Основные направления политической оппозиции правительству Византии в первой половине V в.
с.5 На последней стадии развития рабовладельческой формации особое значение приобрели не только межклассовые столкновения, но и борьба внутри господствующего класса1. Следует учитывать и то, что в кризисной обстановке IV—
Правомерность подобной постановки вопроса вытекает также из историографического состояния проблемы. В самом деле, капитальные труды, отразившие указанную тематику, появились уже в конце XIX — начале XX вв. О. Зеек, А. Гюльденпеннинг, Ю. Кулаковский, Э. Штейн, Д. Бьюри,
В русском дореволюционном византиноведении (например, в работах А. А. Васильева, Ф. И. Успенского, С. П. Шестакова)6 лишь констатировались основные антиправительственные выступления V в. Ученые не выясняли их особенности и связи с народными движениями, хотя и сделали ряд тонких наблюдений на материале конкретных конфронтации между правительством и знатью.
Впервые серьезно изучил организацию городских низов Византии V в. и их отношения с властями (развивая тезисы Ф. И. Успенского) Г. Манойлович. Он признал самостоятельность народных масс в нажиме на правительство и указал на возрастание их активности с начала V в.7 Попутно отметим, что конец IV в. как этап в политической борьбе в империи определил А. Пиганьоль8.
В
Традиция объяснять религиозно-политическими мотивами наличие тех или иных идеологических нюансов в оппозиции V в. сохранилась в буржуазной историографии до сих пор18. Мало того, в последнее время наблюдаются попытки ряда буржуазных ученых перейти в наступление на некоторые принципиальные марксистские оценки классовой и политической борьбы в Византии IV—
Среди советских историков, изучавших оппозицию при рабовладении и феодализме с позиций марксистско-ленинского учения одним из первых показал важность изучения оппозиции византийской знати IV—
Социальное содержание и организацию городских движений V—
Дискуссия советских историков (середина
Социально-политические взгляды «языческой оппозиции» IV—
Таким образом, нашей исторической наукой были изучены лишь отдельные стороны оппозиции V в.: социально-экономическое положение некоторых групп знати, их развитие, общие причины конфронтации с правительством, характер отношений отдельных оппозиционных групп с народными массами и идейное вооружение части недовольной знати.
* * *
Мы считаем, что характер и развитие оппозиции правительству в ближайшие годы после событий 400 г.29 определяли следующие основные факторы: 1) известное упорядочение экономической жизни вследствие относительной стабилизации городского хозяйства и торговых коммуникаций30; 2) изменения в соотношении социально-политических сил: возрастание значения городских корпораций, обусловленное успехом с.9 выступлений против правительств Руфина, Евтропия и Кесария и антиварварским движением 399—
Правительство Аврелиана, находившееся у власти до конца 404 г., должно было учитывать помощь, которую ему объективно оказали городские корпорации в 400 г. Мы не имеем от того времени законов о каких-либо суровых мерах в отношении язычников и еретиков. Серия репрессивных постановлений вышла лишь в конце 404 и в 405 г. в связи с волнениями, развернувшимися вокруг личности Иоанна Златоуста. Но поскольку по данному вопросу уже существует ряд солидных исследований, наша задача сводится к обобщению некоторых важных для темы моментов и акцентированию фактов, обусловливавших развитие оппозиции.
1. Если Златоуст выражал интересы «средних провинциальных собственников», чьи настроения в эпоху разложения рабовладельческого общества частично совпадали с настроениями мелких собственников, то критика, которую епископ Константинополя давал общественным порядкам, могла найти отклик не только у народных масс31, но и у его сторонников в верхушке клира и даже в светских кругах.
2. Выступления Златоуста против коррупции и роскоши двора и против императрицы Евдоксии объективно делали его оппозиционером правительству Аврелиана, находившему у нее поддержку32. Как известно, на Иоанна, comes sacrarum largitionum с 401 г., сторонника Аврелиана, разделявшего с ним ссылку, Златоуст направил гнев взбунтовавшихся солдат33. В 403 г. Иоанн был в «партии» Евдоксии, действовавшей против Златоуста (Pallad., Dial., 3; Zosim., V, 23. 2 sq.). Очевидно, Аврелиан был префектом, отправившим Златоуста в ссылку в июне 404 г.34 В самом деле, Златоуст не просто не смог найти «прочную опору в столице государства крупных собственников»35, а оказался критиком столичной аристократии и проводимой ею централизации. В этот период даже заверения типа: «Не за них ли (богатых. —
3. Позиция правительства в отношении Иоанна была объективно поддержана частью монахов (Созомен, с. 581—
4. Выступление против Златоуста александрийского патриарха Феофила, поддержанного частью недовольного Иоанном клира и окружением Евдоксия, было, скорее всего, осуществлено не только в интересах верхушки египетского духовенства, но и некоторых городских кругов Малой Азии и Сирии, чьих епископов Иоанн сместил. Возможно, позиция Феофила устраивала и египетских торговцев и навклиров. Известно, что по прибытии Феофила в Константинополь для процесса над Иоанном его встретили александрийские моряки с хлебных судов, устроившие аккламацию (Сократ, с. 484; Созомен, с. 580). Впоследствии, после изгнания Златоуста, в столице произошли уличные сражения между александрийцами и «народом Константинополя» (Сократ, с. 488; Созомен, с. 19).
Оппозиционность Иоанна Златоуста была существенно лимитирована не только нажимом двора, но и классовой ограниченностью защищаемых им групп. Епископ отдался в руки императорской стражи, когда заметил опасность перерастания движения в его защиту в социальный протест (Сократ, с. 485; Созомен, с. 18). Попытка Златоуста более энергично апеллировать к массам после возвращения из первой ссылки была вызвана резким сокращением его сторонников в среде правящих групп и средних собственников36. Большинство приверженцев Златоуста из рядов господствующего класса было серьезно напугано волнениями в столице, начавшимися после суда над епископом37. Еще большее недовольство вызвала попытка приверженцев Златоуста сжечь город после вторичной ссылки епископа (Созомен, с. 589; Zosim., V, 24. 3—
Оппозиция во главе с Иоанном Златоустом включала разнородные социальные слои — от представителей провинциальной и части столичной знати39 до экстремистов в лице монахов и люмпен-пролетариата. Прочность такой оппозиции зависела от неустойчивой стабилизации городской жизни. В социальном плане оппозиция обнаружила значительное «полевение» в сравнении с 399—
* * *
Напряженное внутреннее положение империи было осложнено в 403 г. активизацией горцев Исаврии. Важной причиной этого явился нажим правительства на свободные исаврийские общины40. Видимо, столичная знать пыталась компенсировать уступки городским корпорациям и местной муниципальной с.12 верхушке наступлением на свободное крестьянство Малой Азии, не связанное с городской экономикой. С другой стороны, выступление исавров, несомненно, было не только формой оборонительного движения, но и военно-грабительским походом, типичным для общества стадии военной демократии41. Исавры «причинили государству огромный ущерб» (Marc. Comes, p. 68. 9), разоряя «селения и все попадающееся на пути» (Zosim., V, 25. 1). По Созомену, они «злодействовали в городах и селениях» (Созомен, с. 599), а по Малале, взяли Селевкию в Сирии (Malal., p. 363. 15—
Движение исавров было зверски подавлено в 407 г. Однако карательные меры полководца Иерака коснулись, видимо, не только их: по Евнапию, Памфилия оказалась фактически ограбленной византийским военачальником (Eunap., p. 268. 8—
Во время «исаврийской войны» в правительстве Византии произошли изменения: Аврелиана сменил Анфимий, заслуженный сановник, связанный родством с высшей имперской знатью. Префектура Анфимия длилась с 10 июля 405 г. по 19 апреля 414 г. Анфимию дают одинаково положительные характеристики Аполлинарий Сидоний (Sid. Apoll., Carm., II, 94), Сократ (Сократ, с. 505) и Иоанн Златоуст (Ioh. Chrys., Ep. 147). Сократ даже ставит в похвалу Анфимию дружбу с софистом Троилом (язычником!), ставшим советником правителя (Сократ, с. 505). Полностью солидарен с Сократом и Синезий (Synes., Ep. 47, 73, 75, 79, 118). Выдвижение Анфимия свидетельствовало о продолжении централизации, усилении верхушки столичной и провинциальной служилой знати. Получили новое подтверждение меры по пресечению бегства из курий и насильственному возвращению куриалов к их повинностям. Куриалам запрещалось прибегать к заступничеству у императора (Cod. Theod. XII, 1. 167). Указ от 18 мая 409 г. с.13 подтвердил все прежние постановления по удалению бывших куриалов с государственной службы для несения обременительных литургий (Cod. Theod., XII, 1, 168). Попытки упорядочить сбор податей с горожан были паллиативом, а намерения воспрепятствовать «облегчению богатого и разорению бедного» (Cod. Theod., XII, 1. 173) являлись явной демагогией. Определенной уступкой антиохийским магистратам была лишь попытка зафиксировать размер подати в пределах 600 солидов (Cod. Theod., XII, 1. 169). Это было вызвано, скорее всего, недовольством горожан Антиохии, поскольку законодатели отметили, что сей указ направлен для утешения населения в его скорби (tristitia).
Правда, в 412 г. вышло предписание собирать горожан и осведомляться у них о качестве сборщиков податей — уступка, на которую правительство пошло в обстановке активности масс42. Определенной уступкой было и издание в апреле 415 г. указа о кассации с населения префектуры Востока (за исключением некоторых рудников) недоимок, накопившихся за 40 лет (Cod. Theod., XI, 28. 9). Но в целом политика Анфимия, очевидно, благоприятствовала лишь зажиточной верхушке курий крупных городов, которая сблизилась со служилой знатью. Публиковались и законы против еретиков (Cod. Theod., XVI, 5. 49; 6. 7), что было серьезным отступлением от политики Аврелиана.
Таким образом, имелись все основания для наличия оппозиции «средних» собственников. Одним из наиболее ярких примеров недовольства было волнение константинопольцев в конце 408 г. из-за недостатка хлеба43: с марта по ноябрь из Египта не пришло ни одного хлебного судна44. Гнев «народа» обрушился на префекта столицы. По «Пасхальной хронике», навстречу народу с призывом разойтись вышли оба магистра армии и комит священных щедрот (Chron. Pasch., p. 571. 8—
Ко времени Анфимия относится энергичная деятельность правительства по укреплению северных границ и самого Константинополя (Cod. Theod., VII, 17. 1; XI, 17. 4; Сократ, с. 505). Эти работы, необходимые в экономическом и политическом плане, несомненно, потребовали значительных затрат, что не могло не лечь бременем на податное население. Некоторые послабления куриям, сделанные в связи с этим, были паллиативом. Оппозиция вполне могла использовать усиление податей для критики властей.
По-видимому, оппозиция существовала и в среде родовитой знати. Император Аркадий накануне своей смерти, опасаясь, что аристократия лишит трона его сына Феодосия II, попросил быть опекуном последнего персидского царя Ездгерда I. По с.14 Прокопию, царь, согласившись на просьбу Аркадия, пригрозил сенату войной в случае обиды Феодосию (Procop., В. Р., 1, 2). Феофан, Кедрин и Никифор Каллист подтверждают готовность Ездгерда покарать злоумышленников (Theoph., p. 125. 5 sq.; Cedr., p. 586. 15—
Однако если критика правительства Анфимия со стороны части господствующего класса и существовала, то была слаба и не нашла непосредственного отражения в источниках. Повышение роли корпораций в общественной жизни, политика Константинополя в интересах городской верхушки, восстановление спокойствия на границах — все это существенно лимитировало социальное недовольство. Правительственные меры, приветствуемые аристократией крупных городов (например, Синезием)45, консервировали существующие имущественные отношения46.
Поэтому оппозиция объективно должна была выступать против принципов такой политики или (что более вероятно) против методов осуществления подобной консервации.
К середине
Самая резкая критика правительства Пульхерии — у Евнапия. Основным злом того времени Евнапий считает продажу управления провинциалам, сопровождавшуюся попранием законов (Eunap., p. 268. 23). По Евнапию, указы вымерли вместе с законами, законы разносились легче праха (Eunap., p. 269. 4—
Иоанн Антиохийский сообщает, что Феодосий II из-за малолетства только ставил подписи для «первых встречных» (tois boulomenois), а в особенности — для евнухов, «находящихся близ царской власти». В результате «живущие (hoi zontos) передавали своих жен другим и насильно лишались детей, не способные возражать постановлениям императора» (loann. Ant., fr. 191). Из-за евнухов дела государства пришли в расстройство; даже когда император достиг 50 лет, «они склоняли его к каким-либо низменным занятиям и охотам, чтобы они и Хрисафий держали власть императора» (Idem., fr. 194). Мы предполагаем, что Иоанн заимствовал эти фрагменты у представителей «языческой оппозиции»47 или у лиц, разделявших подобные оценки. В самом деле, известно, что в 414 г. из административного аппарата было удалено много «неблагонадежных» провинциальных чиновников, а в 418 г. запрещены городские патроцинии48., Некоторые меры, направленные на поддержку курий, не могли компенсировать финансовые притеснения городов. Отсюда рост оппозиционности части провинциальной городской знати.
В правление Пульхерии серьезных преследований еретиков со стороны центральной власти, видимо, не было (Сократ, с. 505)49. Зато на местах некоторые епископы в союзе с наместниками оказывали давление на еретические секты50. Не было серьезных гонений и на «языческую службу» (Ср.: Cod. Theod., XVI, 10. 21). Так как в данном законе идет речь о лицах, способных стать администраторами или судьями, то он, очевидно, направлялся против образованных язычников-горожан, по меньшей мере, среднего достатка. Вышло также два постановления против иудеев51. Подобные санкции, однако, не имели такого ригоризма, как при Феодосии I. Тем не менее само их издание (в отличие от правления Аврелиана и Анфимия) с.16 предполагает постепенное возвращение властей к наступательной политике на оппозиционные элементы.
Противоречивая политика правительства в отношении городов (и в частности, городской знати) имела в основе сложные социально-экономические и политические факторы. Слой куриалов среднего достатка сделался ничтожным; выросло число обедневших куриалов: верхушка сословия стремилась переселиться в крупные центры и слиться с крупной служилой землевладельческой знатью52. Стремление сохранить позднеантичный полис толкало правительство на разного рода «вливания» в инфраструктуру крупного города. В то же время на борьбу группировок и формирование оппозиции существенно влияло усиление крупных землевладельцев53. Одновременно в некоторых местах происходило дробление крупной собственности (Сирия, Палестина)54. Однако укрепление мелкого производства сопровождалось усилением налогового пресса и нажимом на массы городской рабовладельческой знатью.
Противоречивое отношение правительства к провинциальной городской верхушке отражало борьбу в среде правящих групп. В 421 г. Феодосий II женился на Евдокии, связанной со знатью крупных городских центров55. Вокруг Евдокии сгруппировались представители этой знати56. Косвенным образом это была реакция оппозиционной части муниципальной верхушки на жесткую централизацию, проводимую столичной служилой знатью. «Партия» Евдокии последовательно защищала поздне-рабовладельческие порядки и в этом отношении была преемницей оппозиции реакционной куриальной знати конца IV в.57
Борьба в господствующем классе осложнялась конфронтациями «провинциалов». Несторий, епископ Константинополя с 428 г., объективно выступал в защиту сирийской торговой знати и связанных с ней столичных вельмож58. Египетские крупные собственники в лице александрийской церкви (старинные конкуренты сирийцев) были в оппозиции. Отношения египетской и столичной знати стали напряженнее, чем в конце IV — начале V в.
Попытаемся осветить в общих чертах содержание оппозиции египетской знати в этот период.
1. Опора Кирилла, александрийского епископа и идейного главы оппозиции, была сложной по социальному составу (Евагрий, с. 13 сл). В борьбе за епископскую кафедру Кирилл встретил конкурента в Тимофее, поддержанном военачальником Абунданцием. Выборы происходили в обстановке народного волнения (Сократ, с. 513; Niceph., XIV, 14). Возможно, оно было инспирировано сторонниками Кирилла. Кирилл победил. Одним из сторонников Кирилла был учитель Гиеракс, организовавший аккламации при его проповедях. Египетские иудеи публично обвиняли Гиеракса в намерении возбудить народ (Сократ, с. 522; Niceph., XIV, 14). Разгром иудейских синагог с.17 Кирилл провел с помощью «многочисленной толпы», дав ей разграбить имущество иудеев (Сократ, с. 522; Niceph., XIV, 14). Одной из прочных опор Кирилла, с помощью которой он терроризировал врагов, были монашеские объединения и низшие слои клира. Монахи использовались против византийской администрации и для террора язычников. Убийство монахами Ипатии повлекло известные репрессии со стороны Константинополя, но Кирилл вскоре свел их на нет59. Некоторые действия Кирилла, однако, вызывали недовольство части александрийской знати, заинтересованной в союзе со столицей, например его откровенный нажим на августала Ореста. По побуждению «народа Александрии» Кирилл пошел на перемирие с Орестом (Сократ, с. 523; Niceph., XIV, 15).
Таким образом, в борьбе за политическую независимость от столичной администрации крупные землевладельцы Египта, используя церковь и социальную демагогию, прибегали к силе народных масс и полицейски организованного монашества. Однако часть александрийцев (возможно, верхушка торгово-ремесленных корпораций) опасалась радикализации оппозиции (случай с Орестом).
2. Борясь с Несторием, Кирилл вел большую организационную работу по сколачиванию «блока» сил, враждебных епископу Константинополя. Он вел переписку с папой Целестином, Пульхерией60, Евдокией, обращался к константинопольскому клиру и народу (см., напр. Mansi, v. 4, p. 680—
3. «Умеренные» еретические секты македониан и новациан, а также ариане и «четырнадцатидневники» были недовольны преследованиями Нестория. В основном эти группировки сосредоточивались в малоазийских городах (Сократ, с. 553, 555). Гонения вызывали волнения в городах. Возможно, это в какой-то мере было отражением борьбы малоазийской и сирийской знати61.
4. Часть монашества была недовольна стремлением Нестория удалить монахов из городов и запереть их в монастырях. Несторий пытался таким путем пресечь разжигание в городах социальных волнений. Характерно, что во время Эфесского собора Кирилл нашел поддержку в столичном монашестве62.
5. Длительная поддержка Нестория Феодосием II, видимо, вызывалась отчасти боязнью центральной власти пойти на соглашение с теми оппозиционерами, которые апеллировали к низам и накалили обстановку на Эфесском соборе так, что возникла опасность волнений. Чтобы сбить этот накал, комиту священных щедрот было отдано распоряжение временно арестовать Кирилла, Мемнона и Нестория (Mansi, v. 5, p. 779—
6. Эфесский собор не разрешил противоречий между александрийским и антиохийским епископатом, так как суть спора состояла не в догматах, а в социально-политическом соперничестве. Нажим правительства на соперников и заключение унии 432 г. лишь относительно сбавили напряженность. В столице после низложения Нестория «по церквам проходил какой-то страшный спор, ибо народ был разделен надвое» (Сократ, с. 562; Niceph., XIV, 36).
Таким образом, нажим александрийских крупных собственников на правительство лишь частично увенчался успехом. Столичная знать была обеспокоена не только захватом египетскими иерархами политического влияния в ряде провинциальных центров64, но и потенциальной возможностью возбуждения народных масс египетскими креатурами. В результате победы в Эфесе александрийская знать закрепила связи с финансовыми кругами столицы в ущерб сирийцам. Противовесом александрийскому влиянию были следующие явления.
1. Сосредоточение большей власти в руках части столичной и провинциальной знати, связанной с муниципальными центрами. Теперь огромное влияние в этой «партии» приобрел Кир, префект претория и префект города, язычник, «философ», «муж самый мудрый во всем» (Malal., p. 361. 14—
Группировка Кира — Евдокии сознательно ориентировалась на сирийскую городскую верхушку; чтобы заручиться ее поддержкой. В 438 г. Евдокия предприняла поездку в Иерусалим для поклонения святым местам. По пути она побывала в Антиохии, возможно, и являвшейся главной целью вояжа. Выступив перед антиохийцами, Евдокия подчеркнула, что она общего с ними происхождения, после чего они удостоили ее статуей (Евагрий, с. 44—
2. Если епископ Максимиан был безликой фигурой, но известным символом победы «партии» Кирилла, то уже последующие кандидатуры на столичную кафедру были менее зависимы от александрийцев. Например, Прокл кизикский был спешно хиротирован епископами, оказавшимися в это время в столице по приказу Феодосия II, опасавшегося вспышки волнений (Сократ, с. 572). Прокл был учеником и продолжателем политики Аттика, послушного исполнителя воли правительства. Стараясь не накалять социальную атмосферу, Прокл также старался не оказывать излишнего нажима на еретиков (Сократ, с. 573). По инициативе Прокла в столицу были торжественно доставлены и погребены останки Иоанна Златоуста, что привлекло в православие многих приверженцев Иоанна (Евагрий, с. 576). Этот акт был направлен на укрепление связей с сирийской знатью и клиром, чьи интересы объективно защищал Златоуст.
3. По-видимому, не желая лишаться поддержки части столичных ктиторов, ориентирующихся на союз с «сирийцами», Феодосий II не решался круто расправиться с Киром, завоевавшим большую популярность у константинопольцев (Malal., p. 361. 22 sq.). Кир был послан епископом в Коттиэй (Фригия Salutaris), где использовал свое влияние для прекращения волнений среди горожан (hoi politai) (Malal., p. 362. 6—
Кратковременность пребывания у власти Кира и Евдокии свидетельствовала о слабости группы господствующего класса, пытавшихся опереться на отжившую экономику полисов, в сравнении со столичной служилой знатью. Соответственно, меры правительства в отношении оппозиции «александрийцев» были нерадикальны: оппозиция местной муниципальной верхушки казалась опаснее. Кир и Евдокия боялись апеллировать к городским низам и монашеству, ненавидимым языческой интеллигенцией. «Партия» Пульхерии продолжала выступать за проведение автократичной централизации и эксплуатации провинций67. Но экономический потенциал константинопольских ктиторов-землевладельцев ослабляли возобновившиеся на Балканах грабежи варваров (гуннов Аттилы). В этом отношении торгово-ростовщические круги, ориентировавшиеся на Египет, получили преимущества.
Приход к власти правительства Хрисафия (начало
Объективно к защите столичной землевладельческой знати сводилась политика Хрисафия в отношении гуннов. В первой половине
С другой стороны, при Хрисафии были сделаны уступки военно-племенной знати местного происхождения, в частности исаврам, нанятым для борьбы с гуннами (Prisc., fr. 8, 12, 13). Это не помешало исаврийскому предводителю Тарасокодиссе позже выступить против Хрисафия.
В то же время в империи возникают тенденции к регенерации военно-варварской оппозиции, правда, в несколько измененном по сравнению с концом IV в. варианте. Господствующий класс не мог пренебречь возможностью использовать варваров в своих целях72. Военачальник Аспар, начавший возвышаться в это время, смело полагался «на готскую силу» (Excerpta, p. 160. 26), «имел множество готов и многочисленных комесов, и прочих юношей, и держащихся их людей, которых он называл федератами и на которых отводятся федератские анноны» (Excerpta, p. 161. 1—
Так или иначе, серьезного сопротивления политике правительства Хрисафия в первой половине
В середине
Борьба оппозиционных сил за преобладание в политической жизни империи опять развернулась под ширмой догматических споров. Столичная знать перешла в наступление, выдвинув архиепископом Константинополя Флавиана, представителя столичного клира (446). Кандидатура Флавиана, видимо, не устраивала Хрисафия. В резкую оппозицию к Флавиану (а через него и к столичной верхушке) встал Диоскор, преемник Кирилла. Позиция Диоскора сразу показала, что он принадлежит к тем экстремистски настроенным последователям Кирилла, которых последний с трудом сдерживал79. Причины возобладания экстремизма в «александрийской оппозиции»80, видимо, крылись в общем усилении провинциальной знати, не связанной с полисной экономикой. Это движение пока не переходило в антиправительственные восстания или бунты локального характера по следующим причинам: а) успех известных общественных групп на Эфесском соборе, создавший иллюзию, что в борьбе за догматы возможны социальные достижения; б) политика фракционного руководства (как правило, принадлежавшего к крупным или средним собственникам), направленная на содержание недовольства масс в рамках борьбы за догматы; в) общая атмосфера нагнетания религиозного фанатизма, стимулируемого правящими группами.
Ригоризм Диоскора и его сторонников, несомненно, был ответом и на наступательную политику Константинополя. Диоскор демонстративно не ответил на синодальную грамоту Флавиана, фактически не признавая его самостоятельным епископом. В 448 г. произошло прямое столкновение: в «деле Евтихия» Диоскор встал на путь Кирилла, поддержав с.22 определенные монашеские группы столицы и Малой Азии. Содержание этой конфликтной ситуации вкратце представляется следующим.
1. Столичный архимандрит Евтихий, обладавший большим весом среди монахов Константинополя, крестный отец Хрисафия (Liberat., Brev., II, 12), сторонник Кирилла и враг Нестория, явился объектом реакции правительства на нажим оппозиции. Епископ Евсевий из Дорилеи (Фригия) отражавший, видимо, традиционно «антиегипетские» настроения некоторых групп малоазийской знати, во время поместного собора в столице (448) обвинил Евтихия в ереси. По-видимому, выступление Евсевия не устраивало Флавиана своей категоричностью: архиепископ Константинополя старался убедить дорилейца взять обвинение назад и смягчить нажим на Евтихия. В этом проявился страх столичной знати перед возможной вспышкой городских волнений.
2. Опасения Флавиана были не напрасны. Евтихия на заседание собора провожала масса монахов, солдат и praefectiani, потребовавших от собора обещания отпустить архимандрита вне зависимости от решения «дела» (Mansi, v. VI, p. 732).
3. Правительство Хрисафия, видимо, пыталось оказать на собор давление. На соборе был представитель императора, занявший, впрочем, выжидательную позицию.
4. Нажим на Евтихия привел к его осуждению как монофизита. Ряд «восточных» епископов, в частности Феодорит из Кирр, был удовлетворен. Это явилось ударом по группировке Хрисафия и «александрийцев». Чувствуя ущемление своих позиций, они предприняли лобовую атаку. В августе 449 г. в Эфесе состоялся собор, получивший затем название «разбойничьего».
Укажем на те моменты его деятельности, которые характеризуют наиболее важные черты развития оппозиции.
1. Группировка Хрисафия и ее египетские союзники подготовили базу для разгрома Флавиана и его сирийских и малоазийских сторонников. От имени императора на собор явились нотарий Евлогий и комит Елпидий, оказавшие на собравшихся откровенный нажим. Правительство выделило «для охраны» собора солдат (Theoph., p. 154. 13—
2. Разгром «сирийской» оппозиционной верхушки был серьезным. Флавиана и Евсевия осудили. Были низложены многие их сторонники и просто сочувствующие (среди них Домн антиохийский, Феодорит из Кирр, Ива эдесский, Ириней тирский и др.). Правительство подтверждало решения собора и приказывало в будущем не набирать епископами приверженцев Нестория или Флавиана (Mansi, v. VII, p. 498). Сочинения несториан и сочувствующих им богословов (например, Феодорита) подлежали сожжению (Ibid., p. 497 sq.). Архиепископом столицы стал Анатолий, близкий к александрийской церковной верхушке. Энергичная переписка папы Льва с византийским двором дала слабые результаты. Феодосий оказал противодействие попыткам реабилитировать Флавиана и его адептов (Ibid., v. VI, p. 68—
Победа «александрийской партии» и Хрисафия в Эфесе была, однако, пирровой. Апелляция экстремистов к монахам, городским низам, использование против епископов вооруженной силы вызвало реакцию. В середине V в. большая часть военной чиновной знати и верхушки клира превратилась в силу, опирающуюся на солидный экономический базис в виде местного землевладения83. Бороться с представителями этой знати методами «разбойничьего» собора было авантюрой. Источники не позволяют проследить конкретные изменения в настроениях борющихся за власть групп. Ясно одно: изменения были быстрыми и радикальными.
Первой прореагировала столичная родовитая знать. Уже вскоре после собора Феодосий II увидел себя в чем-то обманутым Хрисафием и стал скорбеть об участи Флавиана и его сторонников (Theoph., p. 157. 8). Хрисафий был сослан. Группы муниципальной знати, ранее возглавляемые Киром и Евдокией и связанные с частью «сирийской» городской знати, были серьезно ослаблены разгромом их союзников на соборе. К власти они прийти не смогли. Евдокия подверглась критике и вынуждена была удалиться в Иерусалим. Ее приверженцы, священники Север и Иоанн, были казнены (Tbeoph., p. 157. 17—
Изменения в правящих кругах происходили не без влияния усиливающихся военно-служилых групп знати. Согласно преданию, умирающий Феодосий II предрек править Маркиану «в присутствии Аспара и всех остальных сенаторов» (Malal., p. 367; Chron. Pasch., p. 590; Cedr., p. 602). Аспар представлял с.24 у одра умирающего часть армии, противопоставленную гражданским властям84.
Маркиан был провозглашен автократором в присутствии сената (Евагрий, с. 55; Malal., p. 367; Theoph., p. 159. 16) и армии (Theod. Lect., I. 1; ср.: Marc. Comes, p. 83. 25—
Поддержка сената, столичной знати, высших кругов армии, апелляция к столичным корпорациям свидетельствуют о солидной опоре формирующегося правительства. Можно было перейти в наступление на оппозицию, основное ядро которой сейчас составляли силы, ранее группировавшиеся вокруг Хрисафия (в том числе александрийская торговая знать и ее сторонники).
Вскоре после коронации Маркиана Хрисафий был казнен (Theoph., p., 160. 2—
Активнейшая часть оппозиции была разгромлена на Халкидонском соборе 451 г. Опять-таки ограничимся вычленением наиболее важных для нашей темы обстоятельств.
с.25 1. То, что оппозиция стояла перед фронтом именно столичной родовитой знати, показывает факт инициативы созыва собора группировкой Пульхерии и ее сторонников86. Пульхерия вела живую переписку с папой Львом, заручаясь поддержкой верхушки западного клира (Напр.: Leo., Ep. 73, 76, 77, 84. 3, 88. 3). В. Энслин верно подметил, что если в письмах к Маркиану папа выказывал лишь «чистые надежды», то к Пульхерии были обращены конкретные вопросы и пожелания87. Диоскор попытался мешать признанию Маркиана в Египте (Mansi, v. VI, p. 1033), но неудачно. О конкретных его мерах судить трудно. Ясно одно: в оппозиции «провинциалов» не было единства, поскольку обструкция не получилась, а правительство, видимо, еще не оказывало активного давления на александрийскую знать в целом. О расколе оппозиции свидетельствует и решительный переход архиепископа Анатолия на сторону правительства88. Примечательно и отношение столичных сановников к легатам папы, требовавшим жесткого подхода к Диоскору: сановники отстаивали принцип «справедливого», законного разбирательства (Leo., Ep. 89, 90, 94). Очевидно, здесь скрывался не только отпор попыткам папы вмешаться в дела, которые константинопольская знать считала своими, внутренними. Отказ от грубого нажима на оппозицию в целом объясняется также стремлением правительства пойти на известный компромисс с ее частью. Предупредительной мерой правительства было заключение Евтихия в монастырь вблизи Константинополя. Наместник Вифинии получил приказ удалить или изолировать известную часть духовенства, монахов и тех членов сект, которые «сеяли смуту» (Mansi, v. VI, p. 556). 13 июля 451 г. вышел указ, грозивший тяжкими наказаниями за смуты подобного рода (Cod. Just., I, 12. 5). Самого Диоскора призывали на собор без свиты, помня опыт «разбойничьего собора». Примечательно, что собор после долгих проволочек и поисков местопребывания состоялся в Халкидоне, «под боком» у столицы, для более активного влияния правительства на ход его (Mansi, v. VI, p. 557). Император, в частности, требовал у епископов перейти из Никеи в Халкидон, чтобы им не досадили евтихиане (Ibid., p. 560 sq.).
Наибольший удар в Халкидоне получила активнейшая часть оппозиции — египетские ктиторы, не связанные с муниципальной экономикой и стремившиеся либо избавиться от жесткого нажима столичной служилой знати, либо получить в столице политическое преобладание. Это выразилось в осуждении Диоскора. Пять его сторонников (епископы Азии — не Египта!)89 были помилованы в силу их раскаяния, возвращены собору по ходатайству собравшихся и сохранили свои кафедры (Евагрий, с. 65; Theoph., p. 163. 16—
2. Несмотря на осуждение Диоскора, другие египетские епископы отказались подписать послание папы Льва («томос»), заявив, что их после этого убьют в Египте и что, лишившись своего главы, они не могут предпринять такого шага91. Это показывает, что, несмотря на раскол, часть оппозиции сохранила свою стабильность.
3. Состояние оппозиции отразило и поднятое на соборе дело столичных архимандритов. Монахи во главе с Варсумой, Дорофеем и Каросом требовали реабилитации Диоскора, отказывались подписать «томос» Льва и открыто заявляли: «Мы стоим перед вами: вы можете лишить нас сана, можете сослать… Делайте, что хотите!»92. Другая часть монашества («столичная») выступила против них. Дифференциация, таким образом, протекала и в среде, наиболее опасной для «церковного мира». Предупредительные меры правительства дали плоды и здесь. Маркиан распорядился, чтобы монастыри организовывались только с согласия епископов; монахам запрещался переход из одного монастыря в другой (Mansi, v. VIII, p. 173 c). Это лимитировало монашеское движение и ставило его под контроль местных церковных властей.
4. Заседания собора открыто контролировали столичные сановники (Mansi, v. VI, p. 563) и сам Маркиан. На заседании 25 октября император выступил за ортодоксальное учение (Ср.: Leo., Ep. 101. 3). Собравшиеся устроили настоящую аккламацию, назвав Маркиана и Пульхерию «светилами православия»; императора именовали «новым Константином», «восстановителем церкви»; а Пульхерию — «хранительницей веры» (Mansi, v. VII, p. 129 sq., 169 sq.). Констатировав единодушие собора (Ibid., p. 172 B), Маркиан пригрозил каждому (частному лицу, чиновнику и клирику) за полемику по поводу постановлений собора (Mansi., p. 173 D). Епископам предписывалось заседать еще 3—
12 ноября 451 г. Маркиан подтвердил все ранее данные ортодоксальной церкви привилегии (Cod. Just., I, 2. 12). 7 февраля 452 г. последовал указ о необходимости придерживаться догматов, оформленных в Халкидоне (Cod. Just., I, 1. 4); диспуты о вере категорически запрещались (Mansi, v. VII, p. 475 C). В 451 г. под страхом смерти запрещалось отправление языческих обрядов (Cod. Just., I, 11. 7). Наступление на оппозицию продолжалось.
Халкидонский собор был показателем и ускорителем размежевания оппозиции, в которой для первой половины V в. четко с.27 вырисовываются два основных направления. Первое направление формировала часть египетской и левантийской торгово-ростовщической и землевладельческой знати, заинтересованной в централизации и экономических связях с Константинополем. Эта часть знати пошла на компромисс с правительством. Другая часть ее — преимущественно крупные землевладельцы «местного значения», не связанные с разлагавшейся полисной сферой, и городская местная верхушка, использовавшая переходные формы экономики и управления провинциальных центров, — еще дальше отошла от столичной знати и ее союзников. Это направление оппозиции становилось преобладающим. Третье направление оппозиции, базировавшееся на знати, цеплявшейся за реакционные формы муниципальной сферы, потеряло серьезное влияние с падением группы Кира и Евдокии и постепенно исчезло. Но в обстановке относительной слабости сословных учреждений (сенат, городские корпорации, «цирковые партии») укреплялись столичные ктиторы, владельцы балканских и малоазийских доменов, где интенсивно использовался труд рабов. Военно-служилая знать, стоявшая у кормила правления, поддерживая этих ктиторов, консервировала отжившие производственные отношения. Оппозиция «провинциалов» объективно выступала против них! В Халкидоне же проявилась ее экономическая мощь и слабая организация, обусловленная несформированностью провинциальной знати в единый слой.
ПРИМЕЧАНИЯ