Борьба между политической оппозицией и правительством Византии в 395—399 гг.
с.68 Во второй половине IV в. господствующий класс Византии искал выход из социально-экономических и политических трудностей, отражавших кризис позднерабовладельческого общества. В этих условиях особенно значимыми становились не только факторы классовой борьбы, но и нюансы конфронтации между отдельными группами господствующего класса. В последнее время в литературе отмечается важность изучения подобной проблематики1. Однако содержание протеста знати в конкретные периоды ранневизантийской истории практически не исследовано.
Данная статья является попыткой рассмотреть социальное содержание борьбы между оппозиционной знатью и правительством в 395—
В правление Феодосия I (379—
Со смертью Феодосия и разделом империи между его сыновьями в социально-политической жизни государства произошли крупные изменения. Многочисленные реалии, формально подчеркивающие единство державы5, не могли, однако, элиминировать тот факт, что специфика общественного развития Запада и Востока после 395 г. проявилась с.69 более четко. Соответственно этому более четкое оформление получили и оппозиционные группы. Недовольство обращалось против группы господствующего класса, стоявшей у власти в Константинополе. Оппозиционность правительству Запада перешла в область внешней политики. Это ярко проявилось в последовавшей за смертью Феодосия конфронтации правителей Запада и Востока по поводу завещания императора6 и из-за владения префектурой Иллирик7.
Во главе правительства Византии фактически встал Руфин, кельт по происхождению. Император Аркадий правил только номинально, за что получил осуждение некоторых современников (Eunap., p. 252; Zosim., V, 1). Вставшая у власти группировка наследовала от правительства Феодосия ряд сложных проблем. Значительное место среди них занимала и оппозиция.
С именем Руфина при Феодосии была связана активная административная деятельность. Уже в 382 г. он обладал большим влиянием8 и титулом квестора священного палатия. В 388 г. Руфин стал магистром оффиций, в 389 г. сопровождал Феодосия при поездке в Рим9, а в 392 г. получил пост префекта претория. На имя Руфина был адресован ряд важных указов10, что делало кельта ответственным за претворение их в жизнь. Из этих указов более показательными для характеристики политического лица Руфина представляются те, которые касаются оппозиционных настроений. Так, в 392—
с.70 С другой стороны, после смерти Феодосия на имя Руфина не издано ни одного закона, прямо ущемлявшего куриалов! Еще в 393 г. он совершил поездку в Антиохию, где приказал засечь до смерти комита Востока Лукиана (по официальной версии, за оскорбление Лукианом Евхерия, родственника императора)11. Характерно, что этот Лукиан, будучи consularis Siriae, характеризуется Либанием (представителем куриальной верхушки) как человек законопослушный, но жестокий (Liban., Or., LVI, 62), ставший объектом нападок антиохийского посольства в столице (Or., LVI, 14). У Либания есть специальная речь против Лукиана и речь против Флоренция, консуляра Сирии, вероятно, брата Лукиана12. В том же 393 г. Либаний написал Руфину письмо, где назвал его «врачевателем городов» (Liban., Ep., 1106. 3), восхищался его благодеяниями в отношении антиохийцев (Ep., 1106. 2) и выражал надежду, что Руфин приедет вновь и он, Либаний, снова сможет насладиться беседой с ним, а антиохийцы — получить новые блага. В письме к Аристенету Либаний называл Руфина «товарищем Дики» (Ep., 1110), а письмо Брасиду (Ep., 1111) — вообще риторический панегирик Руфину. Оба письма относятся к 393 г. и явно навеяны впечатлением от визита префекта в Антиохию13. Видимо, восторженные эпитеты Либания в адрес Руфина — не просто дань приспособленчества и лести. Очевидно, своими действиями Руфин старался завоевать расположение верхушки крупных городов.
Отношение «средних» городских слоев к Руфину и возглавляемому им правительству было иным. По Зосиму, антиохийцы были недовольны противозаконной казнью Лукиана. «Умиротворяя народ, Руфин построил портик, великолепнее которого город не имел ни одного строения» (Zosim., V, 2). Известно, что ранее массы антиохийцев встречали аккламациями упомянутого Лукиана, выражая недовольство префектом Тацианом и императором (Liban., Or., LVI, 18). Ненависть Либания к Лукиану и этим «крикунам» свидетельствует, что аккламации были направлены и против куриалов, с которыми Руфин стремился наладить отношения. Но особенно ярко оппозиция части городской знати правительству Руфина представлена в трудах Евнапия и Зосима.
Евнапий обличает Руфина как грабителя, полагающего силу в богатстве и содержащего доносчиков, которые разыскивали богатые имения и клеветали на имущих. Нарушались правовые нормы, «обижающий был судьей»; «все суды решали по воле Руфина» (Eunap., p. 254. 22—
В неприглядном виде Руфин представлен и в «Новой истории» Зосима. Будучи адвокатом, несомненно связанным с юридической практикой, и в то же время — оппозиционером14, Зосим приходил в ужас перед с.71 беззаконием Руфина. В судах царил диктат временщика, приговоры выносились в зависимости от взяток или родственных связей (Zosim., V, 1. 1). С Лукианом, отмечает Зосим, Руфин расправился без какого-либо обвинения (Zosim., V, 2, 3). Задумав погубить префекта претория Тациана, Руфин для вида назначил различных лиц для ведения процесса, хотя решающее слово имел он один (Zosim., IV, 52. 3). Особенно резко Зосим, как и Евнапий, критикует Руфина и Стилихона за произвол в отношении имущих граждан. «Когда всяческий вид подлости господствовал над городами, богатство со всех сторон попадало в дом Руфина и Стилихона, а бедность по каждой области распространялась в домах лиц, некогда бывших богатыми» (Zosim., V, 1, 3).
Совершенно очевидно, что, протестуя против неправедного судопроизводства и покушений на собственность граждан, Зосим и Евнапий отражали настроения не только городских кругов, связанных с отживающим полисным строем, но и аристократии, имевшей богатства и посты, но подвергавшейся атакам со стороны новой служилой знати. Последнее ярко проявляется в интригах Руфина против Промота и Тациана. Промота, опытного полководца, по рекомендации правителя отослали во Фракию в сопровождении отряда варваров. Те, получив указание Руфина, убили полководца, «мужа, сделавшегося лучше сокровища и всецело предавшего себя государству и императорам, но получившего достойную плату за образ мыслей…» (Zosim., IV, 51. 3). Чтобы погубить Прокла, сына Тациана, Руфин убедил несчастного отца вызвать его. Вернувшийся Прокл попал под суд и погиб (Zosim., IV, 52. 3—
У Зосима содержится и рассказ о содействии, которое Руфин и его приспешники («правящие предатели») оказали полчищам Алариха, открыв тому доступ в Грецию (Zosim., V, 5—
Ригоризм Зосима и Евнапия в отношении Руфина во многом перекликается с аналогичным ригоризмом Клавдия Клавдиана. Но вражда Клавдиана — иного рода. Оппозиционные мотивы римской и византийской знати он ставил на службу великодержавной политике Стилихона, своего покровителя. Поэтому оппозиция Клавдиана Руфину по своему социальному содержанию не может быть приравнена к оппозиции Евнапия и Зосима. Но, хотя Клавдиан отражал чаяния части аристократии и интеллигенции Запада, арсенал его критики гораздо богаче инвектив автора «Новой истории»15.
Оппозиционные взгляды современников в отношении правительства Руфина сохранила историческая традиция. В частности, намерение префекта женить Аркадия на своей дочери оценивалось как его с.72 притязание на трон не только Зосимом и Клавдианом, но и другими историками и публицистами16. Насколько справедливо это инкриминирование — для нас не суть важно. Интересно другое: точки соприкосновения в критике правительства Руфина представителей «языческой оппозиции» и церковных историков.
Позиция Руфина в отношении церкви не совсем ясна. Столичная церковная верхушка характеризует его как благочестивого христианина17. Известно, что в своем имении у Халкидона он основал обитель, куда доставил реликвии Петра и Павла18 и пригласил египетских монахов19. После смерти Руфина монахи покинули эту обитель20. Мы полагаем, что подобные факты говорят о попытке Руфина создать себе опору в одной из группировок монашества.
Церковные историки в целом не имеют «антируфиновского пыла», присущего «языческой оппозиции». Главное в критике Руфина у Сократа, Созомена и Филосторгия — осуждение стремления временщика взять императорский пурпур, учредить «тиранию». Честолюбие Руфина — причина его гибели: префект, злоумышлявший против сыновей Феодосия, был «легко низложен» (Созомен, с. 544). Более резких характеристик церковные авторы Руфину не дают. У Филосторгия описание внешности Руфина даже служит оттенением негативной наружности Аркадия (Филост., с. 409). Замечания церковных историков о возможном сговоре Руфина с варварами кратки (Созомен, с. 530; Oros., VII, 37). Такая относительно «слабая» оппозиционность Руфину скорее всего была вызвана его стремлением не задевать интересы церкви. Однако то, что оппозиция, хоть и слабая, но была, можно объяснить давлением на церковные фракции тех групп, которых политика Руфина не устраивала. С другой стороны, церковь не могла одобрять заигрывания правительства с варварами.
Оппозиция, видимо, была и в чиновно-административной среде21. По мнению Иоанна Лида, Руфин приобрел чрезмерную власть, чем «поверг державу в пропасть». Префект получил контроль над вооруженными силами, «фабриками» оружия и над зрелищами22. Очень негативно сказалась «тирания» Руфина и на законодательстве23. Здесь взгляды Лида, администратора до мозга костей, сходны с позицией Зосима.
Что касается знаменитой алчности Руфина, то ее критикуют, кроме Евнапия и Зосима, также представители иных групп господствующего класса24. Алчность префекта была связана с перемещением собственности в пользу группы рабовладельцев, стоявшей у власти. Все другие группировки, таким образом, оказывались в оппозиции, апеллировавшей к «справедливости» и упорядочению судопроизводства.
Ненависть должна была вызвать и ярая антиеретическая политика Руфина. 13 марта 395 г. у евномиан отняли jus testamenti (Cod. Theod., XVI, 5. 25), которое незадолго до этого им возвратил Феодосий (Cod. Theod., XVI, 5. 23, 27). Указ 13 марта нетерпим к еретикам вообще: «Мы возобновляем Нашим указом все штрафы и все наказания, которые были установлены законами святой памяти Нашего отца, — против упрямого духа еретиков, и Мы объявляем недействительной любую привилегию, которая была предоставлена им по каким-либо с.73 специальным утверждениям…» Повторялось запрещение еретикам устраивать сходы и иметь епископов (Cod. Theod., XVI, 5. 28, 29). В законе от 7 августа 395 г., обращенном опять-таки к Руфину, угрозы в адрес язычников и еретиков сопровождались угрозами провинциальным правителям за нерадивость в пресечении еретических «сборищ». Халатность чиновников при карательных акциях наказывалась штрафами и рассматривалась как пособничество еретикам (Cod. Theod., XVI, 10. 13).
Особым указом подтверждался закон «о пренебрежении языческими праздниками» (Cod. Theod., II, 8. 22).
Несмотря на непопулярность правительства Руфина, оно не было сметено ни местной городской знатью, ни оппозиционными группами столичных аристократов. Политика Руфина в целом отвечала интересам столичной аристократии и чиновной знати, связанной с авторитарной централизацией. Путем дворцового переворота устранить Руфина было трудно: он имел собственную дружину из гуннов25. Свергли Руфина представители оппозиционных кругов армии.
О борьбе Руфина со Стилихоном за возвращение на Восток с Запада войск, уведенных туда для свержения узурпатора Евгения, написано немало26. Для нас важно, что значительную часть контингентов, отправленных Стилихоном в Византию, составляли варвары. Во главе их стоял гот Гайна. Был ли Гайна в союзе со Стилихоном против Руфина — вопрос второстепенный27. Важно другое — в описаниях убийства Руфина28 (особенно у Клавдиана29) подчеркивается роль не столько варваров, сколько войска в целом. По Клавдиану, ненависть к погибшему префекту выказал и хлынувший за ворота столичный плебс30. Характерна форма надругательства над трупом: его голову, насадив на копье, носили по городу вместе с отрубленной рукой, взывая: «Подайте ненасытному!» В этом проявилась ненависть столичных жителей к финансовым методам Руфина. Ненависть верхушки ремесленных корпораций к Руфину подчеркивает тот факт, что голову Руфина носили «по всем мастерским» столицы (Филост., с. 409).
Таким образом, есть основания полагать, что в свержении правительства Руфина временно соединились интересы самых различных социальных групп — от народных масс до варварских контингентов.
Отношение варварских военных отрядов к правительству Руфина определялось не столько его политикой, сколько местом этих отрядов в социальной структуре Византии. Готы были враждебным византийцам наемным элементом, стремившимся существовать за счет паразитического потребления прибавочного продукта общества. Используя борьбу группировок господствующего класса империи, потребность правящих фракций в иноплеменных полицейских силах для подавления социальных движений, готская военно-племенная верхушка успешно инфильтрировалась на командные посты в политической организации Византии. Попытки правительства превратить готов в земледельцев терпели крах. Корпоративность варварских объединений, рост их притязаний и тенденция превратиться в своеобразное сословие делали готов опасной оппозицией31. Засилие готов в государственном аппарате рано или поздно должно было вызвать реакцию правящих групп. В с.74 частности, правительство Руфина имело какие-то серьезные трения с варварской верхушкой. По Филосторгию, гибель Руфина была вызвана насмешками префекта над войском (Филост., с. 409).
Мы считаем, что в данное время военно-варварская оппозиция только организовывалась. Этим объясняется, что именно ее элементы сыграли значительную роль в свержении Руфина и что власть все-таки перешла в руки группировки, интересы которой были далеки от интересов варваров. В то же время новое правительство несколько отличалось от правительства Руфина.
Фактическим главой правительства стал евнух Евтропий, еще в первой половине
В дошедших, до нас источниках положительных отзывов о правительстве Евтропия нет. Авторы проявляют лишь различную степень оппозиционности. По нетерпимости в своем отношении к Евтропию на первом месте стоят Евнапий и Зосим.
Евнапий, от труда которого Зосим, видимо, исходил при характеристике этого периода33, даже противопоставляет Руфина и Евтропия, поскольку последний нанес империи гораздо больше вреда (Eunap., p. 256. 12—
Автор «Новой истории» считает евнухов-царедворцев особой категорией лиц, негативно влияющих на ход государственных дел (Zosim., I, 6. 3; II, 55. 2; IV, 22. 4; V, 24. 1—
В историографии уже отмечалось, что при Евтропий получила влияние богатая торгово-ремесленная и ростовщическая верхушка столицы34. Следует добавить, что группа Евтропия пыталась расширить свою социальную базу за счет торгово-ростовщических элементов провинций. Отсюда — появление на сцене лиц типа презираемого Евнапием и Зосимом сирийца Варга, а также издание законов, выгодных торговцам-плутократам. Например, в 396—
Мы предполагаем, что появление правительства Евтропия обусловливалось временно благоприятной ситуацией для торгово-ростовщической знати Константинополя и части провинциальных центров. Торгово-ростовщическая верхушка, экономически близкая к средним собственникам, усилилась в конце IV в. через включение в курии богатых плебеев35. Часть торгово-ростовщической верхушки, вбиравшая в себя и «предпринимателей» — куриалов (в крупных городах)36, становилась силой, признаваемой государством37. В конечном счете эти социальные группы использовали временную стабилизацию, достигнутую при Феодосии I, и дискредитацию правительства чиновной аристократии столицы.
Согласно источникам, основным объектом критики оппозиционеров была сама личность Евтропия и его окружение. Конфискации38, продажа должностей39 и судебный произвол, обеспечивавшие Евтропию огромное богатство40, делались ненавистны и для церковной верхушки41. Вмешательство Евтропия в церковные дела, очевидно, отражало стремления стоявшей у власти группы подчинить или включить в сферу своих интересов некоторые церковные группы и фракции. Например, содействие Евтропия избранию антиохийского пресвитера Иоанна архиепископом Константинополя — содействие, сопровождавшееся нажимом на Феофила Александрийского (Сократ, с. 451; Созомен, с.76 с. 551), — вызывалось не только популярностью Иоанна (борца с арианством и «миротворца» в период антиохийского восстания 387 г.42), но и ориентацией временщика на некоторые группы сирийской знати. Позднее Евтропий пытался отменить право церковного убежища и запретить освобождение от государственных повинностей тех священников, которые когда-то были связаны с ними (Cod. Theod., IX, 40. 16; 45. 3; XI, 30. 57; XVI, 2. 32—
Критиковалась и внешняя политика Евтропия. Клавдиан инкриминировал временщику использование в личных целях похода против гуннов, вторгшихся через Кавказ в Армению44, хотя Евтропий как полководец справился со своей задачей. Возможно, подобная критика разделялась частью византийской знати.
Неприкрытая ориентация стоявшей у власти группы на торгово-ростовщические слои крупных городов и авторитарный произвол усиливали оппозиционность столичной аристократии. «Все лица, составляющие сенат, были недовольны бедственным состоянием дел» (Zosim., V, 13. 1). По Иоанну Антиохийскому, Евтропий наказывал вельмож ссылкой, а сенаторам причинял всевозможные обиды45.
Все же одной из самых опасных сил для правительства была военно-варварская оппозиция. К этому времени в Византии находилось три относительно автономных готских объединения: а) отряды Трибигильда, расквартированные в диоцезе Азия; б) наемники под руководством Гайны, находившиеся в столице; в) полчища Алариха, ограбившие Грецию и после ряда столкновений с местными жителями и армией Стилихона ушедшие в Эпир, а оттуда — в Иллирик; здесь Аларих был провозглашен полководцем Иллирика последовательно Византией и Западом, стремившимися использовать вестготов в своей взаимной борьбе46. Объединение этих трех сил, несмотря на кажущуюся общность интересов, было проблематичным. Аларих не помог ни Гайне, ни Трибигильду во время событий 399—
Стремясь устрашить оппозицию, правительство издало 4 сентября 397 г. на имя префекта претория Евтихиана указ о наказании лиц, составляющих заговор против императора, членов консистория и сената. Закон грозил смертной казнью и конфискацией имущества (Cod. Theod., IX, 14. 3; ср.: Cod. Just, IX, 8. 5). То, что заговор мог быть составлен cum militibus vel privatis, barbaris etiam, показывает, что правительства прекрасно видело состав оппозиции.
с.77 В этом же плане мы рассматриваем проводимые правительством антиеретические мероприятия. Уступка была одна: в декабре 395 г. евномианам вернули jus testamenti (Cod. Theod., XVI, 5. 27). Возможно, это было уступкой временного характера по отношению к части оппозиционно настроенной знати. Но уже в апреле 396 г. евномиан (особенно их духовенство) предписывалось выслеживать и отправлять в ссылку из муниципиев (Cod. Theod, XVI, 5. 31—
В правление Евтропия вышел также указ, подтверждающий лишение «отступников» jus testamenti (Cod. Theod., XVI, 7. 6), и два закона против язычников, закон от 7 декабря 396 г. аннулировал любые привилегии, даваемые жрецам в древности (Cod. Theod., XVI, 10. 14). Очевидно, прослойка служителей языческого культа еще апеллировала к подобным привилегиям. Закон 399 г. предусматривал разрушение «без беспокойства и шума» языческих храмов (Cod. Theod., XVI, 10. 16). Возможно, правительство опасалось волнений язычников, если бы разрушение происходило в тех формах, как при Феодосии.
Обнародование законов против еретиков и язычников, не обойденное вниманием церковных историков (Филост., стр. 410), а также осуждение некоторых лиц из столичной и провинциальной знати50 свидетельствуют о том, что правительство Евтропия, как и правительство Руфина, шло в политике репрессий в целом по пути Феодосия. Проведение последовательной централизации, соответствующее интересам верхушки позднеримских рабовладельцев, неизбежно било по политическому, имущественному положению групп господствующего класса, не допущенных к центральной власти. При Евтропий подобное «закручивание гаек» достигло, видимо, той стадии, когда распространение оппозиции «вширь и вглубь» должно было вызвать антиправительственное выступление наиболее организованных групп.
Такими группами оказались варварские наемные отряды, на правах федератов входившие в состав византийской армии. Весной 399 г. во Фригии восстали готы во главе с Трибигильдом. Поводом, очевидно, послужил отказ Евтропия выдать Трибигильду и его родне награду за участие в походе против гуннов51. Вначале силы Трибигильда были невелики, и правительство, не слишком беспокоясь, пыталось сговориться с главой мятежников путем даров и обещаний52. Но Трибигильд «за недолгое время собрал столь значительную массу рабов и иных отверженных людей, что привел в крайнюю опасность всю Азию» (Zosim., V, с.78 13. 4)53. Началось опустошение малоазийских областей, сопровождаемое разрушением городов и геноцидом54.
Ход мятежа уже подробно и неоднократно описывался в ряде исследований55. Поэтому отметим только те моменты в событиях, которые важны для нашей темы.
1. Цели восставшей группировки вначале были недостаточно ясны. Более четко выражены намерения Гайны, выступившего против правительства позднее и пришедшего к мысли о ниспровержении государственного устройства и установлении тирании56. Возможно, здесь сыграло роль то, что группировка Трибигильда по социальному облику несколько отличалась от войска Гайны, состоявшего в основном из кадровых воинов-федератов.
2. Разорения, чинимые мятежниками, вызвали отпор местных жителей57. Разграбление готами городов и сельской местности настраивало враждебно к военно-варварской оппозиции самые различные слои населения.
3. Когда руководство мятежа потребовало сместить Евтропия (Zosim., V, 17. 2—
4. Большой вклад в падение правительства Евтропия внесли находившиеся в Константинополе войска. По словам Иоанна Златоуста, когда Евтропий прибег к церковному убежищу, собравшееся войско, потрясая копьями, требовало смерти евнуха59. Чтобы успокоить солдат, император обратился к ним с длинной речью60. Войско требовало низложений временщика за то, что он оскорбил императора. К сожалению, по источникам нельзя точно установить, кто стоял за спиной этого войска61.
5. Крах правительства Евтропия несомненно был ускорен оппозиционным движением столичных жителей. Иоанн Златоуст, обращаясь к народу во время пребывания Евтропия в Софийском Храме, заявлял, что только в пасху видел столько собравшихся: девы оставили свои покои, жены — комнаты, мужья — рынок. По Иоанну, церковь скрыла евнуха от ярости народа62. В другой речи Иоанн патетически восклицал, что город был объят пламенем, диадема не имела силы, и все было в неистовстве63. Но сопоставление обеих речей не позволяет утверждать, что в тот момент имело место серьезное народное движение. «Объятый пламенем город» и «неистовство» — скорее всего, риторические гиперболы. Смысл первой речи «на Евтропия» как раз состоит в том, чтобы сдержать народное возмущение против временщика и призвать массы молить императора о милости к Евтропию. «Пусть никто не раздражается и не предается негодованию…», «исторгнем из опасности пленника!..» — говорит Иоанн Златоуст64. Во второй речи Иоанн ни словом не обмолвился о каком-либо ущербе, причиненном городу или каким-либо знатным лицам, что было бы неизбежно при массовом волнении65.
с.79 6. Определенное значение для падения Евтропия имело поведение императрицы Евдоксии66.
7. Мятежникам благоприятствовал внешнеполитический фактор. Происшедшая в Персии смена правителей создала угрозу для империи67. Аркадий, обратившись за помощью к равеннскому двору68, вынужден был прислушаться к требованию Стилихона удовлетворить ходатайство Гайны о смещении Евтропия.
Таким образом, восстание готов было лишь одной из причин падения правительства Евтропия. Развитие оппозиции, недовольство политикой двора широких народных масс обусловили тот факт, что восстание явилось толчком, катализатором, ускорившим события. Готы объективно оказались в составе пестрой по социальному облику оппозиции.
Воинские части столицы, очевидно, были верны императору, так как впоследствии Гайне, осуществлявшему свои замыслы, пришлось удалять их из Константинополя (Zosim., V, 18. 10). Мятежные подразделения находились в Азии и формально оставались приверженцами дома Феодосия. Группировка Евтропия была разгромлена основательно69. Распоряжением от 17 августа 399 г. имущество Евтропия конфисковалось, а изображения его разрушались (Cod. Theod., IX, 40. 17).
Свержение Евтропия было одним из показателей того, что стабилизация, достигнутая при Феодосии I, была неполной. Социально-экономическая и политическая конъюнктура оказалась неблагоприятной для верхушки торгово-ростовщической знати столицы и части крупных эмпориев. Столичная аристократия, пользовавшаяся поддержкой со стороны родовитой городской знати, куриалов, интеллигенции и церковной верхушки70, опиралась на более устойчивые тенденции социального развития — еще не угасшую мощь муниципальной собственности, сближение куриальной верхушки со служилой землевладельческой знатью (сенаторами) и возрастание эксплуататорской роли Константинополя по отношению к провинциям. Однако пришедшее к власти правительство Аврелиана встретило оппозицию землевладельческой знати, слабо заинтересованной в судьбах позднеантичного города, и верхушки варваров, — оппозицию, от результата борьбы с которой зависела судьба Византии.
Но это — тема специального исследования.
В целом мы можем сделать вывод, что даже в рассмотренном узком хронологическом отрезке можно уловить тенденцию «угасания» оппозиции куриалов (в силу разложения сословия и поглощения муниципальной собственности иными группами господствующего класса). Верхушка куриалов поддерживала столичную знать в лице правительства Руфина и проявила слабую активность при Евтропии. Оппозиция части столичной верхушки, заинтересованной в развитии эксплуатации провинций, возникла как ответ на уступки Евтропия торгово-ростовщической знати. Военно-варварская оппозиция только формировалась, но была перманентной и в конечном счете — враждебной тем и другим. Возрастание недовольства народных масс обусловило расширение возможностей апелляции к ним со стороны оппозиционной знати. Втягивание в борьбу широких городских слоев отражало обострение классовой борьбы и необходимость пересмотра ряда моментов социальной политики, внедренных Феодосием I и поддержанных Руфином и Евтропием. В дальнейшем борьба горожан шла за развитие этих уступок.
ПРИМЕЧАНИЯ