«Военная анархия»
(из политической истории Рима III в. н. э.)
с.271 В последнее время проблема власти и конкретно империй снова стала весьма актуальной, занимая чуть ли не центральное место в различных исторических и вообще гуманитарных исследованиях. И эти исследования очень часто обращаются к опыту именно Римской империи1. В этом контексте изучение «военной анархии» показывает, как конкретно происходил слом одной политической системы и вызревание другой, в большой степени ей противоположной, хотя обе системы существовали в рамках одного государства.
В последнее время в мировой историографии все больше развивается тенденция к отрицанию существования кризиса
Прежде чем говорить о событиях 235—
События 235—
Однако самой императорской власти было свойственно коренное противоречие. С одной стороны, власть императора практически была почти безграничной. Создание совершенно независимого от общества имперского государственного аппарата, основанного на чисто бюрократическом принципе и, следовательно, в конечном итоге полностью подчиняющегося императору, делало эту власть независимой от общества. Второй опорой императора являлась армия. С другой стороны, однако, император оставался не монархом милостью богов, а главой римского народа. Его власть была основана на соединении различных полномочий, чье объединение в одном руках и давало принцепсу возможность ее осуществлять. Будучи главой римского народа, принцепс теоретически все свои обширные полномочия получал от сената, являющегося воплощением римского государства. Также теоретически императорская власть даже не была наследственной. И эта неопределенность и противоречие между с.274 теорией и практикой делали императорскую власть относительно хрупкой12.
Второй стороной принципата как государственного строя была власть сената. По мере усиления императорской власти реальная роль сената уменьшалась. Однако полностью она не исчезла. Если в раннем принципате значительную роль в сохранении сената играла необходимость использования его аппарата в управлении государством и отдельными провинциями, то затем эти соображения уже не могли играть никакой роли. Созданный, окончательно структурированный при Адриане и все более расширяющийся, этот аппарат вполне мог полностью заменить сенатский как на общегосударственном, так и на провинциальном уровне13. Но для римского сознания было свойственно представление не только о вечности, но и о непрерывности развития своего государства. Зримым воплощением римской государственности и ее непрерывности и был сенат. Теоретически он по-прежнему являлся высшим органом власти, по крайней мере, наряду с принцепсом, а в некотором отношении даже стоял выше принцепса, ибо он наделял каждого нового правителя его властью и имел полное юридическое право лишить того этой власти. Реально это, конечно, могло произойти только в исключительных обстоятельствах, как это произошло в 68 г. с Нероном, в 193 с Дидием Юлианом и в 238 с Максимином Фракийцем. Как и раньше, сенаторы являлись первым сословием государства и на этом основании обладали различными привилегиями, в том числе и правами на занятие тех или иных высших должностей. Принадлежность к этому сословию была наследственной. Однако, с другой стороны, император имел полное право включить в состав сената и, следовательно, причислить к высшему сословию любого другого заслуженного человека и в то же время под тем или иным предлогом (а во время, например, гражданской войны и вовсе без предлога) исключить любого человека из сената14. Принцепс в принципе и по всеобщему убеждению сам тоже должен быть сенатором. Однако в условиях кризиса на трон вступил всадник Макрин. Он продержался там немного, но сам этот случай вполне мог стать и на деле стал прецедентом. Сенаторы с.275 были горды свои положением, презирали нижестоящих и в то же время раболепствовали перед императором. Сенат как корпорация мог считать себя властью, равной с императором, но каждый сенатор в отдельности полностью зависел от императора.
Место римского народа как политического института фактически заняла армия. Однако сама армия за это время изменилась. Создание профессиональной армии совершенно естественно привело к возникновению и армейской корпоративной морали. Солдаты, являвшиеся римскими гражданами, всегда рассматривали себя как часть гражданского коллектива, но как часть лучшую и противопоставленную невоенному населению15. Это хорошо видно из речи, которую Геродиан (VII, 8, 4—
Другим важным изменением было увеличение оседлости армии. Необходимость переброски войск на нужные театры военных действий не могла нравиться солдатам, привыкшим к условиям жизни в конкретных условиях. Недаром еще Тацит (Hist. I, 53, 14) писал, что нахождение среди гражданских людей (paganos) портит воинов. Однако в условиях сильной императорской власти это недовольство реально проявиться не могло. Реформы же Септимия Севера еще более обострили противоречие между оседлостью армии с.276 и нуждами в ее мобильности. Получив право иметь семью и соответственный участок для ее прокорма, воины во все большей степени оказывались связанными с конкретной страной, чем с Империей в целом18. Недаром страх воинов перед последствиями нападений германцев заставил Александра Севера прекратить войну с Персией и начать готовиться к германской кампании (Herod. VI, 7, 2—
Император, сенат и армия и стали главными актерами той драмы, которая разыгрывалась в 235—
С точки зрения политической истории, эпоху крушения ранней империи надо разделить на два больших периода, между которыми располагается правление Галлиена20. Переворот 235 г. был новым с.277 явлением в римской истории. Впервые инициаторами выступили сами солдаты, даже если их на мятеж толкнули интриги самого Максимина или кого-либо из его окружения. Армия, таким образом, впервые после гражданских войн конца республики выступила как самостоятельная активная сила, а не только как орудие честолюбивого полководца21. В этом отношении мятеж Максимина можно сравнить с выступлением армии Суллы против Рима в 88 г. до н. э. То выступление открыло период падения республики, это — крушения Ранней империи. В этот период еще в большой мере продолжались линии развития, какими шло римского государство в правление Северов.
Весь период до совместного правления Валериана и Галлиена включительно был характерен поисками некоторого компромисса между постоянным укреплением императорской власти и претензиями сената, по крайней мере, на сохранение своего положения. Гранью стала реформа Галлиена, отстранившего сенаторов от военной службы22. Этот акт императора лишил их не только командования легионами, но и наместничества в «вооруженных» провинциях. И хотя эта реформа была проведена в жизнь не мгновенно, в очень близкой перспективе сенат лишился какого-либо влияния в вооруженных силах государства. А в условиях, когда и финансовая политика практически полностью находилась в руках императора, сенат потерял всякую материальную опору своей власти, а с нею фактически и саму власть. Императоры могли по тем или иным своим соображениям делать какие-либо благожелательные жесты по отношению к сенату, как это делали Клавдий и Проб, но это ничего не меняло в реальной ситуации. Сенат на деле перестал быть органом государственной власти. Он сохранился как корпорация и как символ римской государственности, но без всяких реальных властных функций. И после этого ни о с.278 каких попытках компромисса между императорской властью и сенатом речи уже не было. Начавшийся после этого правления второй период «военной анархии» был отмечен постоянным укреплением императорской автократии.
Во втором периоде «военной анархии» важной вехой стало правление Аврелиана. Он железной рукой объединил Римскую империю, фактически распавшуюся на три части при Галлиене. Итог его войн на Востоке и на Западе подвел пышный триумф, отпразднованный в 274 г. (Eutrop. IX, 13, 2; SHA Trig. tyr. 24, 4; 25, 2; 30, 3—
Черту под взаимоотношениями императора и сената подвел Кар. Он (в лучшем случае) лишь поставил сенат в известность о своем провозглашении, но не стал добиваться признания сенатом (Aur. Vict. Caes. 37, 5). Кар стал первым законным римским императором, не наделенный полномочиями сенатом. Это означало, что сенат лишился своей последней государственной функции. И хотя сам этот орган сохранился, из «конституционной» истории Рима он был вычеркнут окончательно29. Принципат как политический строй, созданный Августом, перестал существовать. В свое время Светоний (Cal. 22, 1) обвинял Калигулу, что он почти превратил принципат в некий вид царства. Калигуле это стоило жизни. Но приблизительно два с половиной века спустя и почти через полтора столетия после написания Светонием биографии этого императора цель Калигулы была достигнута: в Риме вместо принципата возникла regni forma30.
Итак, первым и самым, пожалуй, главным итогом «военной анархии» явилось фактическое приобретение императорской властью самодержавного характера.
с.280 Вторым важным явлением периода «военной анархии» стала усилившаяся тенденция к регионализации и децентрализации Римской империи. Огромное влияние на усиление этой тенденции оказал фактический выход денег из обращения31. В результате разрывалась единая экономическая ткань Империи. Она не привела к распаду государства, поскольку в римлянах было еще очень сильно чувство сопричастности к общему делу римского народа — res publica populi Romani Quiritum. Но она требовала определенных институциональных решений, решений, которые могли бы совместить растущую регионализацию и сохранение единства Римской империи. К поиску таких решений толкали и военно-политические обстоятельства. В условиях порой одновременных нападений врагов и возникновения или, по крайней мере, угрозы возникновения очередного мятежа император был не в состоянии справиться со всеми стоявшими перед центральной властью задачами. Жизненно необходимой становилась некоторая децентрализация управления государством. Уже и ранее императоры в случае необходимости могли давать верховную власть над частью государства своему доверенному лицу. Но с другой стороны, было чрезвычайно опасным сосредоточение власти над сравнительно обширной территорией и, главное, значительной массой войск в руках одного человека.
Выход императоры пытались найти в предоставлении такой власти своим родственникам. Филипп создал два своеобразных «вице-королевства», сделав их главами своих ближайших родственников — родного брата Приска и, по-видимому, брата жены Севериана (Zos. I, 19, 2; 20, 2; CIL III, 14149)32. Валериан, сделав своим соправителем Галлиена, отдал ему полную власть над всей западной частью Империи, оставив себе ее восточную часть (Zos. I, 30, 1). Отдельными территориями и стоявшими там войсками управляли другие члены правящего дома. Кар, отправляясь в персидский поход, оставил на Западе Карина (SHA Car. 7, 1; 8, 1). Однако членов правящей фамилии далеко не всегда хватало для выполнения всех задач. А облечение подобной властью других деятелей было чревато опасностью использования ими полученных полномочий для захвата власти. Так произошло уже при том же Филиппе. Сменившие Севериана Пакациан, а затем Деций выступили против императора с.281 (Aur. Vict. Caes. 28, 10; Epit. 28, 2; Eutrop. IX, 3; Zos. I, 20, 2—
Шаги по децентрализации верховной власти, сделанные в
Надо отметить, что наряду с децентрализацией «сверху» имела место и децентрализация «снизу». В условиях, когда центральное правительство оказывалось неспособным обеспечить защиту от варваров и более или менее нормальное функционирование общества в конкретном регионе, население этого региона поддерживало узурпатора34. Так на территории Римской империи возникали то эфемерные, то более долговременные свои региональные «империи».
Третья черта этого времени — начало утраты самим Римом функций столицы Империи. Императоры и раньше могли более или менее длительное время проводить вне Города. В период «военной анархии» такие отлучки из столицы становились практически регулярными. Разумеется, это было вызвано внешнеполитическими и военными соображениями. Императоры должны были лично находиться как можно ближе к наиболее угрожаемым участкам или даже непосредственно на театре военных действий, с.282 возглавляя действующую армию. Там, где находился император, принимались и необходимые решения. Рим еще оставался официально caput mundi, главой мира, но фактически эта роль уже переходила к реальным резиденциям императоров35. Этот процесс завершится официальным переносом столицы в Константинополь.
Четвертым важнейшим явлением этого времени явились радикальные изменения в правящей элите римского государства, в его «политическом классе». И в этом плане выделенные ранее два периода «военной анархии» резко отличаются друг от друга. Это хорошо видно на примере самих императоров. Большинство императоров до Галлиена включительно были сенаторами36. Даже если некоторые из них, как Эмилиан, происходили из «низов», то на пути к трону они проходили через сенаторство37. Исключение представлял Максимин; трудно решить вопрос о Филиппе. Конечно, сенатором не мог быть юный Гордиан III, но он принадлежал к знатному сенаторскому роду. И многие узурпаторы тоже происходили из сенаторской знати. Интересна в этом отношении речь, которую якобы произнес Баллиста (Каллист), отказавшийся от трона не только из-за своего возраста, но и из-за своих занятий (professio), поскольку он был лишь префектом Валериана (SHA Trig. tyr. 12, 1; 4)38. После Галлиена трон занимал лишь один сенатор — Тацит, да и тот оказался там с согласия армии (Aur. Vict. Caes. 35, 9; SHA Aur. 40, 1—
Положение на троне явилось отражением общей ситуации в правящей элите государства. Ранее предварительное включение в сенат являлось почти необходимым условием достижения высоких ступеней карьеры. Таков, например, был путь М. Валерия Максимиана, который происходил из всадников, но был включен в сенат среди преториев Марком Аврелием, после чего успешно командовал легионами в различных провинциях41. Исключения были очень редки. Начиная с середины
Говорить о полной утрате сенаторами своего положения, однако, невозможно. Сенаторский корпус изменился сравнительно немного. Судя по известным нам сенаторам этого времени, более половины из них принадлежали к этому сословию по рождению45. с.284 Сенаторы в целом не только сохранили, но и увеличили свои богатства. Сохранился и их довольно высокий моральный престиж46. Но политическое значение этого сословия, как и самого сената, стало ничтожным. Для Поздней империи характерен разрыв между классом, господствующим экономически (а он представлен в основном сенаторскими фамилиями), и классом, господствующим политически. Последний представлен генералитетом и гражданской бюрократией. Это стало результатом «военной анархии».
III в. считается в историографии великим веком всаднического сословия47. Действительно, место сенаторов в реальной политической элите все больше занимают всадники. И все же дело было не столько в возвышении всадников как сословия, сколько в приходе к основным рычагам гражданского и военного управления профессионалов48. Старый полисный принцип возможности каждого гражданина (по крайней мере, теоретически) занимать любую должность окончательно ушел в прошлое. Место образованных и порой даже талантливых дилетантов заняли умелые профессионалы — опытные и искусные офицеры и чиновники. Они в основном были всадниками, но их место в государстве определялось не принадлежностью к всадническому сословию, а личными качествами, в число которых входила, конечно, и преданность данному конкретному императору. И насколько можно судить по некоторым примерам, многие люди, занявшие в конечном итоге высокие посты в государстве, как и императоры, выходили из «низов» провинциального населения.
Таким образом, новая правящая элита формируется по новым правилам. Бюрократическая и военная иерархия основывается на личных связях между начальством (даже самым высоким,
с.285 Пятым важным явлением стало изменение идеологических и психологических отношений между властью и обществом. Впрочем, надо отметить, что это изменение начало происходить раньше. Как часто бывает, в сфере идеологии изменения происходят быстрее, чем в материальной реальности. Уже Септимия Севера называли dominus, и при нем вводится понятие «божественного дома». Эта тенденция, хотя иногда и отступает, в целом укрепляется во время «военной анархии». Словосочетание dominus noster становится обязательным при упоминании императора и фактически превращается в часть императорского титула. Другими составными частями этого титула являются felix и invictus50. Создается впечатление, что и сами императоры, и общество стремятся убедить друг друга в неколебимости счастья и непобедимости Империи, несмотря на все трудности, переживаемые Римом. Малейший повод дает императорам возможность присвоить себе победные прозвища. И чем меньше реальных побед или чем они незначительнее, тем пышнее и многочисленнее становятся победные титулы. Яркий пример — Филипп Араб. Заключив после поражения римской армии не очень-то выгодный мир с персами и вынужденный выплатить персидскому царю огромную сумму денег, он представил это как величайшую победу и стал Parthicus maximus и Persicus maximus (ILS 508—
Существуют и другие признаки такой сакрализации. Императоры стремятся все более связать себя с богами. Все чаще на монетах появляются фигуры тех или иных божеств, которые выступают в роли «спутников» и «хранителей» принцепсов. Спорадически это явление наблюдается и раньше, но со времени Галлиена и противопоставленного ему Постума оно становится постоянным53. Эта тенденция находит свою кульминацию при Аврелиане. Аврелиан уже не довольствуется ролью любимца и избранника богов, а сам становится не только господином, но и богом. Такое возвышение фигуры императора воплощается и в его внешнем виде. Первый шаг в этом направлении сделал Галлиен, надев пышную одежду и обувь и увенчивая себя в некоторых случаях диадемой (SHA Gal. 16, 4). Это, с.286 однако, было воспринято лишь как увлечение роскошью и вызвало осуждение общества. А когда то же самое, только еще более подчеркнуто, сделал Аврелиан (Epit. 35, 5), вступивший на трон всего лишь через два года после убийства Галлиена, это встретило совершенно другой прием, и никаких возражений не последовало.
Римляне издавна были уверены в вечности Города. В императорскую эпоху эта вечность в значительной степени была воплощена в вечности императора (разумеется, не конкретной смертной личности, а главы римского народа)54. Отсюда и постоянные эпитеты, столь распространенные в
В ходе усилившейся сакрализации императорской власти и сама фигура императора поднимается на надчеловеческий уровень. Аврелиан, как об этом уже упоминалось, утверждает свою полную независимость от человеческого, в том числе солдатского, суждения. Отсюда лишь один небольшой шаг к отказу от всякого утверждения своей власти человеческими институтами. Этот шаг и сделал Кар, отказавшись от легитимации своей власти сенатом.
Аврелиан не только поднял императорскую власть, а с ней и свою собственную личность на свехчеловеческую высоту. Он, и об этом тоже уже говорилось, фактически ввел государственную религию. Религия в Риме всегда была тесно связана с государством и политикой. Но теперь произошел некоторый скачок в религиозном развитии. Культ Непобедимого Солнца утверждался не только как самый уважаемый и почитаемый, но и как обязательный для всего государства, частично за счет других божеств. С политической точки зрения, это означало начало установления «священной империи», теократической монархии, в которой, однако, с.287 решающую роль играл не духовный глава, а император, сам на деле ставший духовным главой государства.
Вторая сторона всего этого процесса — отношение к нему общества и армии. Взяв в свои руки практически неограниченную власть и поставив себя над человеческим миром, император принял и огромную ответственность. Моральными обоснованиями императорской власти с самого начала были стабильность общества, благополучие граждан, величие Рима, военные победы. В условиях потрясений
Наряду с этим наблюдается другое явление, на первый взгляд противоположное. Варварские вторжения, становящиеся все более частыми и разрушительными; непрекращающийся финансовый кризис и связанное с ним падение жизненного уровня широких масс населения; произвол местных властей, находившихся поблизости солдат, землевладельцев и крупных арендаторов и, главное, явная неспособность императоров действенно со всем этим справиться — все это вело к отчуждению значительного количества людей от власти вообще. При нарастающей сакрализации императорской власти это приводило и к разочарованию в официальной религии. Не вдаваясь в изложение религиозного развития Римской империи в это время, надо подчеркнуть, что из всех существовавших тогда культов и религиозных течений только христианство занимало ясно отрицательную позицию по отношению к общей тогдашней ситуации. Не являясь ни в коем случае политической оппозицией и, более того, всячески подчеркивая именно политическую лояльность, оно идеологически отрицало существующий порядок. Недаром Киприан предвещает явление антихриста и с ним приближение последних времен57. Это принципиально противопоставляет христианские идеи, прежде всего, идее вечности Рима и его империи, а, следовательно, и императора как символа этой идеи. Катастрофа Валериана и его позорный плен только подчеркивали хрупкость «римского мифа». И именно со с.288 второй половины
Подводя итог, надо сказать, что в период «военной анархии» происходит крушение политических институтов Ранней империи и, самое главное, принципата как политического строя, основанного на интегральном единстве монархических и полисно-республиканских элементов. Но как в период гражданских войн конца республиканской эпохи вызревали семена империи, так и в это время частично набирают силу уже имевшиеся или появляются новые элементы будущего государства — Поздней империи. «Военная анархия» предстает не только как эпоха тотального разрушения, но и как переходная стадия от одного состояния римского государства к другому, более соответствующему политической, социальной, экономической и религиозно-идеологической реальности59. Однако этот переход был не относительно плавным, эволюционным, а взрывным, скачкообразным,
ПРИМЕЧАНИЯ