А. С. Козлов

Народные массы в конфликте Аспара и Льва

Античная древность и средние века. 1973. № 10. С. 263—265.

с.263 Кон­фликт меж­ду Аспа­ром, сто­яв­шим во гла­ве визан­тий­ских войск, и импе­ра­то­ром Львом I — один из узло­вых момен­тов слож­ной соци­аль­но-поли­ти­че­ской борь­бы в Восточ­ной Рим­ской импе­рии V в. В боль­шин­стве трудов, касаю­щих­ся так или ина­че это­го собы­тия, оно харак­те­ри­зу­ет­ся как столк­но­ве­ние двух сил — импе­ра­тор­ской вла­сти и гот­ских вое­на­чаль­ни­ков, при­тя­зав­ших на управ­ле­ние государ­ст­вом1. Дума­ет­ся, такая трак­тов­ка обед­ня­ет содер­жа­ние кон­флик­та. Даже внешне про­ти­во­ре­чия меж­ду Аспа­ром и Львом I пере­рос­ли рам­ки Визан­тии и вошли в сфе­ру меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний, влияя на борь­бу с королев­ст­вом ван­да­лов, с гун­на­ми и на вза­и­моот­но­ше­ния с Запа­дом2. В кон­флик­те участ­во­ва­ли раз­но­об­раз­ные соци­аль­ные слои и груп­пы, в том чис­ле и народ­ные мас­сы. Насто­я­щая ста­тья явля­ет­ся попыт­кой выяс­нить место послед­них в этой борь­бе, опре­де­лить вли­я­ние народ­ных масс на ее раз­ви­тие.

Пря­мые дан­ные источ­ни­ков по инте­ре­су­ю­ще­му нас вопро­су очень скуд­ны. Тем зна­чи­тель­нее роль кос­вен­ных свиде­тельств, осо­бен­но тех, что отра­жа­ют поли­ти­ку Аспа­ридов в отно­ше­нии широ­ких сло­ев визан­тий­ско­го насе­ле­ния.

Аспар рез­ко выде­ля­ет­ся на фоне таких пред­ста­ви­те­лей «вар­вар­ской оппо­зи­ции» кон­ца IV—V вв., как Гай­на, Три­би­гильд или Тео­до­ри­хи — Стра­бон и Амал, — сво­им отно­ше­ни­ем к визан­тий­цам. Он не был вождем вар­ва­ров и, хотя его родо­слов­ная вос­хо­дит к готам или ала­нам, его карье­ра, круг род­ст­вен­ных свя­зей в 40-е годы V в. типич­ны для круп­но­го вое­на­чаль­ни­ка Восточ­ной Рим­ской импе­рии3 и сами по себе не дава­ли пово­да для враж­деб­но­го отно­ше­ния к нему со сто­ро­ны наро­да. Коро­на­ции Мар­ки­а­на (450) и Льва (457), про­веден­ные при его уча­стии, не выхо­ди­ли за рам­ки леги­ти­миз­ма того вре­ме­ни4 и не явля­лись государ­ст­вен­ны­ми пере­во­рота­ми, кото­рые бы заде­ли широ­кие слои насе­ле­ния. Аспа­риды вели обыч­ную жизнь выс­шей сто­лич­ной зна­ти. Арда­бур, стар­ший сын Аспа­ра, был люби­те­лем теат­ра и рос­ко­ши5; сам Аспар — оче­вид­но, по соб­ст­вен­ной ини­ци­а­ти­ве — руко­во­дил построй­кой боль­шой цистер­ны в Кон­стан­ти­но­по­ле6, слу­жив­шей горо­ду дол­гое с.264 вре­мя, а после пожа­ра 465 г. ока­зы­вал сто­ли­це какую-то помощь7. Подоб­ные дей­ст­вия типич­ны для высо­ко­го долж­ност­но­го лица, стре­мя­ще­го­ся заво­е­вать сим­па­тии насе­ле­ния.

Опре­де­лен­ным дема­го­ги­че­ским при­е­мом Аспа­ридов яви­лось удо­вле­тво­ре­ние тре­бо­ва­ний антио­хий­цев: пере­не­се­ние в их город остан­ков Симео­на Сти­ли­та и учреж­де­ние хра­ма его име­ни8.

Борь­ба же с ван­да­ла­ми, гун­на­ми и неко­то­ры­ми пле­мен­ны­ми объ­еди­не­ни­я­ми готов9 в извест­ной сте­пе­ни созда­ва­ла пред­во­ди­те­лю вой­ска сла­ву защит­ни­ка импе­рии от вар­ва­ров и скры­ва­ла его ори­ен­та­цию на ряд гот­ских груп­пи­ро­вок. Мы не зна­ем ни одной враж­деб­ной акции готов-наем­ни­ков в отно­ше­нии визан­тий­цев в пери­од вла­ды­че­ства Аспа­ра.

Пере­чис­лен­ные фак­ты объ­яс­ня­ют, поче­му вплоть до кон­ца 60-х годов V в. в Визан­тии не было ни одно­го выступ­ле­ния про­тив могу­ще­ст­вен­ных маги­ст­ров армий. Глу­хая борь­ба шла лишь сре­ди самих пра­вя­щих груп­пи­ро­вок. Явны­ми были тре­ния толь­ко меж­ду Аспа­рида­ми и цер­ко­вью. Есть сведе­ния о кон­флик­те Аспа­ра с епи­ско­пом Ген­на­ди­ем по пово­ду свер­же­ния пат­ри­ар­ха Тимо­фея10 и пре­да­ние о поку­ше­нии на пра­во цер­ков­но­го убе­жи­ща сол­дат Арда­бу­ра, добив­ше­го­ся выда­чи неко­е­го Иоан­на11. В то же вре­мя источ­ни­ки под­чер­ки­ва­ют рост недо­ве­рия меж­ду импе­ра­то­ром и Аспа­ром, опи­сы­ва­ют ряд столк­но­ве­ний по раз­лич­ным поли­ти­че­ским вопро­сам12.

Совер­шен­но ясно, что свер­же­ние вла­сти Аспа­ридов не мог­ло осу­ще­ст­вить­ся с помо­щью наем­ни­ков-исав­ров во гла­ве с Зино­ном. За Львом I сто­я­ли более серь­ез­ные соци­аль­ные груп­пы.

Рез­кое обост­ре­ние кон­флик­та про­изо­шло после кра­ха экс­пе­ди­ции про­тив ван­да­лов в 468 г., вен­ча­ния Зино­на с доче­рью импе­ра­то­ра Ари­ад­ной и после тре­бо­ва­ния Аспа­ра назна­чить его сына Пат­ри­кия наслед­ни­ком пре­сто­ла и цеза­рем13. Аспар вос­поль­зо­вал­ся ослаб­ле­ни­ем враж­деб­ных ему сил и паде­ни­ем пре­сти­жа импе­ра­то­ра из-за гибе­ли флота у бере­гов Афри­ки14. Лев был вынуж­ден дать согла­сие на назна­че­ние Пат­ри­кия. «Но это обсто­я­тель­ство, — пишет Симе­он Мета­фраст, — взвол­но­ва­ло цер­ковь, и она была нема­ло воз­му­ще­на тем, что ари­а­нин вновь наме­ре­ва­ет­ся посяг­нуть про­тив нее». Руко­во­ди­ли дви­же­ни­ем, соглас­но Мета­фра­с­ту, мона­хи Ген­на­дий и Мар­целл15.

Мала­ла гово­рит о сопро­тив­ле­нии наро­да, мона­хов и кли­ри­ков16.

У Зона­ры ари­ан­ство кан­дида­та в пре­сто­ло­на­след­ни­ки — глав­ный фак­тор воз­му­ще­ния в сто­ли­це17.

Ари­ан­ское веро­ис­по­веда­ние Аспа­ридов было глав­ным козы­рем их вра­гов. Все источ­ни­ки под­чер­ки­ва­ют невоз­мож­ность взя­тия диа­де­мы Аспа­ром из-за его веры. Ари­ан­ство, при­ня­тое гота­ми, к V в. было уже без­на­деж­но ском­про­ме­ти­ро­ва­но в гла­зах визан­тий­цев как вера вар­ва­ров-гра­би­те­лей18.

Цель выступ­ле­ния «собрав­ших­ся сооб­ща», по «житию Мар­цел­ла», ясна: «они при­шли на иппо­дром, чтоб удер­жать импе­ра­то­ра от это­го постыд­но­го почи­на» (име­ет­ся в виду дан­ное Аспа­ру с.265 обе­ща­ние). По «Житию», пред­во­ди­те­ля вол­но­вав­ше­го­ся наро­да охра­нял некий «боже­ст­вен­ный юно­ша», пре­крас­ный и страш­ный одно­вре­мен­но19.

Вновь тра­ди­ци­он­но, как и при опи­са­нии собы­тий 12 июля 400 г., когда в сто­ли­це про­изо­шло истреб­ле­ние готов, факт борь­бы насе­ле­ния Кон­стан­ти­но­по­ля с вар­ва­ра­ми трак­ту­ет­ся как боже­ст­вен­ный про­мысл, санк­ци­о­ни­ру­ю­щий выступ­ле­ние.

Тре­бо­ва­ния собрав­ших­ся состо­я­ли в том, «чтобы сын Аспа­ра или был пере­веден в орто­док­саль­ную веру, или чтоб он не вла­дел досто­ин­ст­вом цеза­ря». Мар­целл дер­жал перед импе­ра­то­ром и его окру­же­ни­ем гнев­ную и обли­чи­тель­ную речь. После обе­ща­ния Льва удо­вле­тво­рить тре­бо­ва­ния, соглас­но пре­да­нию, народ, радост­ный, уда­лил­ся20.

Ники­фор Кал­лист не сооб­ща­ет о руко­во­ди­те­лях дви­же­ния. По его вер­сии, визан­тий­цы, узнав о коз­нях Аспа­ридов в отно­ше­нии импе­ра­то­ра, воз­му­ти­лись и, собрав­шись на иппо­дро­ме, гнев­но высту­пи­ли про­тив них. Аспар же и Арда­бур, «опа­саю­щи­е­ся наро­да, сле­дую­ще­го целым пол­чи­щем», пере­пра­ви­лись в Хал­кедон и укры­лись в хра­ме Евфи­мия-муче­ни­ка. Но послед­нее было, ско­рее, свое­об­раз­ной демон­стра­ци­ей: Аспар и Арда­бур отка­за­лись поки­нуть цер­ковь по прось­бе послан­но­го Львом пат­ри­ар­ха и вынуди­ли явить­ся к ним само­го импе­ра­то­ра21. По достиг­ну­то­му согла­ше­нию Пат­ри­кий был обру­чен с доче­рью Льва. Види­мо, «вар­вар­ская оппо­зи­ция» обла­да­ла еще доста­точ­ной силой, посколь­ку заста­ви­ла про­тив­ни­ка пой­ти на уступ­ки. В то же вре­мя мы не зна­ем о каких-либо акци­ях готов про­тив народ­ных масс и в этот пери­од. С одной сто­ро­ны, оче­вид­но, Аспа­риды дер­жа­лись преж­ней так­ти­ки в отно­ше­нии широ­ких сло­ев насе­ле­ния, а с дру­гой — мас­сы пока­за­ли им свою силу, высту­пив в конеч­ном сче­те на сто­роне враж­деб­ных Аспа­ру фрак­ций.

Таким обра­зом, мы можем при­бли­зи­тель­но опре­де­лить роль народ­ных масс в кон­флик­те Аспа­ридов и Льва I. Дей­ст­вия Аспа­ра, направ­лен­ные на захват цен­траль­ной вла­сти, бла­го­да­ря его уме­лой так­ти­ке, не заде­ва­ли непо­сред­ст­вен­но широ­кие слои насе­ле­ния Визан­тии. Народ высту­пил толь­ко в куль­ми­на­ци­он­ный момент кон­флик­та, когда опас­ность «воца­ре­ния вар­ва­ра» ста­ла реаль­ной. Выступ­ле­ние про­хо­ди­ло под зна­ком борь­бы с ари­ан­ст­вом и было наце­ле­но про­тив кон­крет­ных лиц. Зна­чи­тель­ную роль в руко­вод­стве дви­же­ни­ем сыг­ра­ла цер­ковь. Воз­му­ще­ние масс све­лось к под­держ­ке цен­траль­ной вла­сти и не пере­шло в вос­ста­ние в отли­чие от 400 г. Вме­ша­тель­ство цер­ков­ных кру­гов, отно­си­тель­но мир­ное про­те­ка­ние дви­же­ния и его исход дают осно­ва­ние пред­по­ла­гать, что оно было инспи­ри­ро­ва­но и направ­ле­но в опре­де­лен­ное рус­ло неко­то­ры­ми груп­пи­ров­ка­ми гос­под­ст­ву­ю­ще­го клас­са. В то же вре­мя насе­ле­ние сто­ли­цы пока­за­ло, что в слу­чае обост­ре­ния ситу­а­ции оно высту­пит про­тив вар­ва­ров. Несо­мнен­но, это нало­жи­ло отпе­ча­ток на ход борь­бы, и Лев I, орга­ни­зуя уни­что­же­ние Аспа­ридов, дей­ст­во­вал более уве­рен­но.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ю. Кула­ков­ский. Исто­рия Визан­тии, т. 1 (395—518). Киев, 1913, стр. 372; М. В. Лев­чен­ко. Исто­рия Визан­тии. М.—Л., 1940, стр. 40; F. Lot. La fin du mon­de an­ti­que et le de­but du Moyen age. P., 1927, p. 254; J. B. Bu­ry. His­to­ry of the La­ter Ro­man Em­pi­re, v. 1. L., 1931, p. 316; S. Run­ci­man. By­zan­ti­ne ci­vi­li­sa­tion. L., 1933, p. 33; G. Ostro­gorsky. Ge­schich­te des by­san­ti­ni­schen Staa­tes. Mün­chen, 1952, S. 50; A. H. M. Jones. The Dec­li­ne of the An­cient World. Longmans, 1966, p. 82.
  • 2W. E. Kae­gi. By­zan­tium and the Dec­li­ne of Ro­me. Prin­ce­ton, 1968, p. 33, 44 sq.
  • 3O. Sie­vers. Stu­dien zur Ge­schich­te der rö­mi­schen Kai­ser­zeit. Berl., 1870, S. 430 f.
  • 4Ю. Кула­ков­ский. Исто­рия Визан­тии, стр. 326—327, 350—357.
  • 5Pris­cus Pa­ne­nien­sis, fr. 20. — FHG, v. IV, p. 100.
  • 6Chr. Pa­sch., v. 1, p. 593; Mar­cel­li­ni Co­mi­tis Chro­ni­con. — MGH, AA, t. XI, v. 2, p. 87.
  • 7Can­di­dus Isau­rus. — FHG, v. IV, p. 135.
  • 8Chr. Pa­sch., p. 593—594; Ma­la­las, p. 369.
  • 9О борь­бе Аспа­ра с гота­ми см.: Pris­cus Pa­ne­nien­sis, fr. 39. — FHG, v. IV, p. 108—109.
  • 10Лето­пись визан­тий­ца Фео­фа­на, пер. Б. И. Обо­лен­ско­го и Ф. А. Тер­нов­ско­го. М., 1887, стр. 88.
  • 11Mig­ne PG, t. 116, col. 740.
  • 12Seeck. As­par, Fla­vius Ar­da­bur. — RE, Bd. 2, S. 608—609.
  • 13Исто­рия Визан­тии, т. I. М., 1967, стр. 202.
  • 14E. Stein. Ge­schich­te des spät­rö­mi­schen Rei­ches, Bd. 1. Wien, 1928, S. 532.
  • 15Mig­ne PG, t. 116, col. 741. C.
  • 16Ex­cerpta His­to­ri­ca imp. Con­stan­ti­ni Por­phy­ro­ge­ne­ti, v. 3. Ex­cerpta de in­si­diis. Berl., 1905, p. 160.
  • 17Zo­na­ras, v. 3, p. 122. 12—14; 123. 1.
  • 18М. Я. Сюзю­мов. Про­бле­ма соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской сущ­но­сти ари­ан­ства. — В кн.: Сбор­ник мате­ри­а­лов науч­ной сес­сии вузов Ураль­ско­го эко­но­ми­че­ско­го рай­о­на. Исто­ри­че­ские нау­ки. Сверд­ловск, 1963, стр. 181—182.
  • 19Mig­ne PG, t. 116, col. 741. C, D.
  • 20Ibid., col. 744. A.
  • 21Mig­ne PG, t. 147, col. 80. C, D.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1387643698 1303242327 1303312492 1406589174 1406590803 1406591890