некоторые наиболее, на наш взгляд, показательные примеры. В посвящении, сделанном в 254 г. президом провинции Мавретании Цезарейской М. Аврелием Виталисом и декурионом алы фракийцев Ульпием Кастом в честь Юпитера Наилучшего Величайшего и Гениев, бессмертных богов и Побед непобедимых владык, сказано, что они исполнили обет «по случаю разгрома и обращения в бегство с.124 варваров» — ob barbaros c(a)esos ac fusos (CIL. VIII. 20827 = ILS. 3000)47. На то, что в посвящении имеется в виду конкретная победа, очевидно, указывают и такие эпитеты Виктории, как, например, Парфянская (CIL. VIII. 2354 = ILS. 305 — упоминавшееся посвящение, сделанное по завещанию центуриона времен Траяна) или Германская в посвящении эвоката Вибуллия Феликса, который указал, что ради триумфа Августов (имеется в виду триумф Марка Аврелия и Коммода в 176 г.) воздвиг бронзовую статую ценой в 500 денариев, украшенную трофеями, и подарил ее коллегии48. Солдаты III Августова легиона, вернувшиеся в свой постоянный лагерь в Ламбезе после Парфянской войны Септимия Севера (de exp(editione) fel(icissima) Mesopo[tamica]), сделали посвящение [Victoriae Au]ggg. Arab(icae)
Ещё более интересны тексты, где речь идет о победах, одержанных отдельным легионом. В Бригеционе в 207 г. примипил П. Марий Секстиан принёс дар Victoriae Aug(ustorum) n(ostrorum) et leg(ionis) I Adi(utricis) p(iae) f(idelis) <Antoninianae> (CIL. III. 11082). Некий Валерий Руф исполнил обет Победе VI Победоносного Валериева легиона (CIL. VII. 217).
В некоторых случаях победа предстает не как обожествлённое абстрактное понятие, но в качестве реального или чаемого достижения императора. Интересным памятником с таким пониманием победы является алтарь из Дура-Европос, воздвигнутый по обету Гению Дуры декурионом когорты II Ulpia equitata Commodiana Элием Титтианом «за благополучие Коммода Августа Благочестивого Счастливого и победу нашего владыки императора Умиротворителя Вселенной (Pac(atoris) с.125 Orb(is))», Непобедимого римского Геркулеса (AE. 1928. 86)50. Аналогичные посвящения получают распространение в правление Северов. Примером здесь может служить посвящение Гению конных телохранителей императоров и Геркулесу Непобедимому за здравие и победу и возвращение (reditu) Септимия Севера, его сыновей и супруги (CIL. VI. 227 = ILS. 427).
Надо отметить, что в ряде посвящений Виктория как богиня получает характерные эпитеты, подчёркивающие те ее аспекты, которые, бесспорно, представлялись дедикантам наиболее существенными. В посвящении, сделанном r(es) p(ublica) c(oloniae) L(ambaesitanorum), Победа именуется спутницей божественной Доблести Августов: Victoriae divinae Virtutis comiti Auggg(ustorum trium) (CIL. VIII. 18240 = ILS. 3811)51. В коллективном посвящении солдат II Парфянского легиона, сделанном, очевидно, по случаю увольнения в отставку, Победа названа «Возвратительницей (Redux) наших господ императора Филиппа и его супруги Отацилии Северы» (ILS. 505 = Фёдорова. 215). В одной надписи времен Элагабала говорится о принесении дара Вечной Победе Августа (CIL. VIII. 9754). Нельзя ещё раз не привести то пышное наименование, которое дал Виктории примипил Л. Максимий Гетулик в уже цитировавшемся посвящении из Novae: Victoria Augusta Panthea Sanctissima (см. выше прим. 22). Любопытнейшей фразой снабдил свое посвящение Мавретанским варварским богам ((Dis) mauris barbaris) Сервилий Импетрат, не указавший своего звания: Victor veni, vic(torem) me fac(iatis) — «В качестве победителя я пришел, так сделайте же меня победителем» (CIL. VIII. 2641 = 18102 = ILS. 4497).
Представление о том, что военный успех является делом богов, находит одно из своих выражений в использовании таких эпиклез, как Victor и Depulsor. Например, в надписи М. Доместия Реститута, центуриона XIII Сдвоенного легиона, обоими наименованиями назван Юпитер (AE. 1944. 28; Апулум, 154 г.), а посвящение бенефициария Сатурнина, помимо прочих богов, адресовано Марсу Виктору (CIL. III. 17626). Сохранялся в императорской армии и культ Юпитера Stator’а (CIL. III. 895 = ILS. 3023 и III. 1089 = ILS. 3010), а также Марса Градива («Шествующего в бой») (например, AE. 1935. 164 — посвящение Marti Gradivo; ср. CIL. VIII. 17625 = ILS. 2399 — Gradivo Patri; ср. также Mars Militaris в RIB. 838). Тесно взаимосвязанным с победой и успехом военных кампаний является, очевидно, и почитание таких божеств, как Bonus Eventus и Fortuna52, которые часто фигурируют с.126 как Счастливый исход и Фортуна отдельно взятого легиона или войска53 (ср. особенно CIL. III. 10992: F[o]rtun[ae] fortissima[e] leg(ionis) I Adi(utricis) p(iae) f(idelis) S[ev(erianae)]). Интересны также некоторые эпиклезы Фортуны: Dea sancta Fortuna Conservarix (RIB. 968), Fortuna Redux (ILS. 2472; CIL. III. 10436). Известно также посвящение Numini Fortunae sanctae (AE. 1909. 3). Любопытно, что солдаты охотно ставили изображения Фортуны в лагерных банях, где имелось небольшое святилище, и почитали ее как Fortuna Balnearis (CIL. XIII. 6552 = ILS. 2605)54.
Надо сказать, что, принося обеты тем или другим богам за победу над врагом, перед началом ли кампании или же в ходе войны, римские солдаты и военачальники следовали древнейшей традиции. Если во времена Республики отправлявшиеся на войну полководцы давали обеты на Капитолии или же приносили соответствующие vota (связанные обычно с возведением храма или дарами богам)55, то в эпоху Империи такого рода практика определенным образом «демократизировалась». Обеты за победу в индивидуальном порядке приносили не только высокопоставленные военачальники56, но, как мы видели, и офицеры и даже простые воины.
В рамках настоящей статьи было бы неуместно останавливаться на характеристике всего пантеона почитаемых в армии божеств, тем более что его состав детально изучен и классифицирован в научной литературе, посвящённой как религиозной жизни императорской армии в целом, так и армий отдельных провинций и формирований разных родов войск57. Укажем только на три хорошо известных с.127 момента, принципиально важных для рассматриваемой темы и отчасти получивших освещение в вышеизложенных материалах. 1) Наибольшим распространением во всех формированиях императорской армии пользовались традиционные боги и богини римского пантеона, причем в их трактовке на первый план выходили их военные функции и «ипостаси», так же как и в большинстве из почитаемых солдатами туземных или восточных божеств. Кроме того, только в армии известны культы dii militares и campestres. 2) Немалой популярностью в армейской среде пользовались также культы обожествленных абстрактных понятий, в том числе (и прежде всего) тех, которые были наиболее существенными для военной профессии — Virtus, Honos (также и Honos aquilae), Pietas, Disciplina militaris, Fides и др. 3) Религиозно-культовая практика в римской армии в значительной степени подчинялась принципам иерархии и коллективизма. Иными словами, инициирующую роль играли главным образом командиры разных рангов58 (не говоря уже о том, что при каждом легионе были собственные жрецы, гаруспики и т. д.), а обеты часто приносились и исполнялись коллективно либо имели в виду благополучие той малой или большой общности, к которой принадлежал солдат. При этом вовсе не исключалось, как видно из приводившихся выше надписей, проявление индивидуальной, частной инициативы. Все это в общем позволяет с полной уверенностью заключить, что «профессиональные» аспекты играли в религиозной жизни армии большую, если не сказать первостепенную, роль59. Равным образом они определяли и общий образ мыслей военных людей. Соответствующие ценностные приоритеты наглядно выражены в одном из тех редких эпиграфических текстов, где римский военный высказывается от первого лица вне рамок какого-либо официального или культового акта. Это — стихотворная эпитафия анонимного примипила из Aquae Flavianae (провинция Африка) (AE. 1928. 37), в которой говорится:
optavi Dacos tencre caesos: tenui. | |
с.128 | [opt]avi in sella pacis residere: sedi. optavi claros sequi triumphos: factum. optavi primi commoda plena pili: hab[ui]. optavi nudas videre nymphas: vidi60. |
Здесь, впрочем, также присутствует непосредственный контакт с божественным миром, если принять на веру сделанное в последней строке признание.
В заключение необходимо затронуть вопрос о характере веры солдат в богов и о том, насколько действенным было ее влияние на конкретное поведение римских военных в тех или иных ситуациях, отвечая на данный вопрос, помимо соображений общего плана (имеющих в виду поразительную распространенность различного рода посвящений, обетов и прочих религиозных актов в солдатской среде, серьезные расходы, требовавшиеся подчас для их выполнения), следует, вслед за Я. Ле Боэком61, обратить особое внимание на одну немаловажную деталь, встречающуюся в целом ряде вотивных текстов, которая подтверждает весьма высокую степень искренности, глубины и индивидуальности религиозных чувств, присущих солдатам. Некоторые дедиканты, указывая на побудительные мотивы исполнения обета или другого культового действия (например, восстановления и посвящения храма), отмечают, что действовали по непосредственному велению бога. Оно могло быть высказанным, как мы уже видели в двух приведённых надписях, во сне (CIL. VI. 533 = ILS. 2088: somnio admonitus; CIL. VIII. 2632 = ILS. 3374: visus dicere somno Leiber Pater), либо в видении, на что указывают слова ex visu62. В некоторых случаях способ, каким было получено божественное повеление, не называется, но просто говорится о приказании свыше. Так, трибун Тиберий Клавдий Помпейян, исполнивший обет Гению VII Сдвоенного легиона, подчеркнул, что сделал это ex iu(ssu) G(enii) (AE. 1971. 208). Аналогичная формула использована и в посвящении К. Юлия с.129 Аполлинариса, центуриона VI Победоносного легиона, в честь Юпитера вечного Долихена и богинь Небесной Бриганции и Салюс: ius. de. Эту аббревиатуру можно прочитать либо ius(su) de(i), либо ius(sus) de(dicavit) (ILS. 9318). Интересна вотивная надпись из Рибчестера в Британии, в которой Т. Флоридий Наталис, центурион и препозит отряда и региона, сообщает, что за благополучие императора Александра Севера и его матери «на свои средства восстановил от основания и посвятил храм в соответствии с ответом бога»: templum a solo ex responsu [dei re]stituit et dedicavit d[e suo] (RIB. 587. Имя бога в надписи не сохранилось; издатели надписи предполагают, что, скорее всего, им мог быть Юпитер Долихен). Побуждение к исполнению обета могло также исходить не от самого божества, а от нумена, как свидетельствует посвящение Юпитеру и Гению места, сделанное консульским бенефициарием Г. Юлием Императом o(b) n(umen) m(onitus) (AIJ. 253 = Фёдорова. 106).
Что касается ответа на вопрос о том, как именно и в какой степени поведение римских солдат в боевой или повседневной обстановке определялось религиозными факторами, то рассмотренный выше материал эпиграфических документов отчасти может быть дополнен свидетельствами литературных источников. Как бы они ни были скудны, тенденциозны и разрозненны в хронологическом плане, их все же нельзя полностью игнорировать. Прежде всего эти источники, относящиеся как к республиканскому, так и императорскому времени, свидетельствуют о такой своеобразной форме религиозности, как суеверия и сильная, простодушно-глубокая вера военных людей в разного рода приметы и предзнаменования. Эти факторы, в ряду других обстоятельств63, часто непосредственно обусловливали эмоциональные реакции солдатской массы и нередко использовались полководцами в своих интересах либо, напротив, требовали от них проведения определенных «профилактических мероприятий»64.
В данном контексте нельзя не вспомнить о Сципионе Африканском Старшем, который, по словам Полибия (Х. 2. 12), «внушал своим войскам такое убеждение, будто все планы его складываются при участии божественного вдохновения; через то самое подчинённые его шли на опасное дело смелее и с большей охотой» (пер.
Выше мы уже указывали на сакральное значение военной присяги. Не повторяя сказанного и не развивая далее эту тему67, присоединимся к мнению Б. Кэмпбелла, который подчеркнул, что вопрос об эффективности присяги является по существу вопросом о силе религиозного чувства, присущего римским солдатам (каковую, однако, трудно оценить сколь-нибудь однозначно)68. Уместно, наверное, было бы в данном контексте обратить внимание на одну деталь в том эпизоде из IX книги «Метаморфоз» Апулея (IX. 39—
В любом случае, как ни комбинировать свидетельства литературных источников, они помогают воссоздать только предельно общую картину религиозности римских воинов. Косвенные данные о месте и роли религиозного фактора в военной жизни мог бы дать анализ содержания полководческих речей, очень многочисленных в сочинениях античных историков. При всей их риторичности и искусственности, они, несомненно, фиксируют и акцентируют те военно-этические ценности, к которым в реальности апеллировали военачальники, обращаясь к солдатской массе, и которые, очевидно, были действительно значимыми для нее. Однако говоря об этих речах в целом, нужно признать, что обращение именно к религиозным чувствам солдат, подчёркивание божественного содействия, ссылки на почетность гибели в бою, дарующей славу и бессмертие (см. особенно Ios. B. Iud. VI. 1. 5), и т. п. отнюдь не имеют в выступлениях полководцев перед войском приоритетного значения, хотя многое зависит и от конкретной ситуации произнесения речи, и от точки зрения самого автора. Тем более сложно установить корреляцию соответствующих риторических пассажей, которые сводятся преимущественно к общим местам, с подлинными мотивами поведения солдат на поле боя или в других обстоятельствах. Даже в тех случаях, когда в этих речах упоминается содействие богов, наряду с ним всячески подчёркивается значимость воинской выучки, опыта и доблести самих римских войск (см., к примеру, Caes. BG. V. 52. 6; Dio Cass. LXII. 11. 3; App. Lib. 42; Ios. B. Iud. VI. 1. 5). Характерно, в частности, что в сочинениях Цезаря, который как никто другой понимал солдатскую психологию и писал, во многом ориентируясь на людей военных, основной упор делается на искусстве полководца, патриотизме и мужестве римлян, что, как отметила
с.132 Понятно, впрочем, что в разные эпохи и в зависимости от конкретных ситуаций эти умонастроения могли существенным образом меняться. Но в них всегда не менее важную роль, чем религиозные и моральные факторы, играли сугубо прагматические, земные соображения — упования на знаки отличия, повышения, славу и почести, а главное — на достойное денежное вознаграждение. Примечательно, что иногда к проведению религиозных церемоний и обрядов с чисто римской прагматичностью приурочивались вручение dona militaria и выплата наградных (App. BC. IV. 89; Ios. B. Iud. VII. 1. 3). Император Юлиан, готовясь в Антиохии к походу против персов, не только сам усердствовал в молитвах и толковании предсказаний, но и активно пытался внедрить почитание богов в души своих солдат; однако когда его личного примера и словесных внушений оказывалось недостаточно, то, по словам Либания, «убеждению содействовало золото и серебро и при посредстве малой прибыли воин получал большую, золотом приобретал дружбу богов, властных на войне» (Liban. Or. XVIII. 168. — Пер. С. Шестакова; ср. Amm. Marc. XXII. 12. 6—
В условиях же гражданских войн чаще всего никакие апелляции к богам не могли сдержать и обуздать солдатскую массу, которая давала выход своим порокам и страстям. Судя по многочисленным фактам, сообщаемым источниками, благочестивый воин превращался — прежде всего в глазах современников, но и в реальности тоже — в безбожного вояку (miles impius), готового на братоубийство и стремящегося к наживе любым, даже самым преступным путем ([Verg.] Dirae. 1. 81).
Естественно, было бы грубой ошибкой преувеличивать сдерживающее и позитивное воздействие религиозной веры на моральное состояние и поведение солдат римской армии во времена поздней Республики и Империи. Недопустимо, однако, и недооценивать огромную сплачивающую, воспитательную и стимулирующую роль religio castrensis в ее различных проявлениях, как официальных, так и неофициальных, проникнутых, как мы могли видеть, не одним только конформизмом, формальной, бессодержательной рутиной стародавних ритуалов и установлений, но также и искренней индивидуальной верой. Вера в богов у солдат императорской армии была неразрывно связана с верностью своим частям и боевым товарищам, с преданностью императору и римскому государству в целом. Religio castrensis освящала и в известной степени формировала наиболее значимые ценностные ориентиры воинской жизни, эффективно помогала сохранять исконные римские традиции (равно как и приобщать к ним тех, кто благодаря службе в армии активно интегрировался в римский мир), психологически облегчала бремя тягот и опасностей, с.133 придавала определённый смысл жизни и службе солдат и командиров72, а и порой воодушевляла их на героические деяния73.
ПРИМЕЧАНИЯ
Quaesii miltum, quot memoriae tradere(m), Agens praecunctos in hac castra milites, Votum communem, proque reditu exercitus Inter priores et futuros reddere(m)… etc. |
(«Многое, достойное памяти, я узнал, ведя вперед в этот лагерь всех воинов, дабы воздать за возвращение войска общий обет в числе прежних и будущих [обетов?]… и т. д.»). Текст имеет всего 15 строк, написан ямбическим сенаром и представляет собой акростих, заключающий в себе имя самого центуриона. О нем см.: Le Bohec Y. La IIIe légion Auguste… P. 178. Not. 228 (с основной литературой), а также: Adams
Желал держать поверженных даков — я держал (их). Желал сесть в кресло мира — я сел (в него). Желал следовать в блестящих триумфах — свершилось. Желал иметь все преимущества примипила — я получил (их). Желал увидеть нимф нагих — увидел. |
См.: Ле Боэк Я. Указ. соч. С. 359, где дан перевод этого текста с французского языка. В него мною внесены небольшие поправки с учетом латинского оригинала.