Донецкий Национальный университет
Исторический факультет
Отзывы и критику направлять по адресу: aleksey@skynet.dn.ua
Жизнь и смерть Юлия Цезаря: медицинский аспект
Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором, 2009 г.
с.80 Римский диктатор Юлий Цезарь, несомненно, принадлежит к числу наиболее популярных и даже легендарных личностей античной истории. Деятельность Цезаря была настолько обширной, яркой, динамичной и плодотворной по своим результатам, что уже современники считали его особым человеком и по-особому воспринимали его, испытывая к нему самые разнообразные чувства — от симпатии и восхищения до зависти и дикой ненависти. Ещё при жизни Цезаря был сформирован его оригинальный образ, который затем претерпел многократные превращения и в итоге был значительно мифологизирован в античной историко-литературной традиции. Пристальное внимание греко-римских авторов к личности Цезаря вполне объяснимо, если учесть, насколько притягателен был образ «божественного Юлия» для его современников и ближайших потомков. Как отметил римский историк Веллей Патеркул, «Цезарь овладевает рукою пишущего и заставляет, как бы тот ни торопился, задержать внимание на своей личности» (Vell. Pat. II, 41, 1). При этом заметим, что обожествленный диктатор играл важную роль в идеологии Римской империи, ибо считался предтечей «божественного Августа» и других принцепсов.
Поэтому вполне понятно, что жизнь Юлия Цезаря и его трагический конец, наступивший в мартовские иды 44 г. до н. э., нашли детальное отображение в античной историко-литературной традиции. Смерть Цезаря в сенате и предшествовавшие ей знамения подробно описаны многими древними авторами, которые своими рассказами, исполненными драматизма и мистицизма, словно подчеркивают особенную судьбу «божественного Юлия», дополнительно обосновывая его апофеоз, начавшийся еще при жизни.
Цезарь действительно был незаурядным деятелем Римского государства, в его экспрессивной и творческой личности органически сочетались военные и политические таланты, дипломатические умения и бесспорный литературный талант, проявившийся в его знаменитых «Записках» о галльской и гражданской войне. Цезарь был не только опытным организатором и правителем, но также интеллектуалом, тонко разбиравшимся в гуманитарных науках и социально-политической обстановке. Именно сочетание военно-политических и гуманитарных талантов в итоге позволило Цезарю стать властителем Рима и фактически создать собственную монархию, умело встроив её в существующий государственный строй, сохраняя таким способом внешнюю республиканскую оболочку. Цезарь максимально использовал свои многочисленные способности, умел в короткие сроки осуществлять мероприятия глобального масштаба. Насколько можно судить, Цезарем двигали именно амбиции, стремление к величию, заставлявшие его проделывать огромную работу ради достижения власти и славы. Цезарь был цельной и самодостаточной личностью, ощущал свои возможности и желания, знал, как их реализовать и неуклонно шел к этому [5].
с.81 Среди разнообразных аспектов жизни и деятельности Юлия Цезаря, что нашли подробное освещение в античной традиции, одним из наименее изученных является медицинский аспект. Между тем, помимо тщательного описания военных и государственных дел Цезаря, древние авторы приводят немало сведений о его человеческих свойствах и качествах, обнаруживая значительный интерес к личной жизни диктатора, причем сопровождают подобного рода рассказы самыми разнообразными сплетнями и гиперболами. Таким образом, источниковедческая база вполне позволяет получить представление о «медицинской истории» Цезаря и выяснить её возможное влияние на карьеру диктатора. Поскольку Цезарь был убит, а не умер естественной смертью, целесообразно отдельно рассмотреть его хронические болезни при жизни и обстоятельства его трагической гибели 15 марта 44 г. до н. э. По мнению автора, настоящее исследование может способствовать объективному и всестороннему изучению исторической деятельности Юлия Цезаря, выделяя и осмысливая ряд связанных с этой проблемой частных вопросов.
Как известно из произведений греко-римских историков, при всей своей экспрессивности и энергичности Цезарь был болезненной личностью и, в отличие от таких античных героев, как Александр Македонский, не обладал хорошей физической формой. Цезарь страдал так называемой «падучей болезнью» (эпилепсией) и, очевидно, рядом других хронических недугов, отчего ему с самого начала своей карьеры приходилось усиленно работать над собой, чтобы приобрести надлежащую физическую форму и справляться с многочисленными трудами. Современный британский исследователь Энтони Камм (Оксфордский университет) вообще выражает сомнения, как Цезарь мог сделать столь серьезную карьеру, в том числе стать римским верховным жрецом, коль он болел эпилепсией, которая воспринималась в обществе неоднозначна и была сопряжена с различными суевериями [11, p. 141].
О борьбе Цезаря с недугами и его военно-физической подготовке подробно сообщает Плутарх: «Любовь его к опасностям не вызывала удивления у тех, кто знал его честолюбие, но всех поражало, как он переносил лишения, которые, казалось, превосходили его физические силы, ибо он был слабого телосложения, с белой и нежной кожей, страдал головными болями и падучей, первый припадок которой, как говорят, случился с ним в Кордубе. Однако он не использовал свою болезненность как предлог для изнеженной жизни, но, сделав средством исцеления военную службу, старался беспрестанными переходами, скудным питанием, постоянным пребыванием под открытым небом и лишениями победить свою слабость и укрепить свое тело. Спал он большей частью на повозке или на носилках, чтобы использовать для дела и часы отдыха. Днем он объезжал города, караульные отряды и крепости, причем рядом с ним сидел раб, умевший записывать за ним, а позади один воин с мечом. Он передвигался с такой быстротой, что в первый раз проделал путь от Рима до Родана за восемь дней. Верховая езда с детства была для него привычным делом. Он умел, отведя руки назад и сложив их за спиной, пустить коня во весь опор. А во время этого похода он упражнялся еще и в том, чтобы, сидя на коне, диктовать письма, занимая одновременно двух или даже, как утверждает Оппий, еще с.82 большее число писцов. Говорят, что Цезарь первым пришел к мысли беседовать с друзьями по поводу неотложных дел посредством писем, когда величина города и исключительная занятость не позволяли встречаться лично» (Plut. Caes., 17).
Как следует из рассказа Плутарха, благодаря усилиям воли и напряженной военно-походной жизни Цезарю в целом удалось преодолеть свои недуги, даже более того, он проявлял большую физическую и умственную активность, управляясь со множеством дел. При этом Плутарх отмечает, что личное участие в военных делах служило для Цезаря не только физическим тренингом, но также идеологическим средством, при помощи коего он приобрел популярность среди своих войск: «он сам добровольно бросался навстречу любой опасности и не отказывался переносить какие угодно трудности» (там же).
О неуемной энергии Цезаря, его амбициозном стремлении к славе благодаря совершению великих предприятий (что само собой подразумевало большие нагрузки для организма) сообщает также один из его приверженцев, римский историк Саллюстий Крисп: «Цезарь поставил себе за правило трудиться, быть бдительным; заботясь о делах друзей, он пренебрегал собственными, не отказывал ни в чем, что только стоило им подарить; для себя самого желал высшего командования, войска, новой войны, в которой его доблесть могла бы заблистать» (Sallust. Cat., 54).
Не менее интересные сведения о военных трудах Цезаря приводит его биограф Светоний: «Оружием и конем он владел замечательно, выносливость его превосходила всякое вероятие. В походе он шел впереди войска, обычно пеший, иногда на коне, с непокрытой головой, несмотря ни на зной, ни на дождь. Самые длинные переходы он совершал с невероятной быстротой, налегке, в наемной повозке, делая по сотне миль в день, реки преодолевая вплавь или с помощью надутых мехов, так что часто опережал даже вестников о себе» (Suet. Caes., 57). Таким образом, Светоний подтверждает хороший уровень физической подготовки Цезаря во время его военных кампаний. При этом, как следует из рассказа Светония, Цезарь обладал вполне нормальным здоровьем, и в зрелом возрасте его недуги были незначительными: «Говорят, он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен, лицо чуть полное, глаза черные и живые. Здоровьем он отличался превосходным: лишь под конец жизни на него стали нападать внезапные обмороки и ночные страхи, да два раза во время занятий у него были приступы падучей. За своим телом он ухаживал слишком даже тщательно, и не только стриг и брил, но и выщипывал волосы…» (Suet. Caes., 45, 1—
Помимо этого, Цезарь смолоду имел много любовниц из числа представительниц римской знати, а также прослыл известным сибаритом и любителем роскоши, что затем поразительно сочеталось с его репутацией великого полководца и способностями переносить тяжелые условия жизни во время военных кампаний, занимавших значительную часть его жизни.
с.83 Итак, можно сделать вывод, что к началу гражданских войн 49—
Согласно данным античных авторов, более-менее существенные проблемы со здоровьем у Цезаря начались уже в период гражданских войн с Помпеем и республиканцами. К тому времени Цезарь был в относительно старшем возрасте (50—
Некоторые новейшие исследователи, в частности — итальянский историк Гульельмо Ферреро (1871—
Гульельмо Ферреро отмечал «духовный упадок Цезаря», якобы вызванный чрезмерными трудами на государственном поприще, и констатировал: «Раздражение, усталость, обольщение от этой огромной работы затемнили то сознание удобного случая и действительности, которое всегда было так ясно у него ранее» [9, с. 468]. Ферреро, будучи историком-фаталистом, изображал Цезаря «гениальным неудачником», которого к концу его карьеры постиг трагический конец, и для пущего обоснования этой концепции итальянскому исследователю понадобилось гиперболизировать некоторые факты из «медицинской истории» Цезаря. Вот почему Ферреро так настойчиво подчеркивает стрессовое состояние Цезаря к концу его жизни: «Его здоровье было плохо; припадки эпилепсии, которой он всегда страдал, сделались чаще и сильнее; тело и дух его были изнурены» [9, с. 487]. Чтобы выйти из этой сложной для него ситуации, пишет Ферреро, Цезарь готовил грандиозный поход против Парфии, направляя к этому все свои мысли [9, с. 493]. Однако убийство Цезаря помешало ему воплотить в жизнь этот дерзкий замысел, вследствие чего Парфия была спасена, а сам диктатор остался в истории в качестве неудачливого гения, «великого разрушителя» [9, с. 525—
Однако Р. Ю. Виппер пошел в этом вопросе ещё дальше Ферреро и, помимо повторения положений о стрессовом состоянии диктатора, также выдвинул предположение о «старческом безумии» Цезаря, якобы стремившегося стать царем Рима.
Цезарю было в начале 44 г. не более 57 лет — возраст, в котором многие выдающиеся римляне, Марий, Сулла, Помпей, Цицерон сохраняли полную физическую и умственную силу. Но у него, по-видимому, быстро наступила после необыкновенного напряжения преждевременная старость, померкла ясность ума, появилась повышенная чувствительность, и болезненные аффекты истощили окончательно подточенную раньше энергию. Досадной должна была уже казаться его поклонникам поздняя страсть императора к египетской царице… Безумствовал старик…» [2, с. 75].
Как видим, интерпретация Р. Ю. Виппера также является тенденциозной, тем более что ни один из античных источников не указывает прямо на психическое расстройство Цезаря, хотя в целом произведения древних авторов, например, Цицерона, содержат достаточное количество критики в адрес диктатора. В то же время реальные случаи психических заболеваний римских императоров, как, например, у Калигулы или Нерона, получили соответствующее отображение в античной историко-литературной традиции.
Чтобы получить объективное представление о психофизическом состоянии Цезаря накануне трагических мартовских ид 44 г., непосредственно обратимся к источникам.
Косвенным свидетельством развития хронических недугов Цезаря можно считать отрывок из «Письма к Гаю Юлию Цезарю о государственных делах», составленного уже упоминавшимся Саллюстием в сентябре 50 г. В этом политическом увещевании (suasoria) Саллюстий призывает Цезаря к борьбе с Помпеем и римской олигархией и в числе прочих аргументов говорит следующее: «Ибо, если теперь из-за болезни или по велению рока державу нашу постигнет несчастье, кто усомнится в том, что весь мир будут ожидать опустошения, войны, резня? Итак, если у тебя появится желание послужить родине и предкам, то ты, восстановив государственный строй, впоследствии славой своей превзойдешь всех людей, и тебя посмертно будут восхвалять больше, чем при жизни» (Sallust. Ad Caes. I, 13, 6). Как нетрудно понять, с.85 Саллюстий намекает на болезнь, могущую причинить Цезарю смерть (очевидно, подразумевается эпилепсия), в связи с чем он призывает его как можно лучше послужить Римскому государству, чтобы снискать такую славу, что может послужить великому человеку своеобразной компенсацией и по смерти.
С указанными словами Саллюстия также перекликается аналогичное воззвание к Цезарю Цицерона, содержащееся в речи последнего «По поводу возвращения Марцелла» (сентябрь 46 г.). Восхваляя диктатора за помилование и возвращение в Рим его прежнего противника, помпеянца Марка Марцелла, Цицерон среди прочих заслуг Цезаря упоминает о его служении государству и порицает за несвоевременные мысли о будущей смерти: «И вот я, хоть и не хотелось мне этого, услыхал знакомые нам твои прекраснейшие и мудрейшие слова: “Я достаточно долго прожил как для законов природы, так и для славы”. Достаточно, быть может, для законов природы, если ты так хочешь… но — и это самое важное — для отчизны, несомненно, мало. Поэтому оставь, прошу тебя, эти мудрые изречения ученых людей о презрении к смерти; не будь мудрецом, так как нам это грозит опасностью. Ибо я не раз слыхал, что ты слишком часто говоришь одно и то же, что ты прожил достаточно…» (Cic. Marcell. 8, 25). Судя по данному сообщению Цицерона, Цезарь не раз публично делал соответствующие заявления, подчеркивая свою исключительную преданность государству, поэтому трудно судить, то ли это был умелый идеологический трюк, то ли диктатор и в самом деле пресытился властью или, во всяком случае, ощущал усталость от своих постоянных трудов на государственном поприще.
Сходные сведения о таком поведении Цезаря передает и Светоний, сообщая post factum о трагедии мартовских ид: «У некоторых друзей осталось подозрение, что Цезарь сам не хотел дольше жить, а оттого и не заботился о слабеющем здоровье и пренебрегал предостережениями знамений и советами друзей. Иные думают, что он полагался на последнее постановление и клятву сената и после этого даже отказался от сопровождавшей его охраны из испанцев с мечами; другие, напротив, полагают, что он предпочитал один раз встретиться с грозящим отовсюду коварством, чем в вечной тревоге его избегать. Некоторые даже передают, что он часто говорил: жизнь его дорога не столько ему, сколько государству — сам он давно уж достиг полноты власти и славы, государство же, если что с ним случится, не будет знать покоя, а только ввергнется во много более бедственные гражданские войны» (Suet. Caes. 86, 1—
Таким образом, к 44 г. здоровье Цезаря действительно несколько пошатнулось, в связи с чем у него возникла некоторая апатия, хотя при этом он продолжал вести активную деятельность, разрабатывал множество масштабных проектов и проводил ряд реформ, а также готовился выступить в поход против Парфии. Поэтому в данном случае речь надо вести скорее об имевшей место усталости Цезаря и, возможно, рабочих стрессах, нежели о реальном и угрожавшем его здоровью прогрессировании хронических заболеваний. Так, о с.86 здоровье Цезаря в этот период Светоний сообщает, что «лишь под конец жизни на него стали нападать внезапные обмороки и ночные страхи» (Caes. 45, 1), а также упоминает об облысении диктатора, которое представляло скорее косметическую проблему, чем было опасным симптомом: «Безобразившая его лысина была ему несносна, так как часто навлекала насмешки недоброжелателей. Поэтому он обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб; поэтому же он с наибольшим удовольствием принял и воспользовался правом постоянно носить лавровый венок» (Caes. 45, 2).
Наконец, как следует из рассказа Плутарха, причиной стрессов у Цезаря в его последние годы стало чрезмерное напряжение во время Александрийской войны (осень 48 г. — весна 47 г.), когда диктатору пришлось находиться в осаде, опасаться заговоров и козней со стороны египетских царедворцев. Плутарх говорит: «По этой причине, чтобы обезопасить себя от покушений, Цезарь, как сообщают, и начал тогда проводить ночи в попойках» (Caes., 48). Таким образом, именно со времени пребывания в Александрии Цезарь начал бодрствовать по ночам, очевидно, употребляя вино и находясь в компании своих ближайших приверженцев. Вполне вероятно, что эта привычка могла приводить к нервному истощению и создавала дополнительные физиологические нагрузки и без того устававшему от множества дел диктатору.
Плутарх также косвенно упоминает об учащении приступов эпилепсии у диктатора, связывая этот факт с неким инцидентом, во время которого Цезарь якобы оскорбил сенаторов, публично предложивших ему какие-то дополнительные почести. В своем рассказе Плутарх говорит: «Цезарь, поняв, что их поведение вызвано его поступком, тотчас возвратился домой, и в присутствии друзей откинул с шеи одежду, крича, что он готов позволить любому желающему нанести ему удар. Впоследствии он оправдывал свой поступок болезнью, которая не дает чувствам одержимых ею людей оставаться в покое, когда они, стоя, произносят речь к народу; болезнь эта быстро приводит в потрясение все чувства: сначала она вызывает головокружение, а затем судороги. Но в действительности Цезарь не был болен: передают что он хотел, как и подобало, встать перед сенатом, но его удержал один из друзей или вернее льстецов — Корнелий Бальб, который сказал: “Разве ты не помнишь, что ты Цезарь? Неужели ты не потребуешь, чтобы тебе оказывали почитание, как высшему существу?”» (Caes., 60). Итак, сообщение Плутарха об указанном инциденте не позволяет окончательно уяснить, находился ли Цезарь в припадочном состоянии или же дело было в какой-то мелкой интриге, получившей превратное политическое толкование. Во всяком случае, даже если предположить, что в данном случае Цезарь действительно был болен падучей, это едва ли не единственный зафиксированный античной традицией случай, когда эпилептический приступ оказал влияние на его поведение.
По рассказу Аппиана Александрийского, именно в 44 г. Цезарь «задумал лечиться от эпилепсии и конвульсий, которым он часто внезапно, особенно во время отсутствия деятельности, подвергался» (App. Bell. Civ. II, 110). Об обращении диктатора к врачам косвенно свидетельствует также Николай Дамасский, сообщая, что накануне своей гибели, утром 15 марта с.87 44 г., Цезарю нездоровилось: «Врачи отговаривали его под предлогом болезни и головокружений, которые иногда у него бывали, что было и на этот раз…» (Nic. Dam. Caes. XXXIII, 83). Итак, судя по этим данным, Цезарь и в конце жизни уделял внимание своим хроническим недугам, занимаясь их профилактикой.
Таким образом, психофизическое состояние Цезаря накануне его кончины было вполне нормальным для обремененного множеством государственных дел
Более того, по данным тех же античных историков, именно в этот период Цезарь не прекращал своей, скажем так, амурной активности, и продолжал вести достаточно фривольную личную жизнь. Об этом, в частности, подробно сообщает Светоний: «Среди его любовниц были и царицы — например, мавританка Эвноя, жена Богуда: и ему и ей, по словам Назона, он делал многочисленные и богатые подарки. Но больше всех он любил Клеопатру: с нею он и пировал не раз до рассвета, на ее корабле с богатыми покоями он готов был проплыть через весь Египет до самой Эфиопии, если бы войско не отказалось за ним следовать; наконец, он пригласил ее в Рим и отпустил с великими почестями и богатыми дарами, позволив ей даже назвать новорожденного сына его именем. <…> Народный трибун Гельвий Цинна многим признавался, что у него был написан и подготовлен законопроект, который Цезарь приказал провести в его отсутствие: по этому закону Цезарю позволялось брать жен сколько угодно и каких угодно, для рождения наследников» (Suet. Caes. 52, 1, 3).
Об амурных увлечениях Цезаря в 46—
Итого, как следует из античных источников, в 56 лет Цезарь обладал вполне нормальным для его возраста и положения здоровьем, проявлял большую активность, причем не только общественную, а его хронические болезни не оказывали существенного влияния на его поведение, тем более что он пытался (или, по крайней мере, собирался) лечить их.
Наконец, Цезарь трагически погиб насильственной смертью, будучи убит заговорщиками в римском сенате, что придает драматизма его личной судьбе, а также добавляет оригинальности его «медицинской истории». Весь парадокс медицинского аспекта жизни и смерти Цезаря состоит как раз в том, что хронические болезни в данном случае не сыграли никакой роли в его кончине. В связи с этим, завершая исследование затронутой в настоящей работе проблемы, нелишним будет установить медицинские причины гибели Цезаря в результате его убийства в мартовские иды 44 г.
Как сообщают все античные авторы, непосредственным поводом для публичного убиения диктатора в римском сенате стали многочисленные провокации, имевшие место в январе — феврале 44 г. и предполагавшие наделение Цезаря царской властью. В Риме упорно ходили слухи, что диктатор намеревается присвоить себе титул царя, что противоречило древней республиканской традиции и кощунственно попирало пресловутую свободу (libertas) римских граждан, нарушая обычаи предков (mos majorum). Анализ источников позволяет однозначно квалифицировать эти слухи и акты как преднамеренные провокации противников Цезаря — сенатской олигархии и помпеянцев, активных участников заговора Брута и Кассия. Тем более что Цезарь официально отверг предложенную ему на народном сходе царскую власть, отослав поднесенный ему царский венец в храм Юпитера на Капитолии (App. Bell. Civ. II, 109; Cass. Dio. XLIV, 11; Plut. Caes., 61; Suet. Caes. 79, 2; Nic. Dam. Caes. XXI, 73); при этом диктатор приказал сделать в летописи специальную запись о том, что Цезарь публично не принял царскую власть (Cic. Phil. II, 87).
Тем не менее, заговор Брута и Кассия увенчался успехом. Несмотря на различные доносы, приходившие Цезарю на заговорщиков, вопреки многочисленным знамениям, якобы ниспосланным свыше, — если верить античной традиции, — враги Цезаря всё-таки заманили его в сенатское помещение, где и убили на месте.
Античные авторы сообщают множество интересных деталей о кровавой трагедии, состоявшейся в курии Помпея 15 марта 44 г. Чтобы иметь полное представление о медицинском аспекте убийства Цезаря, приведем наиболее известные и подробные описания этих событий.
Версия Николая Дамасского: «При его входе весь сенат встал в молчании в знак уважения к нему. А приготовившиеся нанести ему удар уже стояли вокруг него. Первым к нему подошел Туллий Цимбр, брат которого был сослан Цезарем. Под предлогом усердной просьбы за этого брата он близко подошел к нему, ухватился за его тогу, и казалось, что он производит движения более дерзкие, чем какие полагается смиренно просящему человеку; при этом он с.89 мешал Цезарю подняться, если бы он этого хотел, и действовать руками. Когда же Цезарь с раздражением выявил своё неудовольствие, заговорщики приступили к действиям. Быстро обнажив свои кинжалы, они все бросились на него. Сервилий Каска первым наносит ему удар мечом в левое плечо, чуть выше ключицы; он нацелился на нее, но от волнения промахнулся. Цезарь вскочил, чтобы оттолкнуть его, но он, перекрывая шум, громко, на греческом языке, зовет на помощь своего брата, который, услышав его, вонзает свой меч Цезарю в бок. Кассий, несколько опередив его, наносит Цезарю удар поперек лица. Децим же Брут — глубокую рану в пах. Кассий Лонгин, спеша нанести еще один удар, промахнулся и задел руку Марка Брута. Минуций, тоже замахнувшись на Цезаря, поранил Рубрия. Было похоже, что они сражаются за него. Наконец, получив множество ран, Цезарь падает перед статуей Помпея. Не осталось никого, кто бы не нанес удара лежащему трупу, желая показать, что и он принимал участие в этом убийстве. Получив тридцать пять ран, Цезарь, наконец, испустил дух» (Nic. Dam. Caes. XXIV, 88—
Версия Плутарха: «При входе Цезаря сенат поднялся с места в знак уважения. Заговорщики же, возглавляемые Брутом, разделились на две части: одни стали позади кресла Цезаря, другие вышли навстречу, чтобы вместе с Туллием Кимвром просить за его изгнанного брата; с этими просьбами заговорщики провожали Цезаря до самого кресла. Цезарь, сев в кресло, отклонил их просьбы, а когда заговорщики приступили к нему с просьбами, еще более настойчивыми, выразил каждому из них свое неудовольствие. Тут Туллий схватил обеими руками тогу Цезаря и начал стаскивать ее с шеи, что было знаком к нападению. Каска первым нанес удар мечом в затылок; рана эта, однако, была неглубока и не смертельна: Каска, по-видимому, вначале был смущен дерзновенностью своего ужасного поступка. Цезарь, повернувшись, схватил и задержал меч. Почти одновременно оба закричали: раненый Цезарь по-латыни — “Негодяй Каска, что ты делаешь?”, а Каска по-гречески, обращаясь к брату, — “Брат, помоги!”. Непосвященные в заговор сенаторы, пораженные страхом, не смели ни бежать, ни защищать Цезаря, ни даже кричать. Все заговорщики, готовые к убийству, с обнаженными мечами окружили Цезаря: куда бы он ни обращал взор, он, подобно дикому зверю, окруженному ловцами, встречал удары мечей, направленные ему в лицо и в глаза, так как было условленно, что все заговорщики примут участие в убийстве и как бы вкусят жертвенной крови. Поэтому и Брут нанес Цезарю удар в пах. Некоторые писатели рассказывают, что, отбиваясь от заговорщиков, Цезарь метался и кричал, но, увидев Брута с обнаженным мечом, накинул на голову тогу и подставил себя под удары. Либо сами убийцы оттолкнули тело Цезаря к цоколю, на котором стояла статуя Помпея, либо оно там оказалось случайно. Цоколь был сильно забрызган кровью. Можно было подумать, что сам Помпей явился для отмщенья своему противнику, распростертому у его ног, покрытому ранами и еще содрогавшемуся. Цезарь, как сообщают, получил двадцать три раны. Многие заговорщики переранили друг друга, направляя столько ударов в одно тело» (Plut. Caes., 66).
с.90 Рассказ Светония: «Он сел, и заговорщики окружили его, словно для приветствия. Тотчас Тиллий Цимбр, взявший на себя первую роль, подошел к нему ближе, как будто с просьбой, и когда тот, отказываясь, сделал ему знак подождать, схватил его за тогу выше локтей. Цезарь кричит: “Это уже насилие!” — и тут один Каска, размахнувшись сзади, наносит ему рану пониже горла. Цезарь хватает Каску за руку, прокалывает ее грифелем, пытается вскочить, но второй удар его останавливает. Когда же он увидел, что со всех сторон на него направлены обнаженные кинжалы, он накинул на голову тогу и левой рукой распустил ее складки ниже колен, чтобы пристойнее упасть укрытым до пят; и так он был поражен двадцатью тремя ударами, только при первом испустив не крик даже, а стон, — хотя некоторые и передают, что бросившемуся на него Марку Бруту он сказал: “И ты, дитя мое!”. Все разбежались; бездыханный, он остался лежать, пока трое рабов, взвалив его на носилки, со свисающей рукою, не отнесли его домой. И среди стольких ран только одна, по мнению врача Антистия, оказалась смертельной — вторая, нанесенная в грудь» (Suet. Caes. 82, 1—
Описание Аппиана Александрийского: «Перед входом в сенат заговорщики оставили из своей среды Требония, чтоб он разговором задержал Антония, Цезаря же, когда он сел на своем кресле, они, словно друзья, обступили со всех сторон, имея скрытые кинжалы. И из них Тиллий Цимбр, став перед Цезарем, стал просить его о возвращении своего изгнанного брата. Когда Цезарь сперва откладывал решение, а затем совершенно отказал, Цимбр взял Цезаря за пурпуровый плащ, как бы еще прося его, и, подняв это одеяние до шеи его, потянул и вскрикнул: “Что вы медлите, друзья?”. Каска, стоявший у головы Цезаря, направил ему первый удар меча в горло, но, поскользнувшись, попал ему в грудь. Цезарь вырвал свой плащ у Цимбра и, вскочив с кресла, схватил Каску за руку и потянул его с большой силой. В это время другой заговорщик поразил его мечом в бок, который был вследствие поворота Цезаря к Кассию доступен удару, Кассий ударил его в лицо, Брут — в бедро, Буколиан — между лопатками. Цезарь с гневом и криком, как дикий зверь, поворачивался в сторону каждого из них. Но после удара Брута, или потому что Цезарь уже пришел в совершенное отчаяние, он закрылся со всех сторон плащом и упал, сохранив благопристойный вид, перед статуей Помпея. Заговорщики превзошли всякую меру и в отношении к падшему и нанесли ему до 23 ран. Многие в суматохе ранили мечами друг друга. <…> Большинство должностных лиц и большая толпа горожан и приезжих, множество рабов и вольноотпущенных провожали его обычно из дома в сенат. Из всех их теперь осталось только трое, так как все остальные разбежались; они положили тело Цезаря на носилки и понесли, но иначе, чем это обыкновенно бывало: только трое понесли домой того, кто еще так недавно был владыкой всего мира» (App. Bell. Civ. II, 117—
Рассказ Кассия Диона: «Когда он, наконец, достиг сената, Требоний удержал Антония на расстоянии где-то снаружи. Ибо, хотя они и планировали убить его вместе с Лепидом, но опасались навлечь на себя враждебность вследствие числа уничтоженных, на том основании, что убили Цезаря ради захвата верховной власти, а не для освобождения города, как они с.91 притворялись; вот почему они не желали, чтобы даже Антоний присутствовал при убийстве. Что до Лепида, то он был послан в поход и находился в предместьях. Итак, когда Требоний заговорил с Антонием, остальные тесно обступили Цезаря, который был настолько приветливым и доступным, чем кто-либо другой; и вот одни беседовали с ним, в то время как другие, притворялись, будто представляют ему прошение, для того чтобы он не мог совершенно ничего заподозрить. И когда нужный момент наступил, один из них приблизился к нему, словно выражая свою благодарность за некое благодеяние или за нечто другое, и стянул с его плеча тогу, подав этим знак, о каком условились заговорщики. Затем они сразу набросились на него со многих сторон, изранив до смерти, ибо по причине их количества Цезарь не мог ничего ни сказать, ни поделать, но накрыл лицо и был убит со многими ранами. Это самый правдивый рассказ, хотя некоторые и прибавили, будто Бруту, когда тот нанёс ему сильнейший удар, он сказал: “И ты тоже, мой сын?” <…> Таким путём Цезарь нашёл свой конец. И поскольку он был убит в сооружении Помпея и близ его статуи, которая там в то время стояла, то показалось, будто его соперник таким способом проявил свою месть, тем более что огромные молнии и ужасный ливень начались вслед за этим» (Cass. Dio. XLIV, 19, 52).
Как рассказывают подробные, драматические по форме рассказы античных историков — несомненно, претерпевшие определенные изменения в угоду политико-идеологической и художественной традиции, — Цезарь получил множество колотых ножевых ран. Из них одна, нанесенная в грудь, оказалась смертельной. Остальные раны (большинство источников называет 23), судя по тому, что многие заговорщики действовали в суматохе и в спешке ранили мечами друг друга, скорее обезобразили тело Цезаря, чем оказались глубокими. Тем не менее, из-за множества рваных и колотых ранений, несомненно, вызвавших большую потерю крови, Цезарь тотчас скончался, распростершись перед статуей Помпея Великого.
Таков трагический эпилог «медицинской истории» Юлия Цезаря. Политическая его история завершилась массовыми народными волнениями на похоронах диктатора, изгнанием и наказанием его убийц и окончательным апофеозом, причислением «божественного Юлия» к римскому пантеону богов, не говоря уже о первом почетном месте, которое Цезарь получил в плеяде императоров Рима. Что же касается собственно медицинского аспекта жизни и смерти диктатора, то можно ещё раз констатировать очевидное противоречие между хроническими заболеваниями Цезаря, имевшимися при его жизни, и летальным исходом, произошедшим в результате трагедии мартовских ид.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Аппиан Александрийский. Римская история. — М., 2002.
2. Виппер Р. Ю. Очерки истории Римской империи // Виппер
3. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. — М., 1981.
4. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. — М., 1993.
5. Мартынов А. Юлий Цезарь. Личность в истории // Наука и Техника (Харьков), 2008, № 6. — С. 70—
6. Немировский А. И., Дашкова М. Ф. «Римская история» Веллея Патеркула. — Воронеж, 1985.
7. Николай Дамасский. О Жизни Цезаря Августа и о его воспитании // Вестник древней истории, 1960, № 4.
8. Плутарх. Цезарь // Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 3 тт. Том 2. — СПб., 2001.
9. Ферреро Г. Юлий Цезарь. — Ростов-на-Дону, 1997.
10. Цицерон Марк Туллий. Речи в 2 тт. Том второй (63—
11. Kamm A. Julius Caesar. A life. — L.;
12. Roman History by Cassius Dio. Published in vol. IV of the Loeb Classical Library edition, 1916. — Available from: http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Cassius_Dio.