Пермский государственный университет
Римское военное снаряжение на дальней варварской периферии: проблемы интерпретации
Проблема взаимоотношений между обществами, находящимися на разных уровнях развития, весьма актуальна как для наук, изучающих современность, так и для отраслей знания, изучающих далекое прошлое. Динамичное развитие археологии в течение последних десятилетий дает возможность высветить новые нюансы в характере отношений между античной цивилизацией, достигшей наивысшего расцвета в форме ранней Римской империи, и варварскими племенами Центральной и Восточной Европы.
Очень долго эта тема рассматривалась исключительно в контексте военных конфликтов между двумя враждебными и не имевшими общих точек для соприкосновения мирами. Основания для такого взгляда на характер римско-варварских отношений давали, прежде всего, сообщения античных авторов, изобиловавшие сведениями о больших и малых войнах, а также акцентировавшие внимание на непреодолимых различиях между миром античной цивилизации и миром варварства. Кроме того, к середине XX века археологи открыли в полном объеме римский лимес — систему фортификационных сооружений, протянувшуюся наподобие Великой китайской стены на тысячи километров от Северного до Черного моря по Рейну и Дунаю. В зарубежной историографии сложилось opinio communis, согласно которому фактор стабильной и непроходимой в течение четырех веков границы способствовал формированию единого культурно-исторического пространства, ставшего своеобразным прообразом современной объединенной Европы.
Между тем, интенсивные археологические изыскания, проводимые в последние десятилетия на территории стран Центральной и Восточной Европы дают основания для пересмотра некоторых устоявшихся стереотипов. Прежде всего, оказалось, что варварские племена весьма различались между собой по уровню развития. Далеко не со всеми из них римляне враждовали. Важное место, как выяснилось, в отношениях Рима и варваров занимала торговля, которая не прекращалась даже во время военных действий. В частности, в течение многих столетий функционировал «янтарный путь» — главная торговая магистраль между римлянами и варварами на территории континентальной Европы. «Янтарный путь» начинался на Балтийском побережье, на территории нынешней Калининградской области, проходил через Польшу, Чехию, Австрию и заканчивался в имперский период в Аквилее — главном экономическом центре северной Италии1.
По этому пути в Италию поступал янтарь, который пользовался спросом в античном мире как поделочный камень, а также в силу приписываемых ему особых целительных свойств2. Янтарь, очевидно, служил одной из главных статей варварского «экспорта» в античный мир3.
В свою очередь, римляне отправляли варварам не только вино и предметы роскоши, как полагал Тацит, но и разнообразные ремесленные изделия, включая оружие. Находки римского оружия и воинского снаряжения на территории Нидерландов, северной Германии, Дании поставили под сомнение господствовавший прежде в науке тезис о запрете вывоза римского вооружения за лимес4.
В данной работе мы рассмотрим вопрос о том, каким образом использовали варвары военное снаряжение римлян. Начнем мы с находок римского вооружения и варварских имитаций римского военного снаряжения, обнаруженных в начале «янтарного пути» — на Самбийском полуострове в Калининградской области России, в западной Литве и северо-восточной Польше5.
Речь идет, главным образом, об ажурных бронзовых изделиях в стиле opus interrasile, а также «крыльчатых» и «глазчатых» фибулах. Ажурные накладки из металла служили важным элементом женской одежды у кельтов Норика и Паннонии, а в I в. н. э. они обрели популярность в качестве украшений на ножнах мечей, на поясах, портупеях, звеньях цепей-поводьев конской узды у солдат и офицеров римской армии, размещенной на Рейне и верхнем Дунае6. Точно также верхний Дунай является родиной «крыльчатых» и «глазчатых» фибул.
В Прибалтике ажурные накладки из металла и фибулы распространяются во второй половине I — первой половине II вв. как сугубо мужские атрибуты. Не вызывает сомнения, что появление варварских подражаний римской военной моде в столь удаленном от лимеса регионе связано с деятельностью римских торговцев на трассе «янтарного пути». Возможно, прав
Более сложен вопрос о том, кто являлся потребителями этих изделий и распространял стиль «opus interrasile» дальше на Восток. Едва ли можно безоговорочно согласиться с романтической версией
В поисках аналогий рассмотрим еще один весьма любопытный случай использования элемента римского военного снаряжения варварами. В 1990 г. Археологическая экспедиция ПГУ раскапывала в окрестностях д. Мокино Пермского района древний могильник, датированный III—
Находка попала в наш регион явно в связи с Великим переселением народов, в котором сарматы принимали активное участие. Интересен способ использования фалеры ее новыми хозяевами. Можно полагать, что она служила — наподобие шляпки гвоздя — в качестве элемента рукоятки меча или кинжала. Надо сказать, что мода на использование халцедоновых дисков в качестве элементов рукояток холодного оружия была известна у сарматов Южного Урала во II—
Кроме того, халцедоновые диски как декор воинского вооружения встречаются в датированных также IV—
Вне зависимости от того, являлись халцедоновые диски этниконами уральских сарматов15 или нет, существенно то обстоятельство, что в местах постоянного обитания южноуральских сарматов и гуннов халцедон не встречается. Крупнейшее месторождение халцедона в древности находилось на территории современного Узбекистана. Таким образом, и для гуннов, и для уральских сарматов это был редкий, привозной камень. Украшение воинского снаряжения халцедоновыми дисками и бусинами являлось своеобразной модой, элементом престижного потребления, призванным подчеркнуть обособленность воинов от общей массы кочевого населения. Кстати, в тураевских курганах обнаружено стекло и серебро боспорского, а также иранского происхождения16.
Заслуживает внимания мнение
Можно по аналогии предположить, что в качестве основного потребителя чеканных и штампованных бронзовых накладок на оружии и воинском снаряжении в Прибалтике также выступала формирующаяся дружинная прослойка, выделяющаяся из среды местного населения. Активизация торговли на «янтарном пути» в середине I в. совпала с началом интенсивных миграционных процессов в Евразии, коснувшихся и Балтийского региона. Переселения, сопровождавшиеся военными конфликтами, резко ускорили процесс социогенеза среди балтийских племен. Именно формирующаяся среда профессиональных воинов, на наш взгляд, могла стать разносчиком определенной моды на подчеркнуто «воинские» вещи импортного происхождения, и в частности, такие, которые отдаленно напоминали униформу римской армии. Общеизвестна установка на определенный импортный ассортимент в престижном потреблении новых социальных групп, претендующих на исключительность. Вспомним трогательную приверженность тех же «новых русских» массивным цепям и кольцам из золота, а также мобильным телефонам, т. е., атрибутам, заимствованным из арсенала мафиозных элементов на Западе.
В некоторых случаях варварские подражания римскому военному снаряжению обнаруживаются в совершенно удивительном контексте. Так, в центре и на юге Польши при раскопках женских погребений, относящихся к так называемой Пшеворской археологической культуре (II—
Едва ли можно вслед за К. Чарнецкой все типы представленного в могильниках Пшеворской культуры воинского снаряжения признать римскими. Так, например, боевые молоты на вооружении воинов римской армии из числа наемных германцев появились только в IV в. Нельзя однозначно признать «римский характер» прямоугольных щитов, миниатюрные копии которых представлены в данных погребениях. Возможно, такие щиты и входили в арсенал воинов некоторых вспомогательных частей римской армии. Однако, аналогичными щитами пользовались и воины «свободной» Германии. Безусловно римское происхождение фрагментов кольчужных панцирей. Такие кольчуги в римской армии использовались преимущественно воинами вспомогательных частей в I—
Обитатели Пшеворской культуры могут быть идентифицированы как германское племя лугиев, принимавшее активное участие в маркоманских войнах с Римской империей в 160—
Первоначально считалось, что полоски кольчужного снаряжения римлян использовались женщинами Пшеворской культуры как браслеты21. Однако, особенности конструкции, а также непременное присутствие в погребениях наряду с кольчужными звеньями миниатюрных копий оборонительного и наступательного оружия привели исследователей в конечном счете к выводу, что все эти вещи исполняли охранительную роль амулета22. То есть, реальная защитная функция воинского снаряжения переносилась на его фрагменты и копии в совершенно ином контексте. Польская исследовательница, ссылаясь на Тацита, обоснованно предполагает, что комбинация деталей и уменьшенных копий военного снаряжения в погребальном обряде была призвана подчеркнуть особый статус этих женщин23. Известно, что у германцев были специальные прорицательницы, обладавшие значительным политическим влиянием и высоким социальным статусом24.
Обращает на себя внимание похожее применение халцедоновых дисков финно-уграми Приуралья. Эти диски, известные как декор вооружения кочевых воинов евразийских степей, встречаются в датированных IV в. женских погребениях Азелинской культуры в Удмуртии25. Диски с отверстием в центре, по мнению
Таким образом, в качестве заключения можно отметить следующее. В структуре обменов между античной ойкуменой и миром варваров, а также между варварскими племенами, по всей видимости, важное место занимали предметы, относящиеся к сфере так называемого демонстративного или престижного потребления. В эпоху Великого переселения народов основным потребителем предметов такого рода у варваров выступала дружина как элитная социальная группа. Не удивительно, что воинов интересовало прежде всего военное снаряжение могущественных соседей и противников, а также привозные редкие вещи, которые можно было использовать в декоре вооружения. Однако, «военный импорт» мог использоваться и иными элитными группами, как например, женщинами-прорицательницами у древних германцев. При этом контекст использования этих вещей мог меняться радикально. Из средств реальной защиты элементы военного снаряжения превращались в амулеты, становясь объектами культового назначения. Возможно также, что элементы воинского снаряжения, попадая в чужеродную среду, особенно при спорадических контактах, как, скажем, между обитателями Азелинской культуры и номадами, полностью теряли свое первоначальное значение и приобретали совершенно иные функции.
ПРИМЕЧАНИЯ