К 275-летию Академии наук. Материалы международной конференции. Том II.
Санкт-Петербургский научный центр Российской Академии наук. СПб., 1999, с. 257—285.
Публикуется по электронной версии, предоставленной Центром антиковедения СПбГУ, 2000 г.
с.257
1. Современная полемика по поводу развития русской культуры и науки и новое обращение к теме С. С. Уварова.
Стремительные перемены в общественно-политическом укладе России, начатые так называемой перестройкой, не обошли стороною и сферу идеологии и связанной с нею гуманитарной науки. В частности и в истории мысль ученых, освобожденная от жестких идеологических установок советского времени, смело обращается к некогда табуированным сюжетам и персонажам, подвергая переоценке и многие отдельные эпизоды отечественной истории, и даже самый ее общий ход. О позитивном значении идущей ломки всех устоявшихся отношений можно спорить, но одно положительное достижение несомненно: это — обретение обществом известной свободы слова, возможности открыто обсуждать любые проблемы настоящего и прошлого, подвергать сомнению и оспаривать любые положения, обретшие при прежнем режиме силу непреложных истин, и им в противовес выдвигать иные, подчас самые парадоксальные суждения.
Сошлемся в качестве примера на опубликованный не так давно сборник статей «Россия и Запад» (СПб., 1996). В одной из вошедших в этот сборник работ доказывается искусственность академической науки в России: она была, в порыве нетерпеливого желания сравняться с Западом, посажена Петром на совершенно неподготовленную для этого русскую почву и с самого начала была обречена стать не движителем общественного прогресса, а орудием тоталитарного государства, сначала монархического, а потом советского1*.
В другой статье из того же сборника рассматривается не новый, но всегда больной вопрос о месте интеллигенции в исторической жизни России, подчеркивается ее общественно-политическая пассивность, ее неспособность с.258 развиться в интеллектуализированную политическую элиту, какую обрели более развитые страны Запада2. «Поэтому, — замечает автор этой работы, — если государственные люди — интеллектуалы — и появлялись на властных, политических горизонтах России, то это были люди счастливо-случайные (как, например,
Мы думаем, что эти суждения, в которых сквозит горечь за нынешнее состояние дел в отечестве, не свободны от крайностей и потому искажают действительное развитие науки и образования по крайней мере в старой, дореволюционной России. Известным опровержением этих крайних мнений может служить успешное формирование классического образования и его стержня — антиковедной науки в России в XIX — начале XX в. Значение этого момента трудно переоценить, поскольку в европейских странах, к которым относится и Россия, именно классическое образование всегда было наиболее прочным основанием всего гуманитарного цикла наук. Его успехи имели следствием как продуктивное развитие самих гуманитарных наук, так и — более общим образом — высокий уровень культуры в образованных слоях дореволюционного русского общества.
Между тем ключевой фигурой в означенном, чрезвычайно важном образовательном процессе был граф Сергей Семенович Уваров (1786—
Спрашивается, однако, насколько этот приговор, произнесенный русской демократией, обоснован? Утонченный ценитель культуры, который был дружен со всей интеллектуальной элитой России и Запада (его друзьями были
с.259 Новое обращение к личности и деятельности графа
Со своей стороны мы готовы внести посильную лепту в дело возвращения имени графа
В самом деле, по нашему глубочайшему убеждению, приобщение русского общества к традициям западноевропейского классицизма было важнейшим элементом той политики европеизации русской культуры, начало которой было положено Петром Великим и Екатериною II, а важным, может быть, решающим моментом стала деятельность
2. Ретроспективный взгляд на приобщение русского общества к западноевропейским классицистическим традициям.
Надо заметить, что развитие в России светского знания и науки европейского типа было делом непростым и весьма длительным. Объяснялось это прежде всего особенным положением России на восточной окраине Европы, удаленностью восточно-славянских племен, в том числе и тех, что были предками русских, от колыбели европейской цивилизации — античного, греко-римского мира, а соответственно и относительно поздним их приобщением к достижениям античной культуры — к развитой алфавитной письменности, к элементам словесности и такой совершенной форме религиозной идеологии, какой стало выработанное античностью христианство.
По существу формирование светского знания и науки в России начинается с.260 лишь с петровского времени, т. е. с того момента, когда ведомая гениальным царем-преобразователем страна сделала исторический рывок к сближению с Западной Европой ради форсированного усвоения созданных этой последней военной техники, промышленной технологии, светских форм образования и элементов новейшего научного знания, как в сфере естественно-математической, так и гуманитарной, а в рамках этой последней также и нашей собственной науки — науки истории4.
Ведущая роль в этом глобальном преобразовании выпала на долю новой столицы Российской империи — Петербурга, этого «окна в Европу», ставшего главным руслом приобщения русского общества к формам и достижениям новой западноевропейской цивилизации. При этом историческое дело европеизации и модернизации России в сфере культуры, светского образования и научного знания естественно обернулось восприятием культивируемых на Западе гуманистических традиций, в свою очередь вспоенных и вскормленных традициями античной культуры. Надо напомнить, что это было время европейского Просвещения, время классицизма с его вычурными, подражавшими античности формами культуры, пафосом рационализма и культом государственности.
Неудивительно, что, как и на Западе, естественным основанием для развития новой русской культуры, нового гуманитарного образования и науки в ту эпоху также стала культура классицизма, с ее опорой на созданные греко-римской древностью ценности — не только христианство, но и изощренную философию и универсальное римское право, с ее ориентацией на выработанные античностью формы государственного устройства и гражданского быта, с ее увлечением античной эстетикой, словесностью и мифологией, с ее культом древних классических языков, латинского и греческого, наконец, с ее характерным стремлением самое историческое время отсчитывать столько же — если не больше — от великих государственных строений, возведенных греками и римлянами, сколько и от библейского сотворения мира.
В этом контексте вполне объяснимым оказывается важная роль классического образования и антиковедной науки в процессе формирования новой русской гуманитарной культуры. Можно без преувеличения сказать, что науке об античности, под которой надо понимать целый букет родственных дисциплин (история греко-римского мира, классическая филология, археология и др.), суждено было стать своего рода фундаментом для развития всего комплекса историко-филологических наук, в особенности же для науки всеобщей истории5.
Возвращаясь к теме Петербурга, подчеркнем, что эта новая столица с.261 естественно и надолго стала лидером научного прогресса в России. Именно здесь впервые сложились наиболее авторитетные научные школы, и среди них — Петербургская историческая школа и ее ядро — петербургское антиковедение. Впрочем, судьба этой дисциплины, как и всей гуманитарной науки в России, была непроста: не сразу в европеизируемой России сложилось преемственное антиковедное направление. Процесс формирования этой науки затянулся на столетие с лишком, поскольку проходил он как бы в два этапа, с большим перерывом посредине. Первоначальное внедрение антиковедных занятий в России, связанное с основанием Петербургской Академии наук и Академического университета, если и не пресеклось совершенно к последней трети XVIII в., то сильно замедлилось, после чего движение возобновилось лишь во второй трети XIX в., но на этот раз оно увенчалось разительным успехом.
Вообще надо принять во внимание, что становление любой научной отрасли — дело не одного мгновения. Для формирования преемственной научной школы требуются усилия ученых не одного поколения, и здесь возможны и срывы, и общее замедление темпа. С этой точки зрения, рождение русской науки об античности заняло, быть может, не так уж и много времени: приглашенного из Германии в Россию в 1725 г. немецкого классика
Как бы то ни было, окончательное оформление занятий греко-римскими древностями в преемственное научное направление происходит в России в
Однако успехам русского антиковедения в первые десятилетия XIX в. способствовали не только эти частные моменты, но и исключительно благоприятная общая обстановка. Освежающее дыхание Французской революции, мощный патриотический подъем 1812 года, выступление декабристов — все это породило в начале века совершенно особую общественную атмосферу, всю пронизанную высокими гражданскими стремлениями с.262 и героическими настроениями. Отсюда — увлечение античностью, столь характерное для русского общества начала XIX в.
Замечательным было то, что это было увлечение совсем иного рода, чем в предшествующее столетие: иные идеалы воодушевляли теперь людей, иными интересами обусловливалось и их обращение к античности. Идеологов «просвещенного абсолютизма», с их рационалистическим и несколько абстрактным культом государства, и в античности интересовала прежде всего государственная проблема. При этом идеальной формой оказывалась монархия Александра или Юлия Цезаря, а образцовым героем — сильный и просвещенный правитель. Иных идеалов искало для себя в античности новое поколение, предчувствовавшее и понимавшее необходимость дальнейших преобразований в стране: абстрактный интерес к античному государству сменился более живым и внимательным отношением к древнему обществу, от монархии взоры обратились к древним республикам, а образ сильного властителя должен был уступить место более привлекательной фигуре свободного гражданина. В литературе и в искусстве на смену холодному, подчас жеманному любованию классическими формами пришло горячее и искреннее преклонение перед гражданской доблестью древних, пробудился интерес к жизни и быту свободных городских общин древности.
В этом плане важным событием в литературной жизни России стал новый перевод Гомера, осуществленный в первые десятилетия XIX в.
Это новое отношение к античности имело существенные последствия для истории русской науки об античности. В частности, под его влиянием с.263 началось усиленное археологическое обследование Северного Причерноморья — области, когда-то освоенной древними греками8. Особенно притягательной стала для любителей классической древности земля древней Тавриды — Крыма, присоединенного к России в 1783 г. Сначала сюда устремились любознательные путешественники, затем начались любительские раскопки, а после открытия в 1831 г. вблизи Керчи, в кургане Куль-Оба, богатого скифского захоронения начались систематические, финансируемые правительством, археологические изыскания как в Крыму, так и в других районах Северного Причерноморья, где можно было обнаружить памятники древней культуры. При этом центром исследовательской деятельности естественно стал Петербург: сюда, в Императорский Эрмитаж, доставлялись наиболее интересные находки, здесь создалось крупнейшее научное объединение — Русское археологическое общество (1846), а чуть позже была учреждена Императорская Археологическая комиссия (1859), сосредоточившая в своих руках руководство всеми археологическими работами в России.
Одновременно формируется университетская наука древней истории. В начале XIX в. умножается число российских университетов: к основанному еще в предыдущем столетии (в 1755 г.) Московскому университету добавляются новые университеты в Дерпте (1802), Казани (1804), Харькове (1805), Петербурге (1819) и Киеве (1832 г.). Постепенно в них формируются дееспособные кафедры, в том числе (и даже в первую очередь) — всеобщей истории и классической филологии. При этом в Петербургском университете складывается наиболее мощное историко-филологическое направление, за которым закрепилось название Петербургской исторический школы. Его ядром стало то антиковедное направление, начало которому положил
Наконец, возрождаются пришедшие было в упадок после смерти
с.264
3. С. С. Уваров как представитель русского неоклассицизма.
В общественно-политической деятельности
Смеем сказать, что Уваров был замечательною, как теперь говорят, знаковою фигурою русского неоклассицизма. И по своему происхождению, и по образованию, и по интеллектуальным интересам, и по литературным и научным занятиям он был плоть от плоти порождением той духовной элиты, которая корнями своими уходила в толщу старого аристократического общества, но своими устремлениями и практическими действиями принадлежала уже к другому, более новому миру, и которая при всем том, обновляя наследственный консерватизм ориентацией на известные реформы, сохраняла традиционную приверженность эстетическим идеалам классицизма.
Потомок старинного дворянского рода, Сергей Семенович Уваров родился в Петербурге 15 августа 1786 г.9 Его отец был подполковником конной гвардии (чин по тем временам весьма не малый), а его восприемницей при крещении была сама государыня — императрица Екатерина II. Уваров получил отличное домашнее воспитание и образование, которым руководил ученый аббат Манген. Мальчик рано обнаружил влечение к словесности и истории и недюжинные способности к изучению языков. В зрелые годы этот аристократ, помимо родного своего русского наречия, отлично говорил и писал на важнейших западноевропейских языках — французском, немецком, итальянском и английском, и очень хорошо овладел древними языками — греческим и латинским. Позднее современников поражала его глубокая эрудиция, в особенности в вопросах истории, филологии и искусства, — поражала, а подчас и раздражала, поскольку он не отказывался при случае щегольнуть ею и опереть свое природное дворянское высокомерие также и на свои особенные познания.
Подобно многим отпрыскам аристократических семей Уваров рано начал служить, именно в Коллегии иностранных дел, куда он определился в 1801 г. Служба эта была необременительной, и молодой человек мог с с.265 головою окунуться в светскую жизнь. Хорошо воспитанный, с отличными манерами и привлекательной внешностью (свидетельство — великолепный портрет кисти О. Кипренского, хранящийся в Третьяковской галерее), он умел нравиться, и эти успехи в обществе послужили предпосылками последующей его успешной карьеры. Он стал завсегдатаем многих салонов, и перед ним открылись двери даже дома Марии Нарышкиной, возлюбленной Александра I. Именно тогда царь обратил внимание на этого подававшего большие надежды молодого человека.
Но не одни только соблазны светской жизни увлекали юного Уварова. Он много читал, продолжал изучать историю и древние языки и совершил несколько путешествий в Германию, Австрию и Италию, где с прилежанием и искренним интересом знакомился с картинными галереями и музеями. Кстати, служба, на которую он определился, давала повод для заграничных командировок, для знакомства с европейскими столицами, с их достопримечательностями и знаменитостями. В 1806 г. Уваров был откомандирован к русскому посольству в Вену, что дало ему возможность в течение двух лет близко наблюдать жизнь европейского общества. Среди людей высшего света, с которыми Уваров свел тогда знакомство, были, разумеется, и русские — граф Андрей Кириллович Разумовский и князь Александр Борисович Куракин (последний был его непосредственным патроном), но были и европейские знаменитости — последний осколок старого аристократического мира князь Шарль-Жозеф де Линь, модная французская писательница, своим выступлением против деспотизма возбудившая ненависть Наполеона Жермена де Сталь, наконец, яростные противники французского императора, прусский барон Карл фон Штейн и корсиканец Поццо ди Борго.
В 1809 г. Уваров был определен в секретари русского посольства в Париже, однако этим назначением он так и не воспользовался. Помешали материальные затруднения, которые Уваров окончательно разрешил только к осени 1810 г., когда он женился на Екатерине Алексеевне Разумовской, дочери только что назначенного министром народного просвещения графа Алексея Кирилловича Разумовского, одного из самых влиятельных и богатых людей России. По протекции Разумовского, которая, впрочем, нашла самый благожелательный отклик у царя, Уваров 31 декабря 1810 г. получил новое высокое назначение на пост попечителя Петербургского учебного округа, что открыло ему дорогу к самой вершине чиновного Олимпа.
Годы попечительства (1811—
Другим, дополнительным стимулом обращения Уварова к научно-литературным занятиям было воздействие тех литературных кружков, в которых он вращался с юношеских лет11. Именно здесь он близко сошелся с лидерами неоклассицистического движения в России — с видным общественным деятелем (он был директором Публичной библиотеки и президентом Академии художеств) и вместе с тем ученым знатоком и исследователем классических древностей
Наконец, в случае со столь честолюбивым человеком, каким был Уваров, свою роль сыграло и поощрение со стороны авторитетных специалистов и деятелей культуры, усиливавшееся по мере того, как становились все более известными труды молодого вельможного ученого. Среди тех, кто откликался таким образом на работы Уварова, были крупнейшие представители немецкой классической филологии лейпцигский профессор Готтфрид Герман и гейдельбергский профессор Фридрих Крейцер, также выдающийся ученый-филолог и общественный деятель, основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольдт и, наконец, признанный глава немецкого неоклассицизма и романтизма Иоганн-Вольфганг Гёте13.
Для аристократа, с юных лет обратившегося к служебной карьере, Уваров написал не так уж мало, и написанное им, что бы ни говорили его недруги, несомненно представляет большой интерес, как политический, так и собственно научный. По жанру его сочинения могут быть подразделены на несколько групп: к первой относятся различные трактаты и доклады, касающиеся постановки образования и науки в Российской империи, ко второй — собственно ученые сочинения (большею частью на темы классической древности), к третьей — некрологи и воспоминания. Нас сейчас интересуют главным образом произведения второй группы, знакомство с которыми облегчается тем, что большая их часть, опубликованная первоначально отдельными брошюрами, была затем переиздана в рамках одного собрания14. Однако начать придется с относящегося к первой группе этюда под названием «Проект Азиатской Академии» (тоже, впрочем, переизданного в том же собрании)15, во-первых, потому, что этим этюдом Уваров вообще дебютировал в серьезной литературе, а во-вторых, потому, что в этом по видимости обращенном на реформу современного образования трактате уже проявилось столь характерное для Уварова стремление опереть эту реформу на прочное наследие классической культуры, а само дело просвещения связать с более широкими политическими задачами.
с.268 Уваровский «Проект Азиатской Академии» стоял в русле постоянно растущих в России научных и политических интересов к сопредельным странам Востока. Он не был первым: до него с подобными проектами выступали и другие: в 1733 г. — переводчик с восточных языков Коллегии иностранных дел и одновременно сотрудник Академии наук Георг-Якоб Кер, а в 1802 г. — Ян Потоцкий16. Однако их проекты остались Уварову неизвестны; в любом случае они не имели практических последствий, тогда как за выступлением Уварова — и по его инициативе — последовало учреждение кафедр восточных языков в Петербургском Главном Педагогическом институте (1818 г.), а позднее в Петербургском университете и целого факультета такого профиля (в 1855 г., еще при жизни Уварова).
Не вдаваясь сейчас в подробности уваровского «Проекта», подчеркнем только то интегральное единство научных, культуртрегерских и державно-политических интересов, которое проникает весь этот примечательный документ. Указав на успехи развиваемых на Западе восточных штудий и политических инициатив, автор проекта призывает Россию последовать этому примеру, к чему, по его мнению, у нее есть все основания. «Сопредельная с Азиею Россия, обладательница всей ее северной части, — замечает он, — не может не чувствовать одинакового нравственного побуждения с прочими народами в их благодарных предприятиях; но у нее есть побуждение особенное, политическое, которое, при одном взгляде на географическую карту, становится понятным и несомненным. Россия, так сказать, опирается на Азию. Сухопутная граница неизмеримого протяжения приводит ее в соприкосновение почти со всеми народами Востока <…> и ей легко не только способствовать распространению всеобщего просвещения, но и достигать собственных важнейших выгод, так что никогда еще политические побуждения не являлись в таком согласии с обширными видами нравственной образованности»17.
Все же надо заметить, что ясно выраженная державная подоплека востоковедной инициативы Уварова не исключала у него и собственно познавательного, научного интереса, стимулированного всплеском ориенталистских увлечений тогдашних западноевропейских ученых (в особенности под влиянием исследований о санскрите немецкого филолога и философа Фридриха Шлегеля). А с другой стороны, признание огромного значения Востока как колыбели человеческой цивилизации не мешало ему видеть культурное родство России с европейским Западом и в античности усматривать общий с Западною Европою источник образованности и культуры. Только для России он признавал большее значение не латинской образованности, как это было в случае с Западной Европой, а греческой, через Византию смыкавшейся с Древней Русью.
Для вящего обоснования этого особенного источника русского классицизма он сумел найти поддержку в самой западной науке, у такого с.269 проницательного и авторитетного судьи в вопросах культуры, каким был один из основоположников новейшей историко-филологической науки в Германии Христиан-Готтлоб Гейне. «Россия, — цитирует он статью Гейне 1768 г., — имеет особенное преимущество пред всеми другими народами Европы. Греческая словесность может служить основанием ее собственной и может ей способствовать к заведению новой, ни с какою другою не сходствующей школы. Россия не должна подражать ни литературе немецкой, ни французскому остроумию, ни учености латинской. Основательное знание греческого языка откроет для русских неистощимый источник новых идей и образов высоких. История, философия и поэзия могут заимствовать от него чистейшие и более к истинным образцам приближенные формы. Надобно заметить и то, что греческий язык имеет тесную связь с религиею русских и языком славянским, который по-видимому от него получил свое образование»18.
Позже мы увидим, в какой большой степени высказанный только что взгляд о фундаментальном значении греческого классицизма для новой русской культуры найдет реализацию в образовательной политике Уварова-попечителя и министра, но раньше мы должны убедиться в том, что и для Уварова-ученого следование этому взгляду стало важным творческим импульсом.
У нас нет возможности подробно анализировать научное творчество Уварова-классика. Но даже беглого знакомства с его учеными сочинениями достаточно, чтобы убедиться как в оригинальности развиваемых в них идей, так и в несомненной большой эрудиции их автора. Так, в «Исследовании об Элевсинских таинствах» (1812 г.)19 представлен не только весьма содержательный общий очерк этих наиболее значимых в греческом мире мистерий, но и высказан ряд интересных идей о возможном происхождении этих обрядовых действ с Востока, об их окончательном формировании в период становления у греков гражданского общества, об отражении в доктрине Элевсинских мистерий философии зрелого политеизма, о позднейшем подключении к этим таинствам также и таинств Диониса-Иакха и т. д.
Конечно, характерное для Уварова, проявляющееся и в других его ученых сочинениях стремление вывести начала греческой религии и культуры с Востока, из Азии, из Индии, едва ли найдет опору в современной науке. Эту тенденцию надо всецело отнести на счет той ориенталистской моды, которая была так распространена в ученом мире в начале XIX столетия. Однако прочие наблюдения и суждения Уварова о религиозной жизни древних греков представляются достаточно обоснованными и сохраняют научную ценность и поныне. В особенности интересно проводимое Уваровым различие между грубыми, примитивными таинствами Диониса и отражающими пору зрелого политеизма и упорядоченной гражданской жизни мистериями Деметры и Коры в Элевсине. с.270 «Бакхические или орфические мистерии, — пишет он, — по своему характеру совершенно противоположны элевсинским таинствам: можно сказать, что между поклонением Бахусу и Церере такая же разница, как между необузданною силою дикой жизни и правильным устройством жизни гражданской»20.
В изданном пятью годами позже, с посвящением Гёте, большом этюде «Нонн Панопольский, поэт»21 Уваров представил своеобразный промежуточный итог своих филологических занятий под руководством Грефе. Здесь дан общий обзор, а местами и подробный мифолого-филологический анализ поэмы Нонна «О Дионисе», что должно было служить предварением нового критического издания этой поэмы, которое подготавливал Грефе. Автор начинает с общих суждений о развитии эпической поэзии у греков от Гомера до Нонна. При этом выразительно характеризуется духовная атмосфера той эпохи, когда жил Нонн, — времени позднего античного политеизма, который пытался отстоять свои позиции с помощью философии неоплатоников и той вычурной поэзии, где тёмная ученость заслоняла свежее дыхание искусства. Следующий далее обзор поэмы Нонна сопровождается обильным цитированием отрывков из греческого оригинала, причем в конце соответствующих разделов добавлены эксцерпты из комментария Грефе для объяснения принятых от него же исправлений в греческом тексте. Завершается очерк общею защитою Нонна от укоренившегося среди филологов нового времени пренебрежения: по мнению Уварова, Нонн — интересный, значительный поэт, достойно завершающий историю греческой эпики.
В другом этюде «О предгомеровской эпохе»22 Уваров откликается на недавно вышедшее сочинение Г. Германа и Ф. Крейцера «Письма о Гомере и Гесиоде»23. Его отклик носит полемический характер: по его мнению, новейшая филологическая критика в лице
Очень интересна и даже актуальна в наше время, когда математики взялись пересматривать древнюю историческую традицию, другая работа Уварова — «Критическое исследование сказания о Геракле, как оно истолковано у Дюпюи»25. Автор откликается здесь на новейшие попытки интерпретации античной мифологии с помощью астрально-солярной символики. Объектом рассмотрения служит труд одного из основоположников мифологической школы в изучении христианства, французского математика Шарля-Франсуа Дюпюи («Происхождение всех культов, или всеобщая религия», 1795)26, в частности те места этого труда, где речь идет о Геракле. Согласно Дюпюи, Геракл был богом Солнца, а его 12 подвигов символизируют 12 знаков зодиака. При этом, упоминает Уваров, Дюпюи и бога христиан также считает богом Солнца, а 12 апостолов — другими 12 божествами. Не входя в обсуждение последнего тезиса, слишком деликатного для научной полемики, Уваров сосредоточивается на теме Геракла. Он показывает, что собственно греческое предание не дает оснований для заключения в духе Дюпюи. В греческой традиции (у Гомера, Гесиода, великих трагиков) Геракл — историко-мифологический персонаж, не бог, а герой, лишь позднее подвергшийся деификации. Для доказательства своего тезиса Дюпюи приходится идти на ухищрения, опираться на маргинальную традицию о так называемом Геракле у египтян и на опыты поздних философов-неоплатоников, старавшихся всеми способами укрепить и расширить языческий пантеон.
Затронутый в этой работе вопрос о границах научной критики и субъективного произвола нашел новую трактовку в опубликованном треть века спустя другом этюде под провоцирующим названием: «Подвигается ли вперед историческая достоверность?»27. Поводом к написанию этюда послужило мнение французского критика Абеля-Франсуа Вильмена о том, что в отличие от истории древней, которая по необходимости носит гипотетический характер, история новейшая, начиная с XV в., с изобретения типографского станка, носит совершенный характер, поскольку и издаваемым материалам несть числа, и критика стала поистине виртуозной.
История древности, соглашается Уваров, во многом гипотетична, ее достоверность условна, поскольку она опирается на наше доверие к древнему преданию. Однако, подчеркивает он, это предание являет собой синтез положительного знания древних, устоявшегося и согласного с их представлениями и верованиями. Новейшая критика в этой области оправдана постольку, поскольку она направлена на уточнение хронологии с.272 и отдельных фактов, но ее атака на изначальные и основные устои предания и подрыв ею авторитета традиции в целом, как это делал
Обращаясь к новой истории, Уваров указывает, что по-видимости она превосходит древнюю и массою доступных источников и изощренным искусством критики. Однако, продолжает он, это превосходство во многом кажущееся. Само обилие доступных сведений порождает разнобой во мнениях, а научная критика, лишенная совестливого критерия, представляет собой квинтэссенцию разрушительного скепсиса. И здесь на ум приходит современная параллель, правда, не из мира строгой антиковедной науки, а из историко-литературной публицистики. Мы имеем в виду поставленную этим летом, в преддверии пушкинского юбилея, на американской радиостанции «Свобода» серию передач «Моцарт и Сальери». Задавшись целью пересмотреть традицию об отношениях двух композиторов-современников, авторы сериала как бы ненароком разрушают признанную славу и Моцарта и Пушкина. Первый (совсем как Гомер у вольфианцев) был, согласно этим передачам, всего лишь механическим рупором богатой музыкальной жизни XVIII столетия, не гнушавшимся вплетать чужие нити в свою ткань, а второй допустил нравственно не оправданный поступок, положив в основу своей пьесы только одну и едва ли верную версию…
Как бы там ни было, на вопрос, поставленный в заголовке статьи, Уваров по существу отвечает отрицательно; во всяком случае, он сомневается в возможности категорического положительного ответа. Не правда ли, поучительный итог? Впрочем, это не должно давать повод к каким-то обобщениям на предмет исторического пессимизма Уварова. Напротив того, его научно-литературное творчество, как и его политика, скорее являли собой исполненную положительного пафоса, хотя и проникнутую консервативной тенденцией, реакцию на крайности политического и духовного радикализма. И в классицизме, в занятиях древностью, в приобщении к осененной великими именами исторической традиции, он надеялся найти не только источник интеллектуального наслаждения, но и некое с.273 твердое основание, опираясь на которое можно было противостоять нарастающему неверию и разрушению, найти прибежище от общественных бурь. «Изучение древности, — говорит он в предисловии к первому изданию своего этюда об Элевсинских мистериях, — не есть занятие, отделенное от других: всякий раз, когда оно поднимается выше мертвой буквы, это благородное изучение становится историею ума человеческого. Оно не только уместно во всех возрастах и во всех положениях жизни, но еще открывает уму столь обширное поле, что мысль с удовольствием тут останавливается и хоть на короткое время забывает бедствия, неразлучные с великими переворотами политическими и нравственными»29.
4. Общественно-политическая деятельность С. С. Уварова.
Обращаясь, наконец, от личности Уварова-классика к его деятельности как поборника классического образования и науки, мы вполне можем положиться на весьма убедительную трактовку этого вопроса у Ц. Виттекер (что, весьма кстати, избавит нас от необходимости подробного вхождения в тему). Вслед за американской исследовательницей надо подчеркнуть замечательное своеобразие общей политической установки Уварова — стремление соединить усвоение Россией европейской системы образования с сохранением собственной традиционной социально-политической системы. «Во всем пространстве государственного хозяйства и сельского домоводства, — заявлял он, — необходимы: русская система и европейское образование; система русская — ибо то только полезно и плодовито, что согласно с настоящим положением вещей, с духом народа, с его нуждами, с его политическим правом; образование европейское, ибо больше как когда-нибудь мы обязаны вглядываться в то, что происходит вне пределов отечества, вглядываться не для слепого подражания или безрассудной зависти, но для исцеления собственных предрассудков и для узнания лучшего»30.
Сохранение русской системы мыслилось Уваровым как опора на такие фундаментальные устои русской истории, как православие, самодержавие и народность31. Как известно, эта концепция была подвергнута в демократически или прогрессивно настроенных кругах русского общества самой беспощадной критике, вследствие чего самая уваровская «триединая формула» в русской демократической традиции фигурирует не иначе как с определением «пресловутая». Не будем сейчас вдаваться в подробное обсуждение этого вопроса, который отнюдь не так прост и однозначен, как это обычно представляется. Главное в «формуле» Уварова — указание на необходимость при любом движении вперед, при любой реформе, направленной на дальнейшую модернизацию и европеизацию с.274 России, обязательно учитывать самобытность ее уклада, а это положение не так просто оспорить.
Вместе с тем Уваров понимал историческую целесообразность приобщения русского общества, поначалу, разумеется, его социальной верхушки, к современному европейскому образованию, эталоном которого было именно образование классическое. Ибо тогда, справедливо указывает Ц. Виттекер, в первой половине XIX в., «изучение классических дисциплин оставалось общеевропейской традицией в среднем образовании. Классическое образование еще ценили как способствующее гармоническому интеллектуальному и нравственному развитию личности, полагая, что оно оттачивает ум, дает знания об античности как высочайшем достижении цивилизации и готовит учащихся к занятиям в университете, а заодно являет им примеры чести, долга, служения государству — добродетелей правящего класса. По сути дела классическое образование создавало общую основу, объединявшую элиты всех европейских стран. Это был знак отличия, без которого русское дворянство не могло рассчитывать на равенство с себе подобными за границей ни в интеллектуальном, ни в социальном отношении. Более того, внутри каждой страны оно служило средством приобщения к культурной элите»32.
Исходя из этих убеждений, Уваров непрестанно заботился о внедрении классического образования в среднюю и высшую школу, о развитии его интеллектуального фундамента — науки об античности. Для этого он с выгодою использовал свое высокое общественное положение — положение человека, который на протяжении нескольких десятилетий курировал в России всю систему просвещения. В конце 1810 г. он был назначен попечителем Петербургского учебного округа и уже в октябре следующего года добился утверждения нового плана развития среднего образования, который к концу десятилетия был практически распространен на все учебные округа. По этому плану в гимназиях сильно было расширено преподавание латинского языка и намечено было введение также и греческого. Будучи попечителем Петербургского учебного округа, Уваров добился реорганизации Петербургского Педагогического института по типу университета, в связи с чем он был переименован в Главный Педагогический институт (1816 г.), а вскоре и формально стал университетом (1819 г.). В новом этом высшем учебном заведении были созданы специальные кафедры римской и греческой словесности, где ведущей фигурой стал друг и наставник Уварова Грефе.
В начале
Эти уставы закрепили основополагающее значение классических дисциплин в системе российского образования: в гимназиях наряду с латынью стали преподавать и греческий, а в университетах было укреплено и расширено преподавание греческой и римской словесности и древней истории. С этой целью из числа лучших выпускников русских университетов на базе Дерптского университета, с последующей стажировкой за границей, была налажена подготовка новых, по-европейски образованных специалистов-классиков. В 1835 г. первая их группа заступила на университетские кафедры. То были: в Петербурге —
5. Академическая кафедра греко-римских древностей и словесности.
Напомним, что в 1803 г. был принят новый академический регламент, который положил конец одностороннему преобладанию физико-математических наук в Академии: история, вместе с политической экономией и статистикой, вновь была включена в круг дисциплин, разработкой которых должна была заниматься Академия. Вскоре последовало учреждение в составе гуманитарного класса специальной кафедры греческих и римских древностей, которую, согласно новому уставу 1836 г., полагалось замещать двум ординарным академикам33. Таким образом Академия наук вновь стала центром изучения античной истории и литературы, правда, уже не единственным, поскольку появились университеты.
Возродившийся в Академии наук разряд классических древностей многим был обязан целеустремленной поддержке
Так или иначе, в рассматриваемое время в состав академической корпорации вступили крупные ученые-классики: ставший академиком еще в 1817 г.
Особо надо сказать о заслугах Кёлера в деле изучения северопричерноморских древностей. Надо заметить, что по сравнению с любителями — путешественниками и археологами — ученые специалисты на первых порах принимали значительно меньшее участие в обследовании античных памятников Северного Причерноморья. Из тех немногих, кто заслуживает упоминания в этой связи, первое место безусловно принадлежит петербургскому академику Кёлеру, который живо интересовался причерноморскими древностями и сам дважды, в 1804 и 1821 гг., посетил Крым. Кёлер был универсальным ученым-классиком, он отличался исключительной эрудицией и в совершенстве владел техникой научного исследования. В целом ряде статей он касается различных вопросов античного прошлого причерноморских областей: трактует о надписях, монетах, произведениях искусства, религиозной и экономической жизни (включая рыбозасолочный промысел) античных городов Причерноморья35. Особое с.277 значение имели написанные им для Академии наук критические разборы сочинений французского ученого Д. Рауль-Рошетта и русского —
Критика Кёлера, подчас весьма суровая и, может быть, даже излишне придирчивая, несомненно способствовала более внимательному изучению древних памятников, находимых в южной России. С этой точки зрения совершенно оправдана та высокая оценка, которую дают Кёлеру последующие исследователи, в частности автор первого историографического обзора по Причерноморью
Большое значение для развития русского антиковедения имела деятельность академика Федора Богдановича (Христиана-Фридриха) Грефе (1780—
В отличие от Кёлера Грефе был не только академиком, но и профессором. В Петербургском университете он примыкал к группе либерально настроенных профессоров и за свою принципиальность, в частности за смелое поведение во время пресловутого «дела профессоров» в 1821 г., за свои глубокие знания и искреннюю любовь к науке пользовался большим уважением среди коллег и студентов. Более чем
От Кёлера и Грефе перейдем к обзору ученой деятельности академиков младшего поколения — Стефани и Наука. Лудольф Эдуардович Стефани (1816—
с.279 Выдающимся филологом-классиком XIX в. был Август Карлович Наук (1822—
Впрочем, как и Грефе, Наук не был только академиком: долгие годы (с 1869 по 1883 г.) он состоял профессором греческого языка и литературы в Петербургском Историко-филологическом институте и таким образом принимал деятельное участие в подготовке отечественных кадров филологов-классиков. У него прошли высшую школу в классической филологии такие в будущем светила русского антиковедения, как
6. Вместо заключения.
Судьбы образовательного и академического классицизма в России. Возвращаясь к поставленным в начале нашего этюда вопросам о возможности формирования в России общественно-значимого слоя интеллигенции, равно как и привития на русской почве полнокровной академической науки, мы можем ответить на них, ссылаясь на опыт
Что же касается академической науки (в широком смысле слова, представленной и собственно членами Академии и прочими университетскими профессорами), то ее высокий уровень и степень интеграции в с.280 культурную жизнь дореволюционной России также не должны подвергаться сомнению. В частности, трудно переоценить тот вклад, который внесли академики-классики уваровской эпохи в развитие науки об античности и классического образования в России, в организацию библиотечного и музейного дела, в подготовку нового поколения специалистов из природных русских. Сошлемся в этой связи на славную плеяду русских ученых-антиковедов рубежа XIX—
При всем том нельзя закрывать глаза и на теневые стороны российской действительности, главной из которых оставался глубокий раскол в обществе между европейски образованной дворянской элитой и массою прочего, находившегося за пределами культурного круга простого народа. Драматизм ситуации состоял в том, что достаточно мобильная сословная структура российского общества позволяла все большему числу простолюдинов приобщаться к среднему и высшему образованию и просачиваться в верхние этажи, где, в силу своего низкого происхождения и реальной социальной неполноценности, они становились ферментами опасного брожения, разъедавшего традиционные устои, в том числе и утвердившуюся стараниями верхов классицистическую систему.
Ситуация обострилась уже к середине XIX в. С одной стороны, господствующий абсолютистский режим, устрашенный сначала выступлением декабристов, а затем новыми европейскими смутами 1830 и 1848 гг., стал принимать меры против возможных революционных потрясений внутри России. Стремясь удержать контроль над умами, царское правительство предприняло наступление как против опасных революционных веяний с Запада, так и против спонтанно распространявшихся в русском обществе материалистических и демократических идей. Одним из инициаторов этого правительственного курса был уже сам
И действительно, можно наблюдать, как с середины XIX в. нарастает ответная реакция демократически настроенных кругов русского общества на политику официального классицизма. Молодое поколение «шестидесятников» предпочитает мертвому классицизму живые естественные науки (пример — Базаров в «Отцах и детях»
Не было недостатка и в фронтальных атаках на систему классического образования. Примером может служить очерк
Отзвуки этих настроений докатывались и до правительственных верхов, которые вынуждены были идти на уступки и постепенно отказываться от крайностей классицистического образования. Однако обществу, охваченному радикальными настроениями, было уже мало этих частных с.282 уступок и все чаще раздавались требования искоренить омертвелый классицизм из системы среднего и высшего образования. Эти крайности, естественно, вызывали тревогу у всех, кто понимал истинную цену классического образования и предвидел пагубные последствия его полного уничтожения. Примером может служить взвешенная позиция выдающегося исследователя античности и вместе с тем крупного общественного деятеля
Увы, такая разумная, взвешенная позиция не имела будущего. В условиях нарастающего демократического подъема и разразившихся в России в начале XX столетия революций судьба классического образования и науки была предрешена: они должны были пасть вместе с тем абсолютистским строем и той элитарной культурой, которыми они были порождены.
ПРИМЕЧАНИЯ