Император Деций: попытка возрождения Рима
с.313 Самыми яркими, бросающимися в глаза чертами так называемой «военной анархии» были варварские вторжения и многочисленные узурпации, приводившие к почти бесконечным гражданским войнам. Императоры пытались различным образом найти пути выхода из создавшегося положения, повернуть вспять тенденцию разрушения, возродить былую мощь Римской империи. Императору Децию казалось, что он нашел этот путь.
Г. Мессий Квинт Деций пришел к власти в результате свержения и убийства своего предшественника Филиппа Араба и его сына Филиппа II. 16 октября 249 г. датируется первая конституция Деция (С. J. 10, 16, 3). Она относилась к обложению налогами не личности, а имущества и явно регулировала налогообложение во всей Империи. Можно думать, что к 16 октября Деций был уже признан в Риме. В этом месяце (а может быть — еще в сентябре) появляются первые монеты с именем нового императора, но некоторые из них задним числом датируются июнем1. Самые ранние известные нам папирусы, датированные правлением Деция, появляются в ноябре того же года2. После утверждения у власти Деций начал проводить в жизнь программу выхода из тяжелой ситуации, в какой находилась Империя. Судя по тому, что отдельные элементы этой программы начали воплощаться в политику уже вскоре после признания Деция императором, сама программа была продумана заранее.
Императоры всегда придавали большое значение налоговой сфере. И Деций занялся ею сразу же после прихода к власти. Недаром первая известная нам конституция Деция касалась именно налогов. Был отменен и ряд аспектов налоговой реформы Филиппа с.314 в Египте, где снова вернулись к северовскому законодательству3. В конце правления Филиппа на востоке, вероятнее всего, в Сирии произошло восстание Иотапиана, который даже провозгласил себя императором. Филипп не сумел справиться с этим выступлением, но после его смерти солдаты Иотапиана сами убили его и преподнесли его голову новому императору (Aur. Vict. Caes. 29, 2). Причиной (или одной из причин) этого восстания было недовольство жесткой налоговой политикой брата Филиппа Приска, который являлся его наместником на Востоке (Zos. I, 20, 2). Возможно, именно отмена Децием налоговой реформы Филиппа и привела к изменению настроения сторонников Иотапиана. Недаром Деция прославляют как восстановителя свободы (restitutor libertatis)4. Учитывая сложность ситуации на Востоке и обращение Деция к налоговым проблемам в самом начале своего правления, можно говорить, что этот шаг был им продуман еще до того, как он занял трон.
Чрезвычайно важным для Деция был религиозно-идеологический аспект своей программы. Деций происходил из деревни близ Сирмия, где род Мессиев или Мессиев Квинтов осел уже давно5. Но будущий император поддерживал активные связи с Италией, особенно с Этрурией, откуда происходила его жена Геренния Купрессения Этрусцилла6. Карьера Деция была типично сенаторской. Уникальным было, пожалуй, то, что впервые таких высоких постов (а в конечном итоге и трона) достиг выходец из дунайского региона7. Уроженцы провинций или их потомки уже становились императорами, и первым из них был Траян. Однако их родиной были провинции, уже достигшие довольно высокого уровня романизации. Паннония же находилась еще очень далеко от такого уровня. Однако рассматривать Деция как представителя провинциальной знати едва ли возможно. Став сенатором и пройдя ряд сенаторских должностей, увенчанных постом префекта Города, он выступал деятелем с.315 традиционного римского типа, типичным сенатором со всеми положительными и отрицательными чертами, свойственными сенаторскому сословию, в том числе подчеркнутым традиционализмом8. Когда-то Цицерон в своей речи «Об ответах гаруспиков» (IX, 19) сформулировал причины римских побед: римляне превзошли все народы благочестием, почитанием богов и знанием, что всем руководят боги. Идеальный римский сенатор оставался в этой уверенности в своем высоком предназначении и при Империи9. По словам Зенона (I, 21, 1), Деций выдавался родом и достоинствами (γένει προέχων καὶ ἀξιώματι). В некоторой степени это сообщение перекликается с утверждением в речи Пупиена, как ее передал Геродиан (VIII, 7, 4—
Одной из характерных черт римского религиозного сознания было представление о pax deorum — божьем мире: римляне чтят своих богов в полном соответствии с традиционными ритуалами, включая, естественно и жертвоприношения, а боги не только покровительствуют Риму, но и гарантируют ему (по крайней мере, в будущем) власть над всей вселенной. Нарушение людьми этого мира ведет к катастрофическим последствиям — ужасным поражениям, грозящим самому существованию Города, как это было, например, во время войны с Ганнибалом, когда лишь экстренные меры привели к исправлению положения10. Но тяжелое положение сложилось и к моменту прихода к власти Деция. Сама огромная трудность, с какой римская армия справлялась с нападениями варваров, явно свидетельствовала о приближении катастрофы. Для Деция и его сподвижников причина была ясна: как и во время II Пунической войны, нарушен божий мир11.
Нарушение божьего мира, в частности, выразилось в пренебрежении традиционными богами. И Деций выдвигает на первый план восстановление почитания традиционных святынь и культов. Надписи с.316 прославляют Деция как восстановителя святынь12. В некоторых случаях, как это было в этрусской Козе, речь шла, действительно, о восстановлении храмов. В других же, по-видимому, это прославление выражало общий религиозный подъем, стимулируемый Децием. Так, по приказу императора (iussu imperatoris) жители Аквилеи восстановили статую Нептуна13. При этом император всячески подчеркивал почитание именно отеческих богов, как это видно, например, из его послания жителям Афродисиаса, в котором он призывал их отметить молитвами и жертвоприношениями его правление ради богини, имя которой носит город14. Некоторые исследователи полагают, что религиозная политика Деция была в некотором смысле аналогична гражданской политике Каракаллы: тот установил единое римское гражданство, а этот пытался создать единую имперскую религию15. Думается, что такое мнение едва ли соответствует действительности, ибо в конце
Другим нарушением божьего мира было пренебрежением традиционными жертвоприношениями или даже полный отказ от них. Появились язычники, уклоняющиеся от принесения жертв16. И все же наибольшую опасность представляли христиане. Христианские общины распространялись почти по всей Империи, а Церковь начала приобретать общеимперскую структуру, явно не совпадающую с государством. И этот значительный пласт населения решительно отказывался поклоняться традиционным божествам и совершать главный обряд — жертвоприношение. Это, конечно, с точки зрения консервативных кругов римского общества, к каковым принадлежал и сам император, надо было пресечь. Принцепс как глава римского народа нес особую ответственность и перед народом, и перед богами за правильное и тщательное исполнение религиозных обязанностей. Благочестие (pietas), одна из основополагающих категорий в системе римских ценностей, являлось также с.317 основой и моральным оправданием императорской власти17. Пренебречь этим Деций, человек сам по себе весьма консервативный, естественно, не мог.
Существовала, как кажется, еще важная причина обращения Деция к восстановлению божьего мира. Предшественник Деция Филипп отличался религиозной терпимостью, в том числе и по отношению к христианству18. И это, по мнению Деция, могло оскорблять богов. В 248 г. Филипп торжественно отпраздновал тысячелетие Рима, подчеркивая этим празднеством свою приверженность римским традициям, вечность Рима, а заодно и свою принадлежность к романству, несмотря на арабское происхождение. Этому торжеству Деций противопоставил восстановление pax deorum. Это не только было выражением личной позиции императора, но и отвечало настроению довольно широких кругов римского общества, особенно сенаторской знати, в среде которой консервативные тенденции всегда были очень сильными19. Недаром позже Киприан написал специальный трактат для опровержения чрезвычайно распространенного среди язычников взгляда, что христиане, отвергающие поклонение римским богам, виновны во всех бедах Империи20.
Не позже января 250 г., а, вероятнее, еще в конце предыдущего года21, Деций издал специальный эдикт, предписывавший каждому жителю Империи публично в присутствии местных властей и специальной комиссии принести жертву и вкусить жертвенного мяса, после чего данный человек получал специальный документ (libellus), удостоверяющий этот акт. Виновные в отказе от жертвоприношений подвергались наказанию, которым могла быть даже смертная казнь22. Возможно, что было издано даже несколько эдиктов, каждый с.318 из которых ужесточал положения предыдущего. Во всяком случае, Киприан (Ep. 55, 9, 2) пишет о «диких эдиктах» (feralia edicta) во множественном числе23. Специально христиане, по-видимому, в эдикте (или эдиктах) не упоминались. Деций не ставил своей целью ни уничтожение христианства как религии, ни Церкви как организации. Недаром многие арестованные христиане даже могли принимать единоверцев, в том числе пресвитеров, или вести переписку24. Не требовалось (в отличие от более поздних декретов) выдать священные книги. Единственно, что безусловно требовалось, так это совершить жертвоприношение и этим доказать свое уважение к традиционным богам. Многие образованные римляне искренне не понимали, почему нельзя в душе верить только в одного Христа, а публично совершить такую формальность, как жертвоприношение другим богам, особенно тем, кого почитает великий Рим. Позже префект Египта недоуменно спрашивал арестованных христиан, кто же мешает им чтить и своего Бога, и других богов, и не понимал, почему христиане отказываются это делать (Euseb. HE VII, 11, 9). Деций вполне мог относиться к таким людям. И если язычникам, которые ранее уклонялись от жертвоприношений, выполнить требования декрета было довольно просто, то для христиан это означало фактический отказ от основных постулатов их религии.
Единственное исключение, которое, вероятно, делалось в эдикте, относилось к иудеям. От них, как кажется, принесения жертв не требовалось. Во всяком случае, никаких следов принуждения иудеев к жертвоприношениям, как и никаких свидетельств их наказаний за отказ от принесения жертв, не обнаружено25. И это понятно. Иудаизм при всем весьма неоднозначном к нему отношении со стороны римлян считался традиционной религией, тесно связанной с определенным этносом. А Деций выдвинул требование почитание именно традиционных верований и культов. В отличие от него христианство было религией новой, не унаследованной от отцов и дедов, и к тому же надэтничной26. Поэтому для них никаких исключений делаться не могло.
с.319 Неясно, задевал ли эдикт Деция манихеев. Уже около 240 г. манихеи появились в Александрии, а в 250 г. там уже, по-видимому, существовала их община27. Эта религия была такой же, а, может быть, еще более новой, как христианство. Манихейство было опасно еще и тем, что оно шло из Ирана, и манихеи могли рассматриваться как «пятая колонна» персидского царя. Много позже Диоклециан свои религиозные преследования начал именно с манихейства. Поэтому едва ли для манихеев было сделано такое же исключение, как для иудеев. То ли манихеи спокойно приносили жертвы, то ли просто не сохранилось никаких сведений об их преследованиях при Деции. Что же касается преследования христиан, то мы имеем и некоторые libelli, и сообщения современников — Дионисия Александрийского (воспроизведенные Евсевием в его «Церковной истории») и Киприана Карфагенского.
Сразу же после издания эдикта началось первое общеимперское гонение на христиан28. Оно оказалось тем более страшным, что было в большой степени неожиданным29: Филипп относился к ним терпимо, и сами они ни против Филиппа, ни против Деция не выступали. Да и вообще в течение долгих лет христиане жили в условиях относительного мира, который, правда, иногда прерывался кратковременными вспышками насилия или единовременными актами римских властей30. Христианские проповедники и писатели, со своей стороны, всегда подчеркивали абсолютную лояльность христиан к Империи и императорам. Однако понимание лояльности у них, и в тех кругах, которых представлял Деций, было разное. Христиане понимали под лояльностью неучастие ни в каких мятежах и полное подчинение властям (и даже молитвы за власти, особенно за правящего императора) при сохранении в неприкосновенности своей веры, запрещающей поклоняться языческим богам и приносить им какие-либо жертвы. Для консервативных кругов римского общества и выражающего их взгляды и настроения Деция лояльность к Империи не могла не включать участие с.320 в традиционной религиозной жизни, в том числе, естественно, и в жертвоприношениях31. Контраст между положением христиан и их общин при Филиппе и при Деции был столь велик, что некоторые христиане восприняли императора как предвестника прихода антихриста (metator antichristi) (Cypr. Ep. 22, 1, 1), а с ним и наступления конца света (Cypr. Ep. 30, 5, 4; 31, 1, 1; 6, 2)32.
На христиан обрушились репрессии. Многие христиане не выдерживали гонения и выполняли требования. Но появилось и значительное число мучеников, предпочитавших смерть, порой очень мучительную, отказу от своей веры. Некоторые епископы, как Киприан Карфагенский или Дионисий Александрийский, бежали и руководили своей паствой из укрытий. Другие, как римский епископ Фабиан или иерусалимский епископ Александр, выбрали смерть (Euseb. HE VI, 39, 1—
Только мерами в религиозной сфере Деций не ограничился. Очень важным актом было принятие им имени Траяна. Траян представлялся идеальным императором, лучшим принцепсом, осуществлявшим власть в полном согласии с сенатом и в полной мере уважающим его свободу. Сравнительно недавно Гордиан претендовал на происхождение по материнской линии от этого императора (SHA Gord. 2, 2). И эта попытка связать происхождение Гордиана с любимым сенаторами императором, показывает вектор политической мысли и действия сенаторских кругов. Претендовать даже на косвенное происхождение от этого популярного государя Деций, конечно, не мог. И он пошел по другому пути, пример которому показал Септимий Север, когда он принял имя Пертинакса34. Для Септимия Севера принятие этого имени, как и более позднее посмертное включение себя и своей семьи в дом Антонинов, выражало, кроме своеобразной легитимации своей власти, еще и ясную претензию на продолжение политики Пертинакса и Марка Аврелия35. По существу то же самое сделал и Деций, только он избрал для этого более отдаленную во времени и более популярную фигуру — Траяна. Он явно демонстрировал свою программу — возвращение к принципам правления «лучшего принцепса», обеспечивая этим себе широкую поддержку в Риме, особенно в сенате36. с.321 К тому же, Траян был последним великим завоевателем в римской истории. Принимая его имя, Деций ясно намекал на восстановление блеска римского имени, весьма поблекшего в ходе неудач последнего времени. Наконец, как и Деций, Траян был провинциалом, первым провинциалом на римском троне. И принял это имя Деций практически сразу после прибытия в столицу37.
Вслед за этим Деций пошел еще дальше. Он выпустил серию монет с изображениями и именами divi, включающую Августа, Веспасиана, Тита, Нерву, Траяна, Адриана, Марка Аврелия, Луция Вера[1], Коммода, Септимия Севера и Александра Севера38. Деций, таким образом, включает себя в общий ряд императоров, представляя свое правление как логичное продолжение истории вечного Рима. Этот список в значительной степени совпадает с перечнем лучших (optimi) императоров в биографии Аврелиана (SHA Aur. 42, 4); в последнем нет только Коммода (не говоря, естественно, о Клавдии II и Аврелиане). Эта серия, однако, включает не всех обожествленных императоров. Известно, что обожествлены были Клавдий, Пертинакс, все три Гордиана, а, по словам Евтропия (IX, 3), и оба Филиппа. Но эти императоры не нашли места на монетах Деция. И это очень интересно. Деций помещает на своих монетах всех обожествленных Флавиев и Антонинов, включая ненавистного сенаторам Коммода, но из Юлиев-Клавдиев опускает Клавдия. В свое время отношение большинства сенаторов к Клавдию выразилось в язвительном «Отыквлении Клавдия», приписываемого Сенеке, и, вероятно, такое отношение закрепилось в просенаторской историографии вплоть до времени Деция и даже Диоклециана. Не совсем понятно опущение Пертинакса, который, кстати, не упомянут и в биографии Аврелиана. Это могло быть связано и с кратковременностью его правления (Деций не хотел допускать даже намека на кратковременность и своего правления), и с тем, что Пертинакс был, вероятно, замешан в с.322 заговоре, приведшем к убийству Коммода (SHA Pert. 4, 4)39. Что касается Гордианов, то Деций явно не желал прощать им свою опалу40. Вопрос об обожествлении Филиппов спорен. Во всяком случае, всем было ясно, что Деций пришел к власти в результате их свержения и убийства, и одно это уже не давало возможности почтить их на его монетах. А, может быть, новый император вообще хотел вычеркнуть из памяти римлян бурные события, происшедшие после убийства Александра Севера, и свое правление непосредственно присоединить к более, как тогда казалось, спокойным временам. Возможен еще один вариант. Монеты прославляли память одиннадцати divi, и не исключено, что Деций надеялся в будущем стать двенадцатым41. Во всяком случае, эти монеты ясно показывают стремление Деция легализовать свою власть в более широком контексте истории Римской империи, и притом в связи с правлениями лучших принцепсов, укрепить свой имидж нормального преемника великих императоров42.
Однако обращает на себя внимание тот факт, что все эти монеты были выпущены не в Риме, а в Медиолане, и предназначались они для выплаты солдатам43. Это означает, что пропаганда доблестных предшественников была направлена не столько на граждан, сколько на армию. Видимо, после ряда военных неудач Деций стремился поднять дух воинов напоминанием о великих свершениях, сделанных при божественных предшественниках.
При всей важности проведения в жизнь религиозно-идеологической программы она одна не могла обеспечить выход из тупика. Сначала Деций, стремясь упрочить свою власть и создать новую династию, пошел по старому пути. У него было двое сыновей, и старшего Геренния Этруска он во второй половине 250 г. сделал цезарем и даровал ему трибунскую власть. Может быть, тогда же цезарем стал и его второй сын — Гостилиан. Позже Деций сделал Геренния Этруска и августом, хотя и не разделил с ним верховный понтификат (ILS с.323 515—
Толчком к этому шагу, видимо, послужили попытки узурпаций, с которыми пришлось столкнуться Децию. Во время очередного готского вторжения на Балканы наместник Македонии Приск после захвата готами Филиппополя, который он до этого неудачно защищал, сам перешел на сторону варваров и был ими провозглашен императором (Iord. Get. 103). Сам Деций в это время во главе армии находился на Балканах, и, воспользовавшись его уходом из столицы, власть в Риме попытался захватить Юлий Валент Лициниан (Aur. Vict. Caes. 29, 2—
Последнее обстоятельство должно было особенно обеспокоить Деция. Он сам был сенатором, но занимал в нем несколько особое положение. Он происходил из района Сирмия и был первым, насколько пока известно, императором, происходившим из Иллирии48. В 238 г. Деций недвусмысленно встал на сторону Максимина, противопоставив себя, таким образом, большинству сената. Он не только отказался признать Максимина и его сына «врагами народа», но и принял активные меры для подготовки обороны своей провинции против возможного нападения сенатских сил49. После поражения Максимина он, естественно, попал в опалу и был смещен со своего поста легата Тарраконской Испании. На политическую сцену он вернулся, скорее всего, после смерти Гордиана50, может быть, в результате амнистии, проведенной Филиппом. Более того, Филипп назначил его префектом Рима51, что было знаком императорского доверия и демонстрацией желания объединения всех сил общества независимо от прошлых позиций. Однако и после этого Деций занимал в сенате несколько особую позицию. Зосим (I, 21, 1) рассказывает, что когда Филипп, взволнованный и испуганный очередным армейским мятежом, обратился к сенату за поддержкой, сенаторы предпочли промолчать, и только Деций поднялся и выразил императору свою полную поддержку. Правда несколько позже он сам выступил против Филиппа и сверг его, но в тот момент он снова, как в 238 г., противопоставил себя сенатскому большинству. И несомненная поддержка части, по крайней мере, сенаторов Валента заставила Деция искать пути привлечения всего сената на свою сторону. И лучшей кандидатуры, чем Валериан, пожалуй, не было.
П. Лициний Валериан происходил из знатного рода. Род Лициниев был довольно древним, а сам Валериан породнился с еще с.325 более в то время влиятельным родом Эгнациев52. Подробности его карьеры неизвестны, но ясно, что он занимал и гражданские, и военные посты, в том числе был консулом-суффектом53. В 238 г. Валериан, бывший тогда квестором Гордиана, был им послан из Африки в Рим с сообщением о своем провозглашении императором, и он сыграл значительную роль в событиях этого года, по крайней мере, в их начале54. При Деции карьера Валериана пошла вверх. События 238 г., казалось бы, должны были развести Деция и Валериана. Но этого не произошло. В правление Деция Валериан был, очень вероятно, принцепсом сената (SHA Val. 5, 4). Такая кандидатура вполне должна была обеспечить Децию лояльность сената, в том числе и во время его отсутствия, и вообще в столь трудный момент, когда император оказался перед столькими опасностями.
Автор биографии Валериана рассказывает, что сенат в 251 г. в ответ на послание Деция единогласно постановил сделать Валериана цензором. Но когда Деций на основании этого сенатусконсульта предложил ему этот пост, тот решительно отказался, заявив, что только августы (
Идея, что император должен сосредоточиться на военных проблемах, предоставление решение гражданских дел сенату, явно существовала в это время. Через два года после гибели Деция Эмилиан, провозглашенный императором, написал сенату, что он с.327 предоставляет сенаторам управление (βασιλείαν), а сам будет только их полководцем (στρατηγός αὐτῶν) (FHG IV. Anon. fr. 2; Zon. XII, 22). К сожалению, мы имеем только греческий текст, так что какие выражения имелись в латинском оригинале, неизвестно. Греческие же авторы употребляют слово βασιλεία, как обычно в их время обозначалась императорская власть. При всей, может быть, демагогичности этого послания, его содержание явно напоминает попытку Деция разделить военную и гражданскую власть. Насколько серьезно Эмилиан предполагал это сделать, мы не знаем. Однако само по себе такое послание показывает, что идея разделения верховной власти существовала, и она явно была дорога сенату.
Чем в таком случае вызван отказ Валериана, неясно. Вполне возможно, что он понимал двусмысленность положения, в каком он оказался бы в случае действительного своего назначения на этот пост, ибо при наличии полномочий у него не было бы реальных рычагов власти. К тому же, официальным представителем императора в Риме был оставлен его младший сын Гостилиан, при котором находилась его мать Геренния Этрусцилла в качестве августы60, и как бы сложились отношения между императрицей и «гражданским императором» никто, в том числе и сам Валериан, предсказать не мог.
Возможно, что восстановление в новом виде древней цензуры рассматривалось Децием в качестве первого шага в серии реформ61. Но отказ Валериана стал в этом деле значительным препятствием. Еще важнее была необходимость все силы и все внимание сконцентрировать на борьбе с готами. В этих условиях все другое отходило на второй план. Как говорит Киприан (De lapsis 1), уже вторжение готов вынудило Деция фактически прекратить исполнение своего эдикта, требующего обязательных жертвоприношений (Cypr. De lapsis 1)62. Уже вскоре после Пасхи, которая в 251 г. приходилась на 23 марта, Киприан смог вернуться в Карфаген, а в конце марта или в апреле того же года в этом городе собрался собор африканских епископов63. Таким образом, Деций потерпел явную неудачу и в религиозной, и в административной с.328 сферах. Может быть, император намеревался вернуться и к административным реформам, и к восстановлению pax deorum после решения готской проблемы. Но судьба распорядилась иначе. В июне 251 г. в ожесточенной двухдневной битве у Абритта во Фракии Деций погиб (Eutrop. IX, 4; Aur. Vict. 29, 4—
Правление Деция было очень кратковременным — всего два года и даже несколько меньше. Став императором, Деций стремился возродить былую мощь Рима возвращением к традициям. Создается впечатление, что в своей деятельности он следовал (или пытался следовать) целостной программе, включающей различные мероприятия, направленные на возрождение, насколько он считал возможным, mos maiorum. Некоторые элементы этой программы, скорее всего, возникли в его голове еще до прихода к власти. К другим он пришел в силу сложившихся обстоятельств. Не упуская цели укрепления своей власти и увековечения по возможности своей династии, он в других отношениях пытался вернуть атмосферу «доброго старого времени», исправить несправедливости как по отношению к богам, так и к людям и государству. В религиозном плане это было восстановление нарушенного «божьего мира», возрождение почитания отеческих богов. В идеологическом — присоединение к традиции великих императоров, прославивших, по мнению Деция и его сторонников, Римскую империю, и косвенно включение себя в этот ряд. В административном плане — попытка создания некоего гражданского института (может быть, в виде старинной цензуры), который бы существовал наряду с императорской властью и обеспечивал связь императора с сенатом и обществом. Эти попытки, однако, рухнули, и рухнули они не только из-за кратковременности правления или, тем более, какого-либо сопротивления, но и из-за полного несоответствия времени. Эти меры оказались столь же утопичными, как и попытка сената в 238 г. вернуть себе почти полную власть. Никакого возвращения к старому уже не могло быть.
ПРИМЕЧАНИЯ