А. С. Козлов

Политическая оппозиция правительству Византии в конце V в.

Проблемы истории государства и идеологии античности и раннего средневековья. Барнаул. 1988. С. 82—93.

с.82 Про­дол­жая ана­лиз оппо­зи­ци­он­ных выступ­ле­ний — самой рас­про­стра­нен­ной фор­мы борь­бы поли­ти­че­ски без­власт­ных групп восточ­но­рим­ской зна­ти с позд­не­ан­тич­ным пра­ви­тель­ст­вом1, сде­лаю две ого­вор­ки. Пер­вая каса­ет­ся хро­но­ло­ги­че­ских рамок ста­тьи. Они охва­ты­ва­ют 491—498 гг., началь­ный этап прав­ле­ния импе­ра­то­ра Ана­ста­сия I, отме­чен­ный в аспек­те соци­аль­но-поли­ти­че­ской борь­бы преж­де все­го несколь­ки­ми круп­ны­ми мяте­жа­ми в сто­ли­це и «исаврий­ской вой­ной»2. С точ­ки зре­ния типо­ло­гии город­ских дви­же­ний в рам­ках позд­не­ан­тич­ной ста­дии раз­ви­тия рабо­вла­дель­че­ско­го обще­ства3 сле­ду­ет учи­ты­вать, что имен­но в кон­це V в. завер­ша­ет­ся оформ­ле­ние цир­ко­вых пар­тий4, а на конец V — нача­ло VI вв. при­хо­дит­ся апо­гей их актив­но­сти5. Для уточ­не­ния харак­те­ра началь­но­го эта­па прав­ле­ния Ана­ста­сия важ­но учи­ты­вать и наблюде­ние А. А. Чека­ло­вой отно­си­тель­но изме­не­ния соци­аль­но-поли­ти­че­ско­го кур­са это­го импе­ра­то­ра в нача­ле VI в. по срав­не­нию с кон­цом V в.: отказ пра­ви­тель­ства от лави­ро­ва­ния, игно­ри­ро­ва­ние мне­ния сена­та и наро­да в рели­ги­оз­ной поли­ти­ке6. И, нако­нец, имен­но к прав­ле­нию Ана­ста­сия Ф. Вин­кель­ман спра­вед­ли­во отно­сит eine be­son­de­re Bal­lung дей­ст­вий народ­ных масс, что объ­яс­ня­ет­ся как эко­но­ми­че­ской и цер­ков­ной поли­ти­кой импе­ра­то­ра, так и соци­аль­ны­ми про­бле­ма­ми, «свя­зан­ны­ми с при­род­ны­ми бед­ст­ви­я­ми»7.

Вто­рая ого­вор­ка каса­ет­ся самой поста­нов­ки про­бле­мы. Не повто­ряя ее исто­рио­гра­фи­че­ско­го обзо­ра8, отме­чу, что в послед­нее вре­мя наме­ти­лось более при­сталь­ное вни­ма­ние к кон­крет­но-исто­ри­че­ской роли оппо­зи­ци­он­ных групп гос­под­ст­ву­ю­ще­го клас­са в Визан­тии V—VII вв. Сего­дня, напри­мер, визан­ти­ни­сту нуж­но учи­ты­вать не толь­ко связь меж­ду дея­тель­но­стью цир­ко­вых пар­тий с раз­ло­же­ни­ем позд­не­ан­тич­но­го поли­са, но и в целом пере­пле­те­ние в этой дея­тель­но­сти выступ­ле­ний народ­ных масс, столк­но­ве­ний руко­во­дя­щих груп­пи­ро­вок цир­ко­вых пар­тий, раз­но­мыс­лий сто­рон­ни­ков про­ти­во­бор­ст­ву­ю­щих рели­ги­оз­ных тече­ний9. С дру­гой сто­ро­ны, при ана­ли­зе цер­ков­ной поли­ти­ки пра­ви­тель­ства — фак­то­ра, серь­ез­но вли­яв­ше­го на внут­ри­по­ли­ти­че­скую с.83 борь­бу, — сле­ду­ет при­ни­мать во вни­ма­ние не толь­ко тео­ло­ги­че­ские инте­ре­сы импе­ра­то­ров, их совет­ни­ков и ари­сто­кра­тии в целом, но даже кон­крет­ное соот­но­ше­ние сил при дво­ре10. Одним сло­вом, при изу­че­нии содер­жа­ния поли­ти­че­ской оппо­зи­ции како­му-либо визан­тий­ско­му пра­ви­тель­ству надо выявить ком­плекс форм ее про­яв­ле­ния и их вза­и­мо­связь. Тако­го рода попыт­ка и пред­при­ни­ма­ет­ся в дан­ной ста­тье при­ме­ни­тель­но к ука­зан­ным хро­но­ло­ги­че­ским рам­кам.

Рас­ста­нов­ка оппо­зи­ци­он­ных сил к нача­лу прав­ле­ния Ана­ста­сия харак­те­ри­зо­ва­лась сле­дую­щи­ми момен­та­ми11. Завер­ше­ние к кон­цу V в. эко­но­ми­че­ско­го подъ­ема в горо­де и деревне12, харак­тер­но­го для позд­не­ан­тич­ной ста­дии, сопро­вож­да­лось в горо­де уси­ле­ни­ем поля­ри­за­ции соци­аль­ных сил. В круп­ные цен­тры сте­ка­лось новое насе­ле­ние из дегра­ди­ро­вав­ших мел­ких поли­сов, рос­ла чис­лен­ность мало­иму­ще­го плеб­са, зани­мав­ше­го­ся ремеслом и тор­гов­лей13. На фоне диф­фе­рен­ци­а­ции кури­а­лов, уси­ли­ва­лась их вер­хуш­ка, попол­няв­шая ряды сена­то­ров14. Актив­ное про­ник­но­ве­ние круп­но­земле­вла­дель­че­ской по мас­шта­бам Визан­тии зна­ти в ремес­ло и тор­гов­лю обост­ря­ло ее отно­ше­ния с вла­дель­ца­ми эрга­сти­ри­ев15. Посколь­ку обост­ре­ние соци­аль­но-поли­ти­че­ских про­ти­во­ре­чий было наи­бо­лее замет­но в круп­ных горо­дах, самы­ми вид­ны­ми для это­го пери­о­да ока­за­лись круп­ные народ­ные дви­же­ния и поли­ти­че­ская борь­ба в Кон­стан­ти­но­по­ле, где за пер­вен­ство боро­лись самые раз­лич­ные груп­пы гос­под­ст­ву­ю­ще­го клас­са. При пред­ше­ст­вен­ни­ке Ана­ста­сия, Зиноне, зна­чи­тель­ная часть сто­лич­ной зна­ти офор­ми­ла оппо­зи­цию по отно­ше­нию к добрав­шей­ся до вла­сти при­ви­ле­ги­ро­ван­ной воен­но-чинов­ной исаврий­ский вер­хуш­ке.

За поли­ти­че­скую власть про­дол­жа­ла борь­бу со сто­лич­ной зна­тью тор­го­во-ростов­щи­че­ская знать круп­ных про­вин­ци­аль­ных горо­дов (глав­ным обра­зом, через цер­ков­ный аппа­рат). Это было вто­рое направ­ле­ние оппо­зи­ции. Но к кон­цу V в. в ее среде — преж­де все­го меж­ду сирий­ски­ми и алек­сан­дрий­ски­ми груп­па­ми зна­ти — углу­бил­ся рас­кол, в цер­ков­ной сфе­ре отра­зив­ший­ся в изда­нии так назы­вае­мо­го «эно­ти­ко­на»16, еще боль­ше услож­нив­ше­го поли­ти­че­скую борь­бу.

Суже­ние вер­хуш­ки тор­го­во-ростов­щи­че­ской зна­ти сопро­вож­да­лось ростом сов­па­де­ний ее инте­ре­сов с инте­ре­са­ми круп­ных земле­вла­дель­цев, сла­бо свя­зан­ных с полис­ны­ми про­бле­ма­ми. Оппо­зи­ци­он­ность этих круп­ных земле­вла­дель­цев кос­вен­но отра­жа­лась в с.84 рели­ги­оз­ных про­те­стах про­вин­ций цер­ков­ной поли­ти­ке Кон­стан­ти­но­по­ля17.

Заме­ще­ние Зино­на Ана­ста­си­ем спра­вед­ли­во счи­та­ет­ся пере­во­ротом18. Обста­нов­ка в сто­ли­це была напря­жен­ной. В аккла­ма­ци­ях собрав­ших­ся на сто­лич­ном иппо­дро­ме народ­ных масс в адрес вдо­вой импе­ра­три­цы Ари­ад­ны слы­ша­лись соци­аль­но-поли­ти­че­ские тре­бо­ва­ния. Народ наста­и­вал на сме­ще­нии «вора» пре­фек­та горо­да (De ce­rim., p. 420)19, на уда­ле­нии из сто­ли­цы исав­ров. На пре­стол тре­бо­ва­ли пра­во­слав­но­го импе­ра­то­ра (Ibid., p. 418, 19—20). Воз­мож­но, в этом отра­жа­лось при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние сто­лич­ных жите­лей, желав­ших при­оста­нов­ле­ния усту­пок моно­фи­зи­там (т. е. оппо­зи­ци­он­ным груп­пам Сирии и Егип­та) и под­твер­жде­ния авто­кра­ти­че­ской роли Кон­стан­ти­но­по­ля по отно­ше­нию к про­вин­ци­ям. Одна­ко Ари­ад­на, удо­вле­тво­рив тре­бо­ва­ние сме­стить пре­фек­та и обе­щав пра­во­слав­но­го пра­ви­те­ля, заяви­ла: «Да не будет места враж­де и да не сму­тит она тече­ние это­го пре­крас­но­го еди­не­ния и бла­го­чи­ния»20. Это выска­зы­ва­ние соот­вет­ст­во­ва­ло содер­жа­нию и соци­аль­ной направ­лен­но­сти «эно­ти­ко­на» и мог­ло отра­жать инте­ре­сы тех сто­лич­ных кти­то­ров, кото­рые были заин­те­ре­со­ва­ны в укреп­ле­нии свя­зей с про­вин­ци­а­ла­ми. Воз­зва­ние сто­лич­ных жите­лей к Ана­ста­сию «Цар­ст­вуй, как Мар­ки­ан!» (Ibid., p. 425, 3—4), по суще­ству тре­бо­вав­шее жест­кой «хал­кидон­ской» поли­ти­ки21, наобо­рот, пред­у­смат­ри­ва­ло мак­си­маль­ное удо­вле­тво­ре­ние потреб­но­стей сто­ли­цы и мини­мум усту­пок про­вин­ци­аль­ным цен­трам. В этом плане мож­но рас­смат­ри­вать и недо­ве­рие к Ана­ста­сию сто­лич­но­го пат­ри­ар­ха Евфи­мия (490—495 гг.), не при­няв­ше­го «эно­ти­кон» (Ева­грий, с. 167—168; Theoph., p. 210, 11). При выбо­ре импе­ра­то­ра Евфи­мий заявил несо­гла­сие с кан­дида­ту­рой Ана­ста­сия. Даже после того, как послед­ний обя­зал­ся «сохра­нить веру в цело­сти и не про­из­во­дить ника­ких ново­введе­ний» в церк­ви, Евфи­мий рас­пу­стил в мас­сах (tois pol­lois) слух о при­вер­жен­но­сти Ана­ста­сия к мани­хей­ству (Ева­грий, с. 168; Ni­ceph., XVI, 26)22. Усту­пил Евфи­мий под дав­ле­ни­ем сена­та и Ари­ад­ны (Theod. Lect., II, 6).

Поло­же­ние в сто­ли­це ослож­ня­лось при­сут­ст­ви­ем исав­ров. На импе­ра­тор­ский пре­стол при­тя­зал Лон­гин, брат Зино­на, быв­ший началь­ни­ком двор­цо­вой стра­жи и имев­ший опо­ру в исав­рах. По Ева­грию, уда­ле­ние Лон­ги­на на роди­ну было «пер­вым делом» Ана­ста­сия (Ева­грий, с. 162). Фео­фан назы­ва­ет Лон­ги­на жесто­ким, невоз­дер­жан­ным и стре­мя­щим­ся захва­тить власть с помо­щью исав­ров и с.85 сво­его дру­га Лон­ги­на из Кар­да­лы, маги­ст­ра оффи­ций (Theoph., p. 210, 3—7). Немед­лен­ная рас­пра­ва с Лон­ги­ном была невоз­мож­на: это бы гро­зи­ло исаврий­ский мяте­жом в сто­ли­це.

Таким обра­зом, неко­то­рые чер­ты как прав­ле­ния Ана­ста­сия, так и оппо­зи­ции к нему выри­со­вы­ва­лись уже при его избра­нии. Часть сто­лич­ной зна­ти ока­зы­ва­ла нажим на пра­ви­тель­ство, види­мо, про­явив­шее тен­ден­цию к кон­так­ту с про­вин­ци­аль­ной зна­тью в целом, а сле­до­ва­тель­но, и к про­дол­же­нию «поли­ти­ки при­ми­ре­ния», наме­тив­шей­ся в пред­ше­ст­во­вав­ший пери­од. В оппо­зи­ции ока­зал­ся пат­ри­арх Евфи­мий и его сто­рон­ни­ки, объ­ек­тив­но отра­жав­шие инте­ре­сы той части сто­лич­ных кти­то­ров, кото­рая виде­ла иде­ал в авто­ри­тар­ной поли­ти­ке по отно­ше­нию к про­вин­ци­а­лам.

Одна­ко обста­нов­ка выбо­ров23, объ­ек­тив­ная необ­хо­ди­мость «анти­ис­аврий­ских» групп зна­ти опе­реть­ся на сослов­ные инсти­ту­ты, на сто­лич­ных димотов — все это акти­ви­зи­ро­ва­ло сто­лич­ное насе­ле­ние.

В таких усло­ви­ях и раз­ра­зи­лась в Кон­стан­ти­но­по­ле так назы­вае­мая «пле­бей­ская вой­на» (Marc. Co­mes, p. 94, 5—6). Пред­по­ло­же­ние А. П. Дья­ко­но­ва, что ее при­чи­ной «было недо­воль­ство вене­тов новым пра­ви­тель­ст­вом и уси­ле­ние пра­си­нов»24 явля­ет­ся слиш­ком пря­мо­ли­ней­ным. Убеди­тель­нее наблюде­ние А. А. Чека­ло­вой, отнес­шей мятеж 491 г. не к борь­бе пар­тий, а к сов­мест­ным выступ­ле­ни­ям народ­ных масс, и опре­де­лив­шей его при­чи­ну как «попыт­ки импе­ра­то­ра огра­ни­чить зре­ли­ща, а по суще­ству — вооб­ще вся­кие сбо­ри­ща наро­да»25. Дей­ст­ви­тель­но, нака­нуне вос­ста­ния пре­фект горо­да запре­тил зре­ли­ща в сто­ли­це спе­ци­аль­ным ука­зом (Ioann. Ant., fragm. 214b, 2), а вол­не­ние нача­лось имен­но с иппо­дро­ма в при­сут­ст­вии импе­ра­то­ра. Но, дума­ет­ся, как раз слож­ная обста­нов­ка, свя­зан­ная со сме­ной пра­ви­тель­ства, обу­сло­ви­ла очень актив­ную реак­цию наро­да на узур­па­цию его прав. Види­мо, нель­зя не учи­ты­вать и упо­мя­ну­тую выше тен­ден­цию ново­го пра­ви­тель­ства пой­ти навстре­чу про­вин­ци­аль­ной зна­ти, — тен­ден­цию, кото­рую кон­стан­ти­но­поль­цы явно уло­ви­ли. В дан­ном клю­че обви­не­ния, бро­сае­мые пат­ри­ар­хом Евфи­ми­ем в адрес Ана­ста­сия — «мани­хей», «ари­а­нин» и т. д. (Theod. Lect., II, 6, 7), — долж­ны были дей­ст­во­вать на мас­сы горо­жан, свя­зы­вав­ших с эти­ми рели­ги­оз­ны­ми направ­ле­ни­я­ми поку­шаю­щу­ю­ся на их пре­ро­га­ти­вы про­вин­ци­аль­ную знать.

Харак­тер­но, что нака­нуне вос­ста­ния пра­ви­тель­ство поспе­ши­ло «изба­вить» какие-то груп­пы насе­ле­ния «от ужа­сов кон­фис­ка­ций», с.86 запре­ти­ло амни­стию донос­чи­кам, осуди­ло «нече­стие так назы­вае­мой дела­то­рии» и кас­си­ро­ва­ло недо­им­ки по преж­ним пода­тям (Pro­cop. Gas., Pa­neg., 5; Ioann. Ant., fragm. 214b, 1). Но эти уступ­ки не сра­бота­ли.

Вол­не­ние завер­ши­лось пожа­ром и кро­во­про­ли­ти­ем. Импе­ра­тор исполь­зо­вал про­тив вос­став­ших воен­ную силу (Ioann. Ant., fragm. 214b, 2). «И мно­гие погиб­ли, и мно­гое было сожже­но» (Ex­cerpta., p. 167, 21—22). Пре­фект Юли­ан, воз­будив­ший недо­воль­ство горо­жан, одна­ко был сме­щен. На его место встал зять импе­ра­то­ра, пат­ри­кий Секун­дин.

На про­веден­ном след­ст­вии было кон­ста­ти­ро­ва­но, что «сие дело (т. е. вос­ста­ние — А. К.) было устро­е­но по замыс­лу… исав­ров» (Ioann. Ant., fragm. 214). Без­услов­но, и исав­ры мог­ли участ­во­вать в собы­ти­ях 491 г., но неяс­но, дан­ный ли факт отра­зил­ся в тези­се Тео­до­ра Лек­то­ра о том, что исав­ры ста­ли совер­шать после воца­ре­ния Ана­ста­сия мно­го бес­чест­но­го и бес­че­ло­веч­но­го (Theod. Lect., II, 9). Тес­ная связь меж­ду горо­жа­на­ми и исав­ра­ми исклю­ча­лась. Боль­шую воз­мож­ность воздей­ст­во­вать на мас­сы, как было пока­за­но, мог­ли иметь сто­рон­ни­ки пат­ри­ар­ха Евфи­мия. В таком слу­чае ука­зан­ное судеб­ное след­ст­вие — явная попыт­ка сде­лать из исав­ров коз­лов отпу­ще­ния и неже­ла­ние идти на кон­фликт с частью сто­лич­ных оппо­зи­ци­о­не­ров. Одна­ко уда­лен­ным из Кон­стан­ти­но­по­ля исав­рам сохра­ни­ли их поче­сти и иму­ще­ства (Ioann. Ant., fragm. 214b, 3). Этим пра­ви­тель­ство явно пыта­лось сохра­нить резерв воен­ной силы, кото­рую мож­но было про­ти­во­по­ста­вить дру­гим груп­пам оппо­зи­ции. В то же вре­мя часть исаврий­ской вер­хуш­ки была изо­ли­ро­ва­на (Ibid.; Theoph., p. 211. 8—19). «Одна­ко магистр Лон­гин и Афи­но­дор, хва­став­ший­ся доб­ле­стью богат­ст­вом, со мно­ги­ми дру­ги­ми вырва­лись в зем­лю исав­ров» (Ioann. Ant., fragm. 214b, 3).

По-види­мо­му, исход «пле­бей­ской вой­ны» и осуж­де­ние исаврий­ской вер­хуш­ки послу­жи­ли ката­ли­за­то­ром пре­вра­ще­ния оппо­зи­ции воен­но-кла­но­вой зна­ти Исав­рии в откры­тых вра­гов пра­ви­тель­ства. В том же 491 г.26 на юге Малой Азии нача­лось вос­ста­ние, назван­ное совре­мен­ни­ка­ми «исаврий­ский мяте­жом».

Рас­смот­рим те чер­ты это­го мяте­жа, кото­рые могут дать пред­став­ле­ние о харак­те­ре отра­зив­шей­ся в нем оппо­зи­ции.

1. Соци­аль­ным и воен­ным ядром оппо­зи­ции явля­лась лишив­ша­я­ся былых при­ви­ле­гий исаврий­ская знать. Иоанн Антио­хий­ский с.87 сооб­ща­ет, что «импе­ра­тор, воз­не­на­видев раз и навсе­гда ta Isau­ron и изли­ше­ство про­цар­ст­во­вав­ше­го Зино­на, пред­пи­сал, чтобы даже и сама импе­ра­тор­ская одеж­да была выстав­ле­на на про­да­жу, и, спра­вив указ, раз­ру­шил так назы­вае­мое укреп­ле­ние Папи­рия. Он уни­что­жа­ет и выда­вае­мое им (исав­рам — А. К.) от Зино­на жало­ва­ние, дости­гав­шее до полу­то­ра тысяч фун­тов золота еже­год­но» (Ioann. Ant., fragm. 214b, 4). По Ева­грию, после подав­ле­ния мяте­жа 5 тыс. фун­тов золота, еже­год­но отправ­ля­е­мые «вар­ва­рам» исав­рам, ста­ли посту­пать в каз­ну (Ева­грий, с. 175). Таким обра­зом, пра­ви­тель­ство уда­ри­ло не толь­ко по поли­ти­че­ским, но и по эко­но­ми­че­ским при­ви­ле­ги­ям исаврий­ской вер­хуш­ки. В то же вре­мя кру­тые меры в отно­ше­нии исаврий­ских общин вызва­ли оппо­зи­цию и рядо­вых сво­бод­ных гор­цев, стре­мив­ших­ся при Зиноне стать воен­ным при­ви­ле­ги­ро­ван­ным сосло­ви­ем. Так, извест­но, что после раз­гро­ма мятеж­ни­ков у Кот­ти­эя (конец 492 г.) пра­ви­тель­ство вынуж­де­но было вести в Исав­рии по 497 г. вклю­чи­тель­но изну­ри­тель­ную гор­ную вой­ну, что было бы невоз­мож­но без опо­ры оппо­зи­ци­о­не­ров на мест­ные общи­ны. По Фео­фа­ну, мятеж­ни­ки опи­ра­лись «на поло­же­ние город­ков и укреп­ле­ний Тав­ра» (Theoph., p. 214, 1—3); после подав­ле­ния мяте­жа импе­ра­тор «мно­же­ство исав­ров пере­се­лил во Фра­кию» (Ibid., p. 216, 9—10). Оче­вид­но, это были сопро­тив­ляв­ши­е­ся до кон­ца гор­цы-общин­ни­ки27.

2. В соста­ве мятеж­ни­ков нахо­ди­лись и раз­но­род­ные «рим­ские эле­мен­ты». По Иоан­ну Антио­хий­ско­му, в рядах вос­став­ших было «мно­же­ство вои­нов — до 100 тысяч, — достав­лен­ных из исав­ров и рим­лян, доб­ро­воль­но при­няв­ших союз (раз­ряд­ка наша — А. К.), а так­же и пови­но­вав­ших­ся при­нуж­де­нию» (Ioann. Ant., fragm. 214b, 5). Фео­фан пишет, что магистр Лон­гин собрал исав­ров и «дру­гое вой­ско из вар­ва­ров и раз­бой­ни­ков, око­ло полу­то­ра тысяч» (Theoph., p. 212, 17—19). Во гла­ве вой­ска сто­я­ли Лон­гин, «пред­во­ди­тель Исав­рии», а так­же «Афи­но­дор, чело­век безыс­кус­ст­вен­ней­ший, из сена­то­ров» и Конон, епи­скоп Апа­меи, оста­вив­ший пре­стол и сде­лав­ший­ся вои­ном (Ibid., p. 213. 5—9; Ioann. Ant., fragm. 214b, 5; Ex­cerpta. p. 167, 34—36; Ma­lal., p. 393, 21—23).

Кар­ти­на услож­ня­лась отно­ше­ни­ем к мятеж­ни­кам «пар­тии Евфи­мия». Как извест­но, в 494 г., когда ста­ло ясно, что вой­на на юге Малой Азии затя­ги­ва­ет­ся (пра­ви­тель­ст­вен­ные вой­ска потер­пе­ли ряд неудач), Ана­ста­сий обра­тил­ся к пат­ри­ар­ху сто­ли­цы. с.88 Евфи­мий имел воз­мож­ность созвать нахо­див­ших­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле епи­ско­пов, кото­рые хода­тай­ст­во­ва­ли бы за исав­ров для заклю­че­ния мира (Theod. Lect., II, 9; Theoph., p. 215, 3—6). Пат­ри­арх поде­лил­ся сек­ре­том с пат­ри­ки­ем Иоан­ном, тестем упо­мя­ну­то­го Афи­но­до­ра, но Иоанн донес об этом Ана­ста­сию (Theod. Lect., II, 9; Theoph. p. 215, 6—10). Позд­нее Евфи­мию при­пи­са­ли сно­ше­ния с руко­вод­ст­вом мяте­жа (Theod. Lect., II, 12). Вряд ли подоб­ное обви­не­ние было спра­вед­ли­во. Во-пер­вых, Евфи­мий при­над­ле­жал к «анти­энота­ко­нов­ско­му» направ­ле­нию цер­ков­ной поли­ти­ки и поэто­му был про­тив­ни­ком ком­про­мис­сов с какой-либо про­вин­ци­аль­ной вер­хуш­кой, а зна­чит, и с груп­пи­ров­кой обо­их Лон­ги­нов. Во-вто­рых, под­держ­ка исав­ров, оста­вив­ших по себе кро­ва­вую память в Кон­стан­ти­но­по­ле, лиши­ла бы пат­ри­ар­ха сим­па­тий мно­гих сто­лич­ных жите­лей. То, что в ходе мяте­жа исав­ры и их сто­рон­ни­ки, дой­дя до Фри­гии, раз­гра­би­ли «мно­же­ство горо­дов» (Theoph., p. 213, 2—4), явно не мог­ло не ска­зать­ся на отно­ше­нии к ним горо­жан вооб­ще. Неда­ром, по Ева­грию, визан­тий­цы поз­же радо­ва­лись, видя голо­вы Лон­ги­на и Фео­до­ра, достав­лен­ные в сто­ли­цу пол­ко­вод­цем Иоан­ном Ски­фом (Ева­грий, с. 174). Так­же симп­то­ма­тич­но, что после осуж­де­ния Евфи­мия «народ воз­му­тил­ся» и выра­зил про­тест на иппо­дро­ме (Theod. Lect., II, 12). В-третьих, в 494 г. было уже ясно, что дело исав­ров в прин­ци­пе про­иг­ра­но. Решаю­щий воен­но-так­ти­че­ский раз­гром мятеж­ни­ков про­изо­шел еще в 492 г. под Кот­ти­эем, где погиб Лон­гин из Кар­да­лы. До это­го погиб Конон Апа­мей­ский и была сорва­на оса­да исав­ра­ми Клав­дио­по­ля. Фео­фан назы­ва­ет дан­ные собы­тия «вто­рой и вели­чай­шей победой для рим­лян» (Theoph., p. 214, 11—13). Вряд ли был для Евфи­мия смысл под­дер­жи­вать кон­такт с мятеж­ни­ка­ми в этот момент.

Маневр Евфи­мия по пово­ду созы­ва епи­ско­пов и пред­по­ла­гае­мых пере­го­во­ров с мятеж­ни­ка­ми сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как попыт­ку «пар­тии» пат­ри­ар­ха исполь­зо­вать ситу­а­цию в инте­ре­сах «анти­эно­ти­ко­нов­ски» настро­ен­ной сто­лич­ной зна­ти и для укреп­ле­ния пози­ций сто­лич­ной церк­ви. Види­мо, отсут­ст­вие мира и сосре­дото­че­ние сил пра­ви­тель­ства на дру­гом объ­ек­те было на руку груп­пи­ров­ке пат­ри­ар­ха.

Мож­но заклю­чить, что «рим­ские эле­мен­ты», участ­во­вав­шие в мяте­же, не были тес­но свя­за­ны со сто­лич­ной зна­тью. При­над­леж­ность Афи­но­до­ра к сена­то­рам сму­щать нас не долж­на: как пока­зал Г. Л. Кур­ба­тов, в V—VI вв. часть сена­то­ров, при­об­ре­тая боль­шие с.89 иму­ще­ства в про­вин­ции, пре­вра­ща­лась в про­вин­ци­аль­ную слу­жи­лую знать28. Доб­ро­воль­но при­со­еди­нив­ши­е­ся к мяте­жу рим­ляне — это, види­мо, недо­воль­ные пра­ви­тель­ст­вом груп­пы про­вин­ци­а­лов.

3. Мятеж, наряду с про­чим, соче­тал сепа­ра­тист­ские тен­ден­ции с попыт­ка­ми исаврий­ский зна­ти вер­нуть былое при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние. Боль­шин­ство источ­ни­ков ука­зы­ва­ет на наме­ре­ние исав­ров «устро­ить у себя тира­нию» (Theod., Lect., II, 9; Ex­cerpta, p. 167, 25; Ma­lal., p. 393, 12—13). По Ева­грию, Лон­гин откры­то гото­вил­ся к войне с авто­кра­то­ром (Ева­грий, с. 174). Зона­ра писал, что магистр Лон­гин «под­ни­ма­ет мятеж и раз­граб­ля­ет мно­гое на восто­ке» (Zo­nar., p. 260, 21—23). По Мар­цел­ли­ну Коми­ту, «исав­ры все­ми сила­ми стре­мят­ся при­сво­ить себе im­pe­rium» (Marc. Co­mes, p. 94, 8—9).

Таким обра­зом, мятеж­ни­ки объ­ек­тив­но и субъ­ек­тив­но боро­лись за рестав­ра­цию воен­но­го режи­ма, имев­ше­го место при Зиноне. Одна­ко в силу сопро­тив­ле­ния вос­ста­нию зна­чи­тель­ной части сто­лич­ной зна­ти и под­держ­ки вос­став­ших со сто­ро­ны части про­вин­ци­аль­ных кти­то­ров «исаврий­ский мятеж» ока­зал­ся в рус­ле оппо­зи­ции той самой круп­но­земле­вла­дель­че­ской зна­ти, кото­рая была сла­бо свя­за­на с инте­ре­са­ми позд­не­ан­тич­ных поли­сов. В отли­чие от «мяте­жа Илла» 484—488 гг.29, в кото­ром отча­сти отра­зи­лась оппо­зи­ция опре­де­лен­ных групп тор­го­во-ростов­щи­че­ской вер­хуш­ки про­вин­ци­аль­ных цен­тров, вос­ста­ние 491—497 гг. рас­по­ла­га­ло более солид­ной базой соб­ст­вен­но в исаврий­ских общи­нах, но в силу сво­ей вышеот­ме­чен­ной соци­аль­ной направ­лен­но­сти име­ло мень­шее терри­то­ри­аль­ное рас­про­стра­не­ние: ни мало­азий­ские, ни сирий­ские горо­да не под­дер­жа­ли это вос­ста­ние так, как в ходе «мяте­жа Илла». Отсюда — ника­ко­го сочув­ст­вия к мятеж­ни­кам у визан­тий­ских авто­ров. По Ева­грию, пле­не­ние вожа­ков вос­ста­ния было сла­дост­ным и для импе­ра­то­ра, и для визан­тий­цев (Ева­грий, с. 174).

Мятеж в Исав­рии сов­пал с новы­ми вол­не­ни­я­ми в сто­ли­це. Мар­цел­лин Комит назы­ва­ет их граж­дан­ской вой­ной про­тив вла­сти Ана­ста­сия (Marc. Co­mes, p. 94, 14) и отно­сит к 493 г. Источ­ни­ки не поз­во­ля­ют свя­зать эти вол­не­ния с «исаврий­ски­ми дела­ми». Мне­ние А. П. Дья­ко­но­ва, что имен­но собы­тия 493 г. отра­зи­лись во фраг­мен­те 214b Иоан­на Антио­хий­ско­го30, вер­но лишь отча­сти. В рас­ска­зе Иоан­на Антио­хий­ско­го явно сов­ме­сти­лись собы­тия 491 и 493 гг.31. Более опре­де­ле­нен намек на при­чи­ну вол­не­ний, с.90 содер­жав­ший­ся в пись­ме пат­ри­ар­ха Евфи­мия папе Гела­сию: мятеж был вызван осуж­де­ни­ем быв­ше­го пат­ри­ар­ха Ака­кия32.

Подав­ле­ние вол­не­ний, види­мо, осла­би­ло оппо­зи­цию сто­рон­ни­ков Евфи­мия, так как в сле­дую­щем году Ана­ста­сий откры­то высту­пил про­тив пат­ри­ар­ха. Мар­цел­лин Комит пишет, что импе­ра­тор «начал воз­буж­дать про­тив вели­чия веры пра­во­слав­ных бра­то­убий­ст­вен­ные сра­же­ния» (Ibid., p. 94, 19—20). Подоб­ные оцен­ки дей­ст­вий импе­ра­то­ра авто­ра­ми трудов с «хал­кидон­ской» ори­ен­та­ци­ей дают воз­мож­ность пола­гать, что Ана­ста­сий, насту­пая на часть сто­лич­ной оппо­зи­ци­он­ной зна­ти, делал став­ку на те груп­пы про­вин­ци­аль­ной зна­ти и те груп­пы кон­стан­ти­но­поль­ских кти­то­ров, кото­рые были заин­те­ре­со­ва­ны в обо­юдо­вы­год­ных свя­зях. Неда­ром Тео­дор Лек­тор с него­до­ва­ни­ем опи­сы­ва­ет орга­ни­за­цию поку­ше­ния на Евфи­мия и суд над ним (Theod. Lect., II, 10). Тот же Тео­дор Лек­тор, а так­же Фео­фан под­чер­ки­ва­ют, что собран­ные епи­ско­пы низ­ло­жи­ли Евфи­мия, ста­ра­ясь уго­дить импе­ра­то­ру (Theod. Lect., II, 12; Theoph., p. 216, 14—18). Кста­ти, собра­ны были толь­ко те «отцы», кото­рые про­жи­ва­ли на тот момент в сто­ли­це (Theod. Lect., II, 12; Za­char., S. 102, 10—11; Theoph., p. 216, 14—15), а так­же, по сооб­ще­нию моно­фи­зи­та Заха­рия Рито­ра, неко­то­рые «пра­во­вер­ные-мона­хи из Алек­сан­дрии и Восто­ка» (Za­char., S. 102, 11—12).

Дей­ст­вия импе­ра­то­ра были под­дер­жа­ны вид­ны­ми гла­ва­ми про­вин­ци­аль­но­го кли­ра. Извест­но, что Евфи­мий зани­мал нега­тив­ную пози­цию в отно­ше­нии алек­сан­дрий­ско­го пат­ри­ар­ха, сто­рон­ни­ка «эно­ти­ко­на», Пет­ра Мон­га и его пре­ем­ни­ка Афа­на­сия (Za­char., S. 101, 22—37). Афа­на­сий вошел в кон­такт с Сал­лю­сти­ем Иеру­са­лим­ским. Оба обра­ти­лись к импе­ра­то­ру, обви­няя Евфи­мия в ере­си. Если инкри­ми­ни­ро­ва­ние Евфи­мию свя­зей с мятеж­ны­ми исав­ра­ми было рас­счи­та­но на ней­тра­ли­за­цию сто­лич­ных жите­лей, то обви­не­ние в ере­си было понят­нее про­вин­ци­а­лам. Цер­ков­ная вер­хуш­ка про­вин­ций, наряду с про­чим, опа­са­лась реа­ли­за­ции пла­нов Евфи­мия, тре­бо­вав­ше­го нетер­пи­мо­сти в делах веры и сме­ще­ния неугод­ных ему епи­ско­пов. Для пони­ма­ния отно­ше­ния пра­ви­тель­ства к про­цес­су Евфи­мия, дума­ет­ся, сле­ду­ет учесть и мне­ние К. Капиц­ци, что одним из прин­ци­пов рели­ги­оз­ной поли­ти­ки Ана­ста­сия было утвер­жде­ние импе­ра­тор­ско­го авто­ри­те­та над цер­ко­вью в соот­вет­ст­вии с тра­ди­ци­он­ны­ми нор­ма­ми рим­ско­го импер­ско­го куль­та33.

с.91 Реак­ция кон­стан­ти­но­поль­ской зна­ти на исход про­цес­са была отри­ца­тель­ной. Неда­ром Мар­цел­лин Комит пишет под 495 г. о «лож­ном» обви­не­нии Евфи­мия и его ссыл­ке. Избран­ный пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­по­ля Македо­ний (495—511 гг.) немед­лен­но под­пи­сал «эно­ти­кон», согла­ша­ясь с кур­сом Ана­ста­сия.

Низ­ло­же­ние Евфи­мия пред­став­ля­ет­ся пора­же­ни­ем наи­бо­лее ради­каль­ной части оппо­зи­ции сто­лич­ной зна­ти, отста­и­вав­шей инто­ле­рант­ность и укреп­ле­ние при­ви­ле­гий Кон­стан­ти­но­по­ля.

Одна­ко смяг­че­ния недо­воль­ства кур­сом пра­ви­тель­ства в сто­ли­це не про­изо­шло. Тео­дор Лек­тор и Фео­фан сооб­ща­ют о воз­му­ще­нии наро­да, попы­тав­ше­го­ся орга­ни­зо­вать на иппо­дро­ме выступ­ле­ние в поль­зу Евфи­мия (Theod. Lect., II, 12; Theoph., p. 216, 18—20). Ана­ста­сий «злоб­но поспе­шил одер­жать верх» (Theoph., p. 216, 20—217. 1). Дан­ное собы­тие лиш­ний раз под­чер­ки­ва­ет, что отме­чен­ная ради­каль­ная часть оппо­зи­ции сто­лич­ной зна­ти име­ла опо­ру по край­ней мере в части руко­вод­ства цир­ко­вых пар­тий.

Кро­ме того, извест­но, что Македо­ний воз­на­ме­рил­ся «соеди­нить мона­сты­ри сто­ли­цы, отпа­даю­щие из-за эно­ти­ко­на Зино­на» (Ibid., p. 218, 18—20). Это дела­лось по рас­по­ря­же­нию Ана­ста­сия. Руко­вод­ство ряда оби­те­лей наот­рез отка­за­лось от ком­про­мис­са с пра­ви­тель­ст­вом. По. Фео­фа­ну, Македо­ний счел за луч­шее оста­вить их в покое, неже­ли ока­зать нажим (Ibid., p. 219, 7—9)34, в чем так­же мож­но видеть при­ми­рен­че­ский курс в духе «эно­ти­ко­на». В лите­ра­ту­ре уже под­чер­ки­ва­лась связь меж­ду ростом сто­лич­ных мона­сты­рей, вли­я­ни­ем их оби­та­те­лей на импе­ра­тор­ский двор и уве­ли­че­ни­ем с 70-х гг. V в. авто­ри­те­та мона­ше­ских лиде­ров сре­ди сто­лич­но­го насе­ле­ния35.

Воз­мож­но, на отно­ше­ние пра­ви­тель­ства к мона­хам повли­я­ли и собы­тия 498 г. в Кон­стан­ти­но­по­ле, о кото­рых, к сожа­ле­нию, извест­но немно­го36. Для нашей темы суще­ст­вен­но под­черк­нуть то, что, несмот­ря на кро­ва­вое подав­ле­ние вол­не­ний, зачин­щи­ка­ми кото­рых были пра­си­ны, пра­ви­тель­ство пошло на суще­ст­вен­ную уступ­ку: Пла­тон, назна­чен­ный пре­фек­том горо­да, являл­ся патро­ном пра­си­нов (Ma­lal., p. 395, 4—5). Это, одна­ко, не дает осно­ва­ний рас­смат­ри­вать вол­не­ние как откры­тый нажим части сто­лич­ной тор­го­во-ростов­щи­че­ской зна­ти и ремес­лен­ной вер­хуш­ки на пра­ви­тель­ство, чтобы заста­вить его вести поли­ти­ку в ее поль­зу. И дело не толь­ко в том, что источ­ни­ки опи­сы­ва­ют не при­чи­ны, а лишь повод к мяте­жу (Ma­lal., p. 394, 11—16; Chron. Pa­sch., p. 608, 1—3). с.92 Ред­кий спе­ци­а­лист по исто­рии ран­ней Визан­тии не отме­ча­ет под­держ­ку Ана­ста­си­ем пра­си­нов с само­го нача­ла прав­ле­ния. В дан­ном слу­чае сле­ду­ет лишь кон­кре­ти­зи­ро­вать дан­ный факт мне­ни­ем М. Я. Сюзю­мо­ва: «Ана­ста­сий счи­тал­ся лишь с финан­со­вы­ми дель­ца­ми, свя­зан­ны­ми с Сири­ей и Егип­том и воз­глав­ляв­ши­ми пра­си­нов; пред­ста­ви­те­лей широ­ких пле­бей­ских масс он не мог допу­стить к уча­стию в управ­ле­нии»37. Сопо­став­ляя это мне­ние с собы­ти­я­ми 498 г., види­мо, целе­со­об­раз­но ука­зать на то, что имен­но в мае 498 г. была отме­не­на основ­ная тор­го­во-ремес­лен­ная подать — хри­сар­гир. Этот факт свя­зы­ва­ет­ся в лите­ра­ту­ре с нача­лом в кон­це V в. мас­со­во­го обни­ща­ния тор­го­во-ремес­лен­но­го насе­ле­ния38. Лик­вида­ция col­la­tio lustra­tis явно была на руку вер­хуш­ке пра­си­нов, отче­го источ­ни­ки и отме­ча­ют, что мно­гие при­вет­ст­во­ва­ли такое меро­при­я­тие. В то же вре­мя рефор­ма денеж­но­го обра­ще­ния уда­ри­ла по низ­шим сло­ям насе­ле­ния39.

Таким обра­зом, как и «пле­бей­ская вой­на», вол­не­ние 498 г. пред­став­ля­ет­ся преж­де все­го дей­ст­ви­ем народ­ных масс, кото­рым лишь пыта­лись вос­поль­зо­вать­ся в сво­их инте­ре­сах опре­де­лен­ные груп­пы гос­под­ст­ву­ю­ще­го клас­са. Но вол­не­ния 491 и 498 гг. в дан­ном аспек­те раз­ли­ча­ют­ся по сво­е­му содер­жа­нию.

Во-пер­вых, при рас­смот­ре­нии собы­тий 491 г. уга­ды­ва­ет­ся толь­ко воз­мож­ность вли­я­ния на вос­став­ших анти­пра­ви­тель­ст­вен­ных демар­шей части оппо­зи­ции сто­лич­ной зна­ти (груп­пи­ров­ки Евфи­мия) и исаврий­ской воен­но-чинов­ной вер­хуш­ки (груп­пи­ров­ка Лон­ги­нов). Для вол­не­ний 498 г. такая воз­мож­ность пред­став­ля­ет­ся гораздо мень­ше: обе груп­пи­ров­ки потер­пе­ли пора­же­ние в пред­ше­ст­ву­ю­щий пери­од.

Во-вто­рых, «пле­бей­ская вой­на» в при­чин­ном отно­ше­нии частич­но име­ла связь с харак­те­ром сме­ны пра­ви­тель­ства в 491 г. с тен­ден­ци­я­ми повы­ше­ния актив­но­сти город­ских народ­ных масс — актив­но­сти, направ­лен­ной сто­лич­ны­ми жите­ля­ми, кро­ме все­го про­че­го, на закреп­ле­ние сво­его при­ви­ле­ги­ро­ван­но­го, по срав­не­нию с про­вин­ци­а­ла­ми, поло­же­ния. В 498 г., после подав­ле­ния вол­не­ний 491 и 493 гг., а так­же после успеш­но­го для пра­ви­тель­ства исхо­да «исаврий­ский вой­ны», такие тен­ден­ции утра­ти­ли преж­ний потен­ци­ал. Поэто­му извле­че­ние опре­де­лен­ны­ми груп­па­ми гос­под­ст­ву­ю­ще­го клас­са выгод из дав­ле­ния народ­ных масс на пра­ви­тель­ство более или менее фик­си­ру­ет­ся толь­ко при­ме­ни­тель­но к собы­ти­ям 498 г. И это, несмот­ря на общ­ность неко­то­рых при­чин с.93 вол­не­ний в ука­зан­ные годы (борь­ба горо­жан за свои пре­ро­га­ти­вы в обще­ст­вен­ной жиз­ни сто­ли­цы).

Итак, поли­ти­че­ская оппо­зи­ция раз­ви­ва­лась на слож­ном фоне соци­аль­но-поли­ти­че­ской борь­бы в Визан­тии 491—498 гг. в целом. Пра­ви­тель­ство Ана­ста­сия по срав­не­нию с пра­ви­тель­ст­вом Зино­на обна­ру­жи­ло еще боль­шую склон­ность учи­ты­вать инте­ре­сы тор­го­во-ремес­лен­ной зна­ти про­вин­ци­аль­ных цен­тров. Отсюда — оппо­зи­ция той части сто­лич­ной зна­ти, кото­рая отста­и­ва­ла жест­кий курс по отно­ше­нию к про­вин­ци­а­лам. Эта часть зна­ти име­ли воз­мож­ность апел­ли­ро­вать к плеб­су, но, види­мо, при­бе­га­ла к таким дей­ст­ви­ям в основ­ном через рели­ги­оз­ные лозун­ги непри­ми­ри­мо орто­док­саль­но­го тол­ка (мето­ды груп­пи­ров­ки Евфи­мия). Откро­вен­ные попыт­ки дан­но­го направ­ле­ния оппо­зи­ции исполь­зо­вать в сво­их целях нарас­тав­шие народ­ные дви­же­ния в горо­дах для 90-х гг. V в. прак­ти­че­ски неиз­вест­ны.

Намно­го выше ока­зал­ся уро­вень оппо­зи­ции про­вин­ци­аль­ной зна­ти, сла­бо свя­зан­ной с инте­ре­са­ми поли­сов. Она объ­ек­тив­но полу­чи­ла «вли­ва­ние» со сто­ро­ны воен­но-орга­ни­зо­ван­ной зна­ти Исав­рии, пытав­шей­ся вер­нуть свое при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние в рядах гос­под­ст­ву­ю­ще­го клас­са. Воз­мож­но, с этой оппо­зи­ци­ей как-то сты­ко­ва­лась оппо­зи­ци­он­ность ради­каль­ной груп­пы уже назван­ной части сто­лич­ной зна­ти.

Оба направ­ле­ния оппо­зи­ции потер­пе­ли пора­же­ние. Сто­лич­ные оппо­зи­ци­о­не­ры — пора­же­ние орга­ни­за­ци­он­ное, исаврий­цы и круп­ные земле­вла­дель­цы-про­вин­ци­а­лы — воен­но-поли­ти­че­ское. Во мно­гом этот успех пра­ви­тель­ства мож­но объ­яс­нить опре­де­лен­ней под­держ­кой его со сто­ро­ны тор­го­во-ремес­лен­но-ростов­щи­че­ской зна­ти круп­ных про­вин­ци­аль­ных горо­дов. Такая под­держ­ка объ­яс­ня­ет и тот факт, что весь­ма замет­ная в преды­ду­щие цар­ст­во­ва­ния оппо­зи­ция со сто­ро­ны ряда групп этой зна­ти в 491—498 гг. не про­сле­жи­ва­лась.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Опре­де­ле­ние поли­ти­че­ской оппо­зи­ции при­ме­ни­тель­но к рас­смат­ри­вае­мой эпо­хе см.: Коз­лов А. С. Основ­ные чер­ты оппо­зи­ции пра­ви­тель­ству Фео­до­сия I в восточ­ной части Рим­ской импе­рии // АДСВ, — 1975, — Вып. 12. С. 66—67. В тех совре­мен­ных запад­ных иссле­до­ва­ни­ях, кото­рые в той или иной мере при­зна­ют соци­аль­ный харак­тер борь­бы меж­ду опре­де­лен­ны­ми груп­па­ми позд­не­ан­тич­но­го обще­ства, крайне аморф­но харак­те­ри­зу­ет­ся тот или иной вид оппо­зи­ции. Даже если в кон­крет­ных слу­ча­ях при­зна­ет­ся ее поли­ти­че­ский заряд, такая оппо­зи­ция ока­зы­ва­ет­ся лишен­ной либо клас­со­вой опре­де­лен­но­сти, либо чет­ко­го объ­ек­та. См., напри­мер, сле­дую­щие замет­ные работы: Jones A. H. M. Were An­cient He­re­sies Na­tio­nal or So­cial Mo­ve­ments in Dis­gui­se? // Jour­nal of Theo­lo­gi­cal Stu­dies. — 1959. — V. 10. — P. 280—296; Mar­tin­da­le J. R. Pub­lic Di­sor­ders in the La­ter Ro­man Em­pi­re, Their Cau­ses and Cha­rac­ter. B. A. the­sis. — Ox­ford, 1960; Brown P. R. L. Re­li­gio­us Dis­sent in the La­ter Ro­man Em­pi­re // His­to­ry. — 1961. — V. 46. — P. 83—101; Lie­be­schuetz W. Did the Pe­la­gian Mo­ve­ment Ha­ve So­cial Aims? // His­to­ria. — 1963. — Bd. 12. — P. 227—241; Mac Mul­len R. Ene­mies of the Ro­man Or­der. — Cambrid­ge, Mas­sa­chu­setts, 1966; Gre­go­ry T. E. Vox Po­pu­li. Po­pu­lar Opi­nion and Vio­len­ce in the Re­li­gio­us Contro­ver­sies of the Fifth Cen­tu­ry A. D. — Co­lum­bus, Ot­ho, 1979 (там же см. и лите­ра­ту­ру вопро­са, p. 3—14; 229—242).
  • 2Stein E. His­toi­re du Bas-Em­pi­re. — Pa­ris, Bru­xel­lee, Amster­dam, 1949 — T. II. — P. 81—84.
  • 3О позд­не­ан­тич­ной ста­дии раз­ви­тия см.: Кур­ба­тов Г. Л., Лебеде­ва Г. Б. Визан­тия: про­бле­мы пере­хо­да от антич­но­сти к фео­да­лиз­му. — Л., 1984. — С. 11—24. О рабо­вла­дель­че­ском харак­те­ре ран­не­ви­зан­тий­ско­го обще­ства см.: Сюзю­мов М. Я. Рец. на кн.: Лип­шиц Е. Э. Пра­во и суд в Визан­тии в IV—VIII вв. — Л., 1976 // ВВ. — 1978. — T. 39. — С. 226—227. Кор­сун­ский А. Р. От восточ­ной Рим­ской импе­рии к Визан­тии. Рец. на кн.: Исто­рия Визан­тии. — М., 1967. — Т. I // ВВ. — 1969. — Т. 29. — С. 300—304. О позд­не­ан­тич­ном харак­те­ре ран­ней Визан­тии см. так­же: Weiss G. An­ti­ke und By­zanz. Die Kon­ti­nui­tät der Ge­sell­schaftsstruk­tur // His­to­ri­sche Zeitschrift, 1977. — Bd. 224. — S. 560.
  • 4Fi­ne J. V. A. Two Contri­bu­tions on the De­mes and Fac­tions in By­zan­tium in the Syxth and Se­venth Cen­tu­res // ЗРВИ, — 1967. — Т. X. — P. 32.
  • 5Кур­ба­тов Г. Л. К про­бле­ме типо­ло­гии город­ских дви­же­ний в Визан­тии // Про­бле­мы соци­аль­ной струк­ту­ры и идео­ло­гии сред­не­ве­ко­во­го обще­ства. — Л., 1974. — Вып. I. — С. 57.
  • 6Чека­ло­ва А. А. Вос­ста­ние Ника и соци­аль­но-поли­ти­че­ская борь­ба в Кон­стан­ти­но­по­ле в кон­це V — пер­вой поло­вине VI в. // ВО. — 1977. — С. 176—177.
  • 7Win­kel­mann F. Die östli­chen Kir­che in der Epo­che der chris­to­lo­gi­schen Ausei­nan­der­set­zung. — B., 1980. — S. 13.
  • 8См.: Коз­лов А. С. Поли­ти­че­ская оппо­зи­ция пра­ви­тель­ству Визан­тии в кон­це IV — нача­ле VI вв.: Авто­реф. дисс… канд. ист. наук. — Сверд­ловск, 1975. — С. 3—8.
  • 9Удаль­цо­ва З. В. Визан­тия и Запад­ная Евро­па (типо­ло­ги­че­ские наблюде­ния). // ВО. — 1977. — С. 59; ср.: Jar­ry J. Hé­ré­sies et fac­tions dans l’Em­pi­re By­zan­tin du IVe au VIIe sièc­le. — Le Cai­re, 1968, — P. 114—187 (О прав­ле­нии Ана­ста­сия — p. 270—307).
  • 10Win­kel­mann F. Op. cit., S. 93.
  • 11Подроб­нее см. Коз­лов А. С. Поли­ти­че­ская оппо­зи­ция пра­ви­тель­ству Визан­тии в 476—491 гг.: основ­ные направ­ле­ния и соци­аль­ное содер­жа­ние // Антич­ная древ­ность и сред­ние века: вопро­сы соци­аль­но­го и поли­ти­че­ско­го раз­ви­тия. — Сверд­ловск, 1987.
  • 12Кур­ба­тов Г. Л. К про­бле­ме пере­хо­да от антич­но­сти к фео­да­лиз­му в Визан­тии // Про­бле­мы соци­аль­ной струк­ту­ры и идео­ло­гии сред­не­ве­ко­во­го обще­ства. — Л., 1980. — Вып. 3. — С. 9; см. об этом так­же в кн.: Pat­la­gean E. Pauv­re­té eco­no­mi­que et pauv­re­té so­cia­le à By­zan­ce. 4—7 sièc­les. — P., 1977. — P. 156, 431.
  • 13Кур­ба­тов Г. Л. Основ­ные про­бле­мы внут­рен­не­го раз­ви­тия визан­тий­ско­го горо­да в IV—VII вв.: (Конец антич­но­го горо­да в Визан­тии). — Л., 1971. — С. 54, 88, 146.
  • 14Dag­ron G. Nais­san­ce d’une ca­pi­ta­le. Con­stan­ti­nop­le et see insti­tu­tions de 330 à 451. — P., 1974. — P. 135—188.
  • 15Чека­ло­ва А. А. Вос­ста­ние Ника…, с. 168—169.
  • 16Cha­ra­nis P. Church and Sta­te in the La­ter Ro­man Em­pi­re. The Re­li­gio­us Po­li­cy of Anas­ta­sius the First, 491—518. — 2. Edi­tion. — Sa­lo­ni­ci, 1974. — P. 43—48; Win­kel­mann F. Op. cit., S. 97—99.
  • 17Ср.: Frend W. H. C. Re­li­gion and So­cial Chan­ge in the La­te Ro­man Em­pi­re // The Cambrid­ge Jour­nal. — 1949. — V. II. — No. 8. — P. 494—495.
  • 18Сюзю­мов М. Я. Внут­рен­няя и внеш­няя поли­ти­ка Визан­тии и народ­ные дви­же­ния во вто­рой поло­вине V в. // Исто­рия Визан­тии. — М., 1967. — Т. I. — С. 209.
  • 19Воз­мож­но, непо­пу­ляр­ным пре­фек­том был исавр. См.: Bu­ry J. B. His­to­ry of the La­ter Ro­man Em­pi­re. — L., 1923. — V. 1. — P. 430, f. 1.
  • 20Цит. по кн.: Кула­ков­ский Ю. Исто­рия Визан­тии. — Киев, 1913. — Т. I. — С. 456.
  • 21Ср. коро­на­цию Мар­ки­а­на и Ана­ста­сия: Cha­ra­nis P. Co­ro­na­tion and its con­sti­tuional sig­ni­fi­can­ce in the La­ter Ro­man Em­pi­re // Byz. — 1941. — T. XV. — P. 49, 53, 56.
  • 22Об обви­не­ни­ях Ана­ста­сия в непра­во­сла­вии его совре­мен­ни­ка­ми см.: Frend W. H. C. The Ri­se of the Mo­no­phy­si­te Mo­ve­ment. Chap­ter in His­to­ry of the Church in the Fifth and Sixth Cen­tu­ries — Cambrid­ge, 1972. — P. 191.
  • 23Роль народ­ных масс в выбо­рах визан­тий­ских импе­ра­то­ров спе­ци­аль­но изу­ча­лась Х.-Г. Беком. См.: Beck H.-G. Se­nat und Volk von Konstan­ti­no­pol: Prob­le­me der by­zan­ti­ni­schen Ver­fas­sun­ga­ge­schich­te. — Mün­chen, 1966. — S. 10 f. О слож­но­сти обста­нов­ки при выбо­рах Ана­ста­сия см.: Чека­ло­ва А. А. К вопро­су о димах в ран­ней Визан­тии // ВО. — 1982. — С. 47—48; см. так­же: Ca­piz­zi C. Po­te­re e ideo­lo­gia im­pe­ria­le da Ze­no­ne a Guis­ti­nia­no: ato­ria e mi­to // Gior­na­te di stu­dio a Ra­ven­na 14—16 Ot­to­be­re 1976. — Mi­la­no, 1978. — P. 21—23.
  • 24Дья­ко­нов А. П. Визан­тий­ские димы и фак­ции (ta me­re) в V—VII вв. // Визан­тий­ский сбор­ник. — М., Л., 1947. — С. 204.
  • 25Чека­ло­ва А. А. Вос­ста­ние Ника…, с. 171. Впро­чем, на попыт­ку Ана­ста­сия сокра­тить вли­я­ние масс в цир­ке как на при­чи­ну вол­не­ний ука­зал еще М. Я. Сюзю­мов (Внут­рен­няя и внеш­няя поли­ти­ка Визан­тии…, с. 210).
  • 26Ro­se A. Kai­ser Anas­ta­sius I. — T l. 1. Die äus­se­re Po­li­tik des Kai­sers. — Hal­le, 1882. — S. 12.
  • 27См.: Brooks E. W. The Em­pe­ror Ze­non and Isau­rians // English His­to­ri­cal Re­view. — 1893. — V. 8. — P. 234—238.
  • 28Кур­ба­тов Г. Л. Основ­ные про­бле­мы…, с. 160.
  • 29См.: Коз­лов А. С. Поли­ти­че­ская оппо­зи­ция пра­ви­тель­ству Визан­тии в 476—491 гг…
  • 30Дья­ко­нов А. П. Указ. соч., с. 206.
  • 31Доста­точ­но срав­нить опи­са­ние собы­тий Иоан­ном Антио­хий­ским и Мала­лой, чтобы заме­тить раз­ни­цу. В то же вре­мя ср. сов­па­де­ния: сожже­ние в ходе вол­не­ний части горо­да (Marc. Co­mes, p. 94, 5—6; Ma­lal., p. 394, 22—395, 3; Ioann. Ant., fragm. 214b, 2), стыч­ки с сол­да­та­ми (Ioann. Ant., Ibid.; Ma­lal., p. 394, 16—21), над­ру­га­тель­ство над ста­ту­я­ми импе­ра­то­ра (Marc. Co­mes, p. 94, 14—16; Ioann. Ant. Ibid.).
  • 32Epis­tu­lae ro­ma­no­rum pon­ti­fi­cum / Ed. A. Thiel. — Brauns­berg, 1868. — P. 222—239; Schwartz E. Pub­li­zis­ti­sche Sammlun­gen zum aka­kia­ni­schen Schis­ma // Ab­hand­lun­gen der Baye­ri­schen Aka­de­mie der Wis­sen­schaf­ten. — Phil. — Hist. Klas­se. — Neue Fol­ge. — 1934. — Bd. 10. 4. — S. 49—55.
  • 33Ca­piz­zi C. I. L’Im­pe­ra­to­re Anas­ta­sio I (491—518). Stu­dio sul­la sua vi­ta, la sua ope­ra e la sua per­so­na­li­tà. — Ro­ma, 1969. — P. 133.
  • 34См.: Bacht H. Die Rol­le des orien­ta­li­schen Mönchtums in des kir­chen­po­li­ti­schen Ausei­nan­der­set­zun­gen um Chal­ke­don (431—518) // Grillmeier A., Bacht H. Das Kon­zil von Chal­ke­don: Ge­schich­te und Ge­genwart. — Würzburd, 1953. — Bd. 2. — S. 276.
  • 35Frend W. H. C. — The Monks and the Sur­vi­val of the East Ro­man Em­pi­re in the Fifth Cen­tu­ry // Past and Pre­sent. — 1972. — No. 54. — P. 17, 19—20.
  • 36Ma­lal., p. 394, 11—395, 3: «…димы пра­си­нов Кон­стан­ти­но­по­ля во вре­мя кон­ных риста­ний попро­си­ли импе­ра­то­ра осво­бо­дить каких-то лиц, задер­жан­ных пре­фек­том горо­да как бро­сав­ших кам­ни. И не был наро­дом откло­нен от пря­мо­го пути сей импе­ра­тор, но, воз­не­го­до­вав, при­ка­зал сол­да­там высту­пить про­тив них; и про­изо­шло вели­кое смя­те­ние. И димы, обру­шив­шись на экс­ку­ви­то­ров и дви­нув­шись к кафис­ме, бро­са­ли кам­ни в импе­ра­то­ра Ана­ста­сия, — в чис­ле коих некий Мавр бро­сил камень в импе­ра­то­ра. И, под­няв­шись с места, импе­ра­тор избе­жал кам­ня. И экс­ку­ви­то­ры, увидев дер­зость того чело­ве­ка, устре­ми­лись на него и нару­би­ли его на части. …Народ же, возо­пив, под­жег так назы­вае­мую Хал­ку иппо­дро­ма, и сго­рел пор­тик до импе­ра­тор­ской кафисмы; и обще­ст­вен­ный пор­тик до Экс­аи­пия и фору­ма Кон­стан­ти­на, сго­рев цели­ком, был раз­ру­шен, — в то вре­мя как ране­ния дела­лись повсюду».
  • 37Не про­пе­ча­та­но. (Прим. ред. сай­та).
  • 38Не про­пе­ча­та­но. (Прим. ред. сай­та).
  • 39Не про­пе­ча­та­но. (Прим. ред. сай­та).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1387643698 1303242327 1303312492 1406598896 1406664888 1406674207