С. Л. Утченко

ДРЕВНИЙ РИМ
События. Люди. Идеи.

Текст приводится по изданию: Утченко С. Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. Москва. Изд-во «Наука», 1969.

с.117

ДВИЖЕНИЕ КЛОДИЯ

В исто­рии Рима изве­стен — наряду с Кати­ли­ной — еще один доста­точ­но убеди­тель­ный при­мер того, как сохра­нив­ша­я­ся в веках репу­та­ция поли­ти­че­ско­го дея­те­ля и воз­глав­лен­но­го им дви­же­ния может ока­зать­ся пол­но­стью зави­ся­щей от закля­то­го вра­га: речь идет о Кло­дии и его поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти. При­чем, как и в слу­чае с Кати­ли­ной, этим вра­гом был опять-таки Цице­рон. На сей раз он — вооб­ще един­ст­вен­ный совре­мен­ник и свиде­тель собы­тий, и пото­му все осталь­ные (и более позд­ние) авто­ры, так или ина­че упо­ми­наю­щие о дви­же­нии Кло­дия, едва ли сво­бод­ны от воздей­ст­вия его оце­нок и харак­те­ри­стик. Даже в том слу­чае, если эти авто­ры поль­зо­ва­лись каки­ми-то ины­ми, ныне не извест­ны­ми нам источ­ни­ка­ми, они, веро­ят­но, все же не обхо­ди­лись без того, чтобы при­бег­нуть к авто­ри­те­ту вели­ко­го ора­то­ра и зна­ме­ни­то­го кон­су­ла. Таким обра­зом, перед нами еще один слу­чай явной исто­ри­че­ской аберра­ции.

Како­ва же харак­те­ри­сти­ка Кло­дия, дошед­шая к нам из древ­но­сти? Какие чер­ты его обли­ка она выде­ля­ет и акцен­ти­ру­ет? Пожа­луй, если эти отдель­ные чер­ты, отме­чае­мые отдель­ны­ми авто­ра­ми, сгруп­пи­ро­вать воеди­но, то воз­никнет тра­ди­ци­он­ный и доволь­но стан­дарт­ный порт­рет «образ­цо­во­го зло­дея», удо­вле­тво­ря­ю­щий всем тре­бо­ва­ни­ям рито­ри­че­ских упраж­не­ний на спе­ци­аль­но задан­ную тему.

Во-пер­вых, как это обыч­но и пола­га­лось, под­чер­ки­ва­ет­ся пороч­ность, раз­вра­щен­ность Кло­дия как чело­ве­ка. Утвер­жда­ет­ся — доволь­но частое, как мы уже виде­ли, и весь­ма типич­ное обви­не­ние, — что он нахо­дил­ся в пре­ступ­ной свя­зи со сво­ей соб­ст­вен­ной сест­рой. Ярким при­ме­ром рим­ской chro­ni­que scan­da­leu­se, полу­чив­шим самую широ­кую оглас­ку, было так назы­вае­мое «дело Кло­дия». Оно заклю­ча­лось в том, что в день празд­ни­ка в честь Доб­рой боги­ни (Bo­na Dea), с.118 празд­ни­ка, в кото­ром мог­ли при­ни­мать уча­стие толь­ко жен­щи­ны и кото­рый про­ис­хо­дил в доме вели­ко­го пон­ти­фи­ка — а им был в то вре­мя Юлий Цезарь, — Кло­дий, пере­оде­тый в жен­ское пла­тье, про­ник в дом Цеза­ря на свида­ние с его женой. Одна­ко обман не удал­ся, Кло­дий был обна­ру­жен и с позо­ром изгнан из дома. В даль­ней­шем он был обви­нен в свя­тотат­стве и пре­дан суду, но в конеч­ном сче­те оправ­дан.

Дошед­ший до нас порт­рет Кло­дия был бы очер­чен не пол­но­стью, если б мы не упо­мя­ну­ли о при­пи­сы­вае­мой ему так­же поли­ти­че­ской и, так ска­зать, граж­дан­ской бес­прин­цип­но­сти. Одно из пер­вых обви­не­ний подоб­но­го рода сво­дит­ся к тому, что в самом нача­ле сво­ей воен­ной и поли­ти­че­ской карье­ры, нахо­дясь в армии под нача­лом соб­ст­вен­но­го зятя Лукул­ла, он гото­вил про­тив него чуть ли не вос­ста­ние. Его обви­ня­ли и в том, что, высту­пив сна­ча­ла обви­ни­те­лем Кати­ли­ны, он затем был им под­куп­лен и рез­ко изме­нил свою пози­цию (хотя в заго­во­ре, види­мо, не при­ни­мал уча­стия). Бес­прин­цип­ным и даже про­ти­во­за­кон­ным счи­тал­ся его пере­ход в сосло­вие пле­бе­ев, и, нако­нец, глу­бо­кое воз­му­ще­ние вызы­ва­ли его свя­зи с раба­ми, фор­ми­ро­ва­ние из них спе­ци­аль­ных отрядов, опо­ра на них — т. е. то, от чего с него­до­ва­ни­ем отка­зы­вал­ся даже Кати­ли­на.

Вме­сте с тем все эти обви­не­ния содер­жат такие штри­хи и дета­ли, кото­рые упо­ми­на­ют­ся, как пра­ви­ло, вскользь и даже слу­чай­но, но кото­рые, если их сопо­ста­вить, дают воз­мож­ность нари­со­вать совер­шен­но иной порт­рет Кло­дия.

Так, Плу­тарх, рас­ска­зы­вая в био­гра­фии Лукул­ла о поведе­нии Кло­дия в армии сво­его зятя и счи­тая его чело­ве­ком «наг­лым и пре­ис­пол­нен­ным занос­чи­во­сти», тем не менее не может обой­ти мол­ча­ни­ем тот факт, что Кло­дий поль­зо­вал­ся репу­та­ци­ей «дру­га сол­дат»1. Мож­но, конеч­но, ина­че отне­стись и к вопро­су о свя­зях Кло­дия с Кати­ли­ной, тем более что обви­не­ние в под­ку­пе было, вооб­ще гово­ря, обви­не­ни­ем стан­дарт­ным, а в дан­ном слу­чае никак не дока­зан­ным. Но, пожа­луй, наи­бо­лее симп­то­ма­ти­чен дру­гой слу­чай — пре­сло­ву­тое «дело Кло­дия». Оно не было толь­ко скан­даль­ным с.119 про­ис­ше­ст­ви­ем из хро­ни­ки вели­ко­свет­ской жиз­ни Рима, как то пыта­ют­ся ино­гда изо­бра­зить, но с само­го нача­ла при­ня­ло ярко выра­жен­ную поли­ти­че­скую окрас­ку.

Сам Кло­дий в это вре­мя был избран кве­сто­ром, но к выпол­не­нию сво­их обя­зан­но­стей не при­сту­пал, посколь­ку еще функ­ци­о­ни­ро­ва­ли маги­ст­ра­ты исте­каю­ще­го года (quaes­tor de­sig­na­tus). Он был под­дер­жан народ­ны­ми три­бу­на­ми. Ини­ци­а­то­ра­ми судеб­но­го про­цес­са ока­за­лись сенат­ские кру­ги. Суд над Кло­ди­ем состо­ял­ся в мае 61 г. Наи­бо­лее небла­го­при­ят­ное для под­суди­мо­го пока­за­ние дал Цице­рон (как уве­ря­ли, под нажи­мом сво­ей жены Терен­ции, кото­рая рев­но­ва­ла его к одной из сестер Кло­дия): когда обви­ня­е­мый пытал­ся убедить судей в том, что в день празд­но­ва­ния Bo­na Dea его вооб­ще не было в Риме, Цице­рон опро­верг его али­би, сооб­щив, что в этот день Кло­дий захо­дил к нему домой.

Осо­бо сле­ду­ет отме­тить стран­ное и, на пер­вый взгляд, труд­но объ­яс­ни­мое поведе­ние Цеза­ря. Он, как извест­но, момен­таль­но раз­вел­ся с женой, а вме­сте с тем на суде дер­жал­ся очень осто­рож­но и заявил, что о суще­стве дела ему ниче­го не извест­но. На вопрос же судей о при­чи­нах раз­во­да отве­чал одной из при­пи­сы­вае­мых ему «исто­ри­че­ских фраз», что мол, жена Цеза­ря долж­на быть выше даже подо­зре­ний.

Все это может иметь лишь одно объ­яс­не­ние: Кло­дий уже в то вре­мя имел доволь­но опре­де­лен­ную репу­та­цию как пред­ста­ви­тель анти­се­нат­ских кру­гов и как люби­мец «наро­да». Цезарь, кото­рый, в осо­бен­но­сти нака­нуне кон­суль­ских выбо­ров, пре­тен­до­вал на роль вождя демо­кра­ти­че­ских сло­ев насе­ле­ния, оче­вид­но, не мог не счи­тать­ся с подоб­ной репу­та­ци­ей Кло­дия. Во вся­ком слу­чае, Плу­тарх и Аппи­ан нахо­дят такое объ­яс­не­ние пози­ции Цеза­ря вполне веро­ят­ным2.

И дей­ст­ви­тель­но, во вре­мя судеб­но­го раз­би­ра­тель­ства тол­па на фору­ме настоль­ко явно выра­жа­ла свое сочув­ст­вие Кло­дию, что судьи даже потре­бо­ва­ли от кон­су­лов воору­жен­ной охра­ны. Но ее не при­шлось пустить в ход — к него­до­ва­нию и рас­те­рян­но­сти про­се­нат­ских дея­те­лей, Кло­дий был оправ­дан 31 голо­сом с.120 про­тив 25. Конеч­но, после это­го рас­про­стра­ни­лись слу­хи о под­ку­пе судей. Если верить Плу­тар­ху, то Цице­рон, кото­ро­му Кло­дий ска­зал, что судьи не при­да­ли зна­че­ния его пока­за­ни­ям, отве­тил: «Нет, мне пове­ри­ли все два­дцать пять судей, кото­рые голо­со­ва­ли за осуж­де­ние. Тебе же не пове­ри­ли и те трид­цать, кото­рые голо­со­ва­ли за оправ­да­тель­ный при­го­вор, ибо они сде­ла­ли это толь­ко за день­ги»3. Вооб­ще Цице­рон был в пол­ном отча­я­нии: он гово­рил, что из-за оправ­да­ния Кло­дия все его уси­лия по «укреп­ле­нию» государ­ства, авто­ри­тет его кон­суль­ства, «согла­сие сосло­вий» — все это повер­же­но в прах одним уда­ром4. Таким обра­зом, из всех этих сведе­ний о Кло­дии мож­но сде­лать бес­спор­ный вывод совсем не о том, что в них явля­ет­ся глав­ным, не о его мораль­ном и поли­ти­че­ском обли­ке, но лишь о нена­ви­сти к нему его поли­ти­че­ских про­тив­ни­ков, и в первую оче­редь Цице­ро­на.

Вско­ре после сво­его про­цес­са Кло­дий в свя­зи с наме­ре­ни­ем добить­ся три­бу­на­та дела­ет попыт­ку перей­ти в сосло­вие пле­бе­ев. Одна­ко это ему уда­ет­ся дале­ко не сра­зу. Более или менее бла­го­при­ят­ная обста­нов­ка скла­ды­ва­ет­ся лишь в 59 г., в кон­су­лат Цеза­ря. Когда во вре­мя судеб­но­го про­цес­са над Анто­ни­ем (победи­тель Кати­ли­ны, обви­нен­ный после управ­ле­ния Македо­ни­ей в вымо­га­тель­ствах) Цице­рон, защи­щав­ший сво­его быв­ше­го сото­ва­ри­ща по кон­су­ла­ту, не удер­жал­ся от рез­ких выска­зы­ва­ний о поло­же­нии дел в государ­стве и наме­ков на Цеза­ря, то послед­ний бук­валь­но в тот же самый день про­вел в кури­ат­ных коми­ци­ях усы­нов­ле­ние Кло­дия неким пле­бе­ем по име­ни Фон­тей. После это­го на состо­яв­ших­ся в октяб­ре 59 г. выбо­рах Кло­дий был избран народ­ным три­бу­ном.

Он всту­пил в испол­не­ние сво­ей долж­но­сти 10 декаб­ря 59 г. и сра­зу же обра­тил­ся к наро­ду с пред­ло­же­ни­ем — оче­вид­но, зара­нее под­готов­лен­ным — отно­си­тель­но четы­рех новых зако­нов. Пер­вый из них отме­нял вся­кую пла­ту за еже­ме­сяч­но разда­вае­мый бед­ней­ше­му насе­ле­нию хлеб, вто­рой вос­ста­нав­ли­вал запре­щен­ные сена­тус­кон­суль­том 64 г. так назы­вае­мые квар­таль­ные кол­ле­гии и раз­ре­шал осно­вы­вать новые, с.121 тре­тий запре­щал в дни коми­ций наблюде­ние небес­ных зна­ме­ний, нако­нец, чет­вер­тый закон огра­ни­чи­вал пра­ва цен­зо­ров при состав­ле­нии спис­ков сена­то­ров, не поз­во­ляя вычер­ки­вать кого-либо из этих спис­ков, если толь­ко тот или иной сена­тор не под­верг­ся фор­маль­но­му обви­не­нию, кото­рое еди­но­глас­но при­зна­ва­лось все­ми цен­зо­ра­ми.

Все эти четы­ре зако­но­про­ек­та были при­ня­ты коми­ци­я­ми 3 янва­ря 58 г., а сла­бая попыт­ка интер­цес­сии со сто­ро­ны три­бу­на Л. Нин­ния Квад­ра­та, сто­рон­ни­ка Цице­ро­на, была лег­ко отведе­на Кло­ди­ем. Он пообе­щал, что если не будет ока­за­но сопро­тив­ле­ния при­ня­тию четы­рех выше­на­зван­ных зако­но­про­ек­тов, то он не станет высту­пать с каки­ми-либо пред­ло­же­ни­я­ми, направ­лен­ны­ми про­тив Цице­ро­на, и Нин­ний по прось­бе само­го Цице­ро­на отка­зал­ся от сво­его наме­ре­ния.

Одна­ко в самом неда­ле­ком буду­щем, оче­вид­но, в фев­ра­ле 58 г., Кло­дий высту­пил с новы­ми зако­но­про­ек­та­ми. Один из них по суще­ству сво­дил­ся к вопро­су об устра­не­нии Като­на, хотя это устра­не­ние долж­но было быть про­веде­но под видом почет­но­го и ответ­ст­вен­но­го зада­ния. Като­ну пору­ча­лось отпра­вить­ся на ост­ров Кипр, кото­рый по заве­ща­нию Пто­ле­мея Алек­сандра отхо­дил Риму. Пору­че­ние моти­ви­ро­ва­лось без­упреч­ной порядоч­но­стью Като­на, посколь­ку речь шла о кон­фис­ка­ции круп­ных сумм и иму­ществ в поль­зу рим­ской каз­ны, зна­чи­тель­но исто­щен­ной в резуль­та­те про­веде­ния аграр­ных зако­нов Цеза­ря и толь­ко что при­ня­то­го хлеб­но­го зако­на само­го Кло­дия.

Закон, направ­лен­ный про­тив Цице­ро­на, не назы­вал его име­ни. В нем гово­ри­лось лишь о нало­же­нии кары aquae et ig­nis in­ter­dic­tio, т. е. о лише­нии воды и огня тех маги­ст­ра­тов, кото­рые повин­ны в каз­ни рим­ских граж­дан без суда. Но направ­лен­ность это­го зако­на была ясна для всех, и преж­де все­го для само­го Цице­ро­на.

Одно­вре­мен­но с эти­ми дву­мя зако­но­про­ек­та­ми Кло­дий выдви­нул еще закон о про­вин­ци­ях, весь­ма про­зрач­ной целью кото­ро­го был свое­об­раз­ный под­куп кон­су­лов. Кон­су­лам назна­ча­лись новые, более выгод­ные для них про­вин­ции, чем те, кото­рые наме­ча­лись когда-то сена­том, а имен­но: Пизо­ну — Македо­ния, а Габи­нию — Сирия. По это­му ново­му зако­ну кон­су­лам раз­ре­ша­лось так­же вести воен­ные дей­ст­вия вне терри­то­рии с.122 про­вин­ций, отправ­лять суд сре­ди «сво­бод­ных наро­дов» и дава­лось пра­во рас­по­ря­же­ния весь­ма круп­ны­ми денеж­ны­ми сум­ма­ми.

Цице­рон после опуб­ли­ко­ва­ния этих про­ек­тов впал в пол­ное отча­я­ние. Он обла­чил­ся в тра­ур, уни­жен­но про­сил о защи­те Пизо­на и Пом­пея, кото­ро­му он даже бро­сил­ся в ноги, но в обо­их слу­ча­ях полу­чил отказ, в пер­вом — со ссыл­кой на дру­го­го кон­су­ла — Габи­ния, во вто­ром — на Цеза­ря. Тогда, оде­тый в бед­ную и гряз­ную одеж­ду, он не постес­нял­ся оста­нав­ли­вать на ули­цах Рима всех, кто попа­дал­ся ему навстре­чу, ища сочув­ст­вия и под­держ­ки.

Всад­ни­ки и часть сена­то­ров так­же обла­чи­лись в тра­ур. Была выде­ле­на спе­ци­аль­ная депу­та­ция к кон­су­лам. Одна­ко даже Пизон, на кото­ро­го Цице­рон воз­ла­гал боль­шие надеж­ды и кото­рый еще совсем на днях пре­до­став­лял ему в сена­те сло­во «на третьем месте» (ter­tio lo­co), счи­тал, что един­ст­вен­ным выхо­дом для Цице­ро­на явля­ет­ся доб­ро­воль­ный отъ­езд из Рима. Что же каса­ет­ся Габи­ния, то он вооб­ще запре­тил депу­та­ции являть­ся в сенат, выслал из Рима осо­бен­но актив­но­го хода­тая за Цице­ро­на всад­ни­ка Л. Элия Ламию, а сена­то­рам пред­пи­сал немед­лен­но снять тра­ур. Когда же ряд сто­рон­ни­ков Цице­ро­на и депу­та­ция, направ­ляв­ша­я­ся к Габи­нию, под­верг­лись напа­де­нию воору­жен­ных людей Кло­дия и когда сам Катон посо­ве­то­вал Цице­ро­ну доб­ро­воль­но уехать из Рима, дабы избе­жать бес­по­лез­но­го кро­во­про­ли­тия, послед­не­му уже ниче­го не оста­ва­лось делать, как толь­ко после­до­вать это­му сове­ту.

Кло­дий собрал в цир­ке Фла­ми­ния, за чер­той поме­рия сход­ку, где высту­пи­ли оба кон­су­ла, осуж­дая рас­пра­ву над кати­ли­на­ри­я­ми, и их под­дер­жал Цезарь. Закон про­тив Цице­ро­на был при­нят, оче­вид­но, 20 мар­та. Одно­вре­мен­но с ним утвер­ждал­ся и закон о про­вин­ци­ях, а вско­ре после это­го и тот, соглас­но кото­ро­му Катон дол­жен был ехать на Кипр. Цице­рон поки­нул Рим, как извест­но, до при­ня­тия реше­ния, затем отбы­ли Катон и Цезарь, кото­рый толь­ко теперь отправ­лял­ся в свою про­вин­цию.

Устра­не­ние этих трех лиц окон­ча­тель­но раз­вя­зы­ва­ет руки Кло­дию. Он раз­ви­ва­ет бур­ную дея­тель­ность. В день при­ня­тия зако­на про­тив Цице­ро­на его дом в с.123 Риме был сожжен, вил­лы раз­граб­ле­ны, и Кло­дий заявил о сво­ем жела­нии на месте раз­ру­шен­но­го дома воз­двиг­нуть храм Сво­бо­ды. Затем, чтобы пре­вра­тить доб­ро­воль­ное изгна­ние Цице­ро­на в акт, име­ю­щий уже юриди­че­ское зна­че­ние и силу, Кло­дий про­во­дит новый, откры­то направ­лен­ный про­тив Цице­ро­на закон. Послед­ний гла­сил, что имен­но Цице­рон под­па­да­ет под более ран­ний закон, сфор­му­ли­ро­ван­ный в общем виде, что реше­ние сена­та, на осно­ва­нии кото­ро­го каз­ни­ли кати­ли­на­ри­ев, было фаль­шив­кой; под стра­хом смерт­ной каз­ни запре­ща­лось пре­до­став­лять убе­жи­ще изгнан­ни­ку, в том слу­чае если он ока­жет­ся на рас­сто­я­нии менее чем 500 миль от Рима, и запре­ща­лось когда-либо в буду­щем ста­вить вопрос о пере­смот­ре или отмене зако­на.

Кло­дий и его сто­рон­ни­ки поль­зо­ва­лись в это вре­мя без­услов­ной под­держ­кой широ­ких сло­ев насе­ле­ния Рима, или, как выра­жа­ет­ся Плу­тарх, «раз­нуздав­ше­го­ся наро­да»5. Но Кло­дий не соби­рал­ся, тем более в момент наи­выс­ших успе­хов, огра­ни­чи­вать поле сво­ей дея­тель­но­сти толь­ко Римом. Он начи­на­ет актив­но вме­ши­вать­ся в дела внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го харак­те­ра. Еще в 59 г. он инте­ре­со­вал­ся Арме­ни­ей и соби­рал­ся отпра­вить­ся туда в каче­стве посла, теперь же начи­на­ет ока­зы­вать покро­ви­тель­ство отдель­ным общи­нам и дина­стам, напри­мер Визан­тию и Гала­тии, и, нако­нец, устра­и­ва­ет скан­даль­ный побег моло­до­му Тиг­ра­ну, нахо­див­ше­му­ся под охра­ной пре­то­ра Л. Фла­вия. Одна­ко послед­няя акция, как и неко­то­рые дру­гие попыт­ки, сво­див­ши­е­ся по суще­ству к тому, чтобы взять под сомне­ние рас­по­ря­же­ния Пом­пея на Восто­ке, послу­жи­ли нача­лом серь­ез­но­го и дли­тель­но­го кон­флик­та с Пом­пе­ем. Кло­дий откры­то шел на этот кон­фликт, как несколь­ко поз­же он откры­то высту­пил и про­тив Цеза­ря, при­зы­вая кас­си­ро­вать его зако­ны. Все это, на наш взгляд, вскры­ва­ет истин­ный харак­тер вза­и­моот­но­ше­ний меж­ду Кло­ди­ем и три­ум­ви­ра­ми.

Боль­шин­ство новей­ших иссле­до­ва­те­лей счи­та­ет, что Кло­дий был в пери­од сво­его три­бу­на­та лишь «оруди­ем» Цеза­ря или его «аген­том-про­во­ка­то­ром». Такой с.124 точ­ки зре­ния при­дер­жи­ва­лись Момм­зен6, Покок7 и Кар­ко­пи­но8. Несколь­ко ина­че оце­ни­вал Кло­дия Эд. Мей­ер: Кло­дий не соби­рал­ся быть оруди­ем в руках три­ум­ви­ров; если они его и исполь­зо­ва­ли в сво­их инте­ре­сах, то то же самое делал Кло­дий в отно­ше­нии три­ум­ви­ров9. Таким обра­зом, хотя и с опре­де­лен­ной ого­вор­кой, Эд. Мей­ер все же при­зна­ет Кло­дия «аген­том» или «оруди­ем» три­ум­ви­ров, и в част­но­сти Цеза­ря.

Одна­ко, на наш взгляд, это обще­рас­про­стра­нен­ное мне­ние совер­шен­но неосно­ва­тель­но. И так как оно дей­ст­ви­тель­но не под­твер­жда­ет­ся всей даль­ней­шей дея­тель­но­стью Кло­дия, то выше­на­зван­ные иссле­до­ва­те­ли, вклю­чая и Эд. Мей­е­ра, счи­та­ют, что по зада­нию и в инте­ре­сах Пом­пея и Цеза­ря была про­веде­на опе­ра­ция по уда­ле­нию из Рима Като­на, а так­же Цице­ро­на.

Но подоб­ное заклю­че­ние, если в нем вни­ма­тель­но разо­брать­ся, не выдер­жи­ва­ет кри­ти­ки. Какую опас­ность для Цеза­ря или Пом­пея таи­ло в себе пре­бы­ва­ние Цице­ро­на в Риме? Какую для них опас­ность пред­став­лял сам Цице­рон? Более того, нам хоро­шо извест­но, что Пом­пей неод­но­крат­но заве­рял Цице­ро­на в сво­ей под­держ­ке и защи­те; Цезарь же начал с пред­ло­же­ния участ­во­вать в три­ум­ви­ра­те, а затем пред­ла­гал ряд почет­ных постов и, нако­нец, вме­сте с Пом­пе­ем защи­ту про­тив Кло­дия. Разу­ме­ет­ся, было бы наив­но осно­вы­вать­ся на всех этих акци­ях как пока­за­те­лях истин­но «хоро­ше­го отно­ше­ния», но во вся­ком слу­чае они явля­ют­ся бес­спор­ным свиде­тель­ст­вом отсут­ст­вия враж­деб­но­го отно­ше­ния три­ум­ви­ров к Цице­ро­ну, а решаю­щим коррек­ти­вом слу­жит бла­го­при­ят­ная реак­ция как Пом­пея, так и Цеза­ря на воз­вра­ще­ние Цице­ро­на, как толь­ко этот вопрос стал в порядок дня. Оче­вид­но, посколь­ку Пом­пей, а в осо­бен­но­сти Цезарь были доста­точ­но реаль­ны­ми поли­ти­ка­ми и уме­ли для «поль­зы дела» отвле­кать­ся от лич­ных сим­па­тий или анти­па­тий, то совер­шен­но ясно, что в вопро­се об изгна­нии Цице­ро­на они не были, да и не мог­ли быть ини­ци­а­то­ра­ми, но с.125 им при­шлось в силу опре­де­лен­ных поли­ти­че­ских сооб­ра­же­ний пой­ти в этом деле на уступ­ку по отно­ше­нию к Кло­дию, что сде­лать им было не так уж труд­но (как это, кста­ти, повто­ри­лось через 16 лет в ситу­а­ции Анто­ний — Окта­виан), посколь­ку в их поли­ти­че­ских рас­че­тах Цице­рон не зани­мал теперь ника­ко­го места.

Что каса­ет­ся Като­на, то бес­спор­но, что вза­и­моот­но­ше­ния меж­ду этим рыца­рем «без стра­ха и упре­ка», с одной сто­ро­ны, и Пом­пе­ем или Цеза­рем, с дру­гой, были гораздо более напря­жен­ны­ми. Но тем не менее что мог дать Пом­пею, а в осо­бен­но­сти Цеза­рю, кото­рый покидал Рим мини­мум на пять лет, отъ­езд Като­на в недол­говре­мен­ную коман­ди­ров­ку? Как и в чем это мог­ло повли­ять на их поло­же­ние или на их основ­ные поли­ти­че­ские рас­че­ты? Конеч­но, никак и ни в чем, зато в дан­ном слу­чае было не толь­ко нетруд­но, но даже при­ят­но пой­ти еще на одну уступ­ку.

И это дей­ст­ви­тель­но были толь­ко уступ­ки (о при­чине их мы ска­жем поз­же), ибо един­ст­вен­ным чело­ве­ком, кото­рый по мно­гим при­чи­нам мог быть кров­но заин­те­ре­со­ван в изгна­нии и диф­фа­ма­ции Цице­ро­на, а так­же хотя бы в недол­говре­мен­ном устра­не­нии из Рима Като­на — эвен­ту­аль­но­го и непри­ми­ри­мо­го оппо­зи­ци­о­не­ра пер­вым же его меро­при­я­ти­ям, — был, конеч­но, сам Кло­дий. Поэто­му он вовсе не «орудие» и не «агент-про­во­ка­тор» три­ум­ви­ров, и даже едва ли мож­но гово­рить, как Эд. Мей­ер, о «вза­и­мо­ис­поль­зо­ва­нии»; ско­рее все­го, Кло­дий — вполне само­сто­я­тель­ная и даже враж­деб­ная три­ум­ви­рам сила, как на это наме­кал сам Цице­рон еще до три­бу­на­та Кло­дия10 и как это пока­за­ли кон­флик­ты с Пом­пе­ем и Цеза­рем уже во вре­мя три­бу­на­та.

Все это при­во­дит к необ­хо­ди­мо­сти дать, хотя бы в самых общих чер­тах, оцен­ку три­бу­на­та или, гово­ря шире, дви­же­ния Кло­дия.

Со вре­ме­ни Момм­зе­на весь­ма рас­про­стра­нен взгляд на Кло­дия как анар­хи­ста и бес­прин­цип­но­го дема­го­га11. Так, Хитон в сво­ей рабо­те, посвя­щен­ной рим­ской с.126 «чер­ни», гово­рит, что Кло­дий опи­рал­ся на «бан­дит­ские эле­мен­ты»12.

При­мер­но такой же точ­ки зре­ния при­дер­жи­ва­ют­ся мно­гие из совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей. В отли­чие от них Эд. Мей­ер, как уже гово­ри­лось, счи­та­ет, что Кло­дий, не желая быть толь­ко «оруди­ем» в руках три­ум­ви­ров, имел соб­ст­вен­ные цели и стре­мил­ся к дости­же­нию вла­сти по образ­цу Грак­хов или Сатур­ни­на, но с той раз­ни­цей, что за этим стрем­ле­ни­ем не сто­я­ло ника­кой чет­кой поли­ти­че­ской идеи или убеж­де­ния13. Пожа­луй, наи­бо­лее инте­рес­ная попыт­ка дать оцен­ку дви­же­ния Кло­дия в соци­аль­ном аспек­те при­над­ле­жит совет­ско­му иссле­до­ва­те­лю Н. А. Маш­ки­ну14. Он ука­зы­ва­ет на то, что ква­ли­фи­ка­ция дви­же­ния Кло­дия как анар­хи­че­ско­го ниче­го не дает для выяс­не­ния его сущ­но­сти. Н. А. Маш­кин доволь­но подроб­но раз­би­ра­ет вопрос о соста­ве «отрядов» Кло­дия и об уча­стии рабов в его дви­же­нии. Вывод Н. А. Маш­ки­на состо­ит в том, что дви­же­ние не име­ло «осво­бо­ди­тель­но-демо­кра­ти­че­ско­го харак­те­ра», но было «дви­же­ни­ем люм­пен-про­ле­тар­ских сло­ев город­ско­го рим­ско­го насе­ле­ния в усло­ви­ях кри­зи­са рим­ско­го государ­ства». Само­го Кло­дия Н. А. Маш­кин счи­та­ет бес­прин­цип­ным поли­ти­ком.

Нам кажет­ся, что с эти­ми ито­го­вы­ми выво­да­ми совет­ско­го иссле­до­ва­те­ля едва ли мож­но пол­но­стью согла­сить­ся. Дви­же­ние Кло­дия, на наш взгляд, име­ло более широ­кую соци­аль­ную осно­ву, чем город­ские люм­пен-про­ле­тар­ские слои насе­ле­ния.

Если про­ана­ли­зи­ро­вать пер­вые зако­но­да­тель­ные меро­при­я­тия Кло­дия, то их «демо­кра­ти­че­ский» харак­тер — в смыс­ле их вер­но­сти тра­ди­ци­ям про­грам­мы попу­ля­ров — едва ли может вызвать какие-либо сомне­ния. В этом отно­ше­нии на пер­вое место дол­жен быть постав­лен хлеб­ный закон, кото­рый являл­ся логи­че­ским раз­ви­ти­ем хлеб­ных зако­нов «вели­ких три­бу­нов», начи­ная с Гая Грак­ха. Но не в мень­шей сте­пе­ни закон, касаю­щий­ся квар­таль­ных кол­ле­гий — этих поли­ти­че­ских «клу­бов» рим­ско­го плеб­са, — как и закон о с.127 про­веде­нии коми­ций неза­ви­си­мо от небес­ных зна­ме­ний, соот­вет­ст­во­ва­ли ожив­ле­нию анти­се­нат­ских, или, как их при­ня­то назы­вать, «демо­кра­ти­че­ских», сил и настро­е­ний.

Без­услов­но, мож­но кон­ста­ти­ро­вать, что все три назван­ных зако­на удо­вле­тво­ря­ли поли­ти­че­ские запро­сы город­ско­го пле­бей­ско­го насе­ле­ния и никак не каса­лись инте­ре­сов сель­ско­го плеб­са. Но, во-пер­вых, не сле­ду­ет забы­вать, что пере­чис­лен­ные зако­но­да­тель­ные меро­при­я­тия Кло­дия про­во­ди­лись вско­ре после при­ня­тия аграр­ных зако­нов Цеза­ря, реа­ли­за­ция кото­рых без­услов­но сня­ла — хотя, конеч­но, лишь вре­мен­но — ост­ро­ту аграр­но­го вопро­са. Во-вто­рых, мы име­ем, пусть очень бег­лые, но тем не менее досто­вер­ные ука­за­ния на то, что Кло­дий вовсе не про­яв­лял рав­но­ду­шия в опре­де­лен­ных кон­крет­ных слу­ча­ях к аграр­но­му вопро­су и к инте­ре­сам сель­ско­го плеб­са. Мы можем сослать­ся на крат­кие (но выска­зан­ные в такой фор­ме имен­но пото­му, что речь шла, оче­вид­но, о всем извест­ных фак­тах) упо­ми­на­ния Цице­ро­на о земель­ных кон­фис­ка­ци­ях, про­во­ди­мых Кло­ди­ем насиль­ст­вен­ным путем15. И, нако­нец, если даже иметь в виду город­ской плебс, кото­рый в это вре­мя был гораздо более акти­вен в поли­ти­че­ском смыс­ле и играл бо́льшую роль, чем сель­ское насе­ле­ние, то все же нет ника­ких осно­ва­ний сво­дить его пол­но­стью к люм­пен-про­ле­тар­ским эле­мен­там.

Неко­то­рое, хотя, к сожа­ле­нию, недо­ста­точ­но чет­кое, пред­став­ле­ние о соци­аль­ной опо­ре Кло­дия, дает зна­ком­ство с соци­аль­ным соста­вом орга­ни­зо­ван­ных им «отрядов», кото­рые были чис­лен­но настоль­ко вну­ши­тель­ны, что Цице­рон гово­рит ино­гда о «Кло­ди­е­вом вой­ске»16. Орга­ни­за­ция этих «отрядов» сто­я­ла в тес­ной свя­зи с вос­ста­нов­ле­ни­ем пле­бей­ских кол­ле­гий. Вос­ста­нов­ле­ни­ем кол­ле­гий, как и созда­ни­ем новых, руко­во­дил некто Секст Кло­дий, кли­ент Пуб­лия Кло­дия, кото­ро­му, кста­ти, была пору­че­на реа­ли­за­ция хлеб­но­го зако­на и кото­рый был наде­лен доволь­но широ­ки­ми пол­но­мо­чи­я­ми. Совер­шен­но есте­ствен­но, что в состав упо­мя­ну­тых «отрядов» широ­ко при­ни­ма­лись новые полу­ча­те­ли хле­ба, новые чле­ны кол­ле­гии; с.128 послед­ние ино­гда даже воз­глав­ля­ли отдель­ные отряды. Сре­ди них были, несо­мнен­но, ремес­лен­ни­ки, боль­шое чис­ло воль­ноот­пу­щен­ни­ков, ибо в это вре­мя, в свя­зи с рас­ши­ре­ни­ем хлеб­ных раздач, силь­но воз­рос отпуск рабов на волю; были в соста­ве «отрядов» так­же рабы и гла­ди­а­то­ры. Цице­рон даже уве­рял, что Кло­дий соби­рал­ся орга­ни­зо­вать армию рабов, при помо­щи кото­рой он хочет овла­деть государ­ст­вом и иму­ще­ст­вом всех граж­дан17. Но, конеч­но, уча­стие рабов как в «отрядах», так и в дви­же­нии Кло­дия в целом, Цице­ро­ном созна­тель­но и даже «зло­на­ме­рен­но» пре­уве­ли­чи­ва­лось. Мы не име­ем пря­мых ука­за­ний отно­си­тель­но уча­стия в Кло­ди­е­вых «отрядах» сель­ско­го плеб­са, но то, как опи­сы­вал тот же Цице­рон про­во­ди­мые Кло­ди­ем земель­ные захва­ты, дает воз­мож­ность пред­по­ло­жить нали­чие како­го-то кон­так­та и с сель­ским насе­ле­ни­ем.

Все ска­зан­ное выше поз­во­ля­ет прий­ти к выво­ду о дви­же­нии Кло­дия как о послед­нем широ­ком дви­же­нии, про­хо­див­шем под лозун­га­ми и в тра­ди­ци­ях рим­ской «демо­кра­тии». Как и в слу­чае с Кати­ли­ной, мы — и об этом уже гово­ри­лось — име­ем сведе­ния о Кло­дии и о всех собы­ти­ях, свя­зан­ных с его име­нем, от его злей­ше­го вра­га — Цице­ро­на. Поэто­му в этих сведе­ни­ях слиш­ком мно­го нанос­но­го, неправ­до­по­доб­но­го, извра­щен­но­го, как тра­ди­ци­он­но извра­щен и самый облик Кло­дия.

В про­ти­во­вес этим тра­ди­ци­он­ным дан­ным есть все осно­ва­ния счи­тать, что в 50-е годы широ­кое обще­ст­вен­ное мне­ние при­зна­ва­ло гла­вой попу­ля­ров ско­рее Кло­дия, чем Цеза­ря, и три­бу­нат Кло­дия был поэто­му свое­об­раз­ной «демо­кра­ти­че­ской» реак­ци­ей на разо­ча­ро­вав­шую широ­кие мас­сы дея­тель­ность Цеза­ря во вре­мя его кон­суль­ства.

Этим же, кста­ти ска­зать, и объ­яс­ня­ет­ся то стран­ное, мало­по­нят­ное и какое-то слиш­ком «береж­ное» отно­ше­ние Цеза­ря к Кло­дию, начи­ная со скан­даль­но­го слу­чая во вре­мя празд­ни­ка в честь Bo­na Dea. Мы упо­ми­на­ли, что Кло­дий уже тогда, несмот­ря на свою моло­дость, поль­зо­вал­ся боль­шой попу­ляр­но­стью сре­ди «наро­да». Мы счи­та­ем, что имен­но это обсто­я­тель­ство, а отнюдь не то, что Цезарь сра­зу же «уга­дал» в с.129 Кло­дии весь­ма при­год­ное для себя «поли­ти­че­ское орудие», дает воз­мож­ность понять поведе­ние Цеза­ря как в дан­ном кон­крет­ном слу­чае, так и в исто­рии его даль­ней­ших вза­и­моот­но­ше­ний с Кло­ди­ем. Цезарь ока­зы­вал­ся в щекот­ли­вом поло­же­нии. Откры­тый кон­фликт с Кло­ди­ем по мере роста попу­ляр­но­сти послед­не­го мог при­ве­сти к уте­ре вся­ких свя­зей с рим­ской «демо­кра­ти­ей». Такой обо­рот дела Цеза­ря никак не устра­и­вал. Поэто­му в сло­жив­шей­ся ситу­а­ции для обо­их поли­ти­че­ских дея­те­лей было куда выгод­нее сохра­нять либо «воору­жен­ный ней­тра­ли­тет», либо даже идти ино­гда на част­ные и вре­мен­ные согла­ше­ния, тем более что Кло­дий был доста­точ­но умен, дабы до поры до вре­ме­ни ни в чем серь­ез­ном не мешать Цеза­рю.

Итак, мы склон­ны рас­смат­ри­вать дви­же­ние Кло­дия как послед­нее дви­же­ние, про­хо­див­шее под лозун­га­ми и в тра­ди­ци­ях рим­ской демо­кра­тии. Мы гово­ри­ли о Кло­дии (и в какой-то мере о Цеза­ре) как о вожде демо­кра­ти­че­ских эле­мен­тов. Мы вооб­ще не раз опе­ри­ро­ва­ли поня­ти­ем «рим­ская демо­кра­тия». Не обя­зы­ва­ет ли это нас дать, нако­нец, более или менее раз­вер­ну­тое опре­де­ле­ние само­го поня­тия?

Срав­ни­тель­но недав­но в совре­мен­ной исто­рио­гра­фии гос­под­ст­во­ва­ла точ­ка зре­ния, соглас­но кото­рой в Риме — во вся­ком слу­чае, в эпо­ху позд­ней рес­пуб­ли­ки — суще­ст­во­ва­ла «двух­пар­тий­ная систе­ма». Счи­та­лось, что при­мер­но со вре­мен Грак­хов сло­жи­лись пар­тии так назы­вае­мых опти­ма­тов и попу­ля­ров. Опти­ма­ты — пар­тия рим­ско­го ноби­ли­те­та, или сенат­ская пар­тия, попу­ля­ры — пар­тия демо­кра­ти­че­ская. Поли­ти­че­ская борь­ба ста­ла сво­дить­ся почти цели­ком к борь­бе и сопер­ни­че­ству этих двух пар­тий; так, сул­лан­цы рас­смат­ри­ва­лись как опти­ма­ты, а мари­ан­цы как попу­ля­ры, или, ска­жем, заго­вор Кати­ли­ны трак­то­вал­ся как выступ­ле­ние попу­ля­ров (т. е. «демо­кра­тов»), да еще ради­каль­ных.

В запад­но­ев­ро­пей­ской исто­рио­гра­фии эта точ­ка зре­ния шла от Момм­зе­на и Дру­ма­на, у нас она одно вре­мя была обще­при­ня­той (даже в общих кур­сах и учеб­ных посо­би­ях), но, пожа­луй, наи­бо­лее ярко про­яви­лась в работах В. Н. Дья­ко­ва18. Тем не менее подоб­ная трак­тов­ка с.130 вопро­са есть не что иное, как пере­не­се­ние совре­мен­ных тер­ми­нов и пред­став­ле­ний на исто­рию Рима, т. е., гово­ря ины­ми сло­ва­ми, модер­ни­за­ция этой исто­рии.

Если попы­тать­ся посмот­реть на инте­ре­су­ю­щие нас поня­тия гла­за­ми самих древ­них — а сде­лать это воз­мож­но, ибо у нас есть раз­вер­ну­тое опре­де­ле­ние Цице­ро­на, — то мы лег­ко убедим­ся в том, что нет ника­ких осно­ва­ний счи­тать опти­ма­тов и попу­ля­ров поли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми. Цице­рон гово­рит: «В нашем государ­стве все­гда было два рода людей, кото­рые стре­ми­лись к государ­ст­вен­ной дея­тель­но­сти и к выдаю­щей­ся роли в государ­стве: одни из них хоте­ли счи­тать­ся и быть попу­ля­ра­ми, дру­гие — опти­ма­та­ми. Те, дей­ст­вия и выска­зы­ва­ния кото­рых при­ят­ны тол­пе, — попу­ля­ры, те же, чьи дей­ст­вия и наме­ре­ния встре­ча­ли одоб­ре­ние у каж­до­го достой­но­го чело­ве­ка, — опти­ма­ты»19.

Опре­де­ле­ние этим не исчер­пы­ва­ет­ся. Цице­рон здесь же очень подроб­но пере­чис­ля­ет, кого имен­но сле­ду­ет отно­сить к опти­ма­там. «Чис­ло опти­ма­тов, — гово­рит он, — неиз­ме­ри­мо: это руко­во­ди­те­ли государ­ст­вен­но­го сове­та, это те, кто сле­ду­ет их обра­зу дей­ст­вий, это люди из важ­ней­ших сосло­вий, кото­рым открыт доступ в курию, это жите­ли муни­ци­пи­ев и сель­ское насе­ле­ние, это дель­цы, это так­же и воль­ноот­пу­щен­ни­ки». Коро­че гово­ря, это все те, «кто не нано­сит вреда, не бес­че­стен по нату­ре, не необуздан и обла­да­ет нерас­стро­ен­ным состо­я­ни­ем»20.

Из это­го опре­де­ле­ния, на наш взгляд, с пол­ной ясно­стью выте­ка­ет, что опти­ма­ты нико­им обра­зом не явля­ют­ся «пар­ти­ей» ноби­ли­те­та, да и вооб­ще не долж­ны рас­смат­ри­вать­ся в каче­стве какой-либо пар­тии или опре­де­лен­ной поли­ти­че­ской груп­пи­ров­ки. Более того, опти­ма­ты — поня­тие меж­со­слов­ное. Гово­ря об опти­ма­тах, Цице­рон, как мы толь­ко что мог­ли убедить­ся, име­ет в виду доста­точ­но широ­кие соци­аль­ные слои: от ноби­ля до отпу­щен­ни­ка. Опти­ма­ты — это бла­го­на­ме­рен­ные и зажи­точ­ные граж­дане, неза­ви­си­мо от того, к како­му сосло­вию они при­над­ле­жат.

Что каса­ет­ся опре­де­ле­ния поня­тия «попу­ля­ры», то, как пока­зы­ва­ет ана­лиз употреб­ле­ния это­го тер­ми­на в с.131 древ­но­сти, у нас нет и в дан­ном слу­чае ника­ких осно­ва­ний гово­рить о поли­ти­че­ской пар­тии, да еще оппо­зи­ци­он­ной по отно­ше­нию к «пар­тии» опти­ма­тов. Попу­ля­ры это — отдель­ные поли­ти­че­ские дея­те­ли, высту­паю­щие в «инте­ре­сах наро­да», счи­таю­щие, что управ­лять государ­ст­вом дол­жен не сенат, но народ­ное собра­ние, что сле­ду­ет про­во­дить земель­ные и хлеб­ные зако­ны, осно­вы­вать коло­нии и т. п.

Таким обра­зом, ни опти­ма­ты, ни попу­ля­ры не могут рас­смат­ри­вать­ся как поли­ти­че­ские пар­тии (осо­бен­но в совре­мен­ном смыс­ле сло­ва). Но это отнюдь не озна­ча­ет, что в Риме не суще­ст­во­ва­ло демо­кра­ти­че­ских дея­те­лей и демо­кра­ти­че­ско­го дви­же­ния. Широ­кие слои сель­ско­го, а затем и город­ско­го плеб­са были тем огром­ным резер­ву­а­ром, той пита­тель­ной сре­дой, откуда рим­ская демо­кра­тия чер­па­ла свои силы. Прав­да, состав рим­ских демо­кра­ти­че­ских сло­ев, осо­бен­но в эпо­ху позд­ней рес­пуб­ли­ки, был весь­ма пест­рым и даже внут­ренне про­ти­во­ре­чи­вым, но это уже дру­гой, совер­шен­но осо­бый вопрос. Попу­ля­ра­ми же сле­ду­ет счи­тать тех поли­ти­че­ских дея­те­лей (кста­ти, они часто были выхо­д­ца­ми из самых выс­ших сло­ев рим­ско­го обще­ства), кото­рые в сво­ей борь­бе про­тив сенат­ской оли­гар­хии пыта­лись опе­реть­ся на эти широ­кие, но, как пока­зал опыт, мало­ор­га­ни­зо­ван­ные слои насе­ле­ния.

Поэто­му, гово­ря о Кло­дии и его дви­же­нии, мы име­ем, как нам кажет­ся, доста­точ­ные осно­ва­ния счи­тать это дви­же­ние демо­кра­ти­че­ским, а само­го Кло­дия — одним из вождей рим­ской демо­кра­тии, одним из вид­ных попу­ля­ров. Рас­смот­рим в заклю­че­ние дея­тель­ность Кло­дия по исте­че­нии сро­ка его три­бун­ских пол­но­мо­чий, посколь­ку воз­глав­лен­ное им дви­же­ние, без­услов­но, выхо­ди­ло за хро­но­ло­ги­че­ские рам­ки само­го три­бу­на­та.

Борь­ба Кло­дия с сена­том и про­се­нат­ски­ми кру­га­ми про­дол­жа­лась и в после­дую­щие годы. В 57 г. она раз­вер­ты­ва­лась глав­ным обра­зом вокруг вопро­са об изгна­нии Цице­ро­на. Кло­дию был про­ти­во­по­став­лен народ­ный три­бун Тит Анний Милон. Он, по при­ме­ру Кло­дия, стал созда­вать воору­жен­ные отряды, исполь­зуя их в даль­ней­шем для столк­но­ве­ний и борь­бы с отряда­ми Кло­дия.

В том же 57 г. дело зашло так дале­ко, что в стыч­ках на фору­ме были ране­ны народ­ные три­бу­ны, а брат с.132 Цице­ро­на Квинт ускольз­нул от гибе­ли, спря­тав­шись сре­ди тру­пов и при­тво­рив­шись мерт­вым. Как уве­ря­ет Плу­тарх, народ стал охла­де­вать к Кло­дию, а Пом­пей пожа­лел о том, что «бро­сил Цице­ро­на на про­из­вол судь­бы»21. Поэто­му Пом­пей решил исполь­зо­вать Мило­на и его отряды, и под их дав­ле­ни­ем в авгу­сте 57 г. был при­нят в народ­ном собра­нии закон, раз­ре­шаю­щий изгнан­ни­ку вер­нуть­ся в Рим. «Сенат, — гово­рит Плу­тарх, — как бы сорев­ну­ясь с наро­дом, выра­зил при­зна­тель­ность горо­дам, кото­рые ока­зы­ва­ли ува­же­ние и услу­ги Цице­ро­ну во вре­мя изгна­ния, и рас­по­рядил­ся за счет каз­ны отстро­ить его дом и вил­лы, раз­ру­шен­ные Кло­ди­ем»22.

Цице­рон воз­вра­тил­ся в Рим на шест­на­дца­том меся­це изгна­ния. Горо­да, через кото­рые он про­ез­жал, устро­и­ли ему тор­же­ст­вен­ную встре­чу. Сам он выра­зил­ся так, что Ита­лия на соб­ст­вен­ных пле­чах внес­ла его в Рим23. Сра­зу по воз­вра­ще­нии он высту­пил с бла­годар­ст­вен­ной речью перед сена­том и наро­дом. Затем он поста­вил в сена­те вопрос о наде­ле­нии Пом­пея осо­бы­ми пол­но­мо­чи­я­ми для обес­пе­че­ния горо­да про­до­воль­ст­ви­ем (вполне воз­мож­но, что цены на хлеб искус­ст­вен­но взду­ва­лись про­тив­ни­ка­ми Кло­дия).

Цице­рон вооб­ще в эти дни про­яв­лял мало­свой­ст­вен­ную ему актив­ность и реши­тель­ность. Так, окру­жен­ный сво­и­ми почи­та­те­ля­ми и при­вер­жен­ца­ми, он под­нял­ся на Капи­то­лий (прав­да, выбрав все же такой день, когда Кло­дия не было в горо­де) и сорвал дос­ки, на кото­рых были запи­са­ны поста­нов­ле­ния собра­ний и ука­зы три­бу­нов, в том чис­ле и закон об его изгна­нии. Когда же, несколь­ко поз­же, Кло­дий высту­пил с жало­бой, он заявил, что Кло­дий — пат­ри­ций, что народ­ным три­бу­ном он стал вопре­ки зако­нам и пото­му ни одно из его дей­ст­вий или реше­ний не име­ет закон­ной силы, чем вызвал воз­му­ще­ние даже со сто­ро­ны Като­на24.

Одна­ко в кон­це 57 г. и нача­ле 56 г. пози­ции Кло­дия сно­ва окреп­ли. На 56 г. он был избран эди­лом. Поль­зу­ясь ста­рин­ным пра­вом, он решил при­влечь Мило­на к суду, обви­няя его в наси­лии. Пом­пей, кото­рый толь­ко с.133 что потер­пел пора­же­ние в сена­те, где ему было отка­за­но в раз­ре­ше­нии на про­ек­ти­ру­е­мый им поход в Еги­пет, скан­даль­но про­ва­лил­ся с попыт­кой защи­ты Мило­на на фору­ме. Ему еле дали закон­чить речь, а когда под­нял­ся Кло­дий и, обра­ща­ясь к тол­пе, стал спра­ши­вать: «Кто морит людей голо­дом?» — кло­ди­ан­цы хором отве­ча­ли: «Пом­пей» — или на вопрос: «Кто хочет идти вой­ной на Алек­сан­дрию?» — сно­ва кри­ча­ли: «Пом­пей». В заклю­че­ние про­изо­шла оче­ред­ная воору­жен­ная схват­ка меж­ду кло­ди­ан­ца­ми и мило­ни­ан­ца­ми25.

В апре­ле 56 г. состо­я­лась встре­ча три­ум­ви­ров в Луке. Реше­ния, при­ня­тые во вре­мя этой встре­чи, были про­веде­ны в жизнь не без труда. Пом­пей и Красс были избра­ны кон­су­ла­ми (кста­ти, выбо­ры про­ис­хо­ди­ли с опозда­ни­ем уже в 55 г.) толь­ко при под­держ­ке воору­жен­ной силы: так, сын Крас­са, легат Цеза­ря, при­вел в народ­ное собра­ние боль­шой отряд сол­дат для голо­со­ва­ния за отца и за Пом­пея.

И в 54 и в 53 гг. улич­ные бес­по­ряд­ки и воору­жен­ные столк­но­ве­ния не пре­кра­ща­лись. Под­куп во вре­мя пред­вы­бор­ных кам­па­ний при­нял такие раз­ме­ры, что бук­валь­но каж­до­му кан­дида­ту угро­жал судеб­ный про­цесс. В горо­де рос­ла анар­хия, 53 г. начал­ся без выс­ших маги­ст­ра­тов. Имен­но в это вре­мя начи­на­ет­ся ослаб­ле­ние и даже рас­пад три­ум­ви­ра­та. В 54 г. умер­ла дочь Цеза­ря и жена Пом­пея — Юлия; в 53 г. гибнет в Пар­фии Красс; в Гал­лии вспых­ну­ло вос­ста­ние; перед Пом­пе­ем воз­ни­ка­ет реаль­ная воз­мож­ность еди­но­лич­ной дик­та­ту­ры. Все эти собы­тия фак­ти­че­ски рас­стро­и­ли, рас­торг­ли трой­ст­вен­ный союз.

В кон­це 53 г. в свя­зи с выбо­ра­ми маги­ст­ра­тов анар­хия еще более уси­ли­лась. Борь­ба за кон­суль­ство шла меж­ду тре­мя пре­тен­ден­та­ми; одним из них был Милон. Что каса­ет­ся Кло­дия, то на 52 г. он выста­вил свою кан­дида­ту­ру в пре­то­ры. Как мож­но судить на осно­ва­нии отры­воч­ных сведе­ний источ­ни­ков, им раз­ра­ба­ты­ва­лась новая демо­кра­ти­че­ская про­грам­ма, в том чис­ле закон о голо­со­ва­нии воль­ноот­пу­щен­ни­ков. По про­ек­ту это­го зако­на воль­ноот­пу­щен­ни­кам пре­до­став­ля­лось яко­бы пра­во голо­со­вать не толь­ко в город­ских, но и в сель­ских три­бах, состо­яв­ших до сих пор цели­ком из с.134 сво­бод­но­рож­ден­ных граж­дан. Конеч­но, подоб­ная рефор­ма откры­ва­ла воз­мож­ность для вче­раш­них рабов, ныне отпу­щен­ни­ков, ока­зы­вать опре­де­лен­ное (и более зна­чи­тель­ное, чем рань­ше) вли­я­ние на резуль­та­ты выбо­ров. Поэто­му не слу­чай­но — но как все­гда в таких слу­ча­ях с огром­ным пре­уве­ли­че­ни­ем — Цице­рон гово­рил: «Дома у него уже выре­за­ны на мед­ных дос­ках зако­ны, кото­рые цели­ком отда­ют нас нашим рабам»26.

Пред­вы­бор­ная борь­ба шла и на сей раз как при помо­щи денег, т. е. под­ку­пов, так и ору­жия. На ули­цах Рима воз­об­но­ви­лись стыч­ки меж­ду отряда­ми Кло­дия и Мило­на. Во вре­мя столк­но­ве­ния на Свя­щен­ной доро­ге ока­зал­ся в смер­тель­ной опас­но­сти Цице­рон. 52 г., как и преды­ду­щий, начал­ся без выс­ших маги­ст­ра­тов — попыт­ка про­ве­сти кон­суль­ские выбо­ры окон­чи­лась свал­кой, и оба кон­су­ла (истек­ше­го года) были ране­ны. Напря­же­ние достиг­ло выс­шей точ­ки.

18 янва­ря 52 г. неда­ле­ко от Рима, на Аппи­е­вой доро­ге, как уже упо­ми­на­лось, про­изо­шла слу­чай­ная встре­ча Кло­дия и Мило­на. Аппи­ан рас­ска­зы­ва­ет, что они не обра­ти­ли друг на дру­га вни­ма­ния, но вне­зап­но один из рабов Мило­на бро­сил­ся на Кло­дия и нанес ему удар кин­жа­лом в спи­ну. Кло­дий исте­кал кро­вью, и его пере­нес­ли в при­до­рож­ную гости­ни­цу. Сюда же явил­ся со сво­и­ми людь­ми Милон, и они, види­мо, при­кон­чи­ли уми­раю­ще­го.

Когда тело Кло­дия было пере­ве­зе­но в Рим и весть о его смер­ти рас­про­стра­ни­лась по горо­ду, дом его был окру­жен взвол­но­ван­ной тол­пой наро­да. На сле­дую­щий день труп пере­нес­ли на рост­ры; здесь состо­я­лась сход­ка, на кото­рой высту­пи­ли с реча­ми народ­ные три­бу­ны. Затем тол­па понес­ла труп Кло­дия в Гости­ли­е­ву курию (поме­ще­ние, где про­ис­хо­ди­ли заседа­ния сена­та), дабы ока­зать чле­ну сена­тор­ско­го сосло­вия посмерт­ные поче­сти, а заод­но выра­зить пори­ца­ние не при­ни­маю­ще­му ника­ких мер сена­ту. Здесь из ска­мей и кре­сел сена­то­ров был сло­жен костер. В резуль­та­те сго­ре­ла и сама курия, и ряд сосед­них зда­ний27.

Вол­не­ния в Риме, свя­зан­ные с убий­ст­вом Кло­дия, про­дол­жа­лись несколь­ко дней. Они вспых­ну­ли с новой с.135 силой, когда в город вер­нул­ся Милон. В этом дви­же­ний при­ни­ма­ли уча­стие и рабы, хотя Аппи­ан уве­ря­ет, что они про­сто вос­поль­зо­ва­лись бес­по­ряд­ка­ми в горо­де, чтобы пре­дать­ся гра­бе­жам и наси­ли­ям28.

Милон был при­вле­чен к суду. Защи­ту его взял на себя Цице­рон. Тем не менее сенат весь­ма опа­сал­ся экс­цес­сов во вре­мя само­го суда и пору­чил Пом­пею не толь­ко пред­седа­тель­ство, но и орга­ни­за­цию охра­ны и без­опас­но­сти в горо­де. Пом­пей в ночь нака­нуне суда окру­жил форум вой­ска­ми, а Милон, зная харак­тер сво­его защит­ни­ка и опа­са­ясь, что ему не хва­тит муже­ства в этих чрез­вы­чай­ных усло­ви­ях, посо­ве­то­вал Цице­ро­ну при­быть на форум в носил­ках и не выхо­дить из них, пока все судьи не зай­мут свои места. Но все же, как кра­соч­но об этом рас­ска­зы­ва­ет Плу­тарх, Цице­рон, «вый­дя из носи­лок и увидев Пом­пея, сидев­ше­го на воз­вы­ше­нии, слов­но посреди воен­но­го лаге­ря, увидев свер­каю­щий ору­жи­ем форум, рас­те­рял­ся и едва смог при­сту­пить к речи — голос его пре­ры­вал­ся, руки и ноги дро­жа­ли»29. Защи­та на сей раз не уда­лась. Милон ока­зал­ся обви­нен­ным и вынуж­ден­ным уда­лить­ся в изгна­ние; иму­ще­ство его было про­да­но для упла­ты дол­гов.

Таков был конец Кло­дия, и не толь­ко само­го Кло­дия, но и воз­глав­лен­но­го им, одна­ко совер­шен­но бес­пер­спек­тив­но­го в той обста­нов­ке, дви­же­ния.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Plut., Luc., 34.
  • 2Plut., Caes., 10; App., B. c., 2, 14.
  • 3Plut., Cic., 29.
  • 4Cic., Ad Att., I, 16, 6; 18, 3.
  • 5Plut., Cic., 33.
  • 6Т. Момм­зен. Исто­рия Рима, т. III, стр. 179—181.
  • 7P. Po­cock. Clo­dius and the Acts Cae­sar. — «Class. Quart.», XVIII, 1924, p. 52—65; A no­te of the Po­li­cy of Clo­dius. — Ibid., XIX, 1925, p. 182—185.
  • 8J. Cap­co­pi­no. His­toi­re Ro­mai­ne, II, 1936, p. 729.
  • 9Ed. Meyer. Op. cit., S. 103.
  • 10См. об отно­ше­нии три­ум­ви­ров к Кло­дию: Cic., Ad Att., II, 7, 3; об отно­ше­нии Кло­дия к три­ум­ви­рам — Cic., Ad Att., II, 12, 2.
  • 11Т. Момм­зен. Исто­рия Рима, т. III, стр. 252—255.
  • 12J. W. Hea­ton. Mob’vio­len­ce in the la­te Ro­man Re­pub­lik. Ur­ba­na (Il­li­nois), 1939.
  • 13Ed. Meyer. Op. cit., S. 87—88.
  • 14Н. А. Маш­кин. Указ. соч., стр. 28—35.
  • 15Cic., Pro Mil., 27, 74.
  • 16Cic., Pro Sest., 39, 85.
  • 17Cic., Pro Mil., 28, 76.
  • 18См., напри­мер, «Исто­рия древ­не­го мира», под ред. В. Н. Дья­ко­ва и Н. М. Николь­ско­го. М., 1952, стр. 577—633.
  • 19Cic., Pro Sest., 41, 96.
  • 20Ibid., 44, 96—97.
  • 21Plut., Cic., 23.
  • 22Ibi­dem.
  • 23Cic., Post. red. in sen., 15, 39.
  • 24Plut., Cic., 24.
  • 25Plut., Pomp., 48; ср. Cic., Pro Sest., 49, 104.
  • 26Cic., Pro Mil., 31, 87.
  • 27App., B. c., 2, 21.
  • 28Ibid., 2, 22.
  • 29Plut., Cic., 35.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1387643698 1303242327 1303312492 1405384008 1405384009 1405384010