Из истории идеологии римских рабовладельцев
с.636 В современной буржуазной литературе общим местом стало утверждение, что с установлением Римской империи роль рабов в производстве быстро уменьшается, разница между рабами и свободными сглаживается и влияние института рабства на экономику, социальный строй и идеологию римского общества сходит на нет1. В качестве одного из аргументов в пользу этого ссылаются на более мягкое отношение к рабам в период империи.
На первый взгляд кое-что здесь может показаться убедительным. Действительно, по сравнению со II—
Казалось бы, Цицерон, современник восстания Спартака, должен был испытывать значительно больший страх перед сопротивлением рабов, чем живший в относительно мирный период Сенека, и уделять им больше внимания. Однако на деле было иное. О взаимоотношении рабов и господ Цицерон говорит редко и только мимоходом. С его точки зрения, само собой разумеется, что господин должен держать рабов в повиновении. Он осуждает тех наместников провинций, которые дают полную волю своим рабам в ущерб провинциалам. Бегство раба он считает непростительным злодеянием, которое причиняет хозяину не столько материальный, сколько моральный ущерб и обиду (Ad Att., IV, 3). Как достойное наказания беззаконие рассматривает он попытку жителей Эфеса укрыть беглого раба (In Verrem., I, 33). Добиваться от раба показаний против господина, с его точки зрения, недопустимо; это означало бы побуждать рабов к войне против господ (Pro rege Deiotaro, 11). Он считает также, что тот, кто управляет рабами и скотом, обязан думать об их пользе и удобствах (Ad Quint., I, 1, 8). Он признаёт, что убийство раба может быть и несправедливым, и греховным (Paradox., III, 24). Во время праздников рабов, согласно древним законам, надо освобождать от работ (De legib., II, 12). Дельный, с.637 старательный раб через несколько лет заслуживает освобождения (Philipp., VIII, 9). Без надежды на свободу, которая избавит их от страха, пыток и казней, рабы не могли бы вынести своего положения (Pro Rabirio, 5). Не только свободы, но и всяческих наград заслуживает раб, спасший своего господина (Pro Milone, 22). Особенно рекомендуется хорошее обращение с рабами кандидату в магистраты, так как от них во многом зависит его репутация на форуме (De petit. cons., 5). В теоретических трактатах Цицерон затрагивает вопрос о рабах только один раз: «Следует помнить, — пишет он, — что и в отношении к низшим до́лжно соблюдать справедливость. Самое же низкое положение и судьба у рабов, относительно которых недурно поступают те, кто предписывают использовать их как наемных работников (uti ut mercenariis), требуя от них работы и предоставляя им то, что справедливо (operam exigendam, iusta praebenda)» (De off., I, 13).
Следует заметить, что у Цицерона рабы упоминаются нередко в общем перечне людей из низших слоев общества и зависимых. Так, он советует оратору возбуждать жалость судей к обвиняемому, показав, что тот был обижен людьми, которые не смели им пренебрегать, — его рабами, отпущенниками, клиентами, зависимыми (Supplicibus. De invent., 1, 55). Толкуя закон об изгнании кого-либо из имения чужими рабами, Цицерон замечает, что закон этот имеет силу и в том случае, если по поручению господина действовали не только рабы, но и прокуратор, колон, сосед, отпущенник (Pro Caecin., 20). Наряду с такими неблаговидными средствами наживы, как спекуляция на проскрипциях, ограбление союзников, захват чужих имений, Цицерон упоминает и товарищества (societates) с рабами, отпущенниками и клиентами (Paradox., VI, 2). Катилину он называет возмутителем рабов и негодных граждан (In Catilin., I, 11) и постоянно ставит в вину Клодию, что тот набирал в свои отряды рабов, наемных работников, злодеев, нищих (egentes, Pro domo, 33 и др.), вооружал бедных против богатых, негодяев против порядочных людей, рабов против господ (Pro Plantio, 35), подстрекал перегринов и рабов, которых из тюрем выпустил на форум (Pro Sestio, 44). К той части народа, которая жила продажей своей рабочей силы, Цицерон относился с презрением. Заработок этих людей он называл грязным и низким, так как это была плата за рабство. К данной категории он относит и ремесленников, и мелких торговцев. Большего уважения заслуживают лица свободных профессий (De offic., I, 42). Такую же градацию приводит Цицерон среди рабов. В больших фамилиях, говорит он, есть более достойные (lautiores) рабы — ученые садоводы, управители, — и те, которые выполняют физическую работу (qui tractant): убирают, подметают, поливают, не занимая почетного положения среди рабов (Paradox., V, 2). Простые ремесла рабов — поваров, ремесленников, пекарей, носильщиков — он противопоставляет искусству рабов, услаждающих душу, — певцов, музыкантов (Pro S. Roscio, 46).
Ставя на одну доску бедняков и работающих по найму с рабами, исполняющими простую работу, Цицерон вместе с тем готов включить благонамеренных рабов в сообщество почтенных людей — оплот республики, с его точки зрения. Не только отпущенники, пишет он, заслужившие добродетелью счастье стать гражданами, готовы защищать свою новую родину, Рим, на который некоторые высокородные (т. е. сообщники Катилины) смотрят, как на вражеский город; нет ни одного раба, находящегося в сносных условиях, который не с.638 ужаснулся бы дерзости граждан и не был бы готов в меру своих сил и возможностей принять участие в деле общего спасения (In Catilin., VI, 8). Тебя ненавидят, говорит Цицерон Антонию, все боги, все люди высокого, среднего и низкого положения, граждане, перегрины, мужчины, женщины, свободные, рабы (Philipp., XIII, 20). Когда Клодий изгнал Цицерона, все порядочные люди были на стороне последнего, не только свободным, но и всем достойным свободы рабам стало дорого его благополучие (De legibus., III, 11).
Конечно, Цицерон не ставит знака равенства между свободными и рабами. Говоря о тяжелом положении республики, он любил подчеркивать, что ей грозит или грозила самая страшная опасность — попасть во власть рабов, но его предусмотрительность спасла государство и «лучших» от такой печальной участи (Ad Att., I, 20; Pro Sestio, 21; Pro domo sua, 34, 42). Надо, однако, заметить, что он имел в виду не опасность восстания рабов, а действия своих противников, которых он постоянно попрекал их союзом с рабами. Своего соперника на консульских выборах, Антония, Цицерон обвинял в том, что, разорившись и продав или потеряв за долги свой скот и пастбища, Антоний удержал у себя пастухов, с помощью которых он мог быстро поднять восстание рабов (subito fugitivorum bellum excitaturum. In toga cand., 4). Клодий добился удаления Цицерона только с помощью отрядов рабов, которые изгнали с форума свободных граждан (Pro Sestio, 24; De legib., III, 11). Клодий совершил дерзкий поступок, приведя на игры в честь Великой Матери отряды рабов, вступившие в драку с присутствующими. Эти священные игры, восклицает Цицерон, были осквернены. Клодий, устроивший игры по примеру Афениона и Спартака, опозорил свой род. Его отец и дядя во время игр приказывали рабам удалиться, при Клодии же рабы изгнали свободных (De Harusp. Respon., 11—
Приблизительно так же, как к рабам, Цицерон относится к отпущенникам. Не без сочувствия вспоминает он то время, когда «предки» не видели особой разницы между рабами и отпущенниками (Ad Quint., I, 1, 4). Своего отпущенника Хризиппа, который самовольно покинул оставленного на его попечение сына патрона, Цицерон тоже по примеру «предков» решил вернуть в рабство (Ad Att., VII, 2). Великой заслугой отца братьев Гракхов он считал перевод отпущенников в городские трибы, без чего, по его мнению, республика уже давно погибла бы (De oratore, I, 9). Своего противника Геллия Цицерон упрекал в том, что он женился на отпущеннице, чтобы прослыть другом народа (ut plebicola videretur. Pro Sestio, 52). Но и сам Цицерон, когда было нужно, умел использовать свою популярность среди отпущенников. По-видимому, Цицерон полагал, что в ряде случаев голоса отпущенников могут принести значительную пользу его партии. Но «респектабельных» отпущенников он охотно зачислял в ряды своих сторонников. В знаменитом перечне тех, кто может подойти под понятие «оптимат», он упоминает и отпущенников (Pro Sestio, 45).
Высказывания Цицерона о рабах и отпущенниках часто определялись требованием момента и демагогическими целями, но все же можно думать, что деление на рабов и свободных было в его глазах менее важным, чем деление на людей обеспеченных, имеющих известные перспективы при существующем положении вещей и потому склонных его с.639 поддерживать, будь то благонамеренные свободные, отпущенники или рабы, и людей порочных, которые могли поправить свое положение лишь в период смут и переворотов, будь то недостойные потомки знатных родов или рабы, не заслужившие улучшения своей участи.
Это проливает свет на ряд приводимых Цицероном фактов, которые не могут не вызвать удивления, если учитывать тогдашнюю обстановку. Как известно, Веррес был пропретором Сицилии во время восстания Спартака, причем, хотя Цицерон и утверждает обратное (In Verrem., V, 2—
Достаточно известно также, что боровшиеся в Риме группировки широко использовали отряды вооруженных рабов. Клодий имел такие отряды не только в столице, но вооружал и сельских рабов-пастухов и, возглавляя эти отряды, по словам Цицерона, приносил большой вред Этрурии, т. е. очевидно, действовал против тамошних крупных землевладельцев, поддерживавших оптиматов (Pro Milone, 9). Постоянно попрекая Клодия его отрядами рабов, Цицерон превозносил Милона и Секстия за то, что они закупили рабов и гладиаторов для защиты республики (Pro Sestio, 39, 44). Антоний и самого Цицерона обвинял в том, что во время его консульства «Капитолийский холм был полон вооруженными рабами» (Philipp., II, 7).
Но вооружать и возбуждать рабов решались не только политические противники в пылу острой борьбы. Так же поступали и частные лица. В речи за Клуэнция Цицерон рассказывает, как некто Оппианик неожиданно выступил с заявлением, что все принадлежавшие храму Марса в городе Ларине рабы — на самом деле свободные римские граждане (Pro Cluentio, 15). (Что, конечно, могло бы легко вызвать среди этих рабов мятеж.) Специальный закон, направленный против тех, кто с помощью вооруженных рабов изгонял кого-нибудь из имения, показывает, что такие случаи были не редки (Pro Caecina, 20; Pro M. Tullio, 2—
По-видимому, несмотря на остроту классовой борьбы в I в. до н. э., рабовладельцы еще не осознали всей опасности восстания рабов: «рабский вопрос» еще не выступил для них на передний план. Своих главных противников они видели в неимущих, работающих на хозяев, независимо от того, были они свободные или рабы. Возможно, это объясняется сравнительно незначительным использованием рабского труда в производстве, несмотря на огромный приток рабов-военнопленных.
Известно, какое большое значение придавал Катон возможности нанять по соседству с имением работников (De re rust., 1, 2, 4) и какую роль в его хозяйстве играли издольщики и подрядчики по уборке зерна, винограда, оливок, по изготовлению оливкового масла и уходу за скотом (De re rust., 136, 137, 144, 145, 150). Наемная рабочая сила в значительной степени применялась и в хозяйстве Варрона (De agricult., I, 16, 17). Современник Варрона, прадед Веспасиана, был подрядчиком, приводившим ежегодно батраков из Умбрии в область сабинов (Suet. Vesp., 1). Цезарь, предписав, чтобы треть пастухов в имениях набиралась из свободных, не упомянул батраков, вероятно, потому, что на них и так был достаточный спрос. Это подтверждается упоминанием Варрона о возможной дороговизне рабочих рук (De agricult., I, 53).
В больших имениях применялся также труд кабальных должников, клиентов и колонов. Своих колонов вооружил во время войны Цезаря и Помпея Домиций (Caes. De bello civil., I, 34, 56). Вероятно, на землях богатых людей сидели и клиенты, которых Цицерон, как мы видели, ставил в ряд с отпущенниками и рабами. В клиентской зависимости находилась, видимо, значительная часть населения. Как известно, семья Мария была в наследственной клиентеле рода Геренниев, причем Плутарх приводит мнение, согласно которому только курульная магистратура освобождала клиента от зависимости. Цицерон упоминал патронов семьи Росциев (Pro S. Rostio, 37). Гораций осуждал богачей, изгонявших своих клиентов с земли (Od., II, 18, 25—
Весьма характерно, что помпеянцы в войне против Цезаря неоднократно вооружали рабов. Рабы были во флоте Домиция (Caes. De bello civil., I, 34, 56, 57), в коннице Помпея (Caes. De bello civil., 1, 24; III, 5). Перешедшие после битвы при Диррахии на сторону Помпея фессалийцы вооружили сельских рабов (Caes. De bello civil., III, 80). Своих рабов и рабов, осевших в провинции римских граждан, набирали в войско вожди помпеянцев, действовавшие в Африке (Bell. Afric., с.641 19, 34, 36, 76, 83, 93). Когда Целий Руф и Милон подняли в Италии восстание должников, они призвали на помощь гладиаторов и выпущенных из эргастул рабов (De bello civil., III, 21, 22). Цезарианцы вооружили рабов только в одном случае, когда Салона, стоявшая на стороне Цезаря, была осаждена Октавием и отрядами иллирийской знати (De bello civil., III, 9).
Нельзя сказать, что Цезарь осуждал упомянутые действия помпеянцев. Соответственные факты он сообщает мимоходом, не выделяя их (как он в то же время явно подчеркивает грабежи и насилия помпеянцев в провинциях). Тем более знаменательны имеющиеся у него данные. Помпеянцы представляли нобилитет, крупных землевладельцев Италии и провинций, провинциальную жреческую и родовую знать, т. е. именно те слои, для которых рабы не были единственной или основной рабочей силой. Цезарианцы и в Италии и в провинциях пользовались сочувствием кругов, связанных с развивающимися рабовладельческими отношениями. То были жители италийских муниципий, которых Цицерон обычно ставил на одну доску с крестьянами — rustici, но которые скорее были собственниками небольших рабовладельческих вилл, граждане провинциальных городов, входившие в местные демократические партии, проживавшие в провинциях италийские дельцы, которые также вели рабовладельческое хозяйство (о таком типе предпринимателей говорил Цицерон в своей речи за П. Квинтия). Естественно, что эти круги, для которых рабы были главными производителями материальных благ, не могли сочувствовать вооружению рабов. Их окончательная победа, внешним выражением которой было установление принципата Августа, ознаменовалась запрещением принимать рабов в армию, что было теснейшим образом связано со всей политикой Августа по отношению к рабам2.
Гораздо более мощный, чем при республике, военно-бюрократический аппарат империи, казалось, обезопасил рабовладельцев от возможности больших восстаний рабов. И тем не менее только в I в. н. э. по-настоящему стала ощущаться опасность, которую таили в себе рабы. «Рабский вопрос» оказался в центре внимания.
Хотя в I в. до н. э. число рабов беспрерывно пополнялось за счет военнопленных, ни один из тогдашних авторов не видел опасности в возрастании массы рабов. При Юлиях-Клавдиях приток рабов как будто резко уменьшился, но вместе с тем все чаще раздавались голоса, предостерегавшие против «легионов рабов», скопившихся в Риме и Италии. Уже при Тиберии кое-кто предлагал возобновить законы против роскоши, которые должны были, между прочим, ограничить и число рабов в частном владении (Tac. Ann., III, 53). О постоянном страхе крупных рабовладельцев говорил Гай Кассий в речи по поводу дела рабов Педания Секунда (Tac. Ann., XIV, 44). Несоответствовавшее размерам события смятение вызвала в Риме попытка Куртизия поднять восстание рабов, быстро подавленное (Tac. Ann., IV, 27). При Клавдии тетка Нерона Домиция Лепида была осуждена за то, что недостаточно строго держала массы своих рабов в Калабрии и тем нарушала мир в Италии (Tac. Ann., XII, 65), хотя, по-видимому, никаких данных о готовившемся восстании не было.
Если сравнить эти факты с поведением рабовладельцев, выкупавших у Верреса своих заподозренных в мятеже рабов или с.642 вооружавших рабов для грабежа и политической борьбы, станет ясно, как значительно изменилось отношение к рабам за истекшее столетие. Против рабов принимались новые меры. По опубликованному в 10 г. н. э. сенатусконсульту, в случае убийства господина казни предавались не только все находившиеся с ним под одной кровлей рабы, но и отпущенные по завещанию на свободу (Tac. Ann., XIII, 32). Закон Клавдия, по которому вступившая в связь с чужим рабом женщина становилась рабыней (Tac. Ann., XII, 53), по-видимому, был направлен на более резкое разграничение рабов и свободных.
Плиний Старший, как известно, считал рабство невыгодным не только в социальном, но и в экономическом отношении, когда рабов становилось слишком много (N. H., XVIII, 4, 5, 7, 4—
Особенно много писал о рабах Сенека. В буржуазной литературе его считают типичным представителем и проповедником нового, гуманного отношения к рабам, возобладавшего в период империи. Действительно, Сенека часто повторял, что раб — такой же человек, как и господин, что только тело, но не душа его находится в рабстве; ему доступно познание добродетели, он может стать благодетелем своего господина, а господин может и должен быть благодетелем раба, обращаться с ним кротко и милостиво, предоставлять ему известную свободу (De ira, III, 24, 29, 32, 35; De clement., I, 18; De vita beata, 24; De beneficiis, III, 18—
Очень характерно известное письмо Сенеки к Луцилию, специально посвященное взаимоотношениям с рабами (Ad Lucil., 47). Он хвалит друга за то, что тот живет в тесном общении (familiariter) со с.643 своими рабами, и пишет, что узнает в этом обычную предусмотрительность. Надо помнить, что рабы тоже люди, что они наши сожители и скромные друзья. Достойны насмешки те, кто, наедаясь до отвала, заставляют рабов прислуживать себе на голодный желудок и жестоко карают их за каждое вырвавшееся слово. В результате рабы болтают у них за спиной, тогда как те рабы, которым господин дозволяет говорить в своем присутствии, готовы умереть за него и молчать под пыткой. Своей жестокостью и своими излишествами мы сами делаем рабов врагами, а часто и своими господами. Предки, которые называли господина pater familias, а рабов familiares, установив праздник, во время которого рабы ели вместе с господами и пользовались домашними почестями, спасали рабов от унижения, а господ от ненависти. Надо допускать рабов к своему столу в виде награды, чтобы они старались стать достойными такого отличия. Лучше пусть рабы уважают господина как его клиенты, чем боятся его. Ведь, в конце концов, все люди рабы: кто страстей, кто тщеславия, кто жадности, и все в равной мере — страха.
Вот этот-то страх и определял во многом отношение Сенеки к рабам.
Как философ и моралист он ничего не говорит об использовании труда рабов. Но некоторые его идеи мы найдем и у практика Колумеллы, главной целью которого было заставить рабов наиболее эффективно трудиться. В приведенном только что письме Сенека советует исправлять рабов не ударами, а словами. Того же требует Колумелла от вилика, который должен быть умеренным в наказаниях и скорее удерживать рабов от ошибок, чем карать за них (De re rust., I, 8). То же самое, кстати сказать, Колумелла рекомендует и погонщику быков (De re rust., I, 9). Для поощрения прилежных рабов вилик должен приглашать их иногда к своему столу. Господину полезно иногда запросто поговорить, пошутить и даже посоветоваться с рабами — это облегчает им труд и делает более старательными. Особого внимания требуют закованные рабы, содержащиеся в эргастулах, так как, обиженные жестокостью, они более страшны, чем остальные (De re rust.). В своей снисходительности Колумелла заходит так далеко, что считает нужным поместить дня на два в больницу раба, который, будучи здоровым, не вышел на работу под предлогом болезни, так как лучше дать отдохнуть усталому рабу, чем допустить, чтобы он заболел от переутомления (De re rust., XII, 3).
Таким образом, мотивы Сенеки весьма близки к мотивам Колумеллы. Только у последнего преобладало стремление сделать труд рабов более производительным, тогда как Сенека пытался сгладить социальные противоречия и сделать рабов лишь менее опасными для господ. В связи с этим, признавая за рабами способность совершенствоваться в добродетели (De benefic., III, 18), — мысль, совершенно чуждая Цицерону, — Сенека обращался к ним с призывом не гневаться на господ. И свободный может просуществовать более или менее спокойно, только если он будет без гнева и ропота сносить обиды от высших (De ira, II, 33). От произвола тирана его может избавить не борьба, а самоубийство (De ira, III, 15). Но особенно гибелен гнев для рабов, так как, возмущаясь, они лишь усугубляют свои мучения. Самое жестокое иго легче для того, кто принимает его с кротостью, чем для того, кто ропщет. Единственное облегчение в больших несчастьях — терпеть и покоряться необходимости (De ira, III, 16). Эта с.644 мысль Сенеки нашла столь широкий отклик в рабовладельческом обществе, что обратилась в ходячие пословицы: «кто раб против воли — несчастен и все же раб», «кто умно ведет себя в рабстве, имеет долю в господстве», «если ты повинуешься против воли, ты — раб, если охотно — служитель»3.
О добродетели рабов говорит и Колумелла. По его мнению, вилик должен быть добродетелен настолько, чтобы без попустительства, но и без жестокости управлять рабами (De re rust., 1, 8). Как мы видим, проблема взаимоотношений рабов и рабовладельцев стала гораздо более актуальной, чем в I в. до н. э.
Возможно, одной из главных причин этого было значительное повышение удельного веса рабского труда в производстве. Колумелла, правда, упоминает кабальных должников, работавших на землях крупнейших землевладельцев (De re rust., I, 3), но после проскрипции триумвиров и массового основания колоний, которое имело своим следствием дробление больших доменов4, крупное землевладение было временно оттеснено на задний план. Характеризуя рабочую силу имения, Колумелла не упоминает батраков, игравших столь значительную роль у Катона и Варрона. Его работники делятся только на рабов и колонов (De re rust., I, 7). Хотя он уже знает и даже предпочитает колонов, из поколения в поколение арендовавших землю в имении, тогда они еще не составляли органической части хозяйственного целого, которым было имение. Правда, по словам Колумеллы, хозяин должен требовать, чтобы колоны тщательно возделывали свои участки, но отработок они не несли и вели самостоятельное хозяйство, мало связанное с виллой. В производстве, осуществлявшемся на вилле, были заняты только рабы. Недаром, по мнению ранних юристов, Лабеона и Пегаса, не только посторонний колон, но и раб, находившийся на положении колона, не входил в понятие инвентаря имения (Dig., XXXIII, 7, 12, 3; XXXIII, 7, 20, 1). Только постепенное вытеснение труда колонов трудом рабов укрепляет точку зрения, согласно которой и колоны и их орудия производства принадлежали к инвентарю имения.
Более интенсивной становится и эксплуатация рабов. Варрон, ссылаясь на Сазерну, писал, что на обработку 8 югеров требуется 45 дней, так как при норме 3—
Усиление эксплуатации рабов обостряло противоречия между рабами и рабовладельцами. Вместе с тем в хозяйствах типа хозяйства Колумеллы — а таких было большинство — рабы стали единственными производителями. От труда и покорности рабов зависело с.645 экономическое благосостояние и безопасность правящего класса, который все возрастающими раздачами и иными затратами в пользу свободной бедноты сумел, хотя и в минимальной степени, сделать и ее косвенной участницей эксплуатации рабов. Противоречие между рабами и свободными в полной мере становится основным противоречием, и «рабский вопрос» выдвигается на передний план. Характерно, что для времени гражданских войн периода ранней империи мы не имеем свидетельств, что враждующие стороны вооружали рабов. Очевидно, тогда это стало уже немыслимым.
Все вышеизложенное может служить одним из аргументов в пользу того, что II—
ПРИМЕЧАНИЯ