Государственная и правовая деятельность Марка Порция Катона Старшего
Глава 1
Вологодский государственный педагогический университет.
Вологда «Русь» 2004.
Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором.
§ 1. Происхождение Катона и проблема «homo novus».
Период, охватывающий первые два десятилетия жизни Катона Старшего, является наиболее «темным» и малоисследованным в современной историографии. Во многом это вызвано крайне малым количеством сведений об этом периоде его жизни в традиции. Античные авторы либо молчат, либо ограничиваются краткими упоминаниями о происхождении Цензора. В связи с этим было бы целесообразно собрать воедино и проанализировать те немногие сведения о ранних годах Катона, что сохранились в источниках.
Античные авторы указывают две даты рождения Катона: согласно Ливию и Плутарху он родился в 239 г. до н. э. (Liv. 39. 40. 12; Plut. Cat. Mai. 15), согласно Цицерону и Плинию — в 234 г. до н. э. (Cic. Senect. 10; Plin.
К сожалению, в литературе прочно утвердилась мало обоснованная источниками версия о бедном и незнатном муниципале, проложившем себе дорогу в жизнь исключительно за счет природного ума и силы характера. Несмотря на то, что исследователи, занимавшиеся проблемами катоновской биографии, подвергли подобные представления обоснованной критике, они периодически возрождаются на страницах научных изданий и в популярной литературе7. Между тем о бедности семьи Катона не сообщают ни Цицерон, ни Корнелий Непот, ни Ливий, который лишь заметил, что «Порций принадлежал к числу тех людей, которые… пробивают себе дорогу в жизнь, даже не имея знатных предков» (39. 40. 4). Плутарх упоминает в одном месте о том, что в начале жизни Катон был беден (Cat. Mai. 21). В то же время, с.7 описывая юношеские годы Порция, он противоречит сам себе, когда пишет, что «…раздумывая обо всем этом [образе жизни Мания Курия Дентата] Катон… обращал взор на свой собственный дом, поля, слуг, образ жизни и еще усерднее трудился, гоня прочь расточительность и роскошь» (2). Как показал
То, что Катон не происходил из бедной семьи, доказывает уже тот факт, что он посвятил себя политической карьере. Как справедливо отмечалось в литературе, к концу III в. до н. э. это было возможно лишь при наличии большого имущества, составлявшего экономическую основу борьбы за соискание магистратур10. Исполнение должностей, которые не оплачивались, одежда, определенная модель поведения римского должностного лица требовали больших расходов. Так, в 199 г. до н. э., Катон, будучи плебейским эдилом, вместе с Гаем Гельвием устроил Плебейские игры, по случаю которых был дан пир Юпитеру (epulum Iovis). Судя по тому, что и Катон, и Гельвий претендовали на претуру следующего 198 г. до н. э., затраты на проведение этих игр должны были быть значительными. Г. Скаллард высказал предположение, что Катона поддержал деньгами Луций Валерий Флакк, однако никаких, даже косвенных свидетельств источников в пользу этого нет11. В то же время, в 184 г. до н. э. в речи «О нравах Клавдия Нерона» (De moribus Claudi Neronis) Катон говорит: «Деньги мои помогли отечеству больше, чем люди твоего склада»12. Хотя неизвестно, что Катон имел в виду — устроительство Плебейских игр, участие в государственных займах времен Ганнибаловой войны или что-то другое, приведенное высказывание говорит не в пользу мысли Г. Скалларда. Кроме того, прямым указанием на достаток Порциев является их принадлежность к всадническому сословию. В эпоху Республики всадником мог называться лишь тот, кто числился в составлявшемся цензорами официальном списке всадников13. При этом обязательным было прохождение имущественного ценза (Polyb. 6. 20. 9). Поскольку для времени Катона всаднический ценз нам неизвестен, мы можем ориентироваться лишь на данные lex Roscia 67 г. до н. э., дающего цифру в 400 тысяч сестерциев. В любом случае, ценз всадников должен был соответствовать первому имущественному классу, который и давал equites equo publico. Вообще, как заметил
Особый интерес представляет сообщение о деятельности Катона в качестве судебного оратора (Plut. Cat. Mai. 1, 5). Плутарх особо подчеркивает, что Катон вел дела бесплатно, «ни разу не замарав рук платой за выступления по искам и тяжбам…» (1). Поскольку речь явно идет не о деятельности с.8 Катона в качестве наемного адвоката, чьи услуги оплачивались заинтересованной в благоприятном исходе дела стороной, справедливым выглядит мнение тех исследователей, которые находят здесь указание на Катона, выступающего в роли патрона, осуществляющего судебную защиту своих клиентов15. Возможно, этот аспект деятельности Катона отражает фрагмент одной из его речей: «…предки более священным считали защищать сирот, чем не обманывать клиента… У предков на первом месте стояло имя отца, а на втором — патрона»16. Как показывает исследование
Судя по источникам, Катон действовал в Сабинии, поскольку традиция этот период его жизни связывает с Луцием Валерием Флакком (Nep. Cat. 1; Plut. Cat. Mai. 3). Как уже упоминалось, в качестве родины Катона указывается Тускул, однако, ранние годы его проходят в Сабинии. Наиболее правдоподобным выглядит объяснение, предложенное Ф. Делла Корте: Катон действительно родился в Тускуле, но отец его перебрался в Сабинию, когда он был еще ребенком20. В то же время нет никаких оснований полагать, что Порции, перебравшись в Сабинию, потеряли связь с родным муниципием. Как известно, особенность античной формы собственности заключается в том, что она предполагала в качестве своего базиса город как центр поселения землевладельцев, естественным продолжением которого была сельская округа, также являвшаяся частью города21. Такой порядок делал неизбежным двуединый характер римской фамилии, когда городской дом (familia urbana) зависел от сельской виллы (familia rustica), откуда доставлялось продовольствие и иные средства существования (Plaut. Trinnum. 900; Stich. 57—
Попытаемся определить время начала деятельности Катона в качестве судебного оратора. Обращает на себя внимание следующее сообщение Корнелия Непота: «Юношей, не начавшим еще добиваться должностей, Катон подвизался в Сабинии, где у него было имение, унаследованное от отца» (Cat. I). Непот употребляет здесь термин adulescentulus. В сохранившемся фрагменте речи Катона, где говорится о его пребывании в Сабинии, мы встречаем тот же термин: «Всю свою юность провел я в воздержании и трудах, возделывая поле на сабинских полях, разбивая и засеивая кремень»24. По представлениям римлян aduluscentes охватывало временной отрезок с 17 до 24 лет25. Катон, видимо, употребляет этот термин в более широком значении. Однако если принять датировку Цицерона-Плиния, Катону должно было исполниться 24 года в 210 г. до н. э., т. е. в период между его пребыванием в армии Марцелла и переездом в Рим. С другой стороны, в приведенном сообщении Непота говорится о том, что Катон получил имение в Сабинии по наследству от отца («…in Sabinis, quod ubi heredium a patre relictum habebat»). Как представляется, здесь содержится указание на смерть отца Катона, что, вероятно, и стало причиной его возвращения из армии в сабинское поместье26. Если это так, то около 210 г. до н. э. Катон меняет свой статус: он становится persona sui iuris и pater familias, что делает весьма вероятным сообщение о его деятельности в качестве патрона.
В традиции Катон Старший предстает не только прекрасным судебным оратором, но и крупным знатоком права (Nep. Cat. 3; Cic. De orat. 3. 135; Liv. 39. 40. 7). Между тем исследователи зачастую проходят мимо вопроса — где Катон мог получить столь блестящую ораторскую подготовку? Известная из сочинений Цицерона, Сенеки Старшего и Тацита схема подготовки ораторов посредством изучения книг по риторике и юриспруденции, посещения платных учителей и ораторских школ, наблюдения за приемами опытных ораторов здесь не работает. Катон начал свое деятельность судебного оратора до того, как перебрался в Рим, поэтому можно предположить, что соответствующую подготовку он получил дома. Эта мысль находит подтверждение в работе, посвященная судебному патронату в Риме
Приведенный материал заставляет пересмотреть тезис о незнатности и безвестности фамилии Порциев. Имеется свидетельство Валерия Максима о том, что отец Катона имел высокие знакомства в Риме (8. 2. 1.). Такое сообщение выглядит вполне правдоподобным, учитывая, что в разное время из Тускула в Рим перебрались семьи Корунканиев, Фонтейев, Фульвиев, Ювенциев, Мамилиев29. А. Астин указывает на связь Порциев Катонов с сенатскими семьями Порциев Лицинов и Порциев Лек30. В речи Катона «О моих расходах» (De sumptu suo) говорится: «Я приказал принести книгу, где была записана моя речь о том деле, по поводу которого я заключил спонсию с М. Корнелием. Принесли таблички. Сначала читали о заслугах моих предков. Затем о том, что я сам сделал на пользу республике»31. Плутарх передает следующие слова Катона: «Людей, которые не могут похвастаться знаменитыми предками и достигли известности благодаря собственным заслугам, римляне обыкновенно называют “новыми людьми” — так звали и Катона; зато сам он считал, что внове ему лишь высокие должности и громкая слава, но если говорите о подвигах и нравственных достоинствах предков, он принадлежит к очень древнему роду» (Cat. Mai. 1). Далее, видимо, в подтверждение этого, Плутарх сообщает о том, что сначала фамильным именем (когноменом) Цензора было не Катон, а Приск (Priscus). Сообщение это, с.11 не находящее подтверждения у других античных авторов, неизменно вызывает недоумение у историков. Так, М. Гельцер счел его просто недоразумением, вызванным ошибкой греческого биографа32.
Рассмотрим более подробно этот вопрос. Большинство попыток объяснить происхождение версии о Катонах Присках основываются на предположении «ошибки Плутарха». Разберем возможные варианты такого объяснения.
1. Плутарх перепутал первоначальный когномен Катона с правовой категорией Latini prisci («древние латины»), к которой гипотетически мог относиться его дед. Основанием для такой версии может служить работа А. Деграсси, который в своем издании фаст приводит список магистратов, о чьих дедах нет сведений33. А. Деграсси приходит к выводу о том, что носители этих имен должны быть отнесены к разряду «новых людей», а предки этих людей еще не были римскими гражданами и поэтому не могли появиться в фастах, поскольку юридически (как римские граждане) они не существовали. В записях 195 и 184 гг. до н. э., относящихся к Катону, имя его деда не указано, из чего можно заключить, что он не был римским гражданином34. Можно предположить, что Плутарх, обнаружив какие-то сведения о латинском гражданстве Порциев, счел Prisci когноменом Катона. В пользу этого предположения говорит приведенное Плутархом высказывание Катона, который ничего не говорит о своем деде, а упоминает только прадеда и отца (Cat. Mai. 1). Не вяжется латинское имя Приск и с предполагаемым этрусским происхождением гентилиция Порциев (впрочем, некоторые исследователи производят его от лат. porcus)35. Интерес представляют и сведения о том, что Катон вырос в Сабинии. Обращает на себя внимание то, что покровительствовал Катону его сабинский сосед Луций Валерий Флакк, а не тускуланские семьи, перебравшиеся в Рим. Однако, приняв такую версию, мы будем вынуждены отказаться от традиции, идущей от Корнелия Непота до Аврелия Виктора, которая однозначно называет родиной Катона Тускул. Ф. Делла Корте обратил в своей работе внимание на то, что Катон в своих сочинениях всячески прославляет историю родного муниципия — Тускула36. Пока не будут найдена веские доказательства того, что античная традиция дает ошибочные сведения о происхождении Катона, все построение теряет смысл, поскольку Тускул получил права римского гражданства (civitas sine suffragio) или в 381 г. до н. э. (по Ниссену) или в 373 г. до н. э. (по Моммзену)37. Отсутствие же у Катона упоминаний о деде может быть объяснено тем, что по каким-то причинам он не служил вообще, умер в молодом возрасте или находился в плену, и поэтому не исполнял магистратур. Как замечает Д. Кинаст, это самое простое объяснение помогает понять, почему составитель фаст ничего не знал о деде Катона38.
2. Плутарх принял прозвище, созданное древними историками (Priscus, т. е. «древний») для того, чтобы отличить Катона Цензора от Катона Младшего, за когномен фамилии Порциев39. При всей убедительности такого объяснения настораживает некоторая громоздкость в обозначении Катона с.12 Старшего в традиции — античные авторы называют его Major, Superior, Priscus, Censorius, тогда как Катон Младший обычно именуется Uticensis (Утический). Как мы видим, используется три разных агномена со схожим смыслом для того, чтобы разделить двух Катонов. В то же время два Сципиона, обладавших одинаковым агноменом — Africanus (Африканский) имели куда меньшее количество дополнительных прозвищ: старший Публий обозначался как Major, а Сципион Эмилиан — Minor (Младший) и Numantinus (Нумантинский). Мы располагаем сведениями еще об одной паре лиц, принадлежащих к одной генеалогической линии, для разделения которой использовался агномен Priscus. Речь идет о двух Тарквиниях: Древнем (Priscus) и Гордом (Superbus). Казалось бы, этот пример как нельзя лучше подтверждает первоначальный тезис, однако уже историки XIX в. проявили сомнение относительно искусственности когномена Priscus40. Сомнения их подкреплялись сообщением Ливия о том, что Лукумон, поселившись в Риме, получил имя Луция Тарквиния Приска (1. 34. 10). О паре Луция — Тарквинии Гордом во время, описываемое Ливием, речи идти не могло. В настоящее время признается историчность Тарквиния, бывшего, по-видимому, Рексом (лукумоном) поселения на Яникуле, связанного родством с соседними этрусскими и сабинскими общинами41. Сюжет с Тарквинием Приском имеет свое продолжение. Плиний Старший, Аммиан Марцеллин и Макробий сообщают о существовании гаруспикальных книг, принадлежащих этруску Тарквитию. Под этим Тарквитием видят жившего при Клавдии гаруспика Тарквития Приска42. О Тарквитиях (Tarquitii) напоминают находившиеся на Палатине Tarquitiae scalae, которые Фест прямо связывает с именем Тарквиния Гордого43. А. Энман в этой связи указал на возможное родство Тарквиниев-Тарквитиев, объединенных общим когноменом Priscus44. Сам факт существования в Риме независимо от фамилии Порциев этрусской семьи с когноменом Priscus ставит под сомнение правильность и второго объяснения, предполагающего искусственно-литературную природу имени Priscus.
Разобрав версии, основывавшиеся на предположении «ошибки Плутарха», следует рассмотреть и возможность объяснения, базирующегося на признании правильности его сообщения.
3. Плутарх действительно обнаружил сведения о том, что Катон принадлежал к семье Порциев Присков. Признав это, необходимо объяснить происхождение этого когномена. Связь имени Priscus с термином Latini prisci сомнительна, поскольку последний мог возникнуть не ранее IV в. до н. э., когда стали отдельно выводится колонии римского и латинского права45. Было обращено внимание на то, что в традиции Latini prisci связываются с деятельностью Тарквиния Приска, который завоевал Корникул, Фикулею, Камерию, Крустумерий, Америолу, Медуллию и Номент, т. е. земли, принадлежавшие «старым латинам» (Liv. 1. 38. 3—
Поскольку сведения относительно происхождения Порциев отсутствуют, локализовать этот район с большой степенью надежности не представляется возможным. Отсутствие серьезной источниковой базы не позволяет однозначно принять или отвергнуть информацию Плутарха. Важнее другое: разбор аргументов «за» и «против» достоверности сообщения Плутарха показывает, что слова Катона (судя по всему, очень хорошо представлявшего себе раннюю историю Италии) о том, что его род является очень древним, имеют под собой серьезную почву.
Приведенный материал позволяет утверждать, что Катон был выходцем из муниципальной зажиточной (по меркам конца III в. до н. э.) всаднической семьи, имевшей связи и знакомства в Риме49. Вместе с тем, античная традиция упорно причисляла Катона к homines novi («новым людям»), как называли в Риме неродовитых соискателей должностей. Возникает вопрос: есть ли противоречие между данной нами характеристикой семьи Порциев и тем, что Катон был «новым человеком»?
Для того чтобы ответить на него, необходимо определиться с самим понятием «homo novus», выявив, какой смысл вкладывали в него римляне. Из источников видно, что этот термин употреблялся, как правило, в связи с соисканием магистратур, как низших, так и курульных50. Специальное исследование посвятил «новым людям»
Можно заметить, что «новый человек» мог быть всадником, сенатором, но никогда нобилем. Вплоть до эпохи Гракхов всадники и сенаторы составляли единое сословие всадников (equo publico), формировавшееся на основе всаднического ценза. Разделение на ordo senatorius и ordo equester, вероятно, происходит только в конце II в. до н. э. Однако и позднее сыновья сенаторов считались всадниками и оставались ими пожизненно, если не добивались места в курии. В комициях сенаторы голосовали в первых
Данный вопрос был изучен и
Таким образом, сосредоточение в руках всадников и сенаторов важнейших рычагов общественного управления было обусловлено функциональной предназначенностью их сословия, «служилого», а не эксплуататорского по отношению к гражданской общине в целом. Работы К. Николе и
Казалось бы, именно в сенате «новые люди» должны были сталкиваться с противодействием знати, о котором столетие спустя после Катона так красочно писал Цицерон (Mur. 17; Agr. 2. 3). Историками, однако, была замечена одна особенность — притом, что римскими авторами постоянно употребляется термин «знать», «знатные люди» (nobilitas, nobiles), ни в одном латинской тексте не встречается словосочетание «знатный сенатор» (senator nobilis)64. Подобная терминологическая чистота источников свидетельствует, что римляне четко разделяли две эти категории («нобиль» — «сенатор»), не пересекавшиеся друг с другом, поскольку каждая из них несла собственную смысловую нагрузку. Красноречив пример Катона Старшего, о котором античные авторы писали как о неутомимом борце со знатью, и которого они же объявили героем сенаторского сословия, поднявшего величие (majestas) сената (Val. Max. 3. 4. 6; 8. 15. 2). Римская nobilitas предстает скорее социальным явлением, чем юридическим фактом. Обусловлено это тем, что в Риме nobilitas никогда не была правовой категорией, поскольку юридически ordo nobiliorum не существовало. Пытаясь определить грань, отделявшую знатных римлян от незнатных, историки разошлись во мнениях. Т. Моммзен считал нобилей потомками курульных магистратов, которые первоначально выбирались только из патрициев, поэтому искомой границей nobilitas он счел курульный эдилитет65. М. Гельцер пришел к иному выводу: к нобилитету принадлежали те, чьи предки были консулярами66. С его мнением согласился А. Афцелиус, который счел его, однако, подходящим только для эпохи Цицерона. В отдельной работе А. Афцелиус изложил свое видение проблемы знатности до-цицероновского времени, встав на сторону Т. Моммзена: в III—
Возникает вопрос о том, где находятся истоки этого права. Уже его неформальный характер заставляет предположить, что мы имеем дело с традицией, входящей в состав комплекса социорегулятивных норм, объединяемых названием mos maiorum. Как отмечалось, «представление о превосходстве старинных знатных фамилий глубочайшим образом входило в плоть и кровь римского народа; оно пережило республику и напоминало о себе даже в императорскую эпоху…»71. То, что эта традиция практически без сбоев воспроизводилась на с.17 протяжении длительного времени, заставляет искать ее корни во времени, когда шло формирование римских публично-гражданских институтов. Возможно, однако, что истоки ее лежат в более ранней эпохе. Обратим внимание на привилегии, которые имели курульные магистраты: «право масок» (jus imaginum), курульное кресло, тога-претекста, муллеи — красные сапоги, «обувь царей и патрициев», право приезда в сенат на колеснице (Polyb. 6. 53—
По мере формирования в Риме институтов гражданской общины нобилитет постепенно встраивается в ее структуру. Как правило, обладая значительными земельными владениями, нобили входят в состав
Таким образом, противоречия между «новизной» соискателя высоких магистратур и его происхождением из зажиточной муниципальной знати не существует. Катон, несмотря на успешную карьеру, судя по сообщениям источников, испытывал давление со стороны знати, причем не последнюю роль здесь играл упрек в «новизне» (novitas) удачливого политика (Liv. 37. 57. 15; с.18 39. 40. 9, 41. 2; Plut. Cat. Mai. 1; 11; 16; 19). Плутарх приводит слова Катона, заметившего, что Рим достигнет наивысшего могущества в том случае, если «знаменитые и великие мужи будут стараться не уступать в доблести людям никому не известным, а плебеи вроде него самого станут оспаривать это первенство у тех, кто славен и благороден» (Cat. Mai. 11)73. В нескольких сохранившихся фрагментах речей Катона можно обнаружить следы скрытой полемики со знатью: «Правом, законом, свободой, республикой следует пользоваться сообща, славой и почетом — кто насколько заработает» (MF 252, cf. 48, 93, 129). Анализ эпитафий знатных римских родов III—
Имеющийся в нашем распоряжении материал источников позволяет нам прийти к следующим выводам. Марк Порций Катон Старший был выходцем из старинной муниципальной семьи, видимо, имевшей этрусские корни. Принадлежность к Тускулу давала Порциям права римского гражданства, а присутствие в кругу местной знати и обладание состоянием не ниже уровня
ПРИМЕЧАНИЯ