Донецкий Национальный университет
Исторический факультет
Отзывы и критику направлять по адресу: aleksey@skynet.dn.ua
Юлий Цезарь. Личность в истории.
Часть 2 — «Наука и Техника» (Харьков), № 7 (26), 2008, с. 72—75.
Часть 3 — «Наука и Техника» (Харьков), № 8 (27), 2008, с. 66—69.
Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором, 2008 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ |
||
ЧАСТЬ I | ||
Предисловие | 70 | |
Историография | 70 | |
Начало карьеры | 72 | |
Завоевание Запада | 72 | |
Гражданская война | 74 | |
Диктатура Цезаря | 75 | |
ЧАСТЬ II | ||
Предисловие | 72 | |
Цезарь как деятель | 73 | |
Цезаризм | 75 | |
ЧАСТЬ III | ||
Цезарь в отечественной истории | 66 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ. ЦЕЗАРЬ: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ» | 67 |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Гай Юлий Цезарь принадлежит к тем редким избранникам истории, чей образ не тускнеет от времени, чья слава переживает века. Выдающийся полководец, не менее выдающийся государственный деятель, разносторонний гений — таков как будто никем не оспариваемый приговор ряда поколений. В обрамлении таких эпитетов, в блеске таких оценок Цезарь вошёл в историю.
Советский историк С. Л. Утченко. «Юлий Цезарь», 1976 г.
Действительно, римский диктатор Юлий Цезарь (12 июля 100 г. — 15 марта 44 г.) стал одним из наиболее известных деятелей всемирной истории, чьё имя обычно связывают с понятиями о великом человеке, полководце и политике. Военно-политическая и литературная деятельность Цезаря, его незаурядные способности, наконец, его яркая персона притягивали и притягивают историков. «[Цезарь] овладевает рукою пишущего и заставляет, как бы он ни торопился, задержать внимание на своей личности», — писал Веллей Патеркул, известный римский историк (II, 41, 1). С именем Цезаря связано много исторических мифов и анекдотов; легенда о Цезаре (правда, в сильно изменённом виде) приводится, например, в «Сказании о великих князьях Владимирских Великой Руси» (начало XVI в.), в котором он представлен предтечей русских князей. Наконец, следует вспомнить, что русское слово «царь» и немецкое «кайзер», опять-таки, происходят от имени Caesar, т. е. диктатор стал олицетворением сильной власти.
Историческая роль Цезаря велика и многогранна. В данном исследовании автор хотел бы, опираясь на античные источники, представить основные этапы жизни и деятельности диктатора и по возможности дать им анализ. Для того, чтобы отличить Цезаря-воина и Цезаря-диктатора от Цезаря-человека и собственно исторической личности, обе проблемы рассматриваются поочерёдно.
Историография
Общие оценки диктатора, данные ему исследователями, крайне противоречивы; это касается и оценок его «цивилизационной» роли. Достаточно привести несколько примеров.
Известный немецкий историк Теодор Моммзен (1817—
Другой немецкий историк, Карл Вильгельм Нич, современник Моммзена, в своей «Истории Римской республики» оценивал деятельность Цезаря резко отрицательно, изображая его «гениально безнравственной личностью», которая погубила римский демократический строй.
Итальянский историк Гульельмо Ферреро (1871—
В начале XX в. приобрели популярность теории о стремлении Цезаря основать в Риме эллинистическую монархию, о заимствовании им традиций греческого Востока. Одним из первых такую версию выдвинул известный немецкий антиковед Эдуард Мейер в своей популярной монографии «Монархия Цезаря и принципат Помпея» (1918). В числе других сторонником этой теории был французский историк Леон Омо, который в монографии «Август» (1933) проводил те же идеи, считая принципат Августа «латинской национальной реакцией против системы восточно-эллинистической монархии Цезаря».
Немецкий исследователь первой половины XX в. Эрнст Корнеманн в своей «Всемирной истории Средиземноморья от Филиппа II Македонского до Мухаммеда» (1948—
Американский историк А. Н. Шервин-Уайт в работе «Цезарь как империалист» (1957) полагал, что именно при Цезаре Рим из сюзерена приморских областей Средиземноморья превратился в великую континентальную империю; Цезарь выработал принципы управления завоёванными территориями и этим предопределил политику последующих правителей.
Современный французский историк Робер Этьен рассматривает Цезаря как великого человека и революционера, который пытался «создать единую нацию из мозаики рас, языков и диалектов, и сделать это ценой социальной и политической революции…» («Цезарь», 1997). «Ферментами объединения» были армия, выведение колоний, монетная система, календарь и предполагаемое Цезарем завоевание Востока. Р. Этьен полностью отвергает версию о попытке Цезаря основать в Риме эллинистическую монархию, считая её результатом пропаганды противников диктатора из сенатских кругов.
В целом многие западные историки указывают на выдающуюся роль Цезаря в истории европейской цивилизации, но вместе с тем склонны преувеличивать значение деятельности Цезаря, нередко допускают идеализацию диктатора и т. д. Общим недостатком западной историографии следует считать европоцентризм историков, который приводит к субъективным выводам. Например, элементы расизма есть в работах Моммзена и особенно Корнеманна.
Известный российский историк Р. Ю. Виппер (1859—
Российский историк Б. А. Тураев (1868—
Советские историки, которые стояли на марксистских позициях, интересовались преимущественно классовой стороной деятельности Цезаря, и вопросом о его роли в истории цивилизации почти не занимались. Известные советские антиковеды
В одной из последних отечественных работ на данную тему — монографии петербургского историка
Как видно из краткого обзора историографии, проблема роли Цезаря в истории цивилизации достаточно дискуссионная. Чтобы сделать самостоятельные выводы о Цезаре, необходимо обратиться к фактам и проследить основные этапы его военно-политической деятельности.
Начало карьеры
Цезарь, выходец из знатного патрицианского рода Юлиев, ещё в молодости, по словам древних авторов, стремился к власти и славе, удовлетворению своих амбиций. Когда Цезарю не было ещё и двадцати лет, он подвергся политическим репрессиям со стороны диктатора Суллы, так как был племянником знаменитого Гая Мария и зятем Корнелия Цинны, главных соперников Суллы в борьбе за власть; только благодаря протекции влиятельных родственников Цезарь получил прощение, однако предпочёл уехать из Рима на Восток. После смерти Суллы Цезарь вернулся в Рим и начал политическую карьеру, выставляя себя сторонником плебса и непримиримым врагом сенатской олигархии; умело используя своё родство с великим Марием, Цезарь стал быстро популярен среди плебеев. Цезарь долго не мог занять прочных позиций в мире римской политики, и только в
По возвращении Цезаря из Испании начинается качественно новый этап в его карьере. В 60 г. Цезарь вступает в тайный политический союз с Крассом и Гнеем Помпеем, наиболее влиятельными людьми Рима. Этот «союз трёх» (триумвират) сломил сопротивление сенатской олигархии и, проведя Цезаря в консулы на 59 г., установил в республике фактическую диктатуру его участников. Заключение триумвирата традиционно считается одной из главных политических удач Цезаря. Историк Веллей Патеркул писал по этому поводу: «Цезарь учитывал для себя то, что, уступив славе Помпея, он приумножит свою и, перенеся на него ненависть народа к их общей власти, укрепит своё собственное могущество» («Рим. ист.», II, 44, 2). Ещё более глубоко вскрыл планы Цезаря историк Дион Кассий: «Цезарь восстановил согласие между Помпеем и Крассом не потому, что он хотел видеть их живущими дружно, но потому, что они были очень могущественны. Он знал, что без помощи обоих или даже кого-нибудь одного он не будет иметь особой силы и что, если он одного, не важно кого именно, приобщит к своим интересам, то другой в силу этого станет его противником и повредит ему больше, чем тот, кого он приобрёл, будет ему полезен. <…> Он был убеждён, что никогда не сможет стать могущественным без них, и не рассчитывал никогда оскорбить ни того, ни другого. Он не боялся также, что, примирившись, они станут могущественнее его, отлично зная, что сразу же с их дружбой он возвысится над другими и что вскоре после [этого] они будут содействовать — и тот и другой — тому, чтобы сделать его могущественнее себя. Так и случилось» («Рим. ист.», XXXVII, 55—
Завоевание Запада
Избрав после окончания своего консульства в качестве провинции Галлию, Цезарь открыл тем самым эпоху галльских войн. Завоевание и романизацию Запада принято считать одной из главных заслуг Цезаря во всемирной истории.
Действительно, почти десять лет Цезарь вёл войны на Севере, в результате которых завоевал Заальпийскую Галлию, а также номинально подчинил Риму Германию и Британию. «Цезарь употребил на завоевание Галлии последние жизненные силы умирающей республики», — писал Ф. Энгельс (Соч.,
Войны на Севере создали Цезарю славу великого полководца. По словам Веллея Патеркула, подвиги Цезаря в Галлии едва ли могут быть описаны и во многих свитках (II, 46, 1). Аппиан (II, 150) и Плутарх («Цезарь», 15) пишут, что он покорил 300 или 400 племён, завоевал более 800 городов, воевал с
Цезарь первым открыл для античного мира Британию, о которой до него ходили слухи как об острове огромных размеров. Диодор Сицилийский о покорении Британии говорит следующее: «В древности она оставалась неподверженной вражеским вторжениям: ни Дионис, ни Геракл и никто другой из героев не совершал против неё похода. В наши же времена Гай Цезарь, провозглашённый за своим деяния богом, впервые [из всех, чьё имя] сохранилось в памяти [человеческой], захватил этот остров и, победив британцев в войне, заставил их платить установленную дань» («Истор. библиотека», V, 21, 2). Средневековый английский учёный и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214—
Опыт галльских войн помог Цезарю сделать существенный вклад в развитие военного искусства. Историк Николай Дамасский в «Жизни Цезаря» (XXII, 80) сообщает, что он участвовал в 320 битвах в Европе и Азии. Военные операции Цезаря подробно характеризуются в «Стратегемах» Фронтина (I в. н. э.) и Полиэна (II в. н. э.) — лучших античных энциклопедиях военного искусства. Одной из главных военных заслуг Цезаря стало создание резерва и разработка принципов его использования. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Цезарь для боя строил армию обыкновенно в три линии: четыре когорты каждого легиона стояли в первой линии и по три когорты во второй и третьей линиях… Третья линия составляла общий резерв для решительных манёвров против фронта или фланга противника и для отражения решающего удара» (Избр. воен. произв. — М., 1956. — С. 153). Цезарю были свойственны быстрота переходов и стремительность нападения, рискованные поступки; несмотря на слабое здоровье, Цезарь упорно переносил военные тяготы. Известным военным приёмом Цезаря был следующий: он приказывал не закалять на огне наконечники копий: попав в щит врага, они загибались и затрудняли ему защиту. Некоторые авторы (американский историк П. Кафф), однако, полагают, что как полководец Цезарь допускал тактические просчёты, поэтому на первый план следует выдвигать его способности политического лидера и организатора. Как бы там ни было, но военное искусство Цезаря вплоть до XIX в. тщательно изучалось полководцами и военными историками. Поклонниками стратегии и тактики Цезаря были Наполеон Бонапарт и его племянник Наполеон III, написавший в
С завоеванием Запада связано создание знаменитых «Записок о галльской войне», которые стали классикой военно-мемуарного жанра. «Записки» были написаны Цезарем с целью подчеркнуть свои заслуги и оправдать все свои действия, поэтому некоторые авторы воспринимают их как фальсификацию. Однако чрезмерное недоверие «Запискам» вряд ли имеет серьёзные основания, так как крайняя тенденциозность Цезаря была бы только на руку его противникам. Тем не менее, Цезарь всегда подчёркивает превосходство римской доблести (virtus) над галльской, хотя отмечает и храбрость галлов, их стремление к свободе и изобретательность.
Военные заслуги Цезаря в
С галльскими походами Цезаря были связаны ещё некоторые мини-открытия. По словам его биографа Светония (56, 6), Цезарь, составляя отчёты сенату, первым стал придавать им вид книги со страницами, тогда как ранее консулы и военачальники писали их на листах сверху донизу. Римский архитектор Витрувий в своём известном трактате «Об архитектуре»
Римское завоевание стоило Галлии огромных потерь — Цезарь был завоевателем не только великим, но и кровавым. По Плутарху (гл. 15), за десять лет галльской кампании более 1 млн. человек было убито и ещё около 1 млн. захвачено в плен и, следовательно, продано в рабство Известно, что своим солдатам Цезарь дарил по рабу. С самого начала галльской войны Цезарь стремился подчеркнуть свою природную мягкость и доступность для просьб, но вместе с тем применял и жестокость. Например, в 51 г., когда Галлия была почти завоёвана, Цезарь сурово расправился с племенем кадурков после взятия их столицы Укселлодуна: хотя защитники города сдались в плен, победитель приказал отрубить им руки и отпустить их, стремясь этой мерой навести страх на всех галлов. При этом в «Записках о галльской войне» (VIII, 44) сказано: «Цезарь знал, что мягкость его всем известна», и поэтому не боялся испортить свою «человеколюбивую» репутацию.
Светоний (24, 3) сообщает, что, став наместником Галлии, Цезарь «не упускал ни одного случая для войны, даже для несправедливой или опасной, и первым нападал как на союзные племена, так и на враждебные и дикие, так что сенат однажды даже постановил направить комиссию для расследования положения в Галлии, а некоторые прямо предлагали выдать его неприятелю». Светонию вторит Дион Кассий (XLII, 20): «…Все войны, которые он вёл, за исключением немногих, он прекращал по собственному усмотрению». «В Галлии, — продолжает Светоний (54, 2), — он опустошал капища и храмы богов, полные приношений, и разорял города чаще ради добычи, чем в наказание. Оттого у него и оказалось столько золота, что он распродавал его по Италии и провинциям на вес, по три тысячи сестерциев за фунт».
Гражданская война
Победы Цезаря на Севере привели к тому, что его слава сравнялась со славой побед Помпея. После того как в 54 г. умерла дочь Цезаря Юлия, супруга Помпея, а в 53 г. в неудачном походе против парфян погиб Красс, сотрудничество между Цезарем и Помпеем кончилось. Триумвират и ранее сохранялся только постольку, поскольку отвечал временным интересам его участников; в 56 г., чтобы не допустить развала «союза трёх», Цезарь созвал Помпея и Красса со сторонниками в галльский город Луку, где были по-новому распределены сферы влияния. После гибели Красса, который играл роль «третьей силы», Помпей в 52 г. стал единоличным консулом (consul sine collega), заключив союз с сенатской олигархией против Цезаря. В 51—
Параллельно с гражданской Цезарь вёл ещё несколько войн. Преследуя Помпея, он прибыл в Египет, где был втянут в династические распри и вёл т. н. Александрийскую войну (конец 48 — начало 47 гг.), в результате которой назначил царицей Египта свою ставленницу Клеопатру. Во время этой войны Цезарь «прославился» тем, что, приказав поджечь египетский флот, он уничтожил знаменитую Александрийскую библиотеку, в которой хранилось около 700 тысяч томов. Летом 47 г. в битве при г. Зеле в Малой
В гражданской войне 49—
Цезарь стал победителем в гражданской войне главным образом благодаря тому, что опирался на наёмную армию как на главное орудие военного переворота и создал достаточно сильную социальную опору, умело играя на противоречиях различных социальных групп. Немаловажную роль при этом играла его идеологическая пропаганда. В самом начале войны Цезарь объявил: «Не для злодейств я выступил из Провинции, но с тем, дабы защититься от издевательств врагов, чтобы … освободить и себя, и народ римский от гнёта клики олигархов» («Гражд. война», I, 22). «Моя цель, — декларировал Цезарь, — превзойти всех своей справедливостью и гуманностью, как ранее я старался превзойти всех своими воинскими подвигами» (там же, I, 32). Избрав своим лозунгом «милосердие» (clementia) и проводя политику прощения политических противников, Цезарь переиграл Помпея и республиканцев. Ещё в 49 г. Цицерон писал в одном из своих писем: «Клянусь, если он никого не казнит и ни у кого ничего не отнимет, то те, кто его чрезвычайно боялся, будут чрезвычайно любить его» («К Аттику», VIII, 13, 1). Таким образом, Цезарь победил потому, что был сильнее и дальновиднее.
Диктатура Цезаря
Победив своих противников, Цезарь, по словам Аппиана (II, 106), «внушил к себе такой страх и славу о себе, какую не имел никогда никто до него. Вот отчего и угождали ему так чрезмерно, и были оказаны ему все почести, даже сверхчеловеческие…». Правление Цезаря (49—
Недооценка Цезарем опасности со стороны консервативных сенатских кругов, недостаточная прочность его социальной опоры, находящейся ещё в стадии формирования, определённые политические просчёты привели к убийству диктатора (15 марта 44 г.) и падению его режима. Простив многих своих противников и доверив им ответственные посты, Цезарь сам создал условия для формирования республиканской оппозиции, которая в итоге осуществила его убийство; в этом был главный просчёт политики «милосердия». Выдающийся английский историософ Арнольд Джозеф Тойнби в своём знаменитом труде «Постижение истории» (1934—
Республиканцы обвиняли Цезаря в стремлении к царской власти, и античные историки подхватили эту тенденцию. Как показал обзор историографии, и некоторые современные историки высказывают аналогичные мнения. Однако исторические факты свидетельствуют, что Цезарь не имел необходимости в царском венце, так как это могло нанести значительный ущерб его власти, сводило на нет его демократическую агитацию, размывало его социальную опору, наконец, дестабилизировало политическую обстановку в Риме, что никак не увязывается с реформами Цезаря, направленными как раз на выход из кризиса, который в
В период своей диктатуры Цезарь осуществил много преобразований, однако в данном случае представляют интерес наиболее важные из них.
Самым долговечным нововведением Цезаря стала реформа календаря, проведённая в 46 г.: диктатор заменил римский лунный календарь, который отставал от реального хода солнца, эллинистическим солнечным календарём из 365 дней, который использовался вплоть до реформы папы Григория XIII в 1582 г. Вычисления для нового календаря произвёл александрийский астроном Сосиген, который и был главным его создателем. «С этого года, так упорядоченного Юлием Цезарем, последующие на нашей памяти называются юлианскими, открываясь четвёртым консульством Цезаря», — писал учёный III в. н. э. Цензорин в своём трактате «О дне рождения» (гл. 20). Год вместо 10 состоял теперь из 12 месяцев, причём месяц квинтилий, в котором родился диктатор, был назван Юлием (Свет., 40; Апп., II, 106).
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Другим значительным мероприятием Цезаря была колонизация Италии и всего Средиземноморья, в результате которой он расселил около 80 тыс. человек по колониям, основал новые или реорганизовал старые города (Свет., 42, 1; Плут., 57; Апп., II, 120). Колонизация охватила главные провинции Рима и способствовала романизации Средиземноморья. В 45 г. был издан т. н. «Юлиев закон о муниципиях» (lex Julia municipalis), который установил правила функционирования этих территориально-административных единиц в Италии и стал основой для муниципального права эпохи Империи.
Цезарь предоставил населению Предальпийской Галлии римское гражданство (Дион, XLI, 36), обеспечив ей таким образом политическое равноправие с центром. Параллельно с этим Цезарь предоставлял различным городам в провинциях латинское право (ius Latium) — например, в Испании, где Цезарь был заинтересован в укреплении своей социальной опоры, так как там были сильны позиции помпеянцев. Раздача римского и латинского гражданства не только укрепляла социальную опору Цезаря и вообще римских властей, но и способствовала интеграции подданных в римскую средиземноморскую систему.
Будучи деятельным человеком, Цезарь был автором многих великих проектов, которые, однако, так и не сбылись. «Многочисленные успехи не были для деятельной натуры Цезаря основанием спокойно пользоваться плодами своих трудов, — писал Плутарх (гл. 58). — Напротив, как бы воспламеняя и подстрекая его, они порождали планы ещё более великих предприятий в будущем и стремление к новой славе, как будто достигнутая его не удовлетворяла. Это было некое соревнование с самим собой, словно с соперником, и стремление будущими подвигами превзойти совершённые ранее». Цезарь намеревался создать дорогу от Адриатики до Рима через Апеннинский хребет, спустить Фуцинское озеро в Италии, перекопать каналом Коринфский перешеек в Греции, осушить Помптинские болота недалеко от Рима и полученную землю раздать плебсу. Диктатор планировал кодифицировать римское право, устроить в Риме публичные библиотеки, поручив это дело известному учёному энциклопедисту Марку Теренцию Варрону. Кроме того, Цезарь хотел построить в Риме грандиозный храм Марса и создать огромный театр на склоне Тарпейской скалы (Плут., 58; Свет., 44, 1—
Эпоха Цезаря была временем развития римского архитектурного искусства. «Крупнейшие города не только в Италии, Галлии и Испании, но и в Азии и Греции он украшал великолепными постройками», — сообщает Светоний (28, 1). В свите Цезаря состоял известный архитектор Витрувий, который, видимо, выполнял какие-то работы. Диктатор построил в Риме базилику Юлия — одно из самых красивых и часто посещаемых общественных зданий в эпоху Империи. На Форуме была возведена новая ростральная трибуна, на которой выступали перед народом ораторы. В 46 г. Цезарь открыл новый храм, построенный известным греческим архитектором Аркесилаем в честь Венеры — прародительницы рода Юлиев (Venus Genetrix); рядом с храмом Цезарь приказал воздвигнуть статую Клеопатры (Апп., II, 102; Свет., 61; Дион, LI, 22). Но самым известным архитектурным творением диктатора был, вероятно, новый Форум Юлия, построенный рядом с республиканским Форумом. По мнению современных
Наконец, Цезарь планировал грандиозный военный поход на Восток, надеясь завоевать Парфянское царство и Индию; кроме того, он также намеревался разбить царя Дакии Буребисту, который создавал угрозу для Рима на Дунае (Свет., 44, 3; Апп., II, 110—
Цезарь как деятель
Как правильно заметил советский историк С. Л. Утченко (1908—
Французский историк Гастон Буассье (1823—
Английский историк Рональд Сайм в своей известной работе «Римская революция» (1939) доказывал, что Цезарь был реалистом и оппортунистом, который создал разнородную социальную опору и пытался организовать «правительство национальной концентрации», которое бы стабилизировало Римскую республику после глубокого кризиса.
Американский историк Лили Росс-Тейлор в работе «Партийная политика в эпоху Цезаря» (1949) отмечала, что Цезарь достиг власти, используя программу популяров, и считала конечной целью Цезаря создание политического строя, при котором все граждане Рима были бы клиентами руководителя государства, т. е. объединились бы в одну партию.
М. И. Ростовцев («Рождение Римской империи», 1918) правильно считал Цезаря одним из главных создателей средиземноморской державы, отмечая, что «фактически монархия Цезарем была осуществлена, может быть, не окончательно ещё достроена», но отвергая версию о его стремлении к царской власти. Авторитарные действия Цезаря были чересчур резкими, вследствие чего он оттолкнул от себя сенат, что, по мнению
С. Л. Утченко характеризовал Цезаря как великого человека, но неудачливого политика, указывая на его просчёты, в особенности на порочность его политики «милосердия», и противопоставлял ему более осмотрительного и дальновидного Августа.
Своему великому возвышению Цезарь был обязан не только исторической обстановке (претендентов на верховную власть было много), но в первую очередь своим личным качествам. Аппиан писал: «Гай Цезарь, победив всех своих соперников, взял в свои руки власть и, обеспечив её надёжной защитой, сохранил внешнюю форму и имя республики, но себя поставил монархом над всеми» («Рим. истор.», введ., 6). Диктатор был опытным руководителем, организатором и дипломатом, проявил незаурядные литературные способности, которые поставил на службу своим политическим целям (в своих «Записках» он искусно оправдывал свои действия во время галльской и особенно гражданской войны). Цезарь максимально использовал свои военные, политические и интеллектуальные способности, умел в короткие сроки осуществлять мероприятия глобального масштаба. Цезарем двигали, судя по всему, именно амбиции, которые заставляли его проделывать огромную работу ради достижения власти и славы. В целом это была цельная и амбициозная личность, которая ощущала свои возможности, знала, чего она хочет и каким образом эти желания осуществить.
Будучи «человеком превосходного дарования и светлого ума», Цезарь, тем не менее, был прагматиком. Дион Кассий (XLII, 49) приписывает ему такие слова: «Есть две вещи, которые защищают, укрепляют и увеличивают
Хотя Цезарь являлся расчётливым деятелем, нередко он был склонен к авантюризму. Были у него и политические просчёты: например, в 49 г. он назначил наместником Дальней Испании своего ставленника Квинта Кассия, который был неподходящей кандидатурой и своими злоупотреблениями вызвал восстание в провинции и тем самым способствовал активизации там помпеянцев. Самым крупным политическим просчётом Цезаря, как уже сказано, была реабилитация главных своих противников, что привело к его убийству и падению созданного им режима.
Отличительной чертой Цезаря-политика было умение привлекать к себе людей. Его сторонник и апологет Саллюстий писал о нём: «…Цезарь поставил себе за правило трудиться, быть бдительным; заботясь о делах друзей, он пренебрегал собственными, не отказывал ни в чём, что только стоило им подарить; для себя самого желал высшего командования, новой войны, в которой его доблесть смогла бы заблистать» («Заговор Катилины», 54, 4).
Являясь демагогом, Цезарь никогда не упускал случая для популистских действий. Достаточно привести два характерных примера из Диона Кассия. Будучи консулом в 59 г., Цезарь навязал сенату проект аграрного закона, который в итоге увеличил его влияние: «Общая масса [сенаторов], почти все оптиматы … были недовольны. Более всего огорчало их то, что Цезарь сумел так редактировать закон, что он, не подвергая никакой вине его инициатора, должен был лечь всей тяжестью на них. Они подозревали Цезаря (да таково и было в действительности его намерение), что он хотел этим законом отвлечь от них толпу и приобрести себе имя и силу над всеми людьми» (XXXVIII, 2). Прибыв осенью 48 г. в Египет и узнав об убийстве Помпея, Цезарь стал публично скорбеть по поводу его смерти, за что Дион Кассий порицает его: «Ведь с самого начала он неудержимо рвался к власти, всегда ненавидел Помпея как своего противника и соперника, во всём ему противодействовал, да и эту войну затеял только ради того, чтобы погубить его и захватить первое место в государстве» (XLII, 8).
Несмотря на политику социального лавирования, Цезарь выступал защитником рабовладельческого строя; советские историки рассматривали сменивший республику авторитарный режим именно как военную диктатуру класса рабовладельцев. Уже упоминалось, что в Галлии Цезарь захватил до 1 млн. рабов. Дион Кассий (XLI, 38) сохранил следующий интересный факт: когда в 49 г. в связи с урегулированием финансового кризиса плебс потребовал, чтобы рабы могли доносить на своих господ, если те преступают законодательство, Цезарь «призвал проклятие на себя самого, если он окажет доверие рабу, говорящему против своего господина». Таким образом, Цезарь проводил не надклассовую политику, но пытался объединить под своей эгидой различные социальные группы и группировки.
Наконец, следует добавить, что Цезарь — политик западного типа. Не случайно его почитатель Наполеон Бонапарт стал автором изречения: «Государь, совершенный во всех отношениях, должен был бы поступать как Цезарь, нравами походить на Юлиана, а добродетелями — на Марка Аврелия». Никколо Макиавелли, одному из творцов западной политической мысли, импонировали расчётливость Цезаря и его демагогическая политика: «Цезарь шёл к абсолютной власти над Римом, так что щедрость не могла принести ему вред, но его власти пришёл бы конец, если бы он, достигнув власти, жил бы дальше, не уменьшая расходы» («Государь», гл. 16). Цезарь, как чисто западный политик, будучи реалистом и тонким психологом, стремился к популярности и делал ставку на широкие массы, на манипуляцию ими. Прикрытие авторитарных методов демократической фразеологией, создание образов и стереотипов, социальное лавирование, постоянная смена тактики в зависимости от потребностей текущего момента, — характерные черты Цезаря и вообще политика западного типа.
Цезаризм
С именем диктатора и его политической практикой связан известный термин «цезаризм». Вопрос о том, что следует понимать под цезаризмом, и нужен ли этот термин вообще, уже давно занимает историков. В историографии существуют различные мнения.
Г. Буассье писал в связи с этим: «Не так-то легко, как думается, дать точное определение тому, что называется цезаризмом. Слово это очень распространено в ходу в нашей политической борьбе, но я всё же полагаю, что, в общем, нет об этом предмете правильного представления. Под цезаризмом обыкновенно понимают нечто вроде демократического деспотизма, то есть одно из тех абсолютных правлений, где именем народа правит один человек, претендующий быть его представителем и избранником. Такое определение справедливо лишь отчасти». Сам Буассье считал цезаризм антидемократической формой правления, монархией, по сути, и главным его создателем называл Августа.
Советская историография (в частности, Н. А. Машкин) трактовала цезаризм как «приобретение власти путём формально законным, но по существу дела вопреки воле народа» и сравнивала его с бонапартизмом. «Для римского цезаризма, — писал
Робер Этьен рассматривает цезаризм как надклассовую политику Цезаря, урегулирование всех противоречий внутри римского общества. «Итак, истинный цезаризм — цезаризм Цезаря — это не только политическое подавление и ущемление индивидуальной свободы. Его следует представлять себе во всей многогранности этого явления, в то время как позднейшие эпигоны оказались способны создать только пародию на цезаризм». Подобная дефиниция, однако, несёт на себе печать субъективизма, идеализирует политику Цезаря. Р. Этьен также оперирует термином «цезарепапизм», понимая под ним присвоение светским правителем полномочий духовной власти.
Историк Н. В. Чеканова отмечает следующие характерные черты цезаризма: «Сенат был поставлен под контроль диктатора, по существу, был лишён возможности управлять государственными делами и что, вероятно, самое главное, отстаивать свои привилегии. Однако сенаторы сохраняли богатство и моральный престиж. Народное собрание утратило даже незначительные элементы политического суверенитета, предоставленные республиканской политической нормой. Однако в качестве компенсации за утрату политического влияния по отношению к римскому народу усилилась формальная демонстрация уважительного отношения к его интересам и мнению. Цезарь одновременно выступал и организатором и носителем государственной власти».
Таким образом, под цезаризмом обычно понимают политический строй, при котором власть находится фактически в одних руках, но сохраняются республиканские институты и соответствующая политическая фразеология. Цезаризм представляет собой авторитарную форму власти в демократическом обрамлении, которая возникает в переходную эпоху и способствует урегулированию социальных противоречий. В этом главное отличие цезаризма. Его характерными чертами являются: концентрация чрезвычайной власти в руках одного лица, «демократизм» (стремление популяризовать эту форму правления), политика социального лавирования и объединения различных групп и группировок под эгидой правящего лица. Особенность цезаризма также состоит в том, что, несмотря на политику социального лавирования, основополагающей опорой этой формы правления является наёмная армия, в то время как взаимодействие с другими социальными группами — не более чем сотрудничество, имеющее тактический характер. В целом, можно сказать, что понятие «цезаризм» и «поздняя диктатура» являются идентичными.
Цезаризм возникает в рамках республики и, постепенно развиваясь благодаря Сципиону Африканскому, Марию, Сулле, Помпею Великому, достигает своего апогея при Цезаря, вследствие чего это явление и получило такое название. Окончательно цезаризм созрел при Августе, который учёл опыт Цезаря и, сохранив авторитарную сущность новой формы правления, придал ей более демократическую оболочку «восстановлённой республики» (res publica restituta).
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
Цезарь в отечественной истории
Диктатор сыграл определённую роль и в истории Северного Причерноморья, о чём целесообразно упомянуть. Вмешательство Цезаря в понтийские дела имело место начиная с 47 г. Когда царь Боспора Фарнак II, сын Митридата Евпатора, вторгся с армией в Азию, пытаясь вернуть себе отцовское царство, он, как известно, встретился с Цезарем и 2 августа 47 г. был наголову разбит им в битве при Зеле (Дион, XLII, 45—
Советский историк Е. С. Голубцова считала, что Цезарь перед походом на Восток планировал выступить против дакийского царя Буребисты, после чего обеспечить стабильность в Северном Причерноморье, которое он намеревался сделать своим тылом во время парфянской войны; взяв этот регион под свой контроль, Цезарь мог идти на парфян по побережью Чёрного моря, не повторяя просчёта Красса, который рискнул вести
Как видно из приведённых фактов и мнений исследователей, и в истории нашей страны Цезарь сыграл определённую роль, пытаясь поставить под свой контроль Боспор и Скифию, а в перспективе, если верить Плутарху, и завоевать эти территории.
Выводы. Цезарь был крупным историческим деятелем, неординарной личностью и сыграл важную роль в истории Древнего Рима и европейской цивилизации. Он не только стал одним из главных создателей Римской империи и орудием романизации Западной Европы, но и внёс вклад в формирование политической практики западной цивилизации. Цезарю удалось создать авторитарный режим, облачённый в республиканскую оболочку, и он старался придать этому режиму популярный характер, создавая разнородную социальную базу. В этом состоит главный «феномен» Цезаря как политика. Следует, однако, отметить, что в создании новой формы правления (цезаризма) Цезарь во многом следовал практике своих предшественников — Сципиона Африканского, Мария и Суллы, Помпея. Кроме того, диктатор осуществил реформу календаря, внёс вклад в развитие военного искусства, создал особый стиль военно-мемуарной литературы. Не менее серьёзную роль в определённый исторический момент играл он и в истории нашей страны. Таким образом, роль Юлия Цезаря в истории цивилизации и его вклад в развитие политической практики Запада следует признать весьма существенными.
ПРИЛОЖЕНИЕ. ЦЕЗАРЬ: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ»
Цезарь был не только волевым и амбициозным деятелем, мастером военного дела и политических интриг, но также и великим оратором, имеющим большой дар убеждения. Многие речи и распоряжения Цезаря сохранились в его мемуарных «Записках» и трудах античных авторов, а также в эпиграфических надписях, обнаруженных археологическим путём. Ниже приведены некоторые исторические документы, благодаря которым современный читатель может судить Цезаре по его собственным словам.
1. Ответ Цезаря посланцам Помпея в начале гражданской войны. После перехода Рубикона, январь 49 г.
«Я всегда ставил на первом плане свою честь и ценил её выше жизни; я был огорчён тем, что враги оскорбительнейшим образом вырывают у меня из рук милость римского народа и, насильственно сократив мою проконсульскую власть на целых шесть месяцев, тащат меня назад в Рим, тогда как народ повелел на ближайших выборах считаться с моей кандидатурой заочно. И всё-таки, в интересах государства, я отнёсся к этому умалению своей чести спокойно. Когда я послал сенату письмо с предложением, чтобы все распустили свои армии, то даже и этого не добился. По всей Италии производится набор; Помпей удерживает два легиона, уведённые у меня под предлогом войны с парфянами; всё гражданство находится под оружием. К чему же всё это клонится, как не к тому, чтобы погубить меня? Тем не менее, я готов пойти на все уступки и всё претерпеть ради государства. Пусть Помпей отправляется в свои провинции, пусть мы оба распустим свои войска, пусть вся Италия положит оружие, пусть гражданство будет избавлено от страха, а сенату и римскому народу пусть будет предоставлена независимость выборов и всё управление государством. Но для того, чтобы облегчить возможность этого соглашения, обставить его определёнными условиями и скрепить клятвой, Помпей или должен приехать ко мне сам, или согласиться на мой приезд; путём личных переговоров все недоразумения будут улажены» (Записки о гражданской войне. I, 9).
2. Письмо Цезаря Цицерону с намёком присоединяться к нему, а не к Помпею. Италия, город Формии, март 49 г.
«Император Цезарь шлёт привет императору Цицерону.
Хотя я только видел нашего [общего друга] Фурния и не мог ни поговорить с ним, ни выслушать его, как мне хотелось, ибо я торопился и был в пути, уже послав вперёд легионы, тем не менее, я не мог упустить случая написать тебе и послать его и выразить тебе свою благодарность, хотя я и часто это делал, и мне кажется, буду делать чаще: такие услуги оказываешь ты мне. Так как я уверен, что вскоре прибуду под Рим, прежде всего, прошу тебя дать мне возможность видеть тебя там, чтобы я мог воспользоваться твоим советом, влиянием, достоинством, помощью во всём. Возвращусь к сказанному выше: прости мою торопливость и краткость письма. Остальное узнаешь от Фурния» (Цицерон. Письма к Аттику. IX, 6a).
3. Письмо Цезаря своим друзьям Гаю Оппию и Луцию Корнелию Бальбу об эффективности политики «милосердия» (clementia). Март 49 г.
«Цезарь Оппию, Корнелию привет.
Клянусь, меня радует, что вы в своём письме отмечаете, сколь сильно вы одобряете то, что совершено под Корфинием [освобождение помпеянцев после сдачи этого города]. Вашему совету я последую охотно и тем охотнее, что и
Я захватил Нумерия Магия, префекта Помпея; разумеется, я последовал своему правилу и немедленно велел его отпустить. В мои руки попало уже два начальника мастеровых Помпея, и они отпущены мной. Если они захотят быть благодарными, они должны будут советовать Помпею, чтобы он предпочёл быть другом мне, а не тем, кто всегда и ему и мне были злейшими врагами, чьи козни и привели к тому, что государство пришло в такое состояние» (Цицерон. Письма к Аттику. IX, 7c, 1—
4. Обращение Цезаря к Помпею через посланцев о перемирии. Перед началом балканской кампании, январь 48 г.
«Оба мы должны наконец отказаться от своего упорства, положить оружие и больше не испытывать военного счастья. Мы уже понесли довольно большие потери, которые могли бы послужить нам уроком и предостеречь нас от дальнейших ударов судьбы. Помпей изгнан из Италии, потерял Сицилию, Сардинию, обе Испании и военную силу в Италии и Испании в сто тридцать когорт римских граждан; Цезарь огорчён смертью [легата] Куриона, гибелью африканской армии [осень 49 г.] и капитуляцией [Гая] Антония и его солдат под Куриктой [зима 49/48 г., Адриатика]. Поэтому нам пора пощадить и себя, и государство, так как мы сами своими несчастьями достаточно показали, в какой степени военные успехи зависят от случайности. Теперь единственный по удобству момент для мирных переговоров, пока мы оба ещё уверены в себе и представляемся равными друг другу; но если судьба даст одному из нас хоть небольшой перевес, то считающий себя более сильным не захочет и слушать об условиях мира, и тот, кто будет уверен в получении всего, не удовольствуется половиной. А так как до сих пор мы не могли сговориться относительно мирных условий, то теперь мы должны добиваться их в Риме у сената и народа. Это важно для государства и должно быть принято нами самими. Если оба мы теперь на военной сходке поклянёмся, что в ближайшие три дня распустим войска, положим оружие и откажемся от всех ресурсов, на которые мы теперь опираемся, то по необходимости оба мы должны будем удовлетвориться приговором народа и сената (чтобы облегчить Помпею принятие этого предложения, я готов распустить все свои сухопутные силы и стоящие в городах гарнизоны)» (Записки о гражданской войне. III, 10).
5. Из речи Цезаря к легионам перед Фарсальской битвой. 8 августа 48 г.
«Вам, войскам, во многих трудах испытанным, одержать верх над новобранцами тем более легко, что они склонны, как мальчишки, ещё к недисциплинированности и непослушанию своему военачальнику [Помпею], о котором я узнал, что он со страхом и вопреки своей воле выступает в бой, так как счастье его уже склонилось, и он во всём стал вял и медлителен и не столько повелевает, сколько подчиняется. Всё это я говорю только об италийцах, что же касается их союзников, то о них не думайте вовсе, не принимайте их в расчёт и не сражайтесь с ними совершенно, ибо сирийцы, фригийцы и лидийцы — рабы и всегда готовы к бегству и рабству. Им, я это твёрдо знаю, и вы это сами скоро увидите, даже сам Помпей не поручит сражаться в боевых рядах. Следите только за италийцами, не обращая внимания на то, что союзники, наподобие собак, будут бегать вокруг вас и подымать шум. Но, обратив врага в бегство, италийцев как своих единоплеменников щадите, а союзников истребляйте, чтобы навести ужас на тех. Но прежде всего нужно, чтобы я видел, что вы помните своё обещание победить, или умереть; поэтому разрушьте, выступая в бой, возведённые вами укрепления, засыпьте ров, чтобы у нас ничего не оставалось, если мы не победим, чтобы враги видели, что вы не имеете своего лагеря, и сознавали, что у вас нет иного выхода, как занять их лагерь» (Аппиан. Гражданские войны. II, 74).
6. Ответ Цезаря мирной делегации понтийского царя Фарнака. Малая Азия, июль 47 г.
«Прощение молящих о помиловании доставляет мне самое большое удовольствие, и всё-таки даже тем, кто оказался по отношению ко мне услужливым, я не могу простить обид, публично нанесённых провинциям. Мало того, та самая услуга, на которую вы ссылаетесь [добровольный отход армии Фарнака перед легионами Цезаря], принесла больше пользы Фарнаку, который этим обезопасил себя от поражения, чем мне, которому даровали победу бессмертные боги. Великие и тяжкие насилия над римскими гражданами, торговавшими в Понте, я не в состоянии сделать несуществующими, и потому прощаю их Фарнаку, что ибо он не может вернуть жизнь убитым… Но зато Фарнак должен немедленно очистить Понт, отпустить челядь откупщиков и возвратить римским гражданам всё, что ещё осталось в его руках. Если он сделает это теперь же, то тогда пусть и присылает мне дары и подарки [Фарнак прислал Цезарю золотой венок]» (Записки об Александрийской войне, 70).
7. Речь Цезаря к мятежным командирам Х легиона. Африка, весна 46 г.
«Я очень хотел бы, чтобы люди сами, наконец, положили предел своей дерзости и крайнему своеволию и не злоупотребляли бы моей мягкостью, умеренностью и терпением. Но так как они не знают для самих себя ни границ, ни меры, то я сам, по военному обычаю, проучу их, с тем, чтобы другие вели себя иначе. Гай Авиен! Так как ты в Италии подстрекал солдат римского народа против республики, а в муниципиях занимался грабежом и так как ты оказался бесполезным для меня и для республики, погрузив на корабли, вместо солдат, свою прислугу и животных, и по твоей милости республика в нужное время бедна солдатами, — по этим причинам я исключаю тебя из своей армии и приказываю сегодня же оставить Африку и удалиться как можно скорей. Так же и тебя, Авл Фонтей, за то, что ты был мятежным военным трибуном и плохим гражданином, я увольняю из своей армии. Тит Салиен, Гай Тирон, Авл Клузинат! Так как вы получили в моей армии должность командиров центурий моей милостью, но не за свою доблесть, и вели себя столь дурно, что ни на войне не были храбрыми, ни в мире порядочными и полезными людьми, но более думали о мятеже и подстрекательстве солдат против своего императора, чем о воинской чести и дисциплине, то я считаю вас недостойными командования центуриями в моей армии, я вас увольняю и приказываю как можно скорее оставить Африку» (Записки об Африканской войне, 54).
8. Декрет Цезаря о предоставлении привилегий иудейскому первосвященнику Гиркану за военную помощь во время Александрийской войны. 46 г.
«Юлий Цезарь, вторично император и верховный жрец, постановил на основании решения сената: так как иудей Гиркан, сын Александра, как ныне, так и раньше, во время мира и на войне, являл себя всегда верным и ревностным представителем наших интересов, как то засвидетельствовано целым рядом других полководцев, и ввиду того, что он во время последнего александрийского похода явился к нам на помощь во главе полуторатысячного отряда, … я назначаю Гиркана, сына Александра, с потомством иудейскими этнархами [наместниками], желаю, чтобы они навсегда сохранили за собой установленное их законами первосвященническое достоинство, и желаю видеть в нём и его сыновьях наших союзников, которые должны постоянно считаться в числе преданнейших друзей наших. Все дела, касающиеся культа или внутренних отношений иудеев между собой, пусть разрешает он сам или ведают его сыновья. Равным образом, если бы возник какой-либо спор между иудеями, я признаю авторитетность его решения (Гирканом). Вместе с тем запрещаю, чтобы войска располагались у него на зимние стоянки или чтобы с него взимались какие-либо денежные суммы» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIV, 10, 2).
9. Речь Цезаря перед жителями города Гиспалис (Испания), союзника Помпея. После разгрома помпеянцев при Мунде, март 45 г.
«С самого своего вступления в должность квестора [67 г.], я преимущественно перед интересами других провинций поставил себе целью заботиться об интересах Испании, оказывая этой стране все те услуги, какие были в моих силах. Получив преторство [62 г.] и с ним более веса и власти, я просил сенат сложить подати, наложенные [наместником] Метеллом на эту провинцию и успел в том. Притом я взялся ходатайствовать по всем делам, по которым Испания присылала послов, как частным, так и общественным, чем навлек на себя немало неприятностей. Во время своего консульства [59 г.], несмотря на то, что я находился большей частью в отлучке, я заботился постоянно об интересах Испании. Но вы забыли все благодеяния мои и римского народа, и заплатили за них самой черной неблагодарностью, что доказывает и нынешняя война, и прошлые события. Вы, ведая народное право и обычаи римского народа, неоднократно посягали на жизнь моих сановников, личность коих долженствовала быть для вас священной, что извинительно было бы только одним диким племенам. Среди белого дня злодейски, на общественной площади, хотели вы убить [Квинта] Кассия [наместник Испании в 49—