М. Ф. Высокий

Эллины в Одрисском царстве в V—IV вв. до н. э.*

Текст приводится по изданию: «Studia historica». Volume III. Москва, 2003. С. 53—62.

с.53 Про­бле­ма вза­и­моот­но­ше­ний элли­нов и вар­ва­ров по все­му пери­мет­ру гре­че­ской ойку­ме­ны явля­ет­ся одной из важ­ней­ших для опре­де­ле­ния осо­бен­но­стей исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия тех или иных реги­о­нов. И в этом отно­ше­нии Фра­кия не явля­ет­ся исклю­че­ни­ем. Воз­ник­шее в нача­ле V в. (здесь и далее — до н. э.). Одрис­ское цар­ство1 вклю­ча­ло в свой состав не толь­ко терри­то­рии мно­го­чис­лен­ных фра­кий­ских пле­мён, но и гре­че­ские посе­ле­ния, воз­ник­шие на фра­кий­ском побе­ре­жье еще в VII—VI вв. Эти посе­ле­ния и поли­сы были не толь­ко под­чи­не­ны Одрис­ской монар­хии, вза­и­мо­дей­ст­вуя с мест­ной вла­стью и мест­ным насе­ле­ни­ем, но фак­ти­че­ски были инкор­по­ри­ро­ва­ны в струк­ту­ру фра­кий­ско­го государ­ства. С дру­гой сто­ро­ны, элли­ны, при­чем не толь­ко выход­цы из Про­пон­ти­ды, игра­ли вид­ную роль в раз­лич­ных обла­стях жиз­ни фра­кий­ско­го государ­ства. Все это обу­сло­ви­ло осо­бую роль гре­че­ско­го суб­стра­та в Одрис­ском цар­стве.

Вопро­сы гре­ко-фра­кий­ских отно­ше­ний, в том чис­ле и в Одрис­ском цар­стве, затра­ги­ва­лись преж­де все­го бол­гар­ски­ми иссле­до­ва­те­ля­ми — А. Фолом, Хр. Дано­вым и др.2 Отдель­ные аспек­ты этих отно­ше­ний, преж­де все­го с точ­ки зре­ния новых архео­ло­ги­че­ских и эпи­гра­фи­че­ских мате­ри­а­лов, ста­но­ви­лись досто­я­ни­ем науч­ной обще­ст­вен­но­сти на Меж­ду­на­род­ных кон­грес­сах по фра­ко­ло­гии3. В оте­че­ст­вен­ной исто­рио­гра­фии дан­ная про­бле­ма­ти­ка осве­ща­лась преж­де все­го в клас­си­че­ских работах Т. Д. Злат­ков­ской и Т. В. Бла­ват­ской4, с.54 хотя на сего­дняш­ний день акцент иссле­до­ва­ний несколь­ко сме­стил­ся в сто­ро­ну изу­че­ния фра­кий­цев в гре­че­ском окру­же­нии в север­ном и севе­ро-запад­ном При­чер­но­мо­рье5. Таким обра­зом, наблюда­ет­ся дефи­цит обоб­щаю­щих иссле­до­ва­ний на базе все­го ком­плек­са источ­ни­ков о поло­же­нии элли­нов в Одрис­ском цар­стве.

Осо­бен­но­сти вза­и­мо­дей­ст­вия элли­нов и фра­кий­ской дина­стии отра­зи­лись преж­де все­го в пра­ве вла­де­ния и рас­по­ря­же­ния земель­ным фон­дом. Во Фра­кии царь был вла­дель­цем зем­ли — суще­ст­ву­ет доста­точ­но упо­ми­на­ний о разда­че царя­ми поме­стий, дере­вень, кре­по­стей при­бли­жён­ным (Xe­noph., Anab., VII, 2, 25; 36; 3, 19; 6, 43; 7, 1; 50), а царь Котис I, напри­мер, при­ка­зал засе­ять для него зем­ли, весь уро­жай с кото­рых нахо­дил­ся в соб­ст­вен­но­сти царя (Ps.-Arist., II, II, 26). Но сре­ди этих при­бли­жён­ных были и гре­ки. Так, Алки­ви­ад, оче­вид­но, полу­чил во вла­де­ние при­мор­ские зем­ли в Про­пон­ти­де от фра­кий­ских царей (т. е. Ама­до­ка I и Сев­та, буду­ще­го Сев­та I) за то, что вое­вал во гла­ве набран­ных им наём­ни­ков с фра­кий­ски­ми пле­ме­на­ми, неза­ви­си­мы­ми от одрис­ских вла­сти­те­лей (Plut., Alc., 36; Corn. Nep., Alc., 7, 4); афин­ский стра­тег Ифи­крат, слу­жив­ший у фра­кий­ско­го царя Коти­са I и женив­ший­ся на его доче­ри (Corn. Nep., Ip­hicr., 3, 4), явно полу­чил неко­то­рые вла­де­ния (ср. с Xe­noph., Anab., VII, 3, 38: «И я дам тебе, Ксе­но­фонт, мою дочь, и если ты име­ешь дочь, тогда я, соглас­но фра­кий­ско­му обы­чаю, дам выкуп за нее и пода­рю ей Бисан­ту для жилья, одно из луч­ших моих при­мор­ских вла­де­ний»), — наи­бо­лее веро­ят­но, что это был Дрис, неболь­шой город во Фра­кии, неда­ле­ко от Маро­неи, где Ифи­крат посе­лил­ся (De­mosth., XXIII, 132).

Одна­ко фра­кий­ские цари рас­по­ря­жа­лись и зем­ля­ми гре­че­ских поли­сов и посе­ле­ний, как сво­и­ми соб­ст­вен­ны­ми. Так, ок. 400 г. Севт, буду­щий Севт II, обе­щал Ксе­но­фон­ту пода­рить Бисан­ту, Ган и кре­пость Неон (Xe­noph., Anab., VII, 2, 38; 5, 8). Ган (Γά­νος) — фра­кий­ская кре­пость в Про­пон­ти­де (Ae­schin., III, 82; Har­pocr., s. v. Γά­νος; Su­da, s. v. Γά­νος). Два осталь­ных посе­ле­ния для нас более инте­рес­ны. Бисан­та (Βι­σάν­θη) была коло­ни­ей самос­цев (Pomp. Me­la, II, 24; Steph. Byz., s. v. Βι­σάν­θη­νος). Ок. 430 г. в Бисан­те пол­но­прав­но рас­по­ря­жа­лись фра­кий­ский царь Ситалк I и его при­двор­ный Ники­фо­дор (Her., VII, 137), посколь­ку это была часть одрис­ско­го государ­ства (Thuc., II, 97, 1—3). Кре­пость Неон (Νέον τεῖ­χος) была осно­ва­на Алки­ви­а­дом (Corn. Nep., Alc., 7, 4) неда­ле­ко с.55 от Бисан­ты (Plut., Alc., 36), и, судя по явно гре­че­ско­му назва­нии (Новая Сте­на), основ­ную часть ее насе­ле­ния состав­ля­ли гре­ки.

Ски­лак (67), опи­сы­вая Про­пон­ти­ду IV в., отно­сит Неон к фра­кий­ским кре­по­стям. Одна­ко это сооб­ще­ние не столь одно­знач­но, как кажет­ся на пер­вый взгляд. Ски­лак сооб­ща­ет, что на восток от Хер­со­не­са Фра­кий­ско­го нахо­дят­ся фра­кий­ские кре­по­сти. Вот спи­сок Ски­ла­ка, в кото­ром упо­ми­на­ет­ся и Неон: Лев­ке акте, Тей­ри­ста­сис, Герак­лея, Ган, Гани­а­да, кре­пость Неон, Перинф, кре­пость Дами­нон, Селим­брия. Из пере­чис­лен­ных укреп­ле­ний пер­вые два име­ют явно гре­че­ские име­на (Λευκὴ ἀκτή — Белый берег и Τει­ρίσ­τα­σις — Звёзд­ное место) и, сле­до­ва­тель­но, явля­ют­ся гре­че­ски­ми посе­ле­ни­я­ми. Герак­лея — посе­ле­ние Перин­фа (Pto­lem., III, 11, 13 (7)). Ган, Гани­а­да и Дами­нон, — посе­ле­ния фра­кий­цев (Har­pocr., Su­da, Γά­νος καὶ Γα­νίαδα; Steph. Byz., s. v. Δαύ­νιον). Нет необ­хо­ди­мо­сти гово­рить об этни­че­ской при­над­леж­но­сти основ­но­го насе­ле­ния таких извест­ных поли­сов, как Перинф и Селим­брия. Таким обра­зом, автор Перип­ла, упо­ми­ная фра­кий­ские кре­по­сти, имел в виду не этни­че­скую при­над­леж­ность, а поли­ти­че­ское под­чи­не­ние этих посе­ле­ний (ср. с χω­ρία фра­кий­ско­го царя Коти­са I в Ps.-Arist., II, II, 27). Это отно­сит­ся и к кре­по­сти Неон, кото­рая была гре­че­ским посе­ле­ни­ем. Итак, как мы видим, фра­кий­ские цари сво­бод­но рас­по­ря­жа­лись зем­ля­ми гре­че­ских поли­сов и посе­ле­ний, а зна­чит, они име­ли пра­во вер­хов­ной соб­ст­вен­но­сти на эти зем­ли.

В этой свя­зи сле­ду­ет отме­тить над­пись из гре­че­ско­го посе­ле­ния Писти­рос, нахо­див­ше­го­ся во внут­рен­них рай­о­нах Фра­кии, рядом с совре­мен­ным бол­гар­ским селе­ни­ем Вет­рен6. Это было согла­ше­ние меж­ду насе­ле­ни­ем Писти­ро­са и фра­кий­ским царём, одним из пре­ем­ни­ков Коти­са I (383—359 гг. до н. э.), чье согла­ше­ние с писти­рий­ца­ми упо­мя­ну­то в над­пи­си как преды­ду­щее. Вот поче­му над­пись может быть дати­ро­ва­на середи­ной IV в.7 В тек­сте упо­мя­ну­ты пра­ва гре­че­ских посе­лен­цев (ἐμπο­ρίται) в фор­ме казу­аль­но­го запре­ще­ния. Но если неко­то­рые дей­ст­вия нуж­да­ют­ся в офи­ци­аль­ном запре­ще­нии, зна­чит, они име­ли место до оформ­ле­ния согла­ше­ния. Поэто­му мы можем рас­смот­реть пра­ва фра­кий­ско­го царя или его намест­ни­ков в гре­че­ских поли­сах: фра­кий­ские пра­ви­те­ли име­ли судеб­ную власть — они мог­ли судить граж­дан поли­са и отме­нять дол­ги (τῶν χρεῶν); зем­лю (γῆν), паст­би­ща (βόσ­κη­νος) и поме­стье (ἔπαυ­λις) они мог­ли ото­брать и отдать кому-нибудь; они мог­ли изме­нять раз­ме­ры кле­ров и отда­вать их кому-нибудь дру­го­му [κλ]ήρου… ἀλλ[άσ­σ]ειν); отби­рать дру­гую соб­ст­вен­ность жите­лей эмпо­рия; остав­лять гар­ни­зон (φρού­ρια) в горо­де; взи­мать с.56 пошли­ны на доро­гах (τε­λέα κα­τὰ τὰς ὁδούς); так­же фра­кий­ские пра­ви­те­ли мог­ли аре­сто­вать или каз­нить любо­го из граж­дан. Таким обра­зом, на осно­ва­нии над­пи­си мы видим, что фра­кий­ские пра­ви­те­ли были вер­хов­ны­ми вла­дель­ца­ми земель, и даже рас­по­ря­жа­лись пра­ва­ми и сво­бо­дой насе­ле­ния гре­че­ских посе­ле­ний во Фра­кии (ср. с ситу­а­ци­ей в Бисан­те, где Ситалк аре­сто­вал двух гре­ков, спар­тан­цев — Her., VII, 137). И эти пра­ва писти­рий­цев (т. е. недо­пу­ще­ние в даль­ней­шем все­го выше­пе­ре­чис­лен­но­го) были, види­мо, «даром» фра­кий­ско­го пра­ви­те­ля за какие-то заслу­ги. В над­пи­си мы можем про­следить дина­ми­ку пре­до­став­ле­ния этих прав: при Коти­се I были даны гаран­тии лич­ной без­опас­но­сти эмпо­ри­тов (из Маро­неи, Апол­ло­нии, Фасо­са) и охра­ны их дви­жи­мой соб­ст­вен­но­сти (χρῆ­μα). При его пре­ем­ни­ке было дано пра­во непри­кос­но­вен­но­сти земель писти­рий­цев и неко­то­рые пра­ва авто­но­мии поли­са: вер­хов­ная судеб­ная власть при­над­ле­жа­ла кол­лек­ти­ву граж­дан; запре­ща­лось раз­ме­ще­ние фра­кий­ско­го гар­ни­зо­на внут­ри посе­ле­ния, отме­на или сокра­ще­ние пошлин. Итак, подоб­ное согла­ше­ние заклю­ча­лось инди­виду­аль­но с посе­ле­ни­ем, и не было уни­вер­саль­ным для всех эмпо­ри­ев, кото­рые нахо­ди­лись на фра­кий­ской терри­то­рии и чьё чис­ло было доста­точ­но боль­шим — напри­мер, толь­ко в рай­оне Писти­ро­са нахо­ди­лись эмпо­рии Маро­неи и Бела­ны (τῶν ἐμπο­ριῶν… Μα­ρώνειης τὰ ἐμπό­ρια Βέ­λανα). По всей веро­ят­но­сти, подоб­ные нор­мы рас­про­стра­ня­лись и на поли­сы. Кро­ме того, граж­дане поли­сов и гре­че­ское насе­ле­ние эмпо­ри­ев и кре­по­стей, не будучи соб­ст­вен­ни­ка­ми зем­ли, пла­ти­ли нало­ги фра­кий­ско­му царю, как и дру­гие жите­ли цар­ства, начи­ная, как мини­мум, со вре­ме­ни прав­ле­ния Ситал­ка (431—424 гг. до н. э.) (Thuc., II, 97, 3).

Дру­гим аспек­том вза­и­мо­дей­ст­вия элли­нов и фра­кий­цев был инсти­тут наём­ни­че­ства. Во Фра­кии он был очень рас­про­стра­нен, преж­де все­го в фор­ме най­ма гре­ка­ми отрядов фра­кий­ских вои­нов. Так, Писи­страт вер­нул­ся в Афи­ны после вто­ро­го изгна­ния с фра­кий­ски­ми наём­ни­ка­ми (Arist., At­hen. pol., XV, 2). В 516 г. Миль­ти­ад Млад­ший, будучи пра­ви­те­лем Хер­со­не­са Фра­кий­ско­го, имел 500 наём­ни­ков, оче­вид­но фра­кий­цев (Her., VI, 39). В 422 г. афин­ский стра­тег Кле­он про­сил царя фра­кий­ско­го пле­ме­ни одо­ман­тов Пол­ла пре­до­ста­вить столь­ко наём­ни­ков, сколь мак­си­маль­но воз­мож­но (Thuc., V, 6, 2). В 413 г. афи­няне наня­ли 1300 пель­та­стов из пле­ме­ни диев для уча­стия в сици­лий­ской экс­пе­ди­ции (Thuc., VII, 27, 1). Вооб­ще, в IV в. фра­кий­ские пель­та­сты были весь­ма попу­ляр­ны и исполь­зо­ва­лись прак­ти­че­ски во всех частях Сре­ди­зем­но­мо­рья8. Напри­мер, в армии Кира Млад­ше­го было 800 пель­та­стов и 40 фра­кий­ских всад­ни­ков (Xe­noph., Anab., I, 2, 7; 5, 13; II, 2, 7).

Одна­ко наём­ни­ков ста­ли исполь­зо­вать и пра­ви­те­ли Одрис­ско­го цар­ства, сна­ча­ла, види­мо, тех же фра­кий­цев (напри­мер, царь Ситалк в 429 г., гото­вясь к кам­па­нии про­тив Македо­нии, нанял боль­шой отряд вои­нов из неза­ви­си­мо­го фра­кий­ско­го пле­ме­ни диев — Thuc., II, 96, 2), а затем широ­ко ста­ли при­гла­шать с.57 и гре­че­ские кон­тин­ген­ты. Так, Севт, буду­щий Севт II, нанял 10000 гре­ков для кам­па­нии про­тив непо­кор­ных фра­кий­ских пле­мён (Xe­noph., Anab., VII, 2, 32—38); царю Коти­су слу­жи­ли гре­че­ские наём­ни­ки во гла­ве с Ифи­кра­том, а затем с Хариде­мом (De­mosth., XXIII, 129—132); трем пре­ем­ни­кам Коти­са слу­жи­ли целые гре­че­ские армии: Кер­соб­леп­ту — во гла­ве с тем же Хариде­мом, Бери­са­ду и его детям — во гла­ве с Афи­но­до­ром, Ама­до­ку — во гла­ве с Симо­ном и Биа­но­ром (XXIII, 10; 103). В целом гре­че­ские наём­ные кон­тин­ген­ты доста­точ­но быст­ро ста­ли играть одну из веду­щих, если не опре­де­ля­ю­щую роль в поли­ти­че­ских пери­пе­ти­ях Одрис­ско­го цар­ства. Так, на рубе­же V/IV вв. уже упо­ми­нав­ший­ся Севт, буду­щий Севт II, взял малень­кий отряд у сво­его род­ст­вен­ни­ка, царя Ама­до­ка I, и, навер­бо­вав гре­че­ских наём­ни­ков, поко­рил зем­ли, кото­рые были ранее под управ­ле­ни­ем его отца Май­са­да (Xe­noph., Anab., VII, 2, 32—38; 4, 24). А позд­нее, воз­мож­но, так­же с помо­щью наём­ни­ков, он под­нял мятеж про­тив Ама­до­ка I и сверг его (Arist., Pol., V, 8, 15). В 362 г., когда граж­дане Афин высту­пи­ли про­тив фра­кий­ско­го царя Коти­са I, защи­щая свои вла­де­ния в Хер­со­не­се Фра­кий­ском, некто Миль­то­кит вос­стал про­тив Коти­са I и попро­сил афи­нян о помо­щи (преж­де все­го, види­мо, воен­ной), пред­ла­гая вер­нуть Хер­со­нес (De­mosth., L, 5). После смер­ти Коти­са I его сын Кер­соб­лепт борол­ся про­тив Миль­то­ки­та и толь­ко в 359 г. пред­во­ди­тель гре­че­ских наём­ни­ков Кер­соб­леп­та Харидем пле­нил Миль­то­ки­та и каз­нил его (De­mosth., XXIII, 104; 170). Когда спу­стя неко­то­рое вре­мя Бери­сад и Ама­док высту­пи­ли про­тив Кер­соб­леп­та, они были под­дер­жа­ны гре­че­ски­ми наём­ни­ка­ми во гла­ве с Афи­но­до­ром, и доби­лись разде­ле­ния Фра­кии на три части (XXIII, 170).

Как мы уже виде­ли, гре­че­ские поли­сы и эмпо­рии терри­то­ри­аль­но вхо­ди­ли в состав одрис­ско­го государ­ства. Одна­ко терри­то­рия государ­ства управ­ля­лась не толь­ко напря­мую царём, но и его намест­ни­ка­ми в реги­о­нах. О роли этих намест­ни­ков в систе­ме государ­ства мы можем судить хотя бы по тому, что Фукидид назы­ва­ет их «дина­ста­ми, пра­вив­ши­ми вме­сте с ним (царём — М. В.)» — πα­ραδυ­νασ­τεύον­τες, а в над­пи­си из Писти­ро­са дого­вор был заклю­чен не толь­ко от име­ни царя, но и «дру­гих, [кото­рые] рядом с [ним]» (αὐτός (царь. — М. В.) τε ἄλ­λοι ἐπὶ [αὐτοῦ]). Суще­ст­ву­ет мно­го при­ме­ров дея­тель­но­сти подоб­ных пара­ди­на­стов. Так, во вре­ме­на Ситал­ка (432—431 гг. до н. э.) сына Тере­са I, брат Ситал­ка Спа­ра­ток (sic), судя по моне­там, отче­ка­нен­ным от его име­ни, управ­лял запад­ной частью Одрис­ско­го цар­ства, гра­ни­ча­щей с терри­то­ри­ей биза­л­тов9. Его сын Севт (буду­щий царь Севт I) счи­тал­ся наи­бо­лее вли­я­тель­ным чело­ве­ком в Одрис­ском цар­стве после царя (его дяди Ситал­ка I) (Thuc., II, 101, 5), и воз­мож­но, что он так­же управ­лял какой-либо обла­стью цар­ства. Оче­вид­но, во вре­ме­на Сев­та I (424—410 гг.), некто Май­сад (род­ст­вен­ник Сев­та, посколь­ку сын это­го Май­са­да, Севт II, назы­вал Тере­са I, деда Сев­та I, сво­им пред­ком — Xe­noph., с.58 Anab., VII, 2, 22) управ­лял фра­кий­ски­ми пле­ме­на­ми финов, при­нип­сов и мелан­ди­нов (VII, 2, 32), кото­рые жили на терри­то­рии, гра­ни­чив­шей с запад­ным побе­ре­жьем Пон­та. Оче­вид­но, во вре­ме­на Май­са­да некто Терес, сын царя Одри­са, пра­вил во фра­кий­ской Дель­те (Xe­noph., Anab., VII, 5, 1). Во вре­ме­на Ама­до­ка I (405—391 гг.) Севт, сын Май­са­да (буду­щий царь Севт II), стал пра­ви­те­лем терри­то­рии, кото­рой пра­вил его отец (Xe­noph., Anab., VII, 4, 24) — ср. с инфор­ма­ци­ей Дио­до­ра (XIII, 105, 3; XIV, 94, 2) и Кор­не­лия Непота (Alc., 7) о фра­кий­ских царях Медо­ке и Сев­те. Несмот­ря на эти дан­ные, оче­вид­но, что Севт был под­чи­нен Медо­ку: Севт име­но­вал­ся «архон­том» (Xe­noph., Anab., VII, 3, 16; Hell., IV, 8, 26) и «стра­те­гом» (Arist., Pol., V, 1312a), а Медок был «царём» (βα­σιλεύς) (Xe­noph., Anab., VII, 3, 16; Hell., IV, 8, 26).

Вполне есте­ствен­но, что терри­то­рии гре­че­ских поли­сов и эмпо­ри­ев, кото­рые вхо­ди­ли в состав Одрис­ско­го цар­ства, так­же управ­ля­лись подоб­ны­ми пара­ди­на­ста­ми. Одним из них был упо­мя­ну­тый выше Терес, сын Одри­са: судя по моне­там с его име­нем, кото­рые име­ют изо­бра­же­ние вино­град­ной лозы на авер­се (это изо­бра­же­ние явля­ет­ся сим­во­лом Маро­неи) он либо управ­лял терри­то­ри­ей, погра­нич­ной с Маро­не­ей, либо был намест­ни­ком в самой Маро­нее. Ок. 400 г. некто Сара­ток пра­вил в Маро­нее и части Фасо­са, судя по моне­там с его име­нем, кото­рые ана­ло­гич­ны фасос­ским и маро­ней­ским типам10. Око­ло того же вре­ме­ни намест­ни­ком части Фасо­са был Бер­гей11. Так­же не исклю­че­но, что кто-то из ано­ним­ных пара­ди­на­стов, упо­мя­ну­тых в над­пи­си из Писти­ро­са, управ­лял в середине IV в. обла­стью в рай­оне Писти­ро­са.

Осо­бо сто­ит отме­тить, что сре­ди пара­ди­на­стов появ­ля­ют­ся этни­че­ские элли­ны, управ­ля­ю­щие отдель­ны­ми терри­то­ри­я­ми (глав­ным обра­зом, по всей види­мо­сти, обла­стя­ми рас­се­ле­ния самих гре­ков). Геро­дот (VII, 137) сооб­ща­ет о выда­че двух спар­тан­цев афи­ня­нам, и под­чер­ки­ва­ет, что они были захва­че­ны в Бисан­те на Гел­лес­пон­те (коло­нии Само­са в Про­пон­ти­де Pomp. Me­la, II, 24; Steph. Byz., s. v. Βι­σαν­θη­νός), фра­кий­ским царем Ситал­ком, сыном Тере­са, и Ним­фо­до­ром, сыном Пифея из Абде­ры. Этот Ним­фо­дор был бра­том жены Ситал­ка. Он имел вли­я­ние на царя и выпол­нял его дипло­ма­ти­че­ские пору­че­ния (Thuc., II, 29, 1; 5—6). Будучи при­бли­жен­ным царя, Ним­фо­дор, оче­вид­но управ­лял Бисан­той (по сло­вам царя Сев­та II, Бисан­та — «наи­бо­лее пре­крас­ное из моих при­мор­ских укреп­ле­ний» (Xe­noph., Anab., VII, 3, 38)). Види­мо, ана­ло­гич­ную ситу­а­цию мы наблюда­ем и в слу­чае вре­мён Сев­та II, когда его при­бли­жён­ный Герак­лид, грек из Маро­неи, «имел укреп­лён­ные горо­да и поме­стья» (VII, 3, 19).

Один из ярчай­ших аспек­тов гре­ко-фра­кий­ско­го вза­и­мо­дей­ст­вия — это син­тез в обла­сти куль­ту­ры и язы­ка обо­их наро­дов, кото­рый успеш­но раз­ви­вал­ся в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни бла­го­да­ря воз­ник­но­ве­нию сов­мест­ных посе­ле­ний, — таких, как в Хал­киди­ке, где ок. 423 г. жите­ли гово­ри­ли на сме­шан­ном гре­ко-фра­кий­ском язы­ке (Thuc., IV, 109, 3—4); как Мир­кин, осно­ван­ный миле­тя­на­ми и с.59 эдо­на­ми еще в кон­це VI в. (Her., V, 11; 23—24; 124—126; Thuc., IV, 107, 3), или Хер­со­нес Фра­кий­ский, осно­ван­ный афи­ня­на­ми и долон­ка­ми в 556 г. (Her., VI, 34—36). Ещё до созда­ния Одрис­ско­го цар­ства, в кон­це VI — нача­ле V вв., моне­ты фра­кий­ских пле­мён бисал­тов, дерро­нов, оррес­ков, ихнов содер­жа­ли этни­ко­ны, а ино­гда и име­на мест­ных царей, напи­сан­ные на гре­че­ском язы­ке12. Вооб­ще, соглас­но архео­ло­ги­че­ским дан­ным, пере­дви­же­ния по рай­о­нам внут­рен­ней Фра­кии меж­ду побе­ре­жьем Эгей­ско­го моря, Про­пон­ти­ды (т. е. гре­че­ски­ми рай­о­на­ми), и Бал­кан­ски­ми гора­ми ста­ли регу­ляр­ны­ми начи­ная с третьей чет­вер­ти V в.13, и эти новые пути ста­ли в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни про­вод­ни­ка­ми элли­ни­за­ции. Гре­че­ское вли­я­ние затро­ну­ло все слои фра­кий­ско­го обще­ства, вклю­чая выс­шие. И боль­шую роль в этом игра­ли лич­ные свя­зи: царь Ситалк был женат на гре­чан­ке из Абде­ры (Thuc., II, 29, 1); Севт II был готов выдать свою дочь замуж за Ксе­но­фон­та (Xe­noph., Anab., VII, 2, 38); а афин­ский стра­тег Фра­си­бул хотел женить­ся на доче­ри это­го Сев­та (Lys., XXVIII, 5); царь Котис I отдал сво­их доче­рей замуж за коман­ди­ров гре­че­ских наем­ни­ков, Ифи­кра­та и Хариде­ма, слу­жив­ших ему (Corn. Nep., Ip­hicr., 3, 4; De­mosth., XXIII, 129); гре­ки-пол­ко­вод­цы (коман­ди­ры гре­че­ских наём­ни­ков — Афи­но­дор, Симон и Биа­нор) царей Бери­са­да и Ама­до­ка, сопра­ви­те­лей Кер­соб­леп­та, сына Коти­са I, жени­лись на сест­рах Бери­са­да и Ама­до­ка (De­mosth., XXIII, 10; 12). Уже со вто­рой поло­ви­ны V в. гре­ки появ­ля­ют­ся сре­ди при­бли­жен­ных Одрис­ских пра­ви­те­лей. Такие, как Ним­фо­дор из Абде­ры при Ситал­ке I; Герак­лид из Маро­неи при Сев­те, буду­щем Сев­те II; Пифон и Герак­лид, и воз­мож­но, их отец, из Эна (Αἶνος), эолий­ско­го поли­са на фра­кий­ском бере­гу Эгей­ско­го моря (Her., VII, 58; Thuc., VII, 57, 5), при Коти­се I (Arist., Pol., V, 8, 12).

Сведе­ния об элли­ни­за­ции фра­кий­ской ари­сто­кра­тии мы нахо­дим так­же в эпи­гра­фи­ке — см., напри­мер, над­пись на гре­че­ском язы­ке на фиа­ле из цар­ско­го нек­ро­по­ля Казан­лык (в цен­тре совр. Бол­га­рии), дати­ро­ван­ной середи­ной IV в.; Δύν­το[ ] Ζηίλα υἱός14. Вла­де­лец этой фиа­лы, про­ис­хо­див­ший явно из знат­но­го рода, судя по захо­ро­не­нию, был явно фра­кий­цем (судя по фра­кий­ским име­нам вла­дель­че­ской над­пи­си), и тем не менее поль­зо­вал­ся гре­че­ским язы­ком даже в быту. Кро­ме того, наше вни­ма­ние при­вле­ка­ют моне­ты фра­кий­ских царей и пара­ди­на­стов с леген­да­ми на гре­че­ском язы­ке. Посколь­ку это моне­ты раз­лич­ной сто­и­мо­сти, вклю­чая самые мел­кие, мож­но ска­зать, что они чека­ни­лись для с.60 удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­стей мест­но­го внут­рен­не­го рын­ка, для еже­днев­но­го обо­рота. Сле­до­ва­тель­но, зна­чи­тель­ная часть фра­кий­ско­го обще­ства име­ла как мини­мум неко­то­рое пред­став­ле­ние о гре­че­ском язы­ке. Это так­же под­твер­жда­ют най­ден­ные в моги­лах сереб­ря­ные сосуды с име­на­ми Σκυ­θοδο­κο, Δα­δαλε­με, Κό­τυος, Ἐγ­γισ­τῶν, и золотым коль­цом с над­пи­сью гре­че­ски­ми бук­ва­ми на фра­кий­ском язы­ке15. Вооб­ще гре­че­ский язык исполь­зо­вал­ся фра­кий­ца­ми в быту начи­ная с V в. Напри­мер, во вре­мя рас­ко­пок кур­ган­но­го нек­ро­по­ля Кон­су­ло­ва Моги­ла в Бол­га­рии, дати­ро­ван­но­го V в., было най­де­но сереб­ря­ное гор­лыш­ко сосуда (опуб­ли­ко­вав­ший наход­ку Г. Китов счи­та­ет, что это было гор­лыш­ко от кожа­но­го бур­дю­ка для вина), на кото­ром было 5 гре­че­ских букв — ρ, κ, ς, ν, δ. О фра­кий­ском про­ис­хож­де­нии этой вещи свиде­тель­ст­ву­ет выгра­ви­ро­ван­ный на нём бога­тый цве­точ­ный орна­мент, выпол­нен­ный в типич­но фра­кий­ском сти­ле16. А в пер­вой поло­вине IV в. гре­че­ский язык стал, воз­мож­но, язы­ком офи­ци­аль­ных доку­мен­тов Одрис­ско­го государ­ства, как мож­но заклю­чить в слу­чае с сосуда­ми из Рого­зен­ско­го кла­да: в 1986 г. в деревне Рого­зен (севе­ро-запад­ная Бол­га­рия) был най­ден боль­шой клад, состо­я­щий из 165 сереб­ря­ных сосудов, кото­рые дати­ру­ют­ся послед­ней чет­вер­тью V — 40-ми гг. IV в. На гор­лыш­ке сосуда № 112 была обна­ру­же­на гре­че­ская над­пись: Κό­τυς Ἀπολ­λώ­νος παῖς17. Воз­мож­но, упо­мя­ну­тый в над­пи­си Котис — фра­кий­ский царь Котис I18, а сосуды были посла­ны Коти­су I фра­кий­ски­ми посе­ле­ни­я­ми (назва­ния кото­рых содер­жат­ся на самих сосудах) — Απρος, Βεος, Βέος και­νός, Γηισ­των (Γεισ­των), с.61 Εργισ­κη, Σαυ­θαβα19. И все эти офи­ци­аль­ные дары име­ют посвя­ти­тель­ные над­пи­си на гре­че­ском язы­ке.

Что каса­ет­ся вли­я­ния гре­че­ской циви­ли­за­ции на мате­ри­аль­ную куль­ту­ру фра­кий­цев (преж­де все­го север­ной части Фра­кии, где про­во­ди­лись обшир­ные рас­коп­ки на терри­то­рии посе­ле­ний), сле­ду­ет отме­тить, что мест­ные пле­ме­на преж­де все­го поза­им­ст­во­ва­ли отдель­ные фор­мы гре­че­ской кера­ми­ки (ойно­хоя, лека­на и пр.). Гре­че­ское вли­я­ние было замет­но и в искус­стве мест­ных фра­кий­цев, в част­но­сти, они поза­им­ст­во­ва­ли гео­мет­ри­че­ский орна­мент и спо­соб нане­се­ния его20. В целом фра­кий­ские гон­ча­ры ста­ли изготав­ли­вать сосуды с помо­щью быст­ро­го гон­чар­но­го кру­га, ими­ти­ру­ю­щие гре­че­скую кера­ми­ку, с VI в.21

Одна­ко сле­ду­ет отме­тить, что наряду с элли­ни­за­ци­ей, шел и встреч­ный про­цесс «фра­ки­за­ции» гре­ков, кото­рый наи­бо­лее нагляд­но пред­став­лен в слу­чае с Хер­со­не­сом Фра­кий­ским, где кон­ные скач­ки и гим­ни­че­ские состя­за­ния устра­и­ва­лись уже на моги­ле Миль­ти­а­да II, умер­ше­го ок. 524 г. (Her., VI, 38 — ср., напри­мер, похо­рон­ную цере­мо­нию фра­кий­цев, опи­сан­ную Геро­до­том (V, 8): «…насы­пав кур­ган, устра­и­ва­ют раз­лич­ные состя­за­ния. Выс­шие награ­ды назна­ча­ют­ся за еди­но­бор­ство, смот­ря по важ­но­сти. Эти погре­баль­ные обы­чаи фра­кий­цев»). Исполь­зо­ва­ние подоб­ной цере­мо­нии свиде­тель­ст­ву­ет не толь­ко о тес­ных свя­зях с фра­кий­ца­ми, но и о при­сут­ст­вии доста­точ­но­го коли­че­ства фра­кий­цев сре­ди гре­ков. Дру­гой пра­ви­тель Хер­со­не­са Фра­кий­ско­го, Миль­ти­ад III, женил­ся на Геге­си­пи­ле, доче­ри фра­кий­ско­го царя Оло­ра (Her., VI, 39), и так­же имел тес­ные свя­зи с фра­кий­ским пле­ме­нем долон­ков (VI, 40). Это фра­кий­ское вли­я­ние, через гре­че­ские поли­сы фра­кий­ско­го побе­ре­жья, где это вли­я­ние было весь­ма силь­ным22, дошло до поли­сов — мет­ро­по­лий, преж­де все­го Афин. Так, в с.62 430/429 г. в Афи­нах был издан декрет об офи­ци­аль­ном уста­нов­ле­нии куль­та фра­кий­ской боги­ни Бен­диды, на акро­по­ле Афин был постро­ен храм Бен­диды. И хотя ско­рее все­го подоб­ная куль­то­вая поли­ти­ка была обу­слов­ле­на союз­ни­че­ски­ми отно­ше­ни­я­ми с одрис­ски­ми царя­ми (Thuc., II, 29, 5—7), тем не менее не сле­ду­ет недо­оце­ни­вать роль введе­ния это­го куль­та в куль­тур­ном отно­ше­нии. Позд­нее этот культ Бен­диды рас­про­стра­нил­ся на мно­гие гре­че­ские поли­сы — Амфи­поль, Неа­поль, ост­ро­ва Лем­нос, Фасос и пр.23

В заклю­че­ние отме­тим, что мате­ри­а­лы для изу­че­ния дан­ной темы посто­ян­но попол­ня­ют­ся бла­го­да­ря новым эпи­гра­фи­че­ским и архео­ло­ги­че­ским наход­кам. Одна­ко уже сей­час вполне воз­мож­но опре­де­лить, что элли­ны, явля­ясь неотъ­ем­ле­мой частью Одрис­ско­го цар­ства, игра­ли весь­ма замет­ную роль в поли­ти­ке и эко­но­ми­ке государ­ства, что, без­услов­но, пред­опре­де­ли­ло осо­бен­но­сти исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия реги­о­на.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • * Работа выпол­не­на при под­держ­ке гран­та РГНФ № 03-012-00684а.
  • 1Об осо­бен­но­стях созда­ния Одрис­ско­го государ­ства см. в: Недел­чев Н. Създа­ва­не­то на дър­жа­ва­та на Одри­си­те // Антич­ный мир и Визан­тия. Харь­ков, 1997. С. 147—153.
  • 2Фол А. Поли­ти­ка и куль­ту­ра в Древ­на Тра­кия. София, 1990; Данов Хр. М., Фол А. Н. Осно­ва­ване и орга­ни­за­ция на Одри­ското цар­ство // Исто­рия на Бъл­га­рия. Т. 1. София, 1979; Данов Хр. М. Тра­ки. София, 1979. Мно­гие работы бол­гар­ских иссле­до­ва­те­лей по дан­ной про­бле­ма­ти­ке мы исполь­зу­ем в даль­ней­шем, поэто­му здесь не будем их пере­чис­лять.
  • 3С 1972 г. состо­я­лось уже семь Кон­грес­сов — в Софии, Буха­ре­сте, Вене, Рот­тер­да­ме, Москве, Паль­ма ди Май­ор­ка, Кон­стан­це. Послед­ней пуб­ли­ка­ци­ей явля­ет­ся изда­ние трудов VII Кон­грес­са в Кон­стан­це (Румы­ния) — The Thra­cian world at the crossroads of ci­vi­li­sa­tion. Bu­cha­rest, 1996.
  • 4Злат­ков­ская Т. Д. Воз­ник­но­ве­ние государ­ства у фра­кий­цев. М., 1971; Бла­ват­ская Т. В. Запад­но­пон­тий­ские горо­да VII—I вв. до н. э. М., 1952. Т. Д. Злат­ков­ская каса­лась дан­ных вопро­сов с точ­ки зре­ния исто­рии фра­кий­цев, кото­рой посвя­ще­на ее моно­гра­фия, а Т. В. Бла­ват­ская — с точ­ки зре­ния исто­рии запад­но­пон­тий­ских поли­сов, гра­ни­чив­ших с Одрис­ским цар­ст­вом и неза­ви­си­мы­ми фра­кий­ски­ми пле­ме­на­ми. Осо­бен­но­сти подоб­но­го под­хо­да обу­сло­ви­ли опре­де­лён­ную непол­ноту осве­ще­ния про­бле­мы.
  • 5Кры­кин С. М. Фра­кий­цы в антич­ном Север­ном При­чер­но­мо­рье. М., 1993. Ср. работы укра­ин­ских иссле­до­ва­те­лей: Ba­li­zat G. V. The Thra­cian cults in the north-wes­tern Black Sea lit­to­ral (6th cen­tu­ry B. C. — 3rd cen­tu­ry A. D.) // The Thra­cian world at the crossroads of ci­vi­li­sa­tion. Bu­cha­rest, 1996; Ok­hot­ni­kov S. B. The Thra­cian ele­ments in the si­tes of the North-Wes­tern Black Sea re­gion step­pes 6th — 1st cen­tu­ries B. C. // Ibi­dem; Sa­moi­lo­va T. L. Les Thra­ces com­me par­tie de la po­pu­la­tion des ha­bi­tats an­ti­ques de la re­gion du Bas Dniestr aux Vie-Ier siec­les av. n. e. // Ibi­dem. В то же вре­мя нель­зя не отме­тить воз­вра­ще­ние инте­ре­са рос­сий­ских уче­ных, в рам­ках дан­ной про­бле­ма­ти­ки, к реги­о­ну Про­пон­ти­ды — Ga­bel­ko O. L. The Thra­co-Bi­thy­nian Po­pu­la­tion in the Ci­ties of the Pro­pon­tis Coast // Ibi­dem.
  • 6Дома­рад­ска Л. Котис I и емпо­ри­он Писти­рос в Тра­хии // Бал­кан­ски древ­но­сти. София, 1991. № 1. С. 7—8; Дома­рад­ски М. Емпо­ри­он Писти­рос в Тра­кия // Там же. С. 9—10, Do­ma­radzki M. Les con­tacts entre les grecs et thra­ces dans 1’epo­que clas­si­que // Or­phe­us. 1993. № 3. So­fia. C. 37—43.
  • 7См. Bos­na­kov K. Kri­ti­sche An­mer­kun­gen zur Pis­ti­ro­sinschrift // The Thra­cian world at the crossroads of ci­vi­li­sa­tion. Bu­cha­rest, 1996. P. 136: автор дати­ру­ет над­пись зимой 357/356 г., вре­ме­нем прав­ле­ния Ама­до­ка.
  • 8См. Best J. G. P. Thra­cian Pel­tasts and their Influen­ce on Greek War­fa­re. Gro­nin­gen, 1969.
  • 9Gaeb­ler G. Die an­ti­ken Mün­zen von Ma­ke­do­nia und Paio­nia. Ber­lin, 1935. Taf., 6—8; Муш­мов Н. А. Моне­ти­те на тра­кий­ски­те царе // ГНПБ. 1925. С. 199, табл. I, 1—3, 5—7.
  • 10Муш­мов Н. А. Указ. соч. С. 206—207, табл. I, 29—35.
  • 11Муш­мов Н. А. Указ. соч. С. 207, табл. I, 36; IV, 38.
  • 12Злат­ков­ская Т. Д. Ран­ние моне­ты южно­фра­кий­ских пле­мен (к вопро­су о про­ис­хож­де­нии куль­та Дио­ни­са) // Нумиз­ма­ти­ка и эпи­гра­фи­ка. Т. VII. М., 1968. С. 3—4.
  • 13Арчи­бальд З. Г. Запад­ное При­чер­но­мо­рье: моде­ли­ро­ва­ние отно­ше­ний меж­ду мест­ным насе­ле­ни­ем и гре­ка­ми // ВДИ. 1995. № 1. С. 87.
  • 14Di­mit­rov P. A. Deux noms nou­veaur d’aris­toc­ra­tes thra­ce dans une inscrip­tion de Ka­zan­lak // Or­phe­us. Jour­nal of in­do-euro­pean and Thra­cian stu­dies. So­fia, 1995. № 5. P. 23—35. П. Димит­ров дати­ру­ет над­пись V в., и рекон­стру­и­ру­ет Δύν­το[υ], одна­ко в соот­вет­ст­вии с согла­со­ва­ни­ем вре­мен с υἱός долж­но быть Δύν­το[ς], и фиа­ла, соглас­но сопут­ст­ву­ю­ще­му мате­ри­а­лу, дати­ру­ет­ся не ранее пер­вой поло­ви­ны IV в.
  • 15Бла­ват­ская Т. К. Запад­но­пон­тий­ские горо­да VII—I вв. до н. э. М., 1952. С. 62. Прим. 1.
  • 16Ki­tov G. Newe­ly-dis­co­ve­red equip­ment and ma­te­rials in the thra­cian tu­mu­lar nec­ro­po­lis near Ship­ka and Shey­no­vo // Or­phe­us. 1993. № 3. P. 9, 13. Г. Китов счи­та­ет, что эти бук­вы мог­ли исполь­зо­вать­ся для изо­бра­же­ния циф­ро­во­го экви­ва­лен­та объ­ё­ма сосуда в бук­вах, пока­зан­ных на гор­лыш­ке; в таком слу­чае это чис­ло 374.
  • 17Фол А. Поли­ти­ка и куль­ту­ра в Древ­на Тра­кия. София, 1990. С. 248—249.
  • 18Ср. гипо­те­зу Вани Лоза­но­вой, кото­рая счи­та­ет, что эти сосуды были риту­аль­ны­ми дара­ми для Коти­тий, мисте­ри­аль­но­го куль­та бога Коти­са (Stra­bo, X, 3, 16), — Лоба­но­ва В. Мито­ло­гич­ни аспек­та на баде­мо­вид­ния орна­мент по тра­кий­ски­те фиа­ли // Бал­кан­ски древ­но­сти. 1993. № 3. С. 80—83. Наи­бо­лее веро­ят­но, что это часть сокро­вищ фра­кий­ских царей, как мы можем понять и из боль­шо­го чис­ла сосудов (165), и из харак­те­ра над­пи­сей на них. Это дары царю Коти­су I из обла­стей его цар­ства — 5 посе­ле­ний (Απρος, Βεος, Γεισ­των (Γηισ­των), Αργισ­κη (Ηργισ­κη, Εργισ­κη), Σαυ­θαβα), и от фра­кий­ско­го пле­ме­ни каи­нов, жив­ше­го на бере­гу Про­пон­ти­ды (Βέος και­νός). Воз­мож­но, что это дары в счет нало­гов, кото­рые соби­ра­лись как с фра­кий­ских земель, так и с гре­че­ских поли­сов толь­ко в виде золота и сереб­ра (Thuc., II, 97, 3). Под­твер­жде­ни­ем этой тео­рии явля­ют­ся най­ден­ные сосуды для Кер­соб­леп­та, пре­ем­ни­ка Коти­са I (Κερ­σεβλεπ­το εξ Εργισ­κης), и для Сато­ка (Σά­τοκο, Σαίτο­κο), — види­мо, сына Ситал­ка I (см. о нем Thuc., II, 29, 5; 67, 2—3). О над­пи­сях из Рого­зен­ско­го кла­да см. Михай­лов Г. Над­пи­си­те на Рого­зен­ското съкро­ви­ще // Архео­ло­гия. Орган на Архео­ло­ги­че­ския инсти­тут и музей БАН. 1987. № 3.
  • 19Об этих посе­ле­ни­ях см. Фол А. Опит на лока­ли­за­ция на сели­ща­та от Рого­зен­ски­те над­пи­си // Архео­ло­гия. София, 1987. № 3. С. 1—3.
  • 20Нику­ли­цэ И. Т. Север­ные фра­кий­цы в VI—I вв. до н. э. Киши­нёв, 1987. С. 37.
  • 21Ale­xandres­cu P. Mo­dè­les grecs de la ce­ra­mi­que thra­ce tour­nee // Da­cia. 1977. XXI. P. 133—137.
  • 22Так, в Абде­ре нахо­ди­лось свя­ти­ли­ще Апол­ло­на, назван­ное фра­кий­ским име­нем Δη­ρηνός (Pind., Pean., II, 5), из чего мож­но пред­по­ло­жить, что это был явно фра­кий­ский культ в гре­че­ском поли­се, что свиде­тель­ст­ву­ет о при­сут­ст­вии неко­то­ро­го коли­че­ства автох­тон­но­го фра­кий­ско­го насе­ле­ния в Абде­ре. В Визан­тии суще­ст­во­ва­ла пло­щадь в цен­тре горо­да, име­ну­е­мая Θρᾴκιον χω­ρίον (Xe­noph., Anab., VII, 1, 24). Воз­мож­но, этни­че­ские фра­кий­цы жили в этих рай­о­нах. О рас­про­стра­не­нии фра­кий­ско­го суб­стра­та в гре­че­ских посе­ле­ни­ях Одрис­ско­го цар­ства мож­но судить по ана­ло­гии с ситу­а­ци­ей, наблюдае­мой в поли­сах фра­кий­ско­го побе­ре­жья запад­но­го Пон­та, преж­де все­го Апол­ло­нии V—IV вв.: здесь мы нахо­дим фра­кий­ские име­на в над­пи­сях (Παι­βινη, Σαι­νη), мест­ную фра­кий­скую кера­ми­ку с VI в., фра­кий­ские моги­лы в нек­ро­по­ле Апол­ло­нии в нача­ле IV в. (Inscrip­tio­nes grae­cae in Bul­ga­ria re­per­tae. Ed. G. Mi­chai­lov. Vol. I. 1956. № 430; 450; Данов Хр. Древ­на Тра­кия. София, 1969. С. 416; Венедик­тов И. Апо­ло­ния на Чер­но море // Архео­ло­ги­че­ски откри­тия в Бъл­га­рия. София, 1957. С. 99 сл.; 104 сл.). Это­му при­сут­ст­вию вар­ва­ров спо­соб­ст­во­ва­ли тес­ные вза­и­моот­но­ше­ния гре­ков с их соседя­ми-фра­кий­ца­ми, как мы видим на при­ме­ре Олин­фа, где, соглас­но Ксе­но­фон­ту: «соседи олин­фян — фра­кий­цы, кото­рые не име­ли цар­ской вла­сти, слу­жи­ли (θε­ραπεύουσι) олин­фя­нам… Бла­го­да­ря содей­ст­вию фра­кий­цев, Пан­гей­ские руд­ни­ки сами откры­ва­ют перед ними (олин­фя­на­ми. — М. В.) золо­то­нос­ные нед­ра» (Xe­noph., Hell., V, 2, 17).
  • 23Попов Д. Тра­кий­ска­та боги­ня Бен­дида. София, 1981. С. 31.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1303312492 1303322046 1403601428 1403607800 1404660861