Основные черты политической оппозиции правительству Византии в 399—400 гг.
с.23 В 399—
В одной из своих статей мы отмечали, что павшее в начале 399 г. правительство Евтропия, видимо, отражало интересы верхушки торгово-ростовщической знати столицы и части крупных эмпориев7. Экономическая и политическая конъюнктура (особенно в обстановке восстания готских наемников в Малой Азии) оказалась для этих группировок неблагоприятной.
Во главе правительства встал Аврелиан, получивший должность префекта претория Востока8. Историографическая традиция прочно связывает деятельность Аврелиана с «антиготской с.24 партией» при византийском дворе9. Но хотя условность самого термина «антиготская партия» отмечалась уже давно10, большинство историков вкладывает в него примерно одно и то же содержание. Действительно, военно-варварская оппозиция была для правительства Аврелиана политическим врагом номер один. Но вопрос стоял не просто о преобладании той или иной группировки. Готская проблема была социальной проблемой11, и от того, захватят ли варвары политический механизм Византии, зависел характер ее развития.
Основным источником для характеристики правления Аврелиана являются труды Синезия Киренского. Последние годы IV в. для Синезия были временем расцвета не только творческой, но и политической деятельности как представителя Кирены в Константинополе, а позднее (первое десятилетие V в.) — как епископа Птолемаиды12. Судя по переписке Синезия, он был хорошо осведомлен о расстановке сил в столице. С другой стороны, его политические трактаты (главным образом, «О царстве» и «О провидении») не только отражали интересы части провинциальной знати, куриалов, ориентирующихся на сохранение позднеантичных полисов. В социально-политическом аспекте речь «О царстве» включала взгляды сторонников Аврелиана13, а роман-аллегория «О провидении» явился настоящим памфлетом в защиту сторонников Аврелиана, направленным против его врагов. Аврелиан был не только личным благодетелем Синезия (Synes., Ep. 61), он являлся защитником представляемых киренцем слоев горожан. В самом деле, Синезий хвалит Аврелиана-Осириса за понимание нужд горожан (De prov., I, 12), которым этот префект претория облегчал подати и раздавал подарки. Очевидно, здесь проявились не просто личные симпатии киренца к префекту, оказавшему помощь его родному городу и освободившему самого Синезия от обязанностей куриала (De prov., I, 18; Ep. 100), но и одобрение политики правительства по отношению к куриальной верхушке вообще14. Как образованный куриал, Синезий одобряет увлечение Аврелиана литературой (De prov., I, 2, 12, 18) и философией (De prov., II, 4). И наконец, киренец и Аврелиан сходны в антиварварских взглядах (De prov., I, 15). Критики правительства Аврелиана у Синезия нет вообще. Есть четкая, хотя и во многом утопичная, программа действий, изложенная в речи «О царстве», где Синезий, чувствуя опору не только в определенных группах городской знати, но и при дворе, дает критику отдельных сторон имперской политики, активно проводимой еще Феодосием I15. Поскольку анализ этой критики в целом уже выполнен
Интересно, что группировка Аврелиана не встречает оппозиции со стороны Зосима, автора «Новой истории», непримиримого к большинству правителей поздней Римской империи. Наоборот, Зосим называет Аврелиана, Сатурнина и Иоанна людьми, выдающимися в политической деятельности (Zosim., V, 18. 8; ср.: Ioh. Ant., 180). Если же сравнить объекты критики Зосима16 и упомянутые реалии Синезия, то мы кое в чем обнаружим сходство взглядов ярого сторонника язычества и епископа Кирены. Противоречия в данном случае нет. Зосим, скорее всего, отражал взгляды части чиновной знати, тесно связанной с интересами позднерабовладельческих полисов. В мировоззрении и судьбе Синезия, с другой стороны, отразилось сближение верхушки куриалов с частью служилой знати17. Отмеченные группировки еще во многом опирались на благосостояние тех же полисов. Отсюда проистекала общность взглядов Синезия и Зосима на ряд реалий.
Очевидно, положительно к группировке Аврелиана относилась и верхушка клира. Сократ называет Аврелиана и Сатурнина мужами, решившими пожертвовать жизнью для общего блага (Сократ, 459). Иоанн Златоуст, очевидно, тоже благосклонно относился к группировке Аврелиана18.
Интересно, что до нас не дошло указов правительства Аврелиана, которые бы угрожали еретикам и язычникам. Возможно, ставшая у власти группировка в обстановке сильнейшего нажима военно-варварской оппозиции пыталась толерантностью приостановить рост рядов противника и смягчить недовольство определенных слоев населения.
Враждебную реакцию правительство встретило прежде всего в среде той знати, которая, как мы попытаемся показать, стремилась укрепиться за счет куриалов и других групп знати, связанных с существованием полисов (группировка Кесария). Синезий писал, что Кесарий-Тифон через свою жену, дружившую с женой мятежника гота Гайны, склонил последнего идти к столице и требовать выдачи Аврелиана-Осириса (De prov., I, 15). Когда варвары были уже у Халкидона, Кесарий, проникнув к ним, добивался гибели Аврелиана (De prov., I, 16).
с.26 Таким образом, группировка Аврелиана получала поддержку куриалов (по крайней мере, их верхушки), известных групп городских собственников, интеллигенции и верхушки клира19. Известно, что Аврелиан пользовался также покровительством Евдоксии. Видимо, для закрепления своих позиций правительство санкционировало увеличение личной власти императрицы. 9 января 400 г. Евдоксия была провозглашена Августой (Chron. Pasch., I, p. 567. 9—
Однако военно-варварская оппозиция и часть знати в лице группировки Кесария оставались для правительства опасной силой. Недаром требованием Гайны при свидании с императором Аркадием в мартирии Евфимий-мученицы близ Халкидона было смещение нескольких ведущих деятелей из группы Аврелиана, в том числе и главы этой группы. Дать отпор готской армии, опустошившей Азию, правительство еще не могло (Созомен, 553). Однако Гайна не казнил выданных ему лиц. Очевидно, кроме всего прочего, он опасался взрыва возмущения со стороны стоявших за Аврелианом слоев горожан. Достаточно известны по этому поводу переговоры Гайны и Иоанна Златоуста, ставшего защитником Аврелиана20. Как показало время, опасения Гайны были обоснованы.
Тем не менее под ударом военно-варварской оппозиции правительство Аврелиана пало. Префектом претория Востока стал Кесарий (De prov., I, 15, 16). Гайна получил должность magister utriusque militiae (Сократ, 458; Созомен, 554). 35 тысяч готов, включая женщин и детей, вошли в Константинополь21. Возникла угроза политического переворота в пользу готской военно-племенной верхушки.
Здесь следует отметить, что часто отмечаемая в литературе общность интересов сторонников Кесария и готов представляется нам преувеличенной. В то же время, источники не дают ясных указаний на принадлежность сторонников Кесария к феодализирующимся крупным землевладельцам. Действительно, ставшая у власти группировка Кесария встретила сильную оппозицию тех сил, которые поддерживали Аврелиана. В наиболее законченном виде взгляды этой оппозиции представил Синезий. В трактате «О провидении» он с негодованием пишет, как в правление Кесария-Тифона для городов были установлены налоги, превышавшие все прежние, выдуманы «небывалые долги», а на места посланы продажные приверженцы правителя, «публично продававшего города» (De prov., I, 16). Привилегии, розданные Аврелианом, отменялись (De prov., I, 17, 18). Окружение Кесария прибегало к чудовищному взяточничеству (De prov., I, 17). Согласно Синезию, все рыдали под таким гнетом, каждый имел возможность рассказать о своих несчастьях, и все «преследовались и в димах, и в куриях (подчеркнуто мной. —
Кесарий, очевидно, натолкнулся и на оппозицию господствующей церкви. Как известно, Иоанн Златоуст был ярым противником организации в столице арианского храма для готов22.
Наконец, правительство было ненавистно народным массам, особенно городским, за поборы и «готофильскую политику» (De prov., I, 16). Эта ненависть проявилась при избиении готов в Константинополе в июле 400 г.
Таким образом, относительно политики Кесария, вызвавшей оппозицию, можно сказать, что она была жестко централизаторской, антиполисной, а проварварской, видимо, только в том отношении, что Кесарий пытался использовать готов для реализации этих аспектов политики. В силу таких обстоятельств сторонников Кесария следует искать среди той военно-чиновной знати, которая обогащалась через государственный аппарат и была слабо связана с полисными имуществами.
Социальная опора Кесария явно была неустойчива. По Синезию, пособников у Тифона было крайне мало. «Большинство же держалось стойко» (De prov., I, 17). Конечно, готы являлись серьезной силой, но они с самого начала встретили враждебность и отпор горожан. Описание событий, приведших к 12 июля 400 г., не входит в задачу данной статьи. Укажем лишь на несколько моментов характеризующих развитие оппозиционных настроений до этого срока.
1. Решающую роль в ликвидации варварской опасности сыграли константинопольцы23; развернувшееся на Балканах после 12 июля антиготское движение завершило борьбу24.
с.28 2. Бесчинства готов в столице прежде всего усилили оппозиционность торгово-ростовщических слоев (о попытке варваров ограбить лавки мерценариев см.: Сократ, 460; Созомен, 555).
3. Очевидно, несмотря на удаление Гайной из столицы большей части кадровых войск, охрана дворца оставалась солидной (Сократ, 460—
4. Вывод Гайной из столицы части варварского контингента был вызван нарастанием отпора готам25. Сопротивление горожан заставило Гайну пойти на изменение тактических планов захвата власти26. Безусловно, хотя основное направление растущей оппозиции по форме и содержанию было «антиготским», оно отражало и рост сопротивления правительству Кесария, так как последнее пыталось использовать варваров.
В плане развития и действий оппозиции события 12 июля 400 г. выглядят следующим образом.
1. Главную роль в уничтожении готов в столице сыграли народные массы. По Зосиму, «сбежавшиеся [люди] все вместе встали против находившихся в городе варваров», перебили их, взбежали на стены и вместе со стражей дали отпор Гайне (Zosim., V, 19. 3—
2. Выступление горожан было в значительной степени стихийным. По Синезию, константинопольцы в схватке у ворот брали мечи у убитых и отнимали у живых, ибо «для народа все случилось неожиданно, и оружия было недостаточно» (De prov., II, 2). Городская стража тоже, видимо, была неподготовлена к бою и понесла потери (Сократ, 462; Созомен, 556). Это тем более вероятно, что контроль над воротами, очевидно, принадлежал Кесарию (De prov., II, 3). Синезий пишет, что народ действовал «по собственному почину», не имея предводителя, будучи сам себе полководцем и воином (De prov., II, 3). Это свидетельствует об известной самостоятельности народных масс в их действиях против готов.
3. Близкие к императору группировки знати, враждебные варварам и Кесарию, начали действовать с запозданием. Аркадий объявил Гайну врагом государства уже после того, как ворота с.29 столицы были защищены (Сократ, 462; Созомен, 556). Сократ пишет, что император сделал это «по спасительному совету». Характерно, что в это же время друзья Аврелиана заговорили о его возвращении из ссылки27. Император приказал уничтожить находившихся в городе готов. По Сократу, с варварами сразились солдаты дворцовой гвардии (Сократ, 462). Но мы уже знаем, что в избиении готов участвовали, главным образом, широкие слои горожан.
Таким образом, тезис М. Я. Сюзюмова, что «патрициат Константинополя в 400 г. произвел резню варваров-наемников и поддерживавших их рабов», в целом принять нельзя28. Конечно, после 12 июля инициативу разгрома группировки Гайны взяло в свои руки правительство, направив против нее войско под началом Фравиты (Сократ, 462—
Несмотря на июльские события, Кесарий находился у власти, по крайней мере, до февраля 401 г. (Cod. Theod., VIII, 5. 62). По Синезию, сбор денежных податей, произвол и антиаврелиановская кампания продолжались (De prov., II, 3). Видимо, под давлением оппозиции он попытался наладить переговоры между Аркадием и Гайной через Иоанна Златоуста (Феодорит, 364; De prov., II, 3) и демонстративно отрекся от поддержки Гайны29. Однако трудно согласиться с Э. Демужо, что выдвижение Фравиты и допущение возврата Аврелиана — дело Кесария30, так как для последнего это было бы окончательным подрывом собственной опоры, а не политическим маневром. Тот факт, что Кесарий сошел со сцены лишь в начале 401 г., говорит об известной силе стоявшей за ним знати.
В условиях открытой войны с Гайной церковная верхушка должна была отказаться от компромиссов с «готофилами». Златоуст, скорее всего, отклонил предложение Кесария вести с Гайной переговоры31, а константинопольцам обещал хлопотать о возвращении Аврелиана32.
Очевидно, в начале 401 г.33 Аврелиан, Сатурнин и Иоанн возвратились в столицу (Zosim., V, 23. 2; De prov., II, 4). По Синезию, народ встретил Аврелиана с ликованием (De prov., II, 4). Лидер «антиготской партии» снова стал префектом претория и получил от сената золотую статую34. Оппозиция Кесарию победила.
Видимо, в то же время35 в столице состоялось «собрание богов и старцев», по выражению Синезия (De prov., II, 3), т. е. с.30 императора и консистория36. Кесария присудили к тюремному заключению. Правда, Аврелиан добился его помилования (Ibid., II, 4), так как, с одной стороны, Кесарий уже, не представлял большой опасности, а с другой — новое правительство не хотело излишне раздражать ставшую оппозиционной группировку Кесария.
Вскоре был казнен Фравита, победитель Гайны. Казнь являлась, скорее всего, попыткой нового правительства ликвидировать какую бы то ни было оппозицию даже в среде проримски настроенных варваров-наемников. Недаром оппозиционеры Евнапий и Зосим называли Фравиту варваром по происхождению, но эллином по характеру, образу мыслей и религиозности (Eunap., p. 264. 15—
Таким образом, в источниках трудно выявить какую-либо серьезную оппозицию правительству Аврелиана, кроме военно-варварской. Имеющаяся в речи Синезия «О царстве» критика адресована к тем группировкам при дворе, которые ущемляли интересы куриалов и других групп знати, связанных с функционированием позднерабовладельческих полисов. Как показало время, эти группировки попытались реализовать свою политику при Кесарии. Поэтому знать, поддерживавшая Аврелиана, встала в оппозицию Кесарию. Это были верхушка куриалов, видимо, торгово-ростовщическая знать и часть церковной верхушки, связанные с существованием полисов. Правительство Кесария имело «готофильскую» окраску лишь потому, что в своей «антигородской» политике имело общность интересов с готской верхушкой и стремилось ее использовать. Но опыт Кесария показал, что жесткая централизация за счет интересов еще достаточно сильных слоев городской позднерабовладельческой знати невозможна. В то же время надо помнить, что оппозиция Кесарию вряд ли добилась бы серьезных успехов без выступления народных масс Константинополя. Антиготское восстание объективно подорвало и позиции правительства Кесария.
ПРИМЕЧАНИЯ