А. В. Колобов
Пермский государственный университет

Боевые награды римских легионеров эпохи принципата

Статья опубликована в журнале «Вестник Пермского университета». Выпуск 2. Сер. «История». Пермь, 1998. С. 27—33.
На сайте публикуется по электронной версии, предоставленной автором, 2000 г.

Во вре­ме­на Рес­пуб­ли­ки у рим­лян суще­ст­во­ва­ли сле­дую­щие виды воз­на­граж­де­ния отли­чив­ших­ся в бою вои­нов: денеж­ная пре­мия, боль­ший по срав­не­нию с осталь­ны­ми раз­мер добы­чи, тро­феи в виде ору­жия и укра­ше­ний с повер­жен­ных про­тив­ни­ков, а так­же do­na mi­li­ta­ria — осо­бые зна­ки воин­ско­го отли­чия1. Награ­ды послед­не­го типа рас­про­стра­ня­ют­ся, в основ­ном, после воен­ной рефор­мы Гая Мария. Фено­мен do­na mi­li­ta­ria наряду с воз­ник­шей в то же вре­мя про­бле­мой вете­ран­ско­го воз­на­граж­де­ния свиде­тель­ст­ву­ет, на наш взгляд, о зарож­де­нии в среде воен­ных про­фес­сио­на­лиз­ма. Для сол­дат все боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ли оцен­ка их заслуг не граж­дан­ским кол­лек­ти­вом в целом, а сослу­жив­ца­ми и коман­до­ва­ни­ем в спе­ци­фи­че­ских, понят­ных преж­де все­го вои­нам фор­мах. Пре­стиж­ная цен­ность бое­вых наград в пред­став­ле­нии леги­о­не­ра пре­вы­ша­ла их денеж­ную сто­и­мость. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны был сле­дую­щие типы do­na mi­li­ta­ria: вен­ки раз­лич­ных сте­пе­ней досто­ин­ства (co­ro­nae), флаж­ки (ve­xil­la), осо­бые копья, не при­ме­няв­ши­е­ся в бою (has­ta pu­ra), оже­ре­лья (tor­ques), брас­ле­ты (ar­mil­lae), меда­ли (pha­le­rae). Ни в одной армии древ­не­го мира не суще­ст­во­ва­ло столь раз­ви­той систе­мы бое­вых наград, как у рим­лян.






С уста­нов­ле­ни­ем Импе­рии и завер­ше­ни­ем про­цес­са про­фес­сио­на­ли­за­ции армии награ­ды ста­ли делить­ся на офи­цер­ские и сол­дат­ские. За ред­ки­ми исклю­че­ни­я­ми, вен­ки, флаж­ки, копья ста­но­вят­ся офи­цер­ски­ми награ­да­ми. Круг сол­дат­ских наград огра­ни­чи­ва­ет­ся оже­ре­лья­ми, брас­ле­та­ми и меда­ля­ми2. Оже­ре­лья и брас­ле­ты извест­ны как воин­ские укра­ше­ния и сим­во­лы знат­но­сти у неко­то­рых индо­ев­ро­пей­ских наро­дов: ски­фов, кель­тов и т. д. У рим­лян они вхо­дят в оби­ход, ско­рее все­го, в резуль­та­те войн с гал­ла­ми, пер­во­на­чаль­но как вид воен­но­го тро­фея. Одна­ко, если про­тив­ни­ки рим­лян носи­ли оже­ре­лья на шее, а брас­ле­ты — на запя­стьях рук, то рим­ские сол­да­ты кре­пи­ли их при помо­щи спе­ци­аль­ных кожа­ных петель на нагруд­ную часть пан­ци­ря3. С нача­ла Импе­рии оже­ре­лья и брас­ле­ты вру­ча­лись отли­чив­шим­ся вои­нам от рядо­во­го до цен­ту­ри­о­на обыч­но пара­ми и часто одно­вре­мен­но: и оже­ре­лья, и брас­ле­ты. Изготов­ля­лись эти награ­ды из раз­лич­ных метал­лов, покры­ва­лись сереб­ром и золо­том. Позо­ло­чен­ные награ­ды счи­та­лись более почет­ны­ми. Отсут­ст­во­вал еди­ный дизайн изготов­ле­ния исполь­зо­вав­ших­ся в каче­стве do­na mi­li­ta­ria оже­ре­лий и брас­ле­тов. Архео­ло­гам эти награ­ды прак­ти­че­ски не попа­да­ют­ся, и судить о их внеш­нем виде мож­но толь­ко по изо­бра­же­ни­ям на сол­дат­ских над­гро­би­ях. Извест­но чуть более трид­ца­ти памят­ни­ков со всей терри­то­рии Рим­ской импе­рии, где изо­бра­же­ны do­na mi­li­ta­ria4. На них мож­но наблюдать как замкну­тый, так и не замкну­тый тип оже­ре­лья. Сре­ди брас­ле­тов пре­об­ла­да­ли плос­кие, широ­кие, лишен­ные каких бы то ни было укра­ше­ний, хотя попа­да­лись и укра­шен­ные т. н. «зме­и­ным» рисун­ком. Как инди­виду­аль­ные награ­ды do­na mi­li­ta­ria вру­ча­лись толь­ко вои­нам, обла­дав­шим пра­ва­ми рим­ско­го граж­дан­ства. Извест­ны слу­чаи, когда почет­ны­ми оже­ре­лья­ми и брас­ле­та­ми награж­да­лись целые воин­ские части, при­чем и из вспо­мо­га­тель­ных войск, состо­яв­ших обыч­но из неграж­дан. Макет награ­ды при­креп­лял­ся к зна­ме­ни воин­ско­го под­разде­ле­ния, а сам факт награж­де­ния отра­жал­ся в его назва­нии. Так, напри­мер, неко­то­рые кон­ные и пехот­ные части из чис­ла вспо­мо­га­тель­ных войск носи­ли титул Tor­qua­ta или Ar­mil­la­ta.

В эпо­ху ран­не­го прин­ци­па­та рим­ские вои­ны одно­вре­мен­но с награж­де­ни­ем оже­ре­лья­ми и брас­ле­та­ми часто отме­ча­лись меда­ля­ми. Меда­ли (pha­le­rae) как знак воин­ско­го отли­чия извест­ны у рим­лян с нача­ла Рес­пуб­ли­ки, одна­ко награж­да­лись ими пер­во­на­чаль­но толь­ко кон­ни­ки. В пери­од позд­ней Рес­пуб­ли­ки меда­ли ста­но­вят­ся награ­дой и для леги­о­не­ров — пехо­тин­цев. Наи­бо­лее извест­ны метал­ли­че­ские — чаще брон­зо­вые и покры­тые сереб­ром или позо­ло­той — меда­ли. Боль­ше все­го их обна­ру­же­но на Рейне, где в пер­вой поло­вине I века рас­по­ла­га­лась наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ная груп­пи­ров­ка рим­ских войск. Науч­ное изу­че­ние метал­ли­че­ских меда­лей нача­лось в середине XIX века5. Рим­ские метал­ли­че­ские меда­ли пред­став­ля­ют собой боль­шие и малень­кие дис­ки, раз­но­об­раз­ные по оформ­ле­нию. Извест­ны глад­кие и плос­кие фале­ры, а так­же с шишеч­кой в цен­тре и с рас­хо­дя­щи­ми­ся от него кон­цен­три­че­ски­ми кру­га­ми. Такие меда­ли порой труд­но отли­чить от похо­жих на них бля­шек, укра­шав­ших пор­ту­пею сол­дат и кон­скую упряжь6. На меда­лях изо­бра­жа­лись так­же голо­вы богов, духов под­зе­ме­лья, птиц, львов7. Наи­бо­лее попу­ляр­ны­ми были изо­бра­же­ния Гор­го­ны Меду­зы. Судя по изо­бра­же­ни­ям на сол­дат­ских памят­ни­ках, метал­ли­че­ские меда­ли выда­ва­лись леги­о­не­рам не по одной, как при­ня­то в совре­мен­ных арми­ях, а целы­ми набо­ра­ми из 5, 7, 9 штук. У рим­ских меда­лей не было коло­док. Раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми они, часто раз­ные по вели­чине и рисун­ку, кре­пи­лись к кожа­ным рем­ням, кото­рые, в свою оче­редь, соеди­нен­ные вме­сте напо­до­бие пор­ту­пеи, через голо­ву оде­ва­лись поверх доспе­хов.

Менее рас­про­стра­не­ны были меда­ли из стек­ла, чаще все­го, тем­но-сине­го цве­та. В насто­я­щее вре­мя они извест­ны в коли­че­стве чуть более 70 экзем­пля­ров8. Боль­шин­ство стек­лян­ных меда­лей име­ет диа­метр 37—42 мм9. Извест­ные уче­ным с XIX века, они дале­ко не все­ми спе­ци­а­ли­ста­ми вос­при­ни­ма­лись как do­na mi­li­ta­ria. Дело в том, что стек­лян­ные фале­ры архео­ло­гам все­гда попа­да­лись пооди­ноч­ке, тогда как рим­ские воен­ные меда­ли по мне­нию уче­ных, при­вык­ших к do­na mi­li­ta­ria из метал­ла, долж­ны быть в ком­плек­те из 5, 7, 9 штук. То обсто­я­тель­ство, что стек­лян­ные меда­ли дол­го попа­да­лись архео­ло­гам без рам­ки и кре­пеж­но­го меха­низ­ма, поз­во­ля­ло счи­тать их раз­но­вид­но­стью гемм. Кро­ме того, наряду с ико­но­гра­фи­че­ски­ми сюже­та­ми, типич­ны­ми для фалер из метал­ла: гор­го­на­ми, боже­ства­ми из раз­ряда dii mi­li­ta­res — Вик­то­ри­ей, Гер­ку­ле­сом и т. д., на боль­шин­стве стек­лян­ных меда­лей изо­бра­же­ны не встре­чав­ши­е­ся до того на воен­ных награ­дах муж­ские голов­ные порт­ре­ты, ино­гда — в сопро­вож­де­нии детей, изред­ка — оди­ноч­ные жен­ские голов­ные порт­ре­ты. Сопо­став­ле­ние этих изо­бра­же­ний с ико­но­гра­фи­ей рим­ских гемм и монет, а так­же скульп­тур­ных порт­ре­тов не остав­ля­ет сего­дня сомне­ний в право­те выдаю­ще­го­ся гер­ман­ско­го зна­то­ка рим­ско­го искус­ства Л. Кур­ци­у­са, впер­вые пред­по­ло­жив­ше­го, что это — порт­ре­ты реаль­ных людей с явно выра­жен­ны­ми инди­виду­аль­ны­ми чер­та­ми10. Визу­аль­ные изо­бра­же­ния импе­ра­то­ров и чле­нов их фами­лий широ­ко исполь­зо­ва­лись в раз­ви­той дина­сти­че­ской про­па­ган­де I в. н. э.11. Вслед за А. Аль­фель­ди мно­гие уче­ные сего­дня пола­га­ют, что на стек­лян­ных фале­рах изо­бра­жа­лись импе­ра­то­ры и наслед­ные прин­цы из дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев с сыно­вья­ми, изред­ка — их жены12. А. Аль­фель­ди один из пер­вых пред­по­ло­жил, что стек­лян­ные фале­ры — раз­но­вид­ность do­na mi­li­ta­ria, кре­пив­ши­е­ся, веро­ят­но, к пан­ци­рю посред­ст­вом метал­ли­че­ской рам­ки с застеж­кой, при­креп­ля­е­мой на кожа­ные рем­ни пор­ту­пеи13. В середине 70-х гг. догад­ка А. Аль­фель­ди была бле­стя­ще под­твер­жде­на юго­сла­вом Б. Ила­ко­ва­цем и швей­цар­цем Г. Юке­ром, на осно­ва­нии обна­ру­жен­ных фраг­мен­тов рекон­струи­ро­вав­ших меха­низм креп­ле­ния стек­лян­ных фалер к пан­ци­рю14. Наи­бо­лее часто на стек­лян­ных фале­рах изо­бра­жа­лись пооди­ноч­ке или с сыно­вья­ми импе­ра­то­ры Тибе­рий, Клав­дий, а так­же Гер­ма­ник — вид­ный пол­ко­во­дец, люби­мец рейн­ских леги­о­нов, наме­чав­ший­ся, если бы не его вне­зап­ная кон­чи­на, в пре­ем­ни­ки Тибе­рия15. Един­ст­вен­ной из жен­щин импе­ра­тор­ской фами­лии удо­сто­и­лась изо­бра­же­ния на воен­ных меда­лях Агрип­пи­на Стар­шая — жена Гер­ма­ни­ка и мать Гая Кали­гу­лы, очень попу­ляр­ная в армии и в восточ­ных про­вин­ци­ях, счи­тав­ша­я­ся вопло­щен­ным иде­а­лом пат­ри­ци­ан­ской мат­ро­ны16.

В кон­це XIX века фран­цуз­ский зна­ток антич­ной торев­ти­ки М. Бабе­лон опуб­ли­ко­вал ката­лог камей из собра­ния Париж­ской Нацио­наль­ной биб­лио­те­ки, в кото­ром несколь­ко гемм из полу­дра­го­цен­ных кам­ней он на осно­ва­нии обна­ру­жен­ных на их тыль­ной сто­роне пере­кре­щи­ваю­щих­ся кана­лов опре­де­лил как воин­ские меда­ли эпо­хи ран­ней Рим­ской импе­рии17. По мне­нию М. Бабе­ло­на, на этих гем­мах были изо­бра­же­ны Гор­го­ны. Пред­по­ло­же­ние М. Бабе­ло­на, обна­ру­жив­ше­го еще один тип рим­ских воин­ских меда­лей, дол­го игно­ри­ро­ва­лось спе­ци­а­ли­ста­ми. Меж­ду тем, актив­ная работа по пуб­ли­ка­ции ката­ло­гов антич­ной торев­ти­ки из евро­пей­ских музеев, раз­вер­нув­ша­я­ся в 1960—70-х гг., под­твер­ди­ла суще­ст­во­ва­ние очень неболь­шой груп­пы рим­ских фалер из полу­дра­го­цен­ных кам­ней (хал­цедо­на, ага­та, сар­до­ник­са, топа­за, уль­тра­ма­ри­на), изо­бра­жав­ших, глав­ным обра­зом, пер­сон из импе­ра­тор­ско­го дома Юли­ев-Клав­ди­ев18. На неко­то­рых гем­мах сохра­ни­лись фраг­мен­ты метал­ли­че­ской опра­вы. Мож­но пред­по­ло­жить, что у камен­ных фалер были раз­ные спо­со­бы креп­ле­ния: инди­виду­аль­ный, ана­ло­гич­ный имев­ше­му­ся у стек­лян­ных меда­лей, и посред­ст­вом про­пус­ка­ния кожа­ных ремеш­ков через сквоз­ные отвер­стия в тыль­ной сто­роне, подоб­но фале­рам из метал­ла. Круг­лые или оваль­ные по фор­ме гем­мы-фале­ры колеб­лют­ся в диа­мет­ре от 15 до 60 мм. В кон­це 1980-х гг. веду­щий рос­сий­ский спе­ци­а­лист по антич­ной торев­ти­ке О. Я. Неве­ров пред­по­ло­жил суще­ст­во­ва­ние еще одной раз­но­вид­но­сти рим­ских камен­ных фалер — с изо­бра­же­ни­ем т. н. «Аму­ров» — на осно­ва­нии ана­ли­за двух гемм из собра­ния Петер­бург­ско­го Эрми­та­жа19. Стиль изо­бра­же­ния «Аму­ра» на них еди­но­об­ра­зен: луно­по­доб­ное лицо сим­па­тич­но­го мало­лет­не­го ребен­ка с харак­тер­ной косич­кой, спу­щен­ной с теме­ни на лоб. Гем­мы с «Аму­ра­ми» из Эрми­та­жа име­ли на тыль­ной сто­роне пере­се­каю­щи­е­ся сквоз­ные кана­лы, ана­ло­гич­ные имев­шим­ся у неко­то­рых камен­ных меда­лей. О. Я. Неве­ров пред­ло­жил инте­рес­ную интер­пре­та­цию изо­бра­же­ния «Аму­ра» на воен­ной меда­ли. Соглас­но точ­ке зре­ния О. Я. Неве­ро­ва, в каче­стве «Аму­ра» на этих фале­рах изо­бра­жен Гай — умер­ший в мало­лет­стве сын Гер­ма­ни­ка и Агрип­пи­ны Стар­шей, стар­ший брат буду­ще­го импе­ра­то­ра — тоже Гая — Кали­гу­лы20. Ана­ло­гич­ные гем­мы с «Аму­ра­ми», как спра­вед­ли­во обра­тил вни­ма­ние О. Я. Неве­ров, нахо­дят­ся в собра­нии Париж­ской Нацио­наль­ной биб­лио­те­ки21. Уже после пуб­ли­ка­ции Неве­ро­ва подоб­ную камен­ную гем­му так­же с кре­сто­об­раз­ны­ми следа­ми креп­ле­ния на тыль­ной сто­роне, хра­ня­щу­ю­ся в Кра­ков­ском Нацио­наль­ном музее, опуб­ли­ко­вал Й. Сли­ва22. Поль­ский иссле­до­ва­тель счи­та­ет гем­му из Кра­ков­ско­го музея рим­ской сол­дат­ской меда­лью и при­ни­ма­ет неве­ров­скую интер­пре­та­цию изо­бра­жен­но­го на ней «Аму­ра». В 1990 году при рас­коп­ках позд­не­гляде­нов­ско­го нек­ро­по­ля Мок­и­но в окрест­но­стях Пер­ми архео­ло­ги Перм­ско­го госу­ни­вер­си­те­та в захо­ро­не­нии, хра­ня­щем следы сар­мат­ско­го вли­я­ния, нашли хал­цедо­но­вую гем­му с изо­бра­же­ни­ем «Аму­ра» и пере­се­каю­щи­ми­ся крест-накрест кана­ла­ми на тыль­ной сто­роне23. О. Я. Неве­ров, осмот­рев­ший наход­ку перм­ских архео­ло­гов, при­знал ее рим­ской фале­рой, ана­ло­гич­ной хра­ня­щим­ся в Эрми­та­же. Не каса­ясь здесь дис­кус­сии о путях про­ник­но­ве­ния антич­ной гем­мы на Урал24, мы пред­по­ла­га­ем, что серия камен­ных меда­лей с «Аму­ра­ми» (см. ката­лог) была изготов­ле­на в прав­ле­ние импе­ра­то­ра Гая Кали­гу­лы для награж­де­ния участ­ни­ков гер­ман­ско­го похо­да 39 г. н. э. Стре­мясь укре­пить пошат­нув­шу­ю­ся лояль­ность рейн­ских леги­о­нов, прин­цепс при­ка­зал изо­бра­зить на меда­лях, вру­чае­мых участ­ни­кам пере­пра­вы через Рейн, поми­мо сво­его, порт­ре­ты попу­ляр­ных в гер­ман­ской груп­пе войск сво­их роди­те­лей — Гер­ма­ни­ка и Агрип­пи­ны25, а так­же, по наше­му мне­нию, — умер­ше­го в ран­нем дет­стве бра­та — тез­ки импе­ра­то­ра.

Выпуск в каче­стве воен­ных наград стек­лян­ных и камен­ных меда­лей с изо­бра­же­ни­я­ми чле­нов импе­ра­тор­ской фами­лии харак­те­рен толь­ко для пери­о­да прав­ле­ния Авгу­ста и дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев (14—68 гг. н. э.), когда еще не были забы­ты рес­пуб­ли­кан­ские тра­ди­ции и не был выра­ботан прин­цип пре­сто­ло­на­сле­до­ва­ния. Под­дан­ни­че­ская пси­хо­ло­гия в наи­бо­лее зна­чи­мых с точ­ки зре­ния опо­ры пра­вя­ще­го режи­ма соци­аль­ных сло­ях еще толь­ко фор­ми­ро­ва­лась, а пото­му каж­до­му ново­му импе­ра­то­ру при­хо­ди­лось заво­е­вы­вать попу­ляр­ность, опи­ра­ясь на тра­ди­ци­он­ный инсти­тут патро­на­та и кли­ен­те­лы, а так­же на тес­но свя­зан­ный с ним меха­низм дина­сти­че­ской про­па­ган­ды. Бое­вые награ­ды вру­ча­лись леги­о­не­рам чаще все­го от лица импе­ра­то­ров, реже — от име­ни пол­ко­вод­цев, при­над­ле­жа­щих к импе­ра­тор­ской фами­лии, таких, как Тибе­рий и Гер­ма­ник в прав­ле­ние Авгу­ста, в еди­нич­ных слу­ча­ях — от лица вое­на­чаль­ни­ков, удо­сто­ен­ных три­ум­фаль­ных отли­чий, как было во вре­ме­на Авгу­ста26. Обык­но­вен­но награ­ды выда­ва­лись по слу­чаю побед­ных кам­па­ний, удо­сто­ен­ных три­ум­фа. В сол­дат­ских эпи­та­фи­ях, как пра­ви­ло, ука­зы­ва­ет­ся, какой имен­но импе­ра­тор удо­сто­ил леги­о­не­ра награ­ды и за какую вой­ну. Порой авто­ры тек­стов эпи­та­фий шли на нару­ше­ние dam­na­tio me­mo­riae, уве­ко­ве­чи­вая в камне имя офи­ци­аль­но под­верг­ну­то­го забве­нию того или ино­го пра­ви­те­ля, как было, напри­мер, с Доми­ци­а­ном. Похо­же, что факт награж­де­ния не ока­зы­вал зна­чи­тель­но­го вли­я­ния на даль­ней­шую карье­ру леги­о­не­ров, и это было оче­вид­ной сла­бо­стью рим­ской наград­ной систе­мы. Метал­ли­че­ские меда­ли в каче­стве do­na mi­li­ta­ria для леги­о­не­ров от рядо­во­го до цен­ту­ри­о­на исполь­зо­ва­лись до нача­ла II века, а затем они ста­ли чисто цен­ту­ри­он­ской награ­дой.

Эпо­ха Анто­ни­нов (II век) — пери­од посте­пен­но­го вытес­не­ния do­na mi­li­ta­ria, вклю­чая брас­ле­ты и оже­ре­лья, чисто мате­ри­аль­ны­ми мето­да­ми сти­му­ли­ро­ва­ния отли­чив­ших­ся вои­нов: денеж­ной пре­ми­ей, уве­ли­че­ни­ем про­дук­то­во­го пай­ка, допол­ни­тель­ным уволь­не­ни­ем и т. д. В эпо­ху Севе­ров — пери­од важ­ных реформ в рим­ской армии — do­na mi­li­ta­ria исче­за­ют окон­ча­тель­но. Одной из основ­ных при­чин отка­за от do­na mi­li­ta­ria явля­ет­ся про­вин­ци­а­ли­за­ция леги­о­нов. Служ­ба в леги­о­нах к тому вре­ме­ни ста­ла уде­лом сол­дат­ских сыно­вей и жите­лей при­ле­гаю­щих к лиме­су терри­то­рий. Для них рес­пуб­ли­кан­ские воен­ные тра­ди­ции, рас­счи­тан­ные на уро­жен­цев Рима и Ита­лии, были уже без­услов­но чуж­ды, чего, впро­чем, нель­зя ска­зать об антич­ной идео­ло­гии в целом. Кро­ме того, в тече­ние II века посте­пен­но сти­ра­лась раз­ни­ца в соци­аль­ном соста­ве леги­о­не­ров и сол­дат вспо­мо­га­тель­ных войск. К нача­лу воен­ных реформ Сеп­ти­мия Севе­ра вспо­мо­га­тель­ные вой­ска почти цели­ком наби­ра­лись из рим­ских граж­дан, а пото­му отпа­ла необ­хо­ди­мость под­чер­ки­вать спе­ци­аль­ны­ми награ­да­ми осо­бый ста­тус леги­о­не­ров. Со вре­ме­ни Мар­ко­ман­ских войн Мар­ка Авре­лия леги­о­ны начи­на­ют терять поло­же­ние основ­но­го рода импе­ра­тор­ской армии, испы­ты­вая воз­рас­таю­щую кон­ку­рен­цию со сто­ро­ны вспо­мо­га­тель­ных войск.

ПРИЛОЖЕНИЯ

КАТАЛОГ РИМСКИХ ФАЛЕР С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ «АМУРА»

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


Ar­heo­los­ki vestnik — Ar­heo­los­ki vestnik, Ljublja­na.

BJ — Bon­ner Jahrbue­cher des Rhei­ni­schen Lan­des­mu­seums in Bonn und des Ve­reins von Al­ter­tumsfreun­den im Rhein­lan­de, Koeln.

Fi­lo­ma­ta — Fi­lo­ma­ta, Kra­kow.

RE — Real En­cyc­lo­pae­die der Al­ter­thums, Stuttgart.

Schwei­zer Muenzblatt — Schwei­zer Muenzblatt, Bern.

Sta­ri­nar — Sta­ri­nar, Beog­rad.

Ur-Schweiz — Ur-Schweiz, Bern.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Sag­lio E. Pha­le­rae // Dic­tion­nai­re des An­ti­qui­tes grec­ques et ro­mai­nes. IV, 1. P. 426; Stei­ner P. Die Do­na Mi­li­ta­ria // BJ. 114/115. 1905. S. 1—98; Lam­mert F. Pha­le­rae // RE. Bd. XIX. 1938. S. 1660; Schup­pe E. Tor­ques // RE. Bd XVI. 1937. S. 1880. Buettner A. Un­ter­su­chun­gen ueber Ursprung und Entwik­lung von Auszeich­nun­gen in roe­mi­schen Heer // BJ. 157. 1957. S. 127—180. Max­field V. The Mi­li­ta­ry De­co­ra­tions of the Ro­man Ar­my. L., 1981.; Pet­ro­vic P. Do­na Mi­li­ta­ria // Sta­ri­nar. 42. 1991. S. 63—78. В оте­че­ст­вен­ном анти­ко­веде­нии рим­ские воен­ные награ­ды до сих пор не иссле­до­ва­лись.
  • 2Max­field V. Op. cit. P. 64.
  • 3Max­field V. Op. cit. P. 94.
  • 4Max­field V. A Sol­dier’s Tombsto­ne from Emo­na // Ar­heo­los­ki Vestnik. 37. 1986. P. 282.
  • 5Jahn O. Die Lauersfor­ter Pha­le­rae // Fest-prog­ramm zu Win­ckel­manns Ge­burtsta­ge am 9 De­cem­ber 1860. He­raus­ge­ge­ben vom Vorstaen­de des Ve­reins von Al­ter­tumsfreun­den in den Rhein­lan­den. Bonn, 1860.
  • 6Bis­hop M., Coulston J. Ro­man Mi­li­ta­ry Equip­ment from the Pu­nic Wars to the Fall of Ro­me. L., 1993. P. 130, 135.
  • 7Max­field V. The Mi­li­ta­ry De­co­ra­tions of the Ro­man Ar­my. L., 1981. P. 91.
  • 8Bo­schung D. Roe­mi­sche Glas­pha­le­rae mit Portraet­bues­ten // BJ. 187. 1987. S. 257.
  • 9Al­foel­di A. Roe­mi­sche Portraet­me­dail­lons aus Glas // Ur-Sshweiz. 15. 1951. S. 70.
  • 10Sche­rer P. Sae­cu­lum Augus­tum — Con­cor­dia Frat­rum // Jah­res­hef­te des Os­ter­rei­chi­schen Ar­chaeo­lo­gi­schen Insti­tu­tes in Wien. Bd. 58. 1988. S. 115—127.
  • 11Trillmich W. Fa­mi­lienpro­pa­gan­da der Kai­ser Ca­li­gu­la und Clau­dius. Ag­rip­pi­na Maior und An­to­nia Augus­ta auf Muen­zen. Ber­lin, 1978. S. 4—43; Pe­ka­ry T. Das Roe­mi­sche Kai­ser­bildnis in Staat, Kults und Ge­sell­schaft. Ber­lin, 1991. 165 S.
  • 12Al­foel­di A. Roe­mi­sche Portraet­me­dail­lons aus Glas // Ur-Schweiz. Bd. 15. 1951. S. 66—80; Me­gow W.-R. Ka­meen in Rhei­ni­schen Lan­des-mu­seums Bonn // BJ. 186. 1986. S. 458—468; Bo­schung D. Op. cit. S. 194.
  • 13Al­foel­di A. Op. cit. S. 68.
  • 14Ila­ko­vac B. Portret­na me­dalja iz Bur­nu­ma // An­tic­no stek­lo v Jugos­la­viji. Ko­lok­vij ob 150-let­ni­ci Na­rod­ne­go mu­zeja v Ljublja­ni. Supple­men­tum Ar­heo­los­ki vestnik. 25. 1974. S. 161; Juc­ker H. Glas­pha­le­rae mit dem Portraet des Ne­ro Juli­us Cae­sar // Schwei­zer Muenzblatt. 25. 1975. S. 50—60.
  • 15Bo­schung D. Op. cit. S. 194.
  • 16Bo­schung D. Ibi­dem; Trillmich W. Op. cit. S. 32—45.
  • 17Ba­be­lon M. E. Ca­ta­lo­gue des ca­mees an­ti­ques et mo­der­nes de la Bib­lio­te­que Na­tio­na­le. Pa­ris, 1897. Pla­te XVIII.
  • 18Vol­lenwei­der M.-L. Die Steinschnei­de­kunst und ih­re kunstler in spaet­re­pub­li­ka­ni­scher und Augus­ti­scher Zeit. Ba­den-Ba­den, 1966. S. 25, Taf. 14; He­nig M. A Cor­pus of Ro­man Engra­ved Gemsto­nes from Bri­tish Si­tes. L., 1974. P. 82; Zweier­lein-Diehl E. Die An­ti­ke Gem­men des Kunsthis­to­ri­schen Mu­seums in Wien. Muen­chen, 1979. Bd. 2. S. 109, N 1037; S. 115, N 1042.
  • 19Неве­ров О. Я. Антич­ные гем­мы в собра­нии Эрми­та­жа (ката­лог). Ленин­град, 1988. С. 73. №№ 101, 102.
  • 20Там же.
  • 21Ba­be­lon M. E. Op. cit.
  • 22Sliwa J. Rzymska fa­le­ra ze zbio­row Mu­zeum Na­ro­dowie­go w Kra­kowie // Fi­lo­ma­ta. 417. 1993. S. 388—397.
  • 23Соболе­ва Н. В. Рас­коп­ки Мок­ин­ско­го могиль­ни­ка // Архео­ло­ги­че­ские откры­тия Ура­ла и Повол­жья. Ижевск, 1991. С. 73; Мель­ни­чук А. Ф. Рас­коп­ки Мок­ин­ско­го могиль­ни­ка близ Пер­ми // Архео­ло­ги­че­ские откры­тия 1994. Москва, 1995. С. 223—224.
  • 24Ста­тья «Рим­ская фале­ра из Перм­ско­го При­ура­лья», напи­сан­ная авто­ром этих строк в соав­тор­стве с А. Ф. Мель­ни­чу­ком и Н. В. Куля­би­ной, пере­да­на для пуб­ли­ка­ции в «Вест­ник древ­ней исто­рии».
  • 25Trillmich W. Op. cit. S. 32, 43.
  • 26Max­field V. Op. cit. P. 117.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1387643698 1303242327 1303312492 1406489530 1406491101 1406495778