Народные массы в конфликте Аспара и Льва
с.263 Конфликт между Аспаром, стоявшим во главе византийских войск, и императором Львом I — один из узловых моментов сложной социально-политической борьбы в Восточной Римской империи V в. В большинстве трудов, касающихся так или иначе этого события, оно характеризуется как столкновение двух сил — императорской власти и готских военачальников, притязавших на управление государством1. Думается, такая трактовка обедняет содержание конфликта. Даже внешне противоречия между Аспаром и Львом I переросли рамки Византии и вошли в сферу международных отношений, влияя на борьбу с королевством вандалов, с гуннами и на взаимоотношения с Западом2. В конфликте участвовали разнообразные социальные слои и группы, в том числе и народные массы. Настоящая статья является попыткой выяснить место последних в этой борьбе, определить влияние народных масс на ее развитие.
Прямые данные источников по интересующему нас вопросу очень скудны. Тем значительнее роль косвенных свидетельств, особенно тех, что отражают политику Аспаридов в отношении широких слоев византийского населения.
Аспар резко выделяется на фоне таких представителей «варварской оппозиции» конца IV—
Определенным демагогическим приемом Аспаридов явилось удовлетворение требований антиохийцев: перенесение в их город останков Симеона Стилита и учреждение храма его имени8.
Борьба же с вандалами, гуннами и некоторыми племенными объединениями готов9 в известной степени создавала предводителю войска славу защитника империи от варваров и скрывала его ориентацию на ряд готских группировок. Мы не знаем ни одной враждебной акции готов-наемников в отношении византийцев в период владычества Аспара.
Перечисленные факты объясняют, почему вплоть до конца
Совершенно ясно, что свержение власти Аспаридов не могло осуществиться с помощью наемников-исавров во главе с Зиноном. За Львом I стояли более серьезные социальные группы.
Резкое обострение конфликта произошло после краха экспедиции против вандалов в 468 г., венчания Зинона с дочерью императора Ариадной и после требования Аспара назначить его сына Патрикия наследником престола и цезарем13. Аспар воспользовался ослаблением враждебных ему сил и падением престижа императора из-за гибели флота у берегов Африки14. Лев был вынужден дать согласие на назначение Патрикия. «Но это обстоятельство, — пишет Симеон Метафраст, — взволновало церковь, и она была немало возмущена тем, что арианин вновь намеревается посягнуть против нее». Руководили движением, согласно Метафрасту, монахи Геннадий и Марцелл15.
Малала говорит о сопротивлении народа, монахов и клириков16.
У Зонары арианство кандидата в престолонаследники — главный фактор возмущения в столице17.
Арианское вероисповедание Аспаридов было главным козырем их врагов. Все источники подчеркивают невозможность взятия диадемы Аспаром из-за его веры. Арианство, принятое готами, к V в. было уже безнадежно скомпрометировано в глазах византийцев как вера варваров-грабителей18.
Цель выступления «собравшихся сообща», по «житию Марцелла», ясна: «они пришли на ипподром, чтоб удержать императора от этого постыдного почина» (имеется в виду данное Аспару с.265 обещание). По «Житию», предводителя волновавшегося народа охранял некий «божественный юноша», прекрасный и страшный одновременно19.
Вновь традиционно, как и при описании событий 12 июля 400 г., когда в столице произошло истребление готов, факт борьбы населения Константинополя с варварами трактуется как божественный промысл, санкционирующий выступление.
Требования собравшихся состояли в том, «чтобы сын Аспара или был переведен в ортодоксальную веру, или чтоб он не владел достоинством цезаря». Марцелл держал перед императором и его окружением гневную и обличительную речь. После обещания Льва удовлетворить требования, согласно преданию, народ, радостный, удалился20.
Никифор Каллист не сообщает о руководителях движения. По его версии, византийцы, узнав о кознях Аспаридов в отношении императора, возмутились и, собравшись на ипподроме, гневно выступили против них. Аспар же и Ардабур, «опасающиеся народа, следующего целым полчищем», переправились в Халкедон и укрылись в храме Евфимия-мученика. Но последнее было, скорее, своеобразной демонстрацией: Аспар и Ардабур отказались покинуть церковь по просьбе посланного Львом патриарха и вынудили явиться к ним самого императора21. По достигнутому соглашению Патрикий был обручен с дочерью Льва. Видимо, «варварская оппозиция» обладала еще достаточной силой, поскольку заставила противника пойти на уступки. В то же время мы не знаем о каких-либо акциях готов против народных масс и в этот период. С одной стороны, очевидно, Аспариды держались прежней тактики в отношении широких слоев населения, а с другой — массы показали им свою силу, выступив в конечном счете на стороне враждебных Аспару фракций.
Таким образом, мы можем приблизительно определить роль народных масс в конфликте Аспаридов и Льва I. Действия Аспара, направленные на захват центральной власти, благодаря его умелой тактике, не задевали непосредственно широкие слои населения Византии. Народ выступил только в кульминационный момент конфликта, когда опасность «воцарения варвара» стала реальной. Выступление проходило под знаком борьбы с арианством и было нацелено против конкретных лиц. Значительную роль в руководстве движением сыграла церковь. Возмущение масс свелось к поддержке центральной власти и не перешло в восстание в отличие от 400 г. Вмешательство церковных кругов, относительно мирное протекание движения и его исход дают основание предполагать, что оно было инспирировано и направлено в определенное русло некоторыми группировками господствующего класса. В то же время население столицы показало, что в случае обострения ситуации оно выступит против варваров. Несомненно, это наложило отпечаток на ход борьбы, и Лев I, организуя уничтожение Аспаридов, действовал более уверенно.
ПРИМЕЧАНИЯ