Г. Е. Росси

Святилище Кипрской богини

Публикуется по электронной версии, предоставленной автором, 2002 г.

Храм Афро­ди­ты в Пафо­се. Рекон­струк­ция Дж. Фише­ра фон Эрла­ха (1721 год).

Извест­ный по все­му Сре­ди­зем­но­мо­рью храм Афро­ди­ты в Пафо­се с древ­ней­ших вре­мен счи­тал­ся глав­ным свя­ти­ли­щем этой боги­ни, и соглас­но архео­ло­ги­че­ским дан­ным был постро­ен око­ло 1200 года до н. э., еще до нача­ла ахей­ско­го пере­се­ле­ния. Древ­нее свя­ти­ли­ще пред­став­ля­ло собой боль­шую ого­ро­жен­ную пло­щад­ку (при­бли­зи­тель­но 20 × 50 мет­ров), назы­вав­шу­ю­ся «теме­нос», где не было зда­ний, а вме­сто них рас­по­ла­га­лись алта­ри и места для при­но­ше­ния даров.

Реверс сереб­ря­ной моне­ты импе­ра­то­ра Вес­па­си­а­на с изо­бра­же­ни­ем хра­ма.
Реверс брон­зо­вой моне­ты импе­ра­то­ра Кара­кал­лы с изо­бра­же­ни­ем хра­ма.

Сте­на, окру­жаю­щая «теме­нос», остат­ки кото­рой мож­но видеть и в наши дни, сло­же­на из глад­ко оте­сан­ных бло­ков, с боль­шим коли­че­ст­вом нере­гу­ляр­ных отвер­стий — их пред­на­зна­че­ние до сих пор оста­ет­ся загад­кой. Сакраль­ным цен­тром это­го свя­ти­ли­ща был тем­ный серо-зеле­ный кони­че­ский камень 1,22 м в высоту. Его назы­ва­ли «кара­даш» — «чер­ный камень» (совсем не по-гре­че­ски).

План Хра­ма Афро­ди­ты в Палео­па­фо­се.
Кони­че­ский камень из хра­ма Афро­ди­ты
(нахо­дит­ся в музее Кук­лии).
Сте­на.

Каких-либо антро­по­морф­ных изо­бра­же­ний Афро­ди­ты отно­ся­щих­ся к это­му исто­ри­че­ско­му пери­о­ду не най­де­но. Инте­рес­но отме­тить что в рас­шиф­ро­ван­ных мест­ных сил­ла­би­че­ских пись­ме­нах не содер­жит­ся упо­ми­на­ний име­ни Афро­ди­та.

Что каса­ет­ся про­ис­хож­де­ния боги­ни, то до нас дошли толь­ко опо­э­ти­зи­ро­ван­ные вер­сии, при­над­ле­жа­щие, в основ­ном, перу отно­си­тель­но позд­них гре­че­ских авто­ров. Самый ран­ний из извест­ных поэтов, упо­ми­наю­щий Афро­ди­ту — Гомер жил на несколь­ко сто­ле­тий поз­же пери­о­да фак­ти­че­ско­го зарож­де­ния куль­та. На Кип­ре в эту эпо­ху она извест­на под име­нем «Va­nas­sa», кото­рое совре­мен­ные линг­ви­сты интер­пре­ти­ру­ют как «гос­по­жа». Обще­из­вест­ное имя боги­ни Афро­ди­та — не что иное как один из ее титу­лов — «Пен­но­рож­ден­ная» («афрос» — по-гре­че­ски «пена») и появ­ля­ет­ся намно­го поз­же, в антич­ных текстах гре­че­ских авто­ров 8 века до н. э., в то вре­мя как имя Ванасса есте­ствен­ным обра­зом ассо­ци­и­ру­ет­ся с при­ня­тым в латин­ской тра­ди­ции име­нем боги­ни «Ve­nus», кото­рое, судя по все­му явля­ет­ся намно­го более древним, чем гре­че­ские ана­ло­ги.

Если попы­тать­ся объ­еди­нить инфор­ма­цию, содер­жа­щу­ю­ся в раз­лич­ных поэ­ти­че­ских и мифо­ло­ги­че­ских источ­ни­ках, то исто­рия про­ис­хож­де­ния боги­ни пред­ста­ет в сле­дую­щем виде. Вна­ча­ле боже­ст­вен­ная пара Гея и Уран поро­ди­ли кик­ло­пов (цик­ло­пов), кото­рых отец воз­не­на­видел и зато­чил под зем­лю. Гея была рас­стро­е­на таким пово­ротом собы­тий и когда роди­лись семь тита­нов, она убеди­ла их низ­верг­нуть отца за то, что он так посту­пил с кик­ло­па­ми. Воз­глав­ля­е­мые млад­шим из семер­ки — Кро­ном, тита­ны дожда­лись момен­та, когда


Ночь за собою ведя, появил­ся Уран, и воз­лег он
Око­ло Геи, пылая любов­ным жела­ньем, и всюду
Рас­про­стра­нил­ся кру­гом. Неожи­дан­но левую руку
Сын протя­нул из заса­ды, а пра­вой, схва­тив­ши огром­ный
Серп ост­ро­зу­бый, отсек у роди­те­ля мило­го быст­ро
Член дето­род­ный и бро­сил назад его силь­ным раз­ма­хом.
Геси­од, «Тео­го­ния»

Гени­та­лии Ура­на были забро­ше­ны Кро­ном в море. Соот­вет­ст­вен­но, пену, из кото­рой про­изо­шла пре­крас­ная боги­ня, древ­ние авто­ры одно­знач­но ассо­ци­и­ру­ют с этим собы­ти­ем.


Член же отца дето­род­ный, отсе­чен­ный ост­рым желе­зом,
По морю дол­гое вре­мя носил­ся, и белая пена
Взби­лась вокруг от нетлен­но­го чле­на. И девуш­ка в пене
В той заро­ди­лась. Сна­ча­ла под­плы­ла к Кифе­рам свя­щен­ным,
После же это­го к Кипру при­ста­ла, омы­то­му морем.
Геси­од, «Тео­го­ния»

С это­го вре­ме­ни в среде догре­че­ско­го насе­ле­ния Кип­ра утвер­жда­ет­ся древ­ней­ший, по сути сво­ей орги­а­сти­че­ский культ, кото­рый совре­мен­ные архео­ло­ги обте­кае­мо назы­ва­ют куль­том «боги­ни пло­до­ро­дия». На осно­ве архео­ло­ги­че­ских нахо­док счи­та­ет­ся, что «богине пло­до­ро­дия» нача­ли покло­нять­ся в рай­оне древ­не­го Пафо­са до 3 тыс. до н. э., одна­ко о сакраль­ных дета­лях этих мисте­рий не сохра­ни­лось прак­ти­че­ски ника­кой инфор­ма­ции.

Ста­туя Афро­ди­ты. Рим­ская копия с гре­че­ско­го ори­ги­на­ла. Древ­ний Рим. Вто­рая чет­верть 1 в. Мра­мор. 214 см.
Торс Афро­ди­ты. Рим­ская копия с гре­че­ско­го ори­ги­на­ла. Древ­ний Рим. 1 в. Мра­мор. 78,8 см.

Наи­бо­лее ран­ние из дошед­ших до нас исто­ри­че­ских подроб­но­стей, свя­зан­ных с куль­том Афро­ди­ты на Кип­ре отно­сят­ся к исто­рии кипр­ско­го пра­ви­те­ля Пиг­ма­ли­о­на. Он был безум­но влюб­лен в боги­ню, и отча­яв­шись добить­ся вза­им­но­сти вопло­тил ее образ в ста­тую из сло­но­вой кости, кото­рой и адре­со­вал весь пыл сво­их чувств.


Жил он, и ложе его лише­но было дол­го подру­ги.
А меж тем бело­снеж­ную он с неиз­мен­ным искус­ст­вом
Резал сло­но­вую кость. И создал он образ, — подоб­ной
Жен­щи­ны свет не видал, — и свое полю­бил он созда­нье.
Овидий, «Мета­мор­фо­зы»

При оче­ред­ной встре­че с Афро­ди­той в месте свя­щен­ных мисте­рий, во вре­мя посвя­щен­ных ей празд­неств, он умо­лил боги­ню ожи­вить создан­ную им ста­тую. Афро­ди­та выпол­ни­ла его прось­бу, и таким обра­зом на свет появи­лось чудес­ное суще­ство Гала­тея — пре­вра­тив­ша­я­ся в живую жен­щи­ну ста­туя Афро­ди­ты. У Пиг­ма­ли­о­на и Гала­теи роди­лись две доче­ри — Пафо и Метар­ма. Исхо­дя из неко­то­рых источ­ни­ков мож­но сде­лать вывод, что Пафо и Метар­ма были пер­вы­ми вер­хов­ны­ми жри­ца­ми куль­та Афро­ди­ты, всту­пив­ше­го с это­го вре­ме­ни в свою новую фазу раз­ви­тия. При этом посе­ле­ние, нахо­див­ше­е­ся в рай­оне свя­щен­но­го места, где про­хо­ди­ли мисте­рии Афро­ди­ты Пиг­ма­ли­он назвал в честь сво­ей доче­ри — Пафос. Это был обще­при­ня­тый в древ­но­сти обы­чай — назы­вать мест­но­сти и горо­да по име­ни сво­их потом­ков. Это назва­ние сохра­ни­лось вплоть до наших дней.

Появ­ле­ние инсти­ту­та жриц Афро­ди­ты, обла­дав­ших вер­хов­ной мисти­че­ской вла­стью повлек­ло за собой соци­аль­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, под­ра­зу­ме­вав­шие пере­ход к более слож­ным фор­мам государ­ст­вен­но­го управ­ле­ния, неотъ­ем­ле­мым свой­ст­вом кото­ро­го было нали­чие про­фес­сио­наль­но­го воен­но­го гар­ни­зо­на, управ­ля­е­мо­го при­ви­ле­ги­ро­ван­ным вое­на­чаль­ни­ком. Таким вое­на­чаль­ни­ком стал Кинир (Кини­рас), про­ис­хо­див­ший от одной из пра­вя­щих сирий­ских дина­стий. Он «…с боль­шим чис­лом людей пере­се­лил­ся на ост­ров Кипр… женил­ся там на Метар­ме, доче­ри кипр­ско­го царя Пиг­ма­ли­о­на, и у него роди­лись Окси­пор и Адо­нис, а кро­ме них, доче­ри Орседи­ка, Лао­го­ра и Бре­сия». (Апол­ло­дор, «Мифо­ло­ги­че­ская биб­лио­те­ка»). Как и сле­до­ва­ло ожи­дать, Кинир уме­ло вос­поль­зо­вал­ся тем фак­том, что его жена была вер­хов­ной жри­цей Афро­ди­ты и доволь­но быст­ро добил­ся для себя лиди­ру­ю­ще­го поло­же­ния в соци­аль­но-рели­ги­оз­ной иерар­хии кипр­ско­го обще­ства того вре­ме­ни. И в ско­ром вре­ме­ни он уже изве­стен в древ­нем мире в ста­ту­се кипр­ско­го царя-жре­ца Афро­ди­ты и учреж­да­ет потом­ст­вен­ное в сво­ем роду жре­че­ство в Пафос­ском хра­ме, насле­ду­е­мое отныне по муж­ской линии (Тацит, «Исто­рия»). В част­но­сти, все потом­ки Кини­ра име­ли офи­ци­аль­ный наслед­ст­вен­ный титул «King of Pa­phos and priest of Va­nas­sa (The Ru­ling La­dy)». (Король Пафо­са и жрец Ванассы (Гос­по­жи)). Имен­но с Кини­ром исто­ри­че­ская тра­ди­ция и совре­мен­ная архео­ло­гия свя­зы­ва­ют стро­и­тель­ство древ­не­го хра­ма Афро­ди­ты. Воз­веде­ние это­го свя­ти­ли­ща зна­ме­но­ва­ло собой окон­ча­тель­ный пере­ход к тео­кра­ти­че­ской государ­ст­вен­но­сти на Кип­ре. С это­го вре­ме­ни Древ­ний Пафос (или Палео­па­фос, как его назы­ва­ют архео­ло­ги) окон­ча­тель­но ста­но­вит­ся сто­ли­цей царя-жре­ца Кини­ра и глав­ным рели­ги­оз­но-куль­тур­ным цен­тром Кип­ра, веду­щим актив­ную тор­гов­лю с Егип­том, Ближ­ним Восто­ком, Сири­ей, Мике­на­ми…

В насто­я­щее вре­мя на месте Палео­па­фо­са нахо­дит­ся дерев­ня Кук­лия. Совре­мен­ный же Пафос раз­вил­ся из древ­не­го посе­ле­ния, назы­вае­мо­го архео­ло­га­ми Неопа­фос (Новый Пафос). Этот город был осно­ван царем Тегеи Ага­пе­но­ром, при­быв­шим на Кипр после Тро­ян­ской вой­ны в пери­од прав­ле­ния Кини­ра. Отно­ше­ния меж­ду пра­ви­те­ля­ми были самы­ми дру­же­ст­вен­ны­ми и Ага­пе­нор со сво­и­ми людь­ми при­ни­мал дея­тель­ное уча­стие в стро­и­тель­стве древ­не­го хра­ма Афро­ди­ты, нача­то­го Кини­ром. От Неопа­фо­са к свя­ти­ли­щу в Палео­па­фо­се вела доро­га, по кото­рой во вре­мя еже­год­ных празд­неств в честь Афро­ди­ты про­хо­ди­ли свя­щен­ные риту­аль­ные про­цес­сии пили­грим­мов со всей Ойку­ме­ны.

Шли века, сме­ня­лись вла­ды­че­ства, а свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты оста­ва­лось неиз­мен­но зна­ме­ни­тым, при­вле­ка­ло к себе палом­ни­ков со все­го мира и поль­зо­ва­лось неиз­мен­ной под­держ­кой и почи­та­ни­ем у силь­ных мира сего.

В 77 году н. э., когда Кипр был уже Рим­ской про­вин­ци­ей, про­изо­шло силь­ней­шее зем­ле­тря­се­ние, при­нес­шее силь­ные раз­ру­ше­ния всем построй­кам Древ­не­го Пафо­са. В ходе вос­ста­но­ви­тель­ных работ рим­ские вла­сти не толь­ко вос­ста­но­ви­ли ста­рое свя­ти­ли­ще, но воз­ве­ли новое хра­мо­вое соору­же­ние, южная сте­на кото­ро­го нахо­ди­лась все­го в 2-х мет­рах от внеш­ней север­ной части древ­не­го хра­ма. Таким обра­зом оба свя­ти­ли­ща пред­став­ля­ли еди­ный архи­тек­тур­ный ком­плекс, зда­ния кото­ро­го были свя­за­ны меж­ду собой спе­ци­аль­ным пере­хо­дом и куль­то­вые бого­слу­же­ния там про­дол­жа­лись как и в древ­ние вре­ме­на. Рим­ские импе­ра­то­ры этой эпо­хи уде­ля­ли осо­бое вни­ма­ние хра­му Афро­ди­ты и даже чека­ни­ли его изо­бра­же­ние на сво­их моне­тах. При­чи­на такой осо­бой заботы кры­лась в том, что они рас­смат­ри­ва­ли этот храм как свое глав­ное родо­вое свя­ти­ли­ще, посколь­ку глав­ным титу­лом каж­до­го импе­ра­то­ра был «Цезарь». Этот титул про­изо­шел от лич­но­го име­ни «Юлий Цезарь», кото­рый был пря­мым потом­ком леген­дар­но­го Юла — сына Энея и вну­ка Афро­ди­ты. Эней — тро­ян­ский принц, герой Тро­ян­ской вой­ны, рож­ден­ный Афро­ди­той от царя дар­да­нов Анхи­за. После паде­ния Трои часть тро­ян­цев под пред­во­ди­тель­ст­вом Энея пере­се­ли­лась в Ита­лию и осно­ва­ла там посе­ле­ние, из кото­ро­го впо­след­ст­вии вырос Вели­кий Рим.

С наступ­ле­ни­ем эпо­хи хри­сти­ан­ства зна­че­ние свя­ти­ли­ща Афро­ди­ты как рели­ги­оз­но-мисти­че­ско­го цен­тра Сре­ди­зем­но­мо­рья ста­ло уга­сать и через несколь­ко сто­ле­тий зна­ме­ни­тый культ пере­стал суще­ст­во­вать. Поки­ну­тый храм, посте­пен­но раз­ру­ша­ясь, про­сто­ял еще почти тыся­чу лет, пока не был окон­ча­тель­но разо­бран мест­ны­ми жите­ля­ми в 14-м веке. Древ­ние свя­щен­ные кам­ни послу­жи­ли стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом для стен сред­не­ве­ко­вой сахар­ной ману­фак­ту­ры.


Фото, пред­став­ля­ю­щие совре­мен­ный вид хра­ма Афро­ди­ты.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1407695018 1407695020 1407695021 1416577250 1416748632 1418720010