Донецкий Национальный университет
Исторический факультет
Отзывы и критику направлять по адресу: aleksey@skynet.dn.ua
Луций Корнелий Сулла Счастливый: личность в истории
Фигура знаменитого деятеля эпохи поздней республики, победителя Митридата и Мария, злого гения Афин, диктатора 82—
Историография
«Феномен Суллы» интересовал многих исследователей античности, однако до сих пор эта историческая фигура остаётся загадочной. В подтверждение этому можно привести несколько примеров из историографии.
Авторитетный немецкий историк XIX в. Теодор Моммзен в своей известной работе «История Рима» писал следующее: «Потомство не оценило по достоинству ни личности Суллы, ни его реформ; оно несправедливо к людям, идущим против потока времени. В действительности же Сулла — одно из поразительнейших явлений в истории…»1. Моммзен рисовал Суллу искренним «реставратором» республики, который защищал аристократию и не помышлял о личной власти2.
Российский историк начала XX в. Р. Ю. Виппер отводил диктатуре Суллы определяющую роль в истории поздней республики, считая его первым римским императором: «…Вся картина императорства вплоть до игры республиканскими символами уже была осуществлена Суллою»3. В политической деятельности Суллы Виппер усматривал влияние эллинистического Востока4. Сам же Сулла получил признание как «загадочный человек, которому выпали на долю такие неправдоподобные успехи»5.
В. С. Сергеев в своих «Очерках по истории Древнего Рима» (вторая половина
Н. А. Машкин также считал диктатуру Суллы «первой попыткой утвердить в Риме монархическую власть»: «Он впервые в Риме под влиянием эллинистических теорий и обычаев стремился найти религиозное обоснование своей власти. Но если реформы Суллы и соответствовали интересам нобилитета, то единоличное его правление … не совпадало с целями и задачами высшей аристократии. Это обстоятельство и послужило … главной причиной отказа Суллы от власти…»14.
С. Л. Утченко отрицал, что Сулла был первым римским императором, тем более настоящим монархом, как полагал французский историк Жером Каркопино15. «Его классовые позиции ясны: он был защитником интересов сенатской аристократии, — писал
Российский историк А. Б. Егоров, изучавший деятельность Суллы, подчёркивал: «Оценка Суллы и его деятельности представляет немалые трудности. Это едва ли не самая противоречивая фигура поздней республики, действовавшая в момент, когда государство находилось на перепутье и консервативная и динамичная тенденции уравновешивались»17. Сам Егоров полагал, что историческая роль Суллы заключалась в следующем: «Диктатура Суллы стала развитием единоличной власти и усилением монархической тенденции. Одновременно с этим трансформация республики в монархию была во многом приостановлена, а позиции оптиматов упрочены. Диктатура не ликвидировала противоречий, а, наоборот, только обострила их…»18.
Наконец, современный европейский историк Франсуа Инар (профессор Каннского
Античная традиция
Образ Суллы в историографии античности такой же противоречивый, как и в современной. В данном случае целесообразно привести наиболее интересные оценки древних авторов.
Одним из главных источников, на основании которых создаётся представление о Сулле, является одноимённая биография Плутарха, известного исторического писателя I—
С одной стороны — своей причастностью к истории политической и к величию римской истории. С другой — неспособностью контролировать свои страсти, своей жестокостью и неумеренностью; очевидны … те серьёзные недостатки, какие Плутарх отмечает у других великих римских фигур»22. Плутарх рисует Суллу крайне противоречивым человеком. Он оценивает дела Суллы до и после гражданской войны, после чего, как и полагается моралисту, делает вывод о нравственной деградации своего героя: «Он по справедливости навлёк на великую власть обвинение в том, что она не даёт человеку сохранить свой прежний нрав, но делает его непостоянным, высокомерным и бесчеловечным» (Plut. Sull., 30). Ценность рассказу Плутарха придаёт тот факт, что он приводит много сведений из «Воспоминаний» Суллы. Цицерон порицал Суллу за проведение проскрипций (De off. II, 8, 27—
Оригинальную характеристику диктатору дал Юлий Эксуперанций, малоизвестный компилятор V в. н. э., автор т. н. «Бревиария». «Когда Сулла захватил власть, то ввёл многие законы правила, дал многим общинам освобождение от налогов, многим лицам даровал римское гражданство» (Exup. 5, 34). Правда, Сулла «не восстановил отомщённую республику с помощью законов, а сам завладел ею и вёл себя так, словно домогался тирании, как Цинна и Марий…» (5, 32). Под влиянием Саллюстия Эксуперанций делает вывод, что «добрыми были его помыслы, когда Сулла хотел защитить поруганную свободу, но дурными — последствия, когда он … сам ещё суровее обошёлся с государством…» (5, 33). Образ Суллы в античной традиции имеет позитивные и негативные черты: с одной стороны, Сулла — выдающийся полководец, целеустремлённая и талантливая личность, с другой — организатор кровавых проскрипций, узурпатор и тиран. Образ Суллы получился крайне неоднозначным и даже приобрёл определённый мистический оттенок. Сама эпоха Суллы оценивалась как переходный период, переломный момент в истории республики.
Личность Суллы
Диктатор был крайне противоречивым человеком, в нём переплетались самые разнообразные качества. Плутарх писал, что Сулла «производил впечатление человека переменчивого и с самим собой несогласного» (Sull., 6). Чтобы составить более-менее чёткое представление об этом человеке, необходимо снова обратиться к античной традиции.
Будущий диктатор происходил из знаменитого патрицианского рода Корнелиев, однако «принадлежал … к его ветви, уже почти угасшей ввиду бездеятельности предков» (Sall. Iug. 95, 3). Более того, предок Суллы Корнелий Руфин, консул 290 и 277 гг., опозорился тем, что нарушил закон против роскоши, после чего его потомки утратили прежнее почётное положение (Plut. Sull., 1). Свою молодость Сулла провёл в бедности, имея скандальную репутацию (Plut. Sull., 1—
Из источников следует, что Сулла, как и подобало патрицию, получил хорошее образование. «В знании греческой и латинской литературы он не уступал ученейшим людям…» — сообщает Саллюстий (Iug. 95, 3). По словам Николая Дамасского, Сулла сочинял сатирические комедии на латинском языке — правда, неясно, какого качества (Nic. Dam. Hist. 107, 84). Диктатор написал «Воспоминания», посвятив их своему любимцу Лукуллу; ему также было поручено усовершенствовать литературный стиль мемуаров, что позволяет говорить о не совсем полной компетентности Суллы в этом вопросе (Plut. Sull., 37; Luc., 1). Последнюю книгу мемуаров Суллы завершил грамматик Корнелий Эпикад, его вольноотпущенник (Suet. De gramm., 12). После взятия Афин Сулла привёз в Рим библиотеку Аристотеля и «отца ботаники» Теофраста, хранившуюся у одного греческого коллекционера (Plut. Sull., 26; Strabo. XIII, 1, 54). «Когда библиотеку привезли туда, — говорит известный географ Страбон, — то она попала в руки грамматика Тиранниона, почитателя Аристотеля…» (XIII, 1, 54). Таким образом, Сулла внёс вклад в распространение в Риме греческой культуры. В самой Греции он построил театр в честь одной из своих побед (Plut. Sull., 19). Все эти данные свидетельствуют об относительно высоком уровне культурного развития Суллы.
Сулла был амбициозным, целеустремлённым и практичным человеком, что помогло ему утвердиться в мире политики. «Он был красноречив, хитёр, легко вступал в дружеские связи, в делах умел необычайно тонко притворяться; был щедр на многое, а более всего на деньги», — так характеризует его Саллюстий (Iug. 95, 3). Сулла был сильной личностью и умел достигать своих целей. Этот человек, безусловно, имел качества харизматического лидера, и только обстоятельства сделали его лидером авторитарного толка. Будучи по натуре властным и злопамятным, Сулла, судя по источникам, был иным в кругу своих близких соратников. Диктатор с уважением относился к молодому Помпею, даже почтил его прозвищем «Великий» (Magnus) и императорским титулом (Plut. Pomp., 8—
Итак, личные качества Суллы были очень противоречивыми. Многие его недостатки в известной степени преувеличены античной традицией, и этот факт также надо учитывать. Сулла, как видно из источников, был типичным представителем римской аристократии, для которой распущенность, властолюбие и т. д. были характерны. Следовательно, главное обвинение против Суллы — это террор, организация проскрипций. Данный вопрос требует более детального анализа.
Проскрипции
Победив в 82 г. марианцев, Сулла начал массовый террор против своих политических противников. В ноябре 82 г. был проведён закон оптимата Валерия Флакка, по которому Сулла получал право казнить любого человека по своему усмотрению, без судебного разбирательства (Cic. De leg. I, 15, 42). Кроме того, Валериев закон предусматривал конфискацию имущества опальных (Cic. Pro Rosc. 43, 125—
Само слово «проскрипции» ранее обозначало списки с именами лиц, имущество которых продавалось за долги. Сулла, вывесивший списки с именами приговорённых к смертной казни, придал этому слову новое значение (Plut. Sull., 31; App. BC. I, 95; Vell. Pat. 28, 3). По словам историка Флора, это был «эдикт невиданного ещё образца» (III, 21, 25).
По всей Италии были учреждены суды, которые выносили смертные приговоры и постановления о конфискации имущества (App. BC. I, 96). Дети и внуки проскрибированных были урезаны в правах гражданства и наследования, им был закрыт доступ к магистратурам (Vell. Pat. II, 28, 4; Plut. Sull., 31; Liv. Per., 89). Проскрипции, как и всякий массовый террор, сопровождались множеством злоупотреблений (App. BC. I, 95—
Репрессии Суллы против италиков следует объяснять не только тем, что во время гражданской войны они примкнули к Марию и популярам. В данных действиях Суллы проявилась общая тенденция оптиматов к подавлению движения италиков, права гражданства и самоуправления, уравнение с Римом. Борьба италиков против Суллы, вероятно, была продолжением Союзнической войны29, и для обеспечения стабильности Сулле необходимо было подавить италийское движение. Как свидетельствуют источники, от проскрипций больше пострадали италики, чем собственно римляне. Стены италийских городов разрушались, их население подвергалось репрессиям, земли раздавались легионерам Суллы (App. BC. I, 96; Plut. Sull., 31; Liv. Per., 89). Флор сообщает об этом: «Можно ещё примириться с наказанием отдельных людей, но были пущены с молотка знаменитейшие муниципии Италии — Сполеттий, Интерамний, Пренесте, Флоренция. Сульмон, древний город, союзный и дружественный нам, … Сулла не завоевал, не разрушил по праву войны, но обошёлся как с приговорёнными к смерти — приказал уничтожить» (III, 21, 27—
Объективно о проскрипциях Суллы можно сказать следующее. Сулланский террор был рациональным и преследовал конкретную цель, а именно: подавить и дезорганизовать те группы римско-италийского населения, а также тех влиятельных лиц, которые могли составить оппозицию режиму Суллы; приобрести средства для вознаграждения армии и сторонников; создать социальную опору новому режиму — путём приобщения к репрессиям и конфискациям представителей различных социальных групп, вплоть до рабов. Определённую — но отнюдь не главную — роль мог сыграть и фактор мести. Наконец, следует учитывать, что гражданские войны привели к разгулу преступности, массовым злоупотреблениям, и быстрое восстановление порядка можно было достичь только репрессивными мерами. Таким образом, террор был исторически обусловлен. Понятно, что проскрипции не могли полностью подавить оппозицию и имели временный результат, после чего политическая борьба разгорелась бы с новой силой.
Методы террора политических противников Сулла заимствовал у Мария, который применил их ещё в 87—
Сулла как военно-политический деятель
Одной из причин, в силу которых диктатор присвоил себе прозвище «Счастливый» (Felix), была его удачная военно-политическая карьера. Небогатому амбициозному аристократу удалось достичь вершин власти и славы. Естественно, в этом сыграли роль в первую очередь его личные качества. Сулла начал свою карьеру в качестве квестора Мария во время Югуртинской войны 111—
В 102—
Во второй половине
По возвращении в Италию Сулла вместе с Марием и другими известными полководцами принял участие в Союзнической войне, отличившись во многих успешных операциях против италиков (App. BC. I, 40, 46, 50—
Во время I Митридатовой войны в полной мере проявился полководческий талант Суллы. Победа над Митридатом, которого римляне называли «вторым Ганнибалом» (Vell. Pat. II, 18, 1) прославила Суллу (App. Mithr., 58; Liv. Per., 83; Vell. Pat. II, 23, 6; Flor. III, 5, 2). Имя Суллы упоминают военные историки эпохи принципата Фронтин (I, 5, 17; I, 9, 2; I, 11, 11; I, 11, 20; II, 3, 17; II, 7, 2—
В 85 г. силы Митридата истощились, и Сулла подписал с царём мирный договор, по которому тот уступал захваченные территории, выдавал военный флот и выплачивал крупную контрибуцию, получая взамен титул «друга и союзника римского народа» (App. Mithr., 58; Plut. Sull., 23—
Преданная армия, захваченные на Востоке огромные средства, имя победителя Митридата (App. BC. I, 76) сделали Суллу победителем в гражданской войне. Сулла стал одним из самых богатых людей Рима. По данным Плиния, его военная добыча в целом составила 29 тыс. фунтов золота и 121 тыс. фунтов серебра (Plin. XXXIII, 5, 16). Эмилий Скавр, пасынок Суллы, один из его наследников, был баснословным богачом (Plin. XXXVI, 24, 11).
Запуганное народное собрание избрало Суллу диктатором и делегировало ему чрезвычайную власть (App. BC. I, 98; Plut. Sull., 33; Liv. Per., 89; Vell. Pat. II, 28, 2). Во время своей диктатуры (82—
Как политик, Сулла обнаружил целеустремлённость и неразборчивость в средствах, склонность к силовым мерам, но вместе с тем и умение привлекать к себе людей, извлекать выгоду из ситуации. Впрочем, так же цинично поступали марианцы, что является слабым оправданием Сулле. Характерной чертой сулланской диктатуры были её военный характер, концентрация огромной власти в руках у одного лица, осуществление политики авторитарными, в некоторой степени авантюристическими методами. «Во власти одного человека законы, правосудие, государственная казна, провинции, цари — словом, право жизни и смерти над гражданами», — говорили потом его противники (Sall. Hist. I, 55, 13). По словам Аппиана, некоторые современники Суллы уже открыто называли его власть царской властью и общепризнанной тиранией (BC. I, 101). Всё это вступало в противоречие с задачей реорганизации республики (rei publicae constituendae), которую декларировал Сулла.
Тем не менее, Сулла восстановил пошатнувшееся положение нобилитета, став его вождём. Диктатор подавил сопротивление противников и реализовал свою политическую программу — программу оптиматов, из среды которых он происходил и чью идеологию разделял. Выступив в 88 г. на стороне оптиматов против Мария и «демократии», Сулла остался верен этому политическому выбору до конца.
Социальная опора
Сулла не пользовался поддержкой широких слоёв населения, его социальная опора была довольно узкой. Могущество Суллы было основано в первую очередь на поддержке со стороны армии и наиболее консервативных группировок нобилитета. Это предопределило, с одной стороны, военный, а с другой, аристократический характер сулланской диктатуры.
Сулла, конечно, понимал необходимость расширения своей социальной базы и активно искал сторонников. Ещё перед избранием в диктаторы Сулла декларировал, что «улучшит положение народа, если его будут слушаться» (App. BC. I, 95). Чтобы приобрести популярность среди народной массы, которая ориентировалась на популяров, он организовал богатые угощения для городского плебса, растянувшиеся на несколько месяцев (Plut. Sull., 35). В связи с этим следует рассматривать и посвящение им десятой части имущества Геркулесу (Plut. Sull., 35): это был древний ритуальный обряд (Macrob. III, 12, 2)35. Сулла искал сторонников не только в Риме. Так, он наградил греческий город Магнесию, противостоявший Митридату, объявив местный храм Дианы неприкосновенным убежищем (Tac. Ann. III, 62). Жителей Илиона, стоявшего на месте древней Трои, которые подверглись нападению Фимбрии, Сулла «утешил, оказав им большую помощь по восстановлению города» (Strab. XIII, 1, 27). Этот акт мог преследовать и идеологическую цель: так как Илион считался древней прародиной римлян, Сулла в силу своего благодеяния как бы становился его почётным патроном.
Источники позволяют выделить несколько основных групп сторонников Суллы, которые составляли его социальную опору. Необходимо, однако, учитывать условность подобного деления.
Армия. Наёмное войско было главной опорой сулланского режима, именно оно обеспечило его победу. Сулла был популярен среди солдат, привлекал их щедростью и лояльностью (Sall. Iug. 96, 2—
Нобилитет. Сулла был выдвиженцем оптиматов и защищал их интересы, укрепляя одновременно и свою личную власть, чтобы не впадать в зависимость от сената. Союз Суллы с сенатом был исторически обусловлен, так как обе силы нуждались друг в друге. Суллу связывали с нобилитетом как сословные интересы, так и политические. Сенат, который никогда не хотел видеть кого-либо над собой, в тех условиях был заинтересован в союзе с Суллой, ведь альтернативой сулланской диктатуре могла быть только марианская, совсем невыгодная оптиматам. Отсутствие у сената собственных вооружённых сил заставляли его сотрудничать с Суллой, который именно как военный вождь стал играть главную роль в этом союзе.
Сторонниками Суллы были Лутаций Катул, Квинт Гортензий, молодые представители знати Помпей, Лукулл, Красс, Катилина. Из них Красс и Катилина приняли прямое участие в проскрипциях (Plut. Sull., 32; Crass., 2). Известно о его доброжелательности по отношению к молодому состоятельному всаднику Помпонию Аттику, с которым он встретился в Афинах (Nepo. XXV, 4). Молодой аристократ Марк Порций Катон состоял в числе близких знакомых Суллы (Plut. Cat. Min., 3). Сулла стремился пополнить сенат своими сторонниками: он включил в сенаторское сословие 300 знатных всадников (App. BC. I, 100; Liv. Per., 89), сделал сенаторами даже некоторых из своих солдат (Sall. Cat. 37, 6). Эти действия Суллы уже противоречили сословным интересам нобилитета и были продиктованы стремлением Суллы обеспечить контроль над сенатом, разбавив его своими ставленниками.
Фавориты. Это была самая малочисленная, но и самая влиятельная группа сторонников Суллы. Социальный состав её был очень пёстрым: тут встречались и представители знати, и люди низкого звания. Функции фаворитов также были различны: одни были соратниками Суллы, другие просто помогали и служили ему. Фаворитами Суллы из знати были упомянутые Катул, Помпей, Лукулл, Красс. Все они деятельно помогали ему в проскрипциях (Красс), или в политике (Катул), или в военной сфере (Помпей, Лукулл, Красс). Важную роль, однако, играли и другие фавориты. Цицерон в речи «В защиту Секста Росция Америйского» сообщает о вольноотпущеннике Суллы Хрисогоне, который организовал убийство богатого землевладельца, post factum включил его имя в проскрипционные списки и хотел присвоить его имущество. Понятно, этот Хрисогон должен был иметь большое влияние. Из числа фаворитов Суллы источники также упоминают некоего «письмоводителя Корнелия» и уроженца Пицена Веттия (Sall. Hist. I, 55, 17), «гнусную служанку» Фуфидия (Sall. Hist. I, 55, 21; Plut. Sull., 31; Flor. III, 21, 25) и других лиц. Среди любимчиков Суллы было много разных актёров, комедиантов, шутов и т. п., для удовлетворения которых он шёл на серьезные злоупотребления. Плутарх сообщает, что «красивым женщинам, певцам, мимическим актёрам и подонкам из вольноотпущенников он жаловал земли целых народов и доходы целых городов, а иным из своих приближённых — даже жён, совсем не жаждавших такого брака» (Sull., 33). Николай Дамасский также подтверждает, что «Сулла, любитель смешного, роздал много югеров государственной земли мимам и шутам в награду за то удовольствие, которое они ему доставляли» (Hist. 107, 84).
Сообщения античных авторов о фаворитах Суллы, конечно, могут быть сильно преувеличены, однако, в принципе, можно согласиться с теми исследователями, которые полагают, что уже тогда в Риме возник прообраз «императорского двора»36.
Корнелии. Своим возникновением эта прослойка была обязана только Сулле. По рассказу Аппиана, Сулла отобрал 10 тыс. крепких и здоровых рабов проскрибированных и даровал им римское гражданство (BC. I, 100). Как вольноотпущенники Суллы, они получали его родовое имя, однако считались полноправными гражданами. Корнелии обеспечивали Сулле голоса в народном собрании и вообще лоббировали его интересы. В Лации сохранилась их надпись в честь патрона: «Луцию Корнелию Сулле Счастливому, сыну Луция, диктатору, вольноотпущенники»37. Массовое дарование этим лицам римского гражданства также противоречило традициям оптиматов.
Деклассированные элементы. Древние авторы иногда упоминают о них — наполовину уголовных элементах, которые принимали участие в проскрипциях, помогая Сулле осуществлять террор. Это были убийцы, доносчики и прочий подобный люд. Светоний упоминает каких-то лиц, которые получали деньги из казны за убийство проскрибированных и были амнистированы Корнелиевым законом (Caes., 11). Эти самые элементы, вероятно, имеет в виду и Саллюстий (Cat. 51, 33). Наконец, Аппиан, говоря о приверженцах Суллы, упоминает и «прочий люд, относящийся к числу его сторонников, преданный ему, опасный для других» (BC. I, 104). Эта социальная группа, наверное, была многочисленной, однако, ввиду своего низкого социального и имущественного статуса, вряд ли играла серьёзную роль.
Обоснование власти
Захватив власть, Сулла столкнулся с необходимостью найти объяснение образованию своего режима, доказать необходимость его диктатуры для «восстановления республики», расположить к себе широкие массы. Источники свидетельствуют, что Сулла стремился к идеологическому и религиозному обоснованию своей власти.
И в этой области Сулла не был новатором: до него подобным образом пытались обосновать свой исключительный статус Сципион Африканский (Liv. XXVI, 18—
Сулла пытался создать свой позитивный образ в историографии, для чего написал «Воспоминания», в которых клеймил своих противников и объяснял свои удачи волей богов (Plut. Sull., 6, 17, 23, 37; Cic. De div. I, 34, 72). Во второй книге «Воспоминаний» он возводил своё происхождение к фламину Юпитера Публию Корнелию, который якобы первым получил прозвище «Сулла» (Gell. I, 12, 16). Тенденцию прославления Суллы продолжил историк Луций Корнелий Сизенна, современник Суллы, написавший после его смерти «труд о гражданских и сулланских войнах» (Vell. Pat. II, 9, 5). По словам Саллюстия, Сизенна изучил события эпохи Суллы «лучше и тщательнее всех, кто описывал события того времени», однако «не был достаточно беспристрастен в своих суждениях» (Iug. 95, 2). Причиной субъективности Сизенны была его принадлежность к роду Корнелиев, вследствие чего он хотел выставить в лучшем свете дела своего великого родича.
Не меньше внимания Сулла уделял прославлению своих военных подвигов. Он организовал богатый триумф в честь победы над Митридатом (App. BC. I, 99; Plin. XXXIII, 5, 16), причём шедшие рядом с ним сенаторы славили его как спасителя и отца (Plut. Sull., 34). В честь победы над самнитами Сулла «учредил цирковые игры, известные под его именем как Сулланские победы» (Vell. Pat. II, 27, 6). Но главной частью сулланской пропаганды Суллы, видимо, был культ его гения. Ещё во время военных действий Сулла говорил солдатам, «будто боги предсказывают ему будущее» (Frontin. I, 11, 11). Став диктатором, он принял имя Счастливого (Felix, т. е. избранника богини счастья Felicitas), а также Любимца Афродиты-Венеры (App. BC. I, 97 Plut. Sull., 34). Сулла якобы в специальном эдикте объявил себя Счастливым (Aurel. Victor. 75, 9), тотчас же после победы над марианцами (Vell. Pat. II, 27, 5). Западный историк Балсдон, анализируя прозвища Felix и επαφρόδιτοσ, пришёл к выводу, что второе из них является не переводом первого, а самостоятельным титулом, т. е. предназначалось для греческого Востока и должно было напоминать о происхождении римлян от Энея и Афродиты38. В дар Дельфийскому оракулу диктатор послал секиру и венок из чистого золота, посвятив их Венере, которая якобы помогла ему в битвах (App. I, 97). В Риме Сулле поставили конную статую с надписью: «Любимцу Венеры» (App. BC., I, 97; Plut. Sull., 34), посвящали надписи39. Даже побеждённые Суллой афиняне вынуждены были учредить государственные празднества «Силлеи» и установить публичную статую в его честь40. Сам Сулла в 82 г. выпустил монеты, «на аверсе которых изображена голова Венеры, а на реверсе — в подражание египетским образцам — два рога изобилия, символизирующие наступление благоденствия»41. Эта пропаганда оказала влияние на литературную традицию: Аврелий Виктор, например, сохранил рассказ о том, как некая женщина (богиня?) предсказала Сулле счастье, когда он был ещё младенцем» (75, 1).
Приведённые выше факты свидетельствуют, что Сулла стремился утвердить свою гегемонию не только в политической сфере, но также в религии и идеологии римского общества. Эта тенденция Суллы, берущая начало от Сципиона Африканского и Мария, была началом трансформации от полисной системы ценностей к идеологии военной монархии. Вместе с тем роль в этом Суллы нельзя преувеличивать. Процесс создания императорского культа был постепенным, в его развитие внесли существенный вклад и преемники Суллы, в первую очередь Цезарь.
Историческая роль Суллы
Внезапный уход Суллы от власти — наверное, самоё загадочное из всех действий диктатора. После избрания консулов на следующий год (лето 79 г.), диктатор созвал народное собрание, на котором официально отказался от власти; даже пообещал дать отчёт в своих действиях, если кто-либо имеет к нему претензии (App. BC. I, 103—
Отказ Суллы от власти вызывал удивление ещё в древности. Аппиан, например, комментировал этот поступок так: «Причина, почему Сулла пожелал стать из частного человека тираном и из тирана обратиться снова в частного человека и после этого проводить жизнь в сельском уединении, заключается, на мой взгляд, в том, что он за всякое брался с пылом и проводил его со всей энергией… Мне кажется, Сулла пресытился войнами, властью, Римом и после всего этого полюбил сельскую жизнь» (BC. I, 104). С подобным мнением вряд ли можно согласиться. На решение Суллы, скорее всего, повлияли не столько личные, сколько политические причины. Сулла, видимо, осознал узость своей социальной базы и предвидел возможность возникновения сильной оппозиции в недалёком будущем. Главной его опорой, помимо армии, был нобилитет, а оптиматам не могла импонировать абсолютизация власти Суллы и его авторитарные методы управления. Но самое главное, видимо, в другом. Сулла был выдвиженцем оптиматов, был связан с ними сословными и политическими интересами, предрассудками, наконец, поэтому его диктатура и носила противоречивый характер: с одной стороны, это был типичный оптимат со всеми достоинствами и недостатками высшей знати, с другой — военный вождь, ломавший традиции республики. Одновременное сочетание в личности Суллы консервативного аристократа и военного вождя является главной особенностью и главным противоречием этой исторической фигуры. Трудно сказать, считал ли Сулла сенатскую республику мыслимой формой правления. В любом случае, он предпочёл традиционный режим тому, который в силу исторических обстоятельств создал сам. Внезапная смерть Суллы, возможно, спасла его от вероятной развязки. Если же говорить об исторической роли сулланской диктатуры, то она предопределила развитие Римской республики в том, что вместо военной диктатуры Мария, который лавировал между популярами, всадниками, италиками и плебсом, в Риме установилась военная диктатура Суллы, опиравшегося на оптиматов и наёмную армию; в том, что всадники, как социально-политическая сила, были исключены из политики, их деятельность ограничивалась экономикой42; в том, что подавили на время любую оппозицию нобилитету и тем самым обеспечили некоторую стабильность — правильнее сказать, временное прекращение политической борьбы. Римская «демократия» сумела взять реванш лишь в конце
Как бы древние и современные исследователи ни оценивали Суллу, это, безусловно, была великая личность — не только в римской, но и во всемирной истории.
ПРИМЕЧАНИЯ