Святилище Кипрской богини
Храм Афродиты в Пафосе. Реконструкция Дж. Фишера фон Эрлаха (1721 год). |
Известный по всему Средиземноморью храм Афродиты в Пафосе с древнейших времен считался главным святилищем этой богини, и согласно археологическим данным был построен около 1200 года до н. э., еще до начала ахейского переселения. Древнее святилище представляло собой большую огороженную площадку (приблизительно
Реверс серебряной монеты императора Веспасиана с изображением храма. |
Реверс бронзовой монеты императора Каракаллы с изображением храма. |
Стена, окружающая «теменос», остатки которой можно видеть и в наши дни, сложена из гладко отесанных блоков, с большим количеством нерегулярных отверстий — их предназначение до сих пор остается загадкой. Сакральным центром этого святилища был темный серо-зеленый конический камень 1,22 м в высоту. Его называли «карадаш» — «черный камень» (совсем не по-гречески).
План Храма Афродиты в Палеопафосе. |
Конический камень из храма Афродиты (находится в музее Куклии). |
Стена. |
Каких-либо антропоморфных изображений Афродиты относящихся к этому историческому периоду не найдено. Интересно отметить что в расшифрованных местных силлабических письменах не содержится упоминаний имени Афродита.
Что касается происхождения богини, то до нас дошли только опоэтизированные версии, принадлежащие, в основном, перу относительно поздних греческих авторов. Самый ранний из известных поэтов, упоминающий Афродиту — Гомер жил на несколько столетий позже периода фактического зарождения культа. На Кипре в эту эпоху она известна под именем «Vanassa», которое современные лингвисты интерпретируют как «госпожа». Общеизвестное имя богини Афродита — не что иное как один из ее титулов — «Пеннорожденная» («афрос» — по-гречески «пена») и появляется намного позже, в античных текстах греческих авторов 8 века до н. э., в то время как имя Ванасса естественным образом ассоциируется с принятым в латинской традиции именем богини «Venus», которое, судя по всему является намного более древним, чем греческие аналоги.
Если попытаться объединить информацию, содержащуюся в различных поэтических и мифологических источниках, то история происхождения богини предстает в следующем виде. Вначале божественная пара Гея и Уран породили киклопов (циклопов), которых отец возненавидел и заточил под землю. Гея была расстроена таким поворотом событий и когда родились семь титанов, она убедила их низвергнуть отца за то, что он так поступил с киклопами. Возглавляемые младшим из семерки — Кроном, титаны дождались момента, когда
Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду Распространился кругом. Неожиданно левую руку Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро Член детородный и бросил назад его сильным размахом. |
Гесиод, «Теогония» |
Гениталии Урана были заброшены Кроном в море. Соответственно, пену, из которой произошла прекрасная богиня, древние авторы однозначно ассоциируют с этим событием.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом, По морю долгое время носился, и белая пена Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным, После же этого к Кипру пристала, омытому морем. |
Гесиод, «Теогония» |
С этого времени в среде догреческого населения Кипра утверждается древнейший, по сути своей оргиастический культ, который современные археологи обтекаемо называют культом «богини плодородия». На основе археологических находок считается, что «богине плодородия» начали поклоняться в районе древнего Пафоса до 3 тыс. до н. э., однако о сакральных деталях этих мистерий не сохранилось практически никакой информации.
Статуя Афродиты. Римская копия с греческого оригинала. Древний Рим. Вторая четверть 1 в. Мрамор. 214 см. |
Торс Афродиты. Римская копия с греческого оригинала. Древний Рим. 1 в. Мрамор. 78,8 см. |
Наиболее ранние из дошедших до нас исторических подробностей, связанных с культом Афродиты на Кипре относятся к истории кипрского правителя Пигмалиона. Он был безумно влюблен в богиню, и отчаявшись добиться взаимности воплотил ее образ в статую из слоновой кости, которой и адресовал весь пыл своих чувств.
Жил он, и ложе его лишено было долго подруги. А меж тем белоснежную он с неизменным искусством Резал слоновую кость. И создал он образ, — подобной Женщины свет не видал, — и свое полюбил он созданье. |
Овидий, «Метаморфозы» |
При очередной встрече с Афродитой в месте священных мистерий, во время посвященных ей празднеств, он умолил богиню оживить созданную им статую. Афродита выполнила его просьбу, и таким образом на свет появилось чудесное существо Галатея — превратившаяся в живую женщину статуя Афродиты. У Пигмалиона и Галатеи родились две дочери — Пафо и Метарма. Исходя из некоторых источников можно сделать вывод, что Пафо и Метарма были первыми верховными жрицами культа Афродиты, вступившего с этого времени в свою новую фазу развития. При этом поселение, находившееся в районе священного места, где проходили мистерии Афродиты Пигмалион назвал в честь своей дочери — Пафос. Это был общепринятый в древности обычай — называть местности и города по имени своих потомков. Это название сохранилось вплоть до наших дней.
Появление института жриц Афродиты, обладавших верховной мистической властью повлекло за собой социальные преобразования, подразумевавшие переход к более сложным формам государственного управления, неотъемлемым свойством которого было наличие профессионального военного гарнизона, управляемого привилегированным военачальником. Таким военачальником стал Кинир (Кинирас), происходивший от одной из правящих сирийских династий. Он «…с большим числом людей переселился на остров Кипр… женился там на Метарме, дочери кипрского царя Пигмалиона, и у него родились Оксипор и Адонис, а кроме них, дочери Орседика, Лаогора и Бресия». (Аполлодор, «Мифологическая библиотека»). Как и следовало ожидать, Кинир умело воспользовался тем фактом, что его жена была верховной жрицей Афродиты и довольно быстро добился для себя лидирующего положения в социально-религиозной иерархии кипрского общества того времени. И в скором времени он уже известен в древнем мире в статусе кипрского царя-жреца Афродиты и учреждает потомственное в своем роду жречество в Пафосском храме, наследуемое отныне по мужской линии (Тацит, «История»). В частности, все потомки Кинира имели официальный наследственный титул «King of Paphos and priest of Vanassa (The Ruling Lady)». (Король Пафоса и жрец Ванассы (Госпожи)). Именно с Киниром историческая традиция и современная археология связывают строительство древнего храма Афродиты. Возведение этого святилища знаменовало собой окончательный переход к теократической государственности на Кипре. С этого времени Древний Пафос (или Палеопафос, как его называют археологи) окончательно становится столицей царя-жреца Кинира и главным религиозно-культурным центром Кипра, ведущим активную торговлю с Египтом, Ближним Востоком, Сирией, Микенами…
В настоящее время на месте Палеопафоса находится деревня Куклия. Современный же Пафос развился из древнего поселения, называемого археологами Неопафос (Новый Пафос). Этот город был основан царем Тегеи Агапенором, прибывшим на Кипр после Троянской войны в период правления Кинира. Отношения между правителями были самыми дружественными и Агапенор со своими людьми принимал деятельное участие в строительстве древнего храма Афродиты, начатого Киниром. От Неопафоса к святилищу в Палеопафосе вела дорога, по которой во время ежегодных празднеств в честь Афродиты проходили священные ритуальные процессии пилигриммов со всей Ойкумены.
Шли века, сменялись владычества, а святилище Афродиты оставалось неизменно знаменитым, привлекало к себе паломников со всего мира и пользовалось неизменной поддержкой и почитанием у сильных мира сего.
В 77 году н. э., когда Кипр был уже Римской провинцией, произошло сильнейшее землетрясение, принесшее сильные разрушения всем постройкам Древнего Пафоса. В ходе восстановительных работ римские власти не только восстановили старое святилище, но возвели новое храмовое сооружение, южная стена которого находилась всего в
С наступлением эпохи христианства значение святилища Афродиты как религиозно-мистического центра Средиземноморья стало угасать и через несколько столетий знаменитый культ перестал существовать. Покинутый храм, постепенно разрушаясь, простоял еще почти тысячу лет, пока не был окончательно разобран местными жителями в