А. Д. Рудоквас

К вопросу о характере гонений Лициния

Вестник СПбГУ. Сер. 2, 1996, вып. 2 (№ 9). С. 94—97.

с.94 Прак­ти­че­ски во всех работах о вре­ме­ни импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Вели­ко­го его сопра­ви­тель Лици­ний пред­став­ля­ет­ся как пол­ный анти­под послед­не­го, языч­ник до моз­га костей, вре­мен­но согла­сив­ший­ся на аль­янс с цер­ко­вью из поли­ти­че­ских сооб­ра­же­ний, но вско­ре после это­го став­ший ее непри­ми­ри­мым гони­те­лем. Вот наи­бо­лее типич­ные мне­ния по это­му пово­ду: «…насколь­ко нам извест­но, в восточ­ных про­вин­ци­ях Лици­ний, после пуб­ли­ка­ции его пись­ма 313 года (т. е. Милан­ско­го эдик­та), не выка­зал ника­ко­го даль­ней­ше­го рас­по­ло­же­ния к хри­сти­а­нам и посте­пен­но вер­нул­ся к поли­ти­ке репрес­сий. Эта пере­ме­на пред­став­ля­ет­ся резуль­та­том рас­ту­ще­го отчуж­де­ния меж­ду Кон­стан­ти­ном и его кол­ле­гой… нет при­чин сомне­вать­ся в трак­тов­ке Евсе­ви­ем вой­ны Кон­стан­ти­на с Лици­ни­ем как вой­ны хри­сти­ан­ства с язы­че­ст­вом»1.

Немец­кий иссле­до­ва­тель Карл Хённ даже отно­сит вре­мя появ­ле­ния «лаба­ру­ма» как импе­ра­тор­ско­го штан­дар­та к 324 г. и счи­та­ет, что в дан­ном слу­чае он дол­жен был сим­во­ли­зи­ро­вать откры­тое про­ти­во­сто­я­ние хри­сти­ан­ства с язы­че­ст­вом2. Его сооте­че­ст­вен­ник Отто Зеек в ста­тье о Лици­нии так­же выска­зы­ва­ет мне­ние, что Лици­ний с само­го нача­ла лишь при­тво­рял­ся таким же покро­ви­те­лем хри­сти­ан, как и Кон­стан­тин, а после раз­ры­ва с послед­ним из сооб­ра­же­ний как поли­ти­че­ских, так и суе­вер­ных сде­лал став­ку на язы­че­ских богов уже в откры­тую3.

с.95 Дан­ная трак­тов­ка обра­за Лици­ния в прин­ци­пе явля­ет­ся рацио­на­ли­зи­ро­ван­ным пере­ло­же­ни­ем вер­сии этих собы­тий, дан­ной Евсе­ви­ем Кеса­рий­ский. Схе­ма Евсе­вия про­ста: сна­ча­ла Лици­ний покро­ви­тель­ст­ву­ет хри­сти­а­нам вме­сте с Кон­стан­ти­ном, потом, испу­гав­шись, что они перей­дут на сто­ро­ну послед­не­го, и поте­ряв рас­судок (виной чему — коз­ни Дья­во­ла), начи­на­ет жесто­кие гоне­ния, направ­лен­ные не толь­ко про­тив отдель­ных сто­рон­ни­ков Кон­стан­ти­на, но про­тив само­го Бога, т. е. церк­ви как тако­вой. В опи­са­нии Евсе­вия после­до­вав­шая затем вой­на — это про­ти­во­сто­я­ние защит­ни­ка хри­сти­ан и их гони­те­ля, послед­нее в цепи ана­ло­гич­ных по харак­те­ру воен­ных столк­но­ве­ний Кон­стан­ти­на и его про­тив­ни­ков. Нет сомне­ний в про­па­ган­дист­ском харак­те­ре дан­ной схе­мы4, и здесь мож­но лишь спо­рить о том, насколь­ко созна­тель­но Евсе­вий допу­стил эту фаль­си­фи­ка­цию.

Сле­ду­ет отме­тить, что к дан­ной интер­пре­та­ции Евсе­вия под­тал­ки­вал сам жанр его про­из­веде­ния в том слу­чае, когда речь идет о «Жиз­не­опи­са­нии Кон­стан­ти­на». Это «Жиз­не­опи­са­ние…» — не био­гра­фия импе­ра­то­ра в пол­ном смыс­ле это­го сло­ва, а похваль­ная речь, «энко­мий» царю, извест­ный еще со вре­мен Исо­кра­та и Ксе­но­фон­та. Одна из его харак­тер­ных черт — одно­знач­ность оцен­ки героя, что опре­де­ля­ет и под­бор толь­ко тех фак­тов, кото­рые име­ют зна­че­ние для фор­ми­ро­ва­ния этой оцен­ки5. Подоб­ным обра­зом дело обсто­ит и с «Цер­ков­ной исто­ри­ей», где образ Лици­ния как про­тив­ни­ка Кон­стан­ти­на жест­ко детер­ми­ни­ро­ван его ролью гони­те­ля как аген­та Дья­во­ла в его борь­бе с пред­ста­ви­те­лем Бога — Кон­стан­ти­ном6. Но, поми­мо ука­зан­ных, у Евсе­вия были дру­гие при­чи­ны для фаль­си­фи­ка­ции, кото­рые име­ли поли­ти­че­ский харак­тер.

Евсе­вий подроб­но рас­ска­зы­ва­ет о том, како­го рода гоне­ния име­ли место. Он сооб­ща­ет, что Лици­ний издал закон, «запре­щаю­щий вза­им­ное сооб­ще­ние епи­ско­пов, путе­ше­ст­вия их в погра­нич­ную цер­ковь, состав­ле­ние собо­ров и сове­тов и сове­ща­ние о поль­зе (хри­сти­ан)» (Euseb. V. C. X. 8). Он изгнал из двор­ца и армии хри­сти­ан, кото­рым до это­го покро­ви­тель­ст­во­вал, запре­тил сов­мест­ные молит­вы жен­щин и муж­чин, а так­же акты хри­сти­ан­ско­го мило­сер­дия по отно­ше­нию к заклю­чен­ным в тюрь­мах и собра­ния наро­да в пре­де­лах город­ских стен (Ibid. I. 52. 53. 54; H. E. X. 8. 10).

Апо­ге­ем гоне­ний ста­ли напа­де­ния на епи­ско­пов, впро­чем, лишь на тех, кто осо­бен­но силь­но про­ти­во­дей­ст­во­вал его репрес­сив­ным мерам. Евсе­вий пря­мо свя­зы­ва­ет эти гоне­ния с тем, что дру­зей Кон­стан­ти­на Лици­ний счи­тал сво­и­ми вра­га­ми (Euseb. V. C. I. 56).

Тем не менее ни по раз­ма­ху, ни по жесто­ко­сти эти пре­сле­до­ва­ния не идут ни в какое срав­не­ние с гоне­ни­я­ми пред­ше­ст­ву­ю­щих импе­ра­то­ров, начи­ная с Дио­кле­ти­а­на и кон­чая Мак­си­ми­ном Дай­ей. Види­мо, созна­вая это, Евсе­вий в «Цер­ков­ной исто­рии» дела­ет ого­вор­ку, что истреб­ле­нию всех хри­сти­ан Лици­ни­ем поме­ша­ла вой­на с Кон­стан­ти­ном, закон­чив­ша­я­ся победой послед­не­го. Таким обра­зом утвер­жда­ет­ся, что Лици­ний про­сто не успел раз­вер­нуть тоталь­ное гоне­ние (H. E. X. 8. 19).

Еще более опре­де­лен­но по пово­ду этих гоне­ний выска­зал­ся позд­ней­ший хро­нист из Акви­та­нии Суль­пи­ций Север (V в.), кото­рый писал, что они были столь незна­чи­тель­ны, что даже не могут счи­тать­ся гоне­ни­я­ми (Sulp. Sev. Chro­ni­ca. II. 33. 2).

Име­ю­щи­е­ся в нашем рас­по­ря­же­нии доку­мен­таль­ные свиде­тель­ства, свя­зан­ные с ари­ан­ским рас­ко­лом, дают воз­мож­ность про­яс­нить истин­ный харак­тер репрес­сив­ных мер Лици­ния и их направ­лен­ность. Кажет­ся, что наши источ­ни­ки более охот­но употреб­ля­ют тер­мин «евсе­ви­ане», чем «ари­ане» и при этом он напол­нен боль­шой кон­крет­но­стью, обо­зна­чая груп­пу вли­я­тель­ных епи­ско­пов Восто­ка. В нее вхо­ди­ли поми­мо само­го Евсе­вия Нико­медий­ско­го так­же Секунд Пто­ле­ма­ид­ский, Патро­фил Ски­фо­поль­ский, Мит­ро­фан Эфес­ский, Фео­гнис Никей­ский, Пав­лин Тир­ский, Марий Хал­кедон­ский и др. Мы име­ем хотя и немно­го­чис­лен­ные, но явные дока­за­тель­ства того, что в отно­ше­нии Кон­стан­ти­на к этой пар­тии играл боль­шую роль фак­тор поли­ти­че­ский.

Созо­мен пря­мо гово­рит, что в посла­нии к жите­лям Нико­медии Кон­стан­тин обна­ру­жил и дру­гую, поми­мо под­держ­ки Ария, при­чи­ну сво­его гне­ва на Евсе­вия Нико­медий­ско­го, а имен­но то, что Евсе­вий и преж­де уже дер­жал­ся сто­ро­ны тира­на (т. е. Лици­ния) и интри­го­вал про­тив Кон­стан­ти­на (So­zo­me­nus E. H. I. 21). Фео­до­рит пол­но­стью при­во­дит текст это­го пись­ма, из кото­ро­го ста­но­вит­ся ясно, что Евсе­вий Нико­медий­ский был дове­рен­ным лицом Лици­ния во вре­мя гоне­ний и, поль­зу­ясь его защи­той и под­держ­кой, инспи­ри­ро­вал убий­ство неугод­ных ему епи­ско­пов (Theo­do­re­tus. E. H. I. 20). Кон­стан­тин так­же обви­ня­ет Евсе­вия в том, что он не толь­ко интри­го­вал про­тив него, но и посы­лал к нему лазут­чи­ков и ока­зы­вал его вра­гам все­воз­мож­ную помощь. Импе­ра­тор даже берет­ся дока­зать свои обви­не­ния, так как име­ет в сво­ем рас­по­ря­же­нии схва­чен­ных им пособ­ни­ков Евсе­вия из чис­ла пре­сви­те­ров и диа­ко­нов (Ibid.).

Оче­вид­но, что это пись­мо застав­ля­ет по-ино­му трак­то­вать гоне­ния Лици­ния. Как выяс­ня­ет­ся, они не толь­ко не име­ли тоталь­но­го харак­те­ра, но явля­лись, к тому же, отра­же­ни­ем борь­бы груп­пи­ро­вок в восточ­ной церк­ви, одну из кото­рых — евсев­нан — под­дер­жи­вал Лици­ний. Как мы видим, часть восточ­ной церк­ви в лице евсе­ви­ан под­дер­жи­ва­ла борь­бу Лици­ния про­тив Кон­стан­ти­на, а судя по тому, что он их прак­ти­че­ски не пока­рал (здесь умест­но вспом­нить о пач­ке доно­сов на епи­ско­пов, кото­рые он сжег на их гла­зах, не читая, на Никей­ском собо­ре (Ibid.)), эта груп­пи­ров­ка была столь вли­я­тель­на, что импе­ра­то­ру было выгод­но с ней при­ми­рить­ся. При­чи­на с.96 того, что об этом умол­чал Евсе­вии Кеса­рий­ский, про­ста: он сам был бли­зок к евсе­ви­а­нам и, по-види­мо­му, не хотел касать­ся этой щекот­ли­вой темы, в чем его жела­ние сов­па­ло с жела­ни­ем само­го Авгу­ста.

Что каса­ет­ся кон­крет­ных фак­тов, при­во­ди­мых Евсе­ви­ем, то и они могут быть объ­яс­не­ны ина­че. Так, закон о запре­ще­нии созы­ва собо­ров мог быть при­нят по прось­бе евсе­ви­ан, для кото­рых в это вре­мя сло­жи­лась небла­го­при­ят­ная обста­нов­ка внут­ри церк­ви. Что каса­ет­ся зако­на о запре­ще­нии мило­сер­дия к заклю­чен­ным и зако­на о раздель­ных молит­вах муж­чин и жен­щин, то они могут быть объ­яс­не­ны неже­ла­ни­ем воз­буж­дать недо­воль­ство языч­ни­ков, кото­рые были склон­ны обви­нять хри­сти­ан в раз­вра­те и пота­ка­нии пре­ступ­ни­кам. Изгна­ние хри­сти­ан из армии тоже понят­но: было неяс­но, за кем они все-таки пой­дут, а что каса­ет­ся изгна­ния всех хри­сти­ан из двор­ца, то это, по-види­мо­му, силь­ное пре­уве­ли­че­ние Евсе­вия, и евсе­ви­ан эта мера не затро­ну­ла. Сле­ду­ет при­знать, что в отно­ше­нии гоне­ний Лици­ния Евсе­вий допу­стил «фаль­си­фи­ка­цию мето­дом умол­ча­ния», невер­но рас­ста­вив акцен­ты в сво­ем рас­ска­зе.

В то же вре­мя на при­ме­ре Евсе­вия Нико­медий­ско­го мы можем убедить­ся, что евсе­ви­ане до кон­ца сохра­ня­ли вер­ность Лици­нию. В самом деле, даже если пред­по­ло­жить, что гоне­ния нача­лись после вой­ны 317 г. и затро­ну­ли всех хри­сти­ан, то как тогда объ­яс­нить, что епи­скоп одно­го из важ­ней­ших горо­дов импе­рии — Нико­медии, пере­жил их бла­го­по­луч­но. О том, что Евсе­вий Нико­медий­ский имел вес при дво­ре Лици­ния, сооб­ща­ет и Созо­мен (So­zo­me­nus E. H. I. 15).

При­ме­ча­тель­но, что прак­ти­че­ски все евсе­ви­ане — гла­вы хри­сти­ан­ских общин круп­ных горо­дов, и у нас нет сведе­ний о том, что кто-то из них постра­дал во вре­мя этих гоне­ний.

Если про­ана­ли­зи­ро­вать жиз­нен­ный путь их лиде­ра Евсе­вия Нико­медий­ско­го, мож­но сде­лать вывод, что эта груп­пи­ров­ка целе­на­прав­лен­но взра­щи­ва­лась Лици­ни­ем, так как послед­ний стре­мил­ся поста­вить на клю­че­вые посты в церк­ви сво­их людей. Фео­до­рит сооб­ща­ет, что Евсе­вий был сна­ча­ла «в нару­ше­ние зако­нов» (о запре­ще­нии пере­хо­дов из одной епар­хии в дру­гую) епи­ско­пом Берий­ским, потом «пере­ско­чил в Нико­медию, откуда потом, после собо­ра, был изгнан за явное нече­стие» (Theo­do­re­tus. E. H. I. 19). О том, каким обра­зом Евсе­вию удал­ся этот пере­ход, так­же ска­за­но, что это сде­ла­но «при содей­ст­вии людей в то вре­мя силь­ных» (Ibid. I. 20). Инте­рес­но, что и Арий еще до нача­ла сво­ей рас­коль­ни­че­ской дея­тель­но­сти был извер­жен из кли­ра епи­ско­пом Пет­ром, но затем, после того как послед­ний при­нял муче­ни­че­скую смерть во вре­мя гоне­ний, был воз­вра­щен и даже сде­лан пре­сви­те­ром (So­zo­me­nus. E. H. I. 15).

Таким обра­зом, что под­твер­жда­ет­ся сло­ва­ми само­го Кон­стан­ти­на, часть дея­те­лей восточ­ной церк­ви, т. е. евсе­ви­ане, ока­зы­ва­ла помощь Лици­нию вплоть до момен­та его паде­ния, что опро­вер­га­ет рас­хо­жий тезис об одно­знач­ной под­держ­ке имен­но Кон­стан­ти­на со сто­ро­ны всей церк­ви. Под­твер­жде­ни­ем тому слу­жит и спе­ци­аль­ное поста­нов­ле­ние Никей­ско­го собо­ра, осуж­даю­щее тех хри­сти­ан, кото­рые, уйдя с воен­ной служ­бы, впо­след­ст­вии опять вер­ну­лись к ней. Как отме­тил В. Рэм­зей, это может пони­мать­ся лишь как мера, направ­лен­ная про­тив тех хри­сти­ан, кото­рых Лици­ний вер­нул в армию в 323 г. и кото­рые вое­ва­ли на его сто­роне про­тив Кон­стан­ти­на7.

Что каса­ет­ся миро­воз­зре­ния Лици­ния, то срав­не­ние дан­ных Евсе­вия и дру­гих источ­ни­ков не про­яс­ня­ет кар­ти­ну, но дела­ет ее еще более туман­ной. По сооб­ще­ни­ям наших источ­ни­ков, в 313 г. Лици­ний вме­сте с Кон­стан­ти­ном под­пи­сал Милан­ский эдикт. За это он удо­сто­ил­ся от Лак­тан­ция и Евсе­вия столь же лест­ной харак­те­ри­сти­ки, как и Кон­стан­тин. Более того, Лак­тан­ций при­во­дит в сво­ем труде моно­те­и­сти­че­скую молит­ву Лици­ния (Lact. De mort. per­se­cut. X. 6), кото­рую ему, по сло­вам это­го писа­те­ля, про­дик­то­вал явив­ший­ся во сне ангел. Таким обра­зом, Лак­тан­ций видит в Лици­нии прак­ти­че­ски тако­го же хри­сти­ан­ско­го импе­ра­то­ра, как и в Кон­стан­тине. Нель­зя не согла­сить­ся с мне­ни­ем А. Джон­са, что эта молит­ва несет заме­ча­тель­ное сход­ство с той молит­вой, кото­рую Кон­стан­тин позд­нее при­ка­зал исполь­зо­вать сво­им сол­да­там-языч­ни­кам и кото­рая при­веде­на у Евсе­вия в «Жиз­не­опи­са­нии Кон­стан­ти­на» (Euseb. V. C. IV. 20)8.

Тем не менее затем Лици­ний уже рису­ет­ся Евсе­ви­ем как злоб­ный гони­тель хри­сти­ан. Евсе­вий откро­вен­но гово­рит, что Лици­ний, сра­жа­ясь с Кон­стан­ти­ном, пола­гал­ся на язы­че­ских богов, о чем он пуб­лич­но заяв­лял. Нам пред­став­ля­ет­ся, что миро­воз­зре­ние и вос­при­я­тие богов язы­че­ских и хри­сти­ан­ско­го Бога у Лици­ния было при­мер­но таким же, как у Кон­стан­ти­на, с той лишь раз­ни­цей, что он, в отли­чие от Кон­стан­ти­на, счи­тал, что Юпи­тер ничем не хуже Бога хри­сти­ан.

Про­ана­ли­зи­ру­ем речь Лици­ния перед бит­вой с вой­ском Кон­стан­ти­на. Он гово­рит о Боге хри­сти­ан ува­жи­тель­но, но при этом упо­ми­на­ет не раз, что это Бог чужой, и при­зы­ва­ет сол­дат наде­ять­ся на помощь рим­ских, оте­че­ских богов. Он утвер­жда­ет, что бит­ва будет меж­ду язы­че­ски­ми бога­ми и хри­сти­ан­ским (не забы­вая упо­мя­нуть, что язы­че­ских богов боль­ше, а зна­чит, они силь­нее), и что она пока­жет, на чьей сто­роне сила (Euseb. V. C. XI. 5). Евсе­вий гово­рит, что перед этим Лици­ний так­же мно­го общал­ся с мага­ми и пред­ска­за­те­ля­ми. Выбор Лици­ни­ем сво­его боже­ст­вен­но­го покро­ви­те­ля име­ет ту же логи­ку, что и у Кон­стан­ти­на перед столк­но­ве­ни­ем с Мак­сен­ци­ем, когда тот про­сил у хри­сти­ан­ско­го Бога под­твер­жде­ния сво­им с.97 надеж­дам, но у Лици­ния он при­ми­тив­нее и не име­ет такой эмо­цио­наль­ной окрас­ки. Насколь­ко мож­но судить по сведе­ни­ям источ­ни­ков, преж­де все­го по заме­ча­ни­ям Авре­лия Вик­то­ра, Лици­ний был чело­ве­ком доста­точ­но гру­бо­го скла­да, неспо­соб­ным к тон­ким пси­хо­ло­ги­че­ским пере­жи­ва­ни­ям. Лици­ний рас­суж­дал про­сто: если Кон­стан­ти­ну покро­ви­тель­ст­ву­ет Бог хри­сти­ан, зна­чит мне — Юпи­тер. Лици­ний не являл­ся вра­гом хри­сти­ан­ства, он про­сто вос­при­ни­мал его как один из мно­гих куль­тов9.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ


ВВ — Визан­тий­ский вре­мен­ник

CAH — Cambrid­ge An­cient His­to­ry

ChH — Church His­to­ry

JRS — The Jour­nal of Ro­man Stu­dies

RE — Pau­ly’s Rea­len­cyc­lo­pä­die der clas­si­schen Al­ter­tums-Wis­sen­schaft. Neue Bear­bei­tung. Stuttgart, 1893—

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Bay­nes N. Con­stan­ti­ne // CAH, 1939. Vol. XII. P. 694—695. — Он же отста­и­ва­ет досто­вер­ность Евсе­вия в отно­ше­нии опи­са­ния гоне­ний и их при­чин как поли­ти­че­ских, направ­лен­ных про­тив хри­сти­ан как потен­ци­аль­ных союз­ни­ков Кон­стан­ти­на.
  • 2Hönn K. Konstan­tin der Gros­se. Leip­zig. 1945. S. 124.
  • 3Seek O. Li­ci­nius // RE, 1929. Bd. XIII. S. 222—230.
  • 4Ср.: Bar­nes T. D. Lac­tan­tius and Con­stan­ti­ne // JRS, 1973. Vol. LXIII. P. 29—46; Storch R. H. The Euse­bian Con­stan­ti­ne // ChH, 1971. Vol. 40. N 2.
  • 5Попо­ва Т. В. Худо­же­ст­вен­ные осо­бен­но­сти сочи­не­ния Евсе­вия Кеса­рий­ско­го Vi­ta Con­stan­ti­ni // ВВ, 1973. N 34. С. 125.
  • 6Об этом см., напр.: Кри­ву­шин И. В. Рож­де­ние цер­ков­ной исто­рио­гра­фии: Евсе­вий Кеса­рий­ский. Ива­но­во, 1995. С. 34—35, 52—62.
  • 7Ram­say W. M. The Church of Ly­cao­nia in the fourth cen­tu­ry // Lu­ke the Phy­si­cian and ot­her stu­dies in the his­to­ry of re­li­gion. Lon­don. 1908. P. 344. — К сожа­ле­нию, это заме­ча­ние не послу­жи­ло для Рам­зея толч­ком к пере­смот­ру взглядов на отно­ше­ния Лици­ния и церк­ви (ср.: Ibid. P. 343). Х. Пар­кер, обра­тив­ший вни­ма­ние на спе­ци­фич­ность этих отно­ше­ний в свя­зи с суще­ст­во­ва­ни­ем груп­пи­ров­ки евсе­ви­ан, одна­ко, выска­зал мне­ние, что с нача­лом гоне­ний Лици­ний пол­но­стью ото­шел от сотруд­ни­че­ства с цер­ко­вью (Par­ker H. M. D. A His­to­ry of the Ro­man World A. D. 138—337. Lon­don, 1935. P. 259), что, оче­вид­но, не соот­вет­ст­ву­ет дей­ст­ви­тель­но­сти.
  • 8Jones A. H. M. The La­ter Ro­man Em­pi­re 284—602. Ox­ford. 1965. Vol. III. P. 10. No­te 6.
  • 9Подоб­ное отно­ше­ние к хри­сти­ан­ству напо­ми­на­ет то вос­при­я­тие этой рели­гии, кото­рое было типич­но для ново­об­ра­щен­ных вар­вар­ских вождей после­дую­щих веков. Так, в «Цер­ков­ной исто­рии англов» Бэды Досто­по­чтен­но­го рас­ска­зы­ва­ет­ся о коро­ле англов Ред­валь­де, кото­рый «по обы­чаю древ­них сама­ри­тян» (кото­рые, соглас­но Вет­хо­му Заве­ту, име­ли склон­ность при­ни­мать чужих богов и покло­нять­ся им наряду со сво­и­ми), каза­лось, одно­вре­мен­но слу­жил и Хри­сту, и бож­кам, кото­рым покло­нял­ся преж­де; в одном и том же хра­ме он дер­жал алтарь для хри­сти­ан­ской служ­бы и дру­гой, помень­ше, — для жерт­во­при­но­ше­ний демо­нам (Be­da Ve­ne­ra­bi­lis. His­to­ria Eccle­sias­ti­ca Gen­tis Anglo­rum. II. 115 // Гуре­вич А. Я. Сред­не­ве­ко­вый мир: куль­ту­ра без­молв­ст­ву­ю­ще­го боль­шин­ства. М., 1990. С. 46).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1387643698 1303242327 1303312492 1407579697 1407581008 1407583436