На рубеже XIX—
Что касается науки о классической древности, то ее успехи в означенный период были столь впечатляющими, что для последующих поколений антиковедов достигнутый тогда уровень навсегда остался своего рода нормой, высшим эталоном, а созданные тогда труды приобрели славу поистине классических. В особенности велики были достижения немецкого антиковедения, представленного в ту пору целым созвездием блистательных имен: завершал свой творческий путь создатель новейшей «Римской истории» и автор капитальных исследований о римском праве Теодор Моммзен (1817—
Впрочем, не одна лишь немецкая, но и другие европейские национальные школы могли гордиться крупными достижениями и не были вовсе лишены блестящих имен. В французской историографии выделялись такие первоклассные ученые, как Гастон Буассье (1823—
Равным образом и русская наука об античности, ставшая к середине XIX в. вровень с другими европейскими школами, к рубежу этого и следующего столетий числила в своем активе целый ряд перворазрядных, европейского уровня ученых и немало значительных свершений1. Имея основанием своим достаточно уже широкую социальную среду, а именно значительный слой по-европейски образованной городской интеллигенции, находя опору в укоренившейся системе классического образования в лице многочисленных гимназий и немногих, но хорошо укомплектованных специалистами университетов, пользуясь поддержкой правительства, которое, впрочем, преследовало при этом не одни только научные или образовательные цели, русская наука о классической древности жила в ту пору полнокровной жизнью, одерживая одно достижение за другим и всячески расширяя сферу своей активности. Разработка политической истории древней Греции и Рима, изучение социальных отношений, идеологии и культуры античного общества, исследование древней литературной традиции и новонайденных надписей и монет, историко-археологические изыскания на местах древних поселений и некрополей в колонизованном некогда греками Северном Причерноморье, — эти и другие области антиковедных занятий стремительно осваивались и развивались русскими специалистами-классиками в русле того пышного закатного расцвета гуманитарной культуры, каким были отмечены последние десятилетия в жизни старой России.
Показательным при этом было именно богатство научных направлений, служившее залогом всестороннего охвата и постижения древней цивилизации и вместе с тем создававшее условия для творческой реализации ученых самого различного характера, самых разных способностей, склонностей и ценностных установок. В самом деле, в предреволюционном русском антиковедении отчетливо выделяются такие (если называть только главные) направления, как ставшие уже традиционными историко-филологическое и культурно-историческое и новые или, вернее, тогда именно заново оформившиеся — социально-политическое и социально-экономическое. Каждое было представлено фигурами без всяких сомнений самого высокого уровня: в историко-филологическом направлении тон задавали питомцы школы
Надо, однако, заметить, что в разные времена сравнительная оценка этих направлений и их лидеров менялась. В дореволюционное время преимущественным признанием пользовалось историко-филологическое направление, в особенности в лице авторитетной Петербургской школы. В советское время интерес сосредоточился на социально-экономических проблемах, однако признанным архегетом отечественного антиковедения стал не
Между тем, коль скоро речь зашла о лицах, ставших жертвами историографического умолчания, мы хотели бы воскресить память о другом выдающемся антиковеде дореволюционной поры, другом, наряду с Зелинским, выдающемся представителе культурно-исторического направления — об Эрнсте фон Штерне, этом, как мы обозначили его в заглавии статьи, немецком профессоре в русском университете. Его ученая деятельность, отложившаяся в многочисленных трудах, публиковавшихся на русском и немецком языках, может служить великолепной иллюстрацией того вне всяких сомнений значительного вклада, который, начиная со времени петровских преобразований, внесла в становление новой русской цивилизации Германия.
В самом деле, велико было участие приглашенных при Петре и его преемниках на русскую службу немецких специалистов в формировании нового государственного аппарата, армии, флота и инженерного дела, в налаживании нового светского образования, в развитии различных наук и искусств. Что касается российской науки об античности, то она на первых порах была всего лишь побочным ответвлением немецкой классической филологии. Напомним, что первым в полном смысле слова ученым специалистом в области антиковедения (а вместе с тем и востоковедения и даже русской истории) был в России выдающийся представитель немецкой историко-филологической науки, выходец из Кенигсберга Готлиб-Зигфрид Байер (1694—
После временного упадка классических штудий во второй половине XVIII в., возрождение разряда греческих и римских древностей в Российской Академии наук в следующем столетии опять-таки было связано с плодотворной деятельностью немецких специалистов — академиков
Особенно примечательным было функционирование в пределах Российской империи чисто немецкого университета в Дерпте (нынешнем Тарту), восстановленного (после столетнего перерыва) по просьбе лифляндского (т. е. немецкого) дворянства в 1802 г. Воссозданный в традициях немецкой высшей школы, укомплектованный превосходными, по-европейски образованными преподавателями, Дерптский университет стал своеобразным очагом немецкого просвещения в России. На его базе в 1827 г. по решению русского правительства был образован так называемый Профессорский институт для подготовки из числа выпускников собственно русских университетов нового поколения отечественной профессуры.
В особенности велико было значение Дерптского университета и его Профессорского института для формирования штата русских классиков3. Именно здесь получили высшую квалификацию основоположники русской университетской школы антиковедения
Эрнст-Валльфрид фон Штерн, или, как позднее он именовался в русской среде, Эрнест Романович фон-Штерн, был выходцем из Лифляндии, той некогда колонизованной немцами, а затем отошедшей к России части Прибалтики, которая теперь входит в состав Латвии и Эстонии5. Дед будущего историка Карл-Александр Штерн, родом из Саксонии, обосновался в Лифляндии в 1757 г. В конце XVIII в. семья Штернов, получив дворянское достоинство (1793 г.), прочно вошла в круг лифляндской землевладельческой знати. Эрнст-Валльфрид родился 25 июня (8 июля нового стиля) 1859 г. в родовом поместье Штернов Зейерсхофе. Здесь он провел первые годы жизни и получил первоначальное домашнее образование. В 1872 г. он переехал в Дерпт и поступил там в классическую гимназию, которую и окончил с золотой медалью в 1877 г. Учился он прекрасно и уже в юные годы обнаружил большую склонность к занятиям историей. По окончании гимназии он поступил в Дерптский университет, но очень скоро, по совету своего бывшего гимназического директора, добился приема в незадолго до того учрежденный при Лейпцигском университете Русский семинар по классической филологии, где обучался в течение трех лет (1877—
Главным наставником Штерна в Лейпциге был выдающийся ученый и педагог Юстус-Герман Липсиус, у которого он прошел строгую филологическую школу, усовершенствовал свою языковую подготовку, приобщился к искусству критической интерпретации текстов и к занятиям так называемыми древностями, т. е. историко-правовыми реалиями античности. Одновременно с ним в семинаре обучались
В 1880 г. Штерн по представлении сочинения на заданную Липсиусом тему — об авторитете римского сената (patrum auctoritas) завершил свое обучение в Лейпцигском семинаре и получил право преподавания (facultas docendi) латинского и греческого языков в гимназиях. Теперь, по закону, он должен был прослужить шесть лет учителем в одной из гимназий России, чтобы таким образом «отработать» стипендию, предоставленную ему русским правительством для обучения в Лейпциге. Однако бог его спас от этой рутины: ему удалось добиться прикомандирования еще на три года к Дерптскому университету для завершения своей научной подготовки.
Теперь его главным руководителем стал недавно обосновавшийся в Дерпте молодой и талантливый классик Георг Лёшке, энтузиаст сближения истории с археологией, чьи наставления его ученик впоследствии блестяще реализовал в своих занятиях северопричерноморскими древностями. Тем не менее, научно-литературный дебют Штерн состоялся на собственно историческом поприще: в 1883 г. он опубликовал свою магистерскую диссертацию о сюжете по-прежнему из римской истории — о заговоре Катилины, а всего через год и докторскую диссертацию, на этот раз на тему из греческой истории — о спартано-фиванском противостоянии в первой половине IV в. до н. э. Дистанция всего в один год между этими важными этапами научного пути красноречиво говорит о больших способностях и исключительном трудолюбии молодого ученого. Что же касается интереса к истории, то он и позднее преобладал у Штерна; его археологические исследования всегда были для него основанием для более концептуальных исторических построений.
Обе диссертации Штерна были написаны по-немецки, что было в традиции Дерптского университета, где они были защищены. До какой степени подданный Российской империи Штерн был и по рождению, и по воспитанию своему немцем, об этом можно судить по тому факту, что новое свое назначение в Петербург, где в течение некоторого времени (1883—
С переездом в Одессу начался новый и чрезвычайно плодотворный период в ученой деятельности Штерна. Объяснялось это как личной энергией молодого немецкого классика, так и теми особенными, весьма благоприятными условиями, которые предоставляла Одесса для занятий классической древностью. Основанная по окончании победоносной русско-турецкой войны 1787—
Заглавную роль в культурной жизни Одессы играла античность: официальный, поддерживаемый правительством классицизм смыкался здесь с пробуждавшими живой интерес вещными остатками классической культуры, и все вместе создавало чрезвычайно благоприятную обстановку для историко-археологических занятий. В Одессе обосновался выходец из Фландрии, сделавший карьеру на русской службе
Этой цели отвечало учрежденное чуть позже Одесское общество истории и древностей, членами которого были видные ученые, внесшие крупный вклад в развитие южнорусской археологии: директор Ришельевского лицея, один из инициаторов создания Общества
В Одессе Штерн сделал блестящую академическую карьеру и скоро стал одной из самых значимых фигур местного ученого мира. В университете он уже через год был назначен экстраординарным (1896), а затем стал и ординарным профессором (1898). Он также был деканом историко-филологического факультета и директором созданных инициативою университетских профессоров Высших женских курсов. И только противодействие местной «русской» партии помешало ему стать ректором Новороссийского университета8.
Так или иначе, педагогическая деятельность Штерна явилась важным этапом в развитии антиковедных занятий в Одессе. Им было подготовлено новое поколение исследователей античности, историков и археологов, среди которых были такие крупные величины, как исследователь греческой исторической традиции
Равным образом активно включился Штерн и в работу Одесского общества истории и древностей, членом которого он стал в 1891 г. С 1895 по 1899 г. он исполнял обязанности казначея Общества, а в 1896 г. был назначен хранителем музея древностей, в каковой должности оставался до самого своего отъезда из Одессы (в 1911 г.). Наконец, с 1899 г. и также до отъезда своего из Одессы он являлся членом Совета, и притом столь авторитетным, что в отсутствие вице-президента Общества
Особенно плодотворной была деятельность Штерна в качестве хранителя (директора) музея древностей. До него в здании, где находился музей, помещалась также городская библиотека. Он добился от городских властей перевода библиотеки в другое место и предоставления всего здания в распоряжение музея. С исключительной, чисто немецкой аккуратностью, не жалея сил и времени, он занимался разбором хранившихся в музее вещей, составлял их описания, заботился о приобретении новых предметов старины. Он добился организации правильной экспозиции и издания общего путеводителя по музею9. Мало того, нередко он сам выполнял функции экскурсовода по выставочным залам, что, конечно, содействовало популяризации одесских древностей. Но венцом его музейной деятельности были сводные публикации античных коллекций. Так, вместе со своими коллегами
Наряду с музейным, много внимания уделял Штерн и издательскому делу. Публикация знаменитого повременного издания — «Записок Одесского общества» (ЗОО) на протяжении долгого ряда лет практически осуществлялась под его руководством, причем он сам, начиная с
Вовлеченность Штерна в работу Одесского общества истории и древностей и, в этой связи, глубокое изучение коллекций античных вещей, собранных в музее Общества, содействовали развитию в нем живого интереса к северопричерноморским памятникам античной эпохи. Реализация этого интереса шла по разным направлениям, что неудивительно для такого деятельного и страстного человека, каким был Штерн. Одним таким направлением стало разоблачение развившихся в ту пору на русском Юге фальсификаций античных памятников. Другим — осуществление собственных археологических изысканий, целью которых было непосредственное знакомство с подлинными следами древней цивилизации, а затем, после комплексного изучения оставшихся от античной древности памятников, создание цельной исторической картины, написание истории Античного Причерноморья. Что Штерн был хорошо подготовлен к такому историческому синтезу, об этом свидетельствуют работы, выполненные им еще до переезда в Одессу. Чтобы судить как об этом, так и вообще о характере и масштабах свершенного Штерном, целесообразно будет обратиться к систематическому обзору его научного творчества.
Как мы видели, Штерн начал с чисто исторических исследований. Однако теперь, ближе знакомясь с его творчеством, отметим, что его привлекали в первую очередь сюжеты, исполненные особого политического или общеисторического драматизма. Так, в магистерской диссертации он подверг скрупулезному анализу пресловутый заговор Катилины12. Он рассмотрел его в контексте политической борьбы в Риме в
Спустя короткое время в своей докторской диссертации молодой ученый представил обстоятельную реконструкцию последнего яркого отрезка независимой греческой истории от Царского (или Анталкидова) мира до битвы при Мантинее (386—
Это свое мнение Штерн дополнительно обосновал в специальном источниковедческом этюде, опубликованном спустя три года после защиты докторской диссертации15. Внимательный анализ заключительных глав Ксенофонтовой «Греческой истории», где давалось описание битвы при Мантинее, приводит Штерна к выводу, что в рассказе Ксенофонта заключена полемика против патриотически настроенных беотийских историков Дионисодора и Анаксиса, «этих придворных летописцев беотийских героев». Несомненно, заключает он, тенденциозности официальной беотийской традиции следует предпочесть объективный рассказ Ксенофонта.
Вообще, как в бытность свою в Дерпте, так и в одесский период, Штерн не раз обращался к собственно историческим сюжетам, отдавая при этом предпочтение темам, исполненным глубокого научного и политического звучания. Одним из первых он откликнулся на публикацию «Афинской политии» Аристотеля, верно оценив ее огромное источниковедческое значение16. Он исследовал возникновение эфората в Спарте17 и цензовую конституцию Солона18. По последнему поводу, отталкиваясь от реплики Аристотеля в «Афинской политии» (Ath. Pol., 7, 3), он высказал предположение о реальном существовании имущественных классов в Аттике еще и до Солона, коль скоро подразделение на такие классы вполне могло сложиться и постепенно, так сказать, естественным путем. В этой же связи он предложил свое истолкование термина zeugitai, обозначавшего граждан третьего имущественного класса. По его мнению, это слово с простым, но не однозначным корнем zugon («связка», «ярмо», «строй») означало не владельца упряжки волов, как обычно считали, а воина-гоплита, «сопряженного» с другими в общем строю19.
Мастер остроумного, но, как правило, опирающегося на предание, исторического построения, Штерн все же, как человек своего времени, не был совершенно свободен от модного в ту пору гиперкритического отношения к античной традиции. Иллюстрацией этого может служить его отношение к свидетельству древней традиции о сооружении афинянами после отражения персов, зимой 479/478 г. до н. э., в кратчайший срок новой обводной стены и той роли, которую сыграл при этом Фемистокл, сумевший хитрыми уловками отвести подозрения спартанцев (ср.: Thuc., I, 89 sqq.; Diod., XI, 39—
Что касается римской истории, то здесь Штерном также был осуществлен ряд интересных разработок — о составе римского сената в раннюю эпоху21, о происхождении трибуната22, о силах Ганнибала накануне похода в Италию23. Особого внимания заслуживает обстоятельный этюд, который он посвятил анализу и оценке деятельности великого римского трибуна Тиберия Гракха, интерес к судьбе которого был возбужден у нашего классика драматическими событиями 1905—
Размышляя над психологическими основаниями такой метаморфозы в поведении римского трибуна и его окружения, Штерн задолго до Юрия Трифонова верно подметил характерную черту социальных преобразователей такого типа: это — нетерпение. «Кто изучал психологию возбужденной массы, — пишет он, — кто внимательно следил за ходом событий у нас, например, в 1905 и 1906 годах, тот отлично знает, что это отсутствие терпения как у той, так и у другой из борющихся сторон, это желание непременно сейчас осуществить, без остановки, сломя голову, все мечты и замыслы есть самый характерный признак революционного настроения, революционного чада»25. Эти наблюдения и мысли по столь актуальному поводу не будут покидать Штерна и позднее, особенно после того, как русская революция 1917 г. даст для этого новую пищу.
Итак, мы видели, какие глубокие разработки были проведены Штерном в греческой и римской истории. Это были своего рода научные шурфы, ориентируясь на которые можно было заново вскрыть весь пласт античной истории, к чему, по всей видимости, и стремился ученый. Однако, такого целостного труда по истории греко-римского мира Штерном не было создано, и причиной тому стало увлечение причерноморскими древностями, захватившее наиболее продуктивный период его деятельности. Во всяком случае, в русской науке об античности самый яркий след Штерн оставил именно своими причерноморскими штудиями, к рассмотрению которых мы теперь и обратимся.
Одним из первых он серьезно откликнулся на поток фальсификаций, поддельных памятников греко-скифского искусства, ювелирных изделий, ваз, монет и даже надписей, которые в конце прошлого столетия стали наводнять российский и западноевропейский рынки древностей. Именно он первым доказал поддельность так называемой тиары Саитафарна, будто бы поднесенной ольвиополитами скифскому царю, а на самом деле сфабрикованной искусными мошенниками в Одессе и неосторожно приобретенной крупнейшим музеем мира — Лувром26. Он смог это сделать именно потому, что хорошо уже успел ознакомиться с северопричерноморскими древностями, изучил историю припонтийских городов, их культуру, произведения искусства и даже технологию их изготовления. Он стал одним из самых авторитетных судей по вопросам подлинности находимых или приобретаемых памятников античного типа.
Начав с музейной и экспертной работы, Штерн увлекся изучением причерноморских древностей и скоро обратился к непосредственным, самостоятельным историко-археологическим и эпиграфическим изысканиям в этой области. Среди причерноморских древностей он с особым вниманием изучал керамические изделия, в изобилии находимые на местах древних греческих поселений. Напомним, что он принимал деятельное участие в описании и издании керамических коллекций Одесского музея, и в том числе терракот27. Эти вещные остатки старины он с успехом использовал для воссоздания облика самих греческих колоний, деятельности и быта поселенцев, включая и такой особенный аспект, как жизнь детей28. Для изучения последнего сюжета им были использованы найденные в древних захоронениях (главным образом на Березани) предметы детского обихода — рожки для кормления, погремушки, фигурки животных и птиц, куклы и т. п.
С удивительным упорством изучал он также особый тип расписных ваз эллинистического времени, простых, иногда даже грубых по фактуре, но с любопытными рисунками (орнаментами и изображениями). Находки ваз такого типа были нередкими в Северном Причерноморье. По мнению Штерна, они были местного производства и предназначались для похоронных церемоний. В этой связи он исследовал также большую группу аналогичных ваз, найденных в Северном Причерноморье, но несомненно привозных, сопоставил их с еще одной группой схожих ваз, хранящихся в Каирском музее, и пришел к выводу, что центром производства и тех и других была Александрия29. Таким образом он установил, что в разных уголках эллинистического мира, в силу сходных потребностей в погребальном инвентаре, развилось производство дешевых расписных ваз, пришедших, так сказать, на смену дорогим аттическим вазам раннего времени. Ценность этих эллинистических ваз состоит в том, что они предоставляют нам возможность судить об античной вазовой живописи в позднейшую эпоху, когда исчезли классические образцы раннего времени.
Помимо керамики Штерн много занимался и северопричерноморской эпиграфикой: публиковал и исследовал надписи Ольвии, Херсонеса и Боспора30, специально интересовался посвящениями Ахиллу Понтарху31 и надписями религиозных сообществ-фиасов32. Не обошел он вниманием и такой особый жанр эпиграфических свидетельств, как граффити33.
До поры до времени Штерн ограничивался изучением памятников, найденных другими, но с начала нового столетия он и сам включился в раскопочную деятельность. Он копал на месте древней Тиры (в Аккермане, нынешнем Белгород-Днестровском) и на
Заметим, что повышенный интерес самого Штерна к изучению проблем колонизации, проблем проникновения и утверждения греков в северопричерноморском регионе, не подлежит сомнению. Это подтверждается не только его работами, касавшимися Березани, но и неоднократным обращением к такой теме, ставшей притчей во языцех, как местонахождение так называемого Древнего (или Старого) Херсонеса, о котором упоминает Страбон (VII, 4, 2 — he palaia Cherronesos)35.
Свой взгляд на эту тему Штерн развил в полемике со своим главным оппонентом
Штерн, опираясь главным образом на археологические данные, доказывает, что Херсонес Таврический с самого начала был основан у Карантинной бухты, по-видимому, еще в конце V в. до н. э. У Казачьей же бухты (на Маячном полуострове) никогда не было и не могло быть города херсонеситов, а был всего лишь один из их укрепленных фортов, тех самых, о которых упоминается в Херсонесской присяге. Что же касается свидетельства Страбона о Старом Херсонесе, то оно является каким-то недоразумением, естественным у писателя, который никогда сам не бывал в Крыму, а опирался на показания не слишком надежного перипла.
Построение Штерна в общем и целом выглядит весьма убедительным, однако решительное устранение свидетельства Страбона оставляет впечатление какого-то tour de force, форсированного приема, создающего возможность все нового и нового возвращения к проблеме тем более, что последующее археологическое обследование Маячного полуострова полной ясности по поводу расположенного здесь поселения не принесло.
Историко-археологические интересы и занятия Штерна не останавливались на одной античной эпохе, но шли далее в глубину веков. Вслед за украинским археологом
Так или иначе, Штерном много было сделано по разработке различных проблем, связанных с древней историей Причерноморья. Что он лелеял мечту написать общую историю Античного Причерноморья, в этом сомневаться не приходится. Свидетельствами являются его общие обзорные статьи, регулярно печатавшиеся в немецких периодических изданиях и служившие, кстати сказать, важным источником научной информации для тех из западноевропейских специалистов, кто интересовался понтийскими древностями38. Здесь в предельно сжатой форме предлагалась читателю обстоятельная картина исторической жизни в Северном Причерноморье. Опираясь на все доступные ему материалы, в том числе и на результаты собственных археологических изысканий, автор поэтапно прослеживал историческое развитие в этой зоне: первые поселения индоевропейских племен в Днестровско-днепровском междуречье в III тыс. до н. э.; появление в начале I тыс. до н. э. новых, теперь уже иранских племен, известных под общим названием скифов; наконец, начавшуюся с рубежа VIII—
Характеризуя ведущую роль в греческом колонизационном процессе ионийцев и, в частности, Милета, Штерн в качестве зримого примера одного из первых поселений ионийцев в Северном Причерноморье приводит открытое им поселение VI в. на Березани. Указав на постепенное развитие греческих колониальных поселений, их превращение из торговых факторий в правильно устроенные города, он подробно характеризует их социально-политический строй и культурную жизнь. Он отмечает формирование чисто полисных структур в Ольвии и Херсонесе и особенного политического единства на Боспоре, где в виду скифской угрозы рано сложился союз городов, возглавленный пантикапейскими властителями.
С большим вниманием относится Штерн к процессу этнокультурного взаимодействия в Причерноморье. Если греки влияли на скифскую знать и приобщали ее хотя бы к внешним формам античной цивилизации (примером может служить история скифского царя Скила, рассказанная Геродотом [IV, 78—
Проработав четверть века в Одессе, Штерн переехал в Германию; поводом явилось приглашение от университета в Галле занять кафедру, ставшую вакантной после смерти известного специалиста по античной истории Бенедикта Низе (1849—
В этот последний, собственно немецкий период своей жизни он с успехом продолжал свою научную и педагогическую деятельность. Его лекции пользовались успехом среди студентов, в особенности восхищала их та свободная манера изложения, которой он держался в своих курсах. Он продолжал разрабатывать отдельные проблемы греческой и римской истории, а в каникулярное время — вести свои раскопки на Березани. Собранную им коллекцию северопричерноморских древностей (в частности, терракот и ваз) он пожертвовал университету в Галле, и она составила ценную часть университетского археологического музея — Робертинума. Его академическая карьера также была успешной: уважение коллег перед его трудами и личностью было столь велико, что он избирался деканом философского факультета и дважды — редкая честь! — ректором университета (в 1921/1922 и 1923/1924 гг.).
Мировая война и последовавшие революционные смуты нарушили нормальное течение жизни. Штерна постигли горестные утраты — и родового имения в Лифляндии, и членов семьи. Отправившаяся летом 1914 г. погостить в Лифляндии его жена Алиса не смогла вернуться в Германию и, уже тяжело больная, с трудом добралась до Швеции, где и умерла39. Его старший сын Виктор, остававшийся в России, с началом войны был призван на русскую службу, а когда началась революция, был схвачен и расстрелян большевиками40. Огорчительными были также разрыв научных связей с Россией и невозможность продолжать дорогие его сердцу археологические изыскания в Причерноморье.
Однако Штерн не дал себя сломить. С тем большим рвением он обратился к выполнению общественных обязанностей по университету, всячески используя свой авторитет и положение в обществе для изыскания необходимых в ту пору материальных средств. Между тем, исходившие от общественной обстановки импульсы пробудили в нем новый живой интерес к проблемам социально-экономической и социально-политической истории как древности, так и нового времени. Что касается древности, то этот интерес нашел выражение отчасти в специальном этюде об Аристотелевой «Экономике», а еще больше — в двух ректорских речах: «Социально-экономические движения и теории в античности» и «Форма государства и отдельная личность в классической древности»41. В свою очередь, жгучий интерес к современности, и в частности к событиям в России, запечатлелся в ряде брошюр и заметок ярко выраженного политического характера: «Правительство и управляемый, политик и партии в сегодняшней России», «Русский аграрный вопрос и русская революция», «Большевизм в теории и практике»42.
Жизнь Эрнста фон Штерна оборвалась в апреле 1924 г., в середине его второго ректорства. С его смертью наука об античности потеряла одного из самых видных и самых достойных своих служителей. Велико было значение его научных свершений, хотя они и не вылились в форму обобщающих трудов ни в собственно античной, ни в причерноморской истории. Велика была и та роль, которую он играл в научно-общественной жизни Западной и Восточной Европы. Равно принадлежа к университетскому миру России и Германии, публикуя свои работы то по-русски, то по-немецки, Штерн, по меткому определению
ПРИМЕЧАНИЯ