К вопросу о гетериях в Греции в V—IV вв. до н. э.
Понятие «гетерия» (ἑταιρεία) существовало по данным источников на протяжении всей античности, начиная с гомеровских времен и кончая римскими1. Оно обозначало, по преимуществу, тайное сообщество единомышленников, составленное с политическими целями, чем и отличалась гетерия от эранов (ἔρανοι) и фиасов (θίασοι) — сообществ гражданских и религиозных2. Однако, иногда термин «гетерия» мог также обозначать союз или сообщество, не имеющее прямого отношения к нелегальной политической деятельности. Например, на Крите гетерии существовали как официально признаваемая часть государственной структуры3. В Литте все граждане делились на гетерии, которые назывались андрейонами (Dosiad. Kretika, frg. 2 Jacoby FGH, p. 395 = Athen. IV 143 b)4. Это были своего рода застольные товарищества, т. е. группы взрослых мужчин, собственников и аристократов, созданные для совместных трапез и занятий гимнастикой, которые в определенных случаях даже получали для обеспечения своей жизнедеятельности штрафные суммы, распределяемые государством, а также функционировали при усыновлении5. По свидетельству надписей в Дреросе и Малле также существовали гетерии. Существовали гетерии и в Гортине, на что указывают надписи V в. до н. э. и так называемые Гортинские законы. Здесь они представляли собой низшее деление гражданского коллектива и имели, по-видимому, функции, аналогичные функциям афинских фратрий6. Вероятно, принадлежность к одной из таких гетерий была обязательным условием осуществления гражданских прав, что обеспечивалось возможностью участия в общих обедах. Поэтому не имеющие гражданских прав, например, чужеземцы, живущие в городе, или вольноотпущенники, обозначались в Гортинских законах термином ἀπέτειροι7. Таким образом, в данном случае мы сталкиваемся не с основным, а с рудиментарным употреблением термина «гетерия», фиксирующим следы родового строя, сохранившиеся на Крите.
За исключением Крита, в остальной Греции гетерии имели вид товариществ, составленных с какой-либо определенной целью. Часто это были только дружеские, более или менее четко организованные сообщества, гетайры которых назывались также еще φίλοι и συνήθεις. Сохранились надписи, содержащие постановления подобных сообществ, в которых говорится, например, о том, что на общем собрании гетайров было принято решение почтить своего бывшего сотоварища статуей или надгробием. Подобные надписи дошли, например, из города Ольба в Киликии8 и из Пруссы в Вифинии9.
В иных случаях гетерия — это объединение почитателей одного культа. Неизвестно, существовало ли такое обозначение в классический период, так как сведения о таких объединениях сохранились только от римского времени, например, о гетерии самбатистов (или саббатистов) в Канителидах в Киликии в I в. н. э. во главе которой стоял некий синагогей10. Другая категория гетерий — подобие профессионального союза, например, гетерия эргастов в Никополе в Нижней Мезии11 и гетерия хлебопеков в Магнесии на Меандре12, против деятельности которых принимали запрещающие меры римские власти.
Еще один вариант — это сообщества учеников вокруг философов. Самыми древними из них являются, по-видимому, союзы пифагорейцев, которые ставили перед собой кроме философских еще и политические цели — достижение единения всех своих членов не только для физического, но и для интеллектуального противостояния усиливающейся демократии. Причем среди таких сообществ можно назвать как союз последователей самого Пифагора в Кротоне, так и пифагорейские гетерии (ἑταιρίαι τῶν Πυθαγορικῶν), например, гетерию Эврита во Флиунте (Plut. De gen. Socr., 583 a), Архита в Таренте, Тимея в Локрах, Феодора в Кирене, Филолая в Фивах и т. д. Этим же термином обозначался и круг учеников вокруг Протагора и Продика (Plat. Resp. X, 600 c-d), Сократа и Платона13. Поскольку для обозначения всякого рода частных сообществ, и в том числе религиозных и философских, использовались обычно другие термины (ἔρανοι, θίασοι), то в данном случае появление в текстах слов «гетайры» и «гетерия» можно объяснить только тем, что античные авторы специально их употребили, исходя из каких-то особенностей этих объединений философов, возможно более строгой их организации или конкретных целей, которые они ставили перед собой.
Но обычно в греческой литературе классического периода термин «гетерия» использовался почти исключительно для обозначения союза политических единомышленников, преследующего вполне определенные цели. Гетерии играли весьма заметную роль в политической борьбе практически во всех греческих полисах, но конкретных сведений источники приводят немного. Раскрыть суть этого явления общественно-политической жизни греческих полисов достаточно сложно, так как будучи тайными сообществами, они не стремились афишировать свое существование и поэтому известно о них становится только в случае громкого скандала или государственного переворота. Эта характерная особенность гетерий сказалась, по-видимому, и на том, что в современной литературе нет до сих пор общепринятого перевода этого термина. В отечественной литературе определение гетерии можно встретить только в комментированных переводах тех античных авторов, которые пользовались этим термином, или в общих трудах по афинской истории V века до н. э.
Дадим небольшую подборку определений. Так, древнегреческо-русские словари (Вейсмана, Дворецкого) дают только общий смысл понятия — политическое общество, партия, союз, клуб (s. v. ἑταιρεία II).
В иностранной же научной литературе термин «гетерия» обычно переводится как «клуб», но при этом особым образом подчеркивается политическая направленность деятельности его членов. У англоязычных авторов, например, это слово чаще всего объясняется как «олигархический клуб» (oligarchic club). В «Словаре античности», составленном Й. Ирмшером и Р. Йоне, дается общая формулировка гетерий и под ними подразумеваются «общества в Афинах, как правило тайные, единомышленников-олигархов, направленные против демократического строя»22. Дж. Далмейда, подготовивший полное издание речей и фрагментов Андокида с параллельным французским переводом, сам термин передает как «политический клан» (coterie politique), а гетайров называет политическими друзьями (amis politiques) и членами клуба (membres de son club)23. Д. МакДауэлл в английском комментированном издании Андокида термин ἑταῖρος переводит как «товарищ», «соучастник» (особенно в политике), а ἑταιρεία — «товарищество», «ассоциация», отмечая, что «они использовались, главным образом, для обозначения тайных политических групп и тайных сговоров, которые были обычны в Афинах в данный период»24.
Таким образом, трудности возникают уже с самим определением термина «гетерия». С нашей точки зрения в русском языке нет слова, которое бы адекватно отражало суть данного явления социально-политической жизни греческого полиса и поэтому мы предпочитаем переводить термин «гетерия» обтекаемо — как «товарищество», «дружеское» или «тайное сообщество». Автоматическое перенесение и перевод из современной иностранной литературы таких определений как «клуб» и «организация» мы расцениваем как неудачное, поскольку в русском языке они имеют вполне конкретное значение, не всегда совместимое с теми сведениями, которые предоставляют источники. Понятие «клуб» у нас в современном языке, в отличие от англичан, отождествляется с чем-то необязательным и безответственным, а «организация» наоборот — подразумевает четкую внутреннюю структуру и определенную программу деятельности.
Таким образом, под «гетерией» надо подразумевать дружеское сообщество, ядро которого действительно могли составлять потомки старинной аристократии. Однако, в саму гетерию входили также и выходцы из менее родовитых семей, имеющих с первыми уже давно установившиеся связи, а также некоторое число примкнувших к ним граждан в силу различных причин, личного или социального плана, допущенных к участию в жизнедеятельности подобного объединения. В последнюю категорию, возможно, в конце V — начале IV века могли также включаться и богатые метеки, к услугам которых, по-видимому, иногда прибегали их более знатные сотоварищи25. Предположение, безусловно, в известной степени спорное, об отсутствии этнической, точнее сказать, гражданской замкнутости, можно сделать на основании свидетельства источников по делу о профанации мистерий Алкивиадом в 415 г., когда за это преступление был осужден вместе с ним метек Пулитион, которого древние авторы недвусмысленно называют членом его гетерии (Polyaen. Strat., I, 40, 1; cf. And. I, 12, 14; Isocr. XVI, 6; Plut. Alc., 19, 2; 22, 4). Кроме того, Аттические стелы передают имя еще одного метека — Кефисодора из Пирея, осужденного за преступление против религии (АС, I, 33—
Гетерии были немногочисленны, по-видимому, от 10 до 20 человек, как мы можем предполагать на основании свидетельств о гетерии Эвфилета в Афинах и, возможно, Мелона в Фивах. Число гетайров в подобных товариществах не было точно установленным и зависело в каждом отдельном случае от многих причин — величины самого полиса, популярности их главы, задач, которые они перед собой ставили. Подобные сообщества имели, безусловно, своего признанного лидера, по имени которого обычно и обозначались. Он сплачивал самих гетайров и направлял деятельность гетерии, что особенно было важно в том случае, если она была создана со вполне конкретными целями, будь то поддержка своих гетайров в суде или при выдвижении на должности. Возможно, что иногда деятельность гетерий могла носить и откровенно политический характер, как это было в Фивах в 382—
Уже в древности пытались понять внутреннюю природу подобных объединений. Так, Аристотель по-разному объясняет причину появления гетерий в демократических и олигархических полисах: в олигархиях — это необходимость объединения сил отдельных групп олигархов, имеющих своего лидера и стремящихся к захвату власти (Arist. Pol., V, 5, 1305 b 34; 1306 a 30). Таким образом, это была организация, составленная с вполне конкретной целью, причем именно политической. Поэтому она по своим характеристикам была сходна с синомосией, поскольку в случае достижения поставленной цели, т. е. прихода к власти представителей такой гетерии, она скорее всего распадалась. Безусловно, это не стоит понимать буквально, так как гетайры продолжали поддерживать друг друга из опасения перехода управления государством к противоборствующей группировке олигархов, но их прежнее единство было расколото различной степенью близости к власти и они уже не могли составлять сплоченного боевого отряда, каковым были прежде.
В демократических же государствах виновниками возникновения тайных олигархических сообществ выступают у Аристотеля демагоги, которые «с одной стороны, путем ложных доносов по частным делам на состоятельных людей заставляют этих последних сплотиться (ведь общий страх объединяет и злейших врагов), а с другой стороны, натравливают на них народную массу» (Pol., V, 4, 1304 b 20). При этом используются три уже испытанных средства притеснения знати: 1) требование раздела имущества; 2) непосильные литургии; 3) доносы и следующие за ними судебные процессы с целью конфискаций (V, 4, 1305 a 1—
Именно поэтому постепенно одной из основных сфер деятельности этих сообществ, вынужденных ограничиваться какими-то официальными рамками, становятся суды. По словам Фукидида (VIII, 54, 4), они довольно часто составляли в Афинах «синомосии для судов и должностей» (συνωμοσίαι ἐπὶ δικαῖς καὶ ἀρχαῖς οὖσαι). Поддержка членов своих сообществ во время процессов была чрезвычайно актуальной (cf. Plat. Theat., 173 d), поскольку, как было уже отмечено, сикофанты обрушивались главным образом именно на богатых и знатных. В подобной ситуации большое значение имела сплоченность и верность друг другу гетайров, которые ради сохранения чувства корпоративности зачастую давали даже ложные показания на суде, подвергаясь риску быть самим обвиненным в лжесвидетельстве (cf. Dem. XIX, 22—
Однако, вне зависимости от политической ситуации, в которой происходило формирование гетерий, т. е. был ли сам полис демократическим или олигархическим, по своей внутренней сути они всегда были аристократическими. Но, с одной стороны, не обязательно, с нашей точки зрения, под любым объединением аристократов понимать именно гетерию. С другой стороны, иногда в подобные дружеские союзы единомышленников могли входить и люди формально или реально придерживавшиеся демократической ориентации31. Так, например, даже Фемистокл, признанный демократический лидер, по словам Плутарха, порой высказывал мысли, более соответствующие позиции его политических противников. В частности он пишет, что «Фемистокл, вступив в дружеское сообщество (в оригинале “гетерию” —
Как мы полагаем, организацию гетерий можно связать не только с реальной политической необходимостью, но и с характерным для греческого менталитета дуализмом, который делил все на контрастирующие группы: греков и варваров, рабов и свободных, друзей и врагов. И поэтому выражение «помоги друзьям и навреди врагам» встречается во всей греческой литературе, от времени Гомера до времени Александра Великого33. Оно, таким образом, являлось основным моральным принципом для выработки определенного типа поведения всех членов полиса, активно выступающих в сфере общественной жизни, независимо от их личной политической ориентации. Подобное обособление отдельных элементов социума античные авторы пытались даже теоретически обосновать, как, например, это делает Аристотель в «Политике» при анализе реально существующих государственных образований и проектов по их переустройству в идеальные. В частности, он считает, что «невозможным окажется создание государства без разделения и обособления входящих в его состав элементов либо при помощи сисситий, либо при помощи фратрий и фил» (II, 2, 10, 1264 a 5). Постепенно одним из таких элементов, с нашей точки зрения, становятся и гетерии. Особенно ярко это проявилось в V веке потому, что в условиях необычайно долго длящейся по античным понятиям войны, «старые моральные и религиозные ценности подвергались осмеянию, выше всего ставились дерзость и готовность рискнуть всем для удовлетворения своих желаний»34. Но в отличие от упоминаемых Аристотелем сисситий, фратрий и фил, гетерии всегда, кроме как было уже сказано, Крита, существовали неофициально, поскольку формально не были признаны государством. Несмотря на очевидные различия между этими подразделениями было все же в них и нечто общее. Так, гетерия как сообщество, безусловно, подразумевает идею взаимопомощи и корпорации составляющих ее членов (ср., например, объяснение, приводимое у Фотия: s. v. ἑταιρισάμενος — συνεργήσας). Исходя из этого, по-видимому, современные исследователи выдвинули даже гипотезу об эволюции гетерии из старой родовой организации — из фратрии35. Однако, они представляли более слаженную структуру, чем фратрия, и тем более фила, так как там единство основывалось на общности места поселения и родовых традиций, в гетериях же на первый план выдвигается персональный фактор — единство внутреннего мироощущения, схожие политические идеалы, а в некоторых случаях и конкретная цель.
В греческой литературе классического периода неоднократно термин «гетерия» оказывается связанным напрямую с термином «синомосия» (συνωμοσία) и, прежде всего, потому, что именно гетерии постоянно подозревали в составлении заговоров против демократии. Это обстоятельство, по-видимому, и послужило основанием для некоторых исследователей излишне сближать или даже считать чуть ли не синонимами эти два понятия. Так, например, Э. Цибарт, на наш взгляд, слишком уж прямолинейно ставит их примеры подряд, рассматривая гетерию Ифиада в Абидосе (Arist. Pol., V, 5, 1306 a 31) или Исмения и Леонтиада в Фивах (Xen. Hell., V, 2, 24—
Достижение же гетайрами политической и интеллектуальной консолидации в огромной степени зависело от удачного сочетания множества факторов. Так, для сплочения рядов любого дружеского сообщества, а мы можем добавить, что тем более гетерии, по словам Аристотеля, очень большое значение имели одинаковое воспитание, близость по возрасту37, достаток, одинаковый по количеству и ценности, и как следствие всего этого — возможность получать удовольствие от одинаковых вещей, так как все сотоварищи имеют «схожие страсти и нравы» (Arist. Nic. Eth., VIII, 6, 1157 b 23; 13, 1162 a 25; 14, 1161 b 36; 14, 1162 a 10; Magna Mor., II, 11, 1211 b 3—
Безусловно, на практике члены афинских гетерий не соответствовали всем этим «идеальным» требованиям. Но, в любом случае, то хотя бы минимальное единение, которое им удавалось достичь, представлялось опасным, так как в одной из речей, составленной в первые десятилетия IV века, утверждается, что те, кто имеет гетерию или синомосию, имеет власти больше, чем остальные (Ps.-And. IV, 4). И поэтому Аристотель пишет, что тиранию, например, можно сохранить только в том случае, если уничтожить всех выдающихся чем-либо людей, «не дозволять сисситий, товариществ (в оригинале — гетерий), воспитания и ничего другого, подобного этому, вообще остерегаться всего того, откуда возникает уверенность в себе и взаимное доверие… И вообще устраивать все так, чтобы все оставались по преимуществу незнакомыми друг с другом, так как знакомство создает больше доверия» (Arist. Pol., V, 9, 1313 a 40—
Кроме того, члены афинских гетерий, по-видимому, активно занимались и публицистической деятельностью, которая также носила откровенно выраженный политический характер. Здесь можно привести хотя бы два примера. Во-первых, это Андокид, который как и многие другие юноши из знатных родов, был настроен негативно по отношению к афинской демократии. Как пишет Плутарх в биографии Алкивиада, Андокид «считался ненавистником народа и приверженцем олигархии» (21, 2). Проявлялось это, в том числе, в составлении и декламации в своей среде всевозможных политических памфлетов, направленных против демоса и его предводителей — демагогов-выскочек. Сочинения подобного рода до нас не дошли, но показательно, что два контекстных фрагмента, сохранившиеся от его речей, не имеющих отношения к делу о гермах и мистериях, носят явно выраженный антидемократический характер. И в полностью дошедших до нас речах Андокида можно почувствовать подобное отношение к властям его родного города. Так, даже выпрашивая у сограждан право вернуться в Афины, он не может удержаться от упрека в адрес демократии: «но нет никого, кто мог бы обвинять вас. Ибо вы располагаете полным правом устраивать свои дела как вам угодно: хотите — хорошо, хотите — плохо» (II, 19). Что же касается фрагментов, то это, прежде всего, фрагмент из речи «К товарищам», где уже само заглавие свидетельствует о том, что Андокид обращается к членам своей гетерии38. Об этой речи упоминает Плутарх в биографии Фемистокла: «Великолепную гробницу его имеют на агоре магнесийцы; что же касается его останков, то не следует придавать значения словам Андокида, который в речи “К товарищам” говорит, что афиняне нашли останки Фемистокла и разбросали их по ветру». И тут же он совершенно отчетливо определяет цель подобного искажения действительности: «[оратор] говорит неправду, желая возбудить сторонников олигархии против народа» (32, 4). Другой фрагмент из речи, название которой не сохранилось, но, по-видимому, она была хорошо известна, поскольку ее цитируют авторы позднейших схолий: «В самом деле, Андокид заявляет: “О Гиперболе мне стыдно говорить, так как его отец, клейменный раб, еще и теперь работает у нашего государства на монетном дворе, а сам он, чужеземец и варвар, занимается изготовлением ламп”» (Schol. Aristoph. Vesp., 1007; cf. Schol. Luc. Tim., 30). Так как в этом фрагменте глаголы употребляются в настоящем времени, то можно предположить, что эта речь была написана еще до 417 г., когда Гипербол был изгнан из Афин остракизмом. Выражения, которые использует Андокид, также свидетельствуют о живой реакции на политическую жизнь в городе и о яростном неприятии им демократических лидеров.
Другой пример — памфлет «Афинская полития», написанный около 425 г. Автором этого сочинения считают Псевдо-Ксенофонта, которого в литературе также часто называют Старым олигархом. Это чуть ли не единственный образец богатой политической литературы эпохи Пелопоннесской войны, хотя античная традиция передает, что существовало довольно много таких памфлетов и что среди их авторов были люди, игравшие видную роль в афинской истории V века, такие, например, как Критий и Ферамен. Исследователи, изучавшие это сочинение, называли его по-разному, но каждый раз подчеркивали его политическое значение: «Слово к гетайрам» (Мюллер — Штюбинг), «Кодекс политической критики для молодых аристократов в гетерии» (В. Крист — В. Шмидт), речь-экспромт в собрании какой-то гетерии (Е. Калинка)39. Дж. Калхаун, кроме того, считает, что подобные сочинения не только были обычным явлением среди олигархов, но и постоянно «кочевали» от одной гетерии к другой, являясь своего рода программным документом аристократов, составляющих меньшинство в демократическом полисе40. Впрочем, как нам представляется, эти предположения не имеют достаточного основания в самом тексте, а опираются только на общую политическую атмосферу в Афинах того времени. Что же касается самого автора сочинения, то в одной из новых специальных работ, посвященных «Афинской политии» Псевдо-Ксенофонта41, высказывается мнение, что правильнее бы было называть автора этого сочинения Молодым олигархом, так как текст отличает неоригинальность и реферативность, что свидетельствует, якобы, о неопытности автора в литературной деятельности. Нам не кажется, что данное сочинению определение, с которым мы в целом согласны, является прямым следствием именно молодого возраста его автора, поскольку брюзжание и раздражение, сквозящее буквально в каждой строке, вполне может говорить об обратном или же о непреклонном неприятии афинской действительности и невозможности активно воздействовать на ее изменение. Более того, мы скорее были бы склонны предположить, что автор этого памфлета занимал ведущее положение в кругу олигархических группировок. На это указывает его богатый опыт, выраженный в сочинении, позволяющий заключить о долгой деятельности в политике и партийной борьбе. Возможно, что это сочинение является результатом дискуссий, которые шли в гетериях о способах выживания в условиях демократического государства и тогда выжидательная позиция, которой придерживается Старый олигарх, соответствует до некоторой степени сложившейся практике афинских гетерий.
Еще одним свидетельством публицистической деятельности гетайров, возможно, является речь Лисия, которую обычно называют «Жалобой товарищам по поводу злословия». По мнению
Еще на один момент, связанный с гетериями, нам хотелось бы обратить внимание, тем более, что он не представляется однозначным. Это — использование сил гетерии в частной сфере в пользу одного из ее членов. С первого взгляда источники действительно свидетельствуют о таком эпизоде в связи с Гиппаретой, женой Алкивиада и сестрой знаменитого афинского богача Каллия. Его передают два автора — Псевдо-Андокид в речи «Против Алкивиада» (14) и Плутарх в биографии Алкивиада (8, 3—
В отличие от частной сферы применение влияния гетерий в межполисных отношениях вполне вероятно. Поскольку основной причиной появления тайных олигархических сообществ в демократических государствах являлись притеснения и преследования аристократов со стороны большинства гражданского коллектива, то сходные условия создавались во многих полисах по всему Средиземноморью. Поэтому, по мнению исследователей, можно говорить о том, что гетерии не были характерны исключительно для афинской политической жизни, а были весьма распространенным явлением44. Источники довольно часто приводят сведения о взаимной поддержке олигархов друг друга в моменты ослабления демократических режимов, особенно в конце Пелопоннесской войны. Так, например, интересные данные о внешнеполитических связях афинских олигархов со своими сторонниками в государствах-членах Афинского морского союза предоставляет «Афинская полития» Псевдо-Ксенофонта. В ней говорится о том, что у союзников «толпа, очевидно, тоже преследует злостными клеветами и ненавистью благородных; а так как афиняне понимают… что если в государствах будут иметь силу богатые и благородные, то в Афинах власть очень недолго будет оставаться в руках народа, — ввиду этого они благородных лишают там гражданской чести, отнимают имущество, изгоняют из своих владений и убивают, а простых поддерживают. Благородные из афинян защищают благородных в союзных государствах, понимая, что им самим выгодно защищать всегда в государствах людей лучших» (I, 14; cf. III, 10—
Другой пример — Лисандр, который, по словам Плутарха (Lys., 13, 21), сам создавал гетерии в различных греческих городах для достижения своего могущества, прекрасно сознавая, что члены этих тайных сообществ, вне зависимости от степени преклонения перед ним лично или перед самой Спартой, будут представлять собой откровенную оппозицию Афинам. «Уничтожая демократию и другие законные формы правления, Лисандр, — пишет Плутарх, — повсюду оставлял по одному гармосту из лакедемонян и по десять правителей из членов тайных обществ, организованных им по городам. Так он действовал без различия во вражеских и в союзнических городах, исподволь подготовляя себе в известном смысле господство над Грецией. Правителей он назначал не по знатности или богатству: члены тайных обществ и друзья, связанные с ним узами гостеприимства, были ему ближе всего, и он предоставлял им неограниченное право награждать и карать» (13). В связи с этим сюжетом встает вопрос о том, использовал ли Плутарх слово «гетерия» в качестве специального термина, почерпнутого из своего источника, или в качестве общеупотребимого другими греками понятия, аналогичного спартанской сисситии, т. е., иными словами, что организовывал Лисандр в других полисах — гетерии или сисситии. Мы полагаем, что в данном случае Плутарх использовал адекватное сущности этих сообществ определение и речь здесь идет именно о гетериях. Основанием для такого суждения является его отзыв о Лисандре как о человеке хитром, готовым в любой момент переметнуться на сторону противника и, более того, ненавидевшим Спарту (Plut. Lys., 24). Поэтому гораздо дальновиднее для него было использовать уже зарекомендовавший себя способ оппозиции существующему режиму, а не форму специфически спартанской организации. Но в самой Спарте он придерживался иной политики, поскольку создать там гетерию он не мог из-за консервативности и законопослушности сограждан даже при безусловном наличии среди спартанцев хотя бы минимальной части граждан, недовольных правлением династий Агиадов и Эврипонтидов. Для достижения своих целей Лисандр не мог также воспользоваться влиянием одной из сисситий, в которую он входил, поскольку эти традиционные спартанские институты, по-видимому, обычно не занимались политической деятельностью в интересах своего главы в отличие, скажем, от афинских гетерий. Именно поэтому, вероятно, для возвращения власти Гераклидам Лисандру и пришлось прибегнуть к сложным и двусмысленным трюкам с мнимым сыном Аполлона и оракулами (Lys., 24—
Таким образом, поскольку источники ясно свидетельствуют не только о взаимодействии самих олигархов, но и о целенаправленном насаждении ими гетерий в других государствах, не имевших до этого подобных организаций, но внутренне или в силу сложившихся обстоятельств готовых их принять, мы можем предположить наличие определенных политических связей между различными гетериями, что отводило бы им определенную роль и в международных отношениях.
Итак, рассмотрев как конкретные примеры гетерий, существовавших в конце V — начале IV века до н. э., так и их внутреннюю природу и сферы деятельности, мы можем с уверенностью говорить о том, что несмотря на тайный и неофициальный характер этих сообществ, они являлись очень важным элементом греческого социума.
ПРИМЕЧАНИЯ