Процессы по обвинению в нечестии (асебии) в Афинах в последнюю четверть V в. до н. э.
Публикуется по электронной версии, предоставленной Центром антиковедения СПбГУ, 2000 г.
с.117 В V в. Афины заняли уже ведущее место среди других греческих полисов не только в политической и экономической жизни, но также и в религиозной. Наряду с многочисленными местными праздниками, как, например, аррефории, прохаристерии, скирофории и т. д., в Аттике справлялись и такие, которые постепенно приобрели славу среди остальных греков ничуть не меньшую, чем знаменитые общегреческие религиозные празднества — в Олимпии, Дельфах, на Истме и в Немее. Этими празднествами были, конечно же, Панафинеи в честь Афины, получившие со времени Писистрата наименование Великих, Великие Дионисии и Элевсинские мистерии в честь Деметры и Коры. Получил свое оформление и институт жречества, обслуживающего нужды большого количества храмов богов, почитавшихся в Аттике.
Хотя существовали законы и выразительные запрещения затрагивать определенные темы, они, тем не менее, не образовывали в Афинах непреступного барьера для некоторой свободы речи. Но в то же время существование исогории в полном объеме не могло соответствовать консервативному в принципе духу афинской демократии1. И если область внешней и внутренней политики не являлась запретной, то совсем по-другому было в областях, где сохранялся традиционный подход, то есть прежде всего в воспитании и религии. И все же греческие государства и, в том числе, афинское, были относительно терпимы и в религиозной сфере, о чем свидетельствует как греческая мифология, так и аттическая комедия. Причиной этого с уверенностью можно считать «отсутствие ортодоксальной догмы в греческой религии, что препятствовало формированию божественного образа в доктринальной форме и позволяло значительную свободу мысли»2. В мифологии боги не являлись идеальными, однозначно положительными персонажами, воплощением справедливости и закона. Им, подобно людям, по представлению греков, были присущи как достоинства (доброта, сострадание), так и всевозможные пороки (ложь, обман, воровство, месть, ревность, коварство и жестокость). Более того, сам порок иногда персонифицировался греками, причем не в образе с.118 какого-либо мифического существа типа Ехидны или Гидры, а именно в образе бога или богини (например, Апате — богиня обмана, Ате — божество, олицетворяющее умопомрачение и несчастье). От многочисленных же некогда комедий остались только фрагменты и несколько комедий Аристофана, но и по ним мы можем судить о значительной свободе в обращении с мифологическими персонажами (Aristoph. Av., 15, 61 sqq.; Pax, 129 sqq.; Ran., 484 sqq.)3.
Допускалась и относительная свобода философской мысли. Вот хотя бы несколько примеров. Ксенофан из Колофона (конец VI — начало V в. до н. э.) отрицал антропоморфизм греческих богов, считал, что миром правит некий шаровидный Нус, вечный и вездесущий. Кроме того, он отказывался называть Гелиос, Селену и различные созвездия богами, а полагал, что это плотные скопления атмосферного пара, ежедневно образующиеся и рассеивающиеся. Ксенофан скептически отзывался и о мистериях, говоря о Левкотее, что если она богиня, то зачем ее оплакивать, а если она смертная, то зачем ей приносить жертвы (Arist. Rhet., B 26, 1400 b 5). Представители ионийской натурфилософии, занятые поиском первовещества, находили его в различных субстанциях, материальных и нематериальных. Но и это еще не так сильно колебало бы традиционные религиозные взгляды, если бы возникновение и разрушение всего сущего происходило под воздействием Олимпийских богов, а не каких-то малопонятных обыденному пониманию сил (Нуса — у Анаксагора, любви и вражды — у Эмпедокла, законов логоса — у Гераклита и т. д.). Скептические или наивно рационалистические рассуждения о происхождении религии можно встретить и у софистов (Plat. Leg., X, 889 e). Так, например, Продик Кеосский, младший современник Протагора, считал, что «древние люди обоготворили луну, солнце, реки и ручьи — все, что нам приносит пользу, подобно тому, как египтяне признали божественным Нил. Поэтому-то хлеб почитается под видом Деметры, вино — Диониса, вода — Посейдона, огонь — Гефеста» (DK, 84 [77] B 5). Другой софист, Критий, также полагал, что религия изобретена вследствие своей полезности в сфере морали и юстиции (DK, 88 [81] B 25).
Кроме того, как сообщает Страбон, чужестранцам, жившим в Афинах, было позволено почитать собственных богов (X, 3, 18). Введение таких культов в греческом городе или допускалось государством или требовало официального разрешения властей4, но с обязательным соблюдением с.119 условия, чтобы они не вели к кощунственным действиям по отношению к местным богам и не давали предлога для магических церемоний5.
Всем вышесказанным характеризуется атмосфера веротерпимости, существовавшая во многих греческих полисах в V в. до н. э. Но, тем не менее, государство устанавливало определенные границы свободы мысли и действий и сурово наказывало тех, кто их переходил, поскольку оскорбление, нанесенное богам города, могло вызвать гнев и кару божества на всю общину, виновную в принятии нечестивца к себе (Plat. Leg., X, 910 b; Ps.-Lys. VI, 13, 33, 53; Ps.-Dem. C. Neaer., 109). В таких случаях выдвигалось обвинение в религиозном нечестии (γραφὴ ἀσεβείας). Сведения о таких процессах сохранились только начиная со второй половины V в. до н. э. Все они имели место в Афинах, что было обусловлено, по-видимому, особой интенсивностью политической и культурной жизни в этом городе. В этой связи надо иметь в виду: во-первых — завершение к этому времени формирования полиса и его институтов, прежде всего законодательных и судебных; во-вторых — оформление религиозных культов и необходимость их защиты как со стороны государства, так и со стороны жречества; в-третьих — какие-либо особые обстоятельства, политические или личные, которые являлись каждый раз как бы катализатором возбуждения процесса по обвинению в религиозном преступлении. Последний момент представляется нам немаловажным, так как при наличии многочисленных проступков по отношению к религии, случаи подобных процессов все же относительно редки. Согласно сохранившимся источникам во второй половине V в. до н. э. в Афинах было выдвинуто семь таких обвинений — против Анаксагора, Фидия, Аспасии, Протагора, осквернителей герм и тех, кто участвовал в профанации мистерий, Диагора и Андокида. Эти процессы получили неравномерное освещение как в античных источниках, так и в современной литературе, и поэтому существует множество дискуссионных сюжетов и большое количество различных гипотез в отношении их датировки и содержания. Обращаясь вновь к этому материалу, мы попытаемся рассмотреть процессы против нечестивцев конца V в. до н. э. прежде всего с точки зрения соотношения при выдвижении обвинения религиозных и политических моментов.
с.120 Но предварительно необходимо хотя бы вкратце осветить юридическую сторону процессов. Процедура обвинения в асебии была, по-видимому, к V веку уже достаточно четко разработана. Как сообщает Андокид, жалоба или донос по обвинению в нечестии представлялись непосредственно архонту-басилевсу (And. I, 111)6. Благодаря оставшимся у него от царской власти юридическим полномочиям в сакральной сфере, архонт-басилевс занимал второе место в иерархии остальных магистратов после архонта-эпонима, но реально играл более важную, чем он, роль в государственной жизни. В его компетенцию входило руководство проведением древнейших праздников в Афинах и наблюдение за священными участками в городе, совершение жертвоприношений от имени всех граждан. В качестве высшей инстанции он разбирал споры между жрецами, если они касались священных предметов, и сдавал в аренду земельные владения богов. Именно архонт-басилевс председательствовал в Ареопаге на процессах по обвинению в асебии, к каковым могли относиться сакральные преступления любого вида (Arist. Athen. pol., 57, 2; Hyper. Pro Eux., 6)7. Поскольку он же выносил решения и по вопросам, касающимся Элевсинского культа, он должен был быть обязательно посвящен в мистерии, точно также, как и все судьи, принимающие участие в процессе (And. I, 12, 31). Кроме того, по свидетельству Лисия, разбор дела о нечестии мог проходить и в Буле под председательством девяти архонтов (Ps.-Lys. VI, 22; ср. VI, 5, 9, 27).
Донос делался или от своего имени или от имени всей общины, так как институт прокуратуры еще не сформировался (ср., например, Lys. V, 3). Такой порядок может быть засвидетельствован тем фактом, что для большей части процессов источники передают нам имя обвинителя (например, And. I, 12, 15—
Обвинение могло иметь два вида — донос в собственном смысле этого слова (μήνυσις, ἔνδειξις) и чрезвычайное заявление (εἰσαγγελία), которое подавалось в Буле или делалось непосредственно на экклесии (например, исангелия по поводу асебии Алкивиада)8. При этом обвинителю требовалось испросить себе «безопасность» (ἄδεια), что можно было сделать различными способами: сесть на агоре или у алтаря в качестве молящего (Plut. Per., 31) или подать прошение об этом в Буле (And. I, 15). «Безопасность» требовалась не только для свободного человека (And. I, 22, 77), но и для метека (And. I, 15) и даже, по словам Андокида, для раба (I, 11—
При подтверждении судебным разбирательством факта совершенного нечестия полагалась награда (μήνυτρον) — например, за донос по делу гермокопидов и осквернителей мистерий Андромах получил 10 тысяч драхм, Тевкр — тысячу, причем деньги были им торжественно вручены как спасителям отечества во время празднования Панафиней (And. I, 28). В качестве награды могли быть и какие-либо почетные привилегии: так, Менона, обвинителя Фидия, освободили от всех повинностей (Plut. Per., 31); Диоклида, обвинителя по делу нечестивцев 415 года — «как спасителя города увенчали венком и на упряжке отвезли в пританей и он даже пообедал там» (And. I, 45). Если же донос в результате чего-либо, например, встречного доноса (Thuc. VI, 61, 1), признавался ложным, то клеветника сразу же в соответствии с законом (And. I, 20; Ps.-Lys. VI, 23) без повторного суда казнили (And. I, 65—
с.122 Первая группа известных нам процессов имела место еще до начала Пелопоннесской войны, когда в асебии были обвинены философ Анаксагор, скульптор Фидий и Аспасия, ставшая фактически женой Перикла. Сведения относительно этих процессов являются наиболее дискуссионными по сравнению с остальными и поэтому мы разберем их более подробно. В современной литературе, как было уже отмечено выше, нет единого мнения относительно их датировки. Более раннюю дату — вскоре после 450 г. — предлагает А. Э. Тейлор для процесса Анаксагора, основываясь на упоминании Диогеном Лаэртским имени Сатира (II, 12), а также на том, что Перикл называется античными авторами учеником этого философа (Plat. Phaedr., 270 a; Isocr. XV, 235; Plut. Per., 4; 32; Diog. Laert. II, 12—
Более поздняя датировка этих процессов — 433—
К сожалению, античные авторы сообщают лишь краткие сведения о каждом из этих процессов, так что возможно восстановить только отдельные пункты обвинения, но не ход судебного разбирательства в целом. Более подробно, чем с двумя другими, знакомит нас античная традиция с делом Анаксагора. О самом процессе говорит Диоген Лаэртский в его биографии (II, 12), но приводит подряд две версии, не выделяя при этом ни одну как наиболее правдоподобную, что породило оживленную дискуссию в современной литературе, связанную, в том числе, и с датировкой. Первая версия связана с именем Клеона, известного вождя радикальной демократии, который, по словам Сотиона в «Преемстве философов» выдвинул против него обвинение в асебии «за то, что он назвал солнце глыбой, огненной насквозь». Вторая версия, принадлежавшая Сатиру в «Жизнеописаниях», называет обвинителем Фукидида, сына Мелесия, политического противника Перикла (cf. Plut. Per., 6, 8, 11, 14), привлекшего Анаксагора не только за нечестие но и за, якобы, медизм17. Поэтому, так как вся наша информация базируется на столь нетвердом основании, практически каждый исследователь, занимавшийся процессом с.124 Анаксагора, выдвигает свой вариант объяснения сообщения Диогена Лаэртского.
Так, Дж. Дэвисон пытается примирить обе версии, реконструируя события таким образом: в 456—
Английский же исследователь Ф. Фрост настаивает на том, что процессы против друзей Перикла были делом Клеона или лиц, связанных с ним политически, между тем как участие Фукидида в обвинении он исключает отчасти по хронологическим мотивам, отчасти потому, что философы и софисты обосновывались в Афинах прежде всего благодаря поддержке аристократов, к числу которых принадлежал и Фукидид, сын Мелесия19. Но на это можно возразить, что хронологические доводы, приведенные Фростом, не очень убедительны, а философы находили поддержку лишь в некоторых аристократических кругах, которые, как кружок Перикла, а затем Алкивиада, имели особые политические и интеллектуальные тенденции, достаточно отличные от тенденций консервативной аристократии, которая представляла большинство и с которой они находились в остром противостоянии.
Поэтому более приемлемой нам представляется точка зрения Э. Деренна, согласно которой оба противника Перикла — и Фукидид и Клеон — участвовали в осуждении Анаксагора20. Возможно, что при этом они, как с.125 замечает М. Монтуори21, играли разные роли: первый приготовил юридическое основание посредством вырванного у Перикла одобрения псефизмы, представленной Диопифом, а второй выдвинул само обвинение, возбудил процесс и добился осуждения философа, несмотря на защиту Перикла22. И хотя это тоже гипотеза, но вполне правдоподобная, так как Фукидид к этому времени уже вернулся после остракизма и с новыми силами включился в борьбу с Периклом, Клеону же также очень подходит роль такого обвинителя, и в общей схеме нет противоречия сообщению Диогена Лаэртского.
Безусловно, взгляды Анаксагора вполне могли служить основанием для обвинения его в преступлении против религии, но все же на истинную причину возбуждения процесса недвусмысленно указывает Плутарх. Он подробно рассказывает не только о дружеских отношениях, но и о большом влиянии, оказанном философом на Перикла, который «во многих случаях пользовался Анаксагором, примешивая понемногу, как бы в подкрепление, к своему красноречию науку о природе» (Per., 8; cf. Plat. Phaedr., 270 a). От Анаксагора Перикл воспринял и скептический взгляд на традиционное объяснение необычных физических явлений вмешательством богов (Plut. Per., 5). Плутарх приводит только два примера, но оба они показательны. Первый случай связан с однорогим бараном, появление которого прорицатель Лампон объяснил тем, что вскоре власть в городе перейдет или к Периклу или к Фукидиду, сыну Мелесия, в зависимости от того, кто будет владеть головой этого удивительного животного. Анаксагор же, разрубив череп, показал, что его содержимое также аномально, поскольку собралось все у основания рога (Per., 6). То, что Перикл позволил таким образом «проверять» предсказание Лампона23 красноречиво свидетельствует как о его собственных взглядах, так и том, что прорицатели и жрецы имели все основания для поддержки обвинения против Анаксагора24.
с.126 Второй случай произошел, по-видимому, в августе 431 г., когда в момент отплытия флота наступило неполное солнечное затмение, сильно испугавшее всех как дурное предзнаменование. Но Перикл, накрыв своим плащом кормчего триеры, спросил, является ли это знаком какого-либо несчастья. Получив от него отрицательный ответ, воскликнул: «Так чем же то явление отличается от этого как не тем, что предмет, который был причиной темноты, больше плаща?» (Per., 35)25. Таким образом, по словам Плутарха, Перикл благодаря Анаксагору «стал выше суеверного страха, внушаемого удивительными небесными явлениями людям, которые не знают их причин, теряют рассудок и приходят в смятение от божественных дел по неведению их, тогда как наука о природе, устраняя боязнь, вместо устрашающего болезненного суеверия дает человеку спокойное благочестие и благие надежды» (Per., 6). В этом же ключе Плутарх приводит причину принятия псефизмы Диопифа на основании которой был обвинен философ: должно «чтобы люди, не верующие в богов или распространяющие учения о небесных явлениях, были привлекаемы к суду как государственные преступники», и далее утверждает, что Диопиф хотел бросить тем самым подозрение на Перикла косвенным образом, через Анаксагора (Per., 32).
Что же касается последствий процесса для Анаксагора, то тот же Диоген Лаэртский говорит о трех возможных вариантах:
- что он был оштрафован на 5 талантов и изгнан;
- приговорен к казни заочно;
- находился под стражей в тюрьме в ожидании казни26, когда Перикл спас его своим заступничеством (II, 12—
13).
Слова Плутарха о том, что Перикл боялся за Анаксагора и «дал ему возможность тайным образом уйти из города», свидетельствуя также, как и Диоген Лаэртский, о живом участии Перикла в судьбе философа, могут относиться только ко второму варианту. Возможно, если допустить наличие двух обвинителей, предположить, что Фукидид, фигура более сильная в политическом плане, чем Клеон, обвиняя философа не только в религиозном, с.127 но и в политическом преступлении (медизме), предлагал и более суровое наказание — смертную казнь. Но, в любом случае, по свидетельству того же Диогена Лаэртского, Анаксагор умер в почете в Лампсаке, где ему, якобы, воздвигли надгробный памятник с надписью, что «тот, кто здесь погребен, перешел пределы познанья — истину строя небес ведавший Анаксагор» (II, 15). Если это соответствует действительности, то только лишний раз подтверждает предположение, что осуждение Анаксагора не было актом чисто религиозного возмездия, так как лапсакийцы, находящиеся в других политических условиях, но верящие в тех же самых богов, отметили в этой надписи именно то, за что его осудили в Афинах.
Таким образом, в деле Анаксагора мы хотели бы подчеркнуть прежде всего четыре момента:
- близкие отношения с Периклом;
- принятие Периклом и использование на практике опровержения Анаксагором супранатуральной интерпретации физических явлений;
- выступление политических противников Перикла — Фукидида и Клеона — в качестве обвинителей;
- надгробную надпись с указанием астрономических занятий философа, выдержанную в благожелательном тоне.
То есть, если говорить о причине и поводе возбуждения обвинения в асебии против Анаксагора, то причиной, на наш взгляд, явилось то, что философ оказался косвенно причастным к противоборствующим сторонам, а поводом — религиозное нечестие, выражавшееся в его взглядах.
Содержание остальных процессов 433 г. мы изложим еще более кратко, так как античная традиция в отношении них немногословна. О процессе Фидия сообщает, да и то очень бегло, Плутарх. Первоначально обвинение, возможно, не носило религиозного характера и было выдвинуто одним из его помощников, неким метеком Меноном, которого враги скульптора уговорили сделать донос о воровстве золота при изготовлении статуи Афины для Парфенона. Но поскольку он прикрепил по совету Перикла съемные золотые пластины, их можно было в любой момент взвесить (общий их вес по словам Филохора составлял 44 таланта — FHG, I, fr. 97). Выступивший, по-видимому, с защитой Фидия на суде Перикл и предложил это сделать обвинителям. Плутарх не использует само слово «асебия», но свидетельствует, что когда уличить в краже золота его не удалось, против Фидия было выдвинуто обвинение в том, что он изобразил на щите богини в сценах сражения греков с амазонками себя в виде старика (возможно, Дедала), а Перикла — в виде воина с конем (возможно, Тесея).
с.128 Такая смелая подмена мифологических персонажей реальными, всем хорошо известными лицами, была дерзким вызовом общественному мнению и претензией на признание его гения и исключительности наряду с Периклом. Преступление усугублялось тем, что изображение было сделано в самом священном для афинян месте Акрополя, в храме богини-покровительницы города, на наиболее видной части щита и так, что его нельзя было снять, не разрушив саму статую27. Попутно можно отметить, что и в трактовке рождения Афины на фронтоне храма Фидий был более свободен от традиционных религиозных представлений, изображая не маленькую фигурку, выходящую из головы Зевса, как на допарфеноновских вазовых рисунках, а показывая богиню во весь рост, что должно было, по-видимому, символизировать важность ее культа для афинян28. Кроме того, если верно сообщение Плутарха (Per., 13), что все работы в Парфеноне велись под руководством Фидия, то тогда он допустил еще одно отступление от обычных норм — позволил Калликрату и Иктину поместить на одном фризе изображения обычных людей вместе с богами. Это были знаменитые сцены панафинейского шествия и кавалькады эфебов, продвигающихся с двух сторон к восточному углу Парфенона, где были показаны восседающие на своих тронах олимпийцы.
Из других авторов о Фидии говорит Филохор, который приводит странную и маловероятную версию — что скульптор был привлечен к суду за утайку слоновой кости, но бежал в Элиду, где после изготовления статуи Олимпийского Зевса был убит местными жителями (FHG, I, fr. 97). Более ценным оказывается сообщение Диодора: «К алтарю богов в качестве молящих село несколько человек, подученных врагами Перикла. Обвинение Фидия заключалось в том, что он присвоил будто бы себе значительное количество священных сумм. Народ по наущению врагов Перикла арестовал Фидия, а самого Перикла обвинил в святотатстве» (Diod. XII, 38). Процесса за этим обвинением Перикла, даже если оно и было официальным, не последовало, только, как отмечает Плутарх, из-за дела Фидия пошатнулась его популярность (Per., 32). По-видимому, Перикл все еще оставался достаточно сильной фигурой на афинской политической сцене, но то, что религиозная сфера считалась для него особенно уязвимой, свидетельствует с.129 и требование спартанцев, стремящихся лишить афинян их руководителя в Пелопоннесской войне с помощью изгнания виновных в кощунственном убийстве килоновцев, в котором был замешан род Перикла, потомка Мегакла по материнской линии (Plut. Per., 33; cf. Thuc. I, 127). Аналогично Диодору оценивает причину обвинения Фидия и Плутарх: «Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, то у него было много личных врагов и завистников, а другие хотели на нем испытать настроение народа — как поступит народ в случае суда над Периклом» (Per., 31; cf. 13).
Фидий, оправдавшись в воровстве золота, все же умер в заключении, не опровергнув обвинения в религиозном преступлении, в чем бы оно ни состояло — в портретном изображении смертных на щите Афины или в утайке священных сумм. О том, что он был осужден за нечестие и в тюрьме ожидал казни или назначения штрафа, может свидетельствовать то, что доносчику Менону была объявлена награда от имени государства (Plut. Per., 31).
О процессе Аспасии у нас вообще мало сведений. Плутарх только сообщает об обвинении ее поэтом Гермиппом, нападавшим в своих комедиях также и на Перикла, в нечестии, не уточняя в чем именно оно заключается, и в сводничестве (Per., 32, 33). Спас Аспасию от наказания Перикл, слезно вымолив оправдательный приговор у судей. Позднейшие авторы добавляют, что она была обвинена по γραφὴ ἀσεβείας (Athen. XIII p. 589 e) за то, что назвала своих дочерей именами Муз (Schol. Hermog. / Walz, VII, 165). Кроме того, о причинах вовлечения ее в судебный процесс можно говорить, исходя из описания Плутарха, который ярко передает атмосферу общественного мнения, сложившуюся в отношении Аспасии. Ее безусловно признавали незаурядной, образованной женщиной, причем настолько, что Сократ называл ее наставницей в красноречии и приводил к ней своих учеников, а те — своих жен, послушать ее философские рассуждения (Plat. Menex., 235 e; Plut. Per., 24). Созданием своего рода литературного клуба Аспасия нарушила традиционное понимание роли женщины, пусть даже и не являвшейся гражданкой, в афинском обществе. Отсюда, по-видимому, обвинения в сводничестве, о которых говорит Плутарх (Per., 24, 32). Ее слава вышла далеко за пределы Афин, коль скоро Кир переименовал в ее честь свою любимую наложницу Мильто (Per., 24). Уже всем этим Аспасия, конечно же, вызывала сильную негативную реакцию со стороны консервативных в отношении положения женщин афинян.
с.130 Более того, по словам Плутарха, она разбиралась в государственных делах и ее даже обвиняли во влиянии на некоторые политические решения Перикла. В частности, как поговаривали в Афинах, он предпринял поход против Самоса из-за Милета, родного города Аспасии, так как самосцы отказались подчиниться приказу афинян прекратить с ним войну. Поэтому, по-видимому, комедия называла Аспасию новой Омфалой (Plut. Per., 24). Согласно мифологической традиции, Геракл, находясь у нее в услужении в течение года, прял, сидя в женской одежде у ног царицы. Таким же, как намекала комедия, стал и Перикл. И хотя военный конфликт завершился победой афинян, они потеряли многих сограждан, а Перикл чрезмерно возгордился своим успехом, что опять же вызвало взрыв негодования у его противников (Plut. Per., 24, 25, 28; cf. 30). Таким образом, как верно отмечает автор схолий к Аристофану — это был процесс «Аспасии и ее господина» (Schol. Aristoph. Eq., 969).
Итак, одной из причин обвинения Анаксагора, Фидия и Аспасии можно считать тот факт, что все они принадлежали к так называемому кружку Перикла. И что их осуждением враги пытались подорвать его влияние на внутреннюю и внешнюю политику Афин.
Следующий из рассматриваемых нами процессов — процесс Протагора — также не поддается точной датировке: современные исследователи приводят различные варианты — 43329, 421—
Но, с другой стороны, именно Протагора Платон выводит в одноименном диалоге рассказывающим миф, который повествует о богах и о большой пользе от их вмешательства в человеческие судьбы — миф о краже Прометеем огня и искусств для людей у Гефеста и Афины (321 c-d). Также привычка этого софиста прибегать к помощи клятвы, чтобы заставить заплатить себе гонорар (Plat. Prot., 328 b-c), является достаточным свидетельством его приверженности традиционным религиозным убеждениям. На фоне же тенденции других софистов к утверждению человеческого и обусловленного договором происхождения религии, высказывание Протагора, за которое он был привлечен к суду — «о богах я не могу знать есть ли они, нет ли, потому что слишком многое препятствует такому знанию — и вопрос темен и людская жизнь коротка» (Diog. Laert. IX, 51) — выражает скорее не атеизм, а агностицизм36. Поэтому обвинение против Протагора в религиозном нечестии может показаться с первого взгляда плохо обоснованным и опирающимся на извращение его идей. Возможно, несколько проясняет ситуацию тот факт, что Пифодор, обвинитель Протагора37, был представителем олигархической партии и членом Совета Четырехсот (Diog. Laert., IX, 54). По сообщению Аристотеля в «Афинской политии» именно он внес предложение учредить этот режим (29, 1) и был архонтом в год утверждения правления Тридцати (Xen. Hell., II, 3, 1; Arist. Ath. Pol., 35, 1). Протагор же был приверженцем демократии, свидетельством чему могут служить его дружеские отношения с Периклом и другими представителями его кружка (Plat. Prot., 315 a; Plut. Per., 36; Prot., DK, 80 [74] B 9), а также миф, который вкладывает в уста Протагора Платон (Prot., 320 c — 322 d). В этом случае представляется вполне допустимым, что процесс мог иметь и политические мотивы. Кроме того, английский антиковед Дж. Моррисон высказывает остроумное, но не доказуемое, предположение, с.132 что вернувшись в Афины в 422 г.38, Протагор мог поддерживать Алкивиада в его попытке подражать карьере Перикла и тогда обвинители имели в виду напасть на Алкивиада после Протагора, точно также, как это было сделано ранее с Периклом — через Анаксагора39. Подобных данных в источниках нет, но такое предположение нам также не кажется лишенным вероятия, так как Алкивиад через несколько лет будет привлечен к суду именно по γραφὴ ἀσεβείας. Тезис же о поддержке его Протагором может, кроме того, основываться на прежних отношениях софиста с Периклом (Plut. Per., 36), который был опекуном Алкивиада после смерти его отца (Plut. Alc., 1).
Таким образом, афиняне отринули от себя Протагора из-за асебии, содержащейся в его сочинении «О богах», но вряд ли софисты так часто приезжали бы в Афины и подолгу там оставались, зная, какому риску они могут подвергнуться из-за своих нетрадиционных взглядов, если бы преследование за асебию было бы общей опасностью. Несмотря на яростную критику афинянами многих сторон их деятельности, античные авторы одновременно свидетельствуют о большом числе их учеников и почитателей в городе (cf. Plat. Prot., 314 d — 317 e). Итак, религиозное нечестие становилось, по всей видимости, предметом судебного разбирательства, в которое вовлекались философы, лишь при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств. Наибольшее значение при этом, как мы полагаем, имела степень напряженности политической ситуации в данный момент и дружеские отношения с лидерами различных группировок. Однако, оговоримся еще раз, что главной причиной обвинения в асебии всегда оставалось нетрадиционное поведение или мировоззрение, которое его обладатель пытался распространять среди афинян.
Процесс 415 г. наиболее известен и поэтому мы изложим его кратко40. Летом этого года, незадолго до отплытия афинского флота в Сицилию, было выдвинуто одновременно несколько обвинений, направленных как против гермокопидов, так и против участников осквернения мистерий. Одно религиозное преступление заключалось в том, что члены гетерии некоего Эвфилета в качестве залога верности, как свидетельствует Андокид в речи «О мистериях», изуродовали почти все изображения Гермеса в городе (I, 61, 63, 67). Другое было связано с представлением Элевсинских мистерий в некоторых частных афинских домах, что уже было кощунством само по себе, но усугублялось еще и тем, что в этих действиях принимали участие непосвященные и даже рабы (And. I, 12, 15, 16, 17).
В шести доносах, приводимых Андокидом, непосредственным участником процесса, в общей сложности было названо 62 имени, но привлеченных к суду было, безусловно, гораздо больше, так как один из доносчиков, Диоклид, уверял, что собравшихся в театре Диониса было около 300 человек и многих он, якобы, узнал (I, 12, 15—
В этих процессах можно выявить кроме защиты традиционных религиозных обрядов и атрибутов культа также и сильную личную подоплеку — дело о мистериях началось, по-видимому, из-за Алкивиада, а донос на Андокида был сделан Диоклидом, которого, как утверждает Андокид, по каким-то причинам подговорили на это Алкивиад из дема Фегунт и Амиант с Эгины (I, 65). Сам же Диоклид, выступая с обвинением, мог рассчитывать и на материальную выгоду, стремясь получить или 2 таланта за молчание о свершенном преступлении от родственников Андокида (I, 41—
Еще одно обвинение в религиозном нечестии было связано с именем Диагора Мелосского, впервые приехавшего в Афины в
В молодости Диагор писал стихи — пэаны, эпиникии, но, в основном, дифирамбы (Schol. Aristoph. Nub., 830; Schol. Aristoph. Ran., 320; Suda s. v. Σωκράτης). Впоследствии из-за личной обиды, когда, как передают одни авторы, какой-то поэт украл у него пэан и одержал с ним победу (Ps.-Hes. De vir. Illust., 17; Suda s. v. Διαγόρας Μήλιος) или, по мнению других, из-за невозвращенных денег (Schol. Aristoph. Nub., 830 b; Schol. Clem. Alex. Prot., I, 304), Диагор разуверился в существовании богов, оставивших такую несправедливость без наказания. Он получил, возможно, хорошее образование или был, по крайней мере, человеком остроумным, о чем свидетельствуют две его шутки — о кораблекрушении и приношениях на Самофракии — передаваемые источниками (Cic. De nat. deor., III, 37 (89); Diog. Laert. VI, 59)45. Таким образом, он мог зарабатывать себе на жизнь в Афинах как софист46 и имел, по-видимому, много слушателей, которых Евсевий в «Хронологическом каноне» (в передаче Иеронима) даже называет философами-диагоровцами (II, 102 р. 191). Но атеистические взгляды Диагора, особенно после псефизмы Диопифа в 432 г., делали его положение достаточно опасным.
Когда в 426 г. Никий опустошил его родной Мелос, он был вынужден удалиться в Мантинею, где жил, видимо, до 418 г.47 и составил сам или помог своему другу Никодору составить законы для этого города (Aelian. Var. hist., II, 23; Plut. De superst., 13 p. 171 b-c; cf. Ioannes Chrys. In ep. I ad Cor. hom., IV, 5). После битвы при Мантинее в августе 418 г., когда спартанцы разбили демократическую коалицию Афин, Аргоса, Мантинеи и Элеи (Thuc. V, 82, 1), Диагор переселился в Афины. Здесь он занял, вероятно, уже совсем другое положение, чем в
Когда в 416 г. афиняне совершили поход против Мелоса, он все еще оставался в городе (Schol. Aristoph. Av., 1073), поскольку его покровители мантинейцы готовились вместе с аргосцами принять участие в Сицилийской экспедиции (Thuc. VI, 29, 2; 43; Plut. Alc., 19). Но вскоре после обвинения Алкивиада в профанации мистерий и вынесения ему заочно смертного приговора афиняне, по-видимому, обратили свой взор и на Диагора, виновного в том же самом. Ф. Якоби даже считает, что его могли обвинить как духовного инициатора, объявив его «учение» ответственным за пародирование Алкивиадом и его друзьями мистерий49. Но как нам представляется, для подобного утверждения нет достаточных оснований — оно может опираться только на относительное совпадение по времени и аналогичность обвинения. Единственный намек на это можно усмотреть только в словах Диодора: «когда это произошло (т. е. события 415 г. —
с.136 Доказать это предположение невозможно, так, впрочем, и опровергнуть. На то, что в глазах афинян эти проявления религиозного нечестия были, если можно так сказать, одного плана, указывает рассуждение Псевдо-Лисия в речи против Андокида, где речь идет именно об изображениях богов: «Вот насколько Андокид нечестивее Диагора Мелосского! Диагор на словах кощунствовал по поводу чужих святынь и праздников, а Андокид — на деле и по отношению к святыням в своем городе. Большего гнева, граждане афиняне, заслуживают горожане, оскорбляющие эти святыни, чем чужие: в последнем случае это, так сказать, чужое преступление, в первом — свое собственное» (VI, 17). Упоминание в данном контексте Диагора исследователи пытаются объяснить или тем, что между 415 и 400 гг. не было ни одного судебного процесса по обвинению в асебии, или тем, что его преступление было настолько широко известным, нашедшим даже отклик в комедии (Aristoph. Nub., 830; Av., 1072 sqq.; Ran., 320), что стало своего рода примером для сравнения51.
О последующей судьбе Диагора известно также немного. По сообщению Мубашира (или Мубассира)52, он бежал в ахейскую Пеллену и был приговорен, так же как Алкивиад, к смерти заочно. У нас нет данных, чтобы говорить о судебном процессе. Скорее это был осудительный вердикт, вынесенный или экклесией или членами дикастерий (Aristoph. Av., 1071—
И, наконец, процесс 399 г., когда в асебии был обвинен афинянин Андокид, речь которого «О мистериях», написанная по этому случаю, является также ценным источником для изучения процесса 415 г. с.137 Формальным поводом для привлечения его к суду послужило обвинение, выдвинутое Кефисием, в нарушении им псефизмы Исотимида о запрете входить в афинские храмы всем осужденным за нечестие (I, 71). Действительной же причиной этого иска сам Андокид называет столкновение своих личных и экономических интересов с одним из богатейших людей в Афинах — Каллием, сыном Гиппоника, из-за эпиклеры, на которую претендовали оба (I, 121) и из-за откупа 2 % пошлины с ввозимых в город товаров (I, 132—
Итак, подытожим все вышесказанное. Основанием для возбуждения процесса с обвинением в асебии было одно или совокупность нескольких религиозных преступлений. В V в. до н. э. в качестве таковых чаще всего выступают:
- нанесение ущерба атрибутам культа (Фидий, Диагор, гермокопиды).
- нарушение храмовых установлений (Андокид в 399 г.).
- разглашение или пародирование Элевсинских мистерий, пользовавшихся особым почетом у афинян (Диагор, Алкивиад).
- распространение в среде гражданского коллектива скептических взглядов на традиционные религиозные представления (Протагор).
- полное отрицание богов (Диагор).
При этом на основании сведений источников можно сделать вывод, что доносы и обвинения, приводившие к этим процессам, были вызваны либо политическими (в случае Диагора — война с Мелосом, Алкивиада — Сицилийская экспедиция), либо экономическими (в деле Андокида 399 г.) причинами, либо имели характер личной инвективы, но, безусловно, также с политическим контекстом (попытки подорвать влияние лиц, занимавших высокое положение с.138 в государстве, с помощью обвинения в асебии или их самих (Алкивиад) или кого-либо из ближайшего их окружения (Перикл)). Имела свое значение и характерная для афинян психология — предпринимать решительные действия в состоянии большого возбуждения или паники, к тому же, зачастую спровоцированных демагогами. Таким образом, можно заключить, что ни один из рассмотренных процессов по обвинению в асебии не был мотивирован одним лишь оскорблением религиозных чувств афинян и страхом перед возмездием богов, так как каждый раз прослеживается влияние вполне светских причин. Разумеется, одно здесь не исключало другого, но как всегда в древнем обществе, дела религиозные и светские переплетались и образовывали одно целое.
ПРИМЕЧАНИЯ