с.5 Жизнь и творчество Павсания, автора историко-археологического «Описания Эллады», которое теперь вновь предлагается вниманию русского читателя, всегда были предметом живой научной дискуссии. Много неясного и спорного таит в себе биография этого древнегреческого писателя; сведений о нем, помимо тех немногих, что можно извлечь из его собственного сочинения, практически нет, так что даже главные вехи его жизненного пути определяются лишь приблизительно. Он жил в эпоху Римской империи, когда и Балканская Греция, и другие заселенные греками области давно уже стали частями единой созданной римлянами средиземноморской державы. Время его жизни определяется круглым счетом между 110 и 180 гг. н. э. Родиной его была колонизованная греками еще в глубочайшей древности Западная Малая Азия (какой-то в точности не известный город у отрогов горы Сипил, возможно, Магнесия-на-Герме). Принадлежал он к кругу людей состоятельных и образованных, много читал и много путешествовал: помимо родной ему Анатолии, объездил всю Балканскую Грецию, побывал в Сирии и Палестине, в Египте, в различных областях Италии и в Риме. Он обладал обширными знаниями и незаурядным литературным талантом, которые и употребил на создание своего труда, единственного в этом жанре, дошедшего до нас от античности.
Вот, собственно, и все, что известно и в чем согласна современная наука насчет Павсания. Все остальное и, может быть, гораздо более существенное, чем названные простые факты, остается предметом спора. Каков был характер эпохи, в которую жил Павсаний? Что собой представляли наука и литература, в русле которых он сформировался и действовал? Каково отличительное качество его труда и в чем его значение для последующих поколений и для нашего времени? Все это вопросы, на которые нет однозначного ответа.
Начать с эпохи, о которой так по-разному судят современные ученые. Для выдающегося знатока античной культуры, каким был переводчик Павсания
Сказано сильно, как бы в виде окончательного и бесповоротного приговора. Однако не будем спешить соглашаться с этим суждением. Присмотревшись внимательнее, мы легко убедимся, что в основе его лежит смещение исторических горизонтов, а краски сильно сгущены. На самом деле, как это верно было показано в статье
Результатом такой политики стал расцвет античной городской культуры, пик которого приходится как раз на время жизни Павсания — на II век н. э., прозванный Золотым веком Антонинов. Из шести императоров этой династии (96—
В самом деле, с середины I в. н. э. воспряли к новой жизни греческие города. Ранее разоренные войнами и поборами римских наместников и откупщиков, они теперь, под покровительством императорской власти, равно распространявшимся и на них, вновь обрели значение важных с.7 центров промышленности и торговли, богатства и роскоши, а вместе с тем образованности и культуры. Вообще никто, быть может, так не выиграл от установленного империей мира и порядка, как греческие города, а с ними и греческая культура. Дополнительные импульсы к развитию в виде всякого рода привилегий и дотаций как от римских императоров, так и от местных меценатов (вроде Герода Аттика) получили старинные центры эллинской образованности, такие как Афины, Родос или Александрия. Вновь стали популярными (никогда, впрочем, не умиравшие совершенно) школы греческих риторов, модными стали публичные выступления ораторов-софистов, воплощавших в своем лице одновременно мастеров яркого слова, устного и письменного, и острой мысли, греческая литература, философия и наука обогатились новыми произведениями, ценность которых не может быть поставлена под сомнение. Какой блестящий ряд составляют имена греческих писателей и мыслителей, живших на исходе I и во II в. н. э., какое разнообразие жанров представляют их творения! Здесь и исторические произведения Плутарха, Флавия Арриана и Аппиана, и философские трактаты и рассуждения того же Плутарха, Эпиктета (в записи его ученика Арриана) и уже названного выше Марка Аврелия, и исполненные философского смысла речи Диона Хрисостома, и диалоги Лукиана, и грандиозные научные труды астронома и географа Клавдия Птолемея. Это блестящее созвездие умов, эта драгоценная сокровищница созданных ими творений говорит не об ущербности второй софистики, как была прозвана эта новая волна философских и литературных занятий в отличие от первой, датируемой еще раннеклассическим временем (V в. до н. э.), — вообще не об упадке, а о новом подъеме творческих сил, доставившем этому периоду в жизни древних эллинов почетное прозвище Греческого возрождения.
В русле этого животворного направления становится понятным и творчество Павсания, ученого писателя, историка и археолога в исконном смысле этого слова, т. е. любителя и исследователя вещных памятников старины. Его труд содержит подробное описание исторических достопримечательностей областей Эллады, особенно богатых культурными традициями и памятниками архитектуры и искусства: Аттики, Беотии и Фокиды в Средней Греции, Мегар и Коринфа на Истме (перешейке, соединяющем Среднюю Грецию с Южной), Спарты, Мессении, Элиды, Ахайи и Аркадии в Пелопоннесе (Южной Греции). Внимание автора привлекают не столько этногеографические характеристики этих областей, сколько история и искусство, слитые у него воедино, поскольку описание достопамятных мест и предметов естественно влечет за собой углубление в их прошлое. При этом миф, легендарное предание и собственно история столь же равно и подчас неразличимо представлены в его историческом повествовании, сколь нерасторжимо переплетены в его предметном анализе элементы археологические, антикварные и искусствоведческие. Книга написана страстным любителем и знатоком старины, но не вообще старины, а славного прошлого своего народа, той страны, которая была его колыбелью. И рассчитана она на таких же любителей, могущих посвятить свой досуг знакомству с древностями, повторяя за Павсанием — на самом деле или в воображении — маршруты его путешествий по заповедным местам древней Эллады.
Подобно другим ученым писателям — представителям Греческого с.8 возрождения — Павсаний в своей области также был воссоздателем направления, пришедшего в упадок в смутное время на исходе старой эры. Мы имеем в виду старинный жанр периэгезы (описания достопримечательностей какой-либо страны), зародившийся еще в архаическую и раннеклассическую эпоху (его истоки можно проследить вплоть до ранних прозаиков-логографов и Геродота), а своего расцвета достигший в период эллинизма (III—
Но дело не только в возрождении Павсанием старинного жанра периэгезы. Его труд исполнен не только ученого интереса к памятникам старины, еще и неподдельной любви к прошлому своего народа, гордости за славные деяния предков, защищавших и возвеличивших свою страну. Достаточно перечитать в этой связи исторический экскурс об отражении диких орд галатов (галлов) в 279 г. до н. э. (в книге X, при описании Фокиды), чтобы представить себе всю глубину патриотического воодушевления, наполнявшего Павсания при воспоминании о подвигах своих соплеменников. Этот патриотизм, эта гордость за свершения предков и порожденное этим чувством внимание к деяниям и памятникам старины несомненно составляют другую, наряду с ученой любознательностью, глубинную пружину историко-антикварных изысканий нашего автора. И если самые эти изыскания служили восстановлению замершего на время научного, культурологического движения, то их глубинный идеологический импульс свидетельствовал о большем — о стремлении найти в прошлом, так сказать, духовную компенсацию за реальное политическое принижение своего народа.
Более того, можно думать, что самая эта потребность в героике прошлого заключала в себе претензию на большее, именно надежду на будущее обновление нации, что может заставить взглянуть на Греческое возрождение II в. н. э. как на явление, не исчерпывающееся элементарным оживлением греческой городской жизни и культуры. Не исключено, что процесс носил гораздо более фундаментальный характер; его течение будет прервано глобальным кризисом Римской империи в III в., однако полезно помнить, что восстановление имперского порядка будет связано с переносом (при Константине Великом) центра власти на греческий Восток, в Константинополь (древний Византий), а после окончательного крушения державного единства и гибели западной части Римской империи восточная ее часть, опиравшаяся на греческие города и практически ставшая греческим государством, под именем Византии продолжит свое существование еще без малого на тысячу лет.
с.9 Но мы не принуждаем читателя труда Павсания разделять во что бы то ни стало наши общие исторические оценки. Достаточно будет обратить внимание на то, что составляет очевидное достоинство, а вместе с тем и непреходящую ценность этого произведения, — на представленное здесь добротное описание достопримечательностей древней Эллады. Богатство предлагаемой Павсанием историко-археологической информации не знает себе равных. Это и подробные экскурсии по отдельным историческим областям и центрам, в том числе по таким замечательным, как Афины, Олимпия и Дельфы; это и скрупулезные искусствоведческие характеристики отдельных памятников, нередко не только древних, но и редкостных в своем роде, описания которых превращаются в целые миниатюрные монографии.
Так, в древнем лаконском центре Амиклах (к югу от Спарты) Павсаний описывает святилище Аполлона с архаической статуей бога, водруженной на постамент (трон) работы архитектора и скульптора Батикла из Малой Азии (III, 18, 9—
Этот ряд избранных примеров, иллюстрирующих искусствоведческое богатство труда Павсания, завершим еще одним: в Дельфах, наряду с описанием самого святилища Аполлона, разнообразных посвящений и сооруженных для их хранения различными эллинскими общинами сокровищниц, Павсаний специально останавливается на не совсем обычном пожертвовании граждан Книда (города на юго-западном побережье Малой Азии) — возведенной ими лесхе (помещении для отдыха и бесед), украшенной картинами знаменитого художника Полигнота с острова Фасоса, чье творчество относят к первой половине V в. до н. э. (X, 25—
Совершенно очевидна большая познавательная ценность как этих и многочисленных других подобного же рода археолого-искусствоведческих описаний, так и обрамляющих и сопровождающих эти экскурсии исторических рассказов и пояснений. Кстати, некоторые из этих последних, как, например, подробный рассказ о Мессенских войнах в книге IV, представляют и вовсе совершенно самостоятельный научный интерес. Но ценность всех сообщаемых Павсанием сведений возрастет в наших глазах еще более, если мы примем во внимание, на каких добротных основаниях они покоятся: описания и характеристики достопримечательностей опираются, во-первых, как теперь признается бесспорным, на автопсию, т. е. на самоличное непосредственное обозрение, а во-вторых, в необходимых пунктах, на внимательно изученную специальную литературу. Равным образом и исторические сообщения черпаются из соответствующих специальных источников, нередко прямо называемых. Так, например, приступая к рассказу о Мессенских войнах, в которых спартанцы захватили и отстояли свое господство над соседней Мессенией, Павсаний специально упоминает о своих источниках, писателях III в. до н. э.: Риане из Бены (на Крите) и Мироне из Приены (Малая Азия), причем особо отмечает их неточности и недостатки, которые он восполняет с помощью других материалов (в частности, элегий Тиртея, бывшего современником
Сказанного достаточно, чтобы судить о ценности составленного Павсанием сочинения, и если что и требуется еще добавить, так это несколько слов в обоснование его нового русского издания. Павсаний неоднократно переводился на русский язык, последний раз — известным переводчиком советского времени Сергеем Петровичем Кондратьевым. Впервые этот перевод был опубликован издательством «Искусство» в 1938—