В. Г. Аппельрот

Новые увлечения в области преподавания древних языков

Филологическое обозрение (журнал классической филологии и педагогики), т. X, отд. I, с. 124—130. Москва, 1896.

с.124 Одно­сто­рон­нее увле­че­ние грам­ма­ти­кой и почти исклю­чи­тель­но грам­ма­ти­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми в пере­во­дах с род­но­го язы­ка на древ­ние, гос­под­ст­во­вав­шее дол­гое вре­мя в нашей шко­ле и ныне, так ска­зать, упразд­нен­ное новы­ми учеб­ны­ми пла­на­ми 1890 г., гро­зит заме­нить­ся увле­че­ни­ем не менее одно­сто­рон­ним и гораздо более вред­ным, чем преж­нее. Преж­няя шко­ла, при всех сво­их недо­стат­ках, име­ла под собой твер­дую поч­ву и вела сво­их питом­цев твер­дым, мето­ди­че­ским путем, ста­ра­ясь при­учить их этой цель­но­стью заня­тий и серь­ез­но­стью тре­бо­ва­ний к вдум­чи­вой рабо­те и не лег­ко­мыс­лен­но­му отно­ше­нию к тру­ду. Про­ни­кав­шая ее систе­ма, хотя и оши­боч­ная, может быть, сама по себе, спо­соб­ст­во­ва­ла, одна­ко умст­вен­ной выправ­ке уча­щих­ся и мог­ла под­гото­вить из них хоро­ших и серь­ез­ных работ­ни­ков. Пре­не­бре­гая вся­кой тра­ди­ци­ей в деле обра­зо­ва­ния, мы и тогда ста­ли на прото­рен­ную нем­ца­ми доро­гу, мало для нас под­хо­дя­щую, и прой­дя ее до кон­ца, дока­за­ли свою несо­сто­я­тель­ность, и теперь рис­ку­ем под­пасть под все раз­рас­таю­ще­е­ся обще­ст­вен­ное дви­же­ние по пово­ду школь­ных дел и потер­петь при этом зло, гор­ше пер­во­го.

Это дви­же­ние, про­ни­каю­щее, к сожа­ле­нью, под­час и в среду педа­го­гов, стре­мит­ся, как оно и есте­ствен­но, к облег­че­нию уча­щих­ся; то облег­че­ние, кото­рое уже введе­но в новых про­грам­мах, теперь ока­зы­ва­ет­ся недо­ста­точ­ным. Бес­ко­неч­ность этих тре­бо­ва­ний, по мере усту­пок им со сто­ро­ны уни­жаю­щей себя этим шко­лы, само собою оче­вид­на, и не об этом я наме­рен гово­рить в насто­я­щей ста­тье. Дело в том, что в свя­зи с этой тен­ден­ци­ей — все «облег­чать» и вме­сто буду­щих работ­ни­ков гото­вить для оте­че­ства моло­дых людей, обла­даю­щих толь­ко «пра­ва­ми» и огром­ны­ми пре­тен­зи­я­ми, — сто­ит, по наше­му мне­нию, одно обсто­я­тель­ство, по стран­ной при­чине не обра­тив­шее на себя с.125 до сих пор досто­долж­но­го вни­ма­ния и не выяс­нен­ное в над­ле­жа­щем све­те. Я разу­мею вры­ваю­ще­е­ся в шко­лу новое увле­че­ние, о кото­ром я и упо­ми­нал глу­хо в пер­вых стро­ках, увле­че­ние, гро­зя­щее, при рас­про­стра­не­нии сво­ем, совер­шен­но уро­нить и уни­что­жить дело серь­ез­но­го пре­по­да­ва­ния древ­них язы­ков и обра­зо­ва­ния. На пер­вый взгляд кажет­ся, что это обсто­я­тель­ство, к кото­ро­му я отно­шусь с нескры­вае­мым стра­хом, совер­шен­но невин­но и не может повлечь за собою ника­кой круп­ной беды; мно­гие, обо­льщен­ные этим нов­ше­ст­вом, сле­дуя ему, дума­ют, что дела­ют вели­кое дело и толь­ко при­но­сят поль­зу сво­им вос­пи­тан­ни­кам. Но какое роко­вое заблуж­де­ние! и как имен­но в силу это­го уко­ре­нив­ше­го­ся заблуж­де­ния труд­но бороть­ся с новою модой и дока­зать ее несо­сто­я­тель­ность!

О каком же увле­че­нии гово­рим мы? О том, кото­рым вызва­но появ­ле­ние в печа­ти цело­го ряда посо­бий и руко­водств по древ­но­стям, исто­рии древ­них лите­ра­тур и клас­си­че­ским дис­ци­пли­нам. Я имею в виду не солид­ные сочи­не­ния по всем этим отде­лам, чте­ние кото­рых, конеч­но, не при­не­сет ниче­го кро­ме поль­зы, а те тонень­кие бро­шюр­ки, где чуть не на одном печат­ном листе изла­га­ет­ся и исто­рия лите­ра­ту­ры, и исто­рия фило­со­фии, и вся­кие древ­но­сти, и исто­рия искус­ства, — одним сло­вом, целые энцик­ло­пе­дии клас­си­че­ской фило­ло­гии на несколь­ких стра­ни­цах. Меня могут спро­сить, на каком осно­ва­нии я пред­по­ла­гаю, что изу­че­ние всех этих дис­ци­плин по тощим ком­пен­ди­у­мам полу­чи­ло рас­про­стра­не­ние в наших гим­на­зи­ях? Я имею осно­ва­ние пред­по­ла­гать это как пото­му, что кни­жек подоб­но­го рода за послед­ние годы появи­лось несколь­ко, так осо­бен­но пото­му, что неко­то­рые из них, не бле­щу­щие реши­тель­но ника­ки­ми досто­ин­ства­ми, вышли одна­ко в срав­ни­тель­но корот­кое вре­мя новы­ми изда­ни­я­ми. Это несо­мнен­но дока­зы­ва­ет их рас­про­стра­не­ние в шко­ле, при­том, конеч­но, рас­про­стра­не­ние при­нуди­тель­ное, т. е. по рас­по­ря­же­нию гг. пре­по­да­ва­те­лей, так как все эти книж­ки не могут, конеч­но, при­влечь к себе доб­ро­воль­но­го чита­те­ля.

Изу­че­ние в тече­ние гим­на­зи­че­ско­го кур­са раз­лич­ных фило­ло­ги­че­ских дис­ци­плин, не тре­бу­ю­ще­е­ся и наши­ми учеб­ны­ми пла­на­ми, невоз­мож­но в жела­тель­ной пол­но­те и с жела­тель­ной осно­ва­тель­но­стью по весь­ма про­стой при­чине: на это нет потреб­но­го коли­че­ства вре­ме­ни. Тот, кто заду­мал бы сооб­щить уче­ни­кам в с.126 связ­ном очер­ке древ­ние лите­ра­ту­ры и все про­чие отде­лы так наз. реаль­ных дис­ци­плин, дол­жен был бы отнять на это зна­чи­тель­ное коли­че­ство вре­ме­ни, назна­чен­но­го на чте­ние авто­ров; и меж­ду тем то вре­мя, кото­рое он употре­бил бы подоб­ным обра­зом, даже при воз­мож­но-солид­ном содер­жа­нии пре­по­дан­но­го им кур­са «реа­лий», было бы потра­че­но в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни бес­плод­но и во вся­ком слу­чае с мень­шею поль­зой, неже­ли осмыс­лен­ное и вдум­чи­вое чте­ние древ­них тек­стов. Подоб­ный курс все же не шел бы даль­ше дог­ма­ти­че­ско­го изло­же­ния, не остав­ля­ю­ще­го уму юно­ши места для само­сто­я­тель­ной работы: это было бы начи­не­ние зна­ни­я­ми, но не обра­зо­ва­ние, пред­по­ла­гаю­щее все­сто­рон­нее раз­ви­тие обу­чае­мо­го субъ­ек­та. От все­го это­го ока­за­лось бы ров­но столь­ко же поль­зы для обра­зо­ва­ния, как и от уси­ле­ния заня­тий хими­ей: все заучен­ные тут зако­ны оста­ют­ся мерт­вым капи­та­лом для уче­ни­ка, не могу­ще­го опе­ри­ро­вать над ними сколь­ко-нибудь само­сто­я­тель­но. Но, сооб­щая уче­ни­ку совер­шен­но лиш­ний бал­ласт и вза­мен того зна­чи­тель­но облег­чая груз его позна­ний и самый ход заня­тий по древним авто­рам, такие солид­ные кур­сы, если толь­ко они прак­ти­че­ски воз­мож­ны (в чем поз­во­ли­тель­но очень и очень сомне­вать­ся), по край­ней мере не при­не­сут того вреда, кото­рый, как мед­лен­ный яд, рас­про­стра­нит­ся по орга­низ­му нашей шко­лы в слу­чае гос­под­ства в ней вто­ро­го спо­со­ба заня­тий озна­чен­ны­ми дис­ци­пли­на­ми, спо­со­ба, несо­мнен­но, наи­бо­лее (если не исклю­чи­тель­но) рас­про­стра­нен­но­го, о чем свиде­тель­ст­ву­ют раз­ные учеб­ни­ки так наз. «реа­лий», явив­ши­е­ся за послед­нее вре­мя. Я не могу не ого­во­рить здесь всей неле­по­сти это­го тер­ми­на «реа­лий», осо­бен­но по отно­ше­нию к исто­рии лите­ра­ту­ры и фило­со­фии: тер­мин этот выхва­чен из немец­ко­го язы­ка и уже начи­на­ет вхо­дить в обра­ще­ние, зна­ме­нуя тем и рас­про­стра­нен­ность изу­че­ния в клас­се этих самых «реа­лий».

В этом слу­чае, когда уче­ни­ки наши, вме­сто серь­ез­но­го чте­ния древ­них писа­те­лей, вме­сто непо­сред­ст­вен­но­го обще­ния с вели­чай­ши­ми ума­ми и худож­ни­ка­ми сло­ва, ста­нут изу­чать вся­ко­го рода «реа­лии» по тощим руко­вод­ствам по сему пред­ме­ту, шко­ле нашей гро­зит боль­шая опас­ность; серь­ез­ная работа, тре­бу­ю­щая углуб­ле­ния уче­ни­ка мыс­лью и умом в читае­мое про­из­веде­ние, заме­нит­ся к зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пусто­сло­ви­ем и зазуб­ри­ва­ньем бес­со­дер­жа­тель­ных стра­ниц подоб­ных крат­ких руко­водств; с.127 гово­рю «в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни» пото­му, что даже и такое сколь­зя­щее по поверх­но­сти изу­че­ние (если толь­ко мож­но это назвать изу­че­ни­ем!) тре­бу­ет для себя вре­ме­ни. И чем воз­на­гра­дит­ся поте­рян­ное на это заня­тие вре­мя? В голо­ве уче­ни­ка завяз­нут ничем не свя­зан­ные обрыв­ки вся­ко­го рода фак­тов, касаю­щих­ся той или иной гла­вы древ­но­стей, он заучит целые стра­ни­цы бес­со­дер­жа­тель­ных фраз и целых очер­ков, где на про­стран­стве двух строк гово­рит­ся о каком-нибудь ора­то­ре, в четы­рех стро­ках изла­га­ет­ся вся исто­рия того или дру­го­го учреж­де­ния. Чтобы не быть голо­слов­ным, при­ве­ду при­мер того, как изло­же­на исто­рия Аре­о­па­га в учеб­ни­ке М. Геор­ги­ев­ско­го: «Аре­о­паг, выс­шая инстан­ция в делах уго­лов­ных, мало-пома­лу терял зна­че­ние, и лишь оли­гар­хи­че­ская реак­ция после пело­пон­нес­ской вой­ны сно­ва воз­вы­си­ла его на неко­то­рое вре­мя» (2 изд., стр. 42) — и более нигде ни сло­ва об Аре­о­па­ге!

Юно­ши, и без того склон­ные к поро­ку пусто­сло­вия и часто не заме­чаю­щие за пото­ком слов пол­но­го отсут­ст­вия мыс­ли, в подоб­ных заня­ти­ях най­дут луч­шую под­держ­ку это­му поро­ку сво­е­му, и учеб­ное заведе­ние, обя­зан­ное выправ­лять, насколь­ко воз­мож­но, сво­их питом­цев, в дан­ном слу­чае само содей­ст­ву­ет дости­же­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ных резуль­та­тов. Ужас­но то, что при уси­ле­нии заня­тий пре­сло­ву­ты­ми «реа­ли­я­ми» отни­ма­ет­ся вре­мя от пло­до­твор­ной работы, како­вой, вне сомне­ния, слу­жит чте­ние древ­них писа­те­лей осо­бен­но в стар­ших клас­сах гим­на­зий, и отда­ет­ся на дело пустое, не спо­соб­ст­ву­ю­щее ника­ко­му раз­ви­тию, не при­бав­ля­ю­щее ниче­го к обра­зо­ва­нию; ужас­но то, что эти «реа­лии» одер­жи­ва­ют верх над чте­ни­ем тек­стов, пред ними сту­ше­вы­ваю­щим­ся, но еще ужас­нее, что заня­тия эти, лег­ко­вес­ные по суще­ству, лишен­ные осмыс­лен­но­сти в силу необ­хо­ди­мо­сти (или неуме­ния, что́ не изме­ня­ет резуль­та­та), роня­ют в гла­зах уче­ни­ков окон­ча­тель­но фило­ло­ги­че­скую нау­ку, пред­став­ляя ее в едва ли не кари­ка­тур­ном виде, роня­ют ува­же­ние к нау­ке и зна­нию, под­ры­ва­ют и совер­шен­но затем­ня­ют поня­тия об истин­ном зна­нии, о стро­го-науч­ной истине: нау­ка пред­став­ля­ет­ся в виде набо­ра туман­ных общих фраз, не свя­зан­ных меж­ду собою ров­но ничем, кро­ме посте­пен­но­го сче­та пара­гра­фов. Ува­же­ние к сло­ву так­же долж­но ума­лять­ся в тех, кото­рые пони­ма­ют всю скуд­ность всех этих «кур­сов» по древ­но­стям; а в более с.128 про­стых серд­цем и наив­ных может бес­со­зна­тель­но все­лит­ся убеж­де­ние, что нау­ка и пусто­сло­вие — тож­де­ст­вен­ны, что нет ника­кой нуж­ды, про­из­но­ся речь, думать об ее ясно­сти и содер­жа­тель­но­сти. Сло­вом, весь­ма рас­про­стра­нен­ный недо­ста­ток — сло­во­из­вер­же­ние без вся­ко­го смыс­ла — най­дет себе в этих заня­ти­ях луч­шую пищу для раз­ви­тия.

Это будет кон­цом «клас­си­циз­ма», пото­му что в корне под­ре­жет всю серь­ез­ную сто­ро­ну в поста­нов­ке дела клас­си­че­ской шко­лы. Все эти «древ­но­сти», изу­чен­ные в гим­на­зии, год­ны лишь для того, чтобы устро­ить неко­то­рую пом­пу на экза­мене зре­ло­сти и вооб­ще уси­лить показ­ную сто­ро­ну, кото­рой в этом смыс­ле не долж­но быть места в ува­жаю­щей себя шко­ле и сре­ди любя­щих и пони­маю­щих свое дело учи­те­лей. Конеч­но, и эта пом­па — толь­ко для мало вни­каю­ще­го в дело чело­ве­ка; ино­го нель­зя про­ве­сти на каких-нибудь «древ­но­стях», пустив ему пыль в гла­за под трес­ку­чие фра­зы уче­ни­ков. Как зна­ние же, эти «древ­но­сти» совер­шен­но бес­по­лез­ны: полез­ны лишь зна­ния точ­ные и опре­де­лен­ные, а зна­ние общих фраз есть лиш­ний бал­ласт, бес­по­лез­ный в общей сум­ме обра­зо­ва­тель­ных сведе­ний.

Отри­цая необ­хо­ди­мость и воз­мож­ность кур­сов по раз­лич­ным клас­си­че­ским дис­ци­пли­нам в гим­на­зии, видя в этом рас­ши­ре­ние пре­де­лов гим­на­зи­че­ско­го кур­са за счет уни­вер­си­тет­ско­го, мы долж­ны одна­ко оста­но­вить­ся на реше­нии вопро­са, как же воз­ник­ло это совре­мен­ное увле­че­ние «реа­ли­я­ми» в «клас­си­че­ской» шко­ле и како­во насто­я­щее место послед­них в гим­на­зи­че­ском кур­се?

Весь­ма воз­мож­но, что заня­тия древ­но­стя­ми и пр. воз­ник­ли под вли­я­ни­ем неко­то­рых слов самих учеб­ных пла­нов 1890 г. В них имен­но, в объ­яс­ни­тель­ной запис­ке к учеб­но­му пла­ну древ­них язы­ков (стр. 67) ска­за­но, что «необ­хо­ди­мо, чтобы ни одна сто­ро­на жиз­ни древ­них, насколь­ко она содей­ст­ву­ет точ­но­му пони­ма­нию смыс­ла читае­мо­го про­из­веде­ния, не оста­ва­лась без над­ле­жа­ще­го разъ­яс­не­ния. Для дости­же­ния этой цели над­ле­жит как мож­но мень­ше отвле­кать вни­ма­ние уче­ни­ков грам­ма­ти­че­ски­ми объ­яс­не­ни­я­ми, а сосре­дото­чи­вать его на пере­во­де и необ­хо­ди­мых объ­яс­не­ни­ях, реаль­ных и логи­че­ских, соблюдая и при этих объ­яс­не­ни­ях долж­ную меру» и т. д. Сюда, конеч­но, надо при­со­еди­нить и тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ля­е­мые на уст­ном с.129 испы­та­нии по древним язы­кам к аби­ту­ри­ен­там: «При тол­ко­ва­нии пред­ло­жен­ных мест сле­ду­ет пред­ла­гать так­же соот­вет­ст­вен­ные вопро­сы из грам­ма­ти­ки, мифо­ло­гии1, древ­но­стей, древ­ней исто­рии и древ­ней гео­гра­фии, на осно­ва­нии разъ­яс­не­ний, кото­рый дава­лись в класс­ное вре­мя при чте­нии вооб­ще древ­них писа­те­лей» (Пра­ви­ла, § 69).

Бес­при­страст­ный чита­тель с пер­во­го же чте­ния пой­мет, что тут нет нигде тре­бо­ва­ния сколь­ко-нибудь систе­ма­ти­че­ско­го изу­че­ния древ­но­стей, осо­бен­но исто­рии обе­их древ­них лите­ра­тур, пре­вра­щаю­щей­ся в жал­кий пере­чень имен, фило­со­фии и исто­рии искус­ства. Все необ­хо­ди­мые сведе­ния о древ­но­стях поли­ти­че­ских и отча­сти част­ных и рели­ги­оз­ных уче­ник полу­ча­ет в сво­ем учеб­ни­ке исто­рии, где им самое насто­я­щее место в гим­на­зи­че­ском кур­се; с мифо­ло­ги­ей в глав­ных чер­тах он зна­ко­мит­ся при чте­нии поэтов, без вся­ко­го заучи­ва­ния осо­бых руко­водств, а с мел­ки­ми подроб­но­стя­ми отно­си­тель­но воен­ных или юриди­че­ских древ­но­стей, посколь­ку они необ­хо­ди­мы для чте­ния авто­ров, есть пол­ная воз­мож­ность озна­ко­мить­ся имен­но на этих же авто­рах, при­том в самых крат­ких и опре­де­лен­ных чер­тах. Эти слу­чай­но полу­чен­ные сведе­ния, посто­ян­но под­креп­ля­е­мые чте­ни­ем, оста­ют­ся у уче­ни­ка в памя­ти без вся­ко­го осо­бо­го, отдель­но от авто­ра, их изу­че­ния, в виде какой-то осо­бен­ной нау­ки2. К чему же эти кур­сы? где вре­мя на них? где их цель? где для них оправ­да­ние? Ясно, что они не тре­бу­ют­ся про­грам­ма­ми, не вызы­ва­ют­ся необ­хо­ди­мо­стью и не оправ­ды­ва­ют­ся при­но­си­мой ими поль­зой.

Поэто­му сле­ду­ет отка­зать­ся от это­го опас­но­го увле­че­ния, не дово­дя­ще­го до добра, и обра­тить все свое вни­ма­ние на дей­ст­ви­тель­но пло­до­твор­ное и осмыс­лен­ное, будя­щее мысль уче­ни­ка чте­ние древ­них писа­те­лей. Из всех же побоч­ных дис­ци­плин лишь одна, как раз сто­я­щая наи­бо­лее в загоне, пото­му что о ней не упо­мя­ну­то в учеб­ных пла­нах и экза­мен­ных тре­бо­ва­ни­ях, мог­ла бы не без поль­зы вой­ти в круг гим­на­зи­че­ско­го обра­зо­ва­ния и имен­но пото­му, что, сооб­щая извест­ные зна­ния, она с.130 спо­соб­ст­во­ва­ла бы это­му обра­зо­ва­нию, раз­ви­вая эсте­ти­че­ский вкус в уча­щих­ся. Мы гово­рим о зна­ком­стве уче­ни­ков стар­ших клас­сов с луч­ши­ми памят­ни­ка­ми древ­но­сти. Нет осо­бен­ной надоб­но­сти изла­гать им всю исто­рию антич­но­го искус­ства, нет осо­бен­ной надоб­но­сти пред­ла­гать их вни­ма­нию наив­ные и гру­бые про­из­веде­ния арха­и­че­ской поры, но весь­ма не лишне раз­вить их вкус к изящ­но­му на памят­ни­ках луч­ше­го сти­ля, пока­зы­вая их в фото­гра­фи­ях, или с помо­щью вол­шеб­но­го фона­ря, или, где это воз­мож­но, в гип­со­вых слеп­ках, кото­рые долж­ны бы слу­жить луч­шим укра­ше­ни­ем каж­дой гим­на­зии. Объ­яс­не­ние этих выдаю­щих­ся памят­ни­ков, по воз­мож­но­сти в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке, или же по сход­ству сюже­та или его раз­ра­бот­ки, даст пищу и для ума и для серд­ца юно­шей. Но это дело не мог­ло бы при­ба­вить пом­пы на экза­мене зре­ло­сти, и пото­му оно в загоне.

Ad in­cep­tum re­deo. Я ска­зал в нача­ле ста­тьи, что это увле­че­ние реаль­ной сто­ро­ной древ­не­го мира в ущерб чте­нию авто­ров и серь­ез­ным заня­ти­ям по древним язы­кам сто­ит в свя­зи с общим тре­бо­ва­ни­ем «облег­че­ния» для уча­щих­ся. Пола­гаю, что связь эта доста­точ­но ясна: это втор­же­ние в шко­лу «реа­лий» зна­ме­ну­ет имен­но пово­рот от серь­ез­ных заня­тий к пустя­кам; гораздо лег­че заучи­вать общие фра­зы подоб­ных кур­сов по раз­ным отде­лам древ­но­стей, чем одоле­вать Пла­то­на или Демо­сфе­на и вни­кать в строй и ход их мыс­лей. Что эта заме­на не жела­тель­на, ска­жет каж­дый, кому доро­го дело обра­зо­ва­ния моло­до­го поко­ле­ния; что она неже­ла­тель­на, пото­му что вред­на, дол­жен при­знать вся­кий, вник­нув­ший в это дело. Шко­ла долж­на руко­во­дить обще­ст­вом, а не обще­ство — шко­лой; не лишне, конеч­но, при­слу­ши­вать­ся к голо­сам из обще­ства, но дале­ко не все голо­са заслу­жи­ва­ют вни­ма­ния; при­во­дить же в испол­не­ние предъ­яв­ля­е­мые шко­ле без­рас­суд­ные тре­бо­ва­ния — зна­чит не пони­мать сво­его назна­че­ния и обна­ру­жи­вать пол­ное отсут­ст­вие педа­го­ги­че­ских прин­ци­пов и тра­ди­ций.


Вл. Аппель­рот.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Уди­ви­тель­но, что мифо­ло­гия не вошла ни в один учеб­ник «реа­лий». Неуже­ли пред­по­ла­га­ет­ся осо­бое изу­че­ние ее по дру­го­му руко­вод­ству?
  • 2Отлич­ным нагляд­ным посо­би­ем для закреп­ле­ния выучен­но­го в памя­ти могут слу­жить таб­ли­цы г. Цыбуль­ско­го.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341515196 1341658575 1356780069 1372088158 1373609530 1373613589