Основные направления политической оппозиции правительству Византии в 50 — начале 70-х гг. V в.
с.24 В последнее время в марксистской, в том числе и советской, историографии при изучении характера перехода от рабовладельческой формации к феодальной правомерно указывается необходимость учитывать влияние на социальные процессы не только межклассовых столкновений, но и борьбы внутри господствующего класса1. Такой подход к проблеме тем более правомерен, что столкновения в среде позднерабовладельческих социальных групп и выступления народных масс имели серьезное взаимовлияние2, отражавшееся на темпах генезиса феодальных отношений. Учитывая это, мы продолжаем начатый ранее3 анализ характера политической оппозиции правительству Византии, сконцентрировав внимание на основных ее направлениях 50 — начала
Историографическое состояние проблемы социально-политической борьбы в Византии V в. уже рассматривалось нами в одной из статей4. Здесь лишь следует повторить, что в буржуазной историографии практически отсутствуют работы, четко показывающие социальную подоплеку тех или других политических оппозиционных выступлений в империи указанного периода5; мало того — сохранилась тенденция объяснять наличие тех или иных идеологических нюансов в оппозиции V в. лишь религиозными и «чисто» политическими мотивами6. Марксистской исторической наукой изучены только отдельные стороны оппозиции в Византии V в.: социально-экономическое положение отдельных групп господствующего класса, их развитие, общие причины конфронтации с правительством, характер отношений некоторых оппозиционных групп с народными массами и идейное вооружение части недовольной знати7.
с.25 Во второй половине V в. политическая оппозиция, как будет показано, проходила определенный этап своего развития. В предшествующий период, в первой половине V в., пришло в упадок направление оппозиции, базировавшееся на активности куриальной знати8, цеплявшейся за разлагающуюся античную структуру муниципальной сферы9. Зато заметно укрепились два других направления. Первое из них формировалось из части египетской и левантийской торгово-ростовщической и землевладельческой знати10, заинтересованной в экономических связях с Константинополем11 и централизации. Второе формировалось преимущественно из крупных землевладельцев, инсталлирующихся в провинциях12, слабо связанных с разлагавшимся позднеантичным городом13, а также городской местной верхушки, использующей переходные формы экономики и управления14. Это направление, превалирующее, серьезно конфронтировало с укреплявшимися столичными ктиторами15, владельцами балканских и малоазийских доменов, где еще интенсивно использовался труд рабов16. Соответственно данное направление конфронтировало и с военно-служилой знатью, стоявшей у руля правления и поддерживавшей указанных ктиторов.
Оппозиция провинциальных крупных собственников в первую очередь вызывалась административным и налоговым давлением со стороны Константинополя17. Что касается форм недовольства, то возрастание в крупных и малых городах роли церковных звеньев18 и торгово-ремесленных корпораций19, разложение полисных политических форм20 и развитие аккламаций21 приводило оппозицию в русло борьбы за «чистоту веры» и «цирковых партий»22. Особенно резкую оппозицию столичной знати (формально столичному клиру) выказывали крупные землевладельцы Египта23, использовавшие авторитет в народных массах местной церкви24. Столичная знать и муниципальная верхушка, боясь усиления в Константинополе влияния александрийских торгово-ростовщических кругов, искали поддержки у сирийской торговой верхушки25. Землевладельческая знать других провинций однако не проявляла в 30—
Активизация народных масс, относительная слабость сословных учреждений и опасность на границах обусловили усиление в конце 40 — начале
Итак, провинциальная верхушка, усилившаяся за счет поглощения муниципальных земель, но слабо связанная с позднеантичной городской сферой, потерпела в Халкидоне поражение. Особенно болезненно это восприняли александрийские ктиторы, чьи притязания на большую самостоятельность в управлении Египтом и влияние на политику столицы провалились.
В 452 г. в Александрии началось мощное социальное движение. На кафедру тамошнего епископа был избран собором и поддержан правительством Протерей (Евагрий, с. 71; Liberat., Brev., 14; Iohan. Niciu., p. 294). Это было наступлением на политические позиции египетских ктиторов. В. Энслин считал, что за Диоскора, за его возвращение на александрийский епископский престол стояли низшие слои народа и монахи35. Но, как уже указывалось, само монашество не было единым. Возмущение началось, очевидно, в среде плебса («толпа черни» направилась к префектуре, была встречена солдатами и камнями обратила их в бегство — Евагрий, с. 71; Niceph, XV, 8). Запершееся в Серапейоне войско было сожжено. Правительство выслало 2 тыс. солдат, но их выступление состоялось, видимо, лишь весной 453 г. Флор, вставший во главе карательных отрядов, по приказанию Маркиана закрыл подвоз зерна в Александрию — в городе начался голод (Theoph., p. 165. 3—
Довольно сложным было антиправительственное движение в Палестине. Его ускорила агитация «некоторых из монахов», бывших на Халкидонском соборе, но не принявших его решений. Их целью было возбудить местное монашество (Евагрий, с. 72). Параллельно этому Ювеналий иерусалимский «подстрекался беспокойными людьми» (там же, с. 72) на расширение сферы своего влияния. В последнем могла быть заинтересована иерусалимская греческая знать. Для приобретения протекции при дворе Ювеналий отплыл в Константинополь. Следовательно, в столице были лица, способные помочь ему, т. е. заинтересованные в осуществлении подобных планов палестинской городской верхушки. Вспомним, что в свое время императрица Евдокия немало способствовала налаживанию отношений между сирийской торговой знатью и частью столичных ктиторов. В отсутствие Ювеналия уже упомянутые монахи рукоположили епископом египетского монаха Феодосия, одного из самых буйных на соборе (Евагрий, с. 72; Niceph., XV, 9). Движение получило поддержку. Феодосий привлек на свою сторону опальную Евдокию и всю подопечную ей монашескую братию (Niceph., XV, 9; Leo., Ep. 117. 3; Kyr., V. Euth., 73, 82). «Многие палестинские города» обратились к Феодосию с просьбой хиротонировать им епископов (Евагрий, с. 73). Привлечение Евдокии, связанной с сирийской городской верхушкой, авторитет Феодосия у городской верхушки Палестины, — свидетельства активного включения в оппозицию части местной знати, по-видимому, готовой к ослаблению связей с Константинополем. Выдвижение Феодосия на этом фоне не просто альтернатива Ювеналию, а отказ палестинских групп господствующего класса от союза с привилегированной местной верхушкой.
Движение сопровождалось террором против инакомыслящих. Был убит Севериан, епископ Скифополиса. Феодосий «возбудил великое преследование по святому городу против тех, кто не предпочел вступить в сообщество с ним» (Mansi, v. VII, p. 486 A, 490 A, 514 D; Niceph., XV, 9). В результате город полагал, что попал в плен к варварам (Niceph., XV, 9).
В Палестину были посланы войска во главе с комитом Дорофеем (Mansi, v. VII, p. 496 B); папу Льва понуждали повлиять на Евдокию (Leo., Ep. 117. 3; 123). В 453 г. движение было подавлено; Феодосий укрылся на Синае у монахов (Mansi, v. VII, p. 485 C, 515 B—
В этом отношении показательны дальнейшие движения в Александрии, принимавшие форму оппозиции монофизитства православию.
Уже в 454 г. приверженцы умершего Диоскора возобновили нападки на Протерия. Правительство не посылало войск (видимо, протест не вышел за известные рамки), но направило в Египет силенциария Иоанна с увещательным письмом к александрийцам (Mansi, v. VII, p. 481; Leo., Ep. 141). Миссия Иоанна не достигла успеха (Zachar., S. 18—
Политика компромиссов с частью оппозиции, вероятно, выразилась и в том, что после смерти Пульхерии в июле 453 г. прежнего пыла в преследовании еретиков у правительства не наблюдалось. К тому же при дворе заметно усилилась военная с.29 группировка Аспаридов, отношения которых с ортодоксальной церковной верхушкой были напряженными39.
Выступления 457 г. в Александрии явились продолжением движений, начавшихся в провинциях после Халкидонского собора, но имели свои особенности.
1. Если в волнениях 451—
2. Симптоматично, что в убийстве Протерия участвовали солдаты из его же охраны (Евагрий, с. 79; Niceph., XV, 23). Видимо, местная военная прослойка также была втянута в оппозицию.
3. По всей вероятности, движению в Александрии была созвучна оппозиция в других городах. Возможно, таким образом выражались не просто антистоличные настроения, но и социальный союз, части торговой и землевладельческой знати Египта и Передней Азии. Характерно, что при хиротонии Тимофея присутствовали Евсевий из Пелузии и Петр из Майюмы (Евагрий, с. 78; Niceph., XV, 16). Египетские прелаты писали императору, что при Тимофее «только четыре или пять епископов» (Евагрий, с. 79; Niceph., XV, 17). С другой стороны, когда Элур, следуя в ссылку, высадился в Сирии, от Берита до Гангр он встречал сочувственные выступления некоторых групп горожан и местного клира (Zachar., S. 34—
4. Дифференциация в среде оппозиции проявилась и на этот раз. В Константинополь стали прибывать напуганные движением епископы и клирики Александрии и всего египетского диоцеза. Они подали императору Льву «прошение на Тимофея» (Евагрий, с. 82—
с.30 5. Выступление против правительственной политики приняло форму критики постановлений Халкидонского собора (Евагрий, с. 83; Cedr., p. 608; Theod. Lect., I, 9; Theoph., p. 171. 4—
6. Правительство, учитывая пестрый состав оппозиции и опять-таки не желая оказывать прямое давление на крупных собственников, осуществило объединение политических сил, враждебных монофизитам. Была проведена переписка со всеми епископами, в которой император выразил свое негативное отношение к Тимофею и его сторонникам (Евагрий, с. 82—
В том, что наказание Тимофея последовало лишь через два года после высказываний епископов, возможно, сказалась поддержка его сторонников Аспаридами и Василиском, свойственником Льва I42. Выступление Аспара в защиту этих антиправительственных групп однако не означало, что он преследовал те же цели, что и они, и считал их надежными союзниками. Источники ярко отражают, с одной стороны, напряженность между Аспаридами и ортодоксальными церковными кругами43; с другой стороны, натянутые отношения были у Аспаридов и с прочими группами господствующего класса империи (Candid., p., 442. 12—
с.31 Возвышение Аспаридов опиралось на объективную тенденцию в среде господствующего класса укрепить централизацию управления путем усиления власти военных групп в обстановке нарастания народных движений. Но, с другой стороны, беспокойство определенных кругов вызывала политика Аспаридов и поддерживающих их группировок, направленная на создание профессионального военного сословия, противопоставляемого производительному и вообще гражданскому населению44. Эта тревога усугублялась тем, что тенденция к формированию профессионального военного сословия на византийской почве переплеталась с тенденцией к появлению подобного сословия в среде чуждого римскому и византийскому обществу готского элемента, входившего в состав дружин Аспаридов45. Поэтому, когда в 468—
Развязка наступила в 471 г. Аспариды были уничтожены. Устранение арианской военной группировки позволило центральной власти и верхушке православного духовенства развернуть гонения на оппозиционные секты (Excerpta, p. 161. 12—
Таким образом, оппозиция Аспаридов и стоявшей за ними знати была военной оппозицией, не сумевшей противостоять столичной гражданской верхушке. Однако тенденция к централизации путем опоры на изолированные от широких слоев населения воинские контингенты сохранялась. Используя побочные явления этой тенденции (возвышение именно исаврийских военных), группа провинциальной военно-служилой знати, представленная Зиноном, попыталась в своих интересах сыграть на оппозиционных настроениях в сирийских городах. Еще в 468 г. Зинон, назначенный магистром армии Востока, прибыл в с.32 Антиохию вместе, с бывшим монахом столичного монастыря акимитов, священником халкидонского храма Вассы Петром Валяльщиком (Theoph., p. 175. 12—
Оппозиционно настроенные представители местной знати получили здесь вес только благодаря опоре на определенные слои горожан. Хиротонирование Иоанна дает основание предполагать, что движение находило отклик и в иных центрах (Апамея). В самом деле, упомянутый указ на имя Зинона запрещает монахам «находиться в Антиохии и в других городах» (Cod. Just., I, 3. 29). Но не следует преувеличивать единодушия антиохийцев в избрании Петра, как это делал Ю. Кулаковский50. Источники совершенно определенно говорят, что Петр «расколол народ Антиохии» (Theoph., p. 175. 19; ср., Niceph., XV, 28). Юлиан же был хиротонирован «по общему решению» (Theoph., p. 176. 13; Theod. Lect., II. 22), т. е. по избранию местного собора. Таким образом, известные группы горожан (особенно знать) не поддержали «Валяльщика». Место Зинона в «антиохийской ситуации» охарактеризовать с достаточной точностью трудно. Можно согласиться с
Борьба с оппозицией осложнялась тревожным состоянием финансов. Денег требовала борьба с появившимися на с.33 границах военно-племенными объединениями (осколками распавшейся державы Аттилы) гуннов, остготов53, гепидов, скиров, герулов и аланов54. Во второй половине 60 — первой половине
Большие затраты в правление Льва I были вызваны после пожара в столице и землетрясений на Балканах и островах (Евагрий, с. 88—
Все эти факторы побуждали правительство усиливать налоговый пресс. Попытка Льва облегчить налогообложение была слаба57. Правительство жестко придерживалось политики удержания куриалов при их принудительных повинностях (Cod. Just., I, 40. 14; X, 44. 3; 32. 62; XII, 21. 7; 33. 4; 57. 14). Подданные пытались уклониться от уплаты налогов (Cod. Just., X, 19. 8; 49. 3; XI, 54. 1; 56. 1).
Подобного рода обстоятельства, дополненные внешнеполитическими неудачами, питали оппозицию. Наиболее резкие высказывания о политике Льва донес до нас Малх Филадельфиец. Малх порицает императора за алчность и удушение городов податями. «Они (города. —
с.34 Столичный плебс, недовольный финансовой политикой правительства, демонстративно выразил поддержку подсудимому. Суд происходил в сенате (Manass., vers. 2864 sq.; Cedr., p. 612; Zonar., p. 251. 31 sq). Обвиненный в язычестве Исокасий держался очень смело, возможно чувствуя поддержку народа (ho demos ton Byzantion), окружавшего судилище (Malal., p. 370. 16 sq; Chron. Pasch., p. 596. 9; Zonar., p. 252. 2 sq; Cedr., p. 613. 1—
Активность столичных народных масс открыто проявилась в правление Льва I еще в нескольких случаях.
1. В 465 г. плебс (ho demos) устроил самосуд над скомпрометированным главой ночной стражи Миной. «Начальники (hoi archontes), увидев происшедшее, отступили устрашенные» (Chron. Pasch., p. 594. 12—
2. В 470 г. исавры-наемники, «сильно возмутив» столичных торговцев, «побудили народ» (ton demon) «на бросание камней» (Ioann. Ant., fr. 206. 1). Разгорелась усобица, и только ночь положила конец восстанию (ten stasin). По
с.35 3. В 473 г. в цирке взбунтовавшимся народом (a populo) было перебито много исавров (Marc. Comes, p. 90. 27).
Таким образом, вряд ли в конце 60 — начале
Все это дополнялось общей политикой правительства, защищавшего интересы столичной служилой знати параллельно с уступками торгово-ростовщической верхушке. Указанные факторы, переплетаясь с ростом значения крупных провинциальных центров66, питали оппозицию прежде всего в этих центрах. Отсюда антиправительственная активизация отдельных групп торговой знати Египта и Сирии, выступающих под знаменем еретических учений и поддерживающих своих представителей, епископов-еретиков. Однако отказ части этих оппозиционных групп от использования в своих целях недовольства масс обусловил большую самостоятельность демократических элементов в антиправительственных выступлениях начала
Таким образом, в рассматриваемый период на базе укрепления крупных провинциальных центров резко по сравнению с первой половиной V в. выросла мощь оппозиции, формируемой частью египетской и левантийской торгово-ростовщической и землевладельческой знати, заинтересованной в экономических связях с Константинополем. Это направление оппозиции, с одной стороны, добивалось снижения жесткости централизации и связанного с ней экономического и политического давления на крупные провинциальные центры. С другой стороны, оно пыталось достичь большего влияния в столице через церковный аппарат, потеснить позиции столичных ктиторов и поддерживавшей их военно-служилой знати. Второе направление оппозиции, формируемое в основном провинциальными крупными землевладельцами, менее зависимыми от развития крупных городов и экономических связей со столицей, в рассматриваемый период менее активно, чем в первой половине V в. Оно заметно лишь в
ПРИМЕЧАНИЯ