Основные черты оппозиции правительству Феодосия I в восточной части Римской империи
с.66 В острой социальной борьбе, пронизывающей эпоху перехода от рабовладельческого строя к феодальному, поведение отдельных групп господствующего класса Поздней Римской империи играло немаловажную роль1. Между тем, изменение в этот период характера господствующего класса и его организации изучено очень слабо2. Наряду с недостаточной изученностью внутриклассовых противоречий в среде позднеримских собственников-рабовладельцев в советской исторической науке так же мало освещен вопрос о формах и содержании протеста различных прослоек господствующего класса по отношению к позднеримскому политическому режиму и конкретным методам государственной политики.
Внутриполитическая история империи в последней четверти IV в. обычно связывается с именем автократора Феодосия I и его преемников. Историческая значимость событий вызывает до сих пор поток исследований по социально-политической истории этого времени3, чему способствует большое количество источников. Но большинство работ зарубежных ученых посвящено тем сторонам внутренней политики, где позднеримское правительство выступает субъектом и инициатором системы воздействия на общество. Трудов, рассматривающих правящую верхушку Позднего Рима или Ранней Византии как объект целенаправленной критики и нажима со стороны определенных прослоек господствующего класса, в последнее время немного (таковы, например, исследования В. Кэги и Ф. Пашуда).
В советской литературе отдельные аспекты этой проблемы затронуты в работах
В данном случае под оппозицией понимаются слои, группы и фракции господствующего класса, выступающие против политики правительства в рамках, исключающих вооруженный протест. Безусловно, во все с.67 периоды истории антагонистических обществ оппозиционно настроены к правительству были и народные массы. К. Маркс и Ф. Энгельс применительно к конкретной обстановке средневекового и капиталистического государства включали в оппозиционные элементы крестьянство и рабочих, пользовались дефинициями «плебейская оппозиция» и даже «общая оппозиция»8. Однако для периода революционных бурь слово оппозиция в отношении рабочего класса и крестьянства они употребляли редко и только при описании специфической, нетипичной ситуации. В большинстве случаев К. Маркс и Ф. Энгельс говорят об оппозиции отдельных групп господствующих классов. По
В данной статье делается попытка охарактеризовать основные черты оппозиции правительству Феодосия I в восточной части Римской империи.
Феодосий пришел к власти в январе 379 г., получив из рук императора Грациана титул августа и должность правителя восточной части римской державы со всеми вытекающими отсюда полномочиями. Кроме традиционных в то время для Византии проблем социально-экономического и политического порядка Феодосию предстояло разрешить трудности, возникшие в результате взрыва социального движения на Балканах и Адрианопольской катастрофы 9 августа 378 г., из которых мы выделим следующие: 1) серьезный упадок уровня экономики на Балканах (особенно во Фракии) в результате военного поражения и вызванного этим оттока земледельцев из сел10; 2) опустошения, производимые варварами на Балканах11; 3) развертывание на Балканах социального движения12; 4) гибель восточноримского войска и императора Валента13; 5) дезорганизация административного аппарата.
Преодоление или, по крайней мере, лимитирование последствий битвы под Адрианополем имело хотя и первоочередное, но все же не главное значение перед лицом общей для господствующего класса задачи — выхода из социально-экономических затруднений, возникших во второй половине IV в.14 Военная катастрофа лишь усложнила ситуацию. Валент жестоко поплатился за попытку превратить готов, перешедших Дунай, в своих подданных — земледельцев и рекрутов15. Этот просчет усугубился стремлением правительства сдержать активность социальных слоев, особенно горожан, стремившихся выступить против варваров16. Симптоматично, что политическое брожение в Византии непрерывно нарастало со второй половины
Сосредоточивая на первых порах внимание на военных вопросах (комплектование войска, усмирение или уничтожение варваров-грабителей18 и т. д.), Феодосий параллельно решал и задачи социально-экономического плана. Репрессивные меры переплетались с широкой демагогией и практическими уступками определенным группам населения19. Однако указы, содержащие эти уступки, появляются лишь в 382 г. В первые годы правления Феодосий делал ставку на военную силу, вытесняя варваров за Дунай20. Однако разрешить «готскую проблему» с.68 только военным путем император не смог21. Последовала полоса заигрывания с вождями готов22 и народными массами. Торопясь укомплектовать армию из сил, враждебных варварам, и стимулировать подъем экономики на Балканах, правительство пошло на уступки колонам23. Но это было лишь потребностью момента. В целом Феодосий обратился за помощью не столько к селам, сколько к городам, в пользу которых были проведены отдельные мероприятия. В
В известной мере смягчению недовольства должны были служить и указы, регламентирующие власть и судопроизводство чиновников. Так, запрещалось разбирать судебные дела, которым минул год (Cod. Theod., IX, 36. 1). Запрещались обвинения «через письма» (Cod. Theod., IX, 1. 15). Правительство формально выступало против алчности магистратов всех рангов (Cod. Theod., VIII, 4. 15; IX, 10. 14; 27. 7); смещение видных лиц, отражавшее сдвиги в правящих кругах, сопровождалось заверениями в заботе о благе народа27.
Восстанавливая пришедшее на Балканах в упадок сельское хозяйство, Феодосий старался в первую очередь удовлетворить интересы фиска и крупных землевладельцев. Поскольку самой острой была проблема рабочей силы, правительство боролось за возвращение рабов к их владельцам, а колонов — в имения, к которым они были прикреплены28. В 386 г. вышел указ о прикреплении к земле палестинских колонов, отмечавший, что в остальных провинциях закон уже удерживает колонов вечным принудительным правом (Cod. Just., XI, 51). В 391 г. Феодосий упразднил обязанность свободных землевладельцев уступать землю только членам их общин (Cod. Theod., III, 1. 6). Consortium, таким образом, лишился определенного средства защиты от посягательств зажиточных лиц29. В то же время правительство пыталось привлечь рабочую силу на запущенные частные и государственные земли предоставлением известных льгот, что способствовало распространению мелкого землевладения30, укрепление которого было основной тенденцией исторического развития.
Фактором, укрепляющим авторитарный режим, было определение правительством православия как ортодоксального учения. В условиях социальных волнений упрочение диктатуры было невозможно без с.69 признания главенствующим христианства того толка, который исповедовали слои населения (в первую очередь, слои господствующего класса), заинтересованные в скорейшей стабилизации. Ко времени Феодосия им было никейское православие. Арианство, исповедуемое предшественниками Феодосия (кроме Юлиана и Иовиана), к
Отныне догматы фиксировались не церковью, а правительством38. Привилегии формально обеспечивались за общественными группами, исповедующими православие.
Идеологическое давление на народные массы и на часть господствующего класса дополнялось давлением финансово-экономическим. Основным материальным фактором, вызывавшим недовольство масс и появление оппозиции в среде знати, был налоговый гнет. Подданные страдали от составления чиновниками при сборе налога неправильных расписок (Cod. Theod., VII, 4. 18; XI, 2. 5; XII, 6. 17—
Однако, что касается царственных особ, Либаний не идет дальше открытой оппозиционности давно почившим императором Константину и Констанцию (Or. XVIII; XXX; XLVIII; LXII). Феодосий — вне открытой критики. К Феодосию обращены униженные просьбы антиохийского ритора — за лиц, томящихся в застенках (Or. XLV), и в целом за антиохийцев, провинившихся во время событий 387 г.46 Возможно, известный оппозиционный заряд содержали нападки Либания на политику найма варваров Константинополем (Or. XVIII, 33—
Поведение Либания во многом объясняет поведение городской верхушки в антиохийском восстании 387 г. Внеся вклад в разжигание недовольства горожан, владетельные куриалы, не справившись с ростом народного возмущения, пошли на компромисс с правительством и с.71 отделались испугом в период репрессий. Исследуя содержание и динамику восстания,
Разумеется, карательные акции только загоняли оппозицию внутрь, не ликвидируя ее окончательно. В условиях укрепления механизма социального гнета в лице православной церкви оппозиция выражала протест в форме ересей и язычества. Поэтому формально правительство обрушивалось на еретиков и язычников как на носителей враждебных идейных течений.
В законодательном порядке репрессии против язычников проводились на протяжении всего правления Феодосия48. Законами
Что касается разницы накала оппозиционности социальных слоев Византии, взявших на идеологическое вооружение язычество, и язычников Запада, то в этом вопросе следует признать правильность мнения Р. Ремондона: «Отсутствие в восточной части империи социальной силы, аналогичной римской знати, избавляло ее от языческого противодействия, подобного противодействию Евгения. Ни паганизм, который едва выжил в деревне, ни паганизм, который сохраняли маленькие сообщества философов, ни паганизм варварских вождей не были на это способны»53. с.72 Р. Ремондон, однако, не договаривает: какие социально-экономические условия породили эту ситуацию? Такие моменты, как наличие на Западе компактного крупного землевладения в условиях сильного податного гнета со стороны центрального правительства и действие римской культурно-идеологической традиции, делали сенаторов Рима «языческой оппозицией» Константинополю.
Царствование Феодосия подверглось резкой критике со стороны тех представителей господствующего класса Византии, которых условно можно назвать местной языческой оппозицией54, — Евнапия и Зосима. И хотя Зосим жил в правление Анастасия, сравнение его положений с социально-политическими взглядами Евнапия показывает, что разницы в оценке Феодосия у них нет. Дело не столько в том, что труд Евнапия был важнейшим источником для «Новой истории» Зосима, сколько в близости общественных позиций обоих писателей.
По Евнапию, Феодосий, получив власть, поступил подобно юнцу, приобретшему в наследство богатство отца и всеми средствами начавшему губить «то, что досталось» (Eunap., p. 244. 21—
У Евнапия есть только намеки на отдельные позитивные качества Феодосия. Это краткое описание грусти императора по поводу смерти жены (Eunap., p. 253. 32—
У Зосима изображение Феодосия дополняется примерно теми же штрихами, что и у Евнапия. Характерно, что Зосим пытается выказать объективность, подчеркнув наряду с отрицательными качествами императора (в основном, морального свойства) и положительные56. Но в целом правление Феодосия получает у автора «Новой истории» негативную оценку. Мероприятия этого императора вызвали «разрушения дел» (Zosim., IV. 28. 3; 41. 1), «поворот к худшему» в государственном с.73 управлении (Zosim., IV, 29. 1), «порчу государства» (Zosim., IV, 33. 4). В правление Феодосия возобладали евнухи-царедворцы и прочие «недостойные лица». Раздавая руководящие посты, император заботился не о добром звании и добродетельной жизни правителя, а о плате, которую тот внесет за свой пост (Zosim., IV, 28. 3—
Таким образом, объектом критики Евнапия и Зосима явились в основном четыре момента в деятельности правительства Феодосия: 1) административно-военные нововведения; 2) засилие и произвол «недостойных» магистратов; 3) благосклонное отношение к варварам, явно враждебному элементу; 4) налоговый гнет.
Зосим особо выделяет то, что религиозная политика Феодосия имела бедственные последствия для империи. Прекращение жертвоприношений и забвение «отеческой веры» привело к тому, что «область римлян, постепенно умаленная, стала обиталищем варваров, или, по крайней мере, — совершенно лишенная жителей, пришла в такое состояние, что нельзя было узнать мест, в которых находились города» (Zosim., IV, 59. 4). Таким образом, по Зосиму, религиозный произвол правительства дополнял административный, а внедрение христианских норм в общественную жизнь вызвало упадок Римской державы. Оппозиционность Евнапия и Зосима правлению Феодосия явно была одной из форм критики христианских правителей вообще. Протестуя против нарушения законности, старинного государственного устройства и правопорядка, Евнапий и Зосим не просто восставали против искажения правовых норм57 и вульгаризации римского права режимом домината. Вульгаризация права осуществлялась, наряду с прочим, через влияние христианских норм и союза церкви с государством58. Оппозиция Евнапия и Зосима правительственному произволу была поэтому и оппозицией данному союзу.
Однако чаще недовольство отдельных групп господствующего класса облекалось в форму еретических течений. В связи с тем, что правительство поддержало православие, часть оппозиции формально выступала против никейско-каппадокийской догмы. Например, несмотря на преследования, продолжали существовать арианские группировки. Изгнание из столицы арианского епископа Демофила и его приверженцев и передача церквей православным не ликвидировали сборищ за городом (Сократ, стр. 395; Созомен, стр. 482). Евномий удалился в Вифинию, где образовался центр ариан59. Эдикт от 10 января 381 г. грозил карой собственно арианам и арианским сектам (фотинианам и евномианам), которые, как следует из указа, имели приверженцев в провинциальных городах (Cod. Theod., XVI, 5. 6). Разрешение Ульфиле, готскому епископу, иметь в столице арианский собор было уступкой не арианам вообще, а арианам-готам, военной опоре правительства. Приверженцы арианства долгое время пребывали даже при дворе и в чиновной среде (Филосторгий, стр. 402; Созомен, стр. 483).
с.74 На соборе 381 г. определилась оппозиционность приверженцев македониевой ереси, «которые большей частью были из городов, лежащих около Геллеспонта» (Созомен, стр. 485). На соборе македониан возглавили Элевсий из Кизика и Маркиан из Лампсака. Видимо, македониане отражали интересы части горожан указанного региона, недовольной централизаторской политикой Константинополя.
Правительство Феодосия предприняло только одну попытку переговоров с представителями еретических направлений. В 383 г. в столице созывался новый собор. Позиция господствующих церковных группировок была твердолобой: не рассуждать с неправославными, а спросить напрямик — «принимают ли они тех истолкователей и учителей священного писания, которые жили до разделения церквей» (Созомен, стр. 495). Собор не разрешил своей задачи, и правительство вновь вернулось к репрессивным эдиктам.
Еще в 381 г., издавая указ о запрещении еретикам иметь свои церкви, Феодосий, очевидно, ввел в систему антиеретический произвол, так как он не определял формы изъятия церквей у неправославных60. В марте 382 г. эдиктом префекту претория Флору предписывалось создание специального института инквизиторов (inquisitores) для розыска еретиков (Cod. Theod., XVI, 5. 9). Группировкам евномиан, ариан, македониан, пневматомахов, манихеев и др. запрещалось сходиться в городах (Cod. Theod., XVI, 5. 11) и селениях (Cod. Theod., XVI, 5. 12). Как резюмировал Созомен, правительство постановило, чтобы неправославные «не имели наравне с прочими прав гражданства» (Созомен, стр. 496). В 387 г., во время похода императора на западноримского узурпатора Максима, в Константинополе произошло волнение ариан, слабо освещенное в источниках (Сократ, стр. 408—
Как справедливо полагал еще Н. Чернявский62, антиеритическое законодательство Феодосия не представляет собой чего-то единого. Что касается социальных сил, стоявших за еретическими течениями того времени, то, чтобы не вульгаризировать ситуацию, скажем: в большинстве своем они сосредоточивались в городских центрах, переживавших мучительный для народных масс и даже для средних собственников процесс упадка мелких позднеантичных полисов и возвышения крупных.
Критические высказывания церковных историков в адрес Феодосия почти не сохранились. Например, в «Церковной истории» Филосторгия можно указать только одно место подобного рода. Патриарх Фотий, передавая содержание этого сочинения, постарался, очевидно, не повторять негативных намеков историка, который смеялся над с.75 невоздержанностью Феодосия и его склонностью к роскоши (Филост., стр. 408), за что Фотий называет Филосторгия нечестивцем.
Известная критика Феодосия выражена и в «Церковной истории» Феодорита Кирского. В целом восхваляя императорскую справедливость и благочестие, Феодорит считал, что подавление Феодосием волнений в Фессалонике — следствие несдержанности гнева и скоропалительности решения (Феодорит, стр. 334). «…Царский гнев, как самовластный тиран, разорвав узы и свергнув ярем разума, обнажил неправосудно гнев на всех и вместе с виновными умерщвлял и невиновных, ибо семь тысяч человек было умерщвлено, говорят, без всякого суда и улики в сделанном преступлении…» (Феодорит, стр. 335. Подчеркнуто мной. —
Наконец, что касается форм протеста, присущих монашеству, то отметим: в нем продолжало доминировать неприятие гнетущей социальной действительности. Уже в 390 г. вышел закон, свидетельствующий о стремлении правительства элиминировать оппозиционность монахов. Закон предписывал разыскивать монахов и поселять в «пустынных местах и заброшенных уединениях» (Cod. Theod., XVI, 3. 1). Видимо, монахи, бывшие крестьяне и ремесленники, а ныне — своего рода люмпен-пролетарии63, являлись опасным «горючим» для городских волнений. В самом деле, указ 392 г. говорит, что некоторые монахи и их авторитет «усиливались судебными несправедливостями» (Cod. Theod., XV, 3. 1). Указом 391 г. закон 390 г. сводился на нет: монахам разрешали доступ в города. Так как в начале
Приведенные факты дают основание полагать наличие в правление Феодосия систематизированных оппозиционных оценок (Либаний, Евнапий). Однако недовольство отдельных групп господствующего класса по большей части не принимало формы открытого псогоса в публицистическом или историко-художественном оформлении. Сталкиваясь с конкретными негативными реалитетами, социальные группы отвечали конкретными же формами протеста. Однако при Феодосии крупные и средние собственники были слишком напуганы социальным движением на Балканах во второй половине
Правительство отвечало на оппозицию репрессиями. Преследования лимитировали критику режима, но и вызывали ответное недовольство.
ПРИМЕЧАНИЯ