Рец. на: Kelly G. P. A History of Exile in the Roman Republic.
Cambridge: Cambridge University Press, 2006. X, 260 p.
с.232 Институт изгнания в республиканском Риме, которому посвящена книга Гордона Келли, уже не раз становился предметом исследования, в т. ч. и монографического1. Однако наука не стоит на месте, и выход в свет новой обобщающей работы на эту тему можно только приветствовать.
Автор без предисловий излагает своё кредо: в республиканском Риме до середины I в. до н. э. не существовало изгнания как предусмотренного законом наказания, а то, что большинство процессов, когда выносился обвинительный приговор, заканчивалось удалением осуждённого за пределы Города, обусловливалось обычаем, позволявшим ему таким образом спастись от смертного приговора. По его отбытии из Рима постановлением concilium plebis он лишался огня и воды (aquae et ignis interdictio) (с. 1—
В связи с изложенным свою задачу автор формулирует так: «В этом исследовании рассматривается феномен добровольного изгнания с целью избежать судебной кары или преследования, в особенности его историческое развитие и влияние на социальную жизнь высших классов с 220 по 44 гг. до н. э.» — ведь внимание источников сосредоточено именно на их представителях. Правда, в книге анализируются и другие, уже не «добровольные» виды изгнания — по приговору суда, когда такая мера наказания в середине I в. до н. э. была введена официально, и высылки решением магистрата — relegatio (с. 2—
Культурной основой добровольного изгнания в Риме автор считает особенности правящего класса Республики. Институт «добровольного изгнания, как он сложился в Риме, отражал политический идеал concordia. Concordia подчёркивала политическое согласие между индивидуумами и общественными классами во имя обеспечения нормального управления государством» (с. 9).
Автор указывает, что как залог не всегда освобождал от тюремного заключения, так и уход в изгнание — от смертной казни: участникам вакханалий спастись таким образом не дали. Вернули под арест удалившихся из Рима Племиния и Гостилия Тубула. Хотя Цезарь у Саллюстия и говорит, что lex Porcia aliaeque leges позволяли осуждённым на смерть избавиться от неё добровольным изгнанием (Cat. с.233 51. 21—
Чтобы ушедший в изгнание до решения суда потом не вернулся, и применялось, по-видимому, лишение воды и огня. Правда, такая санкция не была принята в отношении Сципиона Африканского, который своим отъездом в литернское поместье отсрочил процесс на неопределённый срок, но это редкий случай, связанный с особым положением Сципиона как спасителя Рима. Истоки же aquae et ignis interdictio восходят, по мнению Келли, к религиозной каре sacratio, когда жизнь и имущество преступника посвящались богам за серьёзные нарушения сакрального права. Автор склоняется к мнению, что инициатива interdictio принадлежала народу, но соответствующее решение принимали консулы, а в их отсутствие, видимо, — городской претор. Хотя в большинстве случаев источники не упоминают об этой санкции в отношении изгнанников, в связи с чем многие учёные считают, что она использовалась далеко не всегда, такое трудно представить, тем более что есть данные о применении interdictio против изгнанников в целом (Rhet. ad Her. II. 45; Cic. Dom. 78). Кроме того, interdictio не только лишало их воды и огня, но и определяло условия exilium — так, в lex de exilio Ciceronis внесли дополнительные санкции против оратора (с. 27—
Даже при interdictio римлянин сохранял гражданство, если только не отказывался от него сам, чтобы стать гражданином общины, где теперь жил, на что прямо указывает Цицерон (Caec. 100; Dom. 78). Конечно, от civitas Romana отказывались не всегда, как из символических соображений (подобно Цицерону), так и потому, что это облегчало борьбу за возвращение, показывая, что изгнанник не считает своё положение пожизненным (с. 45—
Автор признаёт существование ius exulare, но считает, что оно не гарантировало приёма изгнанника в civitates foederatae, как это нередко считается — желательно, чтобы он имел поручителя в городе, куда перебирался на жительство. Не обеспечивало оно ему, видимо, и гражданства в такой общине. Тем не менее civitates foederatae, конечно, были предпочтительнее для изгнанников, поскольку это позволяло сохранять более тесные связи с Римом благодаря conubium и commercium, а также, видимо, давало им определённые привилегии. Ius exulare приносило выгоды не только самому изгнаннику, но и местной аристократии, заинтересованной в развитии отношений со знатными с.234 exules, и самому римскому государству, побуждая последних селиться в дружественных Риму общинах, а не вступать в борьбу с бывшим отечеством, как то делали, по преданию, Тарквинии, Кориолан и другие легендарные, но считавшиеся вполне историческими личности (с. 47—
Особой формой изгнания была relegatio — высылка, производившаяся решением магистрата, в известных нам случаях — носителями империя, видимо, прочие должностные лица правом на неё не обладали. Обычно она применялась против иноземцев (греческих философов, иудеев, халдеев), но иногда и против римлян — М. Фульвия (выслан, находясь в Испании, за Новый Карфаген), гракханцев в 132 г., в 58 г. консул Габиний удалил из Рима всадника Элия Ламию, а Цезарь — мнимого внука Мария. Пределы relegatio для римских граждан не вполне ясны. Автор допускает, что в эпоху республики это была форма coercitio, и склонен согласиться с предположением К. Маккея, что она сохраняла силу и после сложения полномочий магистратом, осуществившим её (с. 65—
Изгнанники выбирали для проживания не просто civitates foederatae, но по возможности те, где у них были связи, прежде всего клиентские. Играла свою роль и близость к Риму. Обычно в качестве таких городов выступали Неаполь, Тибур, Пренесте (с. 69—
Серьёзные перемены наступили в гракханский период, примером чего стало изгнание Попилия Лената по инициативе Гая Гракха: в отличие от прежних товарищей по несчастью, он жил явно за пределами Италии (возможно, в Македонии, учитывая связи отца), но главное — ему первому после легендарных героев древних времён посчастливилось вернуться в Рим, причём в борьбе за его возвращении сыграли значительную роль женщины — его родственницы (т. н. Popillianae). Их пример нашёл позднее немало подражательниц в аналогичных ситуациях (с. 71—
Судьба Попилия возбудила у последующих exules надежду на возвращение в случае изменения политической обстановки. Луций Опимий, осуждённый в 109 г., обосновался в Диррахии, находившемся совсем близко от Италии (на её земле он вряд ли избежал бы ненависти италийцев как палач Фрегелл) — вероятно, в расчёте на возвращение. (Видеть здесь связь со случаем Попилия, думается, не обязательно, поскольку стремление изгнанника жить как можно ближе к родине естественно — ведь те exules, которые в прежние десятилетия, коротали остаток дней в италийских городах, находились много ближе к Риму, но на возвращение не рассчитывали.) Подобными надеждами, с.235 по мнению автора, руководствовались после удаления Опимия при выборе места жительства все последующие изгнанники. Кое-кто из них по-прежнему жил в Италии. В Нуцерии возникла своего рода изгнанническая колония — в конце II в. до н. э. там обитали сразу трое exules. Из мест за пределами Апеннинского п-ова пользовались популярностью в таких случаях Керкира и особенно Эпир. Селились и в крупных культурных центрах — Афинах, Смирне, Родосе. В последнем жил Метелл Нумидийский. Выбирая столь удалённое место, он хотел, как считает Келли, показать, что не заботится о своём возвращении. На деле же Родос являлся оживлённым торговым центром, куда постоянно приходили корабли из Рима, что позволяло регулярно поддерживать связь с ним. Метелл писал послания друзьям (в этом мог участвовать сопровождавший его грамматик Элий Стилон), которые распространялись среди читающей публики и играли немалую роль в кампании за его возвращение. Обширные связи и влияние клана Метеллов также давали ему возможность уехать в столь отдалённое от Италии место без особого ущерба для участия в политических баталиях (с. 76—
Подобной двойной игры автор не исключает и со стороны Рутилия Руфа, которого сопровождал в изгнании грамматик Аврелий Опилий — вполне вероятно, что тот помогал ему, как Элий Стилон (также предположительно) помогал Метеллу, писать памфлеты против его врагов, и тем на деле Рутилий добивался своего возвращения, хотя и уехал в отдалённую Митилену. Правда, Келли сознаёт шаткость этой гипотезы и не настаивает на ней (с. 89—
Впрочем, некоторые уезжали и дальше — Апулей Дециан, отправившийся после суда в Азию с сыном, и вовсе оказался в итоге при дворе Митридата — сомнения учёных в достоверности сообщения об этом в схолиях к Цицерону Келли считает необоснованными (с. 88—
В начале
Другие перемены произошли в связи с Союзнической войной. Ни в одном источнике не сказано, что теперь Италия была заказана для изгнанников, но из 15 exules периода после bellum sociale только двое жили в Италии. Судя по Цицерону, в конце
Подробно останавливается Келли на самом знаменитом изгнании I в. до н. э. — Цицерона. Он указывает, что оратор, позднее уверявший, будто удалился во избежание смуты, поначалу подумывал об оказании с.237 вооружённого сопротивления, но Катон и Гортензий уговорили его отказаться от этого замысла и уехать в надежде на изменение обстановки к лучшему в будущем, Цицерон же впоследствии упрекал многих из тех, кто не уговорил его остаться. Сначала он хотел ехать на Сицилию, однако вскоре ему было запрещено приближаться к Риму меньше, чем на 400 миль. (При этом официально обвинения Цицерона в нарушении lex Clodia de capite civis не выдвигалось.) В Эпире, где образовалась целая «колония» изгнанников-катилинариев, оратор обосноваться не решился и уехал в Фессалонику. Борьба за его возвращение велась, в отличие от, скажем, Метелла, не столько на сходках (этому могли мешать люди Клодия), сколько в сенате, где он пользовался немалой поддержкой. Нет данных, что Цицерон участвовал в этой борьбе своими открытыми письмами или памфлетами, как тот же Метелл; не исключено, впрочем, что таковые просто не сохранились. Что же касается его возвращения, то использование центуриатных комиций для придания этому акту законной силы было очевидной новацией (тактика Клодия сделала непригодным традиционное обращение к concilia plebis). «Возможно, наиболее заметным отличием стало, как указывал сам Цицерон, то, что для его возвращения не потребовалось убивать политических противников. Действительно, Попилий Ленат и Метелл Нумидийский вернулись [только] после насильственного устранения их врагов». Не было и смуты, которая помогла восстановить свои права сулланским restituti. Однако самому Цицерону так и не удалось добиться прежнего политического авторитета и влияния (с. 110—
Что касается отправившихся в изгнание в последние годы перед новой гражданской войной, то Мений Гемелл уехал в Патры, где принял местное гражданство, Милон — в Массалию, Каниний Галл и Меммий Гемелл — в Афины. Последнего приняли, видимо, с почётом и даже разрешили снести дом Эпикура, чтобы возвести на этом месте дворец (к счастью, тогда до этого не дошло) — явный признак влияния, которым пользовались римские нобили в провинциях и в положении exules. Особенно символичным оказалось местопребывания Мунация Планка Бурсы — Равенна. Когда над Республикой нависли тучи новой смуты, он перешёл на сторону Цезаря и стал одним из первых изгнанников, восстановивших свои права (с. 125—
Возвращения изгнанников ожидали уже в январе 49 г., поскольку оно считалось неотъемлемой чертой гражданской войны. Первый такой закон был проведён от имени Антония осенью 49 г. — он касался жертв quaestiones, созданных в соответствии с lex Pompeia в 52 г. Что с.238 касается помпеянцев, то тех из них, кто подвергся изгнанию, как правило, не лишали имущества. После битвы при Мунде большинству их позволили вернуться. Если раньше о возвращении exules просили сенаторов, магистратов, народ, то теперь в этой связи, конечно, всё внимание сосредоточилось на Цезаре; как известно, Тиллий Кимбр, подавший сигнал заговорщикам 15 марта 44 г., прежде обратился к диктатору с просьбой вернуть его брата (с. 127—
Значительное внимание уделяет автор тому, что он называет топикой изгнания. Он указывает, что exules брали с собой рабов, вольноотпущенников, одного-двух друзей из числа свободных. Родственники обычно лишь приезжали к ним на время, известно лишь два случая, когда они отправились жить с изгнанными постоянно — это сестра Рутилия, поехавшая с сыном Г. Аврелием Коттой, и, видимо, сын Апулея Дециана, что, кстати, лишило его возможности сделать карьеру сенатора. Цицерон уговаривал Теренцию приехать к нему, но сам же понимал, что в Риме она может принести ему бо́льшую пользу своими хлопотами. Вообще, полагает автор, поддержание фамилией связей с exules из числа родичей могло вызвать отчуждение общества, однако примерами этот тезис не сопровождается (с. 133—
Что касается экономического положения изгнанников, то, как отмечает Келли, обычно (но не всегда)3 пункт о конфискации имущества включался в решение об interdictio aquae et ignis (c. 37). Во избежание связанных с этим трудностей вывозили, как Веррес, значительную часть имущества заранее, покупали обширные поместья (в т. ч. и как место будущего проживания) в civitates liberae, а также дорогих рабов. Чтобы они не подверглись конфискации, иногда проводилась фиктивная манумиссия (этим методом воспользовался, в частности, Цицерон). Те же, кто попадал в трудное положение, прибегали к традиционным методам — займам, помощи клиентов. Квинту Помпею пришлось даже самому работать и судиться с матерью из-за имущества. Насколько от жён sui iuris ожидали, что они будут помогать изгнанным мужьям из собственных средств, не вполне ясно. Если случай Цицерона считать типичным, то он рассчитывал на помощь брата Квинта и друзей, возлагая на жену лишь заботу о детях. Что же касается возвращения жёнам приданого из конфискованного имущества супруга, то во времена Поздней Республики какой-то системы здесь, с.239 судя по всему, не было, вопрос оставлялся на усмотрение властей (с. 137—
В заключение автор останавливается на античной традиции, связанной с изгнанием и его жертвами в эпоху гражданских войн. Понятно, что Метелл Нумидийский и Рутилий Руф писателями из круга оптиматов изображались в самом лучшем свете. Однако если в связи со вторым акцент делался на твёрдости духа (Посейдоний считал его одним из трёх римлян, соответствовавших идеалу стоического мудреца), то для первого это было лишь частью образа — Метелл (а за ним и его апологеты) подчёркивал также, что удалился, чтобы избавить отечество от опасности смуты. Однако существовала и враждебная обоим традиция — о Метелле его недруги говорили, что он вернулся из изгнания совершенно деморализованным, Рутилию Руфу приписывали любовную связь с Аврелием Опилием[1], а Феофан Митиленский даже обвинял его в том, что он подговорил Митридата VI устроить резню римлян и италийцев в Азии. Однако Рутилию верили больше, и даже по прошествии 30 лет изгнания он оставался значимой политической фигурой (с. 141—
Цицерон восхищался им, но в речах «Post reditum» предпочитал говорить о Попилии и Метелле, поскольку Рутилий не стремился вернуться на родину. Оратор вспоминал и Мария, указывая, что возвращение последнего сопровождалось резнёй, чего нельзя сказать о самом Цицероне. Он, конечно, сопереживал великому земляку в его злоключениях после бегства из Рима, написал о нём поэму, но в целом старался не подчёркивать аналогии с ним. Кстати, мирный характер собственного reditus позволил оратору поставить себя выше Попилия и Метелла, возвращение которых, как уже отмечалось, стало возможным лишь после убийства их политических врагов.
Цицерон сразу же занялся восстановлением утраченных позиций и повёл атаку на своих врагов. Он доказывал, что его изгнание незаконно и что его нельзя называть exul, как то сделал Габиний при встрече с ним в сенате. Не ограничившись речами «Post reditum», он произнёс также речь «De provinciis consularibus», которая отчасти имела успех — один из её «адресатов», Пизон, управлявший Македонией, был отозван оттуда уже в 55 г. Последний в долгу не остался и написал памфлет против Цицерона, который, вопреки совету брата, отвечать на него не стал, но в отместку назвал недруга Кальвенцием Марием (Кальвенций — дед Пизона по матери, галл по происхождению, а имя Мария служило намёком на то, что сам оратор подобен Метеллу). Ирония судьбы состояла в том, что Цицерон, с.240 расхваливавший Метелла, сам уговорил Катона в 59 г. присягнуть на верность аграрному закону Цезаря, а прочие, помня участь Метелла, согласились сделать это сами (с. 152—
Важная и очень полезная часть книги — аннотированный список изгнанников за 213—
Завершают монографию два приложения. В первом речь идёт о leges Clodiae в контексте изгнания Цицерона. Как указывает Келли, по возвращении оратор сполна использовал то обстоятельство, что против него не было выдвинуто официальное обвинение, прежде чем его объявили interdictus — это дало ему основание утверждать, что в отношении него имело место не только privilegium, но и proscriptio. Однако прочие нападки Цицерона на leges Clodiae выглядят куда менее убедительно (с. 225—
Ценность проведённого Келли исследования несомненна. Автор показывает, что реалии римского exilium эпохи Республики были куда менее юридически регламентированными, чем это кажется многим учёным, и зачастую обусловливались обычаем. Чрезвычайно важен вывод о том, что до середины I в. до н. э. изгнание как предусмотренная законом мера наказания в Риме отсутствовала. Интересные решения предложены и при рассмотрении ряда частных вопросов.
Есть, правда, в книге и мелкие недоработки. Так, известный исследователь Понта Дж. Хайнд (Hind) фигурирует в работе как Hinds (с. 24; 145, прим. 35), автор монографии о Тиберии Гракхе Э. Бернстейн (Bernstein) — как Silverstein (с. 72, прим. 8; с. 248), а Рутилий Руф оказался консулом 115 г. вместо 105 г. (с. 152, прим. 58). Однако в целом мы получили очень полезное исследование, обогащающее наши представления о римской Республике в последние два века её существования.
ПРИМЕЧАНИЯ