Донецкий Национальный университет
Исторический факультет
Отзывы и критику направлять по адресу: aleksey@skynet.dn.ua
Клеопатра VII. Очерк жизни и деятельности последней царицы Египта
Часть II: «Наука и Техника» (Харьков), № 11, ноябрь 2007, с. 64—69.
Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором, 2008 г.
Дорогой подруге, очаровательной девушке, будущему экономисту из ДонНТУ Павленко Анне Юрьевне — АНЕ — с уважением посвящается. |
ЧАСТЬ I. Клеопатра и Цезарь.
Последняя правительница эллинистического Египта Клеопатра VII является одной из наиболее известных женщин античности, её образ давно уже превратился из собственно исторического в литературный. Жизнь и деятельность Клеопатры, со смертью которой прекратила своё существование некогда могущественная династия Птолемеев, пришлась на бурную, насыщенную яркими событиями эпоху. Кризис эллинистических государств на Востоке, активное развитие Римской республики на Западе, гражданские войны в Риме и его превращение в мировую (по древним масштабам) империю, — все эти, а также многие другие исторические события, не могли не отразиться на судьбе Египта и его знаменитой царицы. В условиях, когда Египетское царство уже подошло к своему историческому финалу, правление Клеопатры было последней попыткой сохранить великую страну от поглощения её Римом, используя при этом римских же вождей — сначала Юлия Цезаря, а затем Марка Антония.
В данной статье автор хотел бы представить краткий очерк жизни и деятельности Клеопатры VII, исходя из анализа античных источников и современной историографии древнего мира. Большую часть письменных сведений о Клеопатре содержат труды известных греческих авторов Плутарха (II в. н. э.), Аппиана Александрийского (II в. н. э.), Диона Кассия (III в. н. э.), а также римских историков. Важным источником о правлении Клеопатры является эпиграфический и нумизматический материал, но он, к сожалению, невелик. В обозримом будущем ценную информацию об эпохе Клеопатры могут дать проводимые археологические раскопки. Французский подводный археолог-любитель Франк Годдио недавно обнаружил остатки дворца последних Птолемеев, среди которых были найдены вещи, якобы принадлежавшие Клеопатре. 20 мая 2006 г. эти находки были представлены в Берлине на выставке «Затопленные сокровища Египта».
Следует особо отметить, что как античные, так и новые историки большую роль отводили именно личным качествам египетской царицы, приписывая ей демонические черты. Образ Клеопатры был в известной степени мифологизирован враждебной ей римской историографией. Однако все исследователи сходятся в том, что царица, несмотря на некоторый авантюризм, была достаточно умным и расчётливым историческим деятелем и не уступала в этом своим знаменитым современникам и оппонентам. Это единодушие оценок свидетельствует, что персональные качества Клеопатры действительно были незаурядными и их характеристика заслуживает подробного освещения.
Наследие Птолемея Авлета.
Клеопатра VII родилась в 69 г. до н. э., будучи второй дочерью царя Птолемея XII Авлета. Имя Cleopatra (греч. «славная благодаря отцу») было традиционным для женщин из династии Птолемеев, и царская дочь стала седьмой в этом списке. О детстве и юности Клеопатры почти ничего не известно, но можно предположить, что уже в ранние годы она попала в атмосферу постоянных переворотов и дворцовых интриг.
Египетская статуя Клеопатры VII из базальта. |
Царь Птолемей XII (правил в 80—
Правление Птолемея Авлета и его вассальная проримская ориентация во многом предопределили политику его наследников. Экономически Египет был ещё достаточно крепок, однако его военно-политическая система давно уже деградировала, последние Птолемеи не имели прочной социальной опоры даже в Александрии, а содержать сильную армию им мешали собственное расточительство и огромные внешние долги. Как отмечал известный российский историк античности
Династическая борьба.
Весной 51 г. царь Авлет благополучно скончался. Согласно его завещанию, трон заняли старшая из двух живых дочерей (Клеопатра VII) и старший из двух сыновей (Птолемей XIII, в то время еще подросток). Гарантом своей последней воли покойный царь назвал Рим. Тем не менее, между братом и сестрой сразу же началась схватка за власть.
В этот же период Египет постигла жестокая засуха, в связи с чем был издан указ двух соправителей, предписывавший везти весь хлеб в Александрию, где, видимо, начался голод. Этот указ, датируемый сентябрём—
«По приказу царя и царицы.
Никому не разрешено закупать в номах (административно-территориальный район) выше Мемфиса пшеницу или стручковые плоды и ввозить их в Дельту или Фиваиду ни под каким видом. Ввоз же указанных товаров разрешён в Александрию беспрепятственно. Уличённый в нарушении сего постановления подлежит смертной казни.
Желающие донести на нарушителей этого постановления пусть обращаются к стратегам соответствующего нома. Доносчик получит из подлежащего конфискации имущества (преступника) одну треть; если же он раб, он получит свободу и одну шестую вдобавок» (
После двухлетних дворцовых интриг регент малолетнего Птолемея XIII евнух Потин и царский военачальник Ахилла изгнали Клеопатру из города, и власть оказалась в руках царедворцев. Однако Клеопатра, которая, видимо, уже получила к этому времени определенный политический опыт, бежала в Сирию и там, используя свое царское имя, начала собирать войска против регентов брата. Династическая распря грозилась перерасти в вооруженный конфликт.
Бюст Клеопатры VII из Antiken Museum в Берлине. На Клеопатре царская диадема и повязка на волосах. |
В это время в Риме началась гражданская война между Юлием Цезарем и Помпеем, на стороне которого выступили республиканцы. С начала 48 г. война переместилась на Балканы, косвенно включив в свою сферу Египет. Регенты Птолемея XIII вынуждены были предоставить Помпею хлебные запасы и флот. В августе 48 г. Помпей был разбит Цезарем при Фарсале в Греции, откуда бежал в Египет. Поскольку покойный Авлет был обязан Помпею возвращением на престол, последний считался покровителем египетского двора; именно у Помпея хранилась копия завещания Авлета. Понятно, что теперь Помпей рассчитывал на помощь своих давних клиентов. Однако и Цезарь немало помог Авлету в укреплении его власти, поэтому регенты Птолемея XIII решили убить Помпея в угоду Цезарю.
Однако победитель, прибывший в Александрию, резко осудил это самоуправство по отношению к римскому полководцу. Кроме того, Цезарь потребовал выплатить ему
Еще одним важным итогом войны стали переход Клеопатры в лагерь Цезаря и её окончательное утверждение на египетском троне как союзницы Рима.
Союз с Цезарем.
Узнав о прибытии Цезаря в Александрию, опальная царица решила любыми средствами добиться его поддержки в борьбе с династическими соперниками, тем более что после смерти Помпея Цезарь остался единственным покровителем Птолемея Авлета, к которому она могла обратиться как его наследница. Античные авторы красочно описывают этот исторический с.61 эпизод, подчёркивая, что именно обаяние молодой царицы заставило великого римлянина поддержать её.
Вот что рассказывает об этом Кассий Дион: «Сначала Клеопатра вела свою тяжбу с братом у Цезаря через других людей, но как только она разведала его натуру (был он сластолюбив в высшей степени и имел дело со многими разными женщинами, с кем попало), она написала ему, заявляя, что друзья её предали и ей необходимо самой лично защищать свои интересы. Ибо была она прекраснейшей из женщин и находилась тогда в самом расцвете красоты. У неё был чудеснейший голос, и благодаря своему обаянию она умела разговаривать со всяким. Видеть и слышать её было великое наслаждение, поэтому она и могла повергнуть любого: и человека хладнокровного, и немолодого. Цезаря она решила поразить этим обычным способом и возложила на свою красоту все надежды на достижение благоприятного исхода дела. Она попросила разрешения предстать пред его очами. Получив его, она красиво оделась, однако с таким расчётом, чтобы вид её был преисполнен достоинства и вместе с тем вызывал бы сострадание. С таким замыслом она прибыла в Александрию и ночью тайно от Птолемея проникла во дворец.
Цезарь, увидя её и едва услышав её голос, мгновенно был покорён ею, а наутро он послал за Птолемеем и стал пытаться их помирить. Цезарь, намеревавшийся прежде быть судьёй над Клеопатрой, стал теперь её защитником» («Римская история», кн. XLII, гл. 34, пер.
Не менее ярко о том же сказано у Плутарха: «Клеопатра, взяв с собой лишь одного из друзей, Аполлодора Сицилийского, села в маленькую лодку и при наступлении темноты пристала вблизи царского дворца. Так как иначе трудно была остаться незамеченной, то она забралась в мешок для постели и вытянулась в нём во всю длину. Аполлодор обвязал мешок ремнём и внёс его через двор к Цезарю. Говорят, что уже эта хитрость Клеопатры показалась Цезарю смелой и пленила его. Окончательно покорённый обходительностью Клеопатры и её красотой, он примирил её с царём для того, чтобы они царствовали совместно» («Цезарь», гл. 49).
Гай Юлий Цезарь. Скульптура 1798 г. Лувр. |
С этой версией античной историографии согласны многие современные исследователи, например, итальянский историк начала XX в. Гульельмо Ферреро: «Сама совершенно холодная и бесстрастная, по природе неспособная к искреннему чувству, молодая царица была одной из женщин, одарённых безошибочным инстинктом для привлечения мужчин. Она могла быть скромной девушкой, слишком стыдливой для того, чтобы раскрыть свои полусознательные чувства ревности, покорности и самозабвения, или женщиной, увлечённой порывом пылкой и беззаветной страсти… Цезарь как раз вышел тогда из одного из наиболее бурных периодов своей жизни, его стремление к наслаждению было увеличено его недавними успехами, ожиданием ещё больших в будущем, долгим периодом воздержания и суровыми лишениями походной жизни» («Величие и падение Рима», том 2 «Юлий Цезарь», М., 1916). Но не все учёные с этим согласны, верно предполагая, что причиной вмешательства Цезаря в династические распри Птолемеев имели более серьёзные основания и были вызваны в первую очередь политическими причинами. Советский историк
Тем не менее, нельзя отрицать, что «субъективный фактор» (персональные качества Клеопатры) всё-таки сыграл определённое значение, и выбор Цезаря пал именно на молодую царицу, а не на её конкурентов. В итоге Клеопатра стала не только возлюбленной Цезаря, но и его креатурой на египетском троне.
Еще во время Александрийской войны Цезарь, опираясь на свои диктаторские полномочия, возвратил Египту остров Кипр, аннексированный Римом в 58 г. и превращённый в провинцию. По словам Диона Кассия, этот дар должен был успокоить враждебных Риму александрийцев. Впоследствии Кипр был передан под власть Клеопатры, которая направила туда специального стратега и даже чеканила на острове свою монету. В Египте были дислоцированы четыре римских легиона, которыми командовал доверенный вольноотпущенник диктатора Руфин. По словам биографа Цезаря Светония (II в. н. э.), эти войска должны были поддерживать порядок в Египет, поскольку сам Цезарь опасался превращать в провинцию столь богатое ресурсами царство. Оставляя Клеопатру на троне, Цезарь рассматривал её как свою ставленницу. Тем не менее, во внутренней политике царица могла действовать вполне независимо.
Одержав победу в марте 47 г., Цезарь покинул Александрию только через два месяца, проводя это время в развлечениях и пирах с Клеопатрой. По рассказу Светония и Аппиана, Цезарь и Клеопатра совершили увеселительное путешествие по Нилу на 400 судах, пока, наконец, недовольные легионеры не отказались идти далее, чем заставили диктатора вернуться. Возможно, эти рассказы несколько преувеличены античной традицией, однако нельзя отрицать, что Клеопатра имела определённое влияние на диктатора. Дион Кассий (XLII, 44, пер.
Таким образом, союз с Цезарем и его покровительство сделали Клеопатру полновластной правительницей Египта. Следуя в фарватере римской политики, она тем самым продолжала традиции своего отца Птолемея Авлета, а личная связь с Цезарем позволяла ей значительно поднять как собственный статус, так и статус своего царства. Сын, родившийся у Клеопатры от Цезаря вскоре после Александрийской войны, должен был еще более укрепить этот альянс. В конце мая 47 г. положение в Римском государстве чрезвычайно обострилось: в Африке и Испании продолжалась гражданская война, в Италии начались военные мятежи и народные беспорядки, в Малую Азию вторгся царь Понта Фарнак, захвативший у римлян значительные территории. Эти проблемы требовали немедленного отбытия Цезаря, и он вынужден был уехать. «Клеопатра, — пишет Кассий Дион (XLII, 45), — ещё долее задержала бы Цезаря в Египте или немедленно отправилась бы вместе с ним в Рим, если бы Фарнак не вызвал Цезаря и оттуда к великой его досаде и не помешал бы спешить в Италию». Диктатору понадобилось еще три года, чтобы справиться со своими противниками в Азии, Африке и Испании и стать полновластным правителем Римской державы. Только после этого он смог пригласить Клеопатру в Рим и начать подготовку к своим грандиозным планам, в которых царица якобы прямо участвовала.
Клеопатра в Риме. Великие планы.
Сохранилось мало сведений о деятельности Клеопатры в период, когда Цезарь умиротворял римские провинции на Востоке и завершал гражданские войны на Западе. Можно с уверенностью предполагать, что молодая царица не теряла времени даром, а укрепляла свою власть и… вынашивала грандиозные планы.
Клеопатра и Цезарь. Картина художника Жан Леон Жерома (1866 г.). |
Дважды (в 46 и 44 гг.) Клеопатра посетила Рим. Цезарь официально приглашал её как «друга и союзника римского народа», одарил богатыми дарами, однако римское общество знало о связи между диктатором и царицей, что вызвало резкую критику в республиканских кругах. Цезарь действительно слишком явно оказывал покровительство Клеопатре. Например, рядом с храмом Венеры, прародительницы рода Юлиев, который торжественно открыли в 46 г., по приказу Цезаря установили статую Клеопатры. Этот памятник из слоновой кости изваял известный тогда греческий скульптор Аркесилай. По воспоминаниям видного римского политика Цицерона, и сама Клеопатра вела себя вызывающе. Будучи политическим противником режима Цезаря, великий оратор крайне негативно воспринял его связь с царицей, которая противоречила всем римским традициям. В одном из своих писем Цицерон упоминает неких Аммония и Сару — фаворитов Клеопатры, вызвавших у него особенное раздражение: «Царицу я ненавижу; что я по праву так поступаю, знает Аммоний, поручитель за её обещания, которые имели отношение к науке и соответствовали моему достоинству… О Саре я узнал, помимо того, что он негодный человек, что он, сверх того, еще заносчив по отношению ко мне: всего один раз видел я его у себя в доме; на мой любезный вопрос, что ему нужно, он сказал, что ищет Аттика. О гордости же самой царицы, когда она находилась в садах за Тибром, не могу вспомнить без сильной скорби» («Письма к Аттику», кн. XV, письмо 15, § 2). Итак, Цицерона разгневало уже само невнимание к такому известному деятелю, как он, несоблюдение Клеопатрой и её свитой принятых в Риме правил поведения. Разумеется, аналогично думали и другие республиканцы, ведь Цицерон был их главным идеологом. Противники Цезаря, принявшие затем участие в заговоре Брута и Кассия, начали против диктатора пропаганду.
После победы Цезаря в гражданской войне (лето 45 г.), провозглашения его пожизненным диктатором и императором, «Юпитером Юлием» и предоставлением ему других невиданных почестей, в Риме заговорили о стремлении Цезаря стать царём. Традиции Римской республики отождествляли царскую власть с попранием свободы и неограниченной тиранией, за подобные устремления обычай предполагал смертную казнь. Цезарь же планировал в это время крупный военный поход против Парфии, в связи с чем возникли слухи, что после победы Цезарь женится на Клеопатре и объявит Египет «средоточием своей царской власти над всеми землями и морями», — так пишет современник Клеопатры Николай Дамасский, одно время находившийся при её дворе в качестве ритора («Жизнь Цезаря», XX, 68). По версии Светония, эти слухи обвиняли Цезаря в стремлении перенести столицу из Рима в Александрию.
Некоторые новейшие учёные объясняют «царские страсти» Цезаря влиянием Клеопатры. Г. Ферреро писал: «Клеопатра, единственная женщина, игравшая такую страшную роль в падении великой Республики и думавшая убедить Цезаря жениться на себе, продолжала своим соблазном, словами и примером будить в нём страсть к царской власти». Российский историк
Однако большая часть историков, признавая монархические тенденции в деятельности Цезаря, тем не менее, отрицают, что он стремился получить царский титул. О том же свидетельствуют и античные авторы. Конечно же, это не сводит со счетов ни личного влияния Клеопатры, ни опыта, полученного Цезарем на Востоке, однако речь правильнее вести скорее о попытках диктатора соединить римские и эллинистические обычаи, чем о стремлении к царской власти.
Восточные планы Цезаря действительно были грандиозными. Подробнее всех о них пишет Плутарх: «Многочисленные успехи не были для деятельной натуры Цезаря основанием спокойно пользоваться плодами своих трудов. Напротив, как бы воспламеняя и подстрекая его, они порождали планы ещё более великих предприятий в будущем и стремление к новой славе, как будто достигнутая его не удовлетворяла. Это было некое соревнование с самим собой, словно с соперником, и стремление будущими подвигами превзойти совершённые ранее. Он готовился к войне с парфянами, а после покорения их имел намерение, пройдя через Гирканию вдоль Каспийского моря и Кавказа, обойти Понт и вторгнуться в Скифию, затем напасть на соседние с Германией страны и на самое Германию и возвратиться в Италию так, чтобы со всех сторон империя граничила с Океаном» («Цезарь», 58). Участвуя в этих планах, Клеопатра имела шанс расширить своё ослабленное царство, интегрировать Египет в новую мировую систему, которой правил её фактический супруг и соправитель. Официальный брак Цезаря и Клеопатры, представительницы некогда могущественных Птолемеев, могущий состояться после завоевания Парфии, в таком случае действительно знаменовал бы синтез римской и эллинистической цивилизаций. (Светоний пишет, что Цезарь якобы готовил специальный законопроект, позволявший ему многожёнство «для рождения наследников»). Сын Клеопатры Птолемей XV по официальному разрешению диктатора был назван Цезарионом и, наверное, должен был стать его наследником, будущим правителем империи.
Эта версия достаточно популярна среди новейших исследователей. Немецкий историк Герман Бенгтсон писал: «Благодаря рождению Цезариона, которого мы уверенно можем считать сыном Цезаря, положение Клеопатры заметно упрочилось. Да и всемогущий римский диктатор наконец получил сына, в котором ему было отказано в браке с Кальпурнией. Этот сын стал теперь законным наследником трона фараонов; тем самым Клеопатра теснейшим образом связала своего любовника с судьбой птолемеевской династии. Хотя царица не была формально законной супругой Цезаря, она всё же была царицей Египта и в качестве протеже Цезаря, по римским понятиям — его клиентки, пользовалась его личной защитой. В Египте отцовство Цезаря также было воспринято безоговорочно. Жрецы Гермонфиды (крупный религиозный центр в эпоху Птолемеев) утверждали, что сына Клеопатры зачал бог Ра, приняв образ Цезаря. На стене храма в Гермонфиде они реалистически изобразили рождение царевича. Таким образом, союз Цезаря и Клеопатры был узаконен перед всем миром. Иначе, разумеется, думали об этом римляне» («Правители эпохи эллинизма», М., 1982). Аналогично мнение
Смерть Цезаря. Картина художника Жан Леон Жерома (1867 г.). |
Однако убийство Цезаря заговорщиками (15 марта 44 г.) разрушило эти великие и дерзкие планы. В Риме начался острый политический кризис. Поход против Парфии, в который Цезарь, по словам Аппиана, должен был выступить уже 18 марта, провалился. В тех условиях оставаться в Риме было небезопасно, и Клеопатра бежала в Египет. Если верить письмам Цицерона («К Аттику», XIV, 20, 2), в это время царица была беременна, и по пути у неё случился выкидыш. Судя по радости Цицерона по поводу того, что сын Цезаря так и не родился, республиканцев беспокоила возможность появления на свет ещё одного наследника. Может быть, именно опасения потерять трон заставили Клеопатру отравить своего брата Птолемея XIV, уже близкого к совершеннолетию (по другой версии, он был убит ещё в 46 г.). Избавившись от династического соперника, Клеопатра могла более уверенно себя чувствовать, тем более что в Египте продолжали стоять четыре легиона, оставленные там Цезарем.
Однако в жизни царицы наступил новый этап, впереди была неизвестность. Со смертью Цезаря Клеопатра потеряла не только великого друга и покровителя, была разбита мечта, которую она вынашивала уже несколько лет — мечта о великой восточной империи. В Риме начинался очередной этап гражданских войн, царице снова предстояло выбирать, к кому из римлян примкнуть, кто лучше гарантирует сохранение её власти. Последующие события показали, что Клеопатра не отказалась от своих грандиозных планов и всё равно искала союзников для их выполнения. После убийства Цезаря таким союзником стал его ближайший друг и соратник Антоний.
ЧАСТЬ II. Антоний и Клеопатра.
После смерти Цезаря гражданские войны охватили весь бассейн Средиземного моря. Власть в Риме захватил триумвират Марка Антония, Октавиана и Эмилия Лепида. 1 января 42 г. покойный диктатор официально был объявлен богом — «Божественным Юлием», его реформы таким образом освящались, а враги подлежали убийству. Республиканцы во главе с Брутом и Кассием обосновались на Востоке, но уже в 42 г. были наголову разбиты Антонием в битве под Филиппами в Македонии. Единственным противником триумвиров остался Секст Помпей, сын Помпея Великого, которой создал пиратское государство на Сицилии и контролировал море. Однако и эта угроза была временной. После устранения республиканцев триумвиры поделили между собой власть в государстве: наследник Цезаря Октавиан получил Запад, Антоний — Восток, Лепид как самый слабый — южные острова и Африку. Порядок в Средиземноморье был восстановлен.
Клеопатра также сыграла определённую роль в этих событиях. Царица отказалась помогать Бруту и Кассию и сохранила лояльность цезарианцам. По словам Аппиана, четыре легиона, находившиеся в Египте, были переданы цезарианцу Долабелле, воевавшему на Востоке против Кассия, хотя последний требовал военную помощь себе.
Клеопатра. Скульптура Вильяма Вестмора. 1860 г. |
«Тогда, — рассказывает Аппиан, — Кассий снова отправил вестников к тем, кто пренебрёг его распоряжениями, а также к египетской царице Клеопатре и к Серапиону, командовавшему войсками Клеопатры на Кипре. Тирийцы, арадийцы и Серапион, не сообщив ничего Клеопатре, послали Кассию все корабли, имевшиеся у них. Царица же сообщила Кассию, что Египет страдает от голода и чумы — она сочувствовала Долабелле вследствие своей близости к старшему Цезарю. Из такого чувства симпатии Клеопатра и направила ему четыре легиона через посредство Аллиена (легат Долабеллы), а весь флот держала наготове, чтобы прийти на помощь Долабелле, но флот этот задерживали противные ветры» («Гражданские войны», IV, 61). В итоге, в 44—
Возможная победа Брута и Кассия, несомненно, стала бы худшим вариантом для Клеопатры, однако и победа триумвирата не сулила ей больших перспектив. Согласно завещанию Цезаря, его наследником признавался племянник Октавиан, которого диктатор усыновил и передал своё имя. Может быть, после завоевания Парфии Цезарь и изменил бы завещание, назвав наследником Цезариона, однако в тех условиях Октавиан стал потенциальным соперником Клеопатры и её сына. Следовательно, на поддержку Октавиана она не могла рассчитывать. Лепид был в триумвирате второстепенной фигурой и большого влияния не имел (в 36 г., после победы над Секстом Помпеем, Октавиан отстранил его от командования войсками и отправил в вечную ссылку). Оставался только Антоний — ближайший соратник Цезаря, опытный полководец, единственный достойный конкурент Октавиана. К тому же по реальному влиянию Антоний был сильнее его. Наконец, именно он представлял римскую власть на Востоке. Клеопатра разумно решила, что именно союз с Антонием обеспечит неприкосновенность её власти, и Египет не будет превращён в провинцию.
Когда летом 41 г. Антоний прибыл в город Тарс на южном берегу Малой Азии (провинция Киликия), к нему явилась Клеопатра. По словам Плутарха, инициатором этой встречи стал легат Антония Квинт Деллий, опытный интриган, который посоветовал царице лично навестить триумвира и добиться его благосклонности. Этот визит стал одним из самых известных эпизодов в жизни царицы, его подробно описывают античные авторы. Конечно, эти рассказы во многом преувеличены, однако именно они в итоге сформировали легендарный образ роскошной восточной властительницы, соблазнительницы великих римлян.
Плутарх так пишет о прибытии царицы: «Хотя Клеопатра успела получить много писем от самого Антония, и от его друзей, она относилась к этим приглашениям с таким высокомерием и насмешкой, что поплыла вверх по (реке) Кидну на ладье с вызолоченной кормою, пурпурными парусами и посеребрёнными вёслами, которые двигались под напев флейты, стройно сочетавшийся со свистом свирелей с.65 и бряцанием кифар. Царица покоилась под расшитою золотом сенью в уборе Афродиты, какою изображают её живописцы, а по обе стороны ложа стояли мальчики с опахалами — будто эроты на картинах. Подобным же образом и самые красивые рабыни были переодеты нереидами и харитами и стояли кто у кормовых вёсел, кто у канатов. Дивные благовония восходили из бесчисленных курильниц и растекались по берегам. Толпы людей провожали ладью по обеим сторонам реки, от самого устья, другие толпы двинулись навстречу ей из города, мало-помалу начала пустеть и площадь, и, в конце концов, Антоний остался на своём возвышении один. И повсюду разнеслась молва, что Афродита шествует к Дионису на благо Азии. Антоний послал Клеопатре приглашение к обеду. Царица просила его прийти лучше к ней. Желая сразу же показать ей свою обходительность и доброжелательство, Антоний исполнил её волю. Пышность убранства, которую он видел, не поддаётся описанию, но всего более его поразило обилие огней. Они сверкали и лили свой блеск отовсюду и так затейливо соединялись и сплетались в прямоугольники и круги, что трудно было оторвать взгляд или представить себе зрелище прекраснее» («Антоний», 26).
Не менее красочно описывает эту встречу греческий писатель III в. н. э. Афиней: «Когда они с Антонием встретились в Киликии, Клеопатра устроила в честь него царственное пиршество, на котором вся утварь была из золота, усыпана драгоценными камнями и изготовлена руками искусных мастеров, даже стены там были … увешаны пурпуром и парчой. Приказав расставить двенадцать триклиниев (обеденные столы), Клеопатра позвала на пир Антония и тех, кого ему хотелось привести с собой.
При виде несметного богатства Антоний остановился как вкопанный. Клеопатра же, улыбнувшись, сказала, что всё это дарит ему, и пригласила ещё раз прийти на пир к ней завтра вместе с друзьями и военачальниками. Великолепие второго пира было ещё более потрясающим, так что убранство первого стало казаться теперь бедным. И опять она подарила всё это ему, а военачальникам позволила унести с собой ложе, на котором каждый из них возлежал; чаши и покрывала были также распределены между гостями. Когда настало время расходиться, она предоставила высшим чинам носилки и слуг, прочим же гостям — коней с серебряной сбруей. Каждому был дан в сопровождение мальчик-эфиоп с факелом. На четвёртый день она купила роз на целый талант и велела усыпать пол слоем этих роз толщиною в локоть, а поверх них положить гирлянды» («Пирующие софисты», IV, 147e—
Антоний и Клеопатра. Лавренций Альма-Тадема. XIX в. |
Римский учёный Плиний в своей «Естественной истории» (IX, 121) сообщает, что на пиру Клеопатра даже растворила в вине дорогую жемчужину, желая поразить Антония окончательно. Можно только догадываться, во сколько обошлись египетскому бюджету эти увеселительные мероприятия. Однако роскошные празднества в Тарсе имели вполне рациональное объяснение. Статус Клеопатры был в то время весьма неопределённым, ведь Антоний обвинял её в недостаточной помощи против Брута и Кассия, в связи с чем Квинт Деллий и был послан в Александрию. Подыгрывая Антонию, который разъезжал по Малой Азии, презентуя себя в качестве Нового Диониса, Клеопатра тем самым стремилась завоевать его покровительство. В этом аспекте фантастические пиры вполне окупались.
Наиболее ясно политический подтекст встречи в Тарсе прослеживается в рассказе Аппиана (V, 8), хотя этот автор тоже отдаёт дань «романтической» литературной традиции: «В Киликии Антоний упрекал явившуюся к нему Клеопатру за то, что она не приняла участия в походе Цезаря (Октавиана); скорее объясняя, чем оправдываясь, она указывала, что немедленно послала к Долабелле свои четыре легиона и, имея готовую к отплытию часть флота, была задержана ветром и тем, что в очень скором времени Долабелла потерпел поражение; что она сама с хорошо снаряжённым флотом отправилась в Ионийское море против Кассия, дважды угрожавшего ей, в случае, если она будет сражаться в союзе с Антонием и Цезарем, воюющим против его партии; тем не менее, она отправилась, не боясь Кассия, не остерегаясь Мурка (полководец республиканцев), подкарауливавшего её на море; всё это она делала, пока зима не принесла ещё много вреда, а ей причинила болезнь, из-за которой она не могла выступить; тем временем они уже одержали победу. Антоний, поражённый, помимо внешности, также и умом Клеопатры, тотчас влюбился в неё, как юноша, хотя ему в это время исполнилось уже сорок лет — говорят, он от природы был всегда влюбчив; также говорят, что он был увлечён красотою Клеопатры, когда она была ещё ребёнком, а он юношей в звании начальника конницы сопровождал в Александрию Габиния, руководившего походом».
Итак, Клеопатра добилась своего: Антоний стал её любовником и союзником, сохранение за ней египетского трона было гарантировано. Хотя цели этой встречи были преимущественно политические, личное обаяние царицы сыграло при этом немаловажную роль. Клеопатра ещё раз продемонстрировала своё искусство обольщения, покорив второго великого римлянина. «Ибо красота этой женщины, — пишет Плутарх, — была не тою, что зовётся несравненной и поражает с первого взгляда, зато обращение её отличалось неотразимой прелестью, и потому её облик, сочетавшийся с редкой убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки её голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, с.66 легко настраивающийся на любой лад — любое наречие, так что лишь с очень немногими варварами она говорила через переводчика, а чаще всего сама беседовала с чужеземцами — эфиопами, троглодитами (пещерное племя на юге Египта), евреями, арабами, сирийцами, мидийцами, парфянами… Говорят, что она изучила и многие иные языки, тогда как цари, правившие до неё, не знали даже египетского, а некоторые забыли и македонский» («Антоний», 27).
Попав под влияние Клеопатры, Антоний помог ей избавиться от династических конкурентов — ещё живой сестры Арсинои IV и некоего самозванца, выдававшего себя за убитого Птолемея XIII. Поскольку эти двое представляли угрозу, Клеопатра настояла на их убийстве. Вот что об этом говорит Аппиан (V, 9): «Теперь сразу у Антония ослабел прежний интерес ко всему происходящему, чего бы ни требовала Клеопатра, всё выполнялось без всякого внимания к священному или справедливому. Так, сестру Клеопатры Арсиною, находившуюся просительницей в Милете, в храме Артемиды Левкофриены, Антоний приказал убить посланным к ней людям; Серапиона, на Кипре бывшего полководцем Клеопатры, воевавшего в союзе с Кассием и проживавшего в Тире в качестве просителя, он приказал выдать Клеопатре. Точно также он приказал жителям Арада выдать ещё одного умолявшего о защите. После того как брат Клеопатры, Птолемей, пропал без вести в битве с Цезарем на Ниле, этого человека держали у себя арадийцы, выдавая его за Птолемея. Жреца Артемиды в Эфесе, по имени Мегабиз, некогда приветствовавшего Арсиною как царицу, Антоний приказал привести к себе; когда эфесцы стали просить за Мегабиза самое Клеопатру, Антоний отпустил его. Так быстро изменился Антоний, и охватившая его страсть сделалась для него и началом и концом всех дальнейших бедствий». Теперь Клеопатра была единственной представительницей династии Птолемеев и в этом смысле уже не имела соперников. Впрочем, уничтожение кровных родственников было своеобразной традицией Птолемеев, и Клеопатра в данном случае мало чем отличалась от своего отца Авлета и других царственных предков.
«Афродита и Дионис»: властители Востока.
Антоний наскоро уладил дела в провинциях и поспешил в Александрию к Клеопатре, где весело провёл зиму 41/40 г. Аппиан (V, 11) рассказывает: «Она оказала ему великолепный приём. Антоний остался в Египте на зиму, проживая там без отличительных знаков власти, держа себя и ведя образ жизни частного человека, потому ли, что находился в чужом государстве и в царской резиденции, или потому что хотел свою зимовку превратить в праздник. Он отложил, по крайней мере, в сторону все заботы, перестал думать об обязанностях верховного правителя, носил эллинскую четырёхугольную столу вместо тоги, принятой на его родине, белые аттические сандалии… Выходил из дому Антоний только в храмы и гимназии или для беседы с учёными; время проводил с греками и Клеопатрой, которой, несомненно, он главным образом и посвящал всё своё время». В 40 г. Антоний возвратился в Италию, где его брат Луций и жена Фульвия уже вели войну с Октавианом, до того обострились политические противоречия. Смерть Фульвии, бывшей зачинщицей конфликта, помогла Антонию заключить очередной договор с Октавианом и разделить сферы влияния. Этот союз был скреплён браком Антония с Октавией, сестрой его соправителя. Однако уже осенью 37 г. Антоний снова встретился с Клеопатрой, которая привезла двух близнецов — сына и дочь, родившихся от него. Триумвир признал детей своими, они были многозначительно названы Александром Гелиосом (Солнцем) и Клеопатрой Селеной (Луной). Впоследствии родился ещё один сын. Эта встреча привела к разводу с Октавией и официальным браком между Антонием и Клеопатрой. Женитьба римского гражданина на «варварке», императора и проконсула на царице — это уже противоречило всем римским традициям, что использовал в своей пропаганде Октавиан. Но властительная чета тогда мало об этом заботилась — и Антоний, и Клеопатра стремились осуществить свои имперские замыслы.
Союз «Афродиты и Диониса», как представляли себя властители, изначально был основан не столько на романтических, сколько на политических интересах; в этом альянсе причудливо сочетались и то, и другое. «В какой мере к делу примешалась любовь Антония к Клеопатре, безразлично, — писал
Что же касается Антония, то в своём подражании эллинизму он зашёл дальше всех других римских деятелей, его фактический принципат представлял собой оригинальную мозаику римских и птолемеевских институтов. Большую роль играла при этом религиозная политика Антония — «Нового Диониса». Известный науке нумизматический и с.67 эпиграфический материалы явно свидетельствуют о монархических тенденциях триумвира. Принципат Антония давно уже привлёк внимание исследователей, усматривающих в этом интерпретацию политики Цезаря. Известный немецкий историк XIX в. Теодор Моммзен отмечал: «Антоний действительно замышлял основать великое азиатское царство, наподобие царства Александра… С этим устроенным на восточных началах великим царством Антоний предполагал соединить также принципат над Западом. Сам он не принимал царского звания и, напротив, перед своими соотечественниками и солдатами носил те же титулы, какие имел Цезарь. Но на имперских монетах с латинской надписью Клеопатра именуется царицей царей, а её сыновья от Антония — по меньшей мере, царями; голова старшего сына Антония изображается на монетах рядом с головой отца — значит, наследственность власти представляется чем-то само собой разумеющимся» («История Рима», том 5, М., 1949). О том же писал и
Портреты Клеопатры VII на монетах. |
Влияние Клеопатры на Антония в этот период, по-видимому, действительно было огромным. Правда, Антоний и при жизни Цезаря часто вёл себя вопреки римским традициям, однако теперь его поступки стали более чем вызывающими. Во время подготовки к парфянскому походу (конец 37 — начало 36 г.) триумвир сделал большие уступки Клеопатре, покровительствуя её экспансионистской политике.
Подробный рассказ об этом сохранил иудейский историк I в. н. э. Иосиф Флавий, один из наиболее враждебных Клеопатре античных авторов. Вот что сказано в его труде «Иудейские древности» (XV, 4, 1): «В это время в Сирии опять возникли волнения, потому что Клеопатра не переставала возбуждать Антония против всех. Она уговаривала его отнимать у всех престолы и предоставлять их ей, так как она имела огромное влияние на страстно влюблённого в неё Антония и при своей врождённой любостяжательности отличалась неразборчивостью в средствах… Где только Клеопатра могла рассчитывать на деньги, там она не стеснялась грабить храмы и гробницы; не было священного места, чтобы она не лишила его украшения, не было алтаря, с которого она не сняла бы всего, лишь бы насытить своё незаконное корыстолюбие. Ничего не удовлетворяло этой падкой до роскоши и обуреваемой страстями женщины, если она не могла добиться чего-либо, к чему стремилась. Вследствие этого она постоянно побуждала Антония отнимать всё у других и отдавать ей; точно таким же образом она вздумала добиться Сирии, после того как с ним проехала по ней. …Затем стала требовать от Антония, чтобы он отнял у царей Иудею и Аравию и предоставил эти страны ей. Хотя Антоний вообще во всём уступал этой женщине, однако расположение и страстная любовь к ней не допустили его до готовности во всём слушаться её, потому что он не желал навлекать на себя укор, будто он для неё не останавливается даже перед самыми тяжкими преступлениями. Итак, для того, чтобы не навлекать на себя обвинения в явной гнусности в силу исполнения всех решительно желаний этой женщины, он отнял у каждого из царей по части их владений и подарил их Клеопатре. Он отдал ей города в пределах области от реки Элевтера до границ Египта, исключая Тир и Сидон, которые, как он знал, издавна пользовались независимостью, хотя Клеопатра и сильно приступала к нему с просьбами отдать их ей». Иосиф Флавий также сообщает, что Клеопатра пыталась сделать иудейского царя Ирода Великого своим любовником, но он отказал ей, опасаясь ревности Антония, из-за чего она стала злоумышлять против него. Историк пишет о ненависти Клеопатры к евреям, даже о её попытке уничтожить иудейскую общину в Александрии, однако это не подтверждается другими источниками. В целом сообщения Иосифа Флавия, несмотря на их явную тенденциозность, служат весомым доказательством того, что Клеопатра пыталась восстановить мощную державу Птолемеев, чья власть распространялась на Ближний Восток.
В 34 г., по возвращении в Александрию, Антоний отпраздновал пышный триумф, в котором провёл пленного армянского царя Артавазда, пытавшегося вести двойную игру в парфянском походе. Триумф в Александрии должен был показать могущество Антония и Клеопатры, их гегемонию над другими правителями Востока. Дион Кассий (XLIX, 40, пер.
Разгром. След в истории.
В 32 г. между двумя триумвирами начался открытый конфликт. Обратимся снова к Диону Кассию (L, 1, пер.
Битва при мысе Акциум. Картина Лорензо Кастро. 1672 г. |
Антоний обвинял Цезаря в том, что он лишил власти Лепида, присвоив владения и войско, как его, так и Секста (Помпея), хотя это являлось их общим достоянием, и половину этого он должен был отдать; он захватил для себя и воинов из Италии, принадлежавшей им обоим. Цезарь в ответ упрекал Антония, что Египтом тот владел, хотя не получал его в управление, что он умертвил Секста (которого Цезарь специально приказал пощадить), обманом заполучил в свои руки и схватил царя Армении, опозорив тем самым римский народ. Половину добычи должен отдать и он: прежде всего пусть даст Цезарю то, что подарил Клеопатре и прижитым с ней детям, среди которых он особо выделил Цезариона и включил его в род Цезаря». Легионы двух соперников сошлись в Греции, но Клеопатра настояла на морском сражении, надеясь на мощный египетский флот. 2 сентября 31 г. в битве при мысе Акциум на юге Пелопоннеса произошло грандиозное столкновение двух флотилий. Лёгкие и маневренные суда Октавиана потеснили «плавучие колоссы» Антония, его тяжёлые корабли попали в ловушку. В самый решающий момент битвы Клеопатра со своей частью флота по неизвестной причине бежала, Антоний погнался за ней, и его флот был наголову разгромлен. Почему так случилось, что вынудило Клеопатру уйти, до сих пор остаётся загадкой истории. Сухопутные силы, оставшиеся без командования, так и не дождались своего вождя, после чего массово перешли к Октавиану. С военным могуществом Антония на Востоке было покончено.
Бежав в Египет, несостоявшиеся властители Востока стали лихорадочно готовиться к обороне. Оказавшись в критической ситуации, царица по возвращении в Александрию снова прибегла к хитрости. Как пишет Кассий Дион (LI, 5), «Клеопатра тотчас же поспешила в Египет, опасаясь, как бы там, при вести о поражении, не совершился переворот; чтобы обеспечить себе безопасную высадку, она велела разукрасить венками носовую часть своих кораблей и играть на флейтах победные песни, как будто она возвращалась победительницей. Оказавшись вне опасности, она казнила многих видных людей, которые и прежде были настроены против неё и теперь радовались её неудаче. Потом она захватила себе огромные богатства из имущества казнённых и из других источников, а также из святилищ и храмов, не пощадив даже самых почитаемых. Она стала снаряжать войско и подыскивать союзников». Однако все эти усилия были тщетными: военные командиры и зависимые цари один за другим переходили к Октавиану, который во главе армии продвигался к границам Египта. Великие планы Клеопатры во второй раз провалились. Её союзник Антоний был сломлен неудачами и впал в депрессию, отстранившись от дел. Плутарх так рассказывает об этом: «Антоний между тем покинул город, расстался с друзьями и устроил себе жилище среди волн, протянувши от Фароса в море длинную дамбу. Там он проводил свои дни, беглецом от людей, говоря, что избрал за образец жизнь Тимона, ибо судьбы их сходны: ведь и ему, Антонию, друзья отплатили несправедливостью и неблагодарностью, и ни единому человеку он больше не верит, но ко всем испытывает отвращение и ненависть» («Антоний», 69). Впрочем, он вскоре возвратился к прежним удовольствиям, но надеяться уже было не на что. Пытаясь сохранить власть, Клеопатра вела переговоры с Октавианом за спиной у Антония, однако победитель посчитал её обречённой. Дерзкие планы бегства через Красное море в Индию или же на Запад, в Испанию, так и остались нереализованными, поскольку зависимые царьки перешли к Октавиану, и Египет оказался в кольце.
Смерть Клеопатры. Картина Жана Андре Риксена. 1874 г. Смерть Клеопатры. Картина Регинальда Артура. 1892 г.
|
В августе 30 г. войска Октавиана подошли к Александрии, к ним примкнули последние легионеры Антония, после чего побеждённый полководец покончил с собой. Клеопатра была захвачена Октавианом, пыталась добиться его благосклонности, однако, узнав, что её повезут в Рим для триумфа, также умертвила себя. Как именно она это сделала, с.69 не известно; античная легенда гласит, что её укусила змея. Увидев её мёртвое тело, кто-то из римлян в гневе крикнул умиравшей рядом рабыне: «Прекрасно!». И рабыня ответила: «Да, поистине, прекрасно и достойно преемницы стольких царей!». Так, во всяком случае, написано у Плутарха. Тот же Плутарх сообщает, что Клеопатра умерла 39 лет от роду, из которых 22 года занимала царский престол и более 14 правила совместно с Антонием. Наследник престола Цезарион, которого мать пыталась отправить в Индию, был схвачен и убит по приказу Октавиана — как родной сын Цезаря и особо опасный соперник. Саму Клеопатру победитель по-царски похоронил в построенной ею гробнице вместе с Антонием. Их дети были взяты на воспитание Октавией, бывшей женой Антония. Впоследствии Октавиан выдал дочь царицы — Клеопатру Селену — за своего союзника царя Юбу II, который владел Нумидией (совр. Алжир). Таким образом, династия Птолемеев утратила египетский трон, но не пресеклась окончательно, войдя в род африканских царей.
По мнению многих исследователей, поражение «Афродиты и Диониса» было исторически закономерным. Союзник Клеопатры Антоний, порвавший с римскими традициями и отдавший дань «восточному варварству», заочно проиграл Октавиану, который сумел создать против него широкий фронт. Т. Моммзен писал: «Будучи одним из тех военных талантов, которые умеют, находясь лицом к лицу с врагом, и в особенности в трудных обстоятельствах, наносить хорошо рассчитанные и смелые удары, Антоний был лишён воли государственного человека, ясного понимания политических задач и способности решительно добиваться их выполнения. Если бы диктатор Цезарь поставил перед ним задачу покорения Востока, он, вероятно, отлично разрешил бы её; но маршал не годился во властители». Римская пропаганда (и впоследствии — историография) рисовала Клеопатру в самых мрачных тонах. Например, Плиний (IX, 119) назвал её regina meretrix — «коронованная блудница», а историк IV в. н. э. Аврелий Виктор продолжил эту легенду: «Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи» («О знаменитых людях», 86). Легионеры Антония, не хотевшие воевать с «сыном Цезаря», массово перешли к Октавиану. Антоний и Клеопатра, претендовавшие на божественность, действовали слишком авторитарно, чем оттолкнули от себя вассальных царей (например, Ирода Иудейского), опасавшихся аннексии своих владений. Крупные военные поборы и репрессии политических оппонентов также не прибавили им популярности. В итоге оба они проиграли.
Пожалуй, из всех античных историков наиболее яркую (и в то же время — тенденциозную) характеристику двух побеждённых оставил Кассий Дион (L, 15): «Антоний всегда хорошо понимал, как следует поступать, и в этом не имел себе равных, но совершил много неразумных поступков; порой он был необычайно храбр и в то же время не раз терпел неудачи по своей трусости, он был то велик душою, то ничтожен; чужое добро захватывал, своё расточал, иных без всяких причин прощал, а многих карал не по справедливости. Поэтому, хотя он стал из ничтожного всемогущим, из бедняка — богачом, ни то, ни другое не пошло ему на пользу, и он, надеявшийся стать единовластным повелителем римлян, кончил жизнь самоубийством.
Клеопатра же не знала пределов ни в любовной страсти, ни в стяжательстве, была честолюбива и властолюбива, и к тому же надменна и дерзка. Царской власти в Египте она добилась любовными чарами, но, надеясь тем же путём достигнуть господства над римлянами, ошиблась в своих расчётах и потеряла и то, что имела. Двух величайших римлян своего времени она подчинила своей власти, а из-за третьего сама покончила с собой. Вот каковы были Антоний и Клеопатра и вот как кончили они свою жизнь».
И всё-таки, в отличие от многих других древних правителей, ушедших в небытие, Клеопатра всё равно, даже несмотря на поражение, оставила след в истории. Английский историк Вильям Тарн говорил о ней следующее: «О ней было много написано, но всё это не даёт реального представления о женщине, которая, несмотря на её преступления и недостатки, всё-таки была настолько крупной фигурой, чтобы внушать страх Риму, и которая, обладая бесстрашием и честолюбием, имела что-то в характере, напоминающее Александра. О Клеопатре ходили пророчества, что она сокрушит Рим, восстановит его вновь и откроет золотой век, когда долгая борьба между Европой и Азией закончится их примирением и царством справедливости и любви. Она стремилась стать императрицей римского мира; если бы Цезарь продолжал жить, может быть, она и стала бы ею, но он умер, и она была вынуждена довольствоваться Антонием, как лучшим после него. Она, в конце концов, добилась того, что он решил поддержать её смелый план — попытаться завоевать Рим силами самих римлян, но было уже слишком поздно» («Эллинистическая цивилизация», М., 1949).
* * *
Итак, главные выводы. Имперские проекты Клеопатры, пытавшейся с помощью Цезаря и Антония создать единую римско-египетскую державу, потерпели крах. Проримская ориентация царицы являлась удобным средством внешней политики, она позволила Клеопатре умело лавировать и, несомненно, отстрочила падение эллинистического Египта. Клеопатра творчески сочетала внешнюю лояльность великим представителям Рима с прагматической защитой своих политических интересов, пыталась сделать Египет не объектом римской экспансии, а её соучастником, надеясь вместе с Цезарем и Антонием разделить их восточные планы. Личные качества властной царицы наложили своеобразный отпечаток на эти смелые проекты. Но именно эти авантюристические попытки и привели Клеопатру к провалу. Царица дерзнула выйти из положения римского сателлита и стать соправительницей Римской державы, обустроить Средиземноморье не по римскому, а по эллинистическому образцу. Однако исторически эллинизм уже был обречен, и Клеопатра не могла предотвратить его падение.